СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 5 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 г.).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020 г.).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  4. СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
  5. Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования от 04.02 2020 г. № 1/20.
  6. Методическое письмо «О преподавании  учебного предмета Информатика и ИКТ в 2021-2022 учебном году в общеобразовательных учреждениях».
  7. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год.
  8. Авторская программа курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.

 

Цель программы

Приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.

 

 

Задачи программы

  • Показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире.
  • Показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека.
  • Включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.
  • Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов.
  • Организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
  • Создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
  • Воспитать ответственное и избирательное отношение к информации.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

 

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
  • умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
  • создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
  • создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

 

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  •  развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ

 

  1. Информация вокруг нас.

 

Выпускник научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; 
  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице.

 

Выпускник получит возможность:

  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • познакомиться с двоичной системой счисления;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

 

  1. Информационные технологии.

 

Выпускник научится:

  • базовым навыкам работы с компьютером;
  • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии).

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.

 

  1. Информационное моделирование.

 

Выпускник научится:

  • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
  • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • основам соблюдения норм информационной этики и права.

 

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).

 

Содержание учебного курса

 

    1. Информация вокруг нас. (11 ч.).

 

Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места: как человек получает информацию (информация, органы чувств человека и мир информации); виды информации по форме представления (числовая информация, текстовая информация, графическая информация, звуковая информация и видеоинформация); действия с информацией (получение информации, хранение информации, обработка информации и передача информации). (1 ч.).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией: что умеет компьютер? (универсальный объект, компьютер, что делает наука «информатика»?, отличие данных от программ); как устроен компьютер? (аппаратное обеспечение: системный блок и его составляющие, клавиатура, монитор, мышь, и другие дополнительные устройства компьютера); техника безопасности и организация рабочего места.  (1 ч.).

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура: устройства ввода информации (сканер, видеокамера, микрофон и др.); клавиатура (пять групп клавиш на клавиатуре: функциональные клавиши, символьные или алфавитно-цифровые клавиши, клавиши управления курсором, специальные клавиши и клавиши дополнительной клавиатуры); основная позиция пальцев на клавиатуре (слепая десятипальцевая печать, основная позиция пальцев на клавиатуре). (1 ч.).

Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру». (1 ч.).

Управление компьютером. Главное меню: программы и документы (программное обеспечение (ПО), операционная система (ОС), прикладные программы (приложения), документы); рабочий стол (рабочий стол и его основные элементы); управление компьютером с помощью мыши (мышь, основные указатели мыши, основные действия с мышью); главное меню и запуск программ (главное меню, основные программы главного меню, окно программы «Блокнот» и его основные элементы); что можно выбрать в компьютерном меню (раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, основные элементы диалогового окна). (1 ч.).

Практическая работа №2: «Вспоминаем приемы управления компьютером». (1 ч.).

Хранение информации. Файлы и папки: память человека и память человечества (память отдельного человека и человечества); оперативная и долговременная память (внутренняя память, внешняя память, носитель информации, свойства бумаги как носителя информации); файлы и папки (файл, папка, имя файла, расширение файла, система хранения файлов). (1 ч.).

Практическая работа №3: «Создаем и сохраняем файлы». (1 ч.).

Передача информации. Электронная почта: схема передачи информации (источник информации, приемник информации, информационный канал); электронная почта (письмо и электронное письмо, адрес электронной почты). (1 ч.).

Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой». (1 ч.).

Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас». (1 ч.).

 

    1. Информационные технологии. (11 ч.).

 

Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат: в мире кодов (код, кодирование; азбука Брайля); способы кодирования информации (графический, числовой, символьный способы кодирования информации, декодирование); метод координат (прямоугольная система координат, начало координат, координаты точек, решение задач). (1 ч.).

Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста: текст как форма представления информации (текст, текстовая информация); текстовые документы (документ, гипертекст, символ, слово, строка, абзац, фрагмент); компьютер – основной инструмент подготовки текстов (текстовые редакторы и текстовые процессоры, окно программы «WordPad» и его основные элементы); ввод текста (правила ввода текста); редактирование текста (комбинации клавиш для перемещения по всему документу, буфер обмена); форматирование текста (шрифт, размер шрифта, начертание шрифта, стиль шрифта, выравнивание текста, принтер). (1 ч.).

Практическая работа №5: «Вводим текст».  (1 ч.).

Практическая работа №6: «Редактируем текст». (1 ч.).

Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста». (1 ч.).

Практическая работа №8: «Форматируем текст». (1 ч.).

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы: структура таблицы (название таблицы, строка, столбец, ячейка, головка, прографка, боковик); табличный способ решения логических задач (решение задач с помощью таблиц). (1 ч.).

Практическая работа №9: «Создаем простые таблицы». (1 ч.).

Наглядные формы представления информации: рисунок, штрих-код, схемы; от текста к рисунку от рисунка к схеме (решение задач с помощью наглядных форм); диаграммы (линейная, столбчатая, круговая, решение задач с помощью диаграмм). (1 ч.).

Практическая работа №10: «Строим диаграммы». (1 ч.).

Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии». (1 ч.).

 

    1. Информационное моделирование. (8 ч.).

 

Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн: компьютерная графика; графический редактор (графический редактор, окно программы «Paint» и его основные элементы, рабочая область, выбор цвета, инструменты художника, инструменты чертежника, редактирование рисунка, графический фрагмент, исправление ошибок); устройства ввода графической информации (клавиатура, мышь, сканер, графический планшет). (1 ч.).

Практическая работа №11: «Изучаем инструменты графического редактора». (1 ч.).

Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции». (1 ч.).

Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360». (1 ч.).

Обработка информации. Изменение формы представления информации: разнообразие задач обработки информации (обработка информации, исполнитель, входная информация, выходная информация, форма исходных данных); систематизация информации (систематизация информации, сортировка информации, виды сортировки информации); поиск информации (поиск информации, систематизированная информация); изменение формы представления информации (форма представления информации, изменение формы представления информации). (1 ч.).

Практическая работа №14: «Создаем списки». (1 ч.).

Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет». (1 ч.).

Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование». (1 ч.).

 

    1. Элементы алгоритмизации. (3 ч.).

 

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16: «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»: преобразование информации по заданным правилам (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную); преобразование информации путем рассуждений (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную с помощью логических рассуждений); разработка плана действий и его запись (решение задач, в которых разрабатывается план действий, обеспечивающий нужный результат); создание движущихся изображений (анимация). (1 ч.).

Практическая работа №17: «Создаем анимацию». (1 ч.).

Практическая работа №18: «Создаем слайд-шоу». (1 ч.).

 

Итоговое повторение. (1 ч.).

 

Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).

 

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 34 учебные недели.

 

Тематическое планирование

№ главы

Название главы

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Примерные сроки

1.

«Информация вокруг нас»

Центр «Точка роста»

11

4

1

1-11 неделя

2.

«Информационные технологии»

Центр «Точка роста»

11

6

1

12-22 неделя

3.

«Информационное моделирование»

Центр «Точка роста»

8

5

1

23-30 неделя

4.

«Элементы алгоритмизации»

Центр «Точка роста»

3

3

-

31-33 неделя

Итоговое повторение

Центр «Точка роста»

1

-

-

34 неделя

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Глава 1: «Информация вокруг нас».

11

1.

 

Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места.

1

2.

 

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

1

3.

 

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

1

4.

 

Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру».

1

5.

 

Управление компьютером. Главное меню.

1

6.

 

Практическая работа №2: «Вспоминаем приёмы управления компьютером».

1

7.

 

Хранение информации. Файлы и папки.

1

8.

 

Практическая работа №3: «Создаём и сохраняем файлы».

1

9.

 

Передача информации. Электронная почта.

1

10.

 

Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой».

1

11.

 

Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас».

1

Глава 2: «Информационные технологии».

11

12.

 

Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат.

1

13.

 

Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста.

1

14.

 

Практическая работа №5: «Вводим текст».

1

15.

 

Практическая работа №6: «Редактируем текст».

1

16.

 

Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста».

1

17.

 

Практическая работа №8: «Форматируем текст».

1

18.

 

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

1

19.

 

Практическая работа №9: «Создаём простые таблицы».

1

20.

 

Наглядные формы представления информации.

1

21.

 

Практическая работа №10: «Строим диаграммы».

1

22.

 

Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии».

1

Глава 3: «Информационное моделирование».

8

23.

 

Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн.

1

24.

 

Практическая работа №11:  «Изучаем инструменты графического редактора».

1

25.

 

Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции».

1

26.

 

Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360».

1

27.

 

Обработка информации. Изменение формы представления информации.

1

28.

 

Практическая работа №14: «Создаём списки».

1

29.

 

Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет».

1

30.

 

Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование».

1