СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 6 класса на 2022/2023 учебный год (на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов»)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г./ Программы для образовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Авторской программе соответствует учебник: Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС)/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020 г.

Срок реализации рабочей программы 1 год. Уровень программы - базовый. Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика». Учитывая годовой учебный календарный график и учебный план школы продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 34 часа в год (из расчета 1 час в неделю), в том числе на практическую часть отводится 16 часов, на контрольные работы - 2 часа.

Данная программа реализуется с использованием оборудования центра «Точка роста» с учётом Методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)  — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/ (дата обращения: 10.03.2021).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 6 класса на 2022/2023 учебный год (на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов»)»

Аннотация к рабочей программе по информатике для 6-х классов.

Программа составлена учителем информатики высшей квалификационной категории – Косенко Региной Владимировной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г./ Программы для образовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Авторской программе соответствует учебник: Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС)/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020 г.

Срок реализации рабочей программы 1 год. Уровень программы - базовый. Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика». Учитывая годовой учебный календарный график и учебный план школы продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 34 часа в год (из расчета 1 час в неделю), в том числе на практическую часть отводится 16 часов, на контрольные работы - 2 часа.

Данная программа реализуется с использованием оборудования центра «Точка роста» с учётом Методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)  — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/ (дата обращения: 10.03.2021).




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ



СОГЛАСОВАНО

на заседании НМС МОАУГ № 8

Протокол № 1 от 26 августа 2022 г.

Руководитель НМС

_____________ Быкова Л.И.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУГ № 8

_____________ Гребелюк Н.Н.

29 августа 2022 г.


Утверждено на педагогическом совете № 1 от 29 августа 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Косенко Регины Владимировны,


высшей квалификационной категории



по ИНФОРМАТИКЕ

для 6а, 6б классов















РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

естественно-математического цикла.

Протокол № 1 от 25 августа 2022 г.

Руководитель кафедры

________________ Скокова А.В.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Данная программа реализуется с использованием оборудования центра «Точка роста». Центры образования естественно-научной направленности «Точка роста» созданы с целью развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности.

На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ технологической направленности, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Информатика». Образовательная программа позволяет интегрировать реализуемые подходы, структуру и содержание при организации обучения информатики в 5–9 классах, выстроенном на базе любого из доступных учебно-методических комплексов (УМК).


Цель и задачи программы

Основные цели учебного курса:

- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество;

- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.);

- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.

- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Основные задачи учебного курса:

Задачи обучения:

• выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;

• формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;

• формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.

Задачи воспитания:

• воспитание средствами предмета культуры личности;

• воспитание понимания значимости предмета для научно-технического прогресса;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

Задачи развития:

• развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;

• развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

Валеологические задачи:

• соблюдение гигиенических условий в классе;

• применение активных методов изложения и закрепления учебного материала;

• использование методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, воображения учащихся;

• развитие мотивации учащихся (создание ситуации успеха на уроке, дальнейшее развитие интереса к предмету;

• поддержание благоприятного психологического климата на уроке.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями); приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «29» декабря 2014 г. № 1644 (с изменениями и дополнениями); приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «31» декабря 2015 г. № 1577 (с изменениями и дополнениями).

  1. Авторская программа Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г./ Программы для образовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/).

Авторской программе соответствует учебник: Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС)/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020 г.

  1. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)  — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/ (дата обращения: 10.03.2021).

  2. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного автономного учреждения гимназии № 8 городского округа города Райчихинска Амурской области.

  3. Положение МОАУГ № 8 о рабочей программе учебного предмета, курса педагога МОАУГ №8 городского округа города Райчихинска Амурской области (утверждено директором МОУАГ № 8 от 24.05.2016 г.).

  4. Учебный план МОАУГ №8 на 2022/23 учебный год.

  5. Годовой календарный график МОАУГ №8 на 2022/2023 учебный год.

Обоснование выбора авторской программы

Авторская программа «Информатика и ИКТ» Л.Л. Босовой способствует подготовке подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, что имеет особую значимость в условиях информатизации и коммуникации современного общества. Программа направлена на формирование видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование, сбор, хранение преобразование и передача информации, управление. Данная авторская программа дает большие возможности для формирования личностного потенциала обучаемых, повышения эффективности познавательной деятельности школьников на основе универсальных способов учебной деятельности, их успешной социализации в современном мире, а также реализации в учебном процессе возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. В этой связи возрастает значимость непрерывного освоения учащимися средств и методов информатики и ИКТ, совершенствования содержания и методики обучения информатике в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного курса.

Изменения, внесенные в авторскую программу с учётом Методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательной организации центра «Точка роста».

В раздел «Алгоритмика» включено знакомство со средой программирования Scratch, в том числе создание в Scratch линейных, условных и циклических алгоритмов. Практические работы, предложенные автором учебника по теме «Алгоритмика» предлагаются учащимся в качестве домашних творческих проектов.

Информация об используемом учебнике.

Авторской программе соответствует учебник: Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС)/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2020.

Учебник разработан в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В нем соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требовании к   уровню   подготовки   обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Информатика способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем. В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Особенности 6а класса.

По результатам комплексного психолого – медико – педагогического обследования в классе выявлен один обучающийся с ОВЗ, получивший рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания в рамках обучения по общеобразовательной программе.

Основные направления коррекции и реабилитации обучающихся с нарушениями развития и трудностями в обучении:

На основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) данная рабочая программа предусматривает корректировку как самого учебного процесса, так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения обучающихся с ОВЗ, связанными с задержкой психического развития (ЗПР):

Корректировка учебного процесса заключается в изменении сроков, форм организации и методов обучения, в использовании современных технологий, которые должны быть адекватными возможностям и потребностям обучающихся с ОВЗ.

В целях реализации инклюзивного образовательного процесса программой предусмотрено изменение имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов; адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения его обучающимися с ОВЗ.

Важным компонентом программы является создание условий для адаптации обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников. Интерактивные методы и формы организации учебной деятельности способствуют раскрытию творческого потенциала, реализации их потребностей в самовыражении.

Основные подходы к организации учебного процесса:

• подбор учебных заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;

• приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

• индивидуальный подход;

• сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными и профилактическими мероприятиями;

• повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

• постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;

• использование многократных указаний, упражнений;

• проявление большого такта со стороны учителя;

• использование поощрений, повышение самооценки ребенка;

• поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

• использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, алгоритмов, с учетом того, что работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 10-20 минут. Оказание индивидуальной помощи при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

Срок реализации рабочей программы 1 год. Уровень программы - базовый. Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика». Учитывая годовой учебный календарный график и учебный план гимназии продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 34 часа в год (из расчета 1 час в неделю), в том числе на практическую часть отводится 16 часов, на контрольные работы - 2 часа.

Виды и формы контроля.

В рабочей программе предусмотрены следующие виды контроля:

  • текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума), контрольного опроса.

  • тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной письменной работы;

  • итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Формы проверки и оценки результатов обучения:

формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ.

Способы проверки и оценки результатов обучения: проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы.

Средства проверки и оценки результатов обучения: ключ к тестам, разноуровневые задания, практические работы.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты: 

  • ​наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • ​ понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • ​ владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ​ ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • ​ развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • ​ способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

  • ​ понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • ​ готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • ​ способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и ​ взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • ​ способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты: 

  • ​ владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • ​ владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • ​ владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • ​ соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • ​ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • ​ владение основными универсальными умениями информационного характера:

  • ​ постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • ​ владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ​ ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты: 

  • ​ формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование

  • ​ представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • ​ формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • ​ развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • ​ формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

  • ​ таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • ​ формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Раздел

Планируемые результаты изучения

Информация вокруг нас.

Выпускник научится:

​ понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

​ приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

​ приводить примеры древних и современных информационных носителей;

​ классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

​ кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

​ определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

​ сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

​ сформировать представление о способах кодирования информации;

​ преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений;

​ научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

​ приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

​ для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

​ называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

​ осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

​ приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Информационные технологии

Выпускник научится:

​ определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

​ различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

​ запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

​ создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

​ работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

​ вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

​ выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

​ применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования

​ простейших текстов на русском и иностранном языках;

​ выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

​ использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

​ создавать и форматировать списки;

​ создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

​ создавать круговые и столбиковые диаграммы;

​ применять простейший графический редактор для создания и редактирования

​ использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;

​ осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

​ ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

​ соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Выпускник получит возможность:

​ овладеть приѐмами квалифицированного клавиатурного письма;

​ научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

​ сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

​ расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;

​приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

​ создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

​ осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

​ оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

​ видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

​ научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

​ научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

​ научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

​ научиться сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет материалы;

​ расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Информационные модели

Выпускник научится:

​ понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

​ различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

​ «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

​ перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

​ строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Выпускник получит возможность:

​ сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

​ приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

​ познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

​ выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Алгоритмика

Выпускник научится:

​ понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

​ понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

​ осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

​ подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

​ исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

​ разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  • использовать инструменты среды Scratch для решения поставленных задач. Выпускник получит возможность:

​ исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

​ по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

​ разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы, в том числе и в среде Scratch.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка доклада и реферата

При составлении рецензии следует отметить:

1. Правильность и полноту ответа; укажи, на какой вопрос ученик не дал полного ответа.

