Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 78 имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева»
Согласовано Заместитель директора
______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом» Протокол № «___» _________201__г. | Утверждаю, приказ № Директор школы
______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по историческому краеведению
основное общее образование
для обучающихся 7 А Б В Г классов
на 2016-2017 учебный год
Составлена на основе примерной программы: Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: Cборник нормативных документов / под ред. Н. В. Жульковой, В. Н. Янушевского. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 56 с.
Учебник: Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск, 2009 г.
Количество часов всего: 35 в неделю 1
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.
Гиматдинова Венера Маратовна, учитель истории первой квалификационной категории
Проверено
Руководитель методического объединения
_______________________
Ф.И.О.
«___» _________ 201__г.
г. Ульяновск
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: Cборник нормативных документов / под ред. Н. В. Жульковой, В. Н. Янушевского. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 56
Историко-культурный стандарт. http://минобрнауки.рф .
Программно-методическое обеспечение «Историческое краеведение» И.В.Скворцова, Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г.
Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск, 2009 г.
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию ключевых компетенций.
Программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе концепции регионализации общего образования Ульяновской области, концепции школьного исторического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного исторического образования, а так же с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Региональный курс «Историческое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной истории. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Курс «Историческое краеведение» способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
Курс «Историческое краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного исторического образования. Основная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление об историко-культурном пространстве Ульяновской области, об исторических процессах, происходящих на территории Среднего Поволжья.
На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой и проектной деятельности.
Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к её прошлому и настоящему, ощущения своей кровной связи с этой землей.
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Историческое краеведение»:
Учебный план на 2015-2016 учебный год предусматривает изучение предмета в 7 классе из расчёта 35 часов в год (1 ч в неделю).
Основные задачи курса:
- дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;
- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;
- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;
- предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Поволжья как опорного края России;
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции детских библиотек, ВУЗов, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Предмет исторического краеведения
Предметом исторического краеведения являются исторические и общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии и результатах в границах определенной территории (деревня, город, район и т.д.).
Изучаются различные сферы общественной жизни в их единстве: социальная, экономическая, политическая, духовная. Учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социальные, экономические, политические, духовные связи и отношения. Эти сферы связаны с развитием производительных сил края (техника и технология производства), с созданием жителями края материальных и духовных ценностей, с развитием культуры, с военной историей (участие земляков в защите Отечества и военных компаниях), с общественно-политическими движениями и деятельностью органов государственной власти и управления в крае.
Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать живых людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.
Духовная жизнь общества как бы присутствует во всех общественных процессах, - в политической, социальной, экономической и культурной сферах в виде различных взглядов, мнений, идей, учений, концепций. Теорий в тесной связи с их осуществлением, реализацией в деятельности отдельных людей, социальных и этнических групп и слоев населения, различных организаций, в том числе политических, культурных, религиозных и других.
Школьники знакомятся с фактами совместной производственной деятельности жителей различных национальностей. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют и сегодня.
Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви.
Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.
С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных слою исторического и культурного наследия народов.
Учащиеся изучают субъекты исторического процесса. Они знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает в известной мере преодолеть «безликость», «безымянность», «безлюдность» изложения истории в школе.
Вряд ли можно признать правильным подход, когда в практике отдельных школ все внимание краеведов-следопытов сосредоточивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом.
Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы). К субъектам исторического процесса необходимо, видимо, отнести и коллективы местных предприятий.
История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи событий, содействует формированию исторического мышления школьников.
Одна их проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и история Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений с научных позиций, с позиций правды и нравственности. Необходимо предоставить возможность каждому ученику дать свою собственную оценку рассматриваемых событий.
Поступкам и поведению того или иного лица или группы лиц, деятельности организаций необходимо давать оценку с учетом конкретных событий, всех особенностей того периода, когда они жили и действовали, с учетом идей. Традиций, идеалов и ценностей, которые были присущи людям той эпохи.
Изучая общественные процессы, проходившие в регионе, стране, мире, сравнивая различные события – явления и факты общественной жизни прошлого и настоящего, учащиеся получают возможность увидеть общее и особенное в истории родного края, России, мира.
Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков. Своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.
Связь с другими областями краеведения
Историческое краеведение тесно взаимодействует, органично связано с другими областями (направлениями) краеведения: географическим, литературным, естественнонаучным и т.д. оно является частью единого комплекса знаний о местном крае, с которыми учащиеся знакомятся во время уроков и внеклассных занятий по истории и другим предметам на протяжении всех лет обучения в школе. Учащиеся изучают, наряду с прошлым края, его природу (рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые), экономику, фольклор, литературные связи, экологическую ситуацию в регионе и т.д.
Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля
Принципы обучения – это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов, – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться.
Основные принципы обучения – это:
наглядность обучения;
сознательность и активность учащихся в обучении;
научность обучения;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.
Содержание курса
1 Введение(1 час).
Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.
2. Наш край в древности (2 часа).
Понятие "первобытность". Палеолит в Среднем Поволжье. Орудия труда древнейших людей. Мезолит и неолит. Племена с боевыми топорами. Абашевская культура. Срубные племена. Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э. Расселение древнемордовских племен (мордва-мокша, мордва-эрзя). Племена и народы Симбирского края в конце I - начале II тысячелетия н.э.
3. В составе Волжской Булгарии (2 часа).
Булгары, их быт и культура. Буртасы и свидетельства о них арабских историков. Своеобразие племен. Государства, образованные булгарами. Великий Булгар.
