ИСТОРИЯ
10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе:
1. ФЗ « Об образовании в РФ»
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
3. Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории.
4.История с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин. – М.: ООО «Руское слово», 20018 г.
5. Учебный план МБОУ «ПВОШ» на 2018 -2019 уч. год
Цели исторического образования в школе: «формированию у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно- ориентированной личности».
задачи курса:
• формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
• овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
выработка в доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории;
усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе;
воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны;
развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;
• развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;
• формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
• выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
• развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Общая характеристика учебного предмета
Истории в старшей школе являются его системность, многоаспектное и многофакторное представление истории развития человечества, синхронно-параллельное изучение курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества. Содержание курса ориентировано на формирование и развитие ценностно- смысловых компетенций (оценивать вклад исторических деятелей различных эпох в развитие нашей и других стран мира, давать оценку - в том числе моральную- тем или иным историческим событиям и явлениям), общекультурных компетенций (знать, понимать и учитывать в своей деятельности особенности национальной и общечеловеческой культуры), учебно-познавательных компетенций (активное добывание знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно
искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её), коммуникативных компетенций (умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения), компетенций личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культура мышления и поведения) обучающихся. В основу структуризации курса истории на базовом уровне авторами были положены принцип блочно-тематической организации учебного материала и общепринятые принципы периодизации всеобщей и российской истории. Основной акцент при структурировании учебного материала сделан на прослеживании причинно- следственных связей между событиями и явлениями, причем логика построения курса делает возможными рассмотрение тем с разных точек зрения, поэтапную систематизацию и обобщение изученного материала.
Место предмета в учебном плане
История», согласно Федеральному базисному плану, входит в состав учебных предметов, являющихся обязательными для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. На изучение курса истории на базовом уровне базисным планом отводится 72 часа из расчёта 2 часа в неделю.
Рабочая программа содержит регионально-национальный компонент государственного образовательного стандарта: вопросы по истории края включены в базовый курс Истории России. Развитие общественно-политической жизни Бурятии, ее культуры, краеведческий материал к характеристике выдающихся земляков, использовать знания по истории Бурятии при анализе общих процессов российской истории.
Регионально-национальный компонент
№ | Тема |
1 | Первобытнообщинный строй на территории Бурятии. |
2 | Древние государства на территории этнической Бурятии |
3 | Присоединение Бурятии к России. |
4 | Бурятия в XVII-XVIII веках |
Требования к уровню подготовки учеников
Методической основой преподавания истории на ступени среднего (полного) общего образования, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся.
Личностными результатами освоения курса истории на базовом уровне являются: • сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; • сформированность гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; • готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметными результатами освоения учющимися курса являются: • умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
На предметном уровне в результате освоение курса истории на базовом уровне учащиеся научатся: • характеризовать этапы становления исторической науки; • раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике; • формулировать принципы периодизации истории развития человечества; • определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; • датировать важнейшие события и процессы мировой истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития человечества; • характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе; • анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; • готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике; • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; • вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
учащиеся получат возможность научиться: • объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов; • проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий; • использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
Основное содержание предмета
Раздел 1.Пути и методы познания истории. История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.
Раздел 2.От первобытной эпохи к цивилизации. Современные научные концепции происхождения человека и общества. Неолитическая революция. Цивилизации Древнего мира и Средневековья. Архаичные цивилизации древности. Античные цивилизации Средиземноморья. Возникновение религиозной картины мира.
Раздел 3. Русь, Европа и Азия в Средние века. Возникновение исламской цивилизации. Христианская средневековая цивилизация в Европе. Становление и развитие сословно – корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Традиционное общество на Западе и Востоке. Славяне в раннем Средневековье. Образование Древнерусского государства. Расцвет Древней Руси. Социально-экономическое развитие Древней Руси. Политическая раздробленность Руси. Культура Руси Х – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации. Католический мир на подъеме. Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии. Монгольское нашествие на Русь. Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского. Западная Европа в XIV – XV вв. Европейская культура, наука и техника в Средние века. Мир за пределами Европы в Средние века. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы. Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. Междоусобная война на Руси.
