СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка рабочей программы в связи с введением новых ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №56»




СОГЛАСОВАНО


Дата_______________________

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

__________/__ М.Ю.Моторнова _




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____________Т.Н.Озерова

Приказ № 01-02/189 от 28.08.2018






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ____информатике_______


в ______8-х____________


__________Корчевцева Л.И.__________



на____2018-2019_______















город Ярославль

2018

  1. Пояснительная записка


Р абочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56».

Утверждена 04.09.2015 г. Приказ № 01-14/329

  • Методического письма о преподавании учебного предмета «Информатика» в 2017-2018 учебном году (региональный уровень)

  • Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-14/320 от 327.08.2018г.

Цели изучения предмета «Информатика:

  • формирование личности, готовой жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

  • освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формировании целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;

  • формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;

  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;

  • овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значительной информации и личную информационную безопасность;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Задачи изучения учебного предмета:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными пакетами программ;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Pascal, обучить навыкам работы с системой программирования;

  • формировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

  • формировать универсальные учебные действия.



Количество часов, отводимых на изучение «Информатика в 8 классе по федеральному учебному плану – 34 часов (1 час в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 34 часа.

Используемый учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика, Бином, входит в федеральный перечень.

Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по «Информатика», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.

Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.

Личностные и метапредметные результаты на учебный год скопированы из рабочей программы учебного «Информатика»

Личностные результаты

Обучающийся сможет:

* понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно­-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

*иметь устойчивый познавательный интерес и личностный смысл учения;

*уметь строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий, выбирать дальнейший образовательный маршрут (быть готовым к выбору профильного образования);

*быть готовым противостоять любым видам насилия;

*уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения в различных ситуациях, конструктивно разрешать конфликты (знать способы выхода из конфликта);

*знать основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

Метапредметные результаты

Межпредметные понятия

Проектная деятельность:

обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Обучающийся сможет:

*ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом;

*решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного критического понимания текста:

- выделять главную и избыточную информацию;

- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся сможет:

*интерпретировать текст: -обнаруживать в тексте доводы в подтверждении выдвинутых тезисов;

Работа с текстом: оценка информации

*откликаться на содержание текста: * на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; * критически относиться к рекламной информации;

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

*адекватно оценивать собственные возможности в отношении решения поставленной задачи;

обнаруживать и формулировать учебную проблему

- ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

*выделять альтернативные способы решения учебных и познавательных задач и выбирать наиболее эффективный способ;

*выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/ достижения цели;

*адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

*определять в сотрудничестве с учителем и одноклассниками потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

*планировать и корректировать во внеурочной деятельности свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

*осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и

отличий от эталона;


*устанавливать по алгоритму (плану) связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

*определять в диалоге с учителем критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

*достигать цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

* вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности;

​ адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

*совместно с учителем подводить под понятия, выводить следствия;

*самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

*делать вывод на основе критического анализа предложенных разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

*строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать под руководством учителя неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

*строить доказательство: прямое, под руководством учителя косвенное и от противного;


8. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

- находить информацию в тексте по заданным критериям;

- находить и извлекать информацию из текста, формулировать простой вывод;

- находить информацию в тексте и соотносить её с фоновыми заданиями;

- понимать символьную запись;

- понимать информацию и передавать её на алгебраическом языке;

- понимать основные идеи и геометрические конфигурации, описанные в тексте;

- создавать мысленные образы на основе прочитанной информации;

- интерпретировать информацию из текста на примере;

- понимать алгоритм действия;

-использовать символьную запись для предоставления информации из текста;

- формулировать выводы на основе сравнительного анализа и обобщения информации, представленной в тексте;

Использование информации из текста для различных целей:

- использовать информацию из текста для решения проблемы в новой практико-ориентированной ситуации;

- использовать информацию из текста для решения практико-ориентированной задачи, аргументировать свой ответ;

- проводить аналогию между описанным в тексте и новыми процессами;

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

* прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

Коммукативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

*формулировать собственное мнение и пози-цию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

*адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, формулировать гипотезы;

*внимательно выслушивать ответ товарища, обращать внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными примерами, обоснование оценки ответа;

* по заданию учителя контролировать корректировать, оценивать действия партнера;

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования, и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

*строить доказательство через доказательство заученное или усвоенное в школе и доказательство через пример;

*строить убеждение, обосновывать и доказывать собственное мнение;

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

*Активно и корректно взаимодействовать со всеми пользователями ИС ОУ, представлять результаты своей деятельности (проектной, творческой) в ИС ОУ;

*знать об информационной гигиене и правилах информационной безопасности


Тематическое планирование на учебный год


ТЕМА

Количество часов

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ.

1

2

Математические основы информатики

12

3

Основы алгоритмизации

10

4

Начала программирования

10

5

Итоговое повторение

1



8 класс

Дата

Номер урока

Тема урока

§

учебника

Предметные результаты

06.09

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Введение

Выпускник овладеет:

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных,

  • владеть навыками и умениями безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;

основами соблюдения норм информационной этики и права;

Ученик научится:

  • различать содержание основных понятий предмета: алгоритм и его свойствах и др.;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

Ученик получит возможность научиться:

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;




Тема Математические основы информатики

13.09

2.

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.

Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

§1.1.

20.09

3.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Двоичная арифметика.

§1.1.

27.09

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Компьютерные системы счисления. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

§1.1.

04.10

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Арифметические действия в системах счисления.

§1.1.

11.10

6.

Представление целых чисел в памяти компьютера.

§1.2.

18.10

7

Представление вещественных чисел в памяти компьютера.

§1.2.

25.10

8.

Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.

Множество. Диаграммы Эйлера-Венна. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Логические значения высказываний.

§1.3.

Ученик научится:

  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

Ученик получит возможность научиться:

  • научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.



01.11

9.

Всероссийский урок «Безопасный интернет». Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

§1.3.

15.11

10.

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики.

§1.3.

22.11

11.

Решение логических задач

§1.3.

29.11

12.

Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.

§1.3.

06.12

13.

Всероссийский урок «Час кода». Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа.


13.12

14.

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Свойства алгоритма. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.

§2.1

Ученик научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «среда исполнителя», «система команд исполнителя», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

  • составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • применять знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

  • использовать основные алгоритмические структуры - линейную, условную и циклическую на одном из языков программирования;

  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;



Ученик получит возможность научиться:

  • развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

  • получит представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.


20.12

15.

Способы записи алгоритмов. Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. Составление алгоритмов по управлению исполнителем Робот.

§2.2

27.12

16.

Объекты алгоритмов. Величины. Выражения. Команда присваивания. Табличные величины. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Представление о структурах данных.

§2.3

10.01

17.

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

§2.4

17.01

18.

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).

§2.4

24.01

19.

Простые и составные условия. Запись составных условий. Примеры записи команд ветвления в различных алгоритмических языках.

§2.4

31.01

20.

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием выполнения продолжения работы Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла: постусловие цикла.

§2.4

07.02

21.

Безопасный интернет. Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы. Проверка условия выполнения цикла после выполнения тела цикла: постусловие цикла. Инвариант цикла.

§2.4

14.02

22.

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений, с переменной цикла. Примеры записи команд повторения в различных алгоритмических языках.

§2.4

21.02

23.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа.

Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.



Тема Начала программирования

28.02

24.

Системы программирования. Средства создания и выполнения программ. Общие сведения о языке программирования Паскаль. Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

§3.1

07.03

25.

Организация ввода и вывода данных.

§3.2

14.03

26.

Оператор присваивания. Программирование линейных алгоритмов.

§3.3

21.03

27.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.

§3.4

04.04

28.

Техника безопасности и правила работы на компьютере. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

§3.4

11.04

29.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).

§3.5

18.04

30.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

§3.5

25.04

31.

Программирование циклов с заданным числом повторений.

§3.5

02.05

32.

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

§3.5

16.05

33.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа.



Итоговое повторение


23.05

34.

Анализ проверочной работы. Основные понятия курса. Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления.