СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 11 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочую программу реализуют учебники:

Журавлева О.Н История России: базовый и углубленный уровни: в 2 ч., под общей редакцией академика РАН В.А. Тишкова- М., Вентана-Граф, Просвещение, 2020/2021

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 11 класс ФГОС»

Аннотация к рабочей программе


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также на основе Примерной программы учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования, Журавлёва, О. Н. История России : 10—11 классы : рабочая программа : базовый и углублённый уровень / О. Н. Журавлёва. — М.: Вентана-Граф, 2017. Программа составлена на основе:

—Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.);

—содержания Историко-культурного стандарта по отечественной истории (2014 г.);

—Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (История, с. 46, 263, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) // Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ: URL: http:// fgosreestr.ru/);

—программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;

—идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

—требований к содержанию единого государственного экзамена по истории;

- Правил и норм: СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12. 2010 г., №189; СП 2.4.3648 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020, № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г., №2.


На углублённом уровне цели и задачи изучения истории дополняются элементами профессиональной ориентации, подготовкой к продолжению образования в сфере социально-гуманитарного знания. Предполагается более основательное ознакомление с методологическими подходами и способами исторического познания, использование элементов источниковедения и историографии.

На изучение учебного предмета «История» на базовом уровне отводится 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю), на углубленном уровне – 136 часов (из расчёта 4 часа в неделю).

Рабочую программу реализуют учебники:

Журавлева О.Н История России: базовый и углубленный уровни: в 2 ч., под общей редакцией академика РАН В.А. Тишкова- М., Вентана-Граф, Просвещение, 2020/2021


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

—осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

—осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами; понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;

—уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;

—понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов; готовность к межкультурному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.

Метапредметные результаты:

—способность организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знания;

—владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

—умение логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать свои мысли;

—владение начальными исследовательскими умениями, способность решать поисковые и исследовательские задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.), в том числе на электронных носителях;

—готовность к взаимодействию и конструктивному сотрудничеству в школьном и социальном общении, умение вести диалог, участвовать в дискуссиях.

Предметные результаты:

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • представлять культурное наследие России и других стран;

  • работать с историческими документами;

  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

  • критически анализировать информацию из различных источников;

  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет – ресурсов;

  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

  • читать легенду исторической карты;

  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

  • оценивать роль личности в отечественной истории;

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;

  • определять место и время создания исторических документов;

  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности руководителей России;

  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;

  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;

  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей;

  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории;

  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;

  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;

  • применять полученные знания при анализе политической истории России;

  • владеть элементами проектной деятельности.

Обучающийся на углубленном уровне научится:

  • владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;

  • характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;

  • использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

  • определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;

  • презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;

  • раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

  • соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории;

  • обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России;

  • применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

  • критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;

  • изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;

  • объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

  • самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;

  • объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

  • давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.

Обучающийся на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • использовать принципы структурно-функционального, и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

  • анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

  • устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;

  • определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

  • применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

  • целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

  • знать основные подходы (концепции) в изучении истории;

  • знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;

  • работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;

  • исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства;

  • корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;

  • представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.




Содержание учебного предмета


История России: с древности до 1914 года.

68 часов - базовый уровень

136 часов - углубленный уровень


Введение –1 ч(баз), 1 ч (углубл)

Предмет и задачи курса «От Древней Руси к Российскому государству: История России с древнейших времён до 1914 г.». Значение знаний об историческом прошлом народов России. Неразрывная связь истории народов России с всемирно-историческим процессом. Источники по истории России и их классификация. Способы работы с исторической информацией. Выдающиеся отечественные историки. Проблема периодизации российской истории. Особенности исторического развития России.

Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.) -11 ч (баз);23 ч. (углубл)

Первобытный строй и освоение человеком территории нашей страны. Эпоха первобытности во всемирной истории и её периодизация. Антропогенез. Ойкумена. Эволюция орудий труда и трудовая деятельность первобытных людей. Праобщина. Родовая организация. Древнейшие стоянки на территории современной России. Переход к производящему хозяйству. Влияние природно-климатических условий Евразии на хозяйственную деятельность человека. Типы хозяйства. Занятия и промыслы. Начало обработки металлов. Соседская община. Племя. Разложение родового строя. Археологические культуры III—II тыс. до н. э. Индоевропейцы. Угро-финны. Народы Сибири и Дальнего Востока.

Народы и государства Восточной Европы с VII в. до н. э. по
VI в.
Скифы, сарматы. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Боспорское царство. Гунны и Великое переселение народов. Первые письменные свидетельства о славянах и проблема прародины славян в современной исторической науке. Разделение славян на южных, западных и восточных. Культурное значение наследия народов, населявших территорию России в древности. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян.

Ранняя история восточных славян. Заселение восточными славянами Восточно-Европейской равнины в VII—VIII вв. (по «Повести временных лет» и данным археологии), их взаимоотношения с балтскими и финно-угорскими племенами. Хозяйственная деятельность и социальная организация восточных славян. Соседская община (вервь). Имущественное и социальное расслоение. Выделение знати и зарождение княжеской власти. Образование союзов племён. Язычество. Отражение характера хозяйственной деятельности и социальных отношений в верованиях восточных славян. Славянская мифология. Влияние языческих воззрений на быт и культуру восточных славян. Формирование основ древнерусской культуры. Соседи восточных славян. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Норманны. Отношения с Византией. Роль торговли в жизни восточнославянских племён. Волжский торговый путь и путь «из варяг в греки». Взаимные культурно-бытовые заимствования восточных славян и соседних народов и их значение.

Начало государственности на Руси (IX—X вв.).

Теории происхождения государства и роль норманнского фактора в образовании западноевропейских государств. Особенности формирования государственности у народов Восточной Европы. Предпосылки возникновения Древнерусского государства, значение торгового пути «из варяг в греки». Племенные княжения и образование двух центров формирования государственности у восточных славян. Призвание варягов: легенды и реальность. Дискуссии об этнической принадлежности варягов и их роли в создании Древнерусского государства. Вокняжение Олега в Киеве. Князь и дружина. Даннические отношения. Полюдье. Складывание территории Древнерусского государства и основные направления внутри- и внешнеполитической деятельности его первых правителей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира I. Причины и предпосылки крещения Руси князем Владимиром I. Последствия и значение принятия христианства.

Политическое и социально-экономическое развитие Древнерусского государства в XI—XII вв. Политическая борьба на Руси. Ярослав Мудрый и расцвет Древнерусского государства. Ярославичи. Княжеские усобицы. Владимир II Мономах. Мстислав Великий. Русь в системе международных отношений. Династические браки и укрепление связей с европейскими государствами. Борьба с половцами. Политический строй и управление: князь, дружина, вече. Княжеские съезды. Начало обособления русских земель. Земельные отношения и становление княжеского, боярского и монастырского землевладения. Вотчина. Крупнейшие русские города, ремесло и торговля. Право и суд. Русская Правда, «Устав» Владимира Мономаха. Социальная структура, свободные и зависимые категории населения. Общественные отношения и их эволюция на протяжении XI — начала XII в. Уровень социально-экономического развития русских земель. Русская церковь и её роль в жизни общества. Отношения церкви и государства. Социальные ценности и нормы поведения человека Древней Руси. Отношение к церкви. Семейная и личная жизнь. Дискуссия в исторической науке о социально-политическом строе Древней Руси. Полицентризм на Руси. Причины, особенности и последствия политического обособления русских земель. Формирование в XII — начале XIII в. системы самостоятельных государств — земель-княжеств и её отличительные черты. Рост городов и вотчинного землевладения. Консолидирующая роль церкви в условиях политической децентрализации. Общерусские столы в Киеве, Переяславле, Новгороде и борьба за них между представителями различных ветвей династии Рюриковичей. Характеристика крупнейших русских земель (Новгородской республики, Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Черниговского и Смоленского княжеств): особенности географического положения, политического устройства, экономики. Отношения со Степью и международные связи русских земель. Научная оценка периода полицентризма в истории древнерусской государственности. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель.

Культура домонгольской Руси. Культура земледелия. Успехи и достижения ремесленного производства. Облик древнерусского города. Монастыри. Быт и досуг жителей. Роль византийского православия в становлении древнерусской культуры. Письменность и грамотность на Руси. Образование и воспитание. Мировоззрение человека Древней Руси. Начало летописания. Нестор. Основные центры летописания. Литература. «Слово о полку Игореве». Художественные открытия Древней Руси: формирование местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. Общие черты в развитии литературы, зодчества и изобразительного искусства. Культурное наследие русских земель и княжеств. Хозяйственный и культурный расцвет русских земель накануне монгольского нашествия.

Тема для изучения на углубленном уровне. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.


Глава 2. Русские земли и княжества в XIII — середине XV в. 9 ч (баз); 21 ч (углубл)

Русские земли в эпоху иноземных завоеваний. Чингисхан и создание Монгольской державы. Особенности экономического уклада и военно-политического устройства Монгольского государства. География монгольских завоеваний. Первое столкновение монголов с русскими и половцами. Битва на реке Калке. Завоевание монголами Северо-Восточной и Южной Руси. Монголы в Европе. Основание Золотой Орды. Оборона северо-западных рубежей от агрессии немецких и шведских крестоносцев. Невская битва и Ледовое побоище и их значение. Александр Невский и его культ как защитника православной веры.

Русские земли под властью Золотой Орды. Практика выдачи ярлыков на княжение, ордынский выход, институт баскачества. Две линии поведения русских князей в отношениях с Ордой: Александр Невский и Даниил Галицкий. Воздействие господства Орды на русскую политическую традицию, культуру, менталитет и повседневный быт населения. Внешнеполитический аспект подчинения русских земель ордынским ханам. Дискуссия в исторической науке о последствиях монгольского нашествия и владычества Орды над Русью.

Русские земли в XIV — середине XV в. Политическая система Северо-Восточной Руси. Великое княжество Владимирское. Новгородская и Псковская боярские республики. Предпосылки политического и экономического возрождения Северо-Восточной Руси. Потенциальные центры объединения русских земель. Тверское и Московское княжества: сравнение географического положения и экономического потенциала. Возвышение Москвы и её борьба с Тверью за ярлык на великое княжение Владимирское. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Московско-тверская война 1375 г. и её значение. «Великая замятня» и перелом в отношениях с Ордой. Сергий Радонежский и позиция Русской православной церкви. Куликовская битва. Политические итоги княжения Дмитрия Донского. Политическая карта Восточной Европы и русских земель в начале XV в. Василий I. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий II Тёмный и его соперники. Утверждение единовластия и вертикального принципа престолонаследия. Флорентийская уния и установление автокефалии Русской православной церкви. Новгород и Псков в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель.

Великое княжество Литовское в XIII—XV вв. Образование Великого княжества Литовского. Территория, этнический состав населения. Своеобразие социально-политического развития. Пути вхождения славянских земель в состав Великого княжества Литовского: договорная основа и завоевание. Федеративное государственное устройство, сохранение местной «старины». Формирование сословий. Конфессиональные проблемы. Борьба великих княжеств Литовского и Московского за право объединения русских земель. Вмешательство литовских князей в дела Северо-Восточной Руси.

Культура Руси XIII—XV вв. Хозяйственная деятельность. Быт, повседневная и ритуальная еда, будни и праздники. Преодоление культурного упадка после монгольского нашествия, многообразие местных культурных традиций. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Духовная жизнь общества. Устное народное творчество. Письменность. Летописание и его основные центры. Литературные жанры: жития, воинские повести. Куликовский цикл. Архитектура. Областные архитектурные школы. Живопись: фреска, икона. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Символика православного храма, иконостаса. Повседневная жизнь.

Темы для изучения на углубленном уровне. Исторический выбор Александра Невского. Последствия монгольского нашествия и владычества Орды над Русью. Древнерусская народность и наследие Древней Руси как общий фундамент истории России, Украины и Белоруссии.


Глава 3. Россия в конце XV- начале XVII в. -10 ч (баз); 17 ч (углубл)

Образование единого Русского государства во второй половине XV — начале XVI в. Складывание основной территории единого государства (присоединение Ярославского и Ростовского княжеств, ликвидация независимости Великого Новгорода и Великого княжества Тверского). Собирание власти московскими князьями. Политическая доктрина Ивана III. Военно-политические успехи. Ликвидация зависимости от Орды. Особенности российской государственности: установление сильной единоличной власти, новый этап на пути изживания удельной системы, полная победа подданства над вассалитетом. Государственные символы единого государства. Создание нового аппарата власти. Центральные и местные органы управления: их компетенция и специфика. Законодательство. Первый общерусский Судебник 1497 г. Суд и судопроизводство на Руси. Характер экономического развития. Социальная структура общества. Возникновение поместной системы и формирование служилого сословия. Крестьяне: категории, экономическое и правовое положение. Институт холопства, его эволюция и социально-экономическая роль. Государство и церковь: иосифляне и нестяжатели. Возникновение ересей. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Русским государством. Наступательная внешняя политика Ивана III и её основные направления: северо-западное (балтийское), западное (литовское), восточное (казанское). Расширение международных связей Русского государства.

Россия в XVI — начале XVII в. Социально-экономическое развитие. Территория, население и его этнический состав. Освоение новых территорий и их колонизация. Присоединение Пскова. Упразднение великого княжества Рязанского. Отвоевание Смоленска. Расширение границ и проблема обороны восточных и южных рубежей. Усиление деспотических тенденций при Василии III. Подрыв основ удельной системы. Оформление идеологии самодержавия. «Сказание о князьях Владимирских». Теория «Москва — Третий Рим». Регентство Елены Глинской как политический феномен. Начало губной реформы. Денежная реформа. Боярское правление. Борьба боярских группировок за власть. Начало самостоятельного правления Ивана IV Грозного. Венчание на царство и его значение. Сакрализация царской власти в общественном сознании. Избранная рада и реформы 1550-х гг.: центрального и местного управления, военные. Судебник 1550 г., Стоглав. Земские соборы и проблема сословного представительства. Дискуссия в исторической науке о сословно-представительном характере российской государственности. Опричнина: причины, сущность, последствия. Миф о «реакционном боярстве». Дискуссия о характере опричнины и её оценка в современной историографии. Внешняя политика и международные связи Русского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия. Экономический и социально-политический кризис в последние годы правления Ивана Грозного. Вопрос о предпосылках закрепощения крестьян в исторической науке. Кризис власти и политическая борьба в царствование Фёдора Ивановича. Учреждение патриаршества. Дальнейшее усиление крепостничества. Пресечение династии Рюриковичей и избрание на царство Бориса Годунова. Культура России второй половины XV — XVI в. Хозяйственная деятельность. Развитие ремесла. Литейное дело. Совершенствование строительной техники и вооружения. Устное народное творчество. Грамотность и письменность. Начало книгопечатания (Иван Фёдоров) и его воздействие на общество. Новые тенденции в летописании. Литература. Исторические повести. Появление публицистики. Общественно-политическая мысль. «Домострой»: патриархальные традиции в быту и нравах. Зодчество: формирование общерусской школы. Шатровый стиль. Крепостное строительство, изменение характера оборонительных сооружений. Живопись: регламентация и догматизация художественного творчества. Дионисий. Музыка. Зарождение культурных традиций единого Русского государства.

Глава 4. Россия в начале Нового времени (XVII век)-7 ч (баз); 15 ч (углубл)

Смута в Московском государстве начала XVII в. Политика Бориса Годунова: достижения и ошибки. Причины Смуты (династические, экономические, политические, социальные). Дискуссия о причинах Смуты в современной исторической науке. Смута как общенациональная катастрофа и её основные аспекты: придворная борьба за власть, феномен самозванства в русской истории, социальные движения, национально-освободительная борьба против интервентов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительной системы. Итоги Смутного времени и его отдалённые последствия. Альтернативы политического развития страны. Ликвидация последствий Смуты. Царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет. Новые черты в развитии России XVII в. Новые элементы в экономике страны. Развитие мелкотоварного производства. Появление мануфактур. Ярмарки и начало складывания всероссийского рынка. Торговый и Новоторговый уставы. Восстановление престижа царской власти, её эволюция в сторону абсолютизма. Царь Алексей Михайлович. Новые черты в деятельности центральных и местных органов управления. Социальная структура российского общества. Формирование сословий и возникновение сословного самосознания. Окончание юридического закрепощения крестьянства и прикрепление городского населения к посадам. Соборное уложение 1649 г. «Бунташный век». Причины, формы, участники народных движений в XVII в. Городские восстания, казацко-крестьянское движение под предводительством С. Разина, стрелецкие бунты. «Священство и царство». Реформы патриарха Никона. Протопоп Аввакум и старообрядчество. Раскол как проявление идеологического кризиса общества. Соперничество духовной и светской власти. Дело патриарха Никона.

Внешняя политика России в XVII в. Основные направления внешней политики России. Смоленская война. Освободительная война украинского народа под руководством Б. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав Российского государства. Войны с Речью Посполитой, Швецией и Османской империей и их итоги. Завершение присоединения Сибири. Русские землепроходцы. Россия накануне Петровских реформ. Правление Фёдора Алексеевича. Отмена местничества.

Культура России XVII в. Развитие просвещения и научных знаний. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Изменения в быту, обмирщение культуры. Последние летописи. Переход к художественному мышлению. Литература. Светские жанры, возникновение интереса к личной жизни и внутреннему миру людей. Общественно-политическая мысль. «Дивное узорочье» в архитектуре — «нарышкинское» барокко. Гражданское строительство. Персонификация. Рождение темы человеческой индивидуальности в искусстве. Живопись. Симон Ушаков. Парсуна и появление портретного жанра. Театр.

Темы для изучения на углубленном уровне. Смута: время утраченных возможностей? (попытки ограничения самодержавия и причины их неудач). Присоединение Украины к России.


Глава 5. Россия в XVIII в. -8 ч (баз), 18 ч (углубл)

Внутренняя политика России в первой половине XVIII в. Регентство царевны Софьи Алексеевны и борьба за власть в конце XVII в. Особенности абсолютизма в Европе и России. Предпосылки и необходимость преобразований. Начало реформ Петра I. Влияние европейской мысли на цели и идеологию реформ. Государство как инициатор европеизации. Характер и методы преобразований. Административные реформы: областная (губернская), учреждение Сената, коллегий, органов надзора, Табель о рангах. Военные реформы: учреждение гвардии, рекрутские наборы, создание флота. Социальные реформы: городская реформа, указ о единонаследии. Церковная реформа: упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Оппозиция преобразованиям: социальная база, причины и сущность. Дело царевича Алексея. Споры историков о противоречиях и итогах реформ. Образ Петра I в русской истории и культуре. Причины дворцовых переворотов, их сущность, особенности, последствия. Усиление роли гвардии. Первая попытка ограничения императорской власти: события 1730 г. Государство и общество в эпоху дворцовых переворотов. Фаворитизм. Судьба петровских преобразований.

Внутренняя политика России во второй половине XVIII в. Расширение дворянских привилегий. Манифест о вольности дворянства. Внутренняя политика Екатерины II, «золотой век» российского дворянства. Влияние идей Просвещения на Екатерину II. Политика «просвещённого абсолютизма». «Наказ» Екатерины II и Уложенная комиссия. Обсуждение вопроса о крепостном праве. Государственные реформы и сословная политика Екатерины II: губернская реформа, Жалованные грамоты дворянству и городам. Религиозная политика и секуляризация. Противоречия и итоги реформ, их влияние на русское общество. Внутренняя политика Павла I, её сущность. Изменение порядка престолонаследования. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления нового Уложения законов Российской империи. Репрессии. Заговор и дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Эволюция представлений историков о Павле I.

Внешняя политика России в первой половине XVIII в. Основные задачи внешней политики Петра I. Борьба России за выход к Чёрному морю. Северная война: причины, основные события, итоги. Провозглашение России империей. Имперский характер внешней политики. Каспийский поход. Основные направления внешней политики России в эпоху дворцовых переворотов. Место России в системе международных отношений. Борьба за влияние в Польше. Войны России с Османской империей (1735—1739) и Швецией (1741—1743). Участие России в Семилетней войне. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Укрепление позиций России на международной арене. Русско-турецкие войны 1768—1774 и 1787—1791 гг. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Г. А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Включение Правобережной Украины, Белоруссии и Литвы в состав Российской империи. Участие России во второй антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Экспедиция эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземное море. Поворот во внешней политике Павла I: разрыв союза с Великобританией и его последствия. Развитие русского военного искусства в XVIII в.

Социально-экономическое развитие России в XVIII в. Экономическое развитие России в XVIII в. Особенности петровских экономических преобразований. Роль государства в развитии экономики страны. Влияние идей меркантилизма на экономическую политику государства. Протекционизм. Частичная либерализация экономики. Основные тенденции развития сельского хозяйства в XVIII в. Земледелие и животноводство. Экономическое положение помещиков и крестьян. Помещичье и крестьянское хозяйства и способы их ведения. Рост помещичьего землевладения и дальнейшее усиление крепостничества. Основные тенденции развития промышленности. Развитие мануфактурного производства и препятствия на его пути. Предпринимательство. Проблема рабочей силы и её решение в XVIII в. Мануфактуры и крепостной труд. Развитие внутренней и внешней торговли в XVIII в. Гильдейское купечество и мелкие торговцы. Финансы и финансовая политика Российского государства в XVIII в. Денежные реформы. Возникновение банков. Податная реформа (подушная подать) и её экономическое значение. Ревизии. Российское общество в петровскую эпоху, основные сословия и их положение. Изменение статуса сословий и социальных групп. Правовой статус народов и территорий империи. Основные тенденции в социальной и национальной политике государства. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в.: причины и особенности. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва как кульминация социальных движений XVIII в.

Культура России в XVIII в. Исторические условия развития российской культуры в XVIII в. Новые черты в культурном раз витии. Переход от средневековой культуры к культуре Нового времени. Усиление светского характера культуры. Российские традиции и европейские влияния. Век Просвещения. Быт и нравы российских сословий. Сословный характер образования. Становление отечественной науки и её достижения. Географические экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). М. В. Ломоносов и основание Московского университета. Влияние идей Просвещения на русскую общественно-политическую мысль. Деятельность Вольного экономического общества. Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин). Появление новых видов искусства и смена художественных стилей. Архитектура, скульптура, живопись, музыка (архитекторы, скульпторы, художники, композиторы и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков).

Темы для изучения на углубленном уровне. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Москва, 1730 год: упущенный шанс?


Глава 6 Российская империя в первой половине XX века- 6 ч (баз); 12 ч (углубл)

Политическое развитие России в первой половине XIX в. Особенности российской политической системы. Основные внутриполитические задачи в первой половине XIX в. Александр I и его окружение. Правительственный либерализм. Указ о вольных хлебопашцах. Реорганизация аппарата центрального управления. Создание министерств. Социально-политические проекты М. М. Сперанского и причины их неудачи. Учреждение Государственного совета. Причины кризиса и свёртывания политики либеральных реформ. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. А. А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Основные итоги внутренней политики Александра I. Усиление реакционных тенденций в правление Николая I, влияние восстания декабристов на его внутриполитический курс. Отказ от преобразований западноевропейского типа и ориентация на самобытные пути развития России. Укрепление самодержавия и усиление централизации управления. III Отделение. Кодификация законов. Социальная политика. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва. Попытки решения крестьянского вопроса и причины их неудачи. Ограниченность реформаторских начинаний. Историки о причинах противоречивости внутренней политики России в первой половине XIX в.

Россия в системе международных отношений в первой половине XIX в. Цели и задачи российской внешней политики в первой половине XIX в. Основные внешнеполитические направления: западное и восточное. Участие России в антинаполеоновских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальная блокада. Включение Финляндии в состав Российской империи. Нарастание противоречий между Россией и Францией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, основные этапы и сражения. Бородинская битва. Патриотический подъём народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз, его сущность и влияние на политику России. Возрастание международного престижа России и её лидерство в Европе. Европейская политика России в 1815—1852 гг. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX в.: войны с Персией (Ираном) и Турцией. Бухарестский мир и присоединение Бессарабии. Кавказская война. Имамат, движение Шамиля. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне, его влияние на международное и внутреннее положение страны. Экономическое развитие России в первой половине XIX в. Территория и население. Новые явления в сельском хозяйстве. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Технический прогресс в промышленности и на транспорте. Первые железные дороги. Внутренняя и внешняя торговля. Финансовая политика государства в первой половине XIX в. Реформа Е. Ф. Канкрина.

Социальные движения и общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации и их участники. Южное общество; «Русская прав да» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге и на Украине, их итоги и причины поражения. Значение движения декабристов и его влияние на русское общество. Польское восстание 1830—1831 гг. Дискуссионность вопроса о феномене социального протеста. Общественное движение и развитие политической и правовой мысли в 1830—1850-е гг. Консервативное (охранительное) направление. С. С. Уваров и теория официальной народности. Либерально-оппозиционные течения. П. Я. Чаадаев. Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, Т. Н. Грановский и др.) и их споры о путях развития России. Революционно-демократическое направление (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский). Русский утопический социализм. Общество петрашевцев.

Культура России первой половины XIX в. Социально-исторические условия развития российской культуры в первой половине XIX в. Реформы в области образования. Расширение сети школ и университетов. Важнейшие научные и технические достижения (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции и их участники. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные литературно-художественные стили (классицизм, сентиментализм, романтизм, ампир, реализм). Формирование русской национальной культуры. «Золотой век» русской литературы: писатели (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.) и их произведения. Формирование русского литературного языка. Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили, жанры, художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад русской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру. Особенности культуры и быта российских сословий.


Глава 7. Российская империя во второй половине XIX в.- начале XX в.-15 ч (базовый); 28 ч (углубл)

Политическое развитие России во второй половине XIX в. Кризис российской имперской системы. Император Александр II и либеральная бюрократия. Необходимость и предпосылки Великих реформ 1860—1870-х гг. Подготовка крестьянской реформы, её основные положения. Земская, городская и судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Итоги и значение реформ 1860—1870-х гг., их оценка современниками и потомками. Внутренняя политика самодержавия в конце 1870-х — 1890-е гг. Кризис самодержавия на рубеже 70—80-х гг. XIX в. Политика лавирования. Император Александр III. Поиск российской самобытности. Манифест о незыблемости самодержавия. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Разработка рабочего законодательства. Национальная политика. Оценка деятельности императора Александра III в современной исторической литературе. Россия на пути модернизации: от традиционного — к раннеиндустриальному обществу. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Раннеиндустриальная модернизация и её особенности. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Акционерное предпринимательство. «Концессионная горячка» в железнодорожном строительстве. Завершение промышленного переворота и его последствия. Торговля и банки. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. Х. Бунге, С. Ю. Витте). Проблема иностранного капитала в России. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв населения России. Общественно-политическая жизнь в России во второй половине XIX в. Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. Реформаторы и «охранители». Государственный консерватизм и либеральное движение, их особенности. Идеологи русского либерализма. Панславизм. Революционно-демократический (радикальный) лагерь. Революционное народничество: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв), организации, тактика. «Хождение в народ». Политический террор. Кризис революционного народничества. Начало рабочего движения. Распространение идей марксизма в России. Группа «Освобождение труда». Зарождение российской социал-демократии.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейское направление: «собирание сил» и борьба за пересмотр условий Парижского мира. Русско-турецкая война 1877— 1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. «Союз трёх императоров». Восточное направление: политика России на Дальнем Востоке (русско-китайские и русско-японские отношения), присоединение Средней Азии. Российская империя в системе международных отношений конца XIX в. Сближение с Францией и образование франко-русского союза.

Культура России второй половины XIX в. Разночинная интеллигенция и демократизация культуры. Развитие образования. Открытия и достижения российских учёных, их вклад в развитие мировой науки и техники (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Расширение издательского дела. Литература и её общественное звучание (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие национальных традиций в музыке («Могучая кучка», П. И. Чайковский). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.

Социально-экономическая характеристика российского общества 1895—1914 гг. Социальная структура российского общества и её особенности. Положение основных групп населения. Национальный вопрос. Российская модель экономической модернизации «сверху». С. Ю. Витте. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Рабочий вопрос и рабочее законодательство. Социально-психологический портрет российского предпринимателя. Сельское хозяйство: особенности и противоречия развития. Аграрный вопрос. Россия на мировом рынке. Современные дискуссии о месте России в мировой экономике и уровне её экономического развития в начале XX в.

Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II и его политические воззрения. Функциональные особенности социально-политического строя России по сравнению с государствами Западной Европы. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований. Самодержавие и общество. Общественное движение. Либералы и консерваторы. Образование революционных социалистических организаций и партий: цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов). Большевизм и меньшевизм. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Влияние войны на общественную и политическую жизнь страны. Первая российская революция 1905—1907 гг.: причины, характер, участники, основные этапы. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Вооружённое восстание в Москве. Создание Государственной думы. Формирование либеральных и монархических партий и организаций: программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. М. Пуришкевич). Думская монархия, её особенности и оценка в современной исторической науке. Начало российского парламентаризма: думская деятельность в 1906— 1907 гг. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Итоги и значение революции: взгляд через столетие. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение. Оценка реформы в исторической литературе. Политическая и общественная жизнь в 1912—1913 гг.

Культура России на рубеже XIX—XX вв. Изменения в жизненном укладе россиян. Просвещение и издательское дело. Открытия российских учёных в области науки и техники. Русская философская мысль: поиски общественного идеала. «Богоискательство». Сборник «Вехи». Литература и искусство: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. «Мир искусства». Начало русского авангарда. Архитектура и скульптура. Музыка и вокальное искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Драматический театр: традиции и новаторство. Балет. «Русские сезоны» С. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Вклад народов России в мировую культуру.

Темы для изучения на углубленном уровне. Отмена крепостного права. Функциональные особенности социально-политического строя в России в сравнении с государствами Западной Европы. Российская школа: взгляд сквозь столетия.

Итоговое повторение-1ч (баз), 1 ч (углубл)



















Тематическое планирование /68 ч./ базовый уровень

п/п

Разделы и темы уроков

Кол-во часов

урока

Дата прохождения темы урока

Примечание

1

Введение. Предмет и задачи курса «От Древней Руси к Российскому государству: История России с древнейших времён до 1914 г.».

1

1


прочитать стр. 5-14, ответить на вопросы, выполнить задания стр. 11, термины и даты выписать в тетрадь

Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.) -11 ч

2

У истоков человеческой цивилизации.

1

1


§1,стр. 16-23,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

3

Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы.

1

2


§2, стр. 24-31,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

4

Ранняя история восточных славян.

1

3


§3,стр. 31-36,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

5

Становление государственности на Руси (IX-X вв.).

1

4


§4-5,стр. 36-42, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

6

Принятие христианства.

1

5


§4-5,стр. 42-46,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

7

Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого (XI- начало XII вв.).

1

6


§6,стр. 46-54,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

8

Политическое и социальное устройство Руси в XI- начале XII в.

1

7


§7,стр. 54-64, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

9

Полицентризм на Руси.

1

8


§8-9,стр. 65-72,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

10

Юго-Западная Русь.

1

9


§8-9,стр. 72-75, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

11

Культура домонгольской Руси (X- начало XIII в.)

1

10


§10, стр. 75-85, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 1-9

12

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.)».

1

11


Выполнение практических заданий формата ЕГЭ

Глава 2. Русские земли и княжества в XIII — середине XV в. 9 ч

13

Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIII в.

1

1


§11,стр. 100-108, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

14

Русские земли и Золотая Орда.

1

2


§12,стр. 108-114, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

15

Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси.

1

3


§13,стр. 114-121, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

16

Возвышение Москвы.

1

4


§14,стр. 121-127, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

17

Междоусобная война на Руси во второй четверти XV века.

1

5


§15,стр. 127-134, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

18

Великое княжество Литовское в XIII- XV вв.

1

6


§16, стр. 134-141, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

19

Культура Руси XIII-XV вв.

1

7


§17-18,стр. 141-146, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

20

Архитектура. Живопись.

1

8


§17-18, стр. 146-152, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§11-16

21

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Русские земли и княжества в XIII — середине XV в.»

1

9


Выполнение практических заданий формата ЕГЭ

Глава 3. Россия в конце XV- начале XVII в. -10 ч

22

Образование единого Российского государства на рубеже XV-XVI вв.

1

1


§19, стр. 180-190, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

23

Органы управления, право и суд в России на рубеже XV-XVI вв.

1

2


§20, стр. 190-196, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

24

Российское общество конца XV-XVI вв.

1

3


§21, стр. 196-204, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

25

Московия в 30-50-х гг. XVI в. Реформы Ивана Грозного.

1

4


§22, стр. 205-213, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

26

Опричнина и последние годы царствования Ивана Грозного.

1

5


§23, стр. 213-221, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

27-28

Внешняя политика России в конце XV-XVI вв.

2

6-7


§24, стр. 221-229, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

29

Культура России в конце XV-XVI вв.

1

8


§25, стр. 229-241, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

30

Россия накануне Смутного времени.

1

9


§26, стр. 241-247, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 19-25

31

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в конце XV- начале XVII в».

1

10


практические задания формата ЕГЭ

Глава 4. Россия в начале Нового времени (XVII в.)-7ч.

32-33

Смута начала XVII в.

2

1-2


§27, стр. 250-263, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

34

Новые черты в развитии России XVII в.

1

3


§28, стр. 263-272, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь

35

Социальные движения XVII в.

1

4


§29, стр. 272-280, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь

36

Внешняя политика России в XVII веке.

1

5


§30, стр. 280-287, выписать в тетрадь термины и даты

37

Культура России XVII в.

1

6


§31, стр. 287-297, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 27-30

38

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в начале Нового времени (XVII век)».

1

7


практические задания формата ЕГЭ

Глава 5. Россия в XVIII столетии -8ч.

39

Внутренняя политика России в первой четверти XVIII века.

1

1


§32, стр. 5-17, выписать в тетрадь термины и даты

40

Российское государство в период дворцовых переворотов.

1

2


§33, стр. 17-27, выписать в тетрадь термины и даты

41

Внутренняя политика России во второй половине XVIII века.

1

3


§34, стр. 27-39, выписать в тетрадь термины и даты

42

Социально-экономическое развитие России в XVIII веке.

1

4


§35, стр. 39-49, выписать в тетрадь термины и даты

43-44

Внешняя политика России в XVIII веке.

2

5-6


§36, стр. 49-61, выписать в тетрадь термины и даты

45

Культура России в XVIII веке.

1

7


§37, стр. 61-74, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 32-36

46

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в XVIII столетии».

1

8


Практические задания формата ЕГЭ

Глава 6. Российская империя в первой половине XIX в. -6 ч.

47

Внутренняя политика России в первой половине XIX века.

1

1


§38, стр. 97-107, выписать в тетрадь термины и даты

48

Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX века.

1

2


§39, стр. 107-118, выписать в тетрадь термины и даты

49

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века.

1

3


§40, стр. 118-127, выписать в тетрадь термины и даты

50-51

Внешняя политика России в первой половине XIX века.

2

4-5


§41, стр. 127-137, выписать в тетрадь термины и даты

52

Культура России в первой половине XIX века.

1

6


§42, стр. 137-149, выписать в тетрадь термины и даты

Глава 7. Российская империя во второй половине XIX в.- начале XX в.- 15 ч.

53-55

Внутренняя политика.

1

1-3


§43-44, стр. 150-168, выписать в тетрадь термины и даты

56-57

Экономическое развитие России в пореформенный период (1860-1890-е гг.)

2

4-5


§45, стр. 168-176, выписать в тетрадь термины и даты

58-59

Общественно-политическая жизнь России в 1860-1880-е гг.

2

6-7


§46, стр. 176-186, выписать в тетрадь термины и даты

60-61

Внешняя политика России во второй половине XIX века.

2

8-9


§47, стр. 186-199, выписать в тетрадь термины и даты

62

Социально-экономическая характеристика российского общества на рубеже веков.

1

10


§48, стр. 199-214, выписать в тетрадь термины и даты

63-64

Политическая жизнь России в начале XX века.

2

11-12


§49-50, стр. 214-230, выписать в тетрадь термины и даты

65

Культура России второй половины XIX века.

1

13


§51, стр. 230-238, выписать в тетрадь термины и даты

66

Культура России начала XX в.

1

14


§52, стр. 238-244, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 43-51

67

Повторительно - обобщающий урок по темам главы «Российская империя во второй половине XIX в.- начале XX века.»

1

15


повторить §§ 1-52

68

Итоговое повторение.

1

1


без задания











Тематическое планирование /136 ч./ углубленный уровень

п/п

Разделы и темы уроков

Кол-во часов

урока

Дата прохождения темы урока

Примечание

1

Введение. Предмет и задачи курса «От Древней Руси к Российскому государству: История России с древнейших времён до 1914 г.».

1

1


прочитать стр. 5-14, ответить на вопросы, выполнить задания стр. 11, термины и даты выписать в тетрадь

Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.) -23 ч

2

У истоков человеческой цивилизации.

1

1


§1,стр. 16-20,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

3

Окончательное заселение человеком Евразии.

1

2


§1,стр. 20-23,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

4

Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы.

1

3


§2, стр. 24-27,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

5

Восточнославянские племена и их соседи.

1

4


§2, стр. 27-31,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

6

Ранняя история восточных славян.

1

5


§3,стр. 31-33,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

7

Верования и быт восточных славян.

1

6


§3,стр. 33-36,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

8

Становление государственности на Руси (IX-X вв.).

1

7


§4-5,стр. 36-38, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

9

Деятельность первых князей Руси.

1

8


§4-5,стр. 39-41,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

10

Княжение Святослава Игоревича и Владимира I.

1

9


§4-5,стр. 40-41, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

11

Принятие христианства.

1

10


§4-5,стр. 42-46, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

12

Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого (XI- начало XII вв.).

1

11


§6,стр. 46-49,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

13

Владимир Мономах.

1

12


§6, стр. 50-54,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

14

Политическое и социальное устройство Руси в XI- начале XII в.

1

13


§7,стр. 54-59, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

15

Общественное сознание в Древней Руси.

1

14


§7,стр. 59-64, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

16

Полицентризм на Руси.

1

15


§8-9,стр. 65-69,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

17

Владимиро-Суздальская Русь.

1

16


§8-9,стр. 69-72,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

18

Юго-Западная Русь.

1

17


§8-9,стр. 72-75, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

19

Культура домонгольской Руси (X- начало XIII в.)

1

18


§10, стр. 75-79, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

20

Письменность и просвещение.

1

19


§10, стр. 79-81, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

21

Храмовое искусство.

1

20


§10, стр. 81-85, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

22

Практикум 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

1

21


стр. 85-87, ответить на вопросы

23

Работа по теме практикума с историческими источниками.

1

22


стр. 85-96, ответить на вопросы, повторить §§ 1-10

24

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.)».

1

23


выполнение практических заданий формата ЕГЭ

Глава 2. Русские земли и княжества в XIII — середине XV в. 21 ч

25

Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIII в.

1

1


§11,стр. 100-105, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

26

Шведско-немецкая агрессия.

1

2


§11,стр. 105-108, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

27

Русские земли и Золотая Орда.

1

3


§12,стр. 108-112, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

28

Последствия монгольского нашествия.

1

4


§12,стр. 108-114, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

29

Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси.

1

5


§13,стр. 114-117, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

30

Политика первых московских князей.

1

6


§13,стр. 117-121, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

31

Возвышение Москвы.

1

7


§14,стр. 121-124, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

32

Куликовская битва.

1

8


§14,стр. 124-127, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

33

Междоусобная война на Руси во второй четверти XV века.

1

9


§15,стр. 127-130, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

34

Открытый разрыв между соперниками.

1

10


§15,стр. 130-134, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

35

Великое княжество Литовское в XIII- XV вв.

1

11


§16, стр. 134-139, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

36

Выдача привилеев. Гражданская война.

1

12


§16, стр. 139-141, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

37

Культура Руси XIII-XV вв.

1

13


§17-18,стр. 141-144, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

38

Устное народное творчество. Письменность и литература.

1

14


§17-18, стр. 144-146, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§11-16

39

Архитектура.

1

15


§17-18, стр. 146-148, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§11-16

40

Живопись.

1

16


§17-18, стр. 148-152, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§11-16

41

Практикум 2. Исторический выбор Александра Невского. Последствия монгольского нашествия и владычества Орды над Русью.

1

17


стр. 152-154, ответить на вопросы

42

Работа по теме практикума с историческими источниками.

1

18


стр. 154-159, выполнить задание 10, стр. 169

43

Практикум 3. Древнерусская народность и наследие Древней Руси как общий фундамент истории России, Украины и Белоруссии.

1

19


стр. 169-179, ответить на вопросы

44

Работа по теме практикума с историческими источниками.

1

20


стр. 171-177, ответить на вопросы, повторить §§ 11-18

45

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Русские земли и княжества в XIII — середине XV в.»

1

21


выполнение практических заданий формата ЕГЭ

Глава 3. Россия в конце XV- начале XVII в. -17 ч

46

Образование единого Российского государства на рубеже XV-XVI вв.

1

1


§19, стр. 180-184, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

47

«Собирание власти» московскими князьями. Политика Василия III.

1

2


§19, стр. 184-190, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

48

Органы управления, право и суд в России на рубеже XV-XVI вв.

1

3


§20, стр. 190-192, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

49

Местные органы власти. Суд и судопроизводство.

1

4


§20, стр. 192-196, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

50

Российское общество конца XV-XVI вв.

1

5


§21, стр. 196-199, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

51

Посадское население. Крестьяне и холопы.

1

6


§21, стр. 199-204, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

52

Московия в 30-50-х гг. XVI в. Реформы Ивана Грозного.

1

7


§22, стр. 205-207, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

53

Начало самостоятельного правления Ивана IV. Реформы 50-х гг. XVI в.

1

8


§22, стр. 207-213, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

54

Опричнина и последние годы царствования Ивана Грозного.

1

9


§23, стр. 213-216, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

55

Опричный террор. Отмена опричнины и ее результаты.

1

10


§23, стр. 216-221, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

56

Внешняя политика России в конце XV-XVI вв. Восточное направление.

1

11


§24, стр. 221-225, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

57

Внешняя политика России в конце XV-XVI вв. Западное направление.

1

12


§24, стр. 225-229, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

58

Культура России в конце XV-XVI вв.

1

13


§25, стр. 229-234, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

59

Архитектура. Живопись.

1

14


§25, стр. 234-241, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

60

Россия накануне Смутного времени.

1

15


§26, стр. 241-243, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

61

Царствование Бориса Годунова.

1

16


§26, стр. 243-247, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 19-25

62

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в конце XV- начале XVII в».

1

17


практические задания формата ЕГЭ

Глава 4. Россия в начале Нового времени (XVII в.)-15ч.

63

Смута начала XVII в.

1

1


§27, стр. 250-257, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

64

Народные ополчения. Итоги Смуты.

1

2


§27, стр. 257-263, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты

65

Новые черты в развитии России XVII в.

1

3


§28, стр. 263-267, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь

66

Политический строй России XVII века.

1

4


§28, стр. 267-272, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь

67

Социальные движения XVII в.

1

5


§29, стр. 272-277, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь

68

Церковный раскол.

1

6


29, стр. 277-280, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь

69

Внешняя политика России в XVII веке.

1

7


§30, стр. 280-284, выписать в тетрадь термины и даты

70

Восточная политика России. Присоединение Сибири.

1

8


§30, стр. 284-287, выписать в тетрадь термины и даты

71

Культура России XVII в.

1

9


§31, стр. 287-291, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 27-30

72

Архитектура. Живопись.

1

10


§31, стр. 291-297, выписать в тетрадь термины и даты

73

Практикум 4. Смута: время утраченных возможностей? (Попытки ограничения самодержавия и причины их неудач).

1

11


стр. 297-299, выполнить задания

74

Работа по теме практикума с историческими источниками.

1

12


стр. 299-303, выполнить задания

75

Практикум 5. Присоединение Украины к России.

1

13


стр. 303-304, выполнить задания

76

Работа по теме практикума с историческими источниками.

1

14


стр. 304-311, выполнить задания повторить §§ 27-30

77

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в начале Нового времени (XVII век)».

1

15


практические задания формата ЕГЭ

Глава 5. Россия в XVIII столетии -18ч.

78

Внутренняя политика России в первой четверти XVIII века.

1

1


§32, стр. 5-11, выписать в тетрадь термины и даты

79

Церковные и социальные реформы Петра I.

1

2


§32, стр. 11-17, выписать в тетрадь термины и даты

80

Российское государство в период дворцовых переворотов.

1

3


§33, стр. 17-22, выписать в тетрадь термины и даты

81

Государственное управление в период дворцовых переворотов.

1

4


§33, стр. 22-27, выписать в тетрадь термины и даты

82

Внутренняя политика России во второй половине XVIII века.

1

5


§34, стр. 27-31, выписать в тетрадь термины и даты

83

Реформы Екатерины II. Переход к консервативной политике.

1

6


§34, стр. 31-39, выписать в тетрадь термины и даты

84

Социально-экономическое развитие России в XVIII веке.

1

7


§35, стр. 39-45, выписать в тетрадь термины и даты

85

Развитие торговли и финансов.

1

8


§35, стр. 45-49, выписать в тетрадь термины и даты

86

Внешняя политика России в XVIII веке.

1

9


§36, стр. 49-53, выписать в тетрадь термины и даты

87

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

1

10


§36, стр. 53-54, выписать в тетрадь термины и даты

88

Внешняя политика России в 1762-1796 гг.

1

11


§36, стр. 54-58, выписать в тетрадь термины и даты

89

Внешняя политика России на рубеже XVIII-XIX вв.

1

12


§36, стр. 58-61, выписать в тетрадь термины и даты

90

Культура России в XVIII веке.

1

13


§37, стр. 61-65, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 32-36

91

Развитие искусства. Быт и нравы российских сословий.

1

14


§37, стр. 65-74, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 32-36

92

Практикум 6. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

1

15


стр. 74-76, выполнить задания

93

Практикум 7. Москва, 1730 год: упущенный шанс?

1

16


стр. 87-91, выполнить задания

94

Работа по темам практикума с историческими источниками.

1

17


стр. 76-87, 91-95, выполнить задания, повторить §§ 32-37

95

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в XVIII столетии».

1

18


практические задания формата ЕГЭ

Глава 6. Российская империя в первой половине XIX в. -12 ч.

96

Внутренняя политика России в первой половине XIX века.

1

1


§38, стр. 97-101, выписать в тетрадь термины и даты

97

Укрепление самодержавия. Частичные реформы.

1

2


§38, стр. 101-107, выписать в тетрадь термины и даты

98

Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX века.

1

3


§39, стр. 107-111, выписать в тетрадь термины и даты

99

Общественная мысль в 30-40-х гг. XIX века.

1

4


§39, стр. 111-118, выписать в тетрадь термины и даты

100

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века.

1

5


§40, стр. 118-122, выписать в тетрадь термины и даты

101

Развитие торговли, транспорта, финансов.

1

6


§40, стр. 123-127, выписать в тетрадь термины и даты

102

Внешняя политика России в первой половине XIX века.

1

7


§41, стр. 127-132, выписать в тетрадь термины и даты

103

Восточное направление во внешней политике России (1801-1855). Кавказская война (1817-1864).

1

8


§41, стр. 132-137, выписать в тетрадь термины и даты

104

Культура России в первой половине XIX века.

1

9


§42, стр. 137-140, выписать в тетрадь термины и даты

105

Развитие искусства и литературы.

1

10


§42, стр. 140-144, выписать в тетрадь термины и даты

106

Быт и нравы российских сословий.

1

11


§42, стр. 144-149, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 38-41

107

Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Российская империя в первой половине XIX века».

1

12


Практические задания формата ЕГЭ

Глава 7. Российская империя во второй половине XIX в.- начале XX в.- 28 ч.

108

Внутренняя политика.

1

1


§43-44, стр. 150-154, выписать в тетрадь термины и даты

109

Крестьянская реформа 1861 года.

1

2


§43-44, стр. 154-157, выписать в тетрадь термины и даты

110

Великие реформы 60-70-х гг. XIX века.

1

3


§43-44, стр. 157-162, выписать в тетрадь термины и даты

111

Александр III.

1

4


§43-44, стр. 162-168, выписать в тетрадь термины и даты

112

Экономическое развитие России в пореформенный период (1860-1890-е гг.)

1

5


§45, стр. 168-173, выписать в тетрадь термины и даты

113

Особенности пореформенного развития экономики России. Сельское хозяйство.

1

6


§45, стр. 173-176, выписать в тетрадь термины и даты

114

Общественно-политическая жизнь России в 1860-1880-е гг.

1

7


§46, стр. 176-179, выписать в тетрадь термины и даты

115

Революционеры и радикалы 1860-1880-х гг.

1

8


§46, стр. 179-186, выписать в тетрадь термины и даты

116

Внешняя политика России во второй половине XIX века.

1

9


§47, стр. 186-195, выписать в тетрадь термины и даты

117

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

10


§47, стр. 195-199, выписать в тетрадь термины и даты

118

Социально-экономическая характеристика российского общества на рубеже веков.

1

11


§48, стр. 199-207, выписать в тетрадь термины и даты

119

Аграрная реформа П.А. Столыпина. Рабочий вопрос.

1

12


§48, стр. 207-214, выписать в тетрадь термины и даты

120

Политическая жизнь России в начале XX века.

1

13


§49-50, стр. 214-218, выписать в тетрадь термины и даты

121

Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

14


§49-50, стр. 218-220, выписать в тетрадь термины и даты

122

Революция 1905-1907 гг.

1

15


§49-50, стр. 220-223, выписать в тетрадь термины и даты

123

Политические партии и начало российского парламентаризма.


16


§49-50, стр. 223-227, выписать в тетрадь термины и даты

124

Политическая жизнь страны после революции.

1

17


§49-50, стр. 227-230, выписать в тетрадь термины и даты

125

Культура России второй половины XIX века.

1

18


§51, стр. 230-234, выписать в тетрадь термины и даты

126

Литература. Театр. Музыка второй половины XIX века.

1

19


§51, стр. 234-238, выписать в тетрадь термины и даты

127

Культура России начала XX в.

1

20


§52, стр. 238-239, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 43-51

128

Наука. Литература. Искусство.

1

21


§52, стр. 239-244, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 43-51

129

Практикум 8. Отмена крепостного права в России.

1

22


стр. 244-245

130

Работа по теме практикума с историческими источниками.

1

23


стр. 245-251

131

Практикум 9. Фундаментальные особенности социально-политического строя России в сравнении с государствами Западной Европы.

1

24


стр. 251-254, ответить на вопросы

132

Работа по теме практикума с историческими источниками.

1

25


стр. 254-261, ответить на вопросы

133

Практикум 10. Российская школа: взгляд сквозь столетие.

1

26


стр. 261-263, ответить на вопросы

134

Работа по теме практикума с историческими источниками.

1

27


стр. 263-275, ответить на вопросы, повторить §§ 43-52

135

Повторительно - обобщающий урок по темам главы «Российская империя во второй половине XIX в.- начале XX века.»

1

28


повторить §§ 1-52

136

Итоговое повторение.

1

1


без задания



29