Районный отдел по управлению образованием Завитинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с. Болдыревка
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________ Протокол № от «__» _______2020г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР МБОУ СОШ с.Болдыревка _______________ «_____»____2020г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ с. Болдыревка ___________ Приказ № ___от «___»___2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в 5 классе
«История Амурской области»
на 2020-2021 уч. год.
Учитель: Скрипко А. В.
с. Болдыревка Завитинского р-на Амурской обл.
2020г.
Пояснительная записка
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса.
Цель курса: пробуждение и формирование у школьников устойчивого познавательного интереса к истории родного края и самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи курса:
расширение и углубление знаний о родном крае;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Направленность курса. Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края.
Программа курса «История Амурской области» предназначена для обучающихся 5 класса и рассчитана на 33 часа.
Формы занятий:
Дискуссия;
Тест;
Ролевая игра;
Творческое задание;
Эссе;
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни своего края;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своего края;
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
умение выполнять познавательные и практические задания. Предметные результаты:
Знакомство с различными аспектами истории родного края – политическими, социальными, культурологическими, экономическими
Содержание курса.
1. Вводное занятие. Планирование и организация работы. 2. Политико – географическое положение Амурской области. Территория и границы Амурской области. Климат, растительность и животный мир Приамурья, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края.
Практические занятия. Работа с физической и административной картой Амурской области. Заочная экскурсия в краеведческий музей (зал природы).
Обучающие должны знать:
границы Амурской области;
административное деление области: название городов и районов;
основные виды растительного и животного мира;
основные горные системы;
крупные реки;
основные полезные ископаемые.
Обучающие должны уметь:
определять по карте России местоположение области;
показать на карте границы области, находить города и райцентры;
найти и показать крупнейшие реки, хребты края.
3. Археология Амурской области. Коренное население края, понятие терминов «малочисленные народности», «аборигены», места их расселения. История племен, обитавших на территории Приамурья в каменном веке.
Практические занятия.
Работа с административной картой области.
Обучающие должны знать:
понятия: «абориген», «коренные народы», «малочисленные народности»;
племена и народы, населявшие территорию Приамурья в прошлом;
«малочисленные народности» Приамурья.
Археология как наука. Археологическое прошлое края. История коренного населения. История археологических исследований в Приамурье. Алексей Яковлевич Гуров - первый амурский археолог. Григорий Степанович Новиков - Даурский: жизнь, научно-краеведческая деятельность, труды. Алексей Павлович Окладников. Первые академические археологические экспедиции на Среднем Амуре. Этнография как наука. Понятие «этнос». Культурное наследие коренного населения края.
Практические занятия. Работа с краеведческой литературой и справочным материалом.
Обучающие должны знать:
понятия «археология», «этнос», «этнография»;
коренные народности края;
основные периоды истории древнего населения Приамурья;
основные этапы археологических исследований;
основные археологические памятники.
4. Освоение Приамурья в XVII – XX вв. Открытие и освоение Приамурья. Русские землепроходцы: В. Поярков, Е. Хабаров. Исследователи Приамурья XVIII - XIX вв. Л.Ф. Миддендорф. Р.К. Маак. СВ. Максимов. И.Л. Лопатин. Г.И. Невельской. Книга «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» как исторический источник.
Обучающие должны знать:
этапы освоения русскими Приамурья;
маршруты экспедиций землепроходцами и исследователями Приамурья;
персоналии.
Обучающие должны уметь:
оперировать терминами «землепроходец», «исследователь»;
показывать на карте основные маршруты и объекты исследований;
5. Амурская область в «годы великих потрясений». 1904 – 1922 гг. Гражданская война в Амурской области. Причины и характер интервенции. Партизанское движение. «Белое» движение.
Установление Советской власти. Герои и жертвы Гражданской войны. Благовещенск в годы Гражданской войны и интервенции.
Практические занятия. Заочная экскурсия по памятным местам города и района, связанным с историей Гражданской войны.
Обучающие должны знать:
6. Приамурье в 1920 – 1930 – е гг. Амурская область в составе Хабаровского края. Новая экономическая политика. Коллективизация по – амурски. Репрессии.
Практические занятия. Работа с краеведческой литературой.
7. Амурская область в годы Великой Отечественной войны. Амурчане в боях за Родину. Перестройка народного хозяйства на военный лад. Трудовые подвиги амурчан. Коренные народы Приамурья в годы ВОВ.
Наши земляки – участники войны с Японией. Мемориалы г. Благовещенска и Завитинского района.
Практические занятия. Работа с краеведческой литературой. Подготовка сообщений «Земляки – герои Великой Отечественной войны».
Обучающие должны знать:
как изменилась жизнь области в годы ВОВ;
особенности перестройки народного хозяйства на военный лад в Приамурье;
какие новы предприятия были построены в годы ВОВ;
самые знаменитые военные соединения амурчан на фронтах ВОВ;
как увековечена память о земляках – героях.
8. Амурская область в 1945 – 1991гг. Административное устройство и население. Экономическое чудо послевоенных лет. Новый облик амурской деревни. На целину! Развитие экономики.
Практические занятия: Подготовка сообщений. Работа с краеведческими источниками: справочной литературой, изданиями газет и журналов.
9. Амурская область с 1991 года по настоящее время. Экономические и социальные реформы 90-х гг.: их результаты и оценка. Состояние промышленности, сельского хозяйства. Наука, культура и образование на современном этапе. Социальные процессы Приамурья. Экологические проблемы.
Практические занятия. Подготовка сообщений. Работа с краеведческими источниками: справочной литературой, изданиями газет и журналов.
Обучающие должны иметь представление:
об экономическом положении на современном этапе;
о демографических и социальных проблемах края;
о научной и культурной жизни Приамурья.
10. Этнические культуры коренных народов Приамурья. Малые народы на территории области. Туристические возможности севера области.
Практические занятия: Заочная экскурсия в краеведческий музей.
Обучающие должны знать:
Обучающие должны уметь:
определять по карте России местоположение области;
показать на карте границы области, находить города и райцентры.
11. Роль казачества в истории Амурской области. Значение казаков в освоении Приамурья. Первые поселения казаков. Албазино.
Обучающие должны уметь:
оперировать терминами «землепроходец», «исследователь»;
показывать на карте основные маршруты и объекты исследований;
Тематический план изучения курса
Темы | Всего часов | В том числе: |
Теория | Практика |
Введение | 1 | 1 | |
Политико – географическое положение Амурской области | 2 | 1 | 1 |
Археология Амурской области | 5 | 3 | 2 |
Освоение Приамурья в XVII – начале XX вв. | 5 | 3 | 2 |
Амурская область в «годы великих потрясений». 1904 – 1922гг. | 5 | 3 | 2 |
Приамурье в 1920 – 1930 – е гг. | 2 | 1 | 1 |
Амурская область в годы Великой Отечественной войны | 5 | 3 | 2 |
Амурская область в 1945 – 1991 гг. | 2 | 1 | 1 |
Амурская область с 1991 года по настоящее время | 2 | 1 | 1 |
Этнические культуры коренных народов Приамурья | 1 | | 1 |
Роль казачества в истории Амурской области | 3 | 2 | 1 |
Итого: | 33 | | |
Литература и средства обучения
Литература для учителя:
Древняя история Дальнего Востока. Н.А. Ивенкова, И.П. Силина, Хабаровск, 1998.
Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока России в Новое и новейшее время (середина XVII – XX вв.). – Хабаровск, 2001.
История Амурской области. С.В. Бердник. Благовещенск, 2005.
История Амурской области. Главный редактор А.П. Деревянко. Благовещенск, 2008
История Дальнего Востока. Эпоха средневековья (V – первая половина XV вв.)/ А.Л. Анисимов, Ю.М. Васильев, А.Ю. Завалишин, О.Ю. Стрелова. – Хабаровск, 2002.
ЭОР:
Презентации учителя С.В. Бердника
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата | Практические работы |
По плану | Факт |
1 | Введение | 2.09 | | Записи в тетради, игры |
2 – 3 | Политико – географическое положение Амурской области | 9.09 16.09 | | Составить маршрут путешествия по району, области, записи на карте |
4 – 8 | Археология Амурской области | 23.09 30.09 7.10 14.10 21.10 | | Записи в тетради, работа по карте РФ и карте Амурской области |
9 – 13 | Освоение Приамурья в XVII – начале XX вв. | 11.11 18.11 25.11 1.12 8.12 | | Сообщения, карта |
14 – 18 | Амурская область в «годы великих потрясений». 1904 – 1922 гг. | 15.12 22.12 13.01 20.01 27.01 | | Работа с источниками, записи в тетради |
19 – 20 | Приамурье в 1920 – 1930 – е гг. | 3.02 10.02 | | «Заочная экскурсия», составление плана |
21 – 25 | Амурская область в годы Великой Отечественной войны | 17.02 24.02 3.03 10.03 17.03 | | Работа со статистическим материалом, просмотр учебного фильма, экскурсия к памятнику |
26 – 27 | Амурская область в 1945 – 1991 гг. | 7.04 14.04 | | Работа с административной картой, анализ источников |
28 – 29 | Амурская область с 1991 года по настоящее время | 21.04 28.04 | | Составление хронологической таблицы, план |
30 | Этнические культуры коренных народов Приамурья | 5.05 | | Работа с картой области, понятийный диктант |
31 – 33 | Роль казачества в истории Амурской области | 12.05 19.05 26.05 | | Просмотр учебного фильма, работа с материалами СМИ |