Рабочая программа
учебного предмета «Информатика»
Составитель: учитель Русавская А.М.
2025г.
Цели и задачи учебного курса
Цели:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание программы
Глава 1. Математические основы информатики
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».
Глава 2. Основы алгоритмизации
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следования». Алгоритмическая конструкция «ветвления». Сокращенная форма ветвления. Алгоритмические конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений. Обобщение и систематизация основных понятий . Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».
Глава 3. Начала программирования
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования» .
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Учащиеся 8 класса должны:
знать:
связь между информацией и знаниями человека;
информационные процессы;
принципы информационной безопасности личности;
функции языка, как способа представления информации;
что такое бит, байт, килобайт, мегабайт т.д;
назначение ПО, ОС;
значение текстового и графического редакторов;
назначение и структуру презентаций;
состав основных устройств компьютера, основные характеристики компьютера;
структуру внутренней памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
назначение антивирусной программы.
уметь:
измерять количество информации (текста в байтах);
определять назначение файла по его расширению;
применять текстовый процессор для создания списков и таблиц, вставки рисунков;
работать со сканером;
создавать мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
применять графический редактор и текстовый процессор для создания рисунков;
применять антивирусную программу
осознавать или иметь представление:
важность применения информационных технологий в различных сферах жизни общества и человеческой деятельности;
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.
значение ОС для организации работы ПК.
значимость антивирусных программ.
значение правильного оформления текстовой и графической информации в условиях распространения НИТ.
значение электронных презентаций в современном обществе.
ТЕМАТИЧЕСКое ПЛАНирование ПО ИНФОРМАТИКЕ
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Математические основы информатики. | 13 |
2 | Основы алгоритмизации. | 11 |
3 | Начала программирования. | 10 |
| Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование |
план | факт |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | | видеозапись |
2 | Общие сведения о системах счисления. | 1 | | | компьютер |
3 | Двоичная система счисления. | 1 | | | рабочая тетрадь |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. | 1 | | | презентация |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | 1 | | | экран |
6 | Представление целых чисел. | 1 | | | сеть Интернет |
7 | Представление вещественных чисел. | 1 | | | видеозапись |
8 | Высказывание. Логические операции. | 1 | | | плакат |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений. | 1 | | | видеозапись |
10 | Свойства логических операций. | 1 | | | видеозапись |
11 | Решение логических задач. | 1 | | | экран |
12 | Логические элементы. | 1 | | | презентация |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». | 1 | | | сеть Интернет |
14 | Алгоритмы и исполнители. | 1 | | | презентация |
15 | Способы записи алгоритмов. | 1 | | | презентация |
16 | Объекты алгоритмов. | 1 | | | презентация |
17 | Алгоритмическая конструкция «следование». | 1 | | | презентация |
18 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. | 1 | | 3ю5 | презентация |
19 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | | | презентация |
20 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы | 1 | | | презентация |
21 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений. | 1 | | | презентация |
22 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Основы алгоритмизации. | 1 | | | презентация |
23 | Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. | 1 | | | презентация |
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | | | презентация |
25 | Организация ввода и вывода данных | 1 | | | презентация |
26 | Программирование линейных алгоритмов. | 1 | | | презентация |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | 1 | | | презентация |
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | | | презентация |
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | | | презентация |
30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | | | презентация |
31 | Программирование циклов с фиксированным числом повторений | 1 | | | презентация |
32 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | | | презентация |
33 | Контрольная работа по тексту администрации. | 1 | | | раздаточный материал |
34 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». | 1 | | | презентация |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021
Бородина М.Н. Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021
Приложение
Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Информатика». Критерии оценивания.
Тест
1.Информацию, изложенную на доступном для получателя языке называют:
полной;
полезной;
актуальной;
достоверной;
понятной.
2. Наибольший объем информации человек получает при помощи:
органов слуха;
органов зрения;
органов осязания;
органов обоняния;
вкусовых рецепторов.
3. Обмен информацией - это:
выполнение домашней работы;
просмотр телепрограммы;
наблюдение за поведением рыб в аквариуме;
разговор по телефону.
4. Видеоадаптер - это:
1. устройство, управляющее работой монитора;
2. программа, распределяющая ресурсы видеопамяти;
3. электронное энергозависимое устройство для хранения информации о
графическом изображении;
4. процессор монитора.
5. К какой форме представления информации относится счет футбольного матча?
1. текстовой
2. числовой
3. графической
4. мультимедийной
6. Сколько бит в слове МЕГАБАЙТ?
1. 8
2. 32
3. 64
4. 24
7. Какое из перечисленных слов можно зашифровать в виде кода $%$#?
1. марс
2. озон
3. такт
4. реле
8. Расширение файла указывает:
1. на дату его создания
2. на тип данных, хранящихся в нем
3. на путь к файлу
4. это произвольный набор символов
9. Полное имя файла D: \8 класс \Иванов Иван \контрольная работа \ контроша. doc. В какой папке хранится файлконтроша. doc?
1. 8 класс
2. Иванов Иван
3. контрольная работа
4.D:
10. К формальным языкам можно отнести:
английский язык;
2.язык программирования;
3.язык жестов;
4.русский язык;
5.китайский язык.
11. Текстовый редактор - программа, предназначенная для:
создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
управление ресурсами ПК при создании документов;
автоматического перевода с символьных языков в машинные коды;
12. К числу основных функций текстового редактора относятся:
копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;
создание, редактирование, сохранение и печать текстов;
строгое соблюдение правописания;
автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.
13. Процедура автоматического форматирования текста предусматривает:
запись текста в буфер;
удаление текста;
отмену предыдущей операции, совершенной над текстом;
автоматическое расположение текста в соответствии с определенными правилами.
14. Одной из основных функций графического редактора является:
1. ввод изображений;
2. хранение кода изображения;
3. создание изображений;
4. просмотр и вывод содержимого видеопамяти.
15. Примитивами в графическом редакторе называют:
1. простейшие фигуры, рисуемые с помощью специальных инструментов графического редактора;
2. операции, выполняемые над файлами, содержащими изображения, созданные в графическом редакторе;
3. среду графического редактора;
4. режим работы графического редактора.
16. Двоичное число 100012 соответствует десятичному числу
1110
1710
25610
100110
1000110
17. Сколько бит в слове КИЛАБАЙТ?
1. 8
2. 32
3. 64
4. 24
18. Укажите самое большое число:
19916
19910
1998
1996
19.Видеофайлы имеют расширение:
1.exe, com,bat
2.rtf, doc, docx, txt
3.ppt, pps
4.avi, wmv, mpeg
20. В какой из последовательностей единицы измерения указаны в порядке возрастания
байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
гигабайт, мегабайт, килобайт, байт
гигабайт, килобайт, мегабайт, байт
мегабайт, килобайт, байт, гигабайт
При оценке тестов из 20 вопросов, оценка «5» соответствует 20-19 правильных ответов, «4» —18-16 правильных ответов, «3» — 15-13 правильных ответов, «2» — ниже 12.