Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №56»
СОГЛАСОВАНО Дата_______________________ заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________/__ М.Ю.Моторнова _ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы_____________Т.Н.Озерова Приказ № 01-02/189 от 28.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ____информатике_______
в ______8-х____________
__________Корчевцева Л.И.__________
на____2018-2019_______
город Ярославль
2018
Пояснительная записка
Р абочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56».
Утверждена 04.09.2015 г. Приказ № 01-14/329
Методического письма о преподавании учебного предмета «Информатика» в 2017-2018 учебном году (региональный уровень)
Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-14/320 от 327.08.2018г.
Цели изучения предмета «Информатика:
формирование личности, готовой жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формировании целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значительной информации и личную информационную безопасность;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи изучения учебного предмета:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными пакетами программ;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Pascal, обучить навыкам работы с системой программирования;
формировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
формировать универсальные учебные действия.
Количество часов, отводимых на изучение «Информатика в 8 классе по федеральному учебному плану – 34 часов (1 час в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 34 часа.
Используемый учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика, Бином, входит в федеральный перечень.
Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по «Информатика», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.
Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.
Личностные и метапредметные результаты на учебный год скопированы из рабочей программы учебного «Информатика»
Личностные результаты
Обучающийся сможет:
* понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
*иметь устойчивый познавательный интерес и личностный смысл учения;
*уметь строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий, выбирать дальнейший образовательный маршрут (быть готовым к выбору профильного образования);
*быть готовым противостоять любым видам насилия;
*уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения в различных ситуациях, конструктивно разрешать конфликты (знать способы выхода из конфликта);
*знать основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Метапредметные результаты
Межпредметные понятия
Проектная деятельность:
обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Обучающийся сможет:
*ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом;
*решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного критического понимания текста:
- выделять главную и избыточную информацию;
- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся сможет:
*интерпретировать текст: -обнаруживать в тексте доводы в подтверждении выдвинутых тезисов; Работа с текстом: оценка информации
*
откликаться на содержание текста: * на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; * критически относиться к рекламной информации; Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
*адекватно оценивать собственные возможности в отношении решения поставленной задачи;
обнаруживать и формулировать учебную проблему
- ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
*выделять альтернативные способы решения учебных и познавательных задач и выбирать наиболее эффективный способ;
*выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/ достижения цели;
*адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
*определять в сотрудничестве с учителем и одноклассниками потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
*планировать и корректировать во внеурочной деятельности свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
*осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
*устанавливать по алгоритму (плану) связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
*определять в диалоге с учителем критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
*достигать цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
* вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
*совместно с учителем подводить под понятия, выводить следствия;
*самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
*делать вывод на основе критического анализа предложенных разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
*строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать под руководством учителя неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
*строить доказательство: прямое, под руководством учителя косвенное и от противного;
8. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
- находить информацию в тексте по заданным критериям;
- находить и извлекать информацию из текста, формулировать простой вывод;
- находить информацию в тексте и соотносить её с фоновыми заданиями;
- понимать символьную запись;
- понимать информацию и передавать её на алгебраическом языке;
- понимать основные идеи и геометрические конфигурации, описанные в тексте;
- создавать мысленные образы на основе прочитанной информации;
- интерпретировать информацию из текста на примере;
- понимать алгоритм действия;
-использовать символьную запись для предоставления информации из текста;
- формулировать выводы на основе сравнительного анализа и обобщения информации, представленной в тексте;
Использование информации из текста для различных целей:
- использовать информацию из текста для решения проблемы в новой практико-ориентированной ситуации;
- использовать информацию из текста для решения практико-ориентированной задачи, аргументировать свой ответ;
- проводить аналогию между описанным в тексте и новыми процессами;
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
* прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
Коммукативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
*формулировать собственное мнение и пози-цию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
*адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, формулировать гипотезы;
*внимательно выслушивать ответ товарища, обращать внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными примерами, обоснование оценки ответа;
