Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
муниципального образования Орехово-Зуевского г.о.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №1
___________Филиппов Н.В.
от 30.08.2020г.
Рабочая программа
надомного обучения
по информатике
5 класс «А», 5 класс «Б»
(базовый уровень)
Составитель: Жук Дарья Дмитриевна, учитель математики
Орехово-Зуевский г.о.
2020 г
Рабочая программа надомного обучения по информатике для учащихся 5 «А», 5 «Б» классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), авторской программы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ СОШ №1, календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год, предусматривает обучение в 5 классе в объеме 0,5 часов в неделю, всего 17 часов в год, для обучающихся индивидуально на дому, соответствует базовому уровню изучения учебного материала.
Данная рабочая программа обеспечена УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса информатики
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
-
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
-
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
-
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
-
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
-
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:
-
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;
-
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
-
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
-
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
-
представления на материальных носителях;
-
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
-
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
-
способности конкретного субъекта к его восприятию.
Ученик получит возможность:
-
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
-
сформировать представление о способах кодирования информации;
-
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
-
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
-
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
-
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
-
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
-
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
-
самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:
-
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
-
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
-
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
-
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
-
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
-
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
-
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
-
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
-
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
-
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
-
создавать и форматировать списки;
-
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
-
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
-
применять простейший графический редактор для создания и редактирования
-
простых рисунков;
-
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
-
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
-
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
-
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
-
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
-
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
-
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
-
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
-
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
-
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
-
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
-
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
-
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
-
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
-
изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
-
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
-
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
-
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Ученик научится:
-
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
-
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
-
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
-
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
-
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
-
сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
-
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
-
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
-
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Элементы алгоритмизации
Ученик научится:
-
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
-
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
-
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
-
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
-
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
-
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
-
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Содержание курса информатики в 5 классе
-
Информация вокруг нас (5 часов)
Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его структура.
Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
-
Информационные технологии (8 часов)
Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации
-
Информационное моделирование (2 часа)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
-
Элементы алгоритмизации (2 часа)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др.
Тематическое планирование представлено календарно-тематическим планированием.
Календарно-тематическое планирование
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№ | Тема урока | Дата проведения 5 «А» класс | Дата проведения 5 «Б» класс |
план | факт | план | факт |
Информатика вокруг нас (5 часов) |
-
| Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. | | | | |
-
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. | | | | |
-
| Управление компьютером. Хранение информации | | | | |
-
| Передача информации. Электронная почта | | | | |
-
| К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат | | | | |
Информационные технологии (8 часов) |
-
| Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | | | | |
-
| Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Редактирование текста | | | | |
-
| Текстовый фрагмент и операции с ним. Форматирование текста | | | | |
-
| Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Табличное решение логических задач. | | | | |
-
| Разнообразие наглядных форм представления информации. Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р.№2 По теме «Формы представления информации». | | | | |
-
| Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Преобразование графических изображений | | | | |
-
| Создание графических изображений. Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Списки – способ упорядочивания информации. Поиск информации | | | | |
-
| Кодирование как изменение формы представления информации К.р.№3 по теме «Обработка информации» | | | | |
Информационное моделирование (2 часа) |
-
| Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений | | | | |
-
| Разработка плана действий. Задачи о переправах. Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | | | | |
Элементы алгоритмизации (2 часа) |
-
| Создание движущихся изображений. Создание анимации по собственному замыслу | | | | |
-
| К.р.№4. Итоговое тестирование. | | | | |
Итого | 17 часов |
Обсуждено:
Протокол заседания ШМО учителей естественно-математического цикла № 4 от 30.08.2020г.
_____________________ (Жук Д.Д.)
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
______________________ (Сигачева Т.В.)