СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:
Цель программы
Приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.
Задачи программы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Содержание учебного курса
Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места: как человек получает информацию (информация, органы чувств человека и мир информации); виды информации по форме представления (числовая информация, текстовая информация, графическая информация, звуковая информация и видеоинформация); действия с информацией (получение информации, хранение информации, обработка информации и передача информации). (1 ч.).
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией: что умеет компьютер? (универсальный объект, компьютер, что делает наука «информатика»?, отличие данных от программ); как устроен компьютер? (аппаратное обеспечение: системный блок и его составляющие, клавиатура, монитор, мышь, и другие дополнительные устройства компьютера); техника безопасности и организация рабочего места. (1 ч.).
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура: устройства ввода информации (сканер, видеокамера, микрофон и др.); клавиатура (пять групп клавиш на клавиатуре: функциональные клавиши, символьные или алфавитно-цифровые клавиши, клавиши управления курсором, специальные клавиши и клавиши дополнительной клавиатуры); основная позиция пальцев на клавиатуре (слепая десятипальцевая печать, основная позиция пальцев на клавиатуре). (1 ч.).
Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру». (1 ч.).
Управление компьютером. Главное меню: программы и документы (программное обеспечение (ПО), операционная система (ОС), прикладные программы (приложения), документы); рабочий стол (рабочий стол и его основные элементы); управление компьютером с помощью мыши (мышь, основные указатели мыши, основные действия с мышью); главное меню и запуск программ (главное меню, основные программы главного меню, окно программы «Блокнот» и его основные элементы); что можно выбрать в компьютерном меню (раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, основные элементы диалогового окна). (1 ч.).
Практическая работа №2: «Вспоминаем приемы управления компьютером». (1 ч.).
Хранение информации. Файлы и папки: память человека и память человечества (память отдельного человека и человечества); оперативная и долговременная память (внутренняя память, внешняя память, носитель информации, свойства бумаги как носителя информации); файлы и папки (файл, папка, имя файла, расширение файла, система хранения файлов). (1 ч.).
Практическая работа №3: «Создаем и сохраняем файлы». (1 ч.).
Передача информации. Электронная почта: схема передачи информации (источник информации, приемник информации, информационный канал); электронная почта (письмо и электронное письмо, адрес электронной почты). (1 ч.).
Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой». (1 ч.).
Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас». (1 ч.).
Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат: в мире кодов (код, кодирование; азбука Брайля); способы кодирования информации (графический, числовой, символьный способы кодирования информации, декодирование); метод координат (прямоугольная система координат, начало координат, координаты точек, решение задач). (1 ч.).
Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста: текст как форма представления информации (текст, текстовая информация); текстовые документы (документ, гипертекст, символ, слово, строка, абзац, фрагмент); компьютер – основной инструмент подготовки текстов (текстовые редакторы и текстовые процессоры, окно программы «WordPad» и его основные элементы); ввод текста (правила ввода текста); редактирование текста (комбинации клавиш для перемещения по всему документу, буфер обмена); форматирование текста (шрифт, размер шрифта, начертание шрифта, стиль шрифта, выравнивание текста, принтер). (1 ч.).
Практическая работа №5: «Вводим текст». (1 ч.).
Практическая работа №6: «Редактируем текст». (1 ч.).
Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста». (1 ч.).
Практическая работа №8: «Форматируем текст». (1 ч.).
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы: структура таблицы (название таблицы, строка, столбец, ячейка, головка, прографка, боковик); табличный способ решения логических задач (решение задач с помощью таблиц). (1 ч.).
Практическая работа №9: «Создаем простые таблицы». (1 ч.).
Наглядные формы представления информации: рисунок, штрих-код, схемы; от текста к рисунку от рисунка к схеме (решение задач с помощью наглядных форм); диаграммы (линейная, столбчатая, круговая, решение задач с помощью диаграмм). (1 ч.).
Практическая работа №10: «Строим диаграммы». (1 ч.).
Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии». (1 ч.).
Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн: компьютерная графика; графический редактор (графический редактор, окно программы «Paint» и его основные элементы, рабочая область, выбор цвета, инструменты художника, инструменты чертежника, редактирование рисунка, графический фрагмент, исправление ошибок); устройства ввода графической информации (клавиатура, мышь, сканер, графический планшет). (1 ч.).
Практическая работа №11: «Изучаем инструменты графического редактора». (1 ч.).
Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции». (1 ч.).
Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360». (1 ч.).
Обработка информации. Изменение формы представления информации: разнообразие задач обработки информации (обработка информации, исполнитель, входная информация, выходная информация, форма исходных данных); систематизация информации (систематизация информации, сортировка информации, виды сортировки информации); поиск информации (поиск информации, систематизированная информация); изменение формы представления информации (форма представления информации, изменение формы представления информации). (1 ч.).
Практическая работа №14: «Создаем списки». (1 ч.).
Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет». (1 ч.).
Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование». (1 ч.).
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16: «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»: преобразование информации по заданным правилам (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную); преобразование информации путем рассуждений (решение задач, в которых осуществляется преобразование входной информации в выходную с помощью логических рассуждений); разработка плана действий и его запись (решение задач, в которых разрабатывается план действий, обеспечивающий нужный результат); создание движущихся изображений (анимация). (1 ч.).
Практическая работа №17: «Создаем анимацию». (1 ч.).
Практическая работа №18: «Создаем слайд-шоу». (1 ч.).
Итоговое повторение. (1 ч.).
Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 34 учебные недели.
Тематическое планирование
№ главы |
Название главы |
Примерные сроки |
||||
Место проведения |
Количество часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
Примерные сроки |
||
1. |
«Информация вокруг нас» |
Центр «Точка роста» |
11 |
4 |
1 |
1-11 неделя |
2. |
«Информационные технологии» |
Центр «Точка роста» |
11 |
6 |
1 |
12-22 неделя |
3. |
«Информационное моделирование» |
Центр «Точка роста» |
8 |
5 |
1 |
23-30 неделя |
4. |
«Элементы алгоритмизации» |
Центр «Точка роста» |
3 |
3 |
- |
31-33 неделя |
Итоговое повторение |
Центр «Точка роста» |
1 |
- |
- |
34 неделя |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Количество часов |
Глава 1: «Информация вокруг нас». |
11 |
||
1. |
|
Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места. |
1 |
2. |
|
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. |
1 |
3. |
|
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. |
1 |
4. |
|
Практическая работа №1: «Вспоминаем клавиатуру». |
1 |
5. |
|
Управление компьютером. Главное меню. |
1 |
6. |
|
Практическая работа №2: «Вспоминаем приёмы управления компьютером». |
1 |
7. |
|
Хранение информации. Файлы и папки. |
1 |
8. |
|
Практическая работа №3: «Создаём и сохраняем файлы». |
1 |
9. |
|
Передача информации. Электронная почта. |
1 |
10. |
|
Практическая работа №4: «Работаем с электронной почтой». |
1 |
11. |
|
Контрольная работа №1 по главе: «Информация вокруг нас». |
1 |
Глава 2: «Информационные технологии». |
11 |
||
12. |
|
Кодирование информации. Способы кодирования. Метод координат. |
1 |
13. |
|
Текстовая информация. Ввод текста. Редактирование и форматирование текста. |
1 |
14. |
|
Практическая работа №5: «Вводим текст». |
1 |
15. |
|
Практическая работа №6: «Редактируем текст». |
1 |
16. |
|
Практическая работа №7: «Работаем с фрагментами текста». |
1 |
17. |
|
Практическая работа №8: «Форматируем текст». |
1 |
18. |
|
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. |
1 |
19. |
|
Практическая работа №9: «Создаём простые таблицы». |
1 |
20. |
|
Наглядные формы представления информации. |
1 |
21. |
|
Практическая работа №10: «Строим диаграммы». |
1 |
22. |
|
Контрольная работа №2 по главе: «Информационные технологии». |
1 |
Глава 3: «Информационное моделирование». |
8 |
||
23. |
|
Компьютерная графика. Графический редактор. Промышленный дизайн. |
1 |
24. |
|
Практическая работа №11: «Изучаем инструменты графического редактора». |
1 |
25. |
|
Практическая работа №12: «Работаем с графическими фрагментами. Создание эскиза объемно-пространственной композиции». |
1 |
26. |
|
Практическая работа №13: «Планируем работу в графическом редакторе. Работа в программе Fusion 360». |
1 |
27. |
|
Обработка информации. Изменение формы представления информации. |
1 |
28. |
|
Практическая работа №14: «Создаём списки». |
1 |
29. |
|
Практическая работа №15: «Ищем информацию в сети Интернет». |
1 |
30. |
|
Контрольная работа №3 по главе: «Информационное моделирование». |
1 |