Раздел 4. Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV – начало XVII в.). На заре новой эпохи. Западная Европа: новый этап развития. Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе. Образование Русского централизованного государства. Правление Ивана IV Грозного. Культура и быт России в XIV—ХVI вв. Смутное время на Руси. Россия при первых Романовых. Экономическое и общественное развитие России в XVII в. Россия накануне преобразований. Культура и быт России в XVII в.
Раздел 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. Государства Азии в XVII—XVIII вв. Россия при Петре I. Россия в период дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи в России. Могучая внешнеполитическая поступь Российской империи. Экономика и население России во второй половине XVIII в. Культура и быт России XVIII в.
Раздел 6. Россия и мир в конце XVIII – XIX веках. Война за независимость в Северной Америке. Французская революция и её последствия для Европы. Европа и наполеоновские войны. Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. Россия и Священный Союз. Тайные общества. Реакция и революции в Европе 1820—1840-х гг. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Страны Западного полушария в XIX в. Гражданская война в США. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. Россия при Николае I. Крымская война. Воссоединение Италии и объединение Германии. Россия в эпоху реформ Александра II. Правление Александра III. Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX в. Власть и оппозиция в России середины – конца XIX в. Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Золотой век русской культуры.
Перечень учебно – методического обеспечения.
А.Н. Сахаров, Н.В.Загладин «История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ А.Н. Сахаров, Н.В.Загладин. – 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
История России с древнейших времен до конца 17 века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н.Сахарова, В.И. Буганова. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
История России . Конец 17-19 век. 10 кл.: поурочные планы по учебнику В.И. Буганова, П.Н. Зырянова, А.Н. Сахарова. – Волгоград: Учитель. 2012 г.
Серов Б.Н., Ланго А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 19 в. 10 класс. – М.:ВАКО, 2005.
Кадневский В.М. Тесты по Истории России для поступающих вузы. – М.: Айрис –пресс, 2007.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках истории в 10-11
М.Н.Чернова. История России с древнейших времен до конца XIX века. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 10 класс/ М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен». 2012.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Пути и методы познания истории | 3 |
2 | От первобытной эпохи к цивилизации | 7 |
3 | Русь, Европа и Азия в Средние века | 20 |
4 | Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV – начало XVII в.) | 12 |
5 | Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации | 11 |
6 | Россия и мир в конце XVIII – XIX веках | 19 |
Календарно – тематическое планирование по курсу «История с древнейших времен до конца 19 века» 10 «а» класс
№ п/п | № раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректировки |
Раздел 1. Пути и методы познания истории |
1 | 1.1 | Этапы развития исторического знания | 1 | | | |
2 | 1.2 | Основные исторические науки | 1 | | | |
3 | 1.3 | Россия во всемирной истории | 1 | | | |
Раздел 2. От первобытной эпохи к цивилизации |
4 | 2.1 | У истоков рода человеческого | 1 | | | |
5 | 2.2 | Государства Древнего Востока | 1 | | | |
6 | 2.3 | Культура стран Древнего Востока | 1 | | | |
7 | 2.4 | Цивилизация Древней Греции | 1 | | | |
8 | 2.5 | Древнеримская цивилизация | 1 | | | |
9 | 2.6 | Культурно-религиозное наследие античной цивилизации | 1 | | | |
10 | 2.7 | Повторение по теме «От Первобытной эпохи к цивилизации» | 1 | | | |
Раздел 3. Русь, Европа и Азия в Средние века |
11 | 3.1 | Европа в эпоху раннего Средневековья | 1 | | | |
12 | 3.2 | Рождение исламской цивилизации | 1 | | | |
13 | 3.3 | Славяне в раннем Средневековье | 1 | | | |
