СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оабота содержит подробную рабочую программу по истории с 5 по 9 класс и подробное КТП по истории Древнего мира 5 класс
26
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по Истории составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утверждёнными Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями — приказы от 29.12.2014 №1644); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих программах учебных предметов» №08-1786 от 28.10.2015).
Рабочая программа учебного предмета История составлена на основе:
Основной образовательной программы ООО МАОУ СОШ №70 города Тюмени имени Великой Победы.
Учебного плана МАОУ СОШ № 70 города Тюмени, утвержденного директором школы и согласованного с Управляющим советом МАОУ СОШ № 70.
Федерального перечня рекомендованных учебников на 2016-2017 год. (Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказ Минобрнауки России №576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253». Приказ от 28 декабря 2015 г. № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 31 марта 2014 г. № 253. Приказ от 26 января 2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 31 марта 2014 г. № 253).
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:
Авторская программа по Всеобщей истории. 5-9 класс. Рабочие программы. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, А. О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова. ФГОС. «Просвещение», 2016
Авторская рабочая программа курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразоват. организаций/ А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. – М. «Просвещение», 2016 ФГОС
Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М. "Просвещение"
Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение"
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800. Под редакцией А. А. Искендерова. 7 класс.- М. "Просвещение"
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение"
Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Под редакцией А. А. Искендерова. 9 класс.- М. "Просвещение"
История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); локализовать во времени общие рамки и события исторических периодов (Древняя история, Средневековье, Новое время, Новейшая история); соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории государств, значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира, местах крупнейших событий и др.;
проводить поиск информации, анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры;
объяснять причины и следствия наиболее значительных событий (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края; проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и способов исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и других);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета «История»
2016-2021 учебный год (374 часа)
Блок I. «Всеобщая история» (186 часов)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий). |
Раздел 1. История древнего мира (68 ч) 5 класс | ||
| Введение (1 ч) | • Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; • давать характеристику общественного строя древних государств; • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. |
1 | Жизнь первобытных людей(7 ч): Первобытные собиратели и охотники. Первобытные земледельцы и скотоводы. Счет лет в истории. | |
2 | Древний восток (19 ч); Древний Египет. Западная Азия в древности. Индия и Китай в древности. | |
3 | Древняя Греция (21 ч): Древнейшая Греция. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. . Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | |
4 | Древний Рим (17 ч): Рим: от возникновения до установления господства над Италией. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Гражданские войны в Риме. Римская империя в первые века нашей эры. Падение Западной Римской империи. | |
| Итоговое повторение (3 ч) | |
|
| |
Раздел II. История Средних веков (28 часов) 6 класс | ||
| Введение (1 ч) | • Локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах в зарубежных странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в зарубежных странах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков. • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение. |
1 | Становление средневековой Европы (4 ч) | |
2 | Византийская империя и славяне в VI-XI веках (3 ч) | |
3 | Арабы в VI-XI веках(1 ч) | |
4 | Феодалы и крестьяне (2 ч) | |
5 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе (1 ч) | |
6 | Католическая церковь. Крестовые походы (2 ч) | |
7 | Образование централизованных государств (6 ч) | |
8 | Германия и Италия в XII-XV веках (1 ч) | |
9 | Славянские государства и Византия в XIV -XV веках(1 ч) | |
10 | Культура Западной Европы в XI – XV веках (2 ч) | |
11 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3ч) | |
| Повторение и обобщение по теме: «Наследие Средних веков в истории человечества» (1 ч) | |
Раздел III. Новая история (56 часов) 7-8 классы | ||
Новая история (1500-1800 гг.) 7 класс | • Локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о зарубежных государствах в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию из различных источников по всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в зарубежных странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Нового времени; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Нового времени. • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности. | |
| Введение (1 ч) | |
1 | Европа и мир в начале Нового времени (4 ч) | |
2 | Художественная культура и наука эпохи Возрождения (2 ч) | |
3 | Реформация и контрреформация в Европе (4 ч) | |
4 | Первые буржуазные революции (2 ч) | |
5 | Международные отношения в XVI-XVIII веках (2 ч) | |
6 | Эпоха просвещения. Время преобразований (8 ч) | |
7 | Традиционные общества Востока в XVI-XVIII веках (3 ч) | |
| Повторение и обобщение (2 ч) | |
Новая история (1800-1913 гг.) 8 класс | ||
8 | Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (6 ч) | |
9 | Строительство новой Европы (8 ч) | |
10 | Мир во второй половине XIX века. Европа: время реформ и колониальных захватов века (5 ч) | |
11 | Две Америки (2 ч) | |
12 | Традиционные общества Востока в XIX веке: модернизация или потеря независимости (4 ч) | |
13 | Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (2 ч) | |
| Итоговое повторение и закрепление знаний по курсу «Новая история. 1800-1900 гг.» (1 ч) | |
Раздел IV. Новейшая история(34 часа) 9 класс | ||
| Введение. Мир к началу XX века. Новейшая история: понятие, периодизация (1 ч). | • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; • использовать историческую карту как источник информации о территории зарубежных стран в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху; • анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи; • применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в зарубежных странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе; • раскрывать характерные черты экономического и социального развития зарубежных стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.; • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в зарубежных странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.); • сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям всеобщей истории ХХ — начала XXI в. |
1 | Мир в начале XX века, 1900-1918 гг.(6 ч) | |
2 | Мир в 1918-1939 гг. (10 ч) | |
3 | Вторая мировая война (2 ч) | |
4 | Мир в послевоенный период: 1945 – начало XXI века (14 ч) | |
| Повторение и обобщение по теме: «Мир во II половине XX– начале XXI в.» (1 ч) |
Блок II. «История России»
(188 часов)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий). |
Раздел 1. История России: От древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV в.) 6 класс (40 ч) | ||
| Введение (1 ч) | • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной истории; • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение. |
1 | Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч) | |
2 | Русь в IX – первой половине XII вв. (11 ч) | |
3 | Русь во середине XII - XIII века (5 ч) | |
4 | Русские земли в середине XIII – XIV вв. (10 ч) | |
5 | Формирование единого Русского государства (8 ч) | |
|
| |
|
| |
Раздел 2. История России. Россия XVI –XVII век. 7 класс (40 ч) | ||
1 | Россия в XVI в. (20 ч) | Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в. Объяснять смысл понятий: приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси, политике власти. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой трети XVI в. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси, политике власти. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др. Объяснять цели и задачи внешней политики. Раскрывать, каковы были последствия для Русского государства. Использовать историческую карту для характеристики роста территории государства. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в XVI в. Объяснять смысл понятий: служилые и тяглые. Изучать исторические документы. Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Грозного. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощение крестьян, укрепление самодержавия и др.). Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. Показывать на исторической карте основные направления торговых и культурных связей Руси и Западной Европы. Раскрывать роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Объяснять значение учреждения патриаршества. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Приводить оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., используя информацию из источников (отрывки из Домостроя, изобразительные материалы и др.). Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории государства, роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты развития централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. Показывать на исторической карте основные направления торговых и культурных связей Руси и Западной Европы. Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чём заключались причины Смуты начала XVI в. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством Ивана Болотникова и др. Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России». Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников (возможны ролевые высказывания). Характеризовать последствия Смуты для Российского государства. Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения. Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений. Рассказывать о причинах воцарения династии Романовых. Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять смысл понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. Объяснять смысл понятия «абсолютизм» на основе знаний из курса всеобщей истории. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г., использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чём заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством. Характеризовать личность и деятельность царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Характеризовать изменения в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины народных движений в России XVII в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.». Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в. Составлять рассказ о народах, живших в России в XVII в., используя материал учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории края). Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядец. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума (в том числе в форме высказывания в ролевой ситуации). Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве XVII в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятеля отечественной культуры XVII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому городу XVII в.»). Рассказывать о нравах и быте русского общества XVIIв., используя информацию из источников. |
2 | Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч) | |
| | |
Раздел 3. История России. Россия в конце XVII - XVIII вв. 8 класс (40 часов). | ||
1 | Введение (1ч.) | Характеризовать особенности исторического развития России, используя историческую карту. Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту. Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I Характеризовать важнейшие преобразования Петра I и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»). Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати. Использовать тексты исторических источников (отрывки петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти. Характеризовать сущность петровского абсолютизма. Объяснять смысл понятий: протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне. Давать оценку итогов экономической политики Петра I. Характеризовать особенности российского общества в Петровскую эпоху. Использовать тексты исторических различных источников. Объяснять причины учреждения патриаршества и синода. Характеризовать сущность петровского абсолютизма. Показывать на исторической карте районы народных движений. Характеризовать причины участников и итоги восстаний. Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта. Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.). Составлять характеристику Петра I. Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I. Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории. Обобщать и систематизировать исторический материал. Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I. Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Рассказывать об участии России в войнах, важнейших сражениях и итогах войны. Характеризовать национальную и религиозную политику преемников Петра I. Объяснять последствия проводимой политики. Обобщать и систематизировать исторический материал. Характеризовать особенности исторического развития и международного положения России к середине 18 века. Раскрывать смысл понятия «просвещённый абсолютизм» на основе знаний из всеобщей истории. Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещённого абсолютизма в России. Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского населения. Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её деятельности. Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края). Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е.И. Пугачёва. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику Е.И. Пугачёва на основе текста учебника, дополнительных источников информации. Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II в отношении Пугачёвского восстания. Характеризовать национальную и религиозную политику Екатерины 2. Объяснять последствия проводимой политики. Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики в последней трети XVIII в., историческое значение освоении Новороссии и Крыма. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Высказывать суждение о том, что способствовало победам русских войск. Составлять исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и оценивать их деятельность. Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Составлять исторический портрет Павла I на основе текста учебника и дополнительных источников информации. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственных наблюдений. Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.». Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п.). Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в. Рассказывать об общественной мысли в России во второй половине XVIII в. Характеризовать деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта. Составлять описание нравов и быта эпохи с использованием информации из исторических источников. Высказывать и аргументировать оценку наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIII в. Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в. |
2 | Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч.) | |
3 | Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 ч.) | |
4 | Российская империя при Екатерине II (9 ч) | |
5 | Россия при Павле I (2 ч) | |
6 | Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч) | |
Раздел 4. История России Российская империя в XIX – начале XX вв. 9 класс (40 часов). | ||
1 | Россия в первой четверти XIX в. (9 ч) | Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения. Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в. Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества. Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в. Называть либеральные и консервативные меры Александра I. Объяснять причины изменения внутриполитического курса Александра I. Характеризовать национальную и религиозную политику Александра 1. Объяснять последствия проводимой политики. Объяснять смысл понятий: военные поселения, аракчеевщина. Давать характеристику личности и деятельности Александра I. Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору) на основе научно-популярной литературы. Излагать оценку движения декабристов. Определять и аргументировать своё отношение к ним и оценку их деятельности. Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий: кодификация законов, корпус жандармов. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Николая I. Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западно-европейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности М.М. Сперанского, П.Д. Киселёва, Е.Ф. Канкрина. Объяснять смысл понятий: западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западни ков и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты. Характеризовать национальную и религиозную политику Николая 1 и объяснять последствия проводимой политики. Характеризовать этнокультурный облик страны. Характеризовать основные на правления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Перси ей и Турцией, Кавказской войне, характеризовать их итоги. Составлять характеристики за щитников Севастополя. Показывать на карте территориальный рост Российской империи в первой половине XIX в. Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти (с использованием материалов истории края). Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1853–1856 гг. Подготовить сообщение об одном из участников Крымской войны (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Крымской войны для российского общества. Характеризовать достижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору). Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении, эссе и т. д. Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории первой половины XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и миро вой истории первой половины XIX в. Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Называть основные положения крестьянской, земской, судебной, военных реформ. Объяснять смысл понятий: редакционные комиссии, временно-обязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники. Приводить оценки характера и значения реформ 1860– 1870_х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Объяснять смысл понятий: земства, городские управы, мировой суд. Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия на основе информации исторической карты. Раскрывать, в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать об экономическом состоянии России, положении основных слоёв населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.). Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870–1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870–1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Излагать оценку значения народнического движения, высказывать своё отношение к ним. Давать оценку национальной политики самодержавия при Александре II. Характеризовать внешнюю политику Александра II. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870е гг. Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX в. Характеризовать внутреннюю политику Александра III. Излагать оценки деятельности императора Александра III, приводимые в учебной литера туре, высказывать и аргументировать свою оценку. Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Излагать оценки значения общественного движения, высказывать своё отношение к ним. Характеризовать национальную и религиозную политику Александра III. Объяснять последствия проводимой политики. Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Характеризовать достижения культуры России второй половины XIX в. Составлять описание памятников культуры рассматриваемо го периода (для памятников, находящихся в крае, городе, может быть составлен сценарий экскурсии). Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. (по выбору). Проводить поиск информации для сообщения о культуре края во второй половине XIX в. Давать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в. Рассказывать о положении основных слоёв российского общества в этот период, характеризовать его. Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в. Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края). Сравнивать темпы и характер экономической модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России в начале XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. Объяснять, в чём заключалась необходимость политических реформ в России в начале XX в. Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России в начале XX в. Давать характеристику императора Николая II. Объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в. Систематизировать материал об основных политических течениях в России в начале XX в., характеризовать их определяющие черты. Характеризовать основные направления внешней политики России, причины русско-японской войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе информации учебника и исторических документов. Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России. Раскрывать причины и характер российской революции 1905–1907 гг. Рассказывать об основных событиях революции 1905–1907 гг. и их участниках. Объяснять смысл понятий: Государственная дума, кадеты, октябристы, социал- демократы. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России. Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку. Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, давать оценку её итогов и значения. Объяснять смысл понятий: отруб, хутор, переселенческая политика. Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию. Раскрывать основную сущность и последствия изменений в политической и общественной жизни России после революции 1905 г. Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения. Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов). Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов). Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории второй половины XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории в начале XX в. |
2 | Россия во второй четверти XIX в. (8 ч) | |
3 | Россия в эпоху Великих реформ (7 ч.) | |
4 | Россия в 1880 – 1890-е гг. (7 ч) | |
5 | Россия в начале XX в. (9 ч) | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 |
| |
|
|
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата | Название раздела, темы, урока | Количество часов | Виды контроля, планируемые результаты | Примечание (индивидуальная работа на уроке с детьми ОВЗ) | Домашнее задание | |||||
план | факт | ||||||||||
1 |
|
| Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | 1 | Терминологический диктант |
| Стр.6-8 | ||||
|
|
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей. | 6 |
|
|
| ||||
|
|
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. | 3 |
|
|
| ||||
2 |
|
| Древнейшие люди. | 1 | Индивидуальный опрос. Работа с картой | Составить таблицу «Чем древнейшие люди отличаются от животных»
| §1, работа с картой. Составить рассказ на тему «Чем древнейшие люди отличаются от животного?» | ||||
3 | | | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | Фронтальный опрос. | Составить описание рисунка «Охота на диких коз» с.12 | §2, в. 1-3 (устно) объяснить значение слов | ||||
4 | | | Возникновение искусства и религии. | 1 | Фронтальный опрос. | Составить 5 вопросов по §3 | §3, в. 1-3 (устно) составить кроссворд | ||||
| | | Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 3 | | | | ||||
5 | | | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Фронтальный опрос. | Ответить на в.1 (письменно) с. 23 | §4, Заполнить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община» | ||||
6 | | | Появление неравенства и знати. | 1 | Фронтальный опрос. | Составить кроссворд §5 | §5 Вопросы (устно), составить кроссворд | ||||
7 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей». | 1 | Тест | | | ||||
8 | | | Тема 3. Счет лет в истории. Счет лет в истории. | 1 | Решение исторических задач. Составление исторических задач с использованием "ленты времени» | Прочитать текст стр. 28-30, подготовить перессказ | Стр.28-30, решение хронологических задач, подготовить исторические задачи на тему «Счет лет в истории» (не менее 5) | ||||
| | | Раздел 2. Древний Восток. | 18 | | | | ||||
| | | Тема 1. Древний Египет. | 8 | | | | ||||
9 | | | Государство на берегах Нила. | 1 | Работа с картой | Прочитать §6, пересказ | §6, вопросы (устно), | ||||
10 | | | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | Фронтальный опрос | §7, ответь на вопрос2 устно с.39 | §7, составить рассказ от лица земледельца «День египетского земледельца», | ||||
11 | | | Жизнь египетского вельможи. | 1 | Исторический диктант, фронтальный опрос | §8, подготовить пересказ | §8, анализ документа на стр.45 | ||||
12 | | | Военные походы фараонов. | 1 | Работа с исторической картой. Сочинение-эссе | §9, выучить термины из Словарика | §9, работа с картой | ||||
13 | | | Религия древних египтян. | 1 | Составление таблицы «Сравнение религиозных верований первобытных людей и египтян» | §10, индивидуальные задания по рабочей тетради | §10, составить рассказ от имени египтян о посещении храма | ||||
14 | | | Искусство Древнего Египта. | 1 | Фронтальный опрос. | §11, р.т. задание 30,34. | §11, подготовить сообщения | ||||
15 | | | Письменность и знания древних Египтян. | 1 | Фронтальный опрос. | Тест, §12, ответить на вопрос «Чему учили в школах Египта» | §12, сообщение | ||||
16 | | | ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК по теме: «Древний Египет». | 1 | Тест | | Повторение Глава 4. | ||||
| | | Тема 2. Западная Азия в древности. | 7 | | | | ||||
17 | | | Древнее Двуречье. | 1 | Работа с картой. Составление сравнительной таблицы «Географическая среда Египта и Двуречья» | §13, р.т. з-ие 46,48,52 | §13, объяснить значение слов | ||||
18 | | | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Фронтальный опрос. | Задание в р.т. №54-60 | §14, анализ документа «Из законов Хаммурапи» | ||||
19 | | | Финикийские мореплаватели. | 1 | Устный индивидуальный опрос | §15, пересказ | §15, вопросы (устно) | ||||
20 | | | Библейские сказания. | 1 | Фронтальный опрос. | §16, р.т. задание №61, 63 | §16, описать рисунок | ||||
21 | | | Древнееврейское царство. | 1 | Составление сравнительной таблицы «Египетская и древнееврейская религии» | §17, перессказ | §17, составить таблицу «Египетская и древнееврейская религии» | ||||
22 | | | Ассирийская держава. | 1 | Исторический диктант | Выучить термины. | §18, описание событий по рисунку | ||||
23 | | | Персидская держава «царя царей». | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос. | Индивидуальны тест | §19, сообщение | ||||
| | | Тема 3. Индия и Китай в древности. | 5 | | | | ||||
24 | | | Природа и люди Индии. | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос. | Задание 71 в р.т. | §20, работа с картой | ||||
25 | | | Индийские касты. | 1 | Фронтальный опрос. | §21, прочитать, пересказать | §21, объяснить значение слов, Варна, каста, веды, брахманы, кшатрии, шудры, вайшьи | ||||
26 | | | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | Фронтальный опрос. | Подготовить презентацию «Кто такой Конфуций» | §22, знакомство с документом «Из высказываний Конфуция», ответить на вопросы | ||||
27 | | | Первый властелин единого Китая. | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос. | тест | §23, описать рисунок «Великая Китайская стена» | ||||
28 | | | ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК: «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру». | 1 | Тест | | Ответить на вопросы на стр. 110 | ||||
| | | Раздел 3. Древняя Греция. | 20 | | | | ||||
| | | Тема 1. Древнейшая Греция. | 5 | | | | ||||
29 | | | Греки и критяне. | 1 | Работа с картой | §24, пересказ | §24, работа с картой. | ||||
30 | | | Микены и Троя. | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос | §25, работа с рисунком. | §25, работа с рисунком. | ||||
31 | | | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | Работа с документами | §26, прочитать, пересказ | §26,подготовить сообщение «Мифические герои поэм Гомера» | ||||
32 | | | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | Работа с документами | §27, прочитать, пересказ | §27, работа с картой. | ||||
33 | | | Религия древних греков. | 1 | Исторический диктант | Тест. Прочитать любой миф о Геракле и пересказать. | §28, сообщение о Геракле, анализ любого мифа | ||||
| | | Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 7 | | | | ||||
34 | | | Земледельцы Аттики теряют свою землю и свободу. | 1 | Фронтальный опрос. | Тест | § 29, объяснить значение слов. | ||||
35 | | | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | Работа с документами. Фронтальный опрос. | тест | §30, подготовить сообщение | ||||
36 | | | Древняя Спарта. | 1 | Индивидуальный опрос | §31, задание в р.т. №22 | §31, работа с картой. | ||||
37 | | | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | Работа с картой | §32, задание 25,27,28 в р.т. | §32, описать по рисунку греческую колонию | ||||
38 | | | Олимпийские игры в древности. | 1 | Фронтальный опрос | Тест | §33, составить рассказ об Олимпийских играх от лица очевидца | ||||
39 | | | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | Работа с картой | §34, выучить даты | §34, работа с датами | ||||
40 | | | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос. | Тест. §35, пересказ | §35, составить рассказ об одном из сражений греков | ||||
| | | Тема 3. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. | 5 | | | | ||||
41 | | | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | Фронтальный опрос. | §36. Написать письмо другу из порта Пирей, поделиться своими впечатлениями. | §36, описать по рисунку гавань Пирея | ||||
42 | | | В городе богини Афины. | 1 | Фронтальный опрос. | §37, пересказ | §37, составить рассказ от имени путешественника. | ||||
43 | | | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | Составление плана ответа по теме | §38, опишите как проходили занятия в афинских школах | §38, объяснить значение слов. | ||||
44 | | | В театре Диониса. | 1 | Фронтальная аналитическая беседа | §39, описать здание театра | §39, описать здание театра | ||||
45 | | | Афинская демократия при Перикле. | 1 | Терминологический диктант. Фронтальный опрос. | Тест | §40, описать рисунок «Народное собрание в Афинах». | ||||
| | | Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 4 | | | | ||||
46 | | | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос. | §41, прочитать | §41, работа с картой | ||||
47 | | | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | Работа с картой | §42, прочитать | §42, описать рисунок «Переход через реку Граник». | ||||
48 | | | В Александрии Египетской. | 1 | Фронтальный опрос | §43, пересказ | §43, составить рассказ от имени очевидца. | ||||
49 | | | ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК по теме: «Вклад эллинов в мировую культуру». | 1 | Тест | | Ответить на вопросы. | ||||
| | | Раздел 4. Древний Рим. | 17 | | | | ||||
| | | Тема 11. Рим: от возникновения до установления господства над Италией. | 3 | | | | ||||
50 | | | Древнейший Рим. | 1 | Фронтальный опрос. | Тест | §44, работа с картой. | ||||
51 | | | Завоевание Римом Италии. | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос. | Выписать в Словарь основные понятия темы | §45, уметь объяснить значение слов. | ||||
52 | | | Устройство Римской республики. | 1 | Работа с документами | §46, пересказ | §46, подготовить сообщение | ||||
| | | Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 | | | | ||||
53 | | | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | Работа с картой. Определение значений | §47, составить 5 вопросов | §47, сообщение | ||||
54 | | | Установление господства Рима во всем Средиземноморья. | 1 | Работа с картой | §48, пересказ | §48, описать рисунки | ||||
55 | | | Рабство в Древнем Риме. | 1 | Фронтальный опрос. Составление конспекта. | Тест | §49, анализ документа. | ||||
| | | Тема 13. Гражданские войны в Риме. | 4 | | | | ||||
56 | | | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | Фронтальный опрос | §50, пересказ | §50, сообщение о римских именах. | ||||
57 | | | Восстание Спартака. | 1 | Работа с картой. Решение проблемных задач. | §51, составить рассказ от имени гладиатора | §51, составить рассказ от имени гладиатора | ||||
58 | | | Единовластие Цезаря. | 1 | Работа с картой. Составление плана ответа по теме. | §52, ответить на вопросы (устно) | §52, анализ документа. | ||||
59 | | | Установление империи. | 1 | Работа с картой. Составление плана ответа по теме. | §53, выучить даты | §53, работа с датами. | ||||
| | | Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | 5 | | | | ||||
60 | | | Соседи Римской империи. | 1 | Работа с картой | §54 | §54, работа с картой. | ||||
61 | | | Рим при императоре Нероне. | 1 | Составление конспекта | Создание конспекта по §55 | §55, описать рисунок «Казнь христиан при Нероне» | ||||
62 | | | Первые христиане и их учение. | 1 | Работа с иллюстрациями. Фронтальный опрос | Работа с иллюстрациями. Фронтальный опрос | §56, описать рисунок «Собрание первых христиан» | ||||
63 | | | Расцвет империи во II веке. | 1 | Фронтальный опрос | Тест | §57, объяснить значение слов. | ||||
64 | | | «Вечный город» и его жители. | 1 | Фронтальный опрос | Тест | §58, подготовить рассказ «Один день в Риме» | ||||
| | | Тема 15. Падение Западной Римской империи. | 4 | | | | ||||
65 | | | Римская империя при Константине. | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос | §59, ответить на вопросы 2-3 | §59, ответить на вопросы 2-3 | ||||
66 | | | Взятие Рима варварами. | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос | §60, ответить на вопросы 2-3 | §60, работа с картой. | ||||
67 | | | ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК по теме: «Особенности цивилизации Греции и Рима». | 1 | Тест | | Ответить на вопросы | ||||
68 | | | Итоговое повторение «Вклад народов древности в мировую культуру». | 1 | Фронтальный опрос | | | ||||
| | | Всего часов | 68 | | | |
Темы творческих, исследовательских работ по истории Древнего мира. 5 класс:
Изобретения и открытия древних людей.
Возникновение письменности.
Вклад народов Древнего Востока (Древней Греции, Древнего Рима) в мировую культуру.
Крылатые выражения из истории Древнего мира и их значение.
Мой любимый герой мифов.
Мой любимый миф.
Чем мне интересны поэмы Гомера?
Моя любимая тема по истории Древней Греции.
Моя любимая тема по истории Древнего Рима.
Олимпийские игры древности и современности.
Примеры патриотизма в истории Древнего мира.
Воины древних государств.
Положение женщины в Афинском государстве (Индии, Спарте, Древнем Риме).
История наших имён.
Семь чудес света – что это?