СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 9 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ  авторской программы  И.Г.Семакина.

Согласно базисному учебному плану на изучение информатики в 9 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класс»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  1. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  2. основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  3. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  2. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  4. создавать информационные объекты, в том числе:

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  1. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  2. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);

  3. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  2. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  3. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  4. передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН;

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.



Критерии и нормы оценки

знаний, умений, навыков обучающихся применительно

к различным формам контроля знаний

Критерии оценки устного ответа

  • Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  • Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  • Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  • Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  • Отметка «1»: отсутствие ответа. 


Критерии оценки практической работы (компьютерный практикум)
  • Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий:

  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает правила техники безопасности;

  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполняет анализ ошибок.

  • Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  • Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.

  • Отметка «2»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  • Отметка «1»: работа не выполнена.

Критерии оценки письменной работы (контрольной работы, проверочной работы)
  • Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • Отметка «4»: работа выполнена в полном объеме, но при наличии 1-2 недочётов;

  • Отметка «3»: работа выполнена более чем наполовину или в работе допущены 1-2 грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей

  • Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину;

  • Отметка «1»: работа не выполнена.

Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятие определения;
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
Недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определённые программой обучения;
Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. 


Критерии оценки творческой работы

При выполнении творческих работ (проектов, разработанных в Visual Basic) оценивается оформление по следующим критериям:

Баллы Критерии Параметры критериев

3

Форма проекта

  1. Стиль (единый стиль)

  2. Фон (спокойный, привлекающий внимание)

  3. Использование цвета

5

Представление информации

  1. Содержание информации на объектах (короткие слова и предложения)

  2. Расположение объектов на форме (объекты на форма систематизированы, их расположения удобно для работы с приложением)

  3. Шрифты на объектах (не рекомендуется смешивание шрифтов )

  4. Способы выделения информации на объектах (основная информация выделяется жирным шрифтом, курсивом)

  5. Объем информации (главная форма содержит основные аспекты приложения, дополнительная информация вынесена в отдельный файл или форму)

5

Функциональность объектов

  1. Форма (при наличии нескольких форм в проекте все основные формы должны иметь один размер)

  2. Текстовые поля (При запуске приложения поля должны быть очищены от текста)

  3. Метки (при запуске приложения метки для вывода информации должны быть очищены от текста)

  4. Кнопки (функционируют, присутствие кнопок Сброс, Выход)

  5. Радиокнопки, Флажки и т.д. (при запуске приложения радиокнопки, флажки и т.д. не должны быть включены)

2

Назначение проекта

Практическая значимость проекта в учебном процессе

Всего: 15 баллов



Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса

(34 недели по 1 часа в неделю)

урока

Раздел

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты

Формы занятий

Дата проведения урока

По

плану

По

факту

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Компьютерные сети – 11 часов

Техника безопас-ности. Компьютер-ные сети.

Электронная почта телеконференции

1

Знать виды компьютерных сетей; локальная сеть кабинета информатики и ИКТ

Уметь работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ

Уметь пользоваться электрон-ной почтой

Беседа

Фронталь-ный опрос



2

Аппаратное и программное обеспечение сети

Интернет и Всемирная паутина

1

Уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;

ПР

Фронталь-ный опрос



Сопоставление, отбор и про-верка информации, получен-ной из различных источников

3

Понятие модели. Информационные модели.

Табличные модели.

1

Знать понятие модели, классификацию моделей; типы информационных моделей. Знать табличные модели.

Беседа

Фронталь-ный опрос



1

2

3

4

7

8


10

4

Информационное моделирование – 5 часов

Информационное моделирование на компьютере.

1

Разработка схемы моделиро-вания для любой задачи; выделение объекта управления и управляющего воздействия





5

Базы данных и информационные системы.

Назначение СУБД.

1

Иметь представление о базах данных, определять и находить основные элементы БД

Тест



6

Хранение и обработка информации– 10 часов


Создание, заполн-ение и редактиро-вание баз данных


1

Знать назначение СУБД, иметь понятие о Ms Access.

Беседа



Иметь представление о реляционной базе данных.

Беседа

ПР

7

Условия выбора и простые логиче-ские выражения.

Условия выбора и сложные логические выражения.

1


Уметь задавать условия поиска информации; записывать простые логические значения. Уметь задавать условия поиска информации; записывать сложные логические значения.

ПР



8


Контрольная работа №1



КР









1

2

3

4

7

8


10

9


Сортировка, добавление и удаление записей.

Создание запросов на удаление и изменение.

