Рассмотрено Руководитель МО _________/ Р.Ф.Салимшина/ Протокол № 1 от «29» августа 2017 г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» _________/ Р.М.Тазова/ от «____» _________ 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» _______________/З.С. Гилязова / Приказ № 1 от «29» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7 города Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района
Фазлыевой Гузель Талгатовны
«Принято»
На засединии педагогического совета
Протокол №2
От «29» августа 2017г.
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике и ИКТ для 11 класса составлена на основе:
учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ на 2017-2018 учебный год;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ;
примерной программы среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ для основной школы;
программы для общеобразовательных учреждений: Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 10 - 11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер-4-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
Программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 11 класса в течение 34 часов.
Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет в режиме OnLine.
Обучение проводится в среде свободного программного обеспечения. Все практические задания курса адаптированы к использованию в среде программного обеспечения, входящего в ОС ALTLinux (5 платформа) и пакета OpenOffice.org (версия 3.2).
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены согласно требованиям СанПиНа.
Содержание программы
Раздел 1. Технология использования и разработки информационных систем.
Учащиеся должны знать:
• назначение информационных систем;
• состав информационных систем;
• разновидности информационных систем.
Учащиеся должны знать:
• что такое гипертекст, гиперссылка;
• средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).
Учащиеся должны уметь:
• автоматически создавать оглавление документа;
• организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Учащиеся должны знать:
• назначение коммуникационных служб Интернета;
• назначение информационных служб Интернета;
• что такое прикладные протоколы;
• основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
• что такое поисковый каталог: организация, назначение;
• что такое поисковый указатель: организация, назначение.
Учащиеся должны уметь:
• работать с электронной почтой;
• извлекать данные из файловых архивов;
• осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Учащиеся должны знать:
• какие существуют средства для создания Web-страниц;
• в чем состоит проектирование Web-сайта;
• что значит опубликовать Web-сайт;
• возможности текстового процессора по созданию web-страниц.
Учащиеся должны уметь:
• создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;
Раздел 2. Технология информационного моделирования
Учащиеся должны знать:
• что такое ГИС;
• области приложения ГИС;
• как устроена ГИС;
• приемы навигации в ГИС.
Учащиеся должны уметь:
• осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС.
Учащиеся должны знать:
• что такое база данных (БД);
• какие модели данных используются в БД;
• основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
• определение и назначение СУБД;
• основы организации многотабличной БД;
• что такое схема БД;
• что такое целостность данных;
• этапы создания многотабличной БД с помощью реляцион ной СУБД.
Учащиеся должны уметь:
• создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).
Учащиеся должны знать:
• структуру команды запроса на выборку данных из БД;
• организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
• основные логические операции, используемые в запросах;
• правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
• реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
• реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
• реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень);
• создавать отчеты (углубленный уровень).
Учащиеся должны знать:
• понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
• что такое математическая модель;
• формы представления зависимостей между величинами;
• для решения каких практических задач используется статистика;
• что такое регрессионная модель;
• как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
• используя табличный процессор,, строить регрессионные модели заданных типов;
• осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Учащиеся должны знать:
• что такое корреляционная зависимость;
• что такое коэффициент корреляции;
• какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
• вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Учащиеся должны знать:
• что такое оптимальное планирование;
• что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
• что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
• в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
• какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
• решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel).
Раздел 3. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
• что такое информационные ресурсы общества;
• из чего складывается рынок информационных ресурсов;
• что относится к информационным услугам;
• в чем состоят основные черты информационного общества;
• причины информационного кризиса и пути его преодоления;
• какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
• основные законодательные акты в информационной сфере;
• суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Состав учебно-методического комплекта
по информатике и ИКТ для XI класса
I. Основная литература
1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
II. Дополнительная литература
Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008.
Информатика.9-11 клас: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net и др.
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Локальная сеть.
IV. Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система программирования TurboPascal.
Система тестирования ADSoft Tester.
