СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочую программу реализуют учебники:
Журавлева О.Н История России: базовый и углубленный уровни: в 2 ч., под общей редакцией академика РАН В.А. Тишкова- М., Вентана-Граф, Просвещение, 2020/2021
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также на основе Примерной программы учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования, Журавлёва, О. Н. История России : 10—11 классы : рабочая программа : базовый и углублённый уровень / О. Н. Журавлёва. — М.: Вентана-Граф, 2017. Программа составлена на основе:
—Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.);
—содержания Историко-культурного стандарта по отечественной истории (2014 г.);
—Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (История, с. 46, 263, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) // Электронный ресурс реестра основных общеобразовательных программ МОиН РФ: URL: http:// fgosreestr.ru/);
—программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
—идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
—требований к содержанию единого государственного экзамена по истории;
- Правил и норм: СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12. 2010 г., №189; СП 2.4.3648 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020, № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г., №2.
На углублённом уровне цели и задачи изучения истории дополняются элементами профессиональной ориентации, подготовкой к продолжению образования в сфере социально-гуманитарного знания. Предполагается более основательное ознакомление с методологическими подходами и способами исторического познания, использование элементов источниковедения и историографии.
На изучение учебного предмета «История» на базовом уровне отводится 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю), на углубленном уровне – 136 часов (из расчёта 4 часа в неделю).
Рабочую программу реализуют учебники:
Журавлева О.Н История России: базовый и углубленный уровни: в 2 ч., под общей редакцией академика РАН В.А. Тишкова- М., Вентана-Граф, Просвещение, 2020/2021
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
—осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
—осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами; понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
—уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;
—понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов; готовность к межкультурному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
Метапредметные результаты:
—способность организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знания;
—владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
—умение логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать свои мысли;
—владение начальными исследовательскими умениями, способность решать поисковые и исследовательские задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.), в том числе на электронных носителях;
—готовность к взаимодействию и конструктивному сотрудничеству в школьном и социальном общении, умение вести диалог, участвовать в дискуссиях.
Предметные результаты:
Обучающийся на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет – ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности руководителей России;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе политической истории России;
владеть элементами проектной деятельности.
Обучающийся на углубленном уровне научится:
владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории;
обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России;
применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.
Обучающийся на углубленном уровне получит возможность научиться:
использовать принципы структурно-функционального, и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;
определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
знать основные подходы (концепции) в изучении истории;
знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;
работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;
исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства;
корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;
представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Содержание учебного предмета
История России: с древности до 1914 года.
68 часов - базовый уровень
136 часов - углубленный уровень
Введение –1 ч(баз), 1 ч (углубл)
Предмет и задачи курса «От Древней Руси к Российскому государству: История России с древнейших времён до 1914 г.». Значение знаний об историческом прошлом народов России. Неразрывная связь истории народов России с всемирно-историческим процессом. Источники по истории России и их классификация. Способы работы с исторической информацией. Выдающиеся отечественные историки. Проблема периодизации российской истории. Особенности исторического развития России.
Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.) -11 ч (баз);23 ч. (углубл)
Первобытный строй и освоение человеком территории нашей страны. Эпоха первобытности во всемирной истории и её периодизация. Антропогенез. Ойкумена. Эволюция орудий труда и трудовая деятельность первобытных людей. Праобщина. Родовая организация. Древнейшие стоянки на территории современной России. Переход к производящему хозяйству. Влияние природно-климатических условий Евразии на хозяйственную деятельность человека. Типы хозяйства. Занятия и промыслы. Начало обработки металлов. Соседская община. Племя. Разложение родового строя. Археологические культуры III—II тыс. до н. э. Индоевропейцы. Угро-финны. Народы Сибири и Дальнего Востока.
Народы и государства Восточной Европы с VII в. до н. э. по
VI в. Скифы, сарматы. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Боспорское царство. Гунны и Великое переселение народов. Первые письменные свидетельства о славянах и проблема прародины славян в современной исторической науке. Разделение славян на южных, западных и восточных. Культурное значение наследия народов, населявших территорию России в древности. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян.
Ранняя история восточных славян. Заселение восточными славянами Восточно-Европейской равнины в VII—VIII вв. (по «Повести временных лет» и данным археологии), их взаимоотношения с балтскими и финно-угорскими племенами. Хозяйственная деятельность и социальная организация восточных славян. Соседская община (вервь). Имущественное и социальное расслоение. Выделение знати и зарождение княжеской власти. Образование союзов племён. Язычество. Отражение характера хозяйственной деятельности и социальных отношений в верованиях восточных славян. Славянская мифология. Влияние языческих воззрений на быт и культуру восточных славян. Формирование основ древнерусской культуры. Соседи восточных славян. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Норманны. Отношения с Византией. Роль торговли в жизни восточнославянских племён. Волжский торговый путь и путь «из варяг в греки». Взаимные культурно-бытовые заимствования восточных славян и соседних народов и их значение.
Начало государственности на Руси (IX—X вв.).
Теории происхождения государства и роль норманнского фактора в образовании западноевропейских государств. Особенности формирования государственности у народов Восточной Европы. Предпосылки возникновения Древнерусского государства, значение торгового пути «из варяг в греки». Племенные княжения и образование двух центров формирования государственности у восточных славян. Призвание варягов: легенды и реальность. Дискуссии об этнической принадлежности варягов и их роли в создании Древнерусского государства. Вокняжение Олега в Киеве. Князь и дружина. Даннические отношения. Полюдье. Складывание территории Древнерусского государства и основные направления внутри- и внешнеполитической деятельности его первых правителей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира I. Причины и предпосылки крещения Руси князем Владимиром I. Последствия и значение принятия христианства.
Политическое и социально-экономическое развитие Древнерусского государства в XI—XII вв. Политическая борьба на Руси. Ярослав Мудрый и расцвет Древнерусского государства. Ярославичи. Княжеские усобицы. Владимир II Мономах. Мстислав Великий. Русь в системе международных отношений. Династические браки и укрепление связей с европейскими государствами. Борьба с половцами. Политический строй и управление: князь, дружина, вече. Княжеские съезды. Начало обособления русских земель. Земельные отношения и становление княжеского, боярского и монастырского землевладения. Вотчина. Крупнейшие русские города, ремесло и торговля. Право и суд. Русская Правда, «Устав» Владимира Мономаха. Социальная структура, свободные и зависимые категории населения. Общественные отношения и их эволюция на протяжении XI — начала XII в. Уровень социально-экономического развития русских земель. Русская церковь и её роль в жизни общества. Отношения церкви и государства. Социальные ценности и нормы поведения человека Древней Руси. Отношение к церкви. Семейная и личная жизнь. Дискуссия в исторической науке о социально-политическом строе Древней Руси. Полицентризм на Руси. Причины, особенности и последствия политического обособления русских земель. Формирование в XII — начале XIII в. системы самостоятельных государств — земель-княжеств и её отличительные черты. Рост городов и вотчинного землевладения. Консолидирующая роль церкви в условиях политической децентрализации. Общерусские столы в Киеве, Переяславле, Новгороде и борьба за них между представителями различных ветвей династии Рюриковичей. Характеристика крупнейших русских земель (Новгородской республики, Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Черниговского и Смоленского княжеств): особенности географического положения, политического устройства, экономики. Отношения со Степью и международные связи русских земель. Научная оценка периода полицентризма в истории древнерусской государственности. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель.