14 | 3.4 | Образование Древнерусского государства | 1 | | | |
15 | 3.5 | Расцвет Древней Руси | 1 | | | |
16 | 3.6 | Социально-экономическое развитие Древней Руси | 1 | | | |
17 | 3.7 | Политическая раздробленность Руси | 1 | | | |
18 | 3.8 | Культура Руси Х – начала XIII в. | 1 | | | |
19 | 3.9 | Культура Руси Х – начала XIII в. | | | | |
20 | 3.10 | Католический мир на подъеме | 1 | | | |
21 | 3.11 | Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии | 1 | | | |
22 | 3.12 | Монгольское нашествие на Русь | 1 | | | |
23 | 3.13 | Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского | 1 | | | |
24 | 3.14 | Западная Европа в XIV-XV вв. | 1 | | | |
25 | 3.15 | Европейская культура, наука и техника в Средние века | 1 | | | |
26 | 3.16 | Мир за пределами Европы в Средние века | 1 | | | |
27 | 3.17 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы | 1 | | | |
28 | 3.18 | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского | 1 | | | |
29 | 3.19 | Междоусобная война на Руси | 1 | | | |
30 | 3.20 | Повторение по теме «Русь, Европа и Азия в Средние века» | 1 | | | |
Раздел 4. Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV – начало XVII в.) |
31 | 4.1 | На заре Нового времени | 1 | | | |
32 | 4.2 | Западная Европа: новый этап развития | 1 | | | |
33 | 4.3 | Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе | 1 | | | |
34 | 4.4 | Образование русского централизованного государства | 1 | | | |
35 | 4.5 | Правление Ивана IV Грозного | 1 | | | |
36 | 4.6 | Культура и быт России в XIV-XVI вв. | 1 | | | |
37 | 4.7 | Смутное время на Руси | 1 | | | |
38 | 4.8 | Россия при первых Романовых | 1 | | | |
39 | 4.9 | Экономическое и общественное развитие России в XVII в. | 1 | | | |
40 | 4.10 | Россия накануне преобразований | 1 | | | |
41 | 4.11 | Культура и быт России в XVII в. | 1 | | | |
42 | 4.12 | Повторение по теме «Россия и мир на рубеже Нового времени» | 1 | | | |
Раздел 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации |
43 | 5.1 | Промышленный переворот в Англии и его последствия | 1 | | | |
44 | 5.2 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм | 1 | | | |
45 | 5.3 | Государства Азии в XVII-XVIII вв. | 1 | | | |
46 | 5.4 | Россия при Петре I | 1 | | | |
47 | 5.5 | Россия в период дворцовых переворотов | 1 | | | |
48 | 5.6 | Расцвет дворянской империи | 1 | | | |
49 | 5.7 | Могучая внешнеполитическая поступь империи | 1 | | | |
50 | 5.8 | Экономика и население России во второй половине XVIII в. | 1 | | | |
51 | 5.9 | Культура и быт России XVIII в. | 1 | | | |
52 | 5.10 | Культура и быт России XVIII в | 1 | | | |
53 | 5.11 | Повторение по теме «Россия и мир в индустриальную эпоху» | 1 | | | |
Раздел 6. Россия и мир в конце XVIII – XIX веках |
54 | 6.1 | Война за независимость в Северной Америке | 1 | | | |
55 | 6.2 | Французская революция и ее последствия для Европы | 1 | | | |
56 | 6.3 | Европа и наполеоновские войны | 1 | | | |
57 | 6.4 | Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812г. | 1 | | | |
58 | 6.5 | Россия и Священный союз. Тайные общества. | 1 | | | |
59 | 6.6 | Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг. | 1 | | | |
60 | 6.7 | Европа: облик и противоречия промышленной эпохи | 1 | | | |
61 | 6.8 | Страны Западного полушария в XIX в. Гражданская война в США | 1 | | | |
62 | 6.9 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока | 1 | | | |
63 | 6.10 | Россия при Николае I. Крымская война | 1 | | | |
64 | 6.11 | Воссоединение Италии и объединение Германии | 1 | | | |
65 | 6.12 | Россия в эпоху реформ Александра II | 1 | | | |
66 | 6.13 | Правление Александра III | 1 | | | |
67 | 6.14 | Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX в. | 1 | | | |
68 | 6.15 | Власть и оппозиция в России середины – конца XIX в. | 1 | | | |
69 | 6.16 | Наука и искусство в XVIII-XIX вв. | 1 | | | |
70 | 6.17 | Золотой век русской культуры | 1 | | | |
71 | 6.18 | Повторение по теме «Россия и мир в конце XVIII-XIX вв.» | 1 | | | |
72 | 6.19 | Повторение по теме: «История с древнейших времен до конца XIX в.» | 1 | | | |