СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории, 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана учителем

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории, 8 класс»

МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»



РЕКОМЕНДОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

руководитель ШМО зам. директора школы директор школы

Степанова Н.Ф. Богатырева Н.А. Кухаренкова И.Н.

Протокол ШМО №_____________ Приказ № ___________________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории в 8 классе





Составитель: Степанова Надежда Федоровна,

учитель истории и обществознания



Шумячи

2021-2022 уч. год



Рабочая программа разработана на основе:



1.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции от 31.12.2015. №1577)

2.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»



Рабочая программа при необходимости может быть реализована с использованием сетевой формы реализации образовательной программы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Предметные: целостное представление об историческом пути России, стран Запада и Востока в XVII-XVIII веках, как о важном периоде истории, в течение которого происходило формирование и развитие российской, европейской, восточных цивилизаций, складывались основы российского многонационального и поликонфессионального российского общества; яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры истории государствXVII-XVIII в; элементарные представления о политике исторической памяти в России, выражающейся в установлении мемориальных знаков и памятных дат; способность применять понятийный аппарат, уметь датировать важнейшие события и процессы в истории России, стран мира изучаемого периода, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития; умения читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника. Находить и показывать изучаемые историко-географические объекты; сравнивать относительно простые однородные исторические факты из разных периодов истории России с аналогичными в других странах периода Нового времени; умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и типичных представителей социокультурных групп обществ; умения соотносить единичные события в российской истории с явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Средневековья и Нового времени; умения анализировать и интерпретировать сюжеты художественных картин…; готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры, способствовать их охране.

Метапредметные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории; умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеке, музеях, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, таблицы, планы, схемы, презентации с использованием ИКТ, проекты; способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры России, стран мира.

Личностные: расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире, для эффективного взаимодействия с «другими»; приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России и за рубежом; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам, способам их изучения и охраны.



Содержание учебного предмета

Курс всеобщей истории в 8 классе состоит из 3 разделов, на изучение которых отводится следующее количество часов:

Введение-.

Раздел I. Новое время. Вторая половина XVII-XVIII в.в. Взлеты и падения монархий- 7ч.

Раздел II. Новое время. Эпоха Просвещения.Конец «старого порядка». Европа во второй половине XVIII - 13ч.

Раздел III. Страны Востока в XVIXVIII в.- .

Повторение-обобщение по разделам – 2

Итоговое повторение курса всеобщей истории - 1ч.

Итого за год - 28ч.













Содержание курса «Всеобщая история. История Нового времени»(28 часов)


Введение. Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Раздел I. Новое время. Вторая половина XVII-XVIII в.в. Взлеты и падения монархий.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IVБурбон — * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Государства Западной Европы в XVI-первой половине XVII века. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов».Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.



Раздел II. Новое время. Эпоха Просвещения. Конец «старого порядка». Европа во второй половине XVIII.

Западноевропейская культура XVIII в.Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп.

Особенности развития музыкального искусства XVIIIв. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Промышленный переворот в Англии. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Североамериканские колониив борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Великая французская революция XVIIIв.Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов.Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.


Раздел III. СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIIIвв.


Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения















История России, конец XVII-XVIII век (40час.)



Россия в эпоху преобразований Петра I

Причины и предпосылки преобразований, дискуссии по этому вопросу. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при деревне Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за геге- монию на Балтике. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Преобразования в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет в Петровскую эпоху. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований.

Образ Петра I в русской культуре.

После Петра Великого: «эпоха дворцовых переворотов»

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740—1750-х годов. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот 28 июня 1762 г.

Россия в 1760—1790-х годах. Правление Екатерины II и Павла I

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского, Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных кре- стьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности, распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.).

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х годов: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.

Культурное пространство

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой, светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и др.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство, жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьян- ство.

Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербурге. Изучение страны — главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.

М. В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Смольного института благородных девиц. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет — первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Санкт-Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Санкт-Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII веке

Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о наследии престола и о трехдневной барщине.

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Региональный компонент

Наш регион в XVIII в.









Тематическое планирование, история, 8 класс

Всеобщая история(28 часов)


Тема
урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности





1

Введение. Что изучает Новая история второй половины V-V века




1



Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Раздел I. Новое время. Вторая половина XVII-XVIII в.в. Взлеты и падения монархий- – 8ч.

2

Французская монархия в зените: «Людовик V – «король – солнце»»

1


Описывать технические открытия и изобретения; определять этапы Великих географических открытий, выявлять экономические и технические предпосылки Великих географических открытий, даты географических открытий; показывать на карте направления географических открытий, систематизировать материал в таблице, готовить сообщения о путешественниках и их открытиях, используя дополнительные источники

Знать основные понятия: ойкумена, Реконкиста, конкиста, конкистадор, экспедиция

3








На вершине могущества. Французский классицизм

1




Выявлять особенности взаимоотношений европейцев с местным населением, что изменилось в повседневной жизни европейцев благодаря Великим географическим открытиям, какие страны и почему стали лидерами в мировой торговле к концу XVIв.; характеризовать сущность и значение географических открытий.

Знать основные понятия: колония, пираты, «революция цен»

4

Накануне перемен. Начало революции в Англии. Первая гражданская война.

1

Выявлять причины революции; называть и характеризовать основные события и значение революции

Знать основные понятия: абсолютная монархия, парламент, англикане, пуритане, пресвитериане, индепенденты, Долгий парламент, роялисты, левеллеры, республика, протекторат, реставрация, « Билль о правах», виги, тори, революция.

5




Пресвитериане, индепенденты и уравнители. Установление республики.


1




Выявлять причины революции; называть и характеризовать основные события и значение революции

Знать основные понятия: абсолютная монархия, парламент, англикане, пуритане, пресвитериане, индепенденты, Долгий парламент, роялисты, левеллеры, республика, протекторат, реставрация, « Билль о правах», виги, тори, революция.

6

Протекторат Кромвеля. «Славная революция»

1

Выявлять причины революции; называть и характеризовать основные события и значение революции

Знать основные понятия: абсолютная монархия, парламент, англикане, пуритане, пресвитериане, индепенденты, Долгий парламент, роялисты, левеллеры, республика, протекторат, реставрация, « Билль о правах», виги, тори, революция.

7

Становление Английской парламентской монархии.

1

Выявлять причины революции; называть и характеризовать основные события и значение революции

Знать основные понятия: абсолютная монархия, парламент, англикане, пуритане, пресвитериане, индепенденты, Долгий парламент, роялисты, левеллеры, республика, протекторат, реставрация, « Билль о правах», виги, тори, революция.

8

Стартовая диагностика. Собеседование

1

Отрабатывать навыки, умения работы с терминами и датами, картой.

9

Повторительно-обобщающий урок по главе: «Взлеты и падение монархий»

1

Повторить основные понятия. Работа с терминологией.

Раздел II. Новое время. Эпоха Просвещения. Вторая половина XVII- XVIIIвв. Европа во второй половине XVIII.- 14 ч.

10

Идеи и общество эпохи Просвещения

1

Называть характерные черты эпохи Просвещения; характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения; выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения.

Знать основные понятия: эпоха Просвещения, философия Просвещения, рационализм, прогресс, естественные права человека, общественный договор, разделение властей.


11

Просвещённый абсолютизм. Европейская культура XVIII века.

1

Называть характерные черты эпохи Просвещения; характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения; выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения.

Знать основные понятия: эпоха Просвещения, философия Просвещения, рационализм, прогресс, естественные права человека, общественный договор, разделение властей.


12

Борьба за передел Европы и мира.

1




Выяснить, почему Вестфальский мир оказался непрочным и не смог предотвратить войны в XVIIIв., показать соперничество государств между собой в войне за испанское наследство и в Северной войне; выяснить особенности Семилетней войны; показывать на карте территории, отошедшие к государствам после раздела Речи Посполитой

Знать основные понятия: война за передел территорий, коалиция

13

От Северной войны к Семилетней.

1




Выяснить, почему Вестфальский мир оказался непрочным и не смог предотвратить войны в XVIIIв., показать соперничество государств между собой в войне за испанское наследство и в Северной войне; выяснить особенности Семилетней войны; показывать на карте территории, отошедшие к государствам после раздела Речи Посполитой

Знать основные понятия: война за передел территорий, коалиция

14

Промышленный переворот в Англии.

1






Объяснять значение понятий, показывать тенденции развития экономики Европы; раскрывать связь между последствиями эпохи великих географических открытий и и формированием признаков капитализма; характеризовать новые явления в экономической жизни Европы

Знать основные понятия: банк, фермеры, классы, наемный рабочий, биржа, мануфактура, буржуазия

15

Начало индустриальной эпохи: экономика и общество.

1

Объяснять значение понятий, показывать тенденции развития экономики Европы; раскрывать связь между последствиями эпохи великих географических открытий и и формированием признаков капитализма; характеризовать новые явления в экономической жизни Европы

Знать основные понятия: банк, фермеры, классы, наемный рабочий, биржа, мануфактура, буржуазия

16

Война за независимость

1

Выявлять основные черты политического устройства США; выявлять причины победы североамериканских колоний; анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787 г.

Знать основные понятия: колония, метрополия, война за независимость, « Декларация независимости», конфедерация, федерация, конституция, президент.