Календарно - тематическое планирование предмета «Информатика и ИКТ» (11 кл)
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, Тема урока | Дата план | Дата факт | Дата план | Дата факт |
11 А | 11 А | 11 Б | 11 Б |
| «Технология использования и разработки информационных систем» | | | | |
1 | Информационные системы | 06.09.17 | | 07.09.17 | |
2 | Гипертекст | 13.09.17 | | 14.09.17 | |
3 | Входная контрольная работа | 20.09.17 | | 21.09.17 | |
4 | Интернет как глобальная информационная система | 27.09.17 | | 28.09.17 | |
5 | Практическая работа № 3.2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями» | 04.10.17 | | 05.10.17 | |
6 | World Wide Web –всемирная паутина | 11.10.17 | | 12.10.17 | |
7 | Практическая работа № 3.3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц» (задание 1) | 18.10.17 | | 19.10.17 | |
8 | Практическая работа№ 3.4 «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц» | 25.10.17 | | 26.10.17 | |
9 | Средства поиска данных в Интернете. Практическая работа № 3.5 «Интернет: работа с поисковыми системами» | 08.11.17 | | 10.11.17 | |
10 | Кратковременная контрольная работа № 1 «Интернет» Web-сайт | 15.11.17 | | 17.11.17 | |
11 | Практическая работа № 3.6 (1) «Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word» | 22.11.17 | | 24.11.17 | |
12 | Практическая работа № 3.6 (2) «Создание собственного сайта» | 29.11.17 | | 07.12.17 | |
| «Технологии информационного моделирования» | |
13 | Геоинформационные системы | 06.12.17 | | 14.12.17 | |
14 | Практическая работа № 3.8 (задание 1) «Поиск информации в геоинформационных системах» | 13.12.17 | | 21.12.17 | |
15 | База данных – основа информационной системы Практическая работа № 3.9 «Знакомство с СУБД Microsoft Access» | 20.12.17 | | 28.12.17 | |
16 | Административная контрольная работа по итогам I полугодия | 27.12.17 | | 28.12.17 | |
17 | Проектирование многотабличной базы данных | 10.01.18 | | 11.01.18 | |
18 | Создание базы данных | 17.01.18 | | 18.01.18 | |
19 | Практическая работа №3.10 «Создание базы данных «Приемная комиссия»» | 24.01.18 | | 25.01.18 | |
20 | Запросы как приложения информационной системы Практическая работа № 3.11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора» | 31.01.18 | | 01.02.18 | |
21 | Практическая работа № 3.12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» | 07.02.18 | | 08.02.18 | |
22 | Логические условия выбора Практическая работа № 3.13 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия» | 14.02.18 | | 18.02.18 | |
23 | Практическая работа № 3.14 «Реализация запросов на удаление. Использование вычисляемых полей» | 21.02.18 | | 22.02.18 | |
24 | Практическая работа № 3.15* «Создание отчетов» | 28.02.18 | | 01.03.18 | |
25 | Контрольная работа № 3 «Базы данных» | 07.03.18 | | 08.03.18 | |
26 | Практическая работа № 3.16 «Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel» | 14.03.18 | | 15.03.18 | |
27 | Модели статистического прогнозирования Практическая работа № 3.17 «Прогнозирование в Microsoft Excel» | 21.03.18 | | 22.03.18 | |
28 | Корреляционное моделирование | 04.04.18 | | 05.04.18 | |
29 | Практическая работа № 3.18 «Расчет корреляционных зависимостей в Microsoft Excel» | 11.04.18 | | 12.04.18 | |
30 | Административная контрольная работа по итогам II полугодия | 18.04.18 | | 19.04.18 | |
31 | Анализ к/р.Практическая работа № 3.19 «Решение задач оптимального планирования в Microsoft Excel» | 25.04.18 | | 26.04.18 | |
32 | Контрольная работа № 4 «Информационное моделирование» | 02.05.18 | | 03.05.18 | |
| «Социальная информатика» | 09.05.18 | | 10.05.18 | |
33 | Оптимальное планирование | 16.05.18 | | 17.05.18 | |
34 | Социальная информатика. Защита презентаций по теме «Социальная информатика». | 23.05.18 | | 24.05.18 | |
- Нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике.
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Учебно-тематическое планирование
по информатике и ИКТ для 11 класса
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Фазлыева Г.Т.
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе:
Контрольных работ: 6
Администраторских контрольных работ: 3
учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» на 2017-2018 учебный год;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ;
примерной программы «Информатика и ИКТ» для среднего (полного) общего образования;
программы для общеобразовательных учреждений: Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 10 - 11 классов / И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер.-4-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г
Учебники:
1) Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 10-11 классов /
И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер-4-е изд. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г., утвержден приказом МО и Н РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, № 2140.
Дополнительная литература:
И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.
ЕГЭ 2012. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2012
Информатика. Весь школьный курс в таблицах/сост. И74 В.И.Копыл-Минск: Букмастер:Кузьма,2012.-2-е изд.-224с.
Цифровые образовательные ресурсы: по курсу
Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 10-11 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/
www.klyaksa.net Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ
www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
www.pedsovet.org Интернет портал для учителей
http://www.ege.ru/ Задания ЕГЭ
http://www.on-line-teaching.com/ учебники по Word, Excel
http://www.problems.ru/inf /задачи по информатике
http://mega.km.ru/pc/ - Энциклопедия персонального компьютера