2.  Последовательность и связность изложения.        

3. Грамотность речи.

4 Умение пользоваться наглядным материалом таблицами, экранными пособиями.

5. Наличие обобщения (вывода) в конце ответа.

6.  Осознанность ответа (осмыслен ли материал, т.е. выделена ли главная мысль и на ней заострено внимание, или просто механически заучен).

7.  Конкретность и ясность изложения мысли, лаконичность и эмоциональность.

8.  Мотивировка ответа знаниями законов.

9. Связь теоретических и практических знаний.

Ошибки и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений и единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения:

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применить в ответе знания для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

  • неумение загрузить нужную программу или рабочую среду;

  • неумение пользоваться учебником и справочниками по информатике и технике;

  • нарушение техники безопасности при  работе за компьютером;

  • небрежное отношение к компьютеру и программному обеспечению компьютера.

К негрубым ошибкам относятся:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

  • ошибки, вызванные несоблюдением, условий работы программы (неправильно выставлено начальное положение исполнителя, не точно определена точка отсчета);

  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, измерение угла поворота) и т. д.;

  • нерациональный  метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной литературой.

Недочетами являются:

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований;

  • ошибки в вычислениях (арифметические);

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

  • орфографические и пунктуационные ошибки.

Оценка устного ответа

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  • Правильность и осознанность изложения содержания,

  • полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

  • Степень сформированности интеллектуальных и обще учебных умений;

  • самостоятельность ответа;

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Оценка “5”:

Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка “4”:

Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Оценка “3”:

Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценка “2”:

Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5”

Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета

Оценка “4”

Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

  • или не более двух недочетов.

Оценка “3”

 Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок,

  • или не более одной грубой ошибки и одного недочета.

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,

  • или не более двух-трех негрубых ошибок,

  • или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2”

Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.

Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена “Нормами”, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка тестов.

В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.

Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за  - 75% - 90%правильных ответов.

Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов

Оценка практических работ.

Оценка “5”

Ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

Оценка “4”

Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:

а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,

б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной  негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка “3”

Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:

а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,

в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка “2”

Ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,

б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация вокруг нас

9

4

5

2

Информационные технологии

4

2

2

3

Информационные модели

10

3

7

4

Алгоритмика.

Среда программирования Scratch.

11

7

4


Итого:

34

16

18



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (34 ЧАСА)

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

​ информация вокруг нас;

​ информационные технологии;

​ информационное моделирование;

​ алгоритмика.

Раздел 1. Информация вокруг нас (9 часов)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 «Информация вокруг нас».


Раздел 2. Информационные технологии (4 часа)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»


Раздел 3. Информационные модели (10 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики»

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2 «Информационные технологии. Информационные модели».


Раздел 4. Алгоритмика (11 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Получение навыков по работе в среде Scratch, освоение основных инструментов среды. Получение навыков по работе с линейными, условными и циклическими алгоритмами в среде Scratch, освоение основных инструментов среды.

Компьютерный практикум

Практическая работа №15 «Знакомство со средой Scratch».

Практическая работа №16 «Линейные алгоритмы среде Scratch».

Практическая работа №17 «Условные алгоритмы в среде Scratch».

Практическая работа №18 «Циклические алгоритмы в среде Scratch».

Контроль знаний и умений

Защита итогового проекта

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение.

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в МОАУГ № 8 создан центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».

Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной рабочей программы позволяет создать условия:

• для расширения содержания школьного образования по информатике;

• для повышения познавательной активности обучающихся в технической области;

• для развития личности ребёнка в процессе обучения информатики, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.

Наименование оборудования

Краткие примерные технические характеристики

Единица измерения

Количество

Оборудование по проекту «Современная школа», центр «Точка роста» (2022 год)

Ноутбуки Aquarius


Производительный ноутбук в ударопрочном корпусе.

Процессор: Intel® 8-го поколения, ОС «Орёл», поддерживаемые операционные системы: Windows®, Linux. Вес, кг: 2.9. Уровень защиты IP: IP65. Размер диагонали экрана: 14”

шт.