17

Образование США

1

Выявлять основные черты политического устройства США; выявлять причины победы североамериканских колоний; анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787 г.

Знать основные понятия: колония, метрополия, война за независимость, « Декларация независимости», конфедерация, федерация, конституция, президент.

18

Предпосылки Французской революции

1

Называть основные черты абсолютизма, характеризовать французский классицизм; объяснять значение понятий; определять этапы революции; описывать условия жизни разных сословий; сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период; выявлять причины революции; характеризовать основные события первого этапа революции; решать проблемные задания

Знать основные понятия: классицизм, третье сословие, Генеральные штаты, Учредительное собрание, революция.« Декларация прав человека и гражданина», конституция, конституционная монархия, революционная война. Конвент, политические клубы, якобинцы, жирондисты, санкюлоты, республика, роялисты.

19

Начало Французской революции

1

Называть основные черты абсолютизма, характеризовать французский классицизм; объяснять значение понятий; определять этапы революции; описывать условия жизни разных сословий; сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период; выявлять причины революции; характеризовать основные события первого этапа революции; решать проблемные задания

Знать основные понятия: классицизм, третье сословие, Генеральные штаты, Учредительное собрание, революция.« Декларация прав человека и гражданина», конституция, конституционная монархия, революционная война. Конвент, политические клубы, якобинцы, жирондисты, санкюлоты, республика, роялисты.

20

От диктатуры якобинцев к директории.

1

Называть основные черты абсолютизма, характеризовать французский классицизм; объяснять значение понятий; определять этапы революции; описывать условия жизни разных сословий; сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период; выявлять причины революции; характеризовать основные события первого этапа революции; решать проблемные задания

Знать основные понятия: классицизм, третье сословие, Генеральные штаты, Учредительное собрание, революция.« Декларация прав человека и гражданина», конституция, конституционная монархия, революционная война. Конвент, политические клубы, якобинцы, жирондисты, санкюлоты, республика, роялисты.

21

Революция и культура

1

Называть основные черты абсолютизма, характеризовать французский классицизм; объяснять значение понятий; определять этапы революции; описывать условия жизни разных сословий; сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период; выявлять причины революции; характеризовать основные события первого этапа революции; решать проблемные задания

Знать основные понятия: классицизм, третье сословие, Генеральные штаты, Учредительное собрание, революция.« Декларация прав человека и гражданина», конституция, конституционная монархия, революционная война. Конвент, политические клубы, якобинцы, жирондисты, санкюлоты, республика, роялисты.

22

Конец якобинской диктатуры

1

Называть основные черты абсолютизма, характеризовать французский классицизм; объяснять значение понятий; определять этапы революции; описывать условия жизни разных сословий; сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период; выявлять причины революции; характеризовать основные события первого этапа революции; решать проблемные задания

Знать основные понятия: классицизм, третье сословие, Генеральные штаты, Учредительное собрание, революция.« Декларация прав человека и гражданина», конституция, конституционная монархия, революционная война. Конвент, политические клубы, якобинцы, жирондисты, санкюлоты, республика, роялисты.

23

Повторительно-обобщающий урок по главе: «Конец «старого порядка». Европа во второй половине V века»

1

Повторить основные понятия. Работа с терминологией.





Раздел III. Страны Востока в XVI- XVIIIвв. – 5ч.

24

Великие державы Азии в XVI-XVIIIвв. Османская империя.

1



Выявлять характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока, последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом

Знать основные понятия: ислам, экспансия, янычары, «европеизация», сунниты, шииты.

25

Индия при великих Моголах.

1



Выявлять характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока, последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом

Знать основные понятия: ислам, экспансия, янычары, «европеизация», сунниты, шииты.

26

«Запретные страны»; Китай в XVI – XVIII веках

1

Выявлять и анализировать характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока, последствия европейской колонизации для стран Востока и мира в целом.

Знать основные понятия: моголы, индуизм. Колонизация, Ост-индская компания, конфуцианство, династия Мин, маньчжуры, династия Цинн,Сегун, династия Токугава, даймё, самураи, синтоизм, буддизм.

27

«Запретные страны»; Япония в XVI – XVIII веках

1

Объяснять значение понятий; называть условия промышленного переворота; выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота, готовить и представлять сообщения , используя дополнительные источники

Знать основные понятия: доиндустриальное( аграрное) общество, индустриальное общество, промышленный переворот, фабрика, индустрия, модернизация, промышленная буржуазия, наемные рабочие, луддиты

28

Итоговое повторение-обобщение по курсу Новой истории 8 класса.

1

Знать материал курса Новой истории, основные понятия и термины, даты основных событий



















История России(40 часов)

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII—XVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ

урока, темы

Содержание урока

Вид деятельности учащегося

1. Введение

Хронология

и сущность нового этапа российской истории.

