Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Табар-Черкийская СОШ»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
на заседании ШМО протокол №_1 от 28.08.17г. Руководитель ШМО _______ /___________/ | Заместитель директора по УВР _________/ Хураськина И.Б./ | Директор школы _______/ Щербакова Л.И./ Приказ №_102 от 28.08.2017г. |
Рабочая программа
по предмету «История»
5 - класс
Составитель: Кубайкина Светлана Валерьевна, учитель истории и обществознания I квалификационной категории
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
• Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) Использование элементов причинно-следственного анализа;
2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного предмета
5 класс Всеобщая история
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Календарно- тематическое планирование
УМК: Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М. "Просвещение",2012 г.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | Факт. |
| Введение (2ч) | |
1 | Введение. Что изучает история. Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Что изучает история татарского народа и Татарстана. Исторические источники и основные их виды | 1 | 1 | | |
2 | Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | 1 | 1 | | |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч) |
Первобытные собиратели и охотники (3 ч) |
3 | Древнейшие люди. Расселение древнейшего человека. | 1 | 2 | | |
4 | Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | 2 | | |
5 | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. | 1 | 3 | | |
Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) |
6 | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. | 1 | 3 | | |
7 | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Появление неравенства и знати | 1 | 4 | | |
8 | Возникновение древнейших цивилизаций. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. | 1 | 4 | | |
9 | Древние люди на территории Волго-Уральского региона в эпоху камня, бронзы и раннего железа: расселение, хозяйство, общественный строй, контакты с соседями, духовная культура. | 1 | 5 | | |
10 | Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей» | 1 | 5 | | |
Раздел II. Древний Восток (20 ч) |
Древний Египет (8 ч) |
11 | Древний Египет. | 1 | 6 | | |
12 | Условия жизни и занятия населения . Как жили земледельцы и ремесленники в Египте . Рабы. | 1 | 6 | | |
13 | Управление государством (фараон, чиновники). | 1 | 7 | | |
14 | Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. | 1 | 7 | | |
15 | Религиозные верования египтян. Жрецы. | 1 | 8 | | |
16 | Искусство Древнего Египта. Храмы и пирамиды. | 1 | 8 | | |
17 | Познания древних египтян. Письменность | 1 | 9 | | |
18 | Контрольная работа за I триместр | 1 | 9 | | |
Западная Азия в древности (7 ч) |
19 | Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. | 1 | 10 | | |
20 | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. | 1 | 10 | | |
21 | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | 1 | 11 | | |
22 | Палестина: расселение евреев. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания | 1 | 11 | | |
23 | Израильское царство. Занятия населения. | 1 | 12 | | |
24 | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. | 1 | 12 | | |
25 | Персидская держава: военные походы, управление империей. | 1 | 13 | | |
Индия и Китай в древности (5 ч) |
26 | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. | 1 | 13 | | |
27 | Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Индийские касты | 1 | 14 | | |
28 | Древний Китай. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | 14 | | |
29 | Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Первый властелин единого Китая. Хунну (гунны) в Азии | 1 | 15 | | |
30 | Обобщающее повторение по разделу «Древний Восток» | 1 | 15 | | |
Раздел III. Древняя Греция (20 ч) |
Древнейшая Греция (4 ч.) |
31 | Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Греки и критяне | 1 | 16 | | |
32 | Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. Микены и Троя | 1 | 16 | | |
33 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | 17 | | |
34 | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | 1 | 17 | | |
Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7 ч) |
35 | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. | 1 | 18 | | |
36 | Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. | 1 | 18 | | |
37 | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | 1 | 19 | | |
38 | Великая греческая колонизация. | 1 | 19 | | |
39 | Спортивные состязания; Олимпийские игры. | 1 | 20 | | |
40 | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков | 1 | 20 | | |
41 | Урок –игра «Древнейшая Греция» | 1 | 21 | | |
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч) |
42 | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | 21 | | |
43 | В городе богини Афины | 1 | 22 | | |
44 | Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. | 1 | 22 | | |
45 | Быт и досуг древних греков. Театр. | 1 | 23 | | |
46 | Афинская демократия при Перикле | 1 | 23 | | |
Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч) |
47 | Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Период эллинизма. Македонские завоевания. | 1 | 24 | | |
48 | Держава Александра Македонского и ее распад. | 1 | 24 | 10.03 | |
49 | Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. В Александрии Египетской | 1 | 25 | | |
50 | Обобщающее повторение по разделу «Древняя Греция» | 1 | 25 | | |
Раздел IV. Древний Рим (18 ч) |
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
51 | Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.. | 1 | 26 | | |
52 | Завоевание Римом Италии. | 1 | 26 | | |
53 | Римская республика . | 1 | 27 | | |
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
54 | Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. | 1 | 27 | | |
55 | Установление господства Рима в Средиземноморье | 1 | 28 | | |
56 | Рабство в Древнем Риме | 1 | 28 | | |
Гражданские войны в Риме (4 ч) |
57 | Реформы Гракхов | 1 | 29 | | |
58 | Восстание Спартака | 1 | 29 | | |
59 | От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. | 1 | 30 | | |
60 | Установление императорской власти; Октавиан Август. | 1 | 30 | | |
Римская империя в первые века н. э. (5 ч) |
61 | Соседи Римской империи | 1 | 31 | | |
62 | В Риме при императоре Нероне | 1 | 31 | | |
63 | Возникновение и распространение христианства. | 1 | 32 | | |
64 | Римская империя: территория, управление. | 1 | 32 | | |
65 | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. «Вечный город» и его жители | 1 | 33 | | |
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 ч) |
66 | Римская империя при Константине. | 1 | 33 | | |
67 | Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. | 1 | 34 | | |
68 | Контрольная работа | 1 | 34 | | |
Итоговое повторение (2 ч) |
69 | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Защита проектов | 1 | 35 | | |
70 | Игра «Семь чудес света» | 1 | 35 | | |