Рассмотрено Руководитель ШМО _________/ Р.Ф.Салимшина/ Протокол № 1 от «29» августа 2017 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» _________/Р.М.Тазова/ от «____» _________ 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №2 г. Азнакаево» _______________/З.С Гилязова / Приказ № 1 от «29» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7 города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района
Фазлыевой Гузель Талгатовны
«Принято»
На засединии педагогического совета
Протокол №2
От «29» августа 2017г.
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике и ИКТ для 10 А и 11 класса составлена на основе:
учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ на 2017-2018 учебный год;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ;
примерной программы среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ для основной школы;
программы для общеобразовательных учреждений: СемакинИ.Г.. Информатика иИКТ:учебник для 10 - 11классов /И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер-4-е изд.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
Программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса в течение 35 часов.
Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет в режиме OnLine.
Обучение проводится в среде свободного программного обеспечения. Все практические задания курса адаптированы к использованию в среде программного обеспечения, входящего в ОС ALTLinux (5 платформа) и пакета OpenOffice.org (версия 3.2).
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены согласно требованиям СанПиНа.
Содержание программы
Раздел 1. Информация
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе
- из каких частей состоит предметная область информатики
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Раздел 2. Информационные процессы в системах
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Раздел 3. Информационные модели
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Учащиеся должны знать:
какая информация требует защиты
виды угроз для числовой информации
физические способы защиты информации
программные средства защиты информации
что такое криптография
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Раздел 4. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Требования
к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и ИКТ в 10 классе ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная литература.
1) Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 – 11 классов \ И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
2) Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10 – 11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Дополнительная литература.
1) Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) / авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008
2) Информатика. Задачник – практикум в 2 т. / Л.А. Залогова и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – 2-е изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
3) Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008
4) Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г Семакин, Е. К. Хеннер. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
5) Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов. / Н. Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Средства ИКТ, необходимые для реализации программы:
Оборудование и приборы.
1) Комплект плакатов «Основы информатики».
2) Мультимедийный проектор.
3) Экран.
4) Звуковые колонки.
5) Компьютер ученика (системный блок, монитор(ж/к), клавиатура, мышь, наушники, сетевой фильтр).
6) МФУ.
Программные средства
Операционная система –Windows или Linux.
Файловый менеджер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Система программирования.
Среда программирования Logo.
Браузер
Нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике.
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Учебно-тематическое планирование
по информатике и ИКТ для 10 класса
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Фазлыева Г.Т.
Количество часов: всего 35 часов, в неделю 1 час
Контрольных работ: 6
Администраторских контрольных работ: 3
Планирование составлено на основе:
учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» на 2017-2018 учебный год;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ;
примерной программы «Информатика и ИКТ» для основной школы;
программы для общеобразовательных учреждений: СемакинИ.Г.. Информатика иИКТ:учебник для 10 - 11классов/И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер-4-е изд.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г
Учебники:
1) СемакинИ.Г.. Информатика иИКТ:учебник для 10-11классов/
И.Г.Семакин,Е.К.Хеннер-4-е изд.—М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г., утвержден приказом МО и Н РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, № 2139
Дополнительная литература:
И.Г.Семакин,Т.Ю.Шеина.Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.
ЕГЭ 2012. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2012
Информатика. Весь школьный курс в таблицах/сост. И74 В.И.Копыл-Минск: Букмастер:Кузьма,2012.-2-е изд.-224с.
Цифровые образовательные ресурсы: по курсу
Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 10-11класс, СемакинаИ., Залоговой Л., РусаковаС., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/
www.klyaksa.netИнформационно-образовательный портал для учителя информатики иИКТ
www.metod-kopilka.ruМетодическая копилка учителя информатики
www.pedsovet.orgИнтернет портал для учителей
http://www.ege.ru/Задания ЕГЭ
http://www.on-line-teaching.com/учебники по Word, Excel
http://www.problems.ru/inf /задачи по информатике
http://mega.km.ru/pc/-Энциклопедия персонального компьютера
Календарно-тематическое планирование для 10 класса (1 час в неделю, всего 35 ч)
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
10 А | 10 Б |
| Информация | 02.09.17 | |
1 | Понятие информации, информационных процессов. Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики | 09.09.17 | |
2 | Входная административная контрольная работа | 16.09.17 | |
3 | Вставка в документ формул. Создание, редактирование и форматирование документов. | 23.09.17 | |
4 | Представление информации, языки, кодирование. Кодирование информации. | 30.09.17 | |
5 | Измерение информации. Объемный подход. Содержательный подход. | 07.10.17 | |
6 | Измерение информации. Информационные процессы в системах. | 14.10.17 | |
7 | Зачет по теме «Информация» | 21.10.17 | |
| Информационные процессы в системах | | |
8 | Введение в теорию систем. Понятие системы. | 28.10.17 | |
9 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах. | 11.11.17 | |
10 | Хранение информации | 18.11.17 | |
11 | Передача информации. Носители информации | 25.11.17 | |
12 | Носители информации | 02.12.17 | |
13 | Административная контрольная работа за I полугодие | 09.12.17 | |
14 | Работа над ошибками. Обработка информации. | 16.12.17 | |
15 | Поиск данных. | 23.12.17 | |
16 | Алгоритмическая машина Поста | 13.01.18 | |
17 | Защита информации | 20.01.18 | |
18 | Зачет по теме: «Информационные процессы» | 27.01.18 | |
| Информационные модели | | |
19 | Компьютерное информационное моделирование | 03.02.18 | |
20 | Модели структуры данных предметной области | 10.02.18 | |
21 | Моделирование и формализация задач из различных предметных областей | 17.02.18 | |
22 | Исследование моделей информационная основа управления | 24.02.18 | |
23 | Алгоритм как модель деятельности | 03.03.18 | |
24 | Зачет по теме: «Информационные модели» | 10.03.18 | |
| Программно – технические системы реализации информационных процессов | | |
25 | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации | 17.03.18 | |
26 | Программное обеспечение компьютера | 24.03.18 | |
27 | Работа с приложениями. Файловые менеджеры и архиваторы | 07.04.18 | |
28 | Вирусы и антивирусные программы | 21.04.18 | |
29 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел | 28.04.18 | |
30 | Перевод целых чисел из одной системы в другую. Перевод вещественных чисел из одной системы счисления в другую | 05.05.18 | |
31 | Арифметические действия в системах счисления | 12.05.18 | |
32 | Системы счисления | 15.05.18 | |
33 | Административная контрольная работа по итогам II полугодия | 17.05.18 | |
34 | Работа над ошибками. Автоматическая обработка информации | 19.05.18 | |
35 | Многопроцессорные системы. Сети. | 26.05.18 | |