Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
Программа: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008г.
Программа по курсу «Мир и человек в искусстве» направлена на обращение к проблемам человеческой личности, её связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и замечательных художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантной изучения.
Программа является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного данным автором. В состав УМК входят: учебник для 7-9 класса «Мировая художественная культура. 7-9 классы», программа, методические рекомендации.
Курс «Мир и человек в искусстве» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры.
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни;
- развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
- знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.
.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по мировой художественной культуре направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
№ | дата | Название разделов, тем, уроков | Кол-во часов | Элементы соддержания | Универсальные учебные действия | Планируемый результат | Виды контроля | Ресурсы |
| В мире художественной культуры. Введение (7 ч.) | | |
1 | | Соотношение понятий «цивилизация» и «культура» | 1ч. | Понятие куль тура, цивилизация. Несколько толкований слова культура. Цивилизация понятие временное | Объяснять понятия культура и цивилизация. Характеризовать соотношение понятий культура и цивилизация. Логически выделять причину и следствие.Перерабатывать и систематизировать материал. Контролировать результаты своей деятельности.Раскрывать смысл и слово цивилизация часто выступает синонимом культуры. | Подвести учащихся к выводу о том, что такое культура. | Беседа с элементами опроса | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
2 | | Что значит быть культурным и цивилизованным человеком | 1ч. | Цивилизованный человек это культурный человек. Конфуций . Образ культурного человека | Характеризовать образ культурного человека, согласно учениям древнегреческого философа Платона, китайского мыслителя Конфуция. Объяснять смысл понятий культурный цивилизованный человек.Рассуждать о связях произведений с природой. | Дать представления о трудах Платона, Конфуция о цивилизованном человеке. | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
3 | | Понятие о мировой художественной культуры | 1ч. | Художник- человек особый, смотрящий на жизнь и пространство | Объяснять причину и следствие. Перерабатывать и систематизировать материал..Характеризовать понятия художественная культура. Выявлять особенности художественной культуры. использовать художественное описание в определении | Читать и анализировать произведениями художника Иеронима Босха | Беседа с элементами опроса, и анализом картин | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
4 | . | Художественные символы народов мира | 1ч. | Эйфелева башня, пирамиды, сакура, берёза, Троица, Семирик. | Характеризовать художественные символы народов мира, описывать и называть отличия. формировать устойчивый учебно - познавательный интерес к предмету. Владеть всеми видами речевой деятельности Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету | Познакомить учащихся с художественными символами мира, уметь описывать произведения. | Урок самостоятельной работы | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
5 | | Единство и многообразие культуры. Единство мировой культуры. | 1ч. | Культурные связи. Универсальные идеи искусства. Познание человеком мир. Мировое Дерево. | Раскрывать сущность единство и многообразия культур. Формировать устойчивый познавательный интерес к предметуХарактеризовать общие направления в развитии мировой художественной культуры в настоящем и будущем. Раскрывать символический образ Мирового Древа, художественно отразившие в мифологических представлениях о строении Вселенной. | Дать представления о представлении человеком мира. | Беседа с элементами опроса, | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
6 | | Многообразие и национальная самобытность культуры | 1ч. | Икэбана, чайная церемония, японский сад, национальное искусство Японии. | Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету Характеризовать основные принципы японского искусства. Объяснять отражение японского искусства в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций | Подвести учащихся к выводу о особенностях японской культура | Урок самостоятельной работы, сообщения, презентации | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
7 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «В мире художественной культуры» (1ч.) | | |
| Раздел I. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (12ч.) | | |
8 | | Жизнь человека в искусстве | 1ч. | Древнейшие цивилизации, жизнь человека в искусстве | Характеризовать достижения древнеегипетской цивилизации. Раскрывать значения достижений древнеегипетской цивилизации. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету | Знать древнейшие художественные памятники. | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
91 | | Художественный канон в искусстве | 1ч. | Канон, изображение человека в Древнем Египте. | Описывать жизнь человека в произведениях изобразительного искусства. Раскрывать главные сюжеты рельефов и фресковых росписей. Характеризовать основную связь между рельефами и росписями и сооружениями архитектуры. Раскрывать художественный канон произведений изобразительного искусства. | Знать древнейшие скульптурные изображения Египта. | Урок самостоятельной работы, сообщения, презентации | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
10 | | «Дома вечности» богов и фараонов | 1ч. | История создания и характерные особенности семи чудес света | Раскрывать связь архитектуры Древнего Египта с религиозно-мифологическими представлениями египтян. Описывать элементы истории мировой архитектуры. | Знать памятники культуры Египта | сообщения, презентации | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
11 | | Символический характер искусства | 1ч. | Стела царя Нарам Сина Правитель Гудеа | Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету. Анализировать и оценивать произведения. Ориентация на понимание принципа успеха. Способность к самооценке. | Знать древнейшие скульптурные изображения Месопотамии | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
12 | | Природа и Человек – главная тема восточного искусства | 1ч. | Прививать любовь к природе, учить их видеть и любить и наблюдать | Характеризовать символический характер искусства древневосточных цивилизаций. Описывать картины китайских художников-пейзажистов.Объяснять главную особенность поэтического воплощения темы природы и человека. Прививать любовь к природе | Запоминать и анализировать произведениями китайских мастеров | Беседа с элементами опроса | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
13 | | Религиозные верования и их отражение в искусстве | 1ч. | Ступа в санчи, Колесо закона Буддды. Город Хараппы. | Объяснять отражение в произведениях искусства религиозных верований народов Древнего Востока. Характеризовать символический характер искусства древневосточных цивилизаций. Учитывать позицию собеседника. Сравнивать и оценивать. | Запоминать и анализировать произведениям индийских мастеров | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
14 | | «Страна героев и богов» | 1ч. | Особенности культуры. «колыбелью европейской цивилизации памятники Акрополя | Объяснить отражение в искусстве мифологических представлений древних греков. Формировать устойчивый познавательный интерес к предметуОбъяснять смыл идейного содержания. Способность к самооценке. | Запоминать и анализировать произведения древнегреческого искусства. | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
15 | | В поисках Человека | 1ч. | Дискобол, Поликлет, Дорифор. | Описывать скульптурные произведения, воплотившие идеал человека. Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Анализировать произведения древнегреческого искусства. | Беседа с элементами опроса | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
16 | | Характерные черты искусства ацтеков | 1ч | Теночтитлан, статуя Катликуе | Объяснять смыл идейного содержания. Способность к самооценке. Анализировать и описывать произведения. | Запоминать произведения | Беседа с элементами опроса | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
17 | | Своеобразие культуры ольмеков и ацтеков | 1ч. | Пирамида солнца культурные цивилизации Центральной и Южной Америки. | Характеризовать наиболее значительные культурные цивилизаци. Объяснять причину проявления своеобразия и оригинальный характер художественных культур. Характеризовать черты искусства ацтеков. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету | Запоминать произведения | Беседа с элементами опроса | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
18 | . | Особенности художественной культуры майя и инков | 1ч. | Храм Солнца, золотой сад | Описывать достижения народов майя и инков Характеризовать особенности архитектуры и изобразительного искусства народов майя. Описывать шедевры искусства могущественной империи инков . | Запоминать произведения Анализировать произведения искусства | Урок самостоятельной работы, | |
19 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций» (1ч.) | | |
| Раздел II. Мир и Человек в художественных образах (16 ч.) | | |
20 | . | Понятие об идеале. | 1ч. | Давид Микеланджело | Раскрывать понятие идеал. Характеризовать основные черты идеала человека в античности, средневековье и в эпохе Возрождения. | Запоминать произведения скульптуры | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
21 | . | Идеал Человека в религиях мира | 1ч. | Изображение Будды. Изображение Шивы. Иисус Христос. | Раскрывать связь идеала человека с религией. Описывать идеал Человека (Бога) в крупнейших религиях мира: буддизме, христианстве, исламе. | Анализировать произведения. живописи | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
22 | . | Святые и святость | 1ч. | Святые в народе: апостолы Пётр и Павел, Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, С. Сваровский | Ориентироваться в произведениях изображающих святых. Характеризовать. почему именно человек обращался с молитвами о помощи к ним. Раскрывать смыл понятия юродивые. | Запоминать произведения живописи | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
23 | | Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества | 1ч. | Народный идеал защитника Родины. Его образ в произведениях скульптуры и живописи. | Характеризовать праведную жизнь Георгия Победоносца. Объяснять почему он стал воплощение защитника Отечества. Описывать образ Георгия Победоносца, и почему этот образ не утратил значение до сегоднейшего дня. | Анализировать произведения. живописи | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
24 | | Идеал благородного рыцарства | 1ч. | Мужественный идеал рыцаря прославленный в литературе. | Описывать идеал благородного рыцарства. Характеризовать основные качества рыцарей, которые были отражены в кодексе чести. Описывать рыцарские турниры и участие рыцарей в военных сражениях. | Анализировать произведения литературы. | Урок самостоятельной работы, | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
25 | | Александр невский – патриот Земли Русской | 1ч. | Житие князя Александра Невского | Описывать художественный образ Александра Невского в произведениях искусства. | Знать произведения литературы и искусства | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
26 | | «Венеры» первых художников Земли | 1ч. | «палеотические Венеры изображения Богородицы, икны Богоматери, Мадонна Литта Сикстинская мадонна Рафаэля | Учить пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция Характеризовать воплощение культа женщины-матери в первобытном искусстве.Объяснять смыл понятия «палеотические Венеры».Описывать шедевры византийской и древнерусской иконописи, запечатлевших образ Богоматери. Характеризовать основные типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве. | Знать произведения литературы и искусства | Беседа с элементами опроса, и анализом картин | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
27 | | Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова | 1ч. | Портретное творчество А.Г.Венецианова | Объяснять смыл произведений искусства А.Г.Венециановой. Объяснять смыл идейного содержания. Способность к самооценке. Анализировать и описывать произведения. | Знать произведения живописи | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
28 | | Женщина-мать в искусстве ХХ века | 1ч. | Творчесто А. А. Дейники, К.С. Петрова- Водкина | Характеризовать особенности воплощения образа женщины-матери в произведениях искусства XX века. Объяснять смыл идейного содержания. Способность к самооценке. Анализировать и описывать произведения. | Анализировать произведения. живописи | Беседа с элементами опроса, и анализом картин | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
29 | | Человек и Природа. | 1ч. | Произведения Ф. И. Тютчева К Бальмонт М. Дудкин | Описывать отношение Человека и Природы на протяжении веков. Описывать воплощение отношений Человека и Природы в произведениях искусства. | Знать произведения литературы, живописи. | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
30 | . | «Благославляю Вас, леса, долины, нивы, горы….» | 1ч. | Творчество И.И. Шишкина | Объяснять смыл идейного содержания. Способность к самооценке. Анализировать и описывать произведения. искусства, в которых отражается смена времён года. | Знать произведения литературы, живописи | Урок самостоятельной работы | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
31 | | Пространство и время в зеркале мифов | 1ч. | Человек. Общество. Время | Характеризовать как на протяжении истории менялись отношения человека с обществом. Описывать нравственные, духовные ценности и идеалы¸ которые становились приоритетными в ту или иную историческую эпоху. | Знать произведения литературы, живописи | Комбинированный урок | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
32 | | Человек в эпохи Римской империи | 1ч. | Статуи в честь прославления императоров | Объяснять смысл идейного содержанияАнализировать и описывать произведения.искусства. Оценивать правильность выбора образовчеловека | Уметь анализировать скульптурные призведения. | Беседа с элементами опроса, и анализом картин | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
33 | | Человек «в центре мира» | 1ч. | Архитектура Флоренции, Рима, Венеции Живопись эпохи Возрождения. | Учить понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция Описывать произведения искусства, в которых воплощён образ человека государственного и общественного. | Учить пониманию содержания картин | Беседа с элементами опроса, и анализом картин | Книгаиллюстрации, интернет-рессурсы |
34 | | Человек нового времени | | Творчество С. Дали Э Мунк, Р. Смитса | Описывать основные черты человека и его отношения с обществом в произведениях искусства нашего времени. Учить понимать содержание картинОбъяснять смысл идейного содержания. . Оценивать правильность выбора образовчеловека | Учить пониманию содержания картин | Беседа с элементами опроса, и анализом картин | Интернет рессурсы |
35 | . | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Мир и Человек в художественных образах» | | |