Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Верх-Коён»
Искитимского района Новосибирской области
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей предметников протокол № __1___ от 30.08.2021 | СОГЛАСОВАНО Зам. дир. по УВР ___________________ Н.Н.Пчелинцева |
Рабочая программа
Предмета « История»
8 класс
для основного общего образования
| Составитель(и): учитель Пчелинцева Н.И. |
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета « История»
8 класс
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты
История Нового времени
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
2.Содержание учебного предмета «История»
Новая история
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока вXVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Россия в новое время.
Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа; упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.
Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать.
Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей.
Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники; А. Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Изменения в дворянском быту.
Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне (П. А. Румянцев).
Российская империя в 1762—1801 гг. Правление Екатерины II. Политика просвещённого абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачёва и его значение. Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.
Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия вооружённых сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
Культура и быт России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление отечественной науки; М. В. Ломоносов.
Исследовательские экспедиции (В. Беринг, С. П. Крашенинников). Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К. Тредиаковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Дата | Тема урока | Модуль программы воспитания «Школьный урок» |
По плану | По факту |
История Нового времени. | |
Глава 1 Мир в начале 18 в | |
1 | | | Вокруг света во времена капитана Кука | Всероссийский урок безопасности обучающихся в сети Интернет |
2 | | | Европа преображается на глазах |
3 | | | Общество и государство |
4 | | | Меняющийся городской мир |
5 | | | Повседневная жизнь |
Глава 2 Век Просвещения | Урок краеведения «Домашние семейные архивы: живая история» Урок экологии « Экология и культура будущее России» Урок мужества «Живая память» приуроченный ко Дню неизвестного солдата. |
6 | | | Эпоха Просвещения |
7 | | | Все люди равны между собой |
8 | | | Наука, образование, воспитание |
9 | | | Культура Западной Европы |
10 | | | Повторение «Век Просвещения» |
Глава 3 Век Реформ |
11 | | | Философы и монархи |
12 | | | Германские земли и монархия Габсбургов |
13 | | | Сила и слабость Франции |
14 | | | Речь Посполитая |
15 | | | Международные отношения: в поисках равновесия |
16 | | | Международные отношения: Франция против Англии. |
17 | | | Повторение «Век Реформ» |
Глава 4 Век Революции |
18 | | | Великобритания. Промышленная революция. |
19 | | | Образование США |
20 | | | Французская революция: конец Старого порядка |
21 | | | Французская революция: рождение республики |
22 | | | Французская революция: завершение и итоги |
23 | | | Международные отношения в конце 18 в |
24 | | | Повторение «Век Революций» |
Азия и Африка в 18 в | Единый урок «Права человека» |
25 | | | Османская империя: попытка реформ |
26 | | | Иран |
27 | | | Итоговое повторение « Мир в 18 в» |
28 | | | Защита проектов |
29 | | | Защита проектов |
История России |
30 | | | Введение |
Россия в эпоху преобразований Петра 1 | |
31 | | | Россия и Европа в конце 17 в | Неделя истории Урок посвящённый Международному дню родного языка «Язык - живая душа народа» |
32 | | | Предпосылки Петровских реформ |
33 | | | Начало правления Петра 1 |
34 | | | Северная война 1700-1721 г |
35 | | | Реформы управления Петра 1 |
36 | | | Экономическая политика Петра1 |
37 | | | Российское общество в Петровскую эпоху. |
38 | | | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. |
39 | | | Социальные и национальные движения.. Оппозиция реформам. |
40 | | | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. |
41 | | | Повседневная жизнь и быт при Петре 1 |
42 | | | Значение петровских преобразований в истории страны. |
43 | | | Повторение темы. |
Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов | Урок истории «В сердце подвиг ваш сохраним». Урок посвящённый Дню славянской письменности и культуры «Вначале было слово» |
44 | | | Эпоха дворцовых переворотов |
45 | | | Эпоха дворцовых переворотов |
46 | | | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 г |
47 | | | Внешняя политика России в 1725-1762 г |
48 | | | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 г. |
Российская империя при Екатерине 2 |
49 | | | Россия в системе международных отношений |
50 | | | Внутренняя политика Екатерины 2 |
51 | | | Экономическое развитие России при Екатерине 2 |
52 | | | Социальная структура российского общества второй половины 18 в |
53 | | | Восстание под предводительством Е.И.Пугачева |
54 | | | Народы России.Национальная и религиозная политика Екатерины 2. |
55 | | | Внешняя политика Екатерины 2 |
56 | | | Начало освоения Новороссии и Крыма. |
57 | | | Повторение темы. «Российская империя при Екатерине 2» |
58 | | | |
59 | | | Внешняя политика Павла 1 | |
Культурное пространство Российской империи в 18 в |
60 | | | Общественная мысль,публицистика, литература, пресса. |
61 | | | Образование в России в 18 в. Российская наука и техника в 18 в. |
62 | | | Русская архитектура 18 в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. |
63 | | | Народы России в 18 в. |
64 | | | Перемены в повседневной жизни российских сословий. |
65 | | | Повторительно-обобщающий урок «История России в 18 в» |
66-72 | | | История Сибири в 16-18 в |