«Рассмотрено» на заседанииМО учителей________________ _________________________ Протокол № __ от «_____» августа 20____г. Руководитель МО _________ /__________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________/__________ Протокол № ____ от «____» августа 20_____г. | «Утверждено» Директор Медведевской гимназии __________ О.В.Сырейщикова от «____» августа 20______г. |
Рабочая программа
по истории
для 7 а, 7 б, 7 в, 7 г классов
2 часа в неделю (всего 68 часов)
учитель: Бастраков Д.В.
2021 – 2022 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени основного общего образования.
Учебным планом на 2020/2021 учебный год предмету «История» отводится по 2 учебных часа в неделю (всего 68 учебных часов в год).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина ; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2019. — 239 с
История России 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций в 2ч. Н.В. Арсентьев, А.А. Данилов и др. под ред. А.В. Торкунова
Рабочая программа по истории для 7 класса соответствует примерной программе и федеральному компоненту государственного стандарта (стандарты второго поколения) общего образования.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2018;
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учеников, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учеников формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней, во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.
Основу курса истории составляют следующие содержательные линии:
Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность».
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентации и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в программе основного общего образования «История» раздельно, на практике изучаются синхронно-параллельно. При планировании учебного процесса преподаватель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов, место включения регионального материала. В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).
Учебно-методический комплект входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для обучения в 2020-20201 учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).
Диагностическая часть. Программа предусматривает текущий и тематический контроль знаний учащихся в устной и письменной форме (тесты, практические работы, сочинения-эссе, проведение повторительно-обобщающих уроков, устные ответы)
Результаты образовательной программы по курсу истории отслеживаются через систему предметного мониторинга.
• умение работать с текстом:
1) выделять главное;
2) разделить текст на части
3) озаглавить части текста;
4) умение составлять тезисный план, опорный конспект;
5) уметь работать с таблицами и рисунками
6) работать с графиками и диаграммами;
7) работать с терминами;
8) отвечать на вопросы, задавать вопросы;
• усвоение терминов (диктант)
• выполнение и оформление практических работ (рефераты, проекты, исследовательская работа)
(соблюдение требований к написанию и оформлению практических работ).
• навыки решения практических задач.
• проектная деятельность.
• устный ответ учащихся:
1)полнота, правильность ответа;
2) использование терминов, дат, научных теорий, достижений науки, знание формулировок законов;
3) умение отвечать на вопросы.
Обучение осуществляется через следующие формы работы:
урок (комбинированный, игра, лекция, видео-уроки, урок – презентация; уроки с использованием компьютерного учебника; организация работы с документами, урок – учебное исследование, дебаты, семинары)
практическая деятельность (экскурсии в музей, практикум, защита проектных и творческих работ).
Обоснование форм и методов преподавания.
1) Соответствие поставленной цели урока.
2) Соответствие формам организации познавательной деятельности учеников, т.к. индивидуальные, фронтальные, групповые и коллективные формы познавательной деятельности – требуют различных методов обучения.
3) Соответствие содержанию учебного материала.
4) Учитывает возможности по их использованию.
5) Соответствие принципам дидактики: научности, системности, последовательности, учету возрастных особенностей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории можно отметить следующие умения:
осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
использование сведений из исторической карты как источника информации;
овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 7-х классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей
в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей,
изложенные в учебной литературе;
• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной
среде:
• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной
жизни как основу диалога в поликультурной среде;
• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Программа предусматривает текущий и тематический контроль знаний учащихся в устной и письменной форме (тесты, практические работы, сочинения-эссе, проведение повторительно-обобщающих уроков).
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть ученик 7 класса по стории :
- локализовать во времени общие рамки и события Истории Нового времени, этапы становления и развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время;
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностей;
д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
Критерии оценивания учащихся по истории
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3.Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Кол-во учебных часов | Тема |
|
1 | 18 | Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Реформация |
2 | 6 | Первые революции Нового времени. Международные отношения |
3 | 4 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации |
4 | 21 | Россия в XVIвеке |
5 | 19 | Россия в XVIIвеке |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)
История Нового времени (28 часов)
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Реформация (18 часов )
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. Путешествия В. да Гамы, X. Колумба, Ф. Магеллана. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк. Встреча миров.
Эпоха Возрождения.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.
Реформация. Утверждение абсолютизма.
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
Европейские государства в XVI—XVII вв.
Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Первые революции Нового времени. Международные отношения (6 часов)
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.
Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (4 часа).
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава
ИСТОРИЯ РОССИИ в XVI –XVIIвв. (40 часов)
Россия в XVI в. (21 час)
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена
кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в. (19 часов)
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления:
развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские
соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной
Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство Культура народов России в XVII в. Архитектура и жи-вопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты».
Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека
в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Кол-во часов | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
По плану | Фактически |
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 1500-1700 ГГ. (28 часов) | |
Тема 1. Мир вначале Нового времени (18 часов) | |
1 | От Средневековья к Новому времени | | | 1 | Введение |
2-3 | Технические открытия и выход к Мировому океану Великие географические открытия | | | 2 | § 1-2, Стр. 19 №2 Стр. 28 4 письменно |
4- 5 | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе. | | | 2 | § 3, р/т № Стр. 40 Словарная работа 2-3 стр. 40 |
6 | Дух предпринимательства преобразует экономику | | | 1 | § 4, р/т № Таблица Мастерская и мануфактура Стр. 50 ?3 письменно |
7 –8 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. | | | 2 | § 5 р/т № Стр. 59-69 |
9 | Великие гуманисты Европы | | | 1 | Стр. 69 – 78 Проект Эпоха Возрождения |
10-11 | Мир художественной культуры Возрождения | | | 2 | § 6 р/т № Стр. 91 ?5- творческое задание |
12 | Рождение новой европейской науки | | | 1 | § стр. 94 – 102 Заполнить таблицу Ответить на вопрос Чем новая картина мира отличалась от средневековой |
13 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | | | 1 | § 7, Стр. 111 № 1-5 |
14- 15 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | | | 2 | § 8, Стр. 120 №1-5 |
16 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | | | 1 | § 9, Стр. 129 №1-5 |
17 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | | | 1 | § 10 Стр. 139 №2-4 |
18 | Мир вначале Новой истории | | | 1 | |
| Тема II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (6 часов) |
19 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций. | | | 1 | § 11, Общие черты событий в Нидерландах во второй половине XVI - начале XVIIвв и в Англии в середине – второй половине XVIIв Стр. 154 №4 – письменно |
20 21 | Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | | | 2 | § 12, Стр. 163 Таб. Английская революция § 13,Стр. 174 1-6 |
22 23 | Международные отношения в XV-XVIIвв. Тридцатилетняя война | | | 2 | §14 , стр. 188 1-7 Стр. 189 – 190 |
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XV-XVIII вв» | | | 1 | Тестовые задания в р.т. к главе 2 |
Тема III. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (4 часа) | |
25 | Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка. | | | 1 | Стр. 192- 200 № 1, 3-6 | | |
26 | Индия, Китай, Япония: традиционное общество в эпоху раннего нового времени | | | 1 | § 15 Стр. 200 1-5 | | |
27 | Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации | | | 1 | § 16 Стр. 210 1-5 | | |
28 | Мир в эпоху Нового времени. | | | 1 | Повторение пройденного материала Стр. 225 | | |
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1500-1700 ГГ. (40 часов) | | | |
Тема 1. Россия в XVI (21 час) | | | |
29 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. | | | 1 | §1 Думаем, размышляем Стр. 13-14 Задание на выбор | | | | | |
30 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | | | 1 | § 2 Стр. 20 –думаем, сравниваем, размышляем 1-2 Сравните купца Строганова и банкира Фуггера | | | | | |
31 | Формирование единых государств в Европе и России. | | | 1 | §3 Стр. 27 № 1,2, 4 – думаем. размышляем | | | | | |
32 | Российское государство в первой трети XVI в. | | | 1 | § 4, Стр.34 №1-2 (думаем. Сравниваем) | | | | | |
33 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | | | 1 | § 5 | | | | | |
34 | Начало правления Ивана IV. | | | 1 | § 6, Вопросы и задания стр. 48 №4-6 | | | | | |
35 | Реформы Избранной Рады | | | 1 | § 6 Таблица Реформы Избранной рады | | | | | |
36 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | | | 1 | § ответить на вопросы рубрики Изучаем документы стр. 57- 58 Заполнить таблицу Государства Северного Причерноморья, Сибири, Поволжья в середине 16 века | | | | | |
37 -38 | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления Практическая работа | | | 2 | § 7-8 Стр. 69 1-4 Думаем, размышляем | | | | | |
39 -40 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Практическая работа | | | 2 | § 9 Стр. 75 № 2-5 Думаем, размышляем | | | | | |
41 | Народы России во второй половине XVI в. | | | 1 | § стр. 81 думаем, сравниваем Сообщение об одном из присоединенных народов | | | | | |
42 -43 | Опричнина Практическая работа | | | 2 | §10 Стр. 87-88 №1-4 Думаем, размышляем | | | | | |
44 | Итоги царствования Ивана IV | | | 1 | П. 6-10 Знать понятия Даты Персоналии Итоги правления | | | | | |
45 | Россия в конце XVI в. | | | 1 | § 11 Стр. 95 №4 сравниваем, размышляем | | | | | |
46 | Церковь и государство в XVI в. | | | 1 | § 12 Проверим себя Стр. 100 | | | | | |
47 - 48 | Культура России в XVI в. | | | 2 | § 12 Таблица | | | | | |
49 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | | | 1 | П.1-12 | | | | | |
Тема 2. Россия в XVIIвеке (19 часов) | | | | |
50 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | | | 2 | § 13 Стр. 9 думаем. Размышляем | | | | |
51 | Причины Смуты. Самозванец на троне | | | 1 | §14Стр. 20 Таблица Политическая борьба в годы Смуты | | | | |
52 | Польско – шведская интервенция | | | 1 | С. 10-15, 18-20 Хронология Смутного времени | | | | |
53 | Окончание Смутного времени | | | 1 | С15-21 | | | | |
54 | Экономическое развитие России в XVII в. | | | 1 | §17 | | | | |
55 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | | | 1 | §18 | | | | |
56 | Изменения в социальной структуре российского общества | | | 1 | §19 | | | | |
57 | Народные движения в XVII в. | | | 1 | §20 | | | | |
58 | Россия в системе международных отношений: отношения со странами Европы | | | 1 | §21-22 | | | | |
59 | Россия в системе международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем | | | 1 | С. 57-62, с. 66-67 | | | | |
60 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | | | 1 | С. 62-67 | | | | |
61 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | | | 1 | §24 | | | | |
62 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. практическая работа | | | 1 | § 25 | | | | |
63 | Культура народов России в XVII в. | | | 1 | §26 | | | | |
64 | Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | | | 1 | §26 | | | | |
65 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | | | 1 | С. 81-87, С. 103-113 | | | | |
66 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» | | | 1 | Подготовка к контрольной работе | | | | |
67 | Контрольная работа по теме «Россия в XVI I в.» | | | 1 | | | | | |
68 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» | | | 1 | Повторение пройденного | | | | |
Итого 68 часов. | | | |