1

Уметь сортировать данные в таблице, используя СУБД Ms Access.

Работа с карточками

ПР



Уметь создавать запросы на добавление, удаление и изменение данных в БД.

10

Практическая рабта

1


ПР



11

Системы счисления- -7 часов

Системы счисления

Двоичная и десятичная системы счисления

1

Записывать числа в римской системе счисления, записывать последовательность чисел в заданной системе счисления

Фронталь-ная беседа

Объясне-ние учителя



Переводить числа в двоичный код, из двоичной системы счисления в десятичную.

12

Двоичная арифметика.

Восьмеричная система счисления

1

Производить арифметические действия над числами, записанными в двоичном коде.

Практикум



Переводить числа из десятичной и двоичной систем счисления в восьмеричную и наоборот.

Работа под руковод-ством учителя

13

Шестнадцатерич-ная система счисления.

Представление чисел в компьютере.

1

1

Переводить числа из десятич-ной и двоичной систем счисле-ния в 16-ю и обратно.

Работа под руковод-ством учителя

Самостоя-тельная работа



Иметь понятие о представле-нии положительных целых чисел в памяти компьютера

14

Контрольная работа №2

1

Уметь выполнять основные действия в системах счисления

КР






1

2

3

4

7

8


10

15

Табличные вычисления на компьютере – 10 часов

Правила ТБ. Повторение темы «Информация и компьютер».

1

Выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ.

Беседа



16

Электронные таблицы.

1

Уметь создавать электронную таблицу и работать в Excel.

Фронталь-ный опрос



17

Простейшие вы-числения в Excel

Абсолютная и от-носительная адре-сация.

1


Уметь выполнять простейшие вычисления в Excel.

Фронталь-ный опрос

Тест



Уметь различать абсолютные и относительные ссылки, записывать формулы.

18

Логические функции.

Деловая графика.

1

Уметь применять логические функции И, ИЛИ, НЕ

Тест

ПР



знать области применения деловой графики

19

Построение диаграмм.

1

Уметь создавать и редактировать диаграммы;

ПР



20

Контрольная работа №3

1


КР



21

Управление и алгоритмы – 8 часов

Алгоритм. Способы записи алгоритмов.

Исполнители алгоритмов

Линейный алгоритм. Структура следование.

1

Знать определение алгоритма, его свойства и способы записи, блок-схемы.

Индивиду-альный
опрос

Массовый контроль

Письмен-ный опрос








Иметь представление об исполнителях. Уметь приводить примеры исполнителей.

Уметь осуществлять разработ-ку линейного алгоритма с использованием математичес-ких функций.

1

2

3

4

7

8


10

22

Управление и алгоритмы – 8 часов

Разветвляющийся алгоритм. Структура ветвление.

Циклический алгоритм. Структура цикл.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

1

Знать алгоритмическую кон-струкцию: ветвление. Уметь осуществлять разработку разветвляющегося алгоритма с использованием логических функций.

Экспресс-опрос по карточкам

Самостоя-тельная работа








Знать алгоритмическую кон-струкцию цикл. Уметь осу-ществлять разработку цикли-ческого алгоритма с исполь-зованием операций повтора.

Знать понятие вспомогатель-ного алгоритма. Уметь осу-ществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм.

23

Язык программи-рования Паскаль.


1

Знать алфавит языка Pascal Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов.

Беседа



24

Типы данных языка Паскаль.

Операции языка Паскаль.

1

1

Знать типы данных, уметь описывать типы данных языка Паскаль.



Тест

Самост.

работа



Знать операции языка Паскаль.

25

Математические функции языка Паскаль.

Линейные операторы языка Паскаль.

1

Уметь записывать математические функции в языке Паскаль.

Уметь составлять программы для решения задач на линейные и условные операторы.

Мини-тест

Простей-шие программы







1

2

3

4

7

8


10

26

Основы языка программирования Паскаль – 12 часов

Условный оператор.

Решение задач.

Составной оператор.

Решение задач.

1

Знать основную структуру условного оператора. Уметь применять условный оператор для решения задач.

Практическая работа в среде Паскаль.



Знать основную структуру составного оператора. Уметь применять составной оператор для решения задач.

27

Оператор выбора.

Решение задач.

Циклы в Паскале.


1

Знать основную структуру оператора выбора. Уметь применять оператор выбора для решения задач.

Практическая работа в среде Паскаль.

Фронталь-ный опрос.

Тестирование.



Знать основные циклические схемы. Уметь составлять программы для решения задач на циклы.

