Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Таловская средняя школа» Пенжинского района
Согласовано Заместитель директора по учебной работе: ___________ Рагозина М.М. «___» _______________ 2021 г | Утверждаю Директор МКОУ «Таловская СШ»: _____________ Хусаинова А.С. Приказ № ______ «___» ______________ 2021 г |
Рабочая программа
учебного предмета
«Информатика»
для 8 класса
Учитель: Цыбенова Д.С.,
высшая категория
с. Таловка, 2021 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе ФГОС, ООП ООО и авторской программы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
На изучение предмета «Информатика» в 8 классе отводится 1 час в неделю.
Количество часов в год – 34.
УМК:
Босова Л.Л. Информатика. 8 класс. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2019.
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2018 г.
Основными видами организации учебного процесса является - урок.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса
1. Математические основы информатики (14 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
2. Основы алгоритмизации (8 часов)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов
3. Начала программирования (12 часов)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Наименования разделов/темы уроков | Дата |
план | факт |
I четверть (8ч) | | |
| 1. Математические основы информатики (14 часов) | | |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности | 1.09 | |
2 | Общие сведения о системах счисления Двоичная система счисления | 8.09 | |
3 | Двоичная арифметика | 15.09 | |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления | 22.09 | |
5 | «Компьютерные» системы счисления | 29.09 | |
6 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 6.10 | |
7 | Представление целых чисел. | 13.10 | |
8 | Представление вещественных чисел | 20.10 | |
| | | |
| II четверть (8часов) | | |
9 | Высказывание. Логические операции. | 3.11 | |
10 | Построение таблиц истинности для логических выражений | 10.11 | |
11 | Свойства логических операций. | 17.11 | |
12 | Решение логических задач | 24.11 | |
13 | Логические элементы | 1.12 | |
14 | Тест №1 по теме «Математические основы информатики» | 8.12 | |
| | | |
| 2. Основы алгоритмизации (10 часов ) | | |
15 | Алгоритмы и исполнители | 15.12 | |
16 | Способы записи алгоритмов | 22.12 | |
| | | |
| III четверть (10 часов) | | |
17 | Объекты алгоритмов. | 12.01 | |
18 | Алгоритмическая конструкция «следование».Инструктаж по ТБ. | 19.01 | |
19 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. | 26.01 | |
20 | Сокращённая форма ветвления. | 2.02 | |
21 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 9.02 | |
22 | Цикл с заданным условием окончания работы. | 16.02 | |
23 | Цикл с заданным числом повторений. | 23.02 | |
24 | Тест №2 «Основы алгоритмизации» | 2.03 | |
| | | |
| 3. Начала программирования (10 ч) | | |
25 | Общие сведения о языке программирования Паскаль. | 9.03 | |
26 | Организация ввода и вывода данных. | 16.03 | |
27 | Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа. Инструктаж по ТБ. | 6.04 | |
28 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 13.04 | |
29 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 20.04 | |
30 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 27.04 | |
31 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 4.05 | |
32 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 11.05 | |
33 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа. Инструктаж по ТБ. | 18.05 | |
34 | Контрольный тест №3 по теме «Начала программирования» | 25.05 | |