2

Набор элементов для конструирования роботов SPIKE Prime (Lego Education)

Базовый набор LEGO Education SPIKE Prime — это образовательное решение, специально разработанное для ведения учебной STEAM- деятельности в 5-7 классах основной школы. Базовый набор SPIKE Prime представляет собой идеальное сочетание ярких элементов LEGO, простых в использовании электронных компонентов и интуитивно понятного языка программирования, созданного на базе Scratch.
С помощью этого решения ваши ученики в рамках увлекательного игрового обучения смогут развивать навыки критического мышления и решения задач одинаково успешно, невзирая на уровень подготовки и возраст. Вам доступны простые в реализации стартовые проекты и безграничные возможности для творческого проектирования.

Базовый набор SPIKE Prime поможет приобрести ключевые STEAM-компетенции, чтобы они стали настоящими инженерами будущего.

Сердцем Базового набора SPIKE Prime является специальный Программируемый Хаб. Это современное, но простое в использовании устройство в форме кубика, оснащённое шестью портами ввода-вывода, световой матрицей 5×5, модулем Bluetooth, динамиком, 6-осевым гироскопом и аккумуляторной батареей. Программное обеспечение создано на базе Scratch 3.0, поддерживаемые операционные системы Windows 10, Mac, Android, iOS, Chrome.

Базовый набор SPIKE Prime также включает в себя высокоточные моторы и датчики, которые, в сочетании с большим количеством разнообразных элементов, дают ученикам возможность придумывать и собирать удивительных роботов, автономные роботизированные устройства и другие интерактивные модели. Благодаря наличию у Хаба большого числа точек крепления элементов LEGO, моторов и датчиков, а также возможности использовать новые крупные элементы для сборки обучающиеся смогут тратить меньше времени на сборку и больше — на обучение. Все элементы набора поставляются в удобном для хранения пластиковом коробе. В состав набора также входят два сортировочных лотка. Их использование позволяет сократить время на подготовку к занятиям и сэкономить рабочее пространство.

шт.

3


Программа реализуется также с использованием оборудования, поступившего в рамках проекта «Цифровая среда»:

Наименование оборудования

Краткие примерные технические характеристики

Единица измерения

Количество

Оборудование по проекту «Цифровая образовательная среда» (2019 год)

Ноутбук мобильного класса Pipo W11


трансформер, отсоединяемая клавиатура, переход в режим планшета, размер экрана 11 дюймов, операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 4 Гб, объём накопителя 128 Гб. ПО: Windows 10 Домашняя, Microsoft Office 2019.

шт.

15

Интерактивный комплекс SMART INTERACTIVE BOARD 86Е89К-Т.

размер экрана 1880 мм, операционная система Android версии 8.0, объём оперативной памяти 3 Гб, объём накопителя 32 Гб);

вычислительный блок интерактивного комплекса (операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 8 Гб, объём накопителя 128 Гб;

мобильное крепление для интерактивного комплекса.

шт.

1

Ноутбук учителя Lenovo Yoga 530-14ARR.

трансформер, сенсорный экран с углом поворота 3600 размер экрана 14 дюймов, операционная система Windows 10, объём оперативной памяти 8 Гб, объём накопителя 256 Гб

шт.

1

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 6 КЛАСС.

урока

Тема урока

Дата

6а/6б

1г/2г

Планируемые результаты

Домашнее задание




Предметные

УУД

Личностные




Информация вокруг нас (9 часов)




1.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

03.09/02.09

01.09/02.09

Общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об объектах окружающего мира и их признаках

Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику; умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

Введение, §1




2.

Объекты операционной системы.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

10.09/09.09

08.09/09.09

Представления о компьютерных объектах и их признаках

Основы ИКТ-компетентности (основные пользовательские навыки)

Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни

§2(3)




3.

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

17.09/16.09

15.09/16.09

Представления о компьютерных объектах и их признаках

Основы ИКТ-компетентности (основные пользовательские навыки)

Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни

§2(1,2)




4.

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

24.09/23.09

22.09/23.09

Представления об отношениях между объектами

ИКТ-компетентность

(основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами

Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни

§3 (1, 2)




5.

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

01.10/30.09

29.09/30.09

представления об отношениях между объектами

ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе); умения выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами

Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни

§3 (3)




6.

Разновидности объекта и их классификация.

15.10/14.10

13.10/14.10…

представление об отношении «является разновидностью»

ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации

Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание значения логического мышления

§4 (1, 2)




7.

Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

22.10/21.10

20.10/21.10

Подходы к классификации компьютерных объектов

ИКТ-компетентность (основные умения работы в текстовом редакторе); умения выбора основания для классификации

Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание значения логического мышления

§4 (1, 2, 3)




8.

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

29.10/28.10

27.10/28.10

Понятие системы, её состава и структуры

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни

§5 (1, 2)




9.

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5).

Контрольная работа (кратковременная) № 1 «Информация вокруг нас».

05.11/11.11

03.11/11.11

Понятия системы, черного ящика

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни

§5 (3, 4)




Информационные технологии (4 часа)



Информационные технологии (4 часа)

10.

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

12.11/25.11

10.11/25.11

Понятие интерфейса; представление о компьютере как о системе

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода

Понимание значения навыков работы на компьютере для учёбы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни

§6




11.

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

26.11/02.12

24.11/02.12

Представления о способах познания окружающего мира

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации

Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

§7




12.

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

03.12/09.12

01.12/09.12

Представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта

Владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека

§8 (1, 2)




13.

Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

10.12/16.12

08.12/16.12

Умение определять понятия

Владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека

§8 (3)




Информационные модели (10 часов)



Информационные модели (10 часов)

14.

Информационное моделирование как метод познания.

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

17.12/23.12

15.12/23.12

Представления о моделях и моделировании

Владение знаково-символическими действиями

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

§9




15.

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

24.12/30.12

22.12/30.12

Представления о знаковых словесных информационных моделях

Владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

§10 (1, 2, 3)




16.

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

14.01/13.01

29.12/13.01

Умение представлять информацию в табличной форме

Владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

§10 (4)




17.

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

21.01/20.01

12.01/20.01

Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей

умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимости информации, определения основной и второстепенной информации

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

§11 (1, 2)




18.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

28.01/27.01

19.01/27.01

Представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей; представление о вычислительных таблицах

умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимости информации, определения основной и второстепенной информации

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

§11 (3, 4)




19.

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

04.02/03.02

26.01/03.02

Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей

умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы)

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

§12




20.

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

11.02/10.02

02.02/10.02

Представления о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей

умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы; ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы)

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

§12




21.

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

18.01/17.01

09.02/17.02

Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы)

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

§13 (1)




22.

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

04.03/03.03

16.02/03.03

Представление о графах (ориентированных, неориентированных), взвешенных; о дереве - графе иерархической системы

Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение строить схемы)

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности

§13 (2, 3)




23.

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы».

Контрольная работа № 2 «Информационные технологии. Информационные модели».

11.03/10.03

02.03/10.03

Представления об основном понятии информатики - алгоритме

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

§14




Алгоритмика (11 часов)




24.

Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик.

18.03/17.03

09.03/17.03

Представления об исполнителе алгоритмов

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

§15




25, 26

Формы записи алгоритмов. Знакомство со средой и переменные в Scratch.

25.03/24.03

16.03/24.03

Представления о различных формах записи алгоритмов. Получение навыков по работе в среде Scratch, освоение основных инструментов среды. Получение навыков по работе с переменными в среде Scratch, освоение основных инструментов среды.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

§16




27, 28

Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Линейные алгоритмы в Scratch»

01.04/31.03

23.03/31.03

Представление о линейных алгоритмах. Получение навыков по работе с линейными алгоритмами в среде Scratch, освоение основных инструментов среды

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

§17 (1)




29, 30

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Условные алгоритмы в Scratch»

08.04/07.04

30.03/07.04

Представление об обработке информации путём логических рассуждений. Получение навыков по работе с условными алгоритмами в среде Scratch, освоение основных инструментов среды.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание презентаций с гиперссылками)

Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

§17 (2)




31, 32

Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №17 «Циклические алгоритмы в Scratch»

22.04/21.04

06.04/21.04

Представления об алгоритмах с повторениями. Получение навыков по работе с циклическими алгоритмами в среде Scratch, освоение основных инструментов среды.

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность (создание циклических презентаций)

Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

§17 (3)




33.

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник

29.04/28.04

20.04/28.04

Представление об обработке информации путём разработки плана действий. Умения разработки алгоритмов для управления исполнителем

Умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов

Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

§18




34.

Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика». Выполнение и защита итогового проекта. Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»



Владение понятиями «алгоритм», «исполнитель»; знание базовых алгоритмических структур;

Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной подзадачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов

Способность увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

§18 (3)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!