28

Решение задач на циклы

1

Знать основные циклические схемы. Уметь составлять про-граммы для задач на циклы.

ПР в среде Паскаль.



29

Решение задач

1

Уметь составлять программы для решения задач.

ПР в среде Паскаль.



30

Контрольная работа 4

1


КР



31

Ин6формационные технологии в обществе – 5 часов

Понятие информационного общества

1

Умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности

Беседа, доклад, реферат



32

Предыстория информационных технологий.

1

Умение различать лицензии-онные, условно бесплатные и бесплатные программы

Доклад, реферат



33

Основы социальной информатики.

1

Умение определять основные компоненты информационной культуры человека

Доклад, реферат



34

Обобщающий урок

1





Содержание тем учебного курса

Модуль 1. Управление и алгоритмы 13ч

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Модуль 2. Программное управление работой компьютера 14 ч

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;

  • правила оформления программы на Паскале;

  • правила представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на языке Паскаль;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Модуль 3. Табличные вычисления на компьютере 19 ч

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

 

Модуль 4 Информационные технологии 15 ч

Сжатие текстовой информации. Архиваторы. Компьютерные вирусы, антивирусные программы. Растровая и векторная графика. Устройства для ввода графической информации. Сканирование графической информации. Оптическое распознавание текстов. Тестовый процессор. Приемы работы с текстами. Форматирование текстов. Гипертекст.

Учащиеся должны знать:

  • что такое архиватор, компьютерный вирус, антивирусная программа, сканер, гипертекст, форматирование текста;

  • отличие векторной и растровой графики;

  • способы ввода графической информации в ПК;

  • возможности текстового редактора

Учащиеся должны уметь:

  • архивировать и распаковывать текстовые файлы, папки с файлами;

  • обнаруживать и лечить компьютерные вирусы с помощью антивирусных программ;

  • сканировать графическую информацию;

  • осуществлять оптическое распознавание текстов;

  • вводить, редактировать, форматировать тексты, создавать гипертекст

Модуль 5. Итоговое повторение 9 ч

Перечень практических работ.

Практическая работа №1 «Изучение учебного исполнителя»

Практическая работа №2 «Ветвления в алгоритмах»

Практическая работа №3 «Циклические алгоритмы»

Практическая работа №4 «Изучение интерпретатора языка QBasic»

Практическая работа №5 «Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения»

Практическая работа №6 «Разработка программы, содержащей оператор ветвления»

Практическая работа №7 «Разработка программы, содержащей оператор цикла»

Практическая работа № 8 «Разработка программы, содержащей подпрограмму»

Практическая работа №9 «Разработка программы по обработке одномерного массива.»

Практическая работа №10 «Строковые переменные»

Практическая работа № 11 «Рисование фигур»

Практическая работа №12 «Творческий проект»

Практическая работа №13 «Арифметические вычисления в двоичной системе счисления с помощью программного калькулятора»

Практическая работа №14 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора.»

Практическая работа №15 Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, характеристики компьютера».

Практическая работа №16 «Создание таблицы»

Практическая работа №17 «Форматирование в MS Excel»

Практическая работа № 18 «Функции MS Excel»

Практическая работа № 19 «Построение диаграмм и графиков функций»

Практическая работа №20 «Работа с архиватором WinRar»

Практическая работа №21 «Антивирус Касперского»

Практическая работа №22 «Сканирование графической информации»

Практическая работа №23 «Сканирование и распознавание текстов»

Практическая работа №24«Форматирование текста»

Практическая работа №25 «Вставка объектов, создание и форматирование списков»

Практическая работа №26 «Создание и редактирование таблиц»

Практическая работа №27 «Создание гипертекстового документа»

Практическая работа № 28 «Создание презентации»

Практическая работа №29 «Использование анимации в презентации»

Практическая работа №30 «Творческий проект».

Практическая работа №31 «Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора»

Практическая работа № 32 «Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов»

Практическая работа № 33 «Перевод текста с использованием системы машинного перевода»

Практическая работа №34 «Посещение виртуальных музеев»

 

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

    1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

    2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

    3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

    4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

    5. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника [1], задачника-практикума [2]. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий минимальному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.

Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Больное число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.

Учебное пособие [3] является приложением к учебнику. В нем содержится конспективное изложение разделов базового курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.

Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в пособии для учителя [4]. Кроме того, пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение базового курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.

 









Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

 

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

 

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных.

Простая геоинформационная система.

Система автоматизированного проектирования.

Виртуальные компьютерные лаборатории.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования

5