СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по историческому краеведению

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по историческому краеведению

основное общее образование

 

Составлена на основе примерной программы: Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: Cборник нормативных документов / под ред. Н. В. Жульковой, В. Н. Янушевского. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 56 с.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по историческому краеведению»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
   города Ульяновска «Средняя школа № 78 имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева»


Согласовано

Заместитель директора



______________________

Ф.И.О.

«___» _________ 201__г.

«Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом»

Протокол №

«___» _________201__г.

Утверждаю,

приказ №

Директор школы



______________________

Ф.И.О.

«___» _________ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по историческому краеведению

основное общее образование

для обучающихся 7 А Б В Г классов

на 2016-2017 учебный год


Составлена на основе примерной программы: Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: Cборник нормативных документов / под ред. Н. В. Жульковой, В. Н. Янушевского. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 56 с.


Учебник: Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск, 2009 г.





Количество часов всего: 35 в неделю 1

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.

Гиматдинова Венера Маратовна, учитель истории первой квалификационной категории



Проверено

Руководитель методического объединения

_______________________

Ф.И.О.

«___» _________ 201__г.





г. Ульяновск



2016 – 2017 учебный год


Пояснительная записка



Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: Cборник нормативных документов / под ред. Н. В. Жульковой, В. Н. Янушевского. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 56

  2. Историко-культурный стандарт. http://минобрнауки.рф .

  3. Программно-методическое обеспечение «Историческое краеведение» И.В.Скворцова, Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г.

  4. Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск, 2009 г.



Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета;

- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию ключевых компетенций.

Программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе концепции регионализации общего образования Ульяновской области, концепции школьного исторического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного исторического образования, а так же с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Региональный курс «Историческое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной истории. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закрепле­нию тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и системати­зации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Курс «Историческое краеведение» способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Курс «Историческое краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного исторического образо­вания. Основная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление об историко-культурном пространстве Ульяновской области, об исторических процессах, происходящих на территории Среднего Поволжья.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей лич­ности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление прак­тической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой и проектной деятельности.

Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к её прошлому и настоящему, ощущения своей кровной связи с этой землей.

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Историческое краеведение»:

Учебный план на 2015-2016 учебный год предусматривает изучение предмета в 7 классе из расчёта 35 часов в год (1 ч в неделю).



Основные задачи курса:

- дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

- предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Поволжья как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции детских библиотек, ВУЗов, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.


Предмет исторического краеведения

Предметом исторического краеведения являются исторические и общественные процессы в местном крае – жизнь людей в ее развитии и результатах в границах определенной территории (деревня, город, район и т.д.).

Изучаются различные сферы общественной жизни в их единстве: социальная, экономическая, политическая, духовная. Учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социальные, экономические, политические, духовные связи и отношения. Эти сферы связаны с развитием производительных сил края (техника и технология производства), с созданием жителями края материальных и духовных ценностей, с развитием культуры, с военной историей (участие земляков в защите Отечества и военных компаниях), с общественно-политическими движениями и деятельностью органов государственной власти и управления в крае.

Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать живых людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.

Духовная жизнь общества как бы присутствует во всех общественных процессах, - в политической, социальной, экономической и культурной сферах в виде различных взглядов, мнений, идей, учений, концепций. Теорий в тесной связи с их осуществлением, реализацией в деятельности отдельных людей, социальных и этнических групп и слоев населения, различных организаций, в том числе политических, культурных, религиозных и других.

Школьники знакомятся с фактами совместной производственной деятельности жителей различных национальностей. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют и сегодня.

Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви.

Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.

С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных слою исторического и культурного наследия народов.

Учащиеся изучают субъекты исторического процесса. Они знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Это помогает в известной мере преодолеть «безликость», «безымянность», «безлюдность» изложения истории в школе.

Вряд ли можно признать правильным подход, когда в практике отдельных школ все внимание краеведов-следопытов сосредоточивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы). К субъектам исторического процесса необходимо, видимо, отнести и коллективы местных предприятий.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи событий, содействует формированию исторического мышления школьников.

Одна их проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и история Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений с научных позиций, с позиций правды и нравственности. Необходимо предоставить возможность каждому ученику дать свою собственную оценку рассматриваемых событий.

Поступкам и поведению того или иного лица или группы лиц, деятельности организаций необходимо давать оценку с учетом конкретных событий, всех особенностей того периода, когда они жили и действовали, с учетом идей. Традиций, идеалов и ценностей, которые были присущи людям той эпохи.

Изучая общественные процессы, проходившие в регионе, стране, мире, сравнивая различные события – явления и факты общественной жизни прошлого и настоящего, учащиеся получают возможность увидеть общее и особенное в истории родного края, России, мира.

Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков. Своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он, являясь субъектом исторического процесса, несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины, а возможно и всего человечества.


Связь с другими областями краеведения

Историческое краеведение тесно взаимодействует, органично связано с другими областями (направлениями) краеведения: географическим, литературным, естественнонаучным и т.д. оно является частью единого комплекса знаний о местном крае, с которыми учащиеся знакомятся во время уроков и внеклассных занятий по истории и другим предметам на протяжении всех лет обучения в школе. Учащиеся изучают, наряду с прошлым края, его природу (рельеф местности, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы и полезные ископаемые), экономику, фольклор, литературные связи, экологическую ситуацию в регионе и т.д.


Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля

Принципы обучения – это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов, – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться.

Основные принципы обучения – это:

  • наглядность обучения;

  • сознательность и активность учащихся в обучении;

  • научность обучения;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.



Содержание курса

1 Введение(1 час).

Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.

2. Наш край в древности (2 часа).

Понятие "первобытность". Палеолит в Среднем Поволжье. Орудия труда древнейших людей. Мезолит и неолит. Племена с боевыми топорами. Абашевская культура. Срубные племена. Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э. Расселение древнемордовских племен (мордва-мокша, мордва-эрзя). Племена и народы Симбирского края в конце I - начале II тысячелетия н.э.

3. В составе Волжской Булгарии (2 часа).

Булгары, их быт и культура. Буртасы и свидетельства о них арабских историков.  Своеобразие племен. Государства, образованные булгарами. Великий Булгар.

4. Период Золотой Орды и Казанского ханства (1 час).

Монголо-татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. История образования Казанского ханства.  Наш край в составе ханства. Феодальные отношения в ханстве. Культурное развитие и формирование татарской народности. Отношения с Москвой. Воцарение Крымской династии. Покорение Иваном IV Грозным Казанского ханства. Участие местного населения в борьбе с ханством.

5. Основание Симбирска и освоение края в XVII - XVIII веках (3часа).

Причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Симбирско-Карсунская линия. Воевода Богдан Хитрово. Возникновение Симбирска. Симбирский Кремль. Острог. Посад и слободы. Население Симбирска в XVII веке. Штурм Симбирска разинцами.  Борятинский. Атаман Ф. Шелудяк и его поход на Симбирск. Разгром Пугачева. Пугачев в Симбирске. Пребывание в Симбирске А.В. Суворова. Пушкин о Пугачеве.

6. Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII - XVIII веках (2 часа).

Многонациональное население нашего края. Основные занятия жителей и народные промыслы. Особенности жилища, домашняя утварь и национальная кухня. Национальная одежда и семейные обряды народов нашего края. Народные праздники: масленица,  сабантуй, аканчуй.

7. Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года (2 часа)

Симбирское ополчение. Действия ополчения на Украине. Включение симбирян в корпус Дохтурова. Освобождение Дрездена, Гамбурга. Роспуск ополчения.

8. Декабристы Симбирского края (Н.И.Тургенев, В.П.Ивашев, Ф.М.Башмаков) (1час)

9. Культура и быт симбирских дворян (2 часа)

Начало планомерного строительства в городе. Центр города и окраины. Деревянный городской дом-усадьба. Классическая архитектура Симбирска. Здание присутственных мест и здание Дворянского собрания.

10 Отмена крепостного права в Симбирском крае. (1 часа)

Дворянские проекты отмены крепостного права. Реформа 1861 года в губернии. Реакция крестьян. Волнения в Сенгилеевском уезде. Наделение крестьян землей. Выкупные платежи. Временнообязанное состояние. Симбирск в пореформенный период. Пожар 1864 года. Расцвет Сборной ярмарки. Облик Симбирска к концу XIX века.

11. Семья Ульяновых в истории нашего края (2 часа).

Приезд в Симбирск. Деятельность И.Н. Ульянова на посту инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии. Уклад жизни семьи. Увековечение памяти В.И. Ульянова (Ленина) в нашем городе и области. Ленинские места Ульяновска.

12. Симбирск во второй половине-и в конце 19 века (2 часа).

Творчество симбирских архитекторов А.А. Шодэ и Ф.О. Ливчака. Изобразительное искусство дворянской усадьбы. Усадьбы Ивашевых, Поливановых и их роль в истории художественной культуры края. Творчество крепостного художника Н.Козлова.  Д.И.Архангельский, его жизнь и творчество. Из истории музыкального искусства в крае. Музыкальные вечера в Дворянском собрании. Духовые оркестры на Венце. Симбирский  провинциальный театр в XIX веке. В.Н.Андреев-Бурлак - гордость русского театра.

13. Симбирская губерния в 1900-1917 гг. (1час).

Общественные движения в Симбирске на рубеже XIX-XX веков. Губерния в годы первой русской революции (1905-1907 гг.). Политические партии и их деятельность на  территории губернии (социал-демократы, эсеры, кадеты, черносотенцы и др.). Столыпинская реформа в губернии. П.А.Столыпин, его связь с Симбирским краем. Влияние Первой мировой войны на жизнь в губернии (1914-1917 гг.). События февраля 1917 года. Создание Советов, их объединение. "Дом свободы". Двоевластие в Симбирске.

14. Симбирская губерния в 1917-1921 гг. (2 часа).

Оформление большевистсткой организации в Симбирске, рост ее влияния среди рабочих. Рабочее и крестьянское движение в губернии летом-осенью 1917 года.  Большевизация Советов в губернии. Установление Советской власти в Симбирске и губернии. Роспуск городской Думы. Губерния в 1918 году. Мятеж чехословацкого корпуса. Начало гражданской войны. Захват Самары белочехами. Власть Комуча. Создание Восточного фронта и его 1-й армии. Мятеж Муравьева. М.Н. Тухачевский. Белый террор в Симбирске. Железная дивизия и ее боевой путь под командованием Г.Д. Гая. Освобождение Симбирска 12 сентября 1918 года. Губерния в тылу Красной Армии.

15 Ульяновская область в 20 - 30-е гг. (2 часа).

Крестьянские мятежи в губернии. Введение НЭПа. Засуха и голод 1921 года.  Организация помощи голодающим в губернии. Известие о смерти Ленина. Переименование Симбирской губернии и Симбирска в Ульяновскую губернию и город Ульяновск. Борьба с неграмотностью. Ликбезы. Область в годы индустриализации и коллективизации. Выступления крестьян против Советской власти. Репрессии 20-30-х годов. Уничтожение храмовых архитектурных ансамблей (памятников) в Ульяновске.

16. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (3 часа).

Начало войны. Патриотический подъем в области. Эвакуация предприятий в Ульяновскую область. Перевод промышленности на военный лад. Заводы Ульяновска для фронта (УАЗ, завод им. Володарского и др.). Эвакуация раненых. Госпитали. Жизнь и труд ульяновцев в годы войны. Ульяновцы в боях за Родину. Герои Советского Союза: И. Полбин,  А. Матросов, В. Деев, Г. Карюкин и др. Создание Ульяновской области. Сельское хозяйство области в годы войны.

17. Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995 гг.) (2часа).

Восстановление хозяйства. Засуха 1946 года. Переход на выпуск мирной продукции.  Индустриальное развитие области в 50-е годы. Строительство Волжской ГЭС и затопление земель. Особенности развития сельского хозяйства. Успехи в развитии образования в Ульяновской области. Изменения в политической и экономической жизни Ульяновской области в 90-е годы.

18. Культура Ульяновской области в XX веке (2 часа).

Бурное строительство в Симбирске в начале XX века. Железнодорожный мост через  Волгу. Здание Краеведческого музея имени И.А.Гончарова. Строительство в городе в 60-70-е годы. Ленинский мемориальный комплекс. Современная планировка и застройка города. Изобразительное искусство в крае в советский период. А.А. Пластов - "певец земли Русской". Творчество современных ульяновских художников (по выбору учителя). Народная консерватория в Симбирске. Творчество А.В. Варламова. Музыкальные фестивали вУльяновске в 70-80-е годы. Ульяновская областная филармония. Ульяновский государственный симфонический оркестр. Органная музыка в Ульяновске. История Ульяновского областного драматического театра. Современная афиша театра и творчество ведущих актеров (по выбору учителя).

19.  Итоговое повторение (1 час)





Учебно-тематический план:



урока

Разделы и темы программы

Кол-во часов

Вводный урок. Наш край в древности

1

Основание Симбирска

2

Симбирск - средневековый город

2

Степан Разин и Симбирск

3

Пугачев в Симбирске

2

Социально-экономическое развитие края в 18 веке

2

Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года

2

Симбирские дворяне-декабристы

2

Культура и быт симбирских дворян

2

Отмена крепостного права в Симбирской губернии

2

Торговля и купечество Симбирской губернии

2

Симбирск в конце 19 века

2

Семья Ульяновых в Симбирске

2

Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2

Ульяновцы на полях сражений Великой Отечественной войны

2

Наука, культура, образование Ульяновской области

3

Итоговое обобщение

2

Всего часов, предусмотренных в программе

35 часов
















ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ



Предполагается, что результатом изучения исторического краеведения является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения исторического краеведения относятся следующие убеждения и качества:

•осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

•осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения исторического краеведения выражаются в следующих качествах:

•способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения исторического краеведения учащимися включают:

•овладение целостными представлениями об историческом пути народов нашего края, страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

•способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

•умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

•расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашего края, страны и человечества в целом;

•готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников края, страны и мира

















Требования к уровню обязательной подготовки обучающихся по программе «Историческое краеведение»



Учащиеся должны знать:



- крупнейшие события отечественной истории и их влияние на жизнь наших земляков в XX веке (Февральская и Октябрьская революции 1917г., Гражданская и Великая Отечественная войны, экономические и политические преобразования советского и постсоветского периодов);

- имена выдающихся деятелей науки, культуры, военачальников, политиков и других замечательных людей, чья деятельность была связана с историей нашего края (М.А. Гимов, М.Д. Крымов, М.Н. Тухачевский, Г.Д. Гай, И.С. Полбин, А. Матросов, А.Д. Сахаров, А.А. Любищев, А.А. Пластов и др.);

- основные направления экономического и политического развития нашей области в настоящее время;

- достижения Ульяновской области в сфере художественной культуры (архитектура, живопись, музыка, театр) и образования;

- даты переименования города Симбирска в Ульяновск и образования Ульяновской области.



Учащиеся должны уметь:



- показывать на историко-географической карте ход событий гражданской войны на территории края;

- давать характеристику отдельным этапам развития края в XX веке (установление Советской власти в губернии, противостояние в период Гражданской войны, коллективизация и индустриализация, становление командно-административной системы, борьба с фашизмом на фронте и в тылу, послевоенное восстановление, успехи экономического развития в 70-х-80-х гг.);

- определять причинно-следственные связи событий и процессов, происходивших на территории нашего края в XX в., их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя общее и особенное в его развитии.





Оценка учебных достижений и результатов личностного развития учащихся в краеведческой деятельности.

Структура учебных достижений школьников по краеведению включает:

  • знание фактов, событий, дат, имен, терминов;

  • усвоение общих культурно-исторических представлений, понятий, идей;

  • владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, сравнение, определение сущности событий);

  • умение оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно-исторических источников, применять в новой ситуации;

  • обоснованность личностного отношения к событиям, их участникам и творениям культуры.

При определении параметров усвоения учащимися содержания исторического образования, в целом, и исторического краеведения, в частности, педагог встречает значительные затруднения.

Во-первых, это - проблемное состояние методологической базы исторической науки, вызванное непрекращающимися спорами о структуре исторического знания, моделях исторического описания, методах исторического исследования и т.д.; во-вторых, отсутствие определенной позиции по вопросу о методологической основе учебных курсов по историческим дисциплинам в федеральных нормативных документах; в-третьих, большой объем единичных исторических фактов, изучаемых в силу их неповторимости, затрудняет определение достаточного и необходимого минимума для проведения диагностики результативности.

Оценка учебных достижений учащихся имеет узкую направленность и представляет собой как правило вывод об успешности усвоения учащимся определенного предметного содержания (знания), способов деятельности (умения и навыки), а также приобретенном опыте эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.

Оценка играет значительную роль в процессе обучения, но это - инструмент обоюдоострый, и не только потому, что может наказывать и поощрять, а и потому, что может стимулировать и повышать учебную мотивацию или влиять отрицательно (это происходит в том случае, когда оценка поставлена необоснованно и является несправедливой или кажется таковой ученику). Следовательно, необходимо определить критерии оценивания учебных достижений учащихся.

Мы неслучайно говорим об учебных достижениях, а не о ЗУНах. Так как оценка знаний, умений и навыков носит общий характер и почти исключает учет индивидуальных особенностей и личных достижений учащихся.

Особенной же целью изучения краеведения является оказание влияния на ценностно-мотивационную сферу ребенка, на его отношение к своей малой родине, т.е. ориентир на личностное развитие.

Значит, говоря о личностно-ориентированной направленности в изучении краеведения, мы в качестве первого условия оценки учебных достижений должны назвать изменения в ценностно-мотивационной сфере.



Право учащегося на выбор формы контроля.

В качестве форм итогового и текущего контроля могут быть использованы:

1 - тесты;

2 - защита рефератов;

3 - собеседования;

Интересен такой методический прием как формулирование учащимися вопросов для учителя, для одноклассников. Это можно рассматривать как способ организации учебного диалога на уроке и как диагностический материал, свидетельствующий о продвижении учащихся в освоении учебного курса.

Специфика проверки знаний по историческому краеведению определяется особенностями области знаний "Общество". Она содержит объективную информацию о конкретных, свершившихся, необратимых событиях и их участниках и вместе с тем, субъективное восприятие, толкование этих событий, связанное с системой индивидуальных и общественных ценностей. Поэтому очень важно подходить к оценке ответов учащихся тактично и внимательно выслушивать точку зрения отвечающего.

Реферат. Его тема должна быть определена не менее чем за 3-4 месяца до аттестации. Желательно, чтобы тема предполагала возможность дать собственную оценку событию и явлению.

Учитель помогает учащимся определить круг литературы по теме, составить план реферата. Сдается реферат учителю заблаговременно. До экзамена он должен быть отрецензирован. Рецензия зачитывается перед защитой.

Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими глубокие знания по предмету. Для обсуждения может быть предложена любая из ключевых тем курса или вопросы обобщающего характера по темам, изучаемым в соответствии с программой.



При оценке знаний учащихся учитывается глубина и полнота ответа, овладение необходимыми умениями, осознанность и самостоятельность применения знаний, логика изложения материала, включая обобщения и выводы.

В последние годы учителя стали обращаться к такой форме проверки знаний учащихся, как тестирование. Эту форму используют на уроках для текущего или итогового контроля знаний, а также на едином государственном экзамене.

Форма контроля может быть как устной, так и письменной. Опорными, содержательными категориями являются историческое время, пространство, движение.



Учебно-методические средства:


Технические средства обучения

  • Телевизор.

  • Магнитофон.

  • Аудиоцентр.

  • Мультимедийный компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

  2. Штатив для карт и таблиц.

  3. Укладка для аудиовизуальных средств

  4. Шкаф для хранения карт.


Интернет-ресурсы по историческому краеведению Ульяновской области:

http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)

http://ru.wikipedia.org (Википедия. Свободная энциклопедия).

http://www.virtan.ru (Природа России).

http://gani73.ru/ (Государственный архив новейшей истории Ульяновской области).

http://archives.ru/ (Федеральное архивное агентство).

http://ataman.do.am/ (Общественный Совет по Вопросам Казачества при Главе Администрации города Казачий Войсковой Совет города Ульяновска (Симбирска)).

http://www.rg.ru/region/pfo/ulyanovskaya/index. (Российская газета.Ульяновская область).

http://www.mycicerone.ru (сайт по краеведению России).

http://www.gorod73.ru (информационный портал История уголков Ульяновской области).

http://mmorpgbb.ru/

http://ulyanovskrf.ru/ (Ульяновский портал).

http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).

http://ulpamyatniki.narod.ru (Памятники и памятные места Ульяновска).

http://kaig73.ru (Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска).

http://www.ru-regions.ru/ (Информационный портал «Знакомство с Россией»).

http://russia-karta.ru (Электронная карта России).

http://azbukivedi-istoria.ru/

http://www.biografija.ru (Биографическая энциклопедия).




Список литературы


Для учителя:

  1. Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: Cборник нормативных документов / под ред. Н. В. Жульковой, В. Н. Янушевского. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 56 с.

  2. Программно-методическое обеспечение «Историческое краеведение» И.В.Скворцова, Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г.

  3. Историческое краеведение. Учебник 7-9 классы под ред. Т.Б.Табардановой. Ульяновск, 2009 г.

  4. историческое краеведение: Учебное пособие для VI-IX классов общеобразовательных учреждений /Под общ.ред. Н.В. Лобиной. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2002.

  5. Ульяновский областной центр Детско-Юношеского Туризма и Краеведения "Народная газета". Альманах "Зеркало".

  6. Народная культура Поволжья. Методической пособие/ Под ред. С.Н. Митина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.

  7. Из этнической истории Ульяновской области (краткие очерки): Сборник. - Ульяновск: обл. газетное изд-во, 1993.

  8. В.Ф. Ромашкин, В.Н. Федоров, Л.П. Шабалина. Чуваши Симбирского Поволжья. Ульяновск, "Симбирская книга", 1998.


Для учащихся:

  1. Детский познавательный журнал "Симбик". Спец. выпуск к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  2. Народная культура Поволжья: методическое пособие / Под ред. С.Н. Митина.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.

  3. Русский дом. Самарский ИПК ПРО. Самара, 1995.

  4. Назаренко В.А., Осипова В.Б., Царев Г.Н., Зусмановский Г.С. Животный мир Ульяновской области (учебное пособие).- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

  5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие для V-IX классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Н. Янушевского. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2001.

  6. Край прелестный - это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 классов школ Ульяновской области. / Составитель В.Н. Янушевский. - Ульяновск: ИПК ПРО, "Корпорация технологий продвижения", 2000

  7. Фотоальбом "Ульяновск"

Список литературы о районах Ульяновской области:


Базарносызганский район

  1. Базарносызганский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 150.