Культура домонгольской Руси. Культура земледелия. Успехи и достижения ремесленного производства. Облик древнерусского города. Монастыри. Быт и досуг жителей. Роль византийского православия в становлении древнерусской культуры. Письменность и грамотность на Руси. Образование и воспитание. Мировоззрение человека Древней Руси. Начало летописания. Нестор. Основные центры летописания. Литература. «Слово о полку Игореве». Художественные открытия Древней Руси: формирование местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. Общие черты в развитии литературы, зодчества и изобразительного искусства. Культурное наследие русских земель и княжеств. Хозяйственный и культурный расцвет русских земель накануне монгольского нашествия.
Тема для изучения на углубленном уровне. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.
Глава 2. Русские земли и княжества в XIII — середине XV в. 9 ч (баз); 21 ч (углубл)
Русские земли в эпоху иноземных завоеваний. Чингисхан и создание Монгольской державы. Особенности экономического уклада и военно-политического устройства Монгольского государства. География монгольских завоеваний. Первое столкновение монголов с русскими и половцами. Битва на реке Калке. Завоевание монголами Северо-Восточной и Южной Руси. Монголы в Европе. Основание Золотой Орды. Оборона северо-западных рубежей от агрессии немецких и шведских крестоносцев. Невская битва и Ледовое побоище и их значение. Александр Невский и его культ как защитника православной веры.
Русские земли под властью Золотой Орды. Практика выдачи ярлыков на княжение, ордынский выход, институт баскачества. Две линии поведения русских князей в отношениях с Ордой: Александр Невский и Даниил Галицкий. Воздействие господства Орды на русскую политическую традицию, культуру, менталитет и повседневный быт населения. Внешнеполитический аспект подчинения русских земель ордынским ханам. Дискуссия в исторической науке о последствиях монгольского нашествия и владычества Орды над Русью.
Русские земли в XIV — середине XV в. Политическая система Северо-Восточной Руси. Великое княжество Владимирское. Новгородская и Псковская боярские республики. Предпосылки политического и экономического возрождения Северо-Восточной Руси. Потенциальные центры объединения русских земель. Тверское и Московское княжества: сравнение географического положения и экономического потенциала. Возвышение Москвы и её борьба с Тверью за ярлык на великое княжение Владимирское. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Московско-тверская война 1375 г. и её значение. «Великая замятня» и перелом в отношениях с Ордой. Сергий Радонежский и позиция Русской православной церкви. Куликовская битва. Политические итоги княжения Дмитрия Донского. Политическая карта Восточной Европы и русских земель в начале XV в. Василий I. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий II Тёмный и его соперники. Утверждение единовластия и вертикального принципа престолонаследия. Флорентийская уния и установление автокефалии Русской православной церкви. Новгород и Псков в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель.
Великое княжество Литовское в XIII—XV вв. Образование Великого княжества Литовского. Территория, этнический состав населения. Своеобразие социально-политического развития. Пути вхождения славянских земель в состав Великого княжества Литовского: договорная основа и завоевание. Федеративное государственное устройство, сохранение местной «старины». Формирование сословий. Конфессиональные проблемы. Борьба великих княжеств Литовского и Московского за право объединения русских земель. Вмешательство литовских князей в дела Северо-Восточной Руси.
Культура Руси XIII—XV вв. Хозяйственная деятельность. Быт, повседневная и ритуальная еда, будни и праздники. Преодоление культурного упадка после монгольского нашествия, многообразие местных культурных традиций. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Духовная жизнь общества. Устное народное творчество. Письменность. Летописание и его основные центры. Литературные жанры: жития, воинские повести. Куликовский цикл. Архитектура. Областные архитектурные школы. Живопись: фреска, икона. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Символика православного храма, иконостаса. Повседневная жизнь.
Темы для изучения на углубленном уровне. Исторический выбор Александра Невского. Последствия монгольского нашествия и владычества Орды над Русью. Древнерусская народность и наследие Древней Руси как общий фундамент истории России, Украины и Белоруссии.
Глава 3. Россия в конце XV- начале XVII в. -10 ч (баз); 17 ч (углубл)
Образование единого Русского государства во второй половине XV — начале XVI в. Складывание основной территории единого государства (присоединение Ярославского и Ростовского княжеств, ликвидация независимости Великого Новгорода и Великого княжества Тверского). Собирание власти московскими князьями. Политическая доктрина Ивана III. Военно-политические успехи. Ликвидация зависимости от Орды. Особенности российской государственности: установление сильной единоличной власти, новый этап на пути изживания удельной системы, полная победа подданства над вассалитетом. Государственные символы единого государства. Создание нового аппарата власти. Центральные и местные органы управления: их компетенция и специфика. Законодательство. Первый общерусский Судебник 1497 г. Суд и судопроизводство на Руси. Характер экономического развития. Социальная структура общества. Возникновение поместной системы и формирование служилого сословия. Крестьяне: категории, экономическое и правовое положение. Институт холопства, его эволюция и социально-экономическая роль. Государство и церковь: иосифляне и нестяжатели. Возникновение ересей. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Русским государством. Наступательная внешняя политика Ивана III и её основные направления: северо-западное (балтийское), западное (литовское), восточное (казанское). Расширение международных связей Русского государства.
Россия в XVI — начале XVII в. Социально-экономическое развитие. Территория, население и его этнический состав. Освоение новых территорий и их колонизация. Присоединение Пскова. Упразднение великого княжества Рязанского. Отвоевание Смоленска. Расширение границ и проблема обороны восточных и южных рубежей. Усиление деспотических тенденций при Василии III. Подрыв основ удельной системы. Оформление идеологии самодержавия. «Сказание о князьях Владимирских». Теория «Москва — Третий Рим». Регентство Елены Глинской как политический феномен. Начало губной реформы. Денежная реформа. Боярское правление. Борьба боярских группировок за власть. Начало самостоятельного правления Ивана IV Грозного. Венчание на царство и его значение. Сакрализация царской власти в общественном сознании. Избранная рада и реформы 1550-х гг.: центрального и местного управления, военные. Судебник 1550 г., Стоглав. Земские соборы и проблема сословного представительства. Дискуссия в исторической науке о сословно-представительном характере российской государственности. Опричнина: причины, сущность, последствия. Миф о «реакционном боярстве». Дискуссия о характере опричнины и её оценка в современной историографии. Внешняя политика и международные связи Русского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия. Экономический и социально-политический кризис в последние годы правления Ивана Грозного. Вопрос о предпосылках закрепощения крестьян в исторической науке. Кризис власти и политическая борьба в царствование Фёдора Ивановича. Учреждение патриаршества. Дальнейшее усиление крепостничества. Пресечение династии Рюриковичей и избрание на царство Бориса Годунова. Культура России второй половины XV — XVI в. Хозяйственная деятельность. Развитие ремесла. Литейное дело. Совершенствование строительной техники и вооружения. Устное народное творчество. Грамотность и письменность. Начало книгопечатания (Иван Фёдоров) и его воздействие на общество. Новые тенденции в летописании. Литература. Исторические повести. Появление публицистики. Общественно-политическая мысль. «Домострой»: патриархальные традиции в быту и нравах. Зодчество: формирование общерусской школы. Шатровый стиль. Крепостное строительство, изменение характера оборонительных сооружений. Живопись: регламентация и догматизация художественного творчества. Дионисий. Музыка. Зарождение культурных традиций единого Русского государства.
Глава 4. Россия в начале Нового времени (XVII век)-7 ч (баз); 15 ч (углубл)
Смута в Московском государстве начала XVII в. Политика Бориса Годунова: достижения и ошибки. Причины Смуты (династические, экономические, политические, социальные). Дискуссия о причинах Смуты в современной исторической науке. Смута как общенациональная катастрофа и её основные аспекты: придворная борьба за власть, феномен самозванства в русской истории, социальные движения, национально-освободительная борьба против интервентов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительной системы. Итоги Смутного времени и его отдалённые последствия. Альтернативы политического развития страны. Ликвидация последствий Смуты. Царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет. Новые черты в развитии России XVII в. Новые элементы в экономике страны. Развитие мелкотоварного производства. Появление мануфактур. Ярмарки и начало складывания всероссийского рынка. Торговый и Новоторговый уставы. Восстановление престижа царской власти, её эволюция в сторону абсолютизма. Царь Алексей Михайлович. Новые черты в деятельности центральных и местных органов управления. Социальная структура российского общества. Формирование сословий и возникновение сословного самосознания. Окончание юридического закрепощения крестьянства и прикрепление городского населения к посадам. Соборное уложение 1649 г. «Бунташный век». Причины, формы, участники народных движений в XVII в. Городские восстания, казацко-крестьянское движение под предводительством С. Разина, стрелецкие бунты. «Священство и царство». Реформы патриарха Никона. Протопоп Аввакум и старообрядчество. Раскол как проявление идеологического кризиса общества. Соперничество духовной и светской власти. Дело патриарха Никона.
Внешняя политика России в XVII в. Основные направления внешней политики России. Смоленская война. Освободительная война украинского народа под руководством Б. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав Российского государства. Войны с Речью Посполитой, Швецией и Османской империей и их итоги. Завершение присоединения Сибири. Русские землепроходцы. Россия накануне Петровских реформ. Правление Фёдора Алексеевича. Отмена местничества.
Культура России XVII в. Развитие просвещения и научных знаний. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Изменения в быту, обмирщение культуры. Последние летописи. Переход к художественному мышлению. Литература. Светские жанры, возникновение интереса к личной жизни и внутреннему миру людей. Общественно-политическая мысль. «Дивное узорочье» в архитектуре — «нарышкинское» барокко. Гражданское строительство. Персонификация. Рождение темы человеческой индивидуальности в искусстве. Живопись. Симон Ушаков. Парсуна и появление портретного жанра. Театр.
Темы для изучения на углубленном уровне. Смута: время утраченных возможностей? (попытки ограничения самодержавия и причины их неудач). Присоединение Украины к России.
Глава 5. Россия в XVIII в. -8 ч (баз), 18 ч (углубл)
Внутренняя политика России в первой половине XVIII в. Регентство царевны Софьи Алексеевны и борьба за власть в конце XVII в. Особенности абсолютизма в Европе и России. Предпосылки и необходимость преобразований. Начало реформ Петра I. Влияние европейской мысли на цели и идеологию реформ. Государство как инициатор европеизации. Характер и методы преобразований. Административные реформы: областная (губернская), учреждение Сената, коллегий, органов надзора, Табель о рангах. Военные реформы: учреждение гвардии, рекрутские наборы, создание флота. Социальные реформы: городская реформа, указ о единонаследии. Церковная реформа: упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Оппозиция преобразованиям: социальная база, причины и сущность. Дело царевича Алексея. Споры историков о противоречиях и итогах реформ. Образ Петра I в русской истории и культуре. Причины дворцовых переворотов, их сущность, особенности, последствия. Усиление роли гвардии. Первая попытка ограничения императорской власти: события 1730 г. Государство и общество в эпоху дворцовых переворотов. Фаворитизм. Судьба петровских преобразований.
Внутренняя политика России во второй половине XVIII в. Расширение дворянских привилегий. Манифест о вольности дворянства. Внутренняя политика Екатерины II, «золотой век» российского дворянства. Влияние идей Просвещения на Екатерину II. Политика «просвещённого абсолютизма». «Наказ» Екатерины II и Уложенная комиссия. Обсуждение вопроса о крепостном праве. Государственные реформы и сословная политика Екатерины II: губернская реформа, Жалованные грамоты дворянству и городам. Религиозная политика и секуляризация. Противоречия и итоги реформ, их влияние на русское общество. Внутренняя политика Павла I, её сущность. Изменение порядка престолонаследования. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления нового Уложения законов Российской империи. Репрессии. Заговор и дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Эволюция представлений историков о Павле I.
Внешняя политика России в первой половине XVIII в. Основные задачи внешней политики Петра I. Борьба России за выход к Чёрному морю. Северная война: причины, основные события, итоги. Провозглашение России империей. Имперский характер внешней политики. Каспийский поход. Основные направления внешней политики России в эпоху дворцовых переворотов. Место России в системе международных отношений. Борьба за влияние в Польше. Войны России с Османской империей (1735—1739) и Швецией (1741—1743). Участие России в Семилетней войне. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Укрепление позиций России на международной арене. Русско-турецкие войны 1768—1774 и 1787—1791 гг. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Г. А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Включение Правобережной Украины, Белоруссии и Литвы в состав Российской империи. Участие России во второй антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Экспедиция эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземное море. Поворот во внешней политике Павла I: разрыв союза с Великобританией и его последствия. Развитие русского военного искусства в XVIII в.
Социально-экономическое развитие России в XVIII в. Экономическое развитие России в XVIII в. Особенности петровских экономических преобразований. Роль государства в развитии экономики страны. Влияние идей меркантилизма на экономическую политику государства. Протекционизм. Частичная либерализация экономики. Основные тенденции развития сельского хозяйства в XVIII в. Земледелие и животноводство. Экономическое положение помещиков и крестьян. Помещичье и крестьянское хозяйства и способы их ведения. Рост помещичьего землевладения и дальнейшее усиление крепостничества. Основные тенденции развития промышленности. Развитие мануфактурного производства и препятствия на его пути. Предпринимательство. Проблема рабочей силы и её решение в XVIII в. Мануфактуры и крепостной труд. Развитие внутренней и внешней торговли в XVIII в. Гильдейское купечество и мелкие торговцы. Финансы и финансовая политика Российского государства в XVIII в. Денежные реформы. Возникновение банков. Податная реформа (подушная подать) и её экономическое значение. Ревизии. Российское общество в петровскую эпоху, основные сословия и их положение. Изменение статуса сословий и социальных групп. Правовой статус народов и территорий империи. Основные тенденции в социальной и национальной политике государства. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в.: причины и особенности. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва как кульминация социальных движений XVIII в.
Культура России в XVIII в. Исторические условия развития российской культуры в XVIII в. Новые черты в культурном раз витии. Переход от средневековой культуры к культуре Нового времени. Усиление светского характера культуры. Российские традиции и европейские влияния. Век Просвещения. Быт и нравы российских сословий. Сословный характер образования. Становление отечественной науки и её достижения. Географические экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). М. В. Ломоносов и основание Московского университета. Влияние идей Просвещения на русскую общественно-политическую мысль. Деятельность Вольного экономического общества. Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин). Появление новых видов искусства и смена художественных стилей. Архитектура, скульптура, живопись, музыка (архитекторы, скульпторы, художники, композиторы и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков).
Темы для изучения на углубленном уровне. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Москва, 1730 год: упущенный шанс?
Глава 6 Российская империя в первой половине XX века- 6 ч (баз); 12 ч (углубл)
Политическое развитие России в первой половине XIX в. Особенности российской политической системы. Основные внутриполитические задачи в первой половине XIX в. Александр I и его окружение. Правительственный либерализм. Указ о вольных хлебопашцах. Реорганизация аппарата центрального управления. Создание министерств. Социально-политические проекты М. М. Сперанского и причины их неудачи. Учреждение Государственного совета. Причины кризиса и свёртывания политики либеральных реформ. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. А. А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Основные итоги внутренней политики Александра I. Усиление реакционных тенденций в правление Николая I, влияние восстания декабристов на его внутриполитический курс. Отказ от преобразований западноевропейского типа и ориентация на самобытные пути развития России. Укрепление самодержавия и усиление централизации управления. III Отделение. Кодификация законов. Социальная политика. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва. Попытки решения крестьянского вопроса и причины их неудачи. Ограниченность реформаторских начинаний. Историки о причинах противоречивости внутренней политики России в первой половине XIX в.
Россия в системе международных отношений в первой половине XIX в. Цели и задачи российской внешней политики в первой половине XIX в. Основные внешнеполитические направления: западное и восточное. Участие России в антинаполеоновских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальная блокада. Включение Финляндии в состав Российской империи. Нарастание противоречий между Россией и Францией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, основные этапы и сражения. Бородинская битва. Патриотический подъём народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз, его сущность и влияние на политику России. Возрастание международного престижа России и её лидерство в Европе. Европейская политика России в 1815—1852 гг. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX в.: войны с Персией (Ираном) и Турцией. Бухарестский мир и присоединение Бессарабии. Кавказская война. Имамат, движение Шамиля. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне, его влияние на международное и внутреннее положение страны. Экономическое развитие России в первой половине XIX в. Территория и население. Новые явления в сельском хозяйстве. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Технический прогресс в промышленности и на транспорте. Первые железные дороги. Внутренняя и внешняя торговля. Финансовая политика государства в первой половине XIX в. Реформа Е. Ф. Канкрина.
Социальные движения и общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации и их участники. Южное общество; «Русская прав да» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге и на Украине, их итоги и причины поражения. Значение движения декабристов и его влияние на русское общество. Польское восстание 1830—1831 гг. Дискуссионность вопроса о феномене социального протеста. Общественное движение и развитие политической и правовой мысли в 1830—1850-е гг. Консервативное (охранительное) направление. С. С. Уваров и теория официальной народности. Либерально-оппозиционные течения. П. Я. Чаадаев. Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, Т. Н. Грановский и др.) и их споры о путях развития России. Революционно-демократическое направление (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский). Русский утопический социализм. Общество петрашевцев.
Культура России первой половины XIX в. Социально-исторические условия развития российской культуры в первой половине XIX в. Реформы в области образования. Расширение сети школ и университетов. Важнейшие научные и технические достижения (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции и их участники. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные литературно-художественные стили (классицизм, сентиментализм, романтизм, ампир, реализм). Формирование русской национальной культуры. «Золотой век» русской литературы: писатели (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.) и их произведения. Формирование русского литературного языка. Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили, жанры, художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад русской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру. Особенности культуры и быта российских сословий.
Глава 7. Российская империя во второй половине XIX в.- начале XX в.-15 ч (базовый); 28 ч (углубл)
Политическое развитие России во второй половине XIX в. Кризис российской имперской системы. Император Александр II и либеральная бюрократия. Необходимость и предпосылки Великих реформ 1860—1870-х гг. Подготовка крестьянской реформы, её основные положения. Земская, городская и судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Итоги и значение реформ 1860—1870-х гг., их оценка современниками и потомками. Внутренняя политика самодержавия в конце 1870-х — 1890-е гг. Кризис самодержавия на рубеже 70—80-х гг. XIX в. Политика лавирования. Император Александр III. Поиск российской самобытности. Манифест о незыблемости самодержавия. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Разработка рабочего законодательства. Национальная политика. Оценка деятельности императора Александра III в современной исторической литературе. Россия на пути модернизации: от традиционного — к раннеиндустриальному обществу. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Раннеиндустриальная модернизация и её особенности. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Акционерное предпринимательство. «Концессионная горячка» в железнодорожном строительстве. Завершение промышленного переворота и его последствия. Торговля и банки. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. Х. Бунге, С. Ю. Витте). Проблема иностранного капитала в России. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоёв населения России. Общественно-политическая жизнь в России во второй половине XIX в. Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. Реформаторы и «охранители». Государственный консерватизм и либеральное движение, их особенности. Идеологи русского либерализма. Панславизм. Революционно-демократический (радикальный) лагерь. Революционное народничество: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв), организации, тактика. «Хождение в народ». Политический террор. Кризис революционного народничества. Начало рабочего движения. Распространение идей марксизма в России. Группа «Освобождение труда». Зарождение российской социал-демократии.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейское направление: «собирание сил» и борьба за пересмотр условий Парижского мира. Русско-турецкая война 1877— 1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. «Союз трёх императоров». Восточное направление: политика России на Дальнем Востоке (русско-китайские и русско-японские отношения), присоединение Средней Азии. Российская империя в системе международных отношений конца XIX в. Сближение с Францией и образование франко-русского союза.
Культура России второй половины XIX в. Разночинная интеллигенция и демократизация культуры. Развитие образования. Открытия и достижения российских учёных, их вклад в развитие мировой науки и техники (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Расширение издательского дела. Литература и её общественное звучание (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие национальных традиций в музыке («Могучая кучка», П. И. Чайковский). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.
Социально-экономическая характеристика российского общества 1895—1914 гг. Социальная структура российского общества и её особенности. Положение основных групп населения. Национальный вопрос. Российская модель экономической модернизации «сверху». С. Ю. Витте. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Рабочий вопрос и рабочее законодательство. Социально-психологический портрет российского предпринимателя. Сельское хозяйство: особенности и противоречия развития. Аграрный вопрос. Россия на мировом рынке. Современные дискуссии о месте России в мировой экономике и уровне её экономического развития в начале XX в.
Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II и его политические воззрения. Функциональные особенности социально-политического строя России по сравнению с государствами Западной Европы. Консервативно-охранительная политика. Необходимость преобразований. Самодержавие и общество. Общественное движение. Либералы и консерваторы. Образование революционных социалистических организаций и партий: цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов). Большевизм и меньшевизм. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Влияние войны на общественную и политическую жизнь страны. Первая российская революция 1905—1907 гг.: причины, характер, участники, основные этапы. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Вооружённое восстание в Москве. Создание Государственной думы. Формирование либеральных и монархических партий и организаций: программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. М. Пуришкевич). Думская монархия, её особенности и оценка в современной исторической науке. Начало российского парламентаризма: думская деятельность в 1906— 1907 гг. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Итоги и значение революции: взгляд через столетие. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение. Оценка реформы в исторической литературе. Политическая и общественная жизнь в 1912—1913 гг.
Культура России на рубеже XIX—XX вв. Изменения в жизненном укладе россиян. Просвещение и издательское дело. Открытия российских учёных в области науки и техники. Русская философская мысль: поиски общественного идеала. «Богоискательство». Сборник «Вехи». Литература и искусство: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. «Мир искусства». Начало русского авангарда. Архитектура и скульптура. Музыка и вокальное искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Драматический театр: традиции и новаторство. Балет. «Русские сезоны» С. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Вклад народов России в мировую культуру.
Темы для изучения на углубленном уровне. Отмена крепостного права. Функциональные особенности социально-политического строя в России в сравнении с государствами Западной Европы. Российская школа: взгляд сквозь столетия.
Итоговое повторение-1ч (баз), 1 ч (углубл)
Тематическое планирование /68 ч./ базовый уровень
№ п/п | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
1 | Введение. Предмет и задачи курса «От Древней Руси к Российскому государству: История России с древнейших времён до 1914 г.». | 1 | 1 |
| прочитать стр. 5-14, ответить на вопросы, выполнить задания стр. 11, термины и даты выписать в тетрадь |
Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.) -11 ч | |||||
2 | У истоков человеческой цивилизации. | 1 | 1 |
| §1,стр. 16-23,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
3 | Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы. | 1 | 2 |
| §2, стр. 24-31,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
4 | Ранняя история восточных славян. | 1 | 3 |
| §3,стр. 31-36,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
5 | Становление государственности на Руси (IX-X вв.). | 1 | 4 |
| §4-5,стр. 36-42, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
6 | Принятие христианства. | 1 | 5 |
| §4-5,стр. 42-46,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
7 | Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого (XI- начало XII вв.). | 1 | 6 |
| §6,стр. 46-54,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
8 | Политическое и социальное устройство Руси в XI- начале XII в. | 1 | 7 |
| §7,стр. 54-64, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
9 | Полицентризм на Руси. | 1 | 8 |
| §8-9,стр. 65-72,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
10 | Юго-Западная Русь. | 1 | 9 |
| §8-9,стр. 72-75, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
11 | Культура домонгольской Руси (X- начало XIII в.) | 1 | 10 |
| §10, стр. 75-85, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 1-9 |
12 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.)». | 1 | 11 |
| Выполнение практических заданий формата ЕГЭ |
Глава 2. Русские земли и княжества в XIII — середине XV в. 9 ч | |||||
13 | Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIII в. | 1 | 1 |
| §11,стр. 100-108, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
14 | Русские земли и Золотая Орда. | 1 | 2 |
| §12,стр. 108-114, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
15 | Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси. | 1 | 3 |
| §13,стр. 114-121, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
16 | Возвышение Москвы. | 1 | 4 |
| §14,стр. 121-127, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
17 | Междоусобная война на Руси во второй четверти XV века. | 1 | 5 |
| §15,стр. 127-134, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
18 | Великое княжество Литовское в XIII- XV вв. | 1 | 6 |
| §16, стр. 134-141, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
19 | Культура Руси XIII-XV вв. | 1 | 7 |
| §17-18,стр. 141-146, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
20 | Архитектура. Живопись. | 1 | 8 |
| §17-18, стр. 146-152, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§11-16 |
21 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Русские земли и княжества в XIII — середине XV в.» | 1 | 9 |
| Выполнение практических заданий формата ЕГЭ |
Глава 3. Россия в конце XV- начале XVII в. -10 ч | |||||
22 | Образование единого Российского государства на рубеже XV-XVI вв. | 1 | 1 |
| §19, стр. 180-190, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
23 | Органы управления, право и суд в России на рубеже XV-XVI вв. | 1 | 2 |
| §20, стр. 190-196, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
24 | Российское общество конца XV-XVI вв. | 1 | 3 |
| §21, стр. 196-204, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
25 | Московия в 30-50-х гг. XVI в. Реформы Ивана Грозного. | 1 | 4 |
| §22, стр. 205-213, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
26 | Опричнина и последние годы царствования Ивана Грозного. | 1 | 5 |
| §23, стр. 213-221, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
27-28 | Внешняя политика России в конце XV-XVI вв. | 2 | 6-7 |
| §24, стр. 221-229, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
29 | Культура России в конце XV-XVI вв. | 1 | 8 |
| §25, стр. 229-241, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
30 | Россия накануне Смутного времени. | 1 | 9 |
| §26, стр. 241-247, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 19-25 |
31 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в конце XV- начале XVII в». | 1 | 10 |
| практические задания формата ЕГЭ |
Глава 4. Россия в начале Нового времени (XVII в.)-7ч. | |||||
32-33 | Смута начала XVII в. | 2 | 1-2 |
| §27, стр. 250-263, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
34 | Новые черты в развитии России XVII в. | 1 | 3 |
| §28, стр. 263-272, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь |
35 | Социальные движения XVII в. | 1 | 4 |
| §29, стр. 272-280, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь |
36 | Внешняя политика России в XVII веке. | 1 | 5 |
| §30, стр. 280-287, выписать в тетрадь термины и даты |
37 | Культура России XVII в. | 1 | 6 |
| §31, стр. 287-297, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 27-30 |
38 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в начале Нового времени (XVII век)». | 1 | 7 |
| практические задания формата ЕГЭ |
Глава 5. Россия в XVIII столетии -8ч. | |||||
39 | Внутренняя политика России в первой четверти XVIII века. | 1 | 1 |
| §32, стр. 5-17, выписать в тетрадь термины и даты |
40 | Российское государство в период дворцовых переворотов. | 1 | 2 |
| §33, стр. 17-27, выписать в тетрадь термины и даты |
41 | Внутренняя политика России во второй половине XVIII века. | 1 | 3 |
| §34, стр. 27-39, выписать в тетрадь термины и даты |
42 | Социально-экономическое развитие России в XVIII веке. | 1 | 4 |
| §35, стр. 39-49, выписать в тетрадь термины и даты |
43-44 | Внешняя политика России в XVIII веке. | 2 | 5-6 |
| §36, стр. 49-61, выписать в тетрадь термины и даты |
45 | Культура России в XVIII веке. | 1 | 7 |
| §37, стр. 61-74, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 32-36 |
46 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в XVIII столетии». | 1 | 8 |
| Практические задания формата ЕГЭ |
Глава 6. Российская империя в первой половине XIX в. -6 ч. | |||||
47 | Внутренняя политика России в первой половине XIX века. | 1 | 1 |
| §38, стр. 97-107, выписать в тетрадь термины и даты |
48 | Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX века. | 1 | 2 |
| §39, стр. 107-118, выписать в тетрадь термины и даты |
49 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века. | 1 | 3 |
| §40, стр. 118-127, выписать в тетрадь термины и даты |
50-51 | Внешняя политика России в первой половине XIX века. | 2 | 4-5 |
| §41, стр. 127-137, выписать в тетрадь термины и даты |
52 | Культура России в первой половине XIX века. | 1 | 6 |
| §42, стр. 137-149, выписать в тетрадь термины и даты |
Глава 7. Российская империя во второй половине XIX в.- начале XX в.- 15 ч. | |||||
53-55 | Внутренняя политика. | 1 | 1-3 |
| §43-44, стр. 150-168, выписать в тетрадь термины и даты |
56-57 | Экономическое развитие России в пореформенный период (1860-1890-е гг.) | 2 | 4-5 |
| §45, стр. 168-176, выписать в тетрадь термины и даты |
58-59 | Общественно-политическая жизнь России в 1860-1880-е гг. | 2 | 6-7 |
| §46, стр. 176-186, выписать в тетрадь термины и даты |
60-61 | Внешняя политика России во второй половине XIX века. | 2 | 8-9 |
| §47, стр. 186-199, выписать в тетрадь термины и даты |
62 | Социально-экономическая характеристика российского общества на рубеже веков. | 1 | 10 |
| §48, стр. 199-214, выписать в тетрадь термины и даты |
63-64 | Политическая жизнь России в начале XX века. | 2 | 11-12 |
| §49-50, стр. 214-230, выписать в тетрадь термины и даты |
65 | Культура России второй половины XIX века. | 1 | 13 |
| §51, стр. 230-238, выписать в тетрадь термины и даты |
66 | Культура России начала XX в. | 1 | 14 |
| §52, стр. 238-244, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 43-51 |
67 | Повторительно - обобщающий урок по темам главы «Российская империя во второй половине XIX в.- начале XX века.» | 1 | 15 |
| повторить §§ 1-52 |
68 | Итоговое повторение. | 1 | 1 |
| без задания |
Тематическое планирование /136 ч./ углубленный уровень
№ п/п | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата прохождения темы урока | Примечание |
1 | Введение. Предмет и задачи курса «От Древней Руси к Российскому государству: История России с древнейших времён до 1914 г.». | 1 | 1 |
| прочитать стр. 5-14, ответить на вопросы, выполнить задания стр. 11, термины и даты выписать в тетрадь |
Глава 1. Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.) -23 ч | |||||
2 | У истоков человеческой цивилизации. | 1 | 1 |
| §1,стр. 16-20,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
3 | Окончательное заселение человеком Евразии. | 1 | 2 |
| §1,стр. 20-23,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
4 | Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы. | 1 | 3 |
| §2, стр. 24-27,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
5 | Восточнославянские племена и их соседи. | 1 | 4 |
| §2, стр. 27-31,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
6 | Ранняя история восточных славян. | 1 | 5 |
| §3,стр. 31-33,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
7 | Верования и быт восточных славян. | 1 | 6 |
| §3,стр. 33-36,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
8 | Становление государственности на Руси (IX-X вв.). | 1 | 7 |
| §4-5,стр. 36-38, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
9 | Деятельность первых князей Руси. | 1 | 8 |
| §4-5,стр. 39-41,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
10 | Княжение Святослава Игоревича и Владимира I. | 1 | 9 |
| §4-5,стр. 40-41, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
11 | Принятие христианства. | 1 | 10 |
| §4-5,стр. 42-46, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
12 | Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого (XI- начало XII вв.). | 1 | 11 |
| §6,стр. 46-49,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
13 | Владимир Мономах. | 1 | 12 |
| §6, стр. 50-54,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
14 | Политическое и социальное устройство Руси в XI- начале XII в. | 1 | 13 |
| §7,стр. 54-59, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
15 | Общественное сознание в Древней Руси. | 1 | 14 |
| §7,стр. 59-64, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
16 | Полицентризм на Руси. | 1 | 15 |
| §8-9,стр. 65-69,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
17 | Владимиро-Суздальская Русь. | 1 | 16 |
| §8-9,стр. 69-72,ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
18 | Юго-Западная Русь. | 1 | 17 |
| §8-9,стр. 72-75, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
19 | Культура домонгольской Руси (X- начало XIII в.) | 1 | 18 |
| §10, стр. 75-79, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
20 | Письменность и просвещение. | 1 | 19 |
| §10, стр. 79-81, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
21 | Храмовое искусство. | 1 | 20 |
| §10, стр. 81-85, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
22 | Практикум 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. | 1 | 21 |
| стр. 85-87, ответить на вопросы |
23 | Работа по теме практикума с историческими источниками. | 1 | 22 |
| стр. 85-96, ответить на вопросы, повторить §§ 1-10 |
24 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Первобытный строй и древнейшие народы на территории современной России. Древняя Русь (IX — начало XIII в.)». | 1 | 23 |
| выполнение практических заданий формата ЕГЭ |
Глава 2. Русские земли и княжества в XIII — середине XV в. 21 ч | |||||
25 | Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIII в. | 1 | 1 |
| §11,стр. 100-105, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
26 | Шведско-немецкая агрессия. | 1 | 2 |
| §11,стр. 105-108, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
27 | Русские земли и Золотая Орда. | 1 | 3 |
| §12,стр. 108-112, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
28 | Последствия монгольского нашествия. | 1 | 4 |
| §12,стр. 108-114, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
29 | Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси. | 1 | 5 |
| §13,стр. 114-117, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
30 | Политика первых московских князей. | 1 | 6 |
| §13,стр. 117-121, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
31 | Возвышение Москвы. | 1 | 7 |
| §14,стр. 121-124, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
32 | Куликовская битва. | 1 | 8 |
| §14,стр. 124-127, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
33 | Междоусобная война на Руси во второй четверти XV века. | 1 | 9 |
| §15,стр. 127-130, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
34 | Открытый разрыв между соперниками. | 1 | 10 |
| §15,стр. 130-134, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
35 | Великое княжество Литовское в XIII- XV вв. | 1 | 11 |
| §16, стр. 134-139, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
36 | Выдача привилеев. Гражданская война. | 1 | 12 |
| §16, стр. 139-141, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
37 | Культура Руси XIII-XV вв. | 1 | 13 |
| §17-18,стр. 141-144, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
38 | Устное народное творчество. Письменность и литература. | 1 | 14 |
| §17-18, стр. 144-146, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§11-16 |
39 | Архитектура. | 1 | 15 |
| §17-18, стр. 146-148, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§11-16 |
40 | Живопись. | 1 | 16 |
| §17-18, стр. 148-152, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§11-16 |
41 | Практикум 2. Исторический выбор Александра Невского. Последствия монгольского нашествия и владычества Орды над Русью. | 1 | 17 |
| стр. 152-154, ответить на вопросы |
42 | Работа по теме практикума с историческими источниками. | 1 | 18 |
| стр. 154-159, выполнить задание 10, стр. 169 |
43 | Практикум 3. Древнерусская народность и наследие Древней Руси как общий фундамент истории России, Украины и Белоруссии. | 1 | 19 |
| стр. 169-179, ответить на вопросы |
44 | Работа по теме практикума с историческими источниками. | 1 | 20 |
| стр. 171-177, ответить на вопросы, повторить §§ 11-18 |
45 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Русские земли и княжества в XIII — середине XV в.» | 1 | 21 |
| выполнение практических заданий формата ЕГЭ |
Глава 3. Россия в конце XV- начале XVII в. -17 ч | |||||
46 | Образование единого Российского государства на рубеже XV-XVI вв. | 1 | 1 |
| §19, стр. 180-184, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
47 | «Собирание власти» московскими князьями. Политика Василия III. | 1 | 2 |
| §19, стр. 184-190, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
48 | Органы управления, право и суд в России на рубеже XV-XVI вв. | 1 | 3 |
| §20, стр. 190-192, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
49 | Местные органы власти. Суд и судопроизводство. | 1 | 4 |
| §20, стр. 192-196, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
50 | Российское общество конца XV-XVI вв. | 1 | 5 |
| §21, стр. 196-199, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
51 | Посадское население. Крестьяне и холопы. | 1 | 6 |
| §21, стр. 199-204, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
52 | Московия в 30-50-х гг. XVI в. Реформы Ивана Грозного. | 1 | 7 |
| §22, стр. 205-207, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
53 | Начало самостоятельного правления Ивана IV. Реформы 50-х гг. XVI в. | 1 | 8 |
| §22, стр. 207-213, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
54 | Опричнина и последние годы царствования Ивана Грозного. | 1 | 9 |
| §23, стр. 213-216, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
55 | Опричный террор. Отмена опричнины и ее результаты. | 1 | 10 |
| §23, стр. 216-221, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
56 | Внешняя политика России в конце XV-XVI вв. Восточное направление. | 1 | 11 |
| §24, стр. 221-225, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
57 | Внешняя политика России в конце XV-XVI вв. Западное направление. | 1 | 12 |
| §24, стр. 225-229, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
58 | Культура России в конце XV-XVI вв. | 1 | 13 |
| §25, стр. 229-234, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
59 | Архитектура. Живопись. | 1 | 14 |
| §25, стр. 234-241, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
60 | Россия накануне Смутного времени. | 1 | 15 |
| §26, стр. 241-243, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
61 | Царствование Бориса Годунова. | 1 | 16 |
| §26, стр. 243-247, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 19-25 |
62 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в конце XV- начале XVII в». | 1 | 17 |
| практические задания формата ЕГЭ |
Глава 4. Россия в начале Нового времени (XVII в.)-15ч. | |||||
63 | Смута начала XVII в. | 1 | 1 |
| §27, стр. 250-257, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
64 | Народные ополчения. Итоги Смуты. | 1 | 2 |
| §27, стр. 257-263, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь термины и даты |
65 | Новые черты в развитии России XVII в. | 1 | 3 |
| §28, стр. 263-267, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь |
66 | Политический строй России XVII века. | 1 | 4 |
| §28, стр. 267-272, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь |
67 | Социальные движения XVII в. | 1 | 5 |
| §29, стр. 272-277, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь |
68 | Церковный раскол. | 1 | 6 |
| 29, стр. 277-280, ответить на вопросы и выполнить задания в конце §, выписать в тетрадь |
69 | Внешняя политика России в XVII веке. | 1 | 7 |
| §30, стр. 280-284, выписать в тетрадь термины и даты |
70 | Восточная политика России. Присоединение Сибири. | 1 | 8 |
| §30, стр. 284-287, выписать в тетрадь термины и даты |
71 | Культура России XVII в. | 1 | 9 |
| §31, стр. 287-291, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 27-30 |
72 | Архитектура. Живопись. | 1 | 10 |
| §31, стр. 291-297, выписать в тетрадь термины и даты |
73 | Практикум 4. Смута: время утраченных возможностей? (Попытки ограничения самодержавия и причины их неудач). | 1 | 11 |
| стр. 297-299, выполнить задания |
74 | Работа по теме практикума с историческими источниками. | 1 | 12 |
| стр. 299-303, выполнить задания |
75 | Практикум 5. Присоединение Украины к России. | 1 | 13 |
| стр. 303-304, выполнить задания |
76 | Работа по теме практикума с историческими источниками. | 1 | 14 |
| стр. 304-311, выполнить задания повторить §§ 27-30 |
77 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в начале Нового времени (XVII век)». | 1 | 15 |
| практические задания формата ЕГЭ |
Глава 5. Россия в XVIII столетии -18ч. | |||||
78 | Внутренняя политика России в первой четверти XVIII века. | 1 | 1 |
| §32, стр. 5-11, выписать в тетрадь термины и даты |
79 | Церковные и социальные реформы Петра I. | 1 | 2 |
| §32, стр. 11-17, выписать в тетрадь термины и даты |
80 | Российское государство в период дворцовых переворотов. | 1 | 3 |
| §33, стр. 17-22, выписать в тетрадь термины и даты |
81 | Государственное управление в период дворцовых переворотов. | 1 | 4 |
| §33, стр. 22-27, выписать в тетрадь термины и даты |
82 | Внутренняя политика России во второй половине XVIII века. | 1 | 5 |
| §34, стр. 27-31, выписать в тетрадь термины и даты |
83 | Реформы Екатерины II. Переход к консервативной политике. | 1 | 6 |
| §34, стр. 31-39, выписать в тетрадь термины и даты |
84 | Социально-экономическое развитие России в XVIII веке. | 1 | 7 |
| §35, стр. 39-45, выписать в тетрадь термины и даты |
85 | Развитие торговли и финансов. | 1 | 8 |
| §35, стр. 45-49, выписать в тетрадь термины и даты |
86 | Внешняя политика России в XVIII веке. | 1 | 9 |
| §36, стр. 49-53, выписать в тетрадь термины и даты |
87 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 1 | 10 |
| §36, стр. 53-54, выписать в тетрадь термины и даты |
88 | Внешняя политика России в 1762-1796 гг. | 1 | 11 |
| §36, стр. 54-58, выписать в тетрадь термины и даты |
89 | Внешняя политика России на рубеже XVIII-XIX вв. | 1 | 12 |
| §36, стр. 58-61, выписать в тетрадь термины и даты |
90 | Культура России в XVIII веке. | 1 | 13 |
| §37, стр. 61-65, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 32-36 |
91 | Развитие искусства. Быт и нравы российских сословий. | 1 | 14 |
| §37, стр. 65-74, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 32-36 |
92 | Практикум 6. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. | 1 | 15 |
| стр. 74-76, выполнить задания |
93 | Практикум 7. Москва, 1730 год: упущенный шанс? | 1 | 16 |
| стр. 87-91, выполнить задания |
94 | Работа по темам практикума с историческими источниками. | 1 | 17 |
| стр. 76-87, 91-95, выполнить задания, повторить §§ 32-37 |
95 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Россия в XVIII столетии». | 1 | 18 |
| практические задания формата ЕГЭ |
Глава 6. Российская империя в первой половине XIX в. -12 ч. | |||||
96 | Внутренняя политика России в первой половине XIX века. | 1 | 1 |
| §38, стр. 97-101, выписать в тетрадь термины и даты |
97 | Укрепление самодержавия. Частичные реформы. | 1 | 2 |
| §38, стр. 101-107, выписать в тетрадь термины и даты |
98 | Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX века. | 1 | 3 |
| §39, стр. 107-111, выписать в тетрадь термины и даты |
99 | Общественная мысль в 30-40-х гг. XIX века. | 1 | 4 |
| §39, стр. 111-118, выписать в тетрадь термины и даты |
100 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века. | 1 | 5 |
| §40, стр. 118-122, выписать в тетрадь термины и даты |
101 | Развитие торговли, транспорта, финансов. | 1 | 6 |
| §40, стр. 123-127, выписать в тетрадь термины и даты |
102 | Внешняя политика России в первой половине XIX века. | 1 | 7 |
| §41, стр. 127-132, выписать в тетрадь термины и даты |
103 | Восточное направление во внешней политике России (1801-1855). Кавказская война (1817-1864). | 1 | 8 |
| §41, стр. 132-137, выписать в тетрадь термины и даты |
104 | Культура России в первой половине XIX века. | 1 | 9 |
| §42, стр. 137-140, выписать в тетрадь термины и даты |
105 | Развитие искусства и литературы. | 1 | 10 |
| §42, стр. 140-144, выписать в тетрадь термины и даты |
106 | Быт и нравы российских сословий. | 1 | 11 |
| §42, стр. 144-149, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 38-41 |
107 | Повторительно-обобщающий урок по темам главы «Российская империя в первой половине XIX века». | 1 | 12 |
| Практические задания формата ЕГЭ |
Глава 7. Российская империя во второй половине XIX в.- начале XX в.- 28 ч. | |||||
108 | Внутренняя политика. | 1 | 1 |
| §43-44, стр. 150-154, выписать в тетрадь термины и даты |
109 | Крестьянская реформа 1861 года. | 1 | 2 |
| §43-44, стр. 154-157, выписать в тетрадь термины и даты |
110 | Великие реформы 60-70-х гг. XIX века. | 1 | 3 |
| §43-44, стр. 157-162, выписать в тетрадь термины и даты |
111 | Александр III. | 1 | 4 |
| §43-44, стр. 162-168, выписать в тетрадь термины и даты |
112 | Экономическое развитие России в пореформенный период (1860-1890-е гг.) | 1 | 5 |
| §45, стр. 168-173, выписать в тетрадь термины и даты |
113 | Особенности пореформенного развития экономики России. Сельское хозяйство. | 1 | 6 |
| §45, стр. 173-176, выписать в тетрадь термины и даты |
114 | Общественно-политическая жизнь России в 1860-1880-е гг. | 1 | 7 |
| §46, стр. 176-179, выписать в тетрадь термины и даты |
115 | Революционеры и радикалы 1860-1880-х гг. | 1 | 8 |
| §46, стр. 179-186, выписать в тетрадь термины и даты |
116 | Внешняя политика России во второй половине XIX века. | 1 | 9 |
| §47, стр. 186-195, выписать в тетрадь термины и даты |
117 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | 10 |
| §47, стр. 195-199, выписать в тетрадь термины и даты |
118 | Социально-экономическая характеристика российского общества на рубеже веков. | 1 | 11 |
| §48, стр. 199-207, выписать в тетрадь термины и даты |
119 | Аграрная реформа П.А. Столыпина. Рабочий вопрос. | 1 | 12 |
| §48, стр. 207-214, выписать в тетрадь термины и даты |
120 | Политическая жизнь России в начале XX века. | 1 | 13 |
| §49-50, стр. 214-218, выписать в тетрадь термины и даты |
121 | Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 | 14 |
| §49-50, стр. 218-220, выписать в тетрадь термины и даты |
122 | Революция 1905-1907 гг. | 1 | 15 |
| §49-50, стр. 220-223, выписать в тетрадь термины и даты |
123 | Политические партии и начало российского парламентаризма. |
| 16 |
| §49-50, стр. 223-227, выписать в тетрадь термины и даты |
124 | Политическая жизнь страны после революции. | 1 | 17 |
| §49-50, стр. 227-230, выписать в тетрадь термины и даты |
125 | Культура России второй половины XIX века. | 1 | 18 |
| §51, стр. 230-234, выписать в тетрадь термины и даты |
126 | Литература. Театр. Музыка второй половины XIX века. | 1 | 19 |
| §51, стр. 234-238, выписать в тетрадь термины и даты |
127 | Культура России начала XX в. | 1 | 20 |
| §52, стр. 238-239, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 43-51 |
128 | Наука. Литература. Искусство. | 1 | 21 |
| §52, стр. 239-244, выписать в тетрадь термины и даты, повторить §§ 43-51 |
129 | Практикум 8. Отмена крепостного права в России. | 1 | 22 |
| стр. 244-245 |
130 | Работа по теме практикума с историческими источниками. | 1 | 23 |
| стр. 245-251 |
131 | Практикум 9. Фундаментальные особенности социально-политического строя России в сравнении с государствами Западной Европы. | 1 | 24 |
| стр. 251-254, ответить на вопросы |
132 | Работа по теме практикума с историческими источниками. | 1 | 25 |
| стр. 254-261, ответить на вопросы |
133 | Практикум 10. Российская школа: взгляд сквозь столетие. | 1 | 26 |
| стр. 261-263, ответить на вопросы |
134 | Работа по теме практикума с историческими источниками. | 1 | 27 |
| стр. 263-275, ответить на вопросы, повторить §§ 43-52 |
135 | Повторительно - обобщающий урок по темам главы «Российская империя во второй половине XIX в.- начале XX века.» | 1 | 28 |
| повторить §§ 1-52 |
136 | Итоговое повторение. | 1 | 1 |
| без задания |
29