4. Период Золотой Орды и Казанского ханства (1 час).
Монголо-татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. История образования Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Феодальные отношения в ханстве. Культурное развитие и формирование татарской народности. Отношения с Москвой. Воцарение Крымской династии. Покорение Иваном IV Грозным Казанского ханства. Участие местного населения в борьбе с ханством.
5. Основание Симбирска и освоение края в XVII - XVIII веках (3часа).
Причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Симбирско-Карсунская линия. Воевода Богдан Хитрово. Возникновение Симбирска. Симбирский Кремль. Острог. Посад и слободы. Население Симбирска в XVII веке. Штурм Симбирска разинцами. Борятинский. Атаман Ф. Шелудяк и его поход на Симбирск. Разгром Пугачева. Пугачев в Симбирске. Пребывание в Симбирске А.В. Суворова. Пушкин о Пугачеве.
6. Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII - XVIII веках (2 часа).
Многонациональное население нашего края. Основные занятия жителей и народные промыслы. Особенности жилища, домашняя утварь и национальная кухня. Национальная одежда и семейные обряды народов нашего края. Народные праздники: масленица, сабантуй, аканчуй.
7. Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года (2 часа)
Симбирское ополчение. Действия ополчения на Украине. Включение симбирян в корпус Дохтурова. Освобождение Дрездена, Гамбурга. Роспуск ополчения.
8. Декабристы Симбирского края (Н.И.Тургенев, В.П.Ивашев, Ф.М.Башмаков) (1час)
9. Культура и быт симбирских дворян (2 часа)
Начало планомерного строительства в городе. Центр города и окраины. Деревянный городской дом-усадьба. Классическая архитектура Симбирска. Здание присутственных мест и здание Дворянского собрания.
10 Отмена крепостного права в Симбирском крае. (1 часа)
Дворянские проекты отмены крепостного права. Реформа 1861 года в губернии. Реакция крестьян. Волнения в Сенгилеевском уезде. Наделение крестьян землей. Выкупные платежи. Временнообязанное состояние. Симбирск в пореформенный период. Пожар 1864 года. Расцвет Сборной ярмарки. Облик Симбирска к концу XIX века.
11. Семья Ульяновых в истории нашего края (2 часа).
Приезд в Симбирск. Деятельность И.Н. Ульянова на посту инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии. Уклад жизни семьи. Увековечение памяти В.И. Ульянова (Ленина) в нашем городе и области. Ленинские места Ульяновска.
12. Симбирск во второй половине-и в конце 19 века (2 часа).
Творчество симбирских архитекторов А.А. Шодэ и Ф.О. Ливчака. Изобразительное искусство дворянской усадьбы. Усадьбы Ивашевых, Поливановых и их роль в истории художественной культуры края. Творчество крепостного художника Н.Козлова. Д.И.Архангельский, его жизнь и творчество. Из истории музыкального искусства в крае. Музыкальные вечера в Дворянском собрании. Духовые оркестры на Венце. Симбирский провинциальный театр в XIX веке. В.Н.Андреев-Бурлак - гордость русского театра.
13. Симбирская губерния в 1900-1917 гг. (1час).
Общественные движения в Симбирске на рубеже XIX-XX веков. Губерния в годы первой русской революции (1905-1907 гг.). Политические партии и их деятельность на территории губернии (социал-демократы, эсеры, кадеты, черносотенцы и др.). Столыпинская реформа в губернии. П.А.Столыпин, его связь с Симбирским краем. Влияние Первой мировой войны на жизнь в губернии (1914-1917 гг.). События февраля 1917 года. Создание Советов, их объединение. "Дом свободы". Двоевластие в Симбирске.
14. Симбирская губерния в 1917-1921 гг. (2 часа).
Оформление большевистсткой организации в Симбирске, рост ее влияния среди рабочих. Рабочее и крестьянское движение в губернии летом-осенью 1917 года. Большевизация Советов в губернии. Установление Советской власти в Симбирске и губернии. Роспуск городской Думы. Губерния в 1918 году. Мятеж чехословацкого корпуса. Начало гражданской войны. Захват Самары белочехами. Власть Комуча. Создание Восточного фронта и его 1-й армии. Мятеж Муравьева. М.Н. Тухачевский. Белый террор в Симбирске. Железная дивизия и ее боевой путь под командованием Г.Д. Гая. Освобождение Симбирска 12 сентября 1918 года. Губерния в тылу Красной Армии.
15 Ульяновская область в 20 - 30-е гг. (2 часа).
Крестьянские мятежи в губернии. Введение НЭПа. Засуха и голод 1921 года. Организация помощи голодающим в губернии. Известие о смерти Ленина. Переименование Симбирской губернии и Симбирска в Ульяновскую губернию и город Ульяновск. Борьба с неграмотностью. Ликбезы. Область в годы индустриализации и коллективизации. Выступления крестьян против Советской власти. Репрессии 20-30-х годов. Уничтожение храмовых архитектурных ансамблей (памятников) в Ульяновске.
16. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (3 часа).
Начало войны. Патриотический подъем в области. Эвакуация предприятий в Ульяновскую область. Перевод промышленности на военный лад. Заводы Ульяновска для фронта (УАЗ, завод им. Володарского и др.). Эвакуация раненых. Госпитали. Жизнь и труд ульяновцев в годы войны. Ульяновцы в боях за Родину. Герои Советского Союза: И. Полбин, А. Матросов, В. Деев, Г. Карюкин и др. Создание Ульяновской области. Сельское хозяйство области в годы войны.
17. Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995 гг.) (2часа).
Восстановление хозяйства. Засуха 1946 года. Переход на выпуск мирной продукции. Индустриальное развитие области в 50-е годы. Строительство Волжской ГЭС и затопление земель. Особенности развития сельского хозяйства. Успехи в развитии образования в Ульяновской области. Изменения в политической и экономической жизни Ульяновской области в 90-е годы.
18. Культура Ульяновской области в XX веке (2 часа).
Бурное строительство в Симбирске в начале XX века. Железнодорожный мост через Волгу. Здание Краеведческого музея имени И.А.Гончарова. Строительство в городе в 60-70-е годы. Ленинский мемориальный комплекс. Современная планировка и застройка города. Изобразительное искусство в крае в советский период. А.А. Пластов - "певец земли Русской". Творчество современных ульяновских художников (по выбору учителя). Народная консерватория в Симбирске. Творчество А.В. Варламова. Музыкальные фестивали вУльяновске в 70-80-е годы. Ульяновская областная филармония. Ульяновский государственный симфонический оркестр. Органная музыка в Ульяновске. История Ульяновского областного драматического театра. Современная афиша театра и творчество ведущих актеров (по выбору учителя).
19. Итоговое повторение (1 час)
Учебно-тематический план:
№ урока | Разделы и темы программы | Кол-во часов |
| Вводный урок. Наш край в древности | 1 |
| Основание Симбирска | 2 |
| Симбирск - средневековый город | 2 |
| Степан Разин и Симбирск | 3 |
| Пугачев в Симбирске | 2 |
| Социально-экономическое развитие края в 18 веке | 2 |
| Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года | 2 |
| Симбирские дворяне-декабристы | 2 |
| Культура и быт симбирских дворян | 2 |
| Отмена крепостного права в Симбирской губернии | 2 |
| Торговля и купечество Симбирской губернии | 2 |
| Симбирск в конце 19 века | 2 |
| Семья Ульяновых в Симбирске | 2 |
| Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 2 |
| Ульяновцы на полях сражений Великой Отечественной войны | 2 |
| Наука, культура, образование Ульяновской области | 3 |
| Итоговое обобщение | 2 |
Всего часов, предусмотренных в программе | 35 часов |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Предполагается, что результатом изучения исторического краеведения является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения исторического краеведения относятся следующие убеждения и качества:
•осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
•осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения исторического краеведения выражаются в следующих качествах:
•способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения исторического краеведения учащимися включают:
•овладение целостными представлениями об историческом пути народов нашего края, страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
•способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
•умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
•расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашего края, страны и человечества в целом;
•готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников края, страны и мира
Требования к уровню обязательной подготовки обучающихся по программе «Историческое краеведение»
Учащиеся должны знать:
- крупнейшие события отечественной истории и их влияние на жизнь наших земляков в XX веке (Февральская и Октябрьская революции 1917г., Гражданская и Великая Отечественная войны, экономические и политические преобразования советского и постсоветского периодов);
- имена выдающихся деятелей науки, культуры, военачальников, политиков и других замечательных людей, чья деятельность была связана с историей нашего края (М.А. Гимов, М.Д. Крымов, М.Н. Тухачевский, Г.Д. Гай, И.С. Полбин, А. Матросов, А.Д. Сахаров, А.А. Любищев, А.А. Пластов и др.);
- основные направления экономического и политического развития нашей области в настоящее время;
- достижения Ульяновской области в сфере художественной культуры (архитектура, живопись, музыка, театр) и образования;
- даты переименования города Симбирска в Ульяновск и образования Ульяновской области.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на историко-географической карте ход событий гражданской войны на территории края;
- давать характеристику отдельным этапам развития края в XX веке (установление Советской власти в губернии, противостояние в период Гражданской войны, коллективизация и индустриализация, становление командно-административной системы, борьба с фашизмом на фронте и в тылу, послевоенное восстановление, успехи экономического развития в 70-х-80-х гг.);
- определять причинно-следственные связи событий и процессов, происходивших на территории нашего края в XX в., их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя общее и особенное в его развитии.
Оценка учебных достижений и результатов личностного развития учащихся в краеведческой деятельности.
Структура учебных достижений школьников по краеведению включает:
знание фактов, событий, дат, имен, терминов;
усвоение общих культурно-исторических представлений, понятий, идей;
владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий);
умение оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно-исторических источников, применять в новой ситуации;
обоснованность личностного отношения к событиям, их участникам и творениям культуры.
При определении параметров усвоения учащимися содержания исторического образования, в целом, и исторического краеведения, в частности, педагог встречает значительные затруднения.
Во-первых, это - проблемное состояние методологической базы исторической науки, вызванное непрекращающимися спорами о структуре исторического знания, моделях исторического описания, методах исторического исследования и т.д.; во-вторых, отсутствие определенной позиции по вопросу о методологической основе учебных курсов по историческим дисциплинам в федеральных нормативных документах; в-третьих, большой объем единичных исторических фактов, изучаемых в силу их неповторимости, затрудняет определение достаточного и необходимого минимума для проведения диагностики результативности.
Оценка учебных достижений учащихся имеет узкую направленность и представляет собой как правило вывод об успешности усвоения учащимся определенного предметного содержания (знания), способов деятельности (умения и навыки), а также приобретенном опыте эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.
Оценка играет значительную роль в процессе обучения, но это - инструмент обоюдоострый, и не только потому, что может наказывать и поощрять, а и потому, что может стимулировать и повышать учебную мотивацию или влиять отрицательно (это происходит в том случае, когда оценка поставлена необоснованно и является несправедливой или кажется таковой ученику). Следовательно, необходимо определить критерии оценивания учебных достижений учащихся.
Мы неслучайно говорим об учебных достижениях, а не о ЗУНах. Так как оценка знаний, умений и навыков носит общий характер и почти исключает учет индивидуальных особенностей и личных достижений учащихся.
Особенной же целью изучения краеведения является оказание влияния на ценностно-мотивационную сферу ребенка, на его отношение к своей малой родине, т.е. ориентир на личностное развитие.
Значит, говоря о личностно-ориентированной направленности в изучении краеведения, мы в качестве первого условия оценки учебных достижений должны назвать изменения в ценностно-мотивационной сфере.
Право учащегося на выбор формы контроля.
В качестве форм итогового и текущего контроля могут быть использованы:
1 - тесты;
2 - защита рефератов;
3 - собеседования;
Интересен такой методический прием как формулирование учащимися вопросов для учителя, для одноклассников. Это можно рассматривать как способ организации учебного диалога на уроке и как диагностический материал, свидетельствующий о продвижении учащихся в освоении учебного курса.
Специфика проверки знаний по историческому краеведению определяется особенностями области знаний "Общество". Она содержит объективную информацию о конкретных, свершившихся, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем, субъективное восприятие, толкование этих событий, связанное с системой индивидуальных и общественных ценностей. Поэтому очень важно подходить к оценке ответов учащихся тактично и внимательно выслушивать точку зрения отвечающего.
Реферат. Его тема должна быть определена не менее чем за 3-4 месяца до аттестации. Желательно, чтобы тема предполагала возможность дать собственную оценку событию и явлению.
Учитель помогает учащимся определить круг литературы по теме, составить план реферата. Сдается реферат учителю заблаговременно. До экзамена он должен быть отрецензирован. Рецензия зачитывается перед защитой.
Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими глубокие знания по предмету. Для обсуждения может быть предложена любая из ключевых тем курса или вопросы обобщающего характера по темам, изучаемым в соответствии с программой.
При оценке знаний учащихся учитывается глубина и полнота ответа, овладение необходимыми умениями, осознанность и самостоятельность применения знаний, логика изложения материала, включая обобщения и выводы.
В последние годы учителя стали обращаться к такой форме проверки знаний учащихся, как тестирование. Эту форму используют на уроках для текущего или итогового контроля знаний, а также на едином государственном экзамене.
Форма контроля может быть как устной, так и письменной. Опорными, содержательными категориями являются историческое время, пространство, движение.
Учебно-методические средства:
Технические средства обучения
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств
Шкаф для хранения карт.
Интернет-ресурсы по историческому краеведению Ульяновской области:
http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)
http://ru.wikipedia.org (Википедия. Свободная энциклопедия).
http://www.virtan.ru (Природа России).
http://gani73.ru/ (Государственный архив новейшей истории Ульяновской области).
http://archives.ru/ (Федеральное архивное агентство).
http://ataman.do.am/ (Общественный Совет по Вопросам Казачества при Главе Администрации города Казачий Войсковой Совет города Ульяновска (Симбирска)).
http://www.rg.ru/region/pfo/ulyanovskaya/index. (Российская газета.Ульяновская область).
http://www.mycicerone.ru (сайт по краеведению России).
http://www.gorod73.ru (информационный портал История уголков Ульяновской области).
http://mmorpgbb.ru/
http://ulyanovskrf.ru/ (Ульяновский портал).
http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).
http://ulpamyatniki.narod.ru (Памятники и памятные места Ульяновска).
http://kaig73.ru (Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска).
http://www.ru-regions.ru/ (Информационный портал «Знакомство с Россией»).
http://russia-karta.ru (Электронная карта России).
http://azbukivedi-istoria.ru/
http://www.biografija.ru (Биографическая энциклопедия).
Список литературы
Для учителя:
Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: Cборник нормативных документов / под ред. Н. В. Жульковой, В. Н. Янушевского. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 56 с.
Программно-методическое обеспечение «Историческое краеведение» И.В.Скворцова, Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г.
Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск, 2009 г.
историческое краеведение: Учебное пособие для VI-IX классов общеобразовательных учреждений /Под общ.ред. Н.В. Лобиной. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2002.
Ульяновский областной центр Детско-Юношеского Туризма и Краеведения "Народная газета". Альманах "Зеркало".
Народная культура Поволжья. Методической пособие/ Под ред. С.Н. Митина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
Из этнической истории Ульяновской области (краткие очерки): Сборник. - Ульяновск: обл. газетное изд-во, 1993.
В.Ф. Ромашкин, В.Н. Федоров, Л.П. Шабалина. Чуваши Симбирского Поволжья. Ульяновск, "Симбирская книга", 1998.
Для учащихся:
Детский познавательный журнал "Симбик". Спец. выпуск к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Народная культура Поволжья: методическое пособие / Под ред. С.Н. Митина.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
Русский дом. Самарский ИПК ПРО. Самара, 1995.
Назаренко В.А., Осипова В.Б., Царев Г.Н., Зусмановский Г.С. Животный мир Ульяновской области (учебное пособие).- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие для V-IX классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Н. Янушевского. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2001.
Край прелестный - это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области. / Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2000
Фотоальбом "Ульяновск"
Список литературы о районах Ульяновской области:
Базарносызганский район
Базарносызганский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 150.
Никитин В. Как живешь «Теплоприбор»?: [Базарно-сызганский район] // Ульяновская правда. – 2005. – 26 августа. – С.17.
Никитин В. Сергей Морозов: «Пора перестать заниматься популизмом…»: [День области в Базарносызганском районе] // Ульяновская правда. – 2005. – 5 августа. – С. 5.; Народная газета. – 2005. – 5 августа. – С. 5.
Ширманов В. Власть – это возможность приносить пользу своей малой
родине: [Базарносызганскому району – 70 лет] // Ульяновская правда. – 2005. – 26 января. – С. 1.
Барышский район
Барышский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 150.
Уткин А. История села Заречное Барышского района и его окрестностей // История населенных пунктов Симбирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 20-23.
Барышский район // Ульяновская правда. – 2008. – 4 апреля. – С. 4.
Барышский район: «мекка» для туриста // Комсомольская правда. – 2006. - №98т. – С. 36. Это наша с тобой судьба, это наша с тобой биография…: [город Барыш] // Комсомольская правда. – 2006. -№105т. – С. 34.
Вешкаймский район
Вешкаймский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 147.
Вешкайма: как начать с себя?: [проект «Начни с себя» первый шаг на пути сохранения культурного наследия] // Ульяновская правда. – 2009. – 18 сентября. – С. 4.
Евсеев С. Вешкаймский: в трудах и заботах // Ульяновск сегодня. – 2007. – 27 июля. – С. 22.
Инзенский район
Аржанцев Б. Генеалогический свод России. Малая Родина. Симбирская ветвь родословной России.г. Инза Ульяновской области. – Ульяновск: УлГУ, 2005. – 643 с.
Инзенский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 147.
Фомин Л. Город Инза. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, Ульяновское отделение, 1979. – 64 с.
Чернов М. Глотовцы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Глотовцы сегодня. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005. – 192 с.: ил.
Диалог. Диатомовый комбинат: альманах: Издание профсоюзной организации «Диатомового комбината».
Шкунов В. Владелец Панциревки: [деятель Инзенского края, владелец села Панциревка П.Т. Морозов] // Мономах. – 2009. - №1. – С. 16.
Задорожная Т. Инзенский ДОЗ: шаги в будущее // Деловое обозрение. – 2007. - №1. – С. 35.
Никитин В. Горная столица Поволжья. Так будут называть Инзу: [Инзенский диатомовый комбинат] // Ульяновская правда. – 2007. – 5 января. – С. 4.
Инза благоустраивается // Ульяновская правда. – 2006. – 25 августа. – С. 13.
Инза – капелька России: день города // Ульяновская правда. – 2006. – 29 сентября. – С. 3.
Инзенский район. Мы открыты для сотрудничества: [презентация района] // Комсомольская правда. – 2006. – 10 февраля. – С. 10.
Калинина И. Диатомовый комбинат: год был успешным // Симбирский курьер. – 2005. – 30 декабря. – С. 6.
Лайков А. Мы обязательно вернемся в Инзу!: [Инзенский диатомовый комбинат] // Ульяновская правда. – 2005. – 25 февраля. – С. 6.
Никитин В. Инзенский район: стратегия развития определена // Ульяновская правда. – 2006. – 17 мая. – С. 6.
Никитин В. «Мы не имеем права обманывать население»: [День губернатора в Инзенском районе] // Ульяновская правда. – 2006. – 24 марта. – С. 3.
Шурмелев Е. Любимая белокаменная: [школа №1 г. Инза] // Ульяновская правда. – 26 августа. – С. 22.
Карсунский район
Волынцев В. История Карсуна в событиях и лицах. Сборник краеведческих статей. – Ульяновск: ООО «Регион-Инвест», 2007. – 224 с.
Карсунская земля: ростки и корни / Под.общ. ред. Ю.Г. Самсонова. – Ульяновск, 2005. – 388 с.: ил.
Карсунский район. Карсун 360 лет: муниципальное образование / ред. кол. В. Чубаров и др. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2007. – 112 с.
Карсунский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 136.
Шигаев В. Мой Карсун написан светом // Мономах. – 2009. - №3. – С. 60.
Волынцев В. Отрезвление культурой: [карсунский театр] // Мономах. – 2007. – С. 14.
Возникновение Карсуна. Из книги И. Юркина «Материалы для истории города Карсуна и его слобод» // Мономах. – 2007. - №1. – С. 2.
Громова Т. Хозяева Усть-Уреня // Мономах. – 2007. - №1. – С. 20.
Кузнецов А. Хороший город: [быт Карсуна] // Мономах. – 2007. - №1. – С. 10.
Матвеева В. Карсунский круиз: [Карсуну – 360 лет] // Народная газета. – 2007. – 18 января. – С. 11.
Никитин В. Карсун достославный: [к 360-летию р.п. Карсун] // Ульяновская правда. – 2007. – 4 июля. – С. 1,8.
Опыт предков пригодился: интервью с главой администрации Карсунского района В.Б. Чубаровым // Мономах. – 2007. - №1. – С. 4.
Основные даты истории Карсуна // Мономах. – 2007. - №1. – С. 7.
Пехтерева Л. Карсун опередил Ульяновск: [360 лет р.п.Карсун] // Симбирский курьер. – 2007. – 3 июля. – С. 6.
Украсим землю трудом: [настоящее Карсуна] // Мономах. – 2007. - №1. – С. 6.
Карсунский район: [презентация района] // Народная газета. – 2006. – 27 апреля. – С. 9.; Ульяновская правда. – 2006. – 26 апреля. – С. 2.
Сытин А. Село Никитино: [Карсунский район] /А.Сытин,Т.Громова // Деловое обозрение. – 2006. - №12. – С. 57.
Сивопляс И. Самый маленький город Симбирского края: [г. Котяков, ныне с.
Котяково] // Дыхание Земли. – 2006. - №27. – С. 28.
Кузоватовский район
Кузоватовский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 163.
Громова Т. Там, где кончается асфальт: [с. ЖедриноКузоватовского района] // Деловое обозрение. – 2006. - №8. – С. 49.
Майнский район
Майнский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 132.
Сытин А. Путешествие по Майнской земле // Мономах. – 2008. - №4. – С. 2.
Громова Т. Путешествие по Майнскому району /Т. Громова, А. Сытин // Деловое обозрение. – 2006. - №2. – С. 42.
Громова Т. Путешествие по Майнскому району / Т. Громова, А. Сытин // Деловое обозрение. – 2006. - №3. – С. 49.
Мелекесский район
Государственный научный центр Российской Федерации «НИИ Атомных реакторов»: краткие данные. – Ульяновск: ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати», 1997. – 16 с.
Димитровград: Книга-альбом. – Димитровград: Ника, 1998. – 158 с.: ил.
Димитровгард: Фотоальбом / Авт. М. Н. Казанцева. – Саратов: Приволжское книжное изд-во, Ульяновское отделение, 1983. – 88 с.
Казанцева М. Город Димитровград. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, Ульяновское отделение, 1976. – 62 с.
Касимов Ф. Мелекесс и его окрестности. – Димитровград: Изд-во «Поинт», 1996. – 120 с.: ил.
Ерѐмина А. Житница области: [Мелекесский район] // Ульяновская правда. – 2008. – 8 мая. – С. 12. Димитровград // Деловое обозрение. – 2010. - №5. – С. 19.
Палачев А. Никольское – на – Черемшане: [история старинного русского села] // Мономах. – 2005. - №1. – С. 24.
Якушин Л. Трудиться с полной отдачей: [День области с губернатором в Мелекесском районе] // Народная газета. – 2005. – 23 сентября. – С.10.;
Ульяновская правда. – 2005. – 23 сентября. – С. 3.
Русинов А. «Культурная столица» возвращается // Ульяновская правда. – 2004. – 25 мая. – С.1.; Народная газета. – 2004. – 25 мая. – С. 1,7.
Словесность становится актуальной для ПФО: объявлен IV окружной конкурс проектов на участие в «Культурной столице Поволжья-2004» // Ульяновск сегодня. – 2004. - №13. – С. 23.
Федотова М. Репортаж из «Аллеи гласных»: [Димитровград – культурная столица] // Культура. – 2004. - №23. – С. 4.
Школьная А. Культурные процессы набирают обороты: [Димитровград – культурная столица Поволжья] // Народная газета. – 2004. – 19 мая. – С.1.;
Ульяновская правда. – 2004. – 19 мая. – С. 1.
Год 2002-й: цифры, события, лица: [г. Димитровград] // Деловое обозрение. – 2003. - №1. – С. 32.
Город молодой: Димитровграду – 305 // Народная газета. – 2003. - №104. – С. 20.
Димитровградцы изучают Марс: [ФГУП «ГНУ РФ НИИАР» (г. Димитровград, Ульяновской области) продолжает участвовать в международных программах исследования космоса] // Народная газета. – 2003. – 15 июля. – С. 3.;
Ульяновская правда. – 2003. – 18 июля. – С. 3.; Симбирский курьер. – 2003. – 19 июля. – С. 5.
Народный Димитровград. В. №3. // Народная газета. – 2006. – 19 октября. – С.10.
Первому посадскому голове: [установка памятников в Димитровграде] // Культура. – 2003. - №37. –С. 2.
Димитровград: [подборка материала] // Деловое обозрение. – 2002. - №10. – С. 31.
Богатов О. С днем рождения, Димитровград! 15 июня исполнилось 30 лет со дня присвоения Мелекессу им. Г. Димитрова: [Димитровград выбирает герб, флаг, гимн] // Народная газета. – 2002. – 19 июня. – С.11.; Ульяновская правда. – 2002. – 19 июня. – С. 1.
Отпущенко В. Быть ли Димитровграду наукоградом? // Народная газета. – 2002. – 22 марта. – С. 3.
Богатов О. Димитровградскому «Химмашу» - 70 // Народная газета. – 2001. - №197-199. – С. 11.
Слюняев С. Один раз бывает… 300 лет. В 1998 г. Димитровград справляет свой юбилей // Ульяновская правда. – 1998. – 17 марта.
Мамай Л. На подмостках сцены и жизни: культурная жизнь Димитровграда // Мономах. – 1998. - №3. – С. 37.
Посад купеческий – город промышленный: [к 300-летию Мелекесса - Димитровграда] // Мономах. – 1998. - №3. – С. 8.
Экспресс времени. Мелекесс – Димитровград. К 300-летию Димитровграда // Мономах. – 1998. - №3. – С. 6.
Амов В. Мелекессом правил Бряндинский пристав: [история Димитровграда] // Народная газета. –1997. – 1 апреля. – С. 3.
Кочеткова Л. Димитровградом стал 25 лет назад: [Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июня 1972 г. город Мелекесс Ульяновской области переименован] // Народная газета. – 1997. – 17 июня.