  2. Никитин В. Как живешь «Теплоприбор»?: [Базарно-сызганский район] // Ульяновская правда. – 2005. – 26 августа. – С.17.

  3. Никитин В. Сергей Морозов: «Пора перестать заниматься популизмом…»: [День области в Базарносызганском районе] // Ульяновская правда. – 2005. – 5 августа. – С. 5.; Народная газета. – 2005. – 5 августа. – С. 5.

  4. Ширманов В. Власть – это возможность приносить пользу своей малой

  5. родине: [Базарносызганскому району – 70 лет] // Ульяновская правда. – 2005. – 26 января. – С. 1.

Барышский район

  1. Барышский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 150.

  2. Уткин А. История села Заречное Барышского района и его окрестностей // История населенных пунктов Симбирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 20-23.

  3. Барышский район // Ульяновская правда. – 2008. – 4 апреля. – С. 4.

  4. Барышский район: «мекка» для туриста // Комсомольская правда. – 2006. - №98т. – С. 36. Это наша с тобой судьба, это наша с тобой биография…: [город Барыш] // Комсомольская правда. – 2006. -№105т. – С. 34.

Вешкаймский район

  1. Вешкаймский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 147.

  2. Вешкайма: как начать с себя?: [проект «Начни с себя» первый шаг на пути сохранения культурного наследия] // Ульяновская правда. – 2009. – 18 сентября. – С. 4.

  3. Евсеев С. Вешкаймский: в трудах и заботах // Ульяновск сегодня. – 2007. – 27 июля. – С. 22.

Инзенский район

  1. Аржанцев Б. Генеалогический свод России. Малая Родина. Симбирская ветвь родословной России.г. Инза Ульяновской области. – Ульяновск: УлГУ, 2005. – 643 с.

  2. Инзенский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 147.

  3. Фомин Л. Город Инза. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, Ульяновское отделение, 1979. – 64 с.

  4. Чернов М. Глотовцы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

  5. Глотовцы сегодня. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005. – 192 с.: ил.

  6. Диалог. Диатомовый комбинат: альманах: Издание профсоюзной организации «Диатомового комбината».

  7. Шкунов В. Владелец Панциревки: [деятель Инзенского края, владелец села Панциревка П.Т. Морозов] // Мономах. – 2009. - №1. – С. 16.

  8. Задорожная Т. Инзенский ДОЗ: шаги в будущее // Деловое обозрение. – 2007. - №1. – С. 35.

  9. Никитин В. Горная столица Поволжья. Так будут называть Инзу: [Инзенский диатомовый комбинат] // Ульяновская правда. – 2007. – 5 января. – С. 4.

  10. Инза благоустраивается // Ульяновская правда. – 2006. – 25 августа. – С. 13.

  11. Инза – капелька России: день города // Ульяновская правда. – 2006. – 29 сентября. – С. 3.

  12. Инзенский район. Мы открыты для сотрудничества: [презентация района] // Комсомольская правда. – 2006. – 10 февраля. – С. 10.

  13. Калинина И. Диатомовый комбинат: год был успешным // Симбирский курьер. – 2005. – 30 декабря. – С. 6.

  14. Лайков А. Мы обязательно вернемся в Инзу!: [Инзенский диатомовый комбинат] // Ульяновская правда. – 2005. – 25 февраля. – С. 6.

  15. Никитин В. Инзенский район: стратегия развития определена // Ульяновская правда. – 2006. – 17 мая. – С. 6.

  16. Никитин В. «Мы не имеем права обманывать население»: [День губернатора в Инзенском районе] // Ульяновская правда. – 2006. – 24 марта. – С. 3.

  17. Шурмелев Е. Любимая белокаменная: [школа №1 г. Инза] // Ульяновская правда. – 26 августа. – С. 22.

Карсунский район

  1. Волынцев В. История Карсуна в событиях и лицах. Сборник краеведческих статей. – Ульяновск: ООО «Регион-Инвест», 2007. – 224 с.

  2. Карсунская земля: ростки и корни / Под.общ. ред. Ю.Г. Самсонова. – Ульяновск, 2005. – 388 с.: ил.

  3. Карсунский район. Карсун 360 лет: муниципальное образование / ред. кол. В. Чубаров и др. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2007. – 112 с.

  4. Карсунский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 136.

  5. Шигаев В. Мой Карсун написан светом // Мономах. – 2009. - №3. – С. 60.

  6. Волынцев В. Отрезвление культурой: [карсунский театр] // Мономах. – 2007. – С. 14.

  7. Возникновение Карсуна. Из книги И. Юркина «Материалы для истории города Карсуна и его слобод» // Мономах. – 2007. - №1. – С. 2.

  8. Громова Т. Хозяева Усть-Уреня // Мономах. – 2007. - №1. – С. 20.

  9. Кузнецов А. Хороший город: [быт Карсуна] // Мономах. – 2007. - №1. – С. 10.

  10. Матвеева В. Карсунский круиз: [Карсуну – 360 лет] // Народная газета. – 2007. – 18 января. – С. 11.

  11. Никитин В. Карсун достославный: [к 360-летию р.п. Карсун] // Ульяновская правда. – 2007. – 4 июля. – С. 1,8.

  12. Опыт предков пригодился: интервью с главой администрации Карсунского района В.Б. Чубаровым // Мономах. – 2007. - №1. – С. 4.

  13. Основные даты истории Карсуна // Мономах. – 2007. - №1. – С. 7.

  14. Пехтерева Л. Карсун опередил Ульяновск: [360 лет р.п.Карсун] // Симбирский курьер. – 2007. – 3 июля. – С. 6.

  15. Украсим землю трудом: [настоящее Карсуна] // Мономах. – 2007. - №1. – С. 6.

  16. Карсунский район: [презентация района] // Народная газета. – 2006. – 27 апреля. – С. 9.; Ульяновская правда. – 2006. – 26 апреля. – С. 2.

  17. Сытин А. Село Никитино: [Карсунский район] /А.Сытин,Т.Громова // Деловое обозрение. – 2006. - №12. – С. 57.

  18. Сивопляс И. Самый маленький город Симбирского края: [г. Котяков, ныне с.

  19. Котяково] // Дыхание Земли. – 2006. - №27. – С. 28.

Кузоватовский район

  1. Кузоватовский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 163.

  2. Громова Т. Там, где кончается асфальт: [с. ЖедриноКузоватовского района] // Деловое обозрение. – 2006. - №8. – С. 49.

Майнский район

  1. Майнский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 132.

  2. Сытин А. Путешествие по Майнской земле // Мономах. – 2008. - №4. – С. 2.

  3. Громова Т. Путешествие по Майнскому району /Т. Громова, А. Сытин // Деловое обозрение. – 2006. - №2. – С. 42.

  4. Громова Т. Путешествие по Майнскому району / Т. Громова, А. Сытин // Деловое обозрение. – 2006. - №3. – С. 49.

Мелекесский район

  1. Государственный научный центр Российской Федерации «НИИ Атомных реакторов»: краткие данные. – Ульяновск: ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати», 1997. – 16 с.

  2. Димитровград: Книга-альбом. – Димитровград: Ника, 1998. – 158 с.: ил.

  3. Димитровгард: Фотоальбом / Авт. М. Н. Казанцева. – Саратов: Приволжское книжное изд-во, Ульяновское отделение, 1983. – 88 с.

  4. Казанцева М. Город Димитровград. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, Ульяновское отделение, 1976. – 62 с.

  5. Касимов Ф. Мелекесс и его окрестности. – Димитровград: Изд-во «Поинт», 1996. – 120 с.: ил.

  6. Ерѐмина А. Житница области: [Мелекесский район] // Ульяновская правда. – 2008. – 8 мая. – С. 12. Димитровград // Деловое обозрение. – 2010. - №5. – С. 19.

  7. Палачев А. Никольское – на – Черемшане: [история старинного русского села] // Мономах. – 2005. - №1. – С. 24.

  8. Якушин Л. Трудиться с полной отдачей: [День области с губернатором в Мелекесском районе] // Народная газета. – 2005. – 23 сентября. – С.10.;

  9. Ульяновская правда. – 2005. – 23 сентября. – С. 3.

  10. Русинов А. «Культурная столица» возвращается // Ульяновская правда. – 2004. – 25 мая. – С.1.; Народная газета. – 2004. – 25 мая. – С. 1,7.

  11. Словесность становится актуальной для ПФО: объявлен IV окружной конкурс проектов на участие в «Культурной столице Поволжья-2004» // Ульяновск сегодня. – 2004. - №13. – С. 23.

  12. Федотова М. Репортаж из «Аллеи гласных»: [Димитровград – культурная столица] // Культура. – 2004. - №23. – С. 4.

  13. Школьная А. Культурные процессы набирают обороты: [Димитровград – культурная столица Поволжья] // Народная газета. – 2004. – 19 мая. – С.1.;

  14. Ульяновская правда. – 2004. – 19 мая. – С. 1.

  15. Год 2002-й: цифры, события, лица: [г. Димитровград] // Деловое обозрение. – 2003. - №1. – С. 32.

  16. Город молодой: Димитровграду – 305 // Народная газета. – 2003. - №104. – С. 20.

  17. Димитровградцы изучают Марс: [ФГУП «ГНУ РФ НИИАР» (г. Димитровград, Ульяновской области) продолжает участвовать в международных программах исследования космоса] // Народная газета. – 2003. – 15 июля. – С. 3.;

  18. Ульяновская правда. – 2003. – 18 июля. – С. 3.; Симбирский курьер. – 2003. – 19 июля. – С. 5.

  19. Народный Димитровград. В. №3. // Народная газета. – 2006. – 19 октября. – С.10.

  20. Первому посадскому голове: [установка памятников в Димитровграде] // Культура. – 2003. - №37. –С. 2.

  21. Димитровград: [подборка материала] // Деловое обозрение. – 2002. - №10. – С. 31.

  22. Богатов О. С днем рождения, Димитровград! 15 июня исполнилось 30 лет со дня присвоения Мелекессу им. Г. Димитрова: [Димитровград выбирает герб, флаг, гимн] // Народная газета. – 2002. – 19 июня. – С.11.; Ульяновская правда. – 2002. – 19 июня. – С. 1.

  23. Отпущенко В. Быть ли Димитровграду наукоградом? // Народная газета. – 2002. – 22 марта. – С. 3.

  24. Богатов О. Димитровградскому «Химмашу» - 70 // Народная газета. – 2001. - №197-199. – С. 11.

  25. Слюняев С. Один раз бывает… 300 лет. В 1998 г. Димитровград справляет свой юбилей // Ульяновская правда. – 1998. – 17 марта.

  26. Мамай Л. На подмостках сцены и жизни: культурная жизнь Димитровграда // Мономах. – 1998. - №3. – С. 37.

  27. Посад купеческий – город промышленный: [к 300-летию Мелекесса - Димитровграда] // Мономах. – 1998. - №3. – С. 8.

  28. Экспресс времени. Мелекесс – Димитровград. К 300-летию Димитровграда // Мономах. – 1998. - №3. – С. 6.

  29. Амов В. Мелекессом правил Бряндинский пристав: [история Димитровграда] // Народная газета. –1997. – 1 апреля. – С. 3.

  30. Кочеткова Л. Димитровградом стал 25 лет назад: [Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июня 1972 г. город Мелекесс Ульяновской области переименован] // Народная газета. – 1997. – 17 июня.

  31. Слюняев С. Когда появился Мелекесс?: [конференция в Димитровграде «История возникновения нашего города»] // Ульяновская правда. – 1997. – 9 января.

  32. Танберг О. Ещѐ один музей Н. Рериха: [в Димитровграде] // Ульяновская правда. – 1995. – 18 июля. –С. 4.

  33. Шмелев С. Забытое открытие: [немного о том, как и когда возник Мелекесс] // Ульяновская правда. – 1990. – 1 сентября.

Николаевский район

  1. Николаевский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 172.

  2. 80-летие Николаевского района // Мономах. – 2008. - №3. – С. 12.

  3. Кошурова Е. Николаевскому району – 80 лет // Мономах. – 2008. - №2. – С. 36.

  4. Никитин В. Газификация района – задача приоритетная: дни области в

  5. Николаевском районе // Ульяновская правда. – 2005. – 22 июля. - С. 2.

Новомалыклинский район

  1. Новомалыклинский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 197.

  2. Лайков А. Новая Малыкла – восточные ворота для инвесторов: [презентация Новомалыклинского района в Мемцентре] // Ульяновская правда. – 2006. – 15 февраля. С. 1.

  3. Никитин В. «Район должен динамично развиваться»: [день области в Новомалыклинском районе] // Ульяновская правда. – 2005. – 12 августа. - С. 3.

Новоспасский район

  1. Новоспасский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 166.

  2. Новоспасское – столица юга: [80-летие Новоспасского района] // Мономах. – 2008. - №3. – С. 24.

Павловский район

  1. Павловский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 171.

Радищевский район

  1. Радищевский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 168.

  2. Морозова В. Село Адоевщина Радищевского района Ульяновской области в документах архива // История населѐнных пунктов Симбирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2007. – С. 11-16.

  3. Лайков А. Радищевский район – край исторический: [презентация района] // Ульяновская правда. – 29 марта. – С. 1.

Сенгилеевский район

  1. Аржанцев Б. Генеалогический свод России. Малая Родина. Город Сенгилей Симбирская ветвь Родословной России: Посвящается 340-летию основания станичной слободы на месте современного города Сенгилея. Т.1. – Ульяновск: Золотой ключ: Печатный двор, 2006. – 700 с.

  2. Рябов В. Сенгилей (заметки о прошлом уездного города). – Ульяновск: «Симбирская книга», 1994. – 146 с.

  3. Сенгилеевский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 177.

  4. Сенгилею 340 лет. – Сенгилей: МУ Администрация «Сенгилеевский район», 2006.

  5. Смирнов А. Город Сенгилей. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, Ульяновское отделение, 1977. – 52 с.

  6. Сенгилеевские уши: [Сенгилеевские горы] // Симбик. – 2011. – №2. – С. 22.

  7. Денисова А. Богата земля Сенгилеевская: [80 лет Сенгилеевскому району] // Симбирский курьер. – 2008. – 26 августа. – С. 5.

  8. Сенгилеевский цементный завод – шаг из прошлого в будущее // Симбирский курьер. – 2007. – 9 августа. – С. 4.

  9. Милый сердце Сенгилей // Мономах. – 2006. - №3. – С. 4.

  10. Страницы истории: город Сенгилей // Мономах. - 2006. - №3. – С.2.

  11. 340-летие Сенгилея // Мономах. – 2006. - №3. – (спецвыпуск).

  12. Филатов А. Добрый город Сенгилей отмечает юбилей: 340-летие города // Ульяновская правда. –2006. – 23 августа. – С. 1.

  13. Бородина О. Алѐшкинская изба: [чувашское село АлѐшкинаСенгилеевского района, история, быт и нравы] // Мономах. – 2005. - №1. – С. 22.

Старокулаткинский район

  1. Старокулаткинский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 170.

  2. Старокулаткинский район Ульяновской области. – Ульяновск: Типография «Печатный двор».

  3. Старокулаткинский район ждѐт инвесторов: [выставка-презентация района в Ленинском мемориале] // Ульяновская правда. – 2006. – 24 марта. – С. 3.

Старомайнский район

  1. Старомайнский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 197.

  2. Мордвинов Ю. Взгляд в прошлое. Из истории селений Старомайнского района Ульяновской области. – Ульяновск: Издат. дом Караван, 2007. – С. 416.: ил.

  3. Нескучные будни: культурная жизнь Старой Майны // Мономах. – 2007. - №3. – С. 38.

  4. Никифораки Н. Старая Майна: земля обетованная – да! Праматерь Киева – едва ли // Ульяновская правда. – 2007. – 22 февраля. – С. 13.

  5. Цопанов Т. Кладезь Истории…: [Старомайнский район] // ТОС. – 2007. - №4. – С. 6.

  6. Маленькая жемчужина большой России: [Старомайнское Красноречье – отдохновение русского сердца] // Мономах. – 2005. - №1. – С. 8.

  7. Николаева О. Иностранцы считают Россию страной сокровищ: [на территории Старомайнского района может быть обнаружен древний индуистский храм] // Вестник. – 2001. - №38. – С.14.

Сурский район

  1. Сурский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 144.

  2. Морозова Г. История села Промзино Симбирской губернии в документах архива и печатных источниках // История населенных пунктов Симбирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 32-35.

  3. Чеховская А. Городские легенды: [Николина гора в Сурском] // Смена. – 2009. - №6. – С. 58.

  4. Ворота области. Сурский район // Ульяновская правда. – 2008. – 6 июня. – С. 12.

  5. Дворняков В. Белая гора: [гора с целебными источниками в Сурском] // Мономах. – 2007. - №3. – С. 23.

  6. Промзино Городище. История Промзина – Сурского необычайно богата интересными событиями и фактами: р. п. Сурское // Мономах. – 2007. - №3. – С.2,14.

  7. Сурские просторы: [природа Сурского района] // Мономах. – 2007. - №3. – С.8.

  8. Громова Т. От Ульяновска до Сурского: [Сурский район] / Т. Громова, А. Сытин // Деловое обозрение. – 2006. - №5. – С.46.

  9. Лушенькин В. Трезвость и терпение: [из истории села Астрадамовка Сурского района] // Мономах. – 2006. - №4. – С.12.

Теренгульский район

  1. Тереньгульский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 182.

  2. Из истории усадьбы Афанасьевых в селе СугареевкаТеренгульского района // История населенных пунктов Симбтирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 50-55.

  3. Родное Приволжье: [80-летие Теренгульского района] // Мономах. – 2008. - №3. – С. 28-33.

  4. Громова Т. Небольшое путешествие по Теренгульскому району / Т. Громова, А. Сытин // деловое обозрение. – 2006. - №1. – С. 41.

  5. Семенов Ю. День области в Теренгульском районе // Народная газета. – 2005. – 19 июля. – С. 4.

  6. Федотов Ю. Теперь о Тереньге знают в Германии и США: [презентация Теренгульского района] // Ульяновская правда. – 2006. – 17 мая. – С. 6.

Ульяновский район

  1. Богатов А. «Возрождение». - Ульяновск: ГУП Областная типография «Печатный двор», 1998. – 176 с.

  2. Богатов А. Восхождение. - Ульяновск: ГУП Областная типография «Печатный двор», 2000. – 304 с.

  3. Ульяновский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 123.

  4. Пахомова А. История р. п. Ишеевка в документах архивов и печатных источниках // История населенных пунктов Симбтирской губернии – Ульяновской области в документальном наследии. Материалы научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во Корпорация технологий продвижения, 2007. – С. 42-49.

  5. Ульяновский район // Мой любимый район. – 2007. – 27 февраля.

  6. Сытин А. Из истории Елшанки (Суровчихи) / А. Сытин, Т. Громова // Деловое обозрение. – 2006. - №10. – С. 60.

Цильнинский район

  1. Цильнинский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 130.

  2. Никитин В. Выход есть всегда: [День области в Цильнинском районе] // Ульяновская правда. – 2005. – 26 августа. – С. 3.

  3. Цильнинцы с оптимизмом смотрят в будущее: [40-летие Цильнинского района] // Народная газета. – 2005. – 16 сентября. – С. 5.

Чердаклинский район

  1. Аринина Н. Аленький цветочек. Русские народные песни с. Красный Яр ЧердаклинскогорайонаУльяновской области: Сб. песен. - Ульяновск: типография «Мастер Студия», 2009. – 86 с.: ил.

  2. Чердаклинский район // Ульяновская область: путеводитель. – М.: Авангард, 2007. – С. 184.

  3. Чердаклы – жемчужина России: Историко-художественный литературный альманах / Под общей редакцией А.И. Калачѐва. – М.: Советский писатель, Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2008. – 344 с.: ил.

  4. Васильева Н. «И молитву люди в простоте творят»: [история с. Чердаклы] // Мономах. – 2005. - №1. – С. 30.

  5. Балакина Л. Когда итоги неутешительные…: [итоги 2004г. В Чердаклинском районе] // Ульяновская правда. – 2005. – 2 марта. – С. 1. Шейпак О. Бряндинские россыпи: [Бряндино – село сказочное, старинное, с богатой и красивой историей] // Мономах. – 2005. - №1. – С. 28.



Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Учебные действия

Домашнее задание

Дата

План

Факт

11

Вводный урок. Наш край в древности

1

Участие в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю родного края. Исследование археологической карты Ульяновской области.

Введение



22

Основание Симбирска

2

Работа с текстом. Описание    устройство и назначение Симбирского кремля

История основания г.Симбирск



33

Симбирск-средневековый город

2


Мифы и легенды г.Симбирск



44

Степан Разин и Симбирск

3

Работа с текстом

Составление развёрнутого плана по теме «Восстание С.Разина под Симбирском»


Сообщение о С.Разине и восстании С.Разина



55

Е.Пугачев в Симбирске

2

Составление сравнительной  таблицы

Таблица



66

Социально-экономическое развитие края в 18 веке

2


Записи в тетради



77

Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года

2

Составить по тексту учебника хронологическую таблицу боевых операций. в которых принимало участие симбирское ополчение. Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»).

Сообщение «Участники-симбиряне в Отечественной войне»



88

Симбирские дворяне-декабристы

2

Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»).

Сообщение симбирские дворяне-декабристы



99

Культура и быт симбирских дворян

2

Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»)

Таблица «культура и быт дворян»



110

Отмена крепостного права в Симбирской губернии

2

Работа с текстом.

 Составление сравнительной таблицы по вопросам дворянских проектов.


Записи в тетради



111

Торговля и купечество Симбирской губернии

2

Работа по группам «Симбирские ярмарки»,«Симбирские базары», Симбирские купцы» «Купечество»,

Сообщение «Симбирские ярмарки»,«Симбирские базары», Симбирские купцы» «Купечество»,



112

Симбирск в конце 19 века

2

Виртуальная экскурсия по старому Симбирску.




113

Семья Ульяновых в Симбирске

2

Работа с дополнительной литературой…

Сообщение о семье Ульяновых



114

Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2

Работа с дополнительной литературой…

Положение Ульяновской области в годы войны



115

Ульяновцы на полях сражений Великой Отечественной войны

2

Работа с дополнительной литературой…

Сообщение о героях - ульяновцах



116

Наука, культура, образование Ульяновской области

3

Работа по тексту. Составление развёрнутого плана.

Подготовка презентации



117

Итоговое обобщение

2








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя