Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Новобердяшская средняя общеобразовательная школа
муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения МОБУ Новобердяшская СОШ Протокол №____ от _____._____.20___ г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора №______ от _____._____.20___ г. |
СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _____________ Гиндуллина З.Т «____»_______________ 20___ г | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
____по информатике для 11 класса____
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины (модуля))
(базовый уровень)
Учителя информатики
Мустафина Ильдара Марувановича
Ф.И.О. учителя-разработчика
первой квалификационной категории
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
Образовательной программы среднего образования МОБУ Новобердяшская СОШ МР Караидельский район Республики Башкортостан на 2015-2020 годы, утверждённой приказом от 23.08.2016 г №88.
Учебного плана Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Новобердяшская средняя общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан на 2017-2018 год, утверждённой приказом от 01.09.2017 г № 141.
Приказ №118 «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в 2017-2018 учебном году.
Положения о рабочей программе МОБУ Новобердяшская СОШ от 24.06.2016 г.
Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями). Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в школах в 2017-2018 гг. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”)
Примерной рабочей программы. Информатика 10-11 классы, базовый уровень. – Н.Д. Угринович, М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова, - М.: БИНОМ, Лаборатория знании. 2016
На изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классе из часов Федерального компонента отводится 1 час в неделю. Рабочая программа по учебному предмету рассчитана на 34 учебные недели. Количество часов за год составляет 34 часа. Уровень программы – базовый.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества;
углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования;
расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ.
К последним прежде всего относятся операционные системы, прикладное программное обеспечение общего назначения.
Приближения степени владения этими средствами к профессиональному уровню; выработать умение оценивать адекватность модели объекту и целям моделирования;
выработать умение использовать базы данных при решении учебных и практических задач;
освоить использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике;
приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью;
выработать понимание этических и правовых норм информационной деятельности человека.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д., соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.
Обучение осуществляется по учебнику «Информатика и ИКТ». Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
- Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне выпускник должен
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Содержание тем учебного предмета
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов(11 часов)
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.
Компьютерный практикум
Практическая работа 1.1 «Виртуальные компьютерные музеи».
Практическая работа 1.2 «Сведения об архитектуре компьютера».
Практическая работа 1.3 «Сведения о логических разделах дисков».
Практическая работа 1.4 «Значки и ярлыки на Рабочем столе».
Практическая работа 1.5 «Настройка графического интерфейса для операционной системы ».
Практическая работа 1.6 «Установка пакетов в операционной системы Linux».
Практическая работа 1.7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи».
Практическая работа 1.8 «Защита от компьютерных вирусов».
Практическая работа 1.9 «Защита от сетевых червей».
Практическая работа 1.10 «Защита от троянских программ».
Практическая работа 1.11 «Защита от хакерских атак».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).
Моделирование и формализация(8 часов)
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.
Компьютерный практикум
Практическое задание № 2.1 «Исследование физических моделей».
Практическое задание № 2.2 «Исследование астрономических моделей».
Практическое задание № 2.3 «Исследование алгебраических моделей».
Практическое задание №2.4 «Исследование геометрических моделей (планиметрия)».
Практическое задание №2.5 «Исследование геометрических моделей (стереометрия)».
Практическое задание № 2.6 «Исследование химических моделей».
Практическое задание № 2.7 «Исследование биологических моделей».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 часов)
Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.
Компьютерный практикум
Практическая работа 3.1 «Создание табличной базы данных».
Практическая работа 3.2 «Создание Формы в табличной базе данных».
Практическая работа № 3.3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов».
Практическая работа № 3.4 «Сортировка записей в табличной базе данных».
Практическая работа № 3.5 «Создание Отчета в табличной базе данных».
Практическое задание № 3.6 «Создание генеалогического древа семьи».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №3 «База данных» (тестирование).
Информационное общество(3 часа)
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Повторение(4 часа)
Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».
Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».
Повторение по теме «Моделирование и формализация».
Повторение по теме «Базы данных».
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Дата | Примечание |
План | Факт |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 11 часов |
1 | ТБ в кабинете информатики. История развития вычислительной техники. Практическая работа 1.1 «Виртуальные компьютерные музеи». | 01.09 | | |
2 | Архитектура персонального компьютера. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1.2 «Сведения об архитектуре компьютера». | 08.09 | | |
3 | Операционные системы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1.3 «Сведения о логических разделах дисков» Практическая работа 1.4 «Значки и ярлыки на рабочем столе». | 15.09 | | |
4 | Операционная система Linux. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1.5 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Windows». | 22.09 | | |
5 | Установка пакетов в операционной системе Linux. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1.6 «Установка пакетов в операционной системе Linux». | 29.09 | | |
6 | Защита от несанкционированного доступа к информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1.7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи». | 06.10 | | |
7 | Защита от несанкционированного доступа к информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1.8 «Защита от компьютерных вирусов». | 13.10 | | |
8 | Сетевые черви и защита от них. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1.9 «Защита от сетевых червей». | 20.10 | | |
9 | Троянские программы и защита от них. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1.10 «Защита от троянских программ» | 27.10 | | |
10 | Троянские программы и защита от них. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 1.11 « Защита от хакерских атак» | 10.11 | | |
11 | Контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» | 17.11 | | |
Моделирование и формализация (8 часов) |
12 | Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. | 24.11 | | |
13 | Системный подход в моделировании. | 01.12 | | |
14 | Исследование физических моделей. Инструктаж по ТБ. Практическое задание № 2.1 «Исследование физических моделей». | 08.12 | | |
15 | Исследование астрономических моделей. Инструктаж по ТБ. Практическое задание № 2.2 «Исследование астрономических моделей» | 15.12 | | |
16 | Исследование алгебраических моделей. Инструктаж по ТБ. Практическое задание № 2.3 «Исследование алгебраических моделей» | 22.12 | | |
17 | Исследование геометрических моделей. Инструктаж по ТБ. Практическое задание № 2.4 «Исследование геометрических моделей (планиметрия)». Практическое задание № 2.5 «Исследование геометрических моделей (стереометрия)». | 29.12 | | |
18 | Исследование химических и биологических моделей. Инструктаж по ТБ. Практическое задание № 2.6 «Исследование химических моделей». Практическое задание № 2.7 «Исследование биологических моделей». | 19.01 | | |
19 | Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» | 26.01 | | |
Базы данных. Системы управления базами данных (8 часов) |
20 | Табличные базы данных. Система управления базами данных. | 02.02 | | |
21 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.1 «Создание табличной базы данных». | 09.02 | | |
22 | Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.2 «Создание формы в табличной БД». | 16.02 | | |
23 | Поиск записей в табличной БД с помощью фильтров и запросов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.3 «Поиск записей в табличной БД». | 02.03 | | |
24 | Сортировка записей в табличной БД. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.4 «Сортировка записей в БД». Практическая работа 3.5 «Создание отчётов в БД». | 09.03 | | |
25 | Иерархические БД | 16.03 | | |
26 | Сетевые базы данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа 3.7 «Создание генеалогического древа семьи». | 23.03 | | |
27 | Контрольная работа №3 «Базы данных». | 06.04 | | |
Информационное общество (3 часа) |
28 | Право в Интернете. | 13.04 | | |
29 | Этика в Интернете. | 20.04 | | |
30 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 27.04 | | |
Повторение. Подготовка к ЕГЭ (4 часа) |
31 | Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение» | 04.05 | | |
32 | Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование» | 11.05 | | |
33 | Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование». | 18.05 | | |
34 | Повторение по теме «Базы данных». | 25.05 | | |