Слюняев С. Когда появился Мелекесс?: [конференция в Димитровграде «История возникновения нашего города»] // Ульяновская правда. – 1997. – 9 января.
Танберг О. Ещѐ один музей Н. Рериха: [в Димитровграде] // Ульяновская правда. – 1995. – 18 июля. –С. 4.
Шмелев С. Забытое открытие: [немного о том, как и когда возник Мелекесс] // Ульяновская правда. – 1990. – 1 сентября.
Николаевский район
Николаевский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 172.
80-летие Николаевского района // Мономах. – 2008. - №3. – С. 12.
Кошурова Е. Николаевскому району – 80 лет // Мономах. – 2008. - №2. – С. 36.
Никитин В. Газификация района – задача приоритетная: дни области в
Николаевском районе // Ульяновская правда. – 2005. – 22 июля. - С. 2.
Новомалыклинский район
Новомалыклинский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 197.
Лайков А. Новая Малыкла – восточные ворота для инвесторов: [презентация Новомалыклинского района в Мемцентре] // Ульяновская правда. – 2006. – 15 февраля. С. 1.
Никитин В. «Район должен динамично развиваться»: [день области в Новомалыклинском районе] // Ульяновская правда. – 2005. – 12 августа. - С. 3.
Новоспасский район
Новоспасский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 166.
Новоспасское – столица юга: [80-летие Новоспасского района] // Мономах. – 2008. - №3. – С. 24.
Павловский район
Павловский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 171.
Радищевский район
Радищевский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 168.
Морозова В. Село Адоевщина Радищевского района Ульяновской области в документах архива // История населѐнных пунктов Симбирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2007. – С. 11-16.
Лайков А. Радищевский район – край исторический: [презентация района] // Ульяновская правда. – 29 марта. – С. 1.
Сенгилеевский район
Аржанцев Б. Генеалогический свод России. Малая Родина. Город Сенгилей Симбирская ветвь Родословной России: Посвящается 340-летию основания станичной слободы на месте современного города Сенгилея. Т.1. – Ульяновск: Золотой ключ: Печатный двор, 2006. – 700 с.
Рябов В. Сенгилей (заметки о прошлом уездного города). – Ульяновск: «Симбирская книга», 1994. – 146 с.
Сенгилеевский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 177.
Сенгилею 340 лет. – Сенгилей: МУ Администрация «Сенгилеевский район», 2006.
Смирнов А. Город Сенгилей. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, Ульяновское отделение, 1977. – 52 с.
Сенгилеевские уши: [Сенгилеевские горы] // Симбик. – 2011. – №2. – С. 22.
Денисова А. Богата земля Сенгилеевская: [80 лет Сенгилеевскому району] // Симбирский курьер. – 2008. – 26 августа. – С. 5.
Сенгилеевский цементный завод – шаг из прошлого в будущее // Симбирский курьер. – 2007. – 9 августа. – С. 4.
Милый сердце Сенгилей // Мономах. – 2006. - №3. – С. 4.
Страницы истории: город Сенгилей // Мономах. - 2006. - №3. – С.2.
340-летие Сенгилея // Мономах. – 2006. - №3. – (спецвыпуск).
Филатов А. Добрый город Сенгилей отмечает юбилей: 340-летие города // Ульяновская правда. –2006. – 23 августа. – С. 1.
Бородина О. Алѐшкинская изба: [чувашское село АлѐшкинаСенгилеевского района, история, быт и нравы] // Мономах. – 2005. - №1. – С. 22.
Старокулаткинский район
Старокулаткинский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 170.
Старокулаткинский район Ульяновской области. – Ульяновск: Типография «Печатный двор».
Старокулаткинский район ждѐт инвесторов: [выставка-презентация района в Ленинском мемориале] // Ульяновская правда. – 2006. – 24 марта. – С. 3.
Старомайнский район
Старомайнский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 197.
Мордвинов Ю. Взгляд в прошлое. Из истории селений Старомайнского района Ульяновской области. – Ульяновск: Издат. дом Караван, 2007. – С. 416.: ил.
Нескучные будни: культурная жизнь Старой Майны // Мономах. – 2007. - №3. – С. 38.
Никифораки Н. Старая Майна: земля обетованная – да! Праматерь Киева – едва ли // Ульяновская правда. – 2007. – 22 февраля. – С. 13.
Цопанов Т. Кладезь Истории…: [Старомайнский район] // ТОС. – 2007. - №4. – С. 6.
Маленькая жемчужина большой России: [Старомайнское Красноречье – отдохновение русского сердца] // Мономах. – 2005. - №1. – С. 8.
Николаева О. Иностранцы считают Россию страной сокровищ: [на территории Старомайнского района может быть обнаружен древний индуистский храм] // Вестник. – 2001. - №38. – С.14.
Сурский район
Сурский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 144.
Морозова Г. История села Промзино Симбирской губернии в документах архива и печатных источниках // История населенных пунктов Симбирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 32-35.
Чеховская А. Городские легенды: [Николина гора в Сурском] // Смена. – 2009. - №6. – С. 58.
Ворота области. Сурский район // Ульяновская правда. – 2008. – 6 июня. – С. 12.
Дворняков В. Белая гора: [гора с целебными источниками в Сурском] // Мономах. – 2007. - №3. – С. 23.
Промзино Городище. История Промзина – Сурского необычайно богата интересными событиями и фактами: р. п. Сурское // Мономах. – 2007. - №3. – С.2,14.
Сурские просторы: [природа Сурского района] // Мономах. – 2007. - №3. – С.8.
Громова Т. От Ульяновска до Сурского: [Сурский район] / Т. Громова, А. Сытин // Деловое обозрение. – 2006. - №5. – С.46.
Лушенькин В. Трезвость и терпение: [из истории села Астрадамовка Сурского района] // Мономах. – 2006. - №4. – С.12.
Теренгульский район
Тереньгульский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 182.
Из истории усадьбы Афанасьевых в селе СугареевкаТеренгульского района // История населенных пунктов Симбтирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 50-55.
Родное Приволжье: [80-летие Теренгульского района] // Мономах. – 2008. - №3. – С. 28-33.
Громова Т. Небольшое путешествие по Теренгульскому району / Т. Громова, А. Сытин // деловое обозрение. – 2006. - №1. – С. 41.
Семенов Ю. День области в Теренгульском районе // Народная газета. – 2005. – 19 июля. – С. 4.
Федотов Ю. Теперь о Тереньге знают в Германии и США: [презентация Теренгульского района] // Ульяновская правда. – 2006. – 17 мая. – С. 6.
Ульяновский район
Богатов А. «Возрождение». - Ульяновск: ГУП Областная типография «Печатный двор», 1998. – 176 с.
Богатов А. Восхождение. - Ульяновск: ГУП Областная типография «Печатный двор», 2000. – 304 с.
Ульяновский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 123.
Пахомова А. История р. п. Ишеевка в документах архивов и печатных источниках // История населенных пунктов Симбтирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 42-49.
Ульяновский район // Мой любимый район. – 2007. – 27 февраля.
Сытин А. Из истории Елшанки (Суровчихи) / А. Сытин, Т. Громова // Деловое обозрение. – 2006. - №10. – С. 60.
Цильнинский район
Цильнинский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 130.
Никитин В. Выход есть всегда: [День области в Цильнинском районе] // Ульяновская правда. – 2005. – 26 августа. – С. 3.
Цильнинцы с оптимизмом смотрят в будущее: [40-летие Цильнинского района] // Народная газета. – 2005. – 16 сентября. – С. 5.
Чердаклинский район
Аринина Н. Аленький цветочек. Русские народные песни с. Красный Яр ЧердаклинскогорайонаУльяновской области: Сб. песен. - Ульяновск: типография «Мастер Студия», 2009. – 86 с.: ил.
Чердаклинский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 184.
Чердаклы – жемчужина России: Историко-художественный литературный альманах / Под общей редакцией А.И. Калачѐва. – М.: Советский писатель, Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2008. – 344 с.: ил.
Васильева Н. «И молитву люди в простоте творят»: [история с. Чердаклы] // Мономах. – 2005. - №1. – С. 30.
Балакина Л. Когда итоги неутешительные…: [итоги 2004г. В Чердаклинском районе] // Ульяновская правда. – 2005. – 2 марта. – С. 1. Шейпак О. Бряндинские россыпи: [Бряндино – село сказочное, старинное, с богатой и красивой историей] // Мономах. – 2005. - №1. – С. 28.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Учебные действия | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
11 | Вводный урок. Наш край в древности | 1 | Участие в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю родного края. Исследование археологической карты Ульяновской области. | Введение | | |
22 | Основание Симбирска | 2 | Работа с текстом. Описание устройство и назначение Симбирского кремля | История основания г.Симбирск | | |
33 | Симбирск-средневековый город | 2 | | Мифы и легенды г.Симбирск | | |
44 | Степан Разин и Симбирск | 3 | Работа с текстом Составление развёрнутого плана по теме «Восстание С.Разина под Симбирском» | Сообщение о С.Разине и восстании С.Разина | | |
55 | Е.Пугачев в Симбирске | 2 | Составление сравнительной таблицы | Таблица | | |
66 | Социально-экономическое развитие края в 18 веке | 2 | | Записи в тетради | | |
77 | Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года | 2 | Составить по тексту учебника хронологическую таблицу боевых операций. в которых принимало участие симбирское ополчение. Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»). | Сообщение «Участники-симбиряне в Отечественной войне» | | |
88 | Симбирские дворяне-декабристы | 2 | Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»). | Сообщение симбирские дворяне-декабристы | | |
99 | Культура и быт симбирских дворян | 2 | Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах») | Таблица «культура и быт дворян» | | |
110 | Отмена крепостного права в Симбирской губернии | 2 | Работа с текстом. Составление сравнительной таблицы по вопросам дворянских проектов. | Записи в тетради | | |
111 | Торговля и купечество Симбирской губернии | 2 | Работа по группам «Симбирские ярмарки»,«Симбирские базары», Симбирские купцы» «Купечество», | Сообщение «Симбирские ярмарки»,«Симбирские базары», Симбирские купцы» «Купечество», | | |
112 | Симбирск в конце 19 века | 2 | Виртуальная экскурсия по старому Симбирску. | | | |
113 | Семья Ульяновых в Симбирске | 2 | Работа с дополнительной литературой… | Сообщение о семье Ульяновых | | |
114 | Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 2 | Работа с дополнительной литературой… | Положение Ульяновской области в годы войны | | |
115 | Ульяновцы на полях сражений Великой Отечественной войны | 2 | Работа с дополнительной литературой… | Сообщение о героях - ульяновцах | | |
116 | Наука, культура, образование Ульяновской области | 3 | Работа по тексту. Составление развёрнутого плана. | Подготовка презентации | | |
117 | Итоговое обобщение | 2 | | | | |