* по заданию учителя контролировать корректировать, оценивать действия партнера;
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования, и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
*строить доказательство через доказательство заученное или усвоенное в школе и доказательство через пример;
*строить убеждение, обосновывать и доказывать собственное мнение;
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
*Активно и корректно взаимодействовать со всеми пользователями ИС ОУ, представлять результаты своей деятельности (проектной, творческой) в ИС ОУ;
*знать об информационной гигиене и правилах информационной безопасности
Тематическое планирование на учебный год
№ | ТЕМА | Количество часов |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. | 1 |
2 | Математические основы информатики | 12 |
3 | Основы алгоритмизации | 10 |
4 | Начала программирования | 10 |
5 | Итоговое повторение | 1 |
8 класс
Дата | Номер урока | Тема урока | § учебника | Предметные результаты |
06.09 | 1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и правила работы на компьютере. | Введение | Выпускник овладеет: приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, владеть навыками и умениями безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете; основами соблюдения норм информационной этики и права; Ученик научится: записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления; Ученик получит возможность научиться: научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита; узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1; |
| Тема Математические основы информатики |
13.09 | 2. | Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. | §1.1. |
20.09 | 3. | Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Двоичная арифметика. | §1.1. |
27.09 | 4. | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Компьютерные системы счисления. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. | §1.1. |
04.10 | 5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Арифметические действия в системах счисления. | §1.1. |
11.10 | 6. | Представление целых чисел в памяти компьютера. | §1.2. |
18.10 | 7 | Представление вещественных чисел в памяти компьютера. | §1.2. |
25.10 | 8. | Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите. Множество. Диаграммы Эйлера-Венна. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Логические значения высказываний. | §1.3. | Ученик научится: записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний; определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения; декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами; Ученик получит возможность научиться: научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними. |
01.11 | 9. | Всероссийский урок «Безопасный интернет». Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. | §1.3. |
15.11 | 10. | Техника безопасности и правила работы на компьютере. Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. | §1.3. |
22.11 | 11. | Решение логических задач | §1.3. |
29.11 | 12. | Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера. | §1.3. |
06.12 | 13. | Всероссийский урок «Час кода». Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа. | |
13.12 | 14. | Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Свойства алгоритма. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом. | §2.1 | Ученик научится: понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «среда исполнителя», «система команд исполнителя», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно); выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; применять знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; использовать основные алгоритмические структуры - линейную, условную и циклическую на одном из языков программирования; классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче; Ученик получит возможность научиться: развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. получит представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях. |
20.12 | 15. | Способы записи алгоритмов. Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. Составление алгоритмов по управлению исполнителем Робот. | §2.2 |
27.12 | 16. | Объекты алгоритмов. Величины. Выражения. Команда присваивания. Табличные величины. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Представление о структурах данных. | §2.3 |
10.01 | 17. | Техника безопасности и правила работы на компьютере. Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. | §2.4 |
17.01 | 18. | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). | §2.4 |
24.01 | 19. | Простые и составные условия. Запись составных условий. Примеры записи команд ветвления в различных алгоритмических языках. | §2.4 |
31.01 | 20. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием выполнения продолжения работы Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла: постусловие цикла. | §2.4 |
07.02 | 21. | Безопасный интернет. Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы. Проверка условия выполнения цикла после выполнения тела цикла: постусловие цикла. Инвариант цикла. | §2.4 |
14.02 | 22. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений, с переменной цикла. Примеры записи команд повторения в различных алгоритмических языках. | §2.4 |
21.02 | 23. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул. | |
| Тема Начала программирования |
28.02 | 24. | Системы программирования. Средства создания и выполнения программ. Общие сведения о языке программирования Паскаль. Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ. | §3.1 |
07.03 | 25. | Организация ввода и вывода данных. | §3.2 |
14.03 | 26. | Оператор присваивания. Программирование линейных алгоритмов. | §3.3 |
21.03 | 27. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного уравнения. | §3.4 |
04.04 | 28. | Техника безопасности и правила работы на компьютере. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | §3.4 |
11.04 | 29. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида). | §3.5 |
18.04 | 30. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | §3.5 |
25.04 | 31. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | §3.5 |
02.05 | 32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | §3.5 |
16.05 | 33. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. | |
| Итоговое повторение | |
23.05 | 34. | Анализ проверочной работы. Основные понятия курса. Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления. | | |