Рабочая программа
Предмет «История» 5- 9 класс
Пояснительная записка
Программа по истории для 5-9 классов составлена на основе примерной программы по истории в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010г. №1897. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644), а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.
- Приказа Минобрнауки РФ от 31.032014 «253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019-2020 учебный год
- Историко - культурного стандарта, разработанного рабочей группой по подготовке концепции нового учебно - методического комплекса по отечественной истории РФ от 21 мая 2012 г. № Пр. – 1334.
- Примерных программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2014. (ФГОС).
- ООО МБОУ СОШ №2 с. Некрасовка
Учебный план 2019-2020
Рабочая программа способствует решению следующих целей и задач изучения истории на ступени основного общего образования:
- развитие и воспитание личности школьника, способного к самоиндетификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.
Ф.А. Михайловский «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров; под научной редакцией доктора исторических наук, академика РАН П.Г. Гайдуков «Всеобщая история. История средних веков», учебник для 6-го класса основной школы. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов «История России», под редакцией А.В. Торкунова ,учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Просвещение», 2016.
О.В. Дмитриева; под научной редакцией доктора исторических наук, академика РАН П.Г.Гайдуков «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV–XVII век», учебник для 7 класса основной школы. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов «История России», под редакцией А.В. Торкунова ,учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Просвещение», 2017.
Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов, Л.А. Пименова; под научной редакцией доктора исторических наук, академика РАН С.П. Карпова «Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век», учебник для 8 класса основной школы. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов «История России», под редакцией А.В. Торкунова ,учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. –М.: «Просвещение», 2017
Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов; под научной редакцией доктора исторических наук, академика РАН С.П. Карпова «Всеобщая история. История Нового времени. 1801—1914 гг.», учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
Место предмета «История» в учебном плане
Предмет «История» изучается с 5 по 9 класс в объеме 2 часов в неделю при 34 учебных неделях в году в 5-9 классах. Следовательно, за учебный год предполагается: в 5-9 классах – 68 часов. С 5 по 9 классы предполагается 374 учебных часов. Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Распределение часов по классам обучения и по курсам «Всеобщая история» и «История России» представлено в таблице.
Класс | Всего часов | Разделы рабочей программы |
Всеобщая история | История России |
5 | 68 | 68 | - |
6 | 68 | 28 | 40 |
7 | 68 | 28 | 40 |
8 | 68 | 28 | 44 |
9 | 102 | 34 | 68 |
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Данные результаты достигаются путем проведения проблемного обучения, интегрированных уроков, групповой работы, исследовательской работы, проектной деятельности.
Содержание учебного курса «История»
История России. Всеобщая история.
Всеобщая история
5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований.
Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.
Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам.
Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.
Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей».
Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.
Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.
Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле.
Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской.
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.
Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Введение. Живое Средневековье.
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье
. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.
Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.
Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
7 класс
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 класс
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в.
Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному.
Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.
Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий.
Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи.
Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности.
Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.
Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси.
Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации.
Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны.
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма.
Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.
Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
Учебно-тематический план
Блок 1. История России 6-9 классы (188ч) |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Класс | Количество часов |
| История России с древнейших времен до XVI века | 6 | 40 |
| Введение | | 1 |
| Народы и государства на территории нашей страны в древности | | 4 |
| Русь в IX — первой половине XII века | | 10 |
| Русь в середине XII — начале XIII века | | 6 |
| Русские земли в середине XIII — XIV веке | | 6 |
| Русские земли в XIV — первой половине XV века | | 5 |
| Формирование единого Русского государства в XV веке | | 6 |
| Итоговое обобщение | | 2 |
| История России XVI – конец XVII века | 7 | 40 |
| Введение. | | 1 |
| Создание Московского царства. | | 12 |
| Смута в России | | 6 |
| Россия в XVII веке . | | 5 |
| «Бунташный век» | | 6 |
| Россия на новых рубежах | | 3 |
| Закат Московского царства | | 5 |
| Итоговое обобщение | | 2 |
| История России. Конец XVII – XVIII века | 8 | 40 |
| Введение | | 1 |
| Рождение Российской империи | | 13 |
| Россия в 1725—1762 годах | | 7 |
| Правление Екатерины II и Павла I | | 17 |
| Итоговое обобщение | | 2 |
| История России. XIX - начало XX века | 9 | 68 |
| Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века | | 5 |
| Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 гг | | 7 |
| Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 гг | | 7 |
| Начало золотого века русской культуры | | 6 |
| Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг | | 9 |
| Российская империя в царствование Александра III.1881-1894 гг | | 6 |
| Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века | | 6 |
| Продолжение золотого века русской культуры | | 7 |
| Россия в конце XIX — начале ХХ века | | 10 |
| Итоговое обобщение | | 5 |
Блок 2. Всеобщая история 5-9 классы (180ч.) |
п/п | Наименование разделов и тем | Класс | Количество часов |
| История Древнего мира | 5 | 68 |
1 | Введение в историю Древнего мира. | | 3 |
3 | Жизнь и открытия первобытных людей. | | 6 |
| Древний Восток. | | 17 |
| Древняя Греция. | | 20 |
| Древний Рим. | | 21 |
| Итоговое обобщение: Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | | 1 |
| История Средних веков | 6 | 28 |
| Введение. | | 1 |
| Раннее Средневековье. | | 9 |
| Европа на подъеме | | 11 |
| Дальние страны | | 5 |
| На пороге Нового времени | | 1 |
| Итоговое обобщение: Историческое и культурное наследие Средневековья. | | 1 |
| Новая история | 7+8+9 | 84 |
| История Нового времени. Конец XV-XVII век | 7 | 28 |
| Введение. | | 1 |
| Великие географические открытия | | 3 |
| Меняющийся облик Европы | | 4 |
| Европейское Возрождение | | 2 |
| Реформация и Контрреформация в Европе | | 3 |
| Государства Западной Европы в XVI –XVII вв | | 7 |
| Наука и культура в конце XVI –XVII вв | | 4 |
| Восток и Запад: две стороны единого мира | | 3 |
| Итоговое обобщение: Историческое и культурное наследие Нового времени. Конец XV-XVII век | | 1 |
| История Нового времени. XVIII век | 8 | 28 |
| Введение. | | 1 |
| Эпоха Просвещения: идеи и люди. | | 3 |
| Государства Европы и Америки в XVIII веке | | 10 |
| Революция во Франции | | 4 |
| Страны Востока в XVIII веке | | 5 |
| Европейская культура и повседневная жизнь XVIII века | | 4 |
| Итоговое обобщение: Историческое и культурное наследие Нового времени. XVIII век | | 1 |
| История Нового времени. 1801—1914 гг. | 9 | 28 |
| Введение. | | 1 |
| Революции и реакция в европейском и мировом развитии. | | 5 |
| Становление национальных государств в Европе | | 3 |
| Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы. | | 4 |
| Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX в. | | 5 |
| Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX в. | | 6 |
| Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX в. | | 1 |
| Наука , культура и искусство в XIX – начале XX в. | | 2 |
| Итоговое обобщение: Историческое и культурное наследие Нового времени. 1801—1914 гг. | | 1 |