Источники по российской истории XVIII в.

Актуализировать знания по курсу истории России XVI—XVII вв.

Планировать деятельность по изучению истории России XVIII в.

Характеризовать источники по российской истории XVIII в.

Рождение Российской империи (12 часов)

2—3. Предпо-

Обучение и вос

Характеризовать геополитическое

сылки и нача-

питание Петра I.

положение России на рубеже

ло преобра-

Окружение

XVII—XVIII вв. (используя

зований

царя. Царские

увлечения, их

историческую карту)

Объяснять, в чем заключались


значение для

предпосылки петровских


последующего

преобразований


развития стра-

Начать составление характери-


ны. Азовские

стики (исторического портрета)


походы. Великое

Петра I


посольство.

Характеризовать окружение


Начало реформ

юного Петра I

Давать оценку Азовских походов



и Великого посольства



Уметь обосновать выбор варианта



ответа на главный вопрос урока1

4—5. Север-

«Нарвская кон-

Рассказывать о причинах, этапах,

ная война

фузия». Реорга-

низация армии.

основных событиях и итогах

Северной войны (используя


Первые побе

историческую карту)


ды. Полтавская

Объяснять причины неудач


битва. Прутский

русской армии в начале войны


поход. Победы

и причины победы России в войне


русского флота.

Давать оценку внешнеполитиче-


Ништадтский

ской деятельности Петра I


мир. Провозгла-

Продолжать составление характе-


шение России

ристики (исторического портрета)


империей. Каспийский поход

Петра I

6. Смоленский край в первой половине XVIII века

Смоленщина в начале XVIII века. Начало Северной войны. Петр I и подготовка Смоленска к обороне. Война в пределах Смоленского края. Сражение у Мигновичей (1708 г.). В.Кочубей и И.Искра. Образование Смоленской гу­бернии и ее социально-экономическое развитие в первой по­ловине XVIII века.

Выяснить, как отразилось приграничное положение Смоленского края на его социально-экономическом развитии в начале XVIIIв., какова цель посещения Петром I Смоленщины; характеризовать Смоленск как губернский центр; показать оживление городского и усадебного поместного строительства; выяснить изменения в экономике после окончания Северной войны; работать с картой

7—8. Реформы Петра I

Влияние военного фактора. Идеология реформ. Реформы

государственного управления.

Утверждение абсолютизма.

Церковная реформа. Военная

реформа. Налоговая реформа.

Социальные преобразования.

Реформы в области экономики

Объяснять влияние Северной войны на реформы. Давать характеристику идеологии

реформ. Характеризовать важнейшие политические, военные, социальные и экономические преобразования. Петра I и систематизировать материал в форме таблицы «Петровские реобразования». Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Петра I.

Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социально-экономической политики власти .Объяснять сущность царского

указа о подушной подати и его последствий

9—10. Власть

и общество

в годы

реформ

Цена реформ. Народные вос-

стания в Петровскую эпоху. Оп- позиция реформам в верхах

общества.

Показывать на исторической карте районы народных движений. Характеризовать причины,

участников и итоги восстаний. Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и

аналогичные движения XVII в. Продолжать составление характеристики (исторического

портрета) Петра I

11. Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII— первой половине XVIII века

Просвещение. Развитие градостроительства. Культовая архитектура края (храмы и монастыри Смоленска и Вязьмы). Литература и искусство.

Характеризовать развитие просвещения, градостроительства, искусства на основе материала учебника и дополнительных источников; уметь представить наработанный материал в виде сообщения, презентации и т.д.

12—13. Пре-

образования

в культуре.

Итоги

реформ

Личность царя. Изменения в культуре. Европеизация

быта дворянства. Санкт-Петер-

бург — новая столица России. Петр I как традиционалист и новатор

Завершить систематизацию материала в таблице «Петровские преобразования»

Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки

и образования. Оценивать петровские преобразования в сфере культуры и их последствия.

Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честноезерцало», изобразительные материалы и др.).

Давать определение понятия ассамблея; раскрывать роль ассамблей в реформировании российского быта.

Завершить составление характе- ристики (исторического портрета) Петра I и участвовать в ее обсуждении

Давать оценку преобразований Петра I и личности царя-реформа- тора, аргументировать ее Оценивать историческое значение преобразований Петра I и их ограниченность

Описывать строительство Санкт-Петербурга


14.

Повторительно – обобщающий урок по разделу: «Рождение Российской империи»

Повторить термины, даты

Россия в 1725—1762 годах (8 часов)

15. Россия после Петра I

Дворцовые перевороты: причины

и сущность. Роль гвардии.

Екатерина I и Петр II

Объяснять, почему период двор- цовых переворