СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По краеведению (историческое краеведение) ДЛЯ 8 - 9 КЛАССА

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по краеведению (Историческому краеведению) в  8-9 классов  разработана  на основе авторской программы А.Н. Ершовой и Вороновой «Историческое краеведение» Воронеж,  ВОИПКиПРО, 2012г. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По краеведению (историческое краеведение) ДЛЯ 8 - 9 КЛАССА»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новогольеланская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Батищева Е.М.


Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.


Согласовано

зам. замдиректора по УВР_____Волгина Э.Э..

«______» ___________20____ г.


«Утверждаю»

Директор МОУ Новогольеланской СОШ

_____________Тарасова Т.А.


Приказ № ___ от «___»____20____ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По краеведению (историческое краеведение)

ДЛЯ 8 - 9 КЛАССА



УМК: Историческое краеведение Воронежской области 8-9 классы Учебное пособие. / Науч. Ред. Б.Я. Табачников 2015


Составила: Анохина Людмила Викторовна

учитель истории

первой квалификационной

категории

2016-2017 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по краеведению (Историческому краеведению) в 8-9 классов разработана на основе авторской программы А.Н. Ершовой и Вороновой «Историческое краеведение» Воронеж, ВОИПКиПРО, 2012г. В соответствии с приказом Департамента образо­вания, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. № 760 в региональном базисном учебном плане часы региональ­ного компонента рекомендуется использовать на введение учебного предмета «Краеведение», в 8—9 классах - «Историческое краеве­дение»

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ Новогольеланская СОШ на 2015-2016 учебный год рассчитана на 35 часов для 8 класса и 34 часа для 9 класса 1 час в неделю (исходя из 35 учебных недель в году для 8 класса и 34 учебных недель в году для 9 класса),

Реализация учебной программы обеспечивается учебниками, утвержденные приказом по школе от 31.08.2015 г № 27/13 в списке учебников, используемых 2015-2016 учебном году:

Изучение регионального предмета краеведение (Историческое краеведение) преду­сматривает взаимосвязь с общим предметом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружаю­щем мире как единого целого.

Содержание предмета краеведение (Историческое краеведение) нацеливает на использование предмет­ных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью. Предмет краеведение (Историческое краеведение) позволяет углубить знания по ис­тории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краевед­ческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков. Актуальность изучения истории края определяется государствен­ным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.

Рабочая программа в случае активированных дней предусматривает возможность сокращения времени на изучение или объединение тем.

Главная цель: разви­тие, образование и воспитание личности школьника, способного к са­моидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические зна­ния в учебной и социальной деятельности.

Задачи:

- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процес­сах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;

- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;

- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного насле­дия родного края, традиций жителей своего региона;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей уча­щихся на основе анализа информации из различных источников, органи­зации исследовательской и проектной деятельности;

- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.

Формы контроля:

Самостоятельная работа, тестирование, контрольная работа, анализ источников, решение познавательных задач, работа с документами и др.

Содержание учебного предмета, обозначенное в разделах и темах

Содержание программы предмета краеведения (Историческое краеведение) построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Изучение предмета краеведения (Историческое краеведение) в 8 классе 35 часов и в 9 классе 34 часа в объеме 69 часов (по 1 часу в неделю) предусмотрено в региональном компоненте базисного учебного плана для образовательных учреждений Воро­нежской области.

Преподавание предмета краеведение (историческое краеведение) ведется синхронно - параллельно с историей России.

Практико-ориентированная составляющая содержания программы будет реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев. Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического крае­ведения

Особенности программы:

Изменения в авторской программе: внесен раздел «История Воронежского края во второй половине 19 века, так как в 8 классе изучается история России в 19 веке, а преподавание предмета должно вестись синхронно - параллельно с историей России. В связи с тем, что ранее не выделялся час на преподавание предмета» «Краеведения», необходимо изучение его в 9 классе с древности до современности. В содержание планирования внесены темы, изучаемые в 8 классе, чтобы привести знания в систему. Добавлены темы о старинных городах-крепостях, т.к. эти сведения важны для изучения формирования границ Воронежского края и состава населения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС (35 Ч)

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает крае­ведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповед­ники - хранилища исторической памяти.

Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронеж­ской области. Исследования по истории края.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Появление человека в Воронежском крае. Археологические иссле­дования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жем­чужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на террито­рии края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).

Тема 3. Воронежский край в XІІ – первой половине XYІ века.

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раз­дробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв. «Белые пятна» в истории воронежской земли.

Тема 4. Воронежский край в конце XYІ и XYІІ веке.

Образование Российского государства. История вхождения воро­нежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой служ­бы в 1586г.

Основание Воронежской крепости. Царский указ об основании го­рода Воронежа.

Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу ре­ки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.

Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Раз­витие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.

Политическая обстановка в крае в ХУП - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образова­ние Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими ка­заками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)

Тема 5. Воронеж и Воронежский край в конце XYІІ – первой четверти XYІІІ века. Петровский период.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства ко­раблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Дея­тельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство го­рода: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и раз­витие местной промышленности. Кумпанское и государственное стро­ительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские' и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения -школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими собы­тиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.

Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра 1 об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.). Появление Кантемировки.. Село Константиновка. Пожалование земель Петром 1 Князю Кантемиру.

Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.

Тема 6. Воронежская губерния во второй – последней четверти XYІІІ века.

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное засе­ление края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли. Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. Образование села Валентиновка. По­вседневная жизнь жителей края ( в том числе жителей Кантемировского края и села Валентиновка).

Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные за­ведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.

Тема 7. Воронежская губерния в первой половине XІX века.

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы-герои войны. Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продоволь­ствия для армейских нужд. Вклад Кантемировцев в победу над Наполеоном. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разно­чинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воро­нежской земле.

Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.

Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Па­мятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

Тема 8. Воронежская губерния во второй половине XІX века.

Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии. Проведение реформ 1860 – 1870-х годов в Воронежской губернии. Общественное движение в Воронежской губернии. Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и дру­гих городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Просвещение и культура. Воронежская губерния в XІX веке. Итоговое повторение

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА 9 КЛАСС (34 Ч)

Тема 1. Воронежская губерния в начале XX столетия.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губер­нии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - вес­ной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Измене­ние внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.

Тема 2. Воронежская губерния в годы Великой российской революции и Гражданской войны (1917-1920 годы)

События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью' 1919г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 гг.).

Тема 3. Воронежский край в 1920 – 1930-е годы.

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. Раз­витие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область. Индустриализация в Воронежской области. Интенсивный рост про­мышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы инду­стриализации. Коллективизация в Черноземье. Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Чер­ноземье. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые ре­прессии партийно-государственных работников, интеллигенции, кре­стьян, рабочих, церковнослужителей.

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в куль­турном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа.

Тема 4. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).

Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в ар­мию и формирование Воронежского добровольческого полка. Пере­стройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Военные действия на территории Воронежской области. Наступле­ние на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воро­нежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. Героизм, запечатленный в мемо­риалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Тема 5. Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 годы).

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышлен­ности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской об­ласти. Возрождение культурных ценностей.

Тема 6. Воронежская область в годы «оттепели» (1953-1964 годы)

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

Тема 7. Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964-1985 годы)

Рост промышленного производства, строительство новых предприя­тий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специали­зация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы де­ревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Во­ронеже и области.

Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образо­вания на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели.

Тема 8. Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985-1991 годы)Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области. Совре­менная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.

Тема 9. Воронежская область в условиях новой России (1991-1999 годы)

Изменение в региональных органах исполнения. 1991 г. большинство населения едва сводит концы с концами. Реформа Гайдара. Упразднение государственной монополии. Приватизация. Возрождение традиционных для России религий. Отставка Б.Н. Ельцина.

Тема 10. Воронежская область в начале 21 века (2000-2014 годы)

Политические партии. Внутриполитический курс нового Президента России В.В. Путина. Изменение экономической сфере страны отразились в Воронежской области. Реализация проектов (здравоохранение, образование, жилищно-коммунального и сельского хозяйства), увеличение зарплаты.

Календарно - тематическое планирование по краеведению 8 класс (35 часов)


п\п

Тема урока

Количество часов

Дата

Примечание

факт

план

1.

Вводный урок. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина

1




История Воронежского края в истории России. 1 ч.

2

История Воронежского края в истории страны

1




Воронежский край в древности. 4 ч.

3

Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека.

Памятники эпохи мезолита, неолита, энеолита.

1




4

Эпоха бронзы. Железный век.

1




5

Появление восточнославянских племён. Маяцкий комплекс Хазарского каганата.

1




6

На пути кочевников.

1




Воронежский край в XІІ – первой половине XYІ века. 3 ч.

7

На юго – восточной окраине русских земель.

1




8

На русско – ордынском пограничье.

1




9

На окраине Русского государства.

1




Воронежский край в конце XYІ и XYІІ веке. 5 ч.

10

Основание Воронежа и его развитие в XYІІ веке.

1




11

Социальные особенности развития Воронежского края в XYІІ веке.

1




12

Воронежские «ухожьи» и борьба с набегами татар.

1




13

Возникновение и развитие городов.

1




14

Обобщающий урок по теме Воронежский край конце XYІ и XYІІ веке.

1




Воронеж и Воронежский край в конце XYІІ – первой четверти XYІІІ века. Петровский период. 2 ч.

15

Воронеж и Воронежский край в конце 17- первой четверти 18 вв. Петровский период.

1




16

Воронеж и Воронежский край в конце 17- первой четверти 18 вв. Петровский период.

1




Воронежская губерния во второй – последней четверти XYІІІ века. 8 ч.

17

Формирование административно- территориальной структуры.

1



18

Экономическое развитие.

1




19

Социальная структура.

1




20

Судостроение в послепетровский период.

1




21

Органы власти и управления.

1




22

Воронеж – центр губернии.

1




23

Социальные конфликты.

1




24

Культурная и научная жизнь.

1




Воронежская губерния в первой половине XІX века. 4 ч.

25

В годы Отечественной войны 1812 года.

1




26

Социально – экономическое развитие Воронежской губернии.

1




27

Общественная жизнь.

1




28

Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине 19 века.

1




Воронежская губерния во второй половине XІX века. 6 ч.

29

Отмена крепостного права.

1




30

Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии.

1




31

Проведение реформ 1860 – 1870-х годов в Воронежской губернии.

1




32

Общественное движение в Воронежской губернии.

1




33

Просвещение и культура.

1




34

Обобщающий урок по теме Воронежская губерния в XІX веке.

1




35

Итоговое повторение


1












Календарно - тематическое планирование по краеведению 9 класс (34 часов)


№ п\п

Тема урока

Количество часов

Дата

Примечание

факт

план


Воронежская губерния в начале XX столетия. 7 ч.

1

Социально-экономическое положение Воронежской губернии на рубеже 19-20 вв.

1




2

Общественное движение в Воронежской губернии в начале 20 века.

1




3

Власть и общество в Воронежской губернии во время революции 1905-1907 годы.

1




4

Воронежская губерния в 1907-1914 годы.

1




5

Воронежская губерния в период Первой мировой войны (1914-1917 годы)

1




6

Развитие культуры Воронежской губернии в начале 20 века.

1




7

Обобщающий урок по теме Воронежская губерния в начале XX столетия.

1




Воронежская губерния в годы Великой российской революции и Гражданской войны (1917 – 1920 годы). 2 ч.

8

В годы Великой российской революции 1917 года.

1




9

Воронежская губерния в годы Гражданской войны.

1




Воронежский край в 1920 – 1930-е годы. 5 ч.

10

Индустриальное развитие края.

1




11

Воронежская деревня в 1920-1930-е годы.

1




12

Развитие образования и культуры.

1




13

Государственные репрессии в Воронежском крае в 1920-1930-е годы.

1




14

Обобщающий урок по теме Воронежский край в 1920 – 1930-е годы.

1




Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы). 11ч.

15

Перестройка на военный лад (22 июня 1941-го – 27 июня 1942 года)

1




16

Боевые действия на территории Воронежской области (28 июня 1942-го – 2 февраля 1943 года)

1




17

Героическая оборона на Воронежском направлении и в черте города Воронежа (28 июня – 11 июля 1942 года)

1




18

Контрнаступление советских войск на Верхнем и Среднем Дону и в районе Воронежа (12 июля – 4 октября 1942 года)

1




19

Зимнее наступление 1942-1943 годов и полное освобождение Воронежа и Воронежской области.

1




20

Героизм и подвиги защитников и освободителей воронежской земли.

1




21

Оккупационный режим и преступления захватчиков.

1




22

Народное сопротивление захватчиками в тылу врага.

1




23

Начало восстановления разрушительного хозяйства и помощь фронту в 1943- 1945 годах.

1




24

Ратный и трудовой подвиг жителей Воронежской области в годы Великой Отечественной войны.

1




25

Обобщающий урок по теме Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).

1




Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 годы). 1 ч.

26

Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 годы)

1




Воронежская область в годы «оттепели» (1953-1964 годы) 1 ч.

27

Воронежская область в годы «оттепели» (1953-1964 годы)

1




Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964-1985 годы) 1 ч.

28

Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964-1985 годы)

1




Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985-1991 годы) 1 ч.

29

Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985-1991 годы)

1




Воронежская область в условиях новой России (1991-1999 годы) 1 ч.

30

Воронежская область в условиях новой России (1991-1999 годы)

1




Воронежская область в начале 21 века (2000-2014 годы) 3 ч.

31

Воронежская область в начале 21 века (2000-2014 годы)

1




32

Обобщающий урок по теме Воронежская область в начале 21 века (2000-2014 годы)

1




33-34

Итоговое повторение по курсу историческое краеведение Воронежской области.

2





Требования к результатам усвоения содержания рабочей программы

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать):

• основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся в ходе исторического развития края;

• изученные виды исторических источников;

уметь:

• соотносить даты событий истории края с веком; определять по­следовательность и длительность важнейших событий истории края;

• использовать текст исторического источника при ответе на во­просы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения наро­дов, границы края, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участни­ках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе тек­ста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творче­ских работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и со­бытий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терми­нов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических собы­тий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиоз­ной принадлежности.

• искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интерне­те, брать интервью;

• использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, про­ектов.







ЛИТЕРАТУРА

  1. Историческое краеведение Воронежской области 8-9 классы Учебное пособие./Научный редактор Б.Я. Табочников. Во­ронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015

  2. Люби и знай родной край: учебно-методическое пособие. - Во­ронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.

  3. Панова В.И. История Воронежского края : учеб.-метод. пособие / В.И. Панова. - Воронеж, 2004. -

  4. Панова В.И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие/ В.И. Панова, А.О. Амелькин.- Воронеж: Центр ду­ховного возрождения Черноземного края,2012.- 112с.