СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 10 класса по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программма разработана на 35 часов. Учебник по информатике 10-11 класс, автор Семакин И.Г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 10 класса по информатике»

Рассмотрено

Руководитель ШМО

_________/ Р.Ф.Салимшина/

Протокол № 1

от «29» августа 2017 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево»

_________/Р.М.Тазова/

от «____» _________ 2017 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №2 г. Азнакаево»

_______________/З.С Гилязова /

Приказ № 1

от «29» августа 2017 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №7 города Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района

Фазлыевой Гузель Талгатовны


«Принято»

На засединии педагогического совета

Протокол №2

От «29» августа 2017г.



2017 – 2018 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по информатике и ИКТ для 10 А и 11 класса составлена на основе:

  1. учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ на 2017-2018 учебный год;

  2. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ;

  3. примерной программы среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ для основной школы;

  4. программы для общеобразовательных учреждений: СемакинИ.Г.. Информатика иИКТ:учебник для 10 - 11классов /И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер-4-е изд.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.

Программа рассчитана на изучение базового курса информатики  учащимися  10 класса в течение 35 часов.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уров­не направлено на достижение следующих целей:

•   освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информати­ки в формирование современной научной картины мира, роль ин­формационных процессов в обществе, биологических и техниче­ских системах;

•   овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, ис­пользуя при этом информационные и коммуникационные техно­логии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

-           систематизировать подходы к изучению предмета;

-           сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

-           научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

-              показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

-           сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК  и программных средствах,  включая оптические диски, сканеры, модемы,

Приобретение информационной культуры  обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами,  средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет в режиме OnLine.

Обучение проводится в среде свободного программного обеспечения. Все практические задания курса адаптированы к использованию в среде программного обеспечения, входящего в ОС ALTLinux (5 платформа)  и пакета OpenOffice.org (версия 3.2).

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

  На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены согласно требованиям СанПиНа.















Содержание программы

Раздел 1. Информация

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе

- из каких частей состоит предметная область информатики

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Раздел 2. Информационные процессы в системах

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста


Раздел 3. Информационные модели

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

Учащиеся должны знать:

  • какая информация требует защиты

  • виды угроз для числовой информации

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое криптография

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы


Раздел 4. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP


Требования

к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и ИКТ в 10 классе ученик должен

знать/понимать:

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

назначение и функции операционных систем;

уметь:

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;

ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

автоматизации коммуникационной деятельности;

соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства.




Перечень учебно-методических средств обучения.


Основная литература.

1) Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 – 11 классов \ И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

2) Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10 – 11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008


Дополнительная литература.

1) Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) / авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008

2) Информатика. Задачник – практикум в 2 т. / Л.А. Залогова и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – 2-е изд. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

3) Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008

4) Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г Семакин, Е. К. Хеннер. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

5) Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов. / Н. Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006


Средства ИКТ, необходимые для реализации программы:


Оборудование и приборы.

1) Комплект плакатов «Основы информатики».

2) Мультимедийный проектор.

3) Экран.

4) Звуковые колонки.

5) Компьютер ученика (системный блок, монитор(ж/к), клавиатура, мышь, наушники, сетевой фильтр).

6) МФУ.

Программные средства

  • Операционная система –Windows или Linux.

  • Файловый менеджер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Система программирования.

  • Среда программирования Logo.

  • Браузер



Нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике.

Оценка практических работ

Оценка «5»

                    выполнил    работу    в    полном    объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

                      проводит  работу  в  условиях,   обеспечивающих  получение   правильных результатов и выводов;

                      соблюдает правила техники безопасности;

                    в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,    графики, вычисления;

                    правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не     более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

•      работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

•      в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

•      работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

•      работа проводилась неправильно.

Оценка «1» ставится в том случае, если

         ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

•      правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

•      правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

•      строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

•      может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

•      ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

•      учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

•      правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

•      умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

•      допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

•      допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

•       выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

•       допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

•       выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

•       если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

•       работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

•       работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.

 


Учебно-тематическое планирование

по информатике и ИКТ для 10 класса

на 2017-2018 учебный год

Учитель: Фазлыева Г.Т.

Количество часов: всего 35 часов, в неделю 1 час

Контрольных работ: 6

Администраторских контрольных работ: 3

Планирование составлено на основе:

  1. учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» на 2017-2018 учебный год;

  2. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ;

  3. примерной программы «Информатика и ИКТ» для основной школы;

  4. программы для общеобразовательных учреждений: СемакинИ.Г.. Информатика иИКТ:учебник для 10 - 11классов/И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер-4-е изд.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г

Учебники:

1) СемакинИ.Г.. Информатика иИКТ:учебник для 10-11классов/

И.Г.Семакин,Е.К.Хеннер-4-е изд.—М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г., утвержден приказом МО и Н РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, № 2139

Дополнительная литература:

  1. И.Г.Семакин,Т.Ю.Шеина.Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.

  2. ЕГЭ 2012. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2012

  3. Информатика. Весь школьный курс в таблицах/сост. И74 В.И.Копыл-Минск: Букмастер:Кузьма,2012.-2-е изд.-224с.


Цифровые образовательные ресурсы: по курсу

  1. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 10-11класс, СемакинаИ., Залоговой Л., РусаковаС., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/

  2. www.klyaksa.netИнформационно-образовательный портал для учителя информатики иИКТ

  3. www.metod-kopilka.ruМетодическая копилка учителя информатики

  4. www.pedsovet.orgИнтернет портал для учителей

  5. http://www.ege.ru/Задания ЕГЭ

  6. http://www.on-line-teaching.com/учебники по Word, Excel

  7. http://www.problems.ru/inf /задачи по информатике

  8. http://mega.km.ru/pc/-Энциклопедия персонального компьютера


Календарно-тематическое планирование для 10 класса (1 час в неделю, всего 35 ч)



№ урока (сквозная нумерация)

Раздел, тема

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

10 А

10 Б


Информация

02.09.17



1

Понятие информации, информационных процессов. Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики

09.09.17



2

Входная административная контрольная работа

16.09.17


3

Вставка в документ формул. Создание, редактирование и форматирование документов.

23.09.17



4

Представление информации, языки, кодирование. Кодирование информации.

30.09.17


5

Измерение информации. Объемный подход. Содержательный подход.

07.10.17



6

Измерение информации. Информационные процессы в системах.

14.10.17


7

Зачет по теме «Информация»

21.10.17




Информационные процессы в системах



8

Введение в теорию систем. Понятие системы.

28.10.17


9

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

11.11.17



10

Хранение информации

18.11.17


11

Передача информации. Носители информации

25.11.17


12

Носители информации

02.12.17



13

Административная контрольная работа за I полугодие

09.12.17


14

Работа над ошибками. Обработка информации.

16.12.17



15

Поиск данных.

23.12.17


16

Алгоритмическая машина Поста

13.01.18



17

Защита информации

20.01.18


18

Зачет по теме: «Информационные процессы»

27.01.18



Информационные модели



19

Компьютерное информационное моделирование

03.02.18


20

Модели структуры данных предметной области

10.02.18


21

Моделирование и формализация задач из различных предметных областей

17.02.18


22

Исследование моделей информационная основа управления

24.02.18


23

Алгоритм как модель деятельности

03.03.18


24

Зачет по теме: «Информационные модели»

10.03.18



Программно – технические системы реализации информационных процессов



25

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации

17.03.18


26

Программное обеспечение компьютера

24.03.18


27

Работа с приложениями. Файловые менеджеры и архиваторы

07.04.18


28

Вирусы и антивирусные программы

21.04.18


29

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел

28.04.18


30

Перевод целых чисел из одной системы в другую. Перевод вещественных чисел из одной системы счисления в другую

05.05.18


31

Арифметические действия в системах счисления

12.05.18


32

Системы счисления

15.05.18


33

Административная контрольная работа по итогам II полугодия

17.05.18


34

Работа над ошибками. Автоматическая обработка информации

19.05.18


35

Многопроцессорные системы. Сети.


26.05.18