СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике (8 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике (8 класс)»










Рабочая программа

учебного предмета «Информатика»















Составитель: учитель Русавская А.М.

















2025г.



Цели и задачи учебного курса

Цели:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики;

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание программы

Глава 1. Математические основы информатики

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

Глава 2. Основы алгоритмизации

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следования». Алгоритмическая конструкция «ветвления». Сокращенная форма ветвления. Алгоритмические конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений. Обобщение и систематизация основных понятий . Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации».

Глава 3. Начала программирования

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования» .

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.


Учащиеся 8 класса должны:

знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • информационные процессы;

  • принципы информационной безопасности личности;

  • функции языка, как способа представления информации;

  • что такое бит, байт, килобайт, мегабайт т.д;

  • назначение ПО, ОС;

  • значение текстового и графического редакторов;

  • назначение и структуру презентаций;

  • состав основных устройств компьютера, основные характеристики компьютера;

  • структуру внутренней памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • назначение антивирусной программы.

уметь:

  • измерять количество информации (текста в байтах);

  • определять назначение файла по его расширению;

  • применять текстовый процессор для создания списков и таблиц, вставки рисунков;

  • работать со сканером;

  • создавать мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • применять графический редактор и текстовый процессор для создания рисунков;

  • применять антивирусную программу

осознавать или иметь представление:

  • важность применения информационных технологий в различных сферах жизни общества и человеческой деятельности;

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.

  • значение ОС для организации работы ПК.

  • значимость антивирусных программ.

  • значение правильного оформления текстовой и графической информации в условиях распространения НИТ.

  • значение электронных презентаций в современном обществе.


ТЕМАТИЧЕСКое ПЛАНирование ПО ИНФОРМАТИКЕ


п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Математические основы информатики.

13

2

Основы алгоритмизации.

11

3

Начала программирования.

10


Итого:

34


Календарно - тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и тем


Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

план

факт

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1



видеозапись

2

Общие сведения о системах счисления.

1



компьютер

3

Двоичная система счисления.

1



рабочая тетрадь

4

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

1



презентация

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

1



экран

6

Представление целых чисел.

1



сеть Интернет

7

Представление вещественных чисел.

1



видеозапись

8

Высказывание. Логические операции.

1



плакат

9

Построение таблиц истинности для логических выражений.

1



видеозапись

10

Свойства логических операций.

1



видеозапись

11

Решение логических задач.

1



экран

12

Логические элементы.

1



презентация

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

1



сеть Интернет

14

Алгоритмы и исполнители.

1



презентация

15

Способы записи алгоритмов.

1



презентация

16

Объекты алгоритмов.

1



презентация

17

Алгоритмическая конструкция «следование».

1



презентация

18

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления.

1


3ю5

презентация

19

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы.

1



презентация

20

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы

1



презентация

21

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений.

1



презентация

22

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Основы алгоритмизации.

1



презентация

23

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных.

1



презентация

24

Общие сведения о языке программирования

Паскаль

1



презентация

25

Организация ввода и вывода данных

1



презентация

26

Программирование линейных алгоритмов.

1



презентация

27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

1



презентация

28

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

1



презентация

29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1



презентация

30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1



презентация

31

Программирование циклов с фиксированным числом повторений

1



презентация

32

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1



презентация

33

Контрольная работа по тексту администрации.

1



раздаточный материал

34

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».

1



презентация



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021

  3. Бородина М.Н. Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021



Приложение

Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Информатика». Критерии оценивания.

Тест

1.Информацию, изложенную на доступном для получателя языке называют:

  1. полной;

  2. полезной;

  3. актуальной;

  4. достоверной;

  5. понятной.

2. Наибольший объем информации человек получает при помощи:

  1. органов слуха;

  2. органов зрения;

  3. органов осязания;

  4. органов обоняния;

  5. вкусовых рецепторов.

3. Обмен информацией - это:

  1. выполнение домашней работы;

  2. просмотр телепрограммы;

  3. наблюдение за поведением рыб в аквариуме;

  4. разговор по телефону.

4.  Видеоадаптер - это:

1.  устройство, управляющее работой монитора;

2.  программа, распределяющая ресурсы видеопамяти;

3.  электронное энергозависимое устройство для хранения информации о

графическом изображении;

4.  процессор монитора.

5.  К какой форме представления информации относится счет футбольного матча?

1. текстовой                                          

2. числовой

3. графической

4. мультимедийной       

6.  Сколько бит в слове МЕГАБАЙТ?
1.  8                                                         
2. 32         

3. 64

4. 24

7. Какое из перечисленных слов можно зашифровать в виде кода $%$#?
1. марс                                                    

2. озон

3. такт
4. реле

8. Расширение файла указывает:
1. на дату его создания            

2. на тип данных, хранящихся в нем

3. на путь к файлу

4. это произвольный набор символов

9.   Полное имя файла D: \8 класс \Иванов Иван \контрольная работа \ контроша. doc. В какой папке хранится файлконтроша. doc?
1. 8 класс                                   
2. Иванов Иван

3. контрольная работа

4.D:

10.  К формальным языкам можно отнести:

  1. английский язык;

2.язык программирования;

3.язык жестов;

4.русский язык;

5.китайский язык.

11. Текстовый редактор - программа, предназначенная для:

  1. создания, редактирования и форматирования текстовой информации;

  2. работы с изображениями в процессе создания игровых программ;

  3. управление ресурсами ПК при создании документов;

  4. автоматического перевода с символьных языков в машинные коды;

12. К числу основных функций текстового редактора относятся:

  1. копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста;

  2. создание, редактирование, сохранение и печать текстов;

  3. строгое соблюдение правописания;

  4. автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах.

13. Процедура автоматического форматирования текста предусматривает:

  1. запись текста в буфер;

  2. удаление текста;

  3. отмену предыдущей операции, совершенной над текстом;

  4. автоматическое расположение текста в соответствии с определенными правилами.

14. Одной из основных функций графического редактора является:

1. ввод изображений;

2. хранение кода изображения;

3. создание изображений;

4. просмотр и вывод содержимого видеопамяти.

15. Примитивами в графическом редакторе называют:

1.  простейшие фигуры, рисуемые с помощью специальных инструментов графического редактора;

2.  операции, выполняемые над файлами, содержащими изображения, созданные в графическом редакторе;

3.  среду графического редактора;

4.  режим работы графического редактора.

16. Двоичное число 100012 соответствует десятичному числу

  1.  1110

  2.  1710

  3.  25610

  4.  100110

  5.  1000110

17.  Сколько бит в слове КИЛАБАЙТ?
1.  8                                                         
2. 32         

3. 64

4. 24

18. Укажите самое большое число:

  1. 19916

  2. 19910

  3. 1998

  4. 1996

19.Видеофайлы имеют расширение:
1.exe, com,bat                                       
2.rtf, doc, docx, txt        

3.ppt, pps

4.avi, wmv, mpeg

20. В какой из последовательностей единицы измерения указаны в порядке возрастания

  1. байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

  2. гигабайт, мегабайт, килобайт, байт

  3. гигабайт, килобайт, мегабайт, байт

  4. мегабайт, килобайт, байт, гигабайт


При оценке тестов из 20 вопросов, оценка «5» соответствует 20-19 правильных ответов, «4» —18-16 правильных ответов, «3» — 15-13 правильных ответов, «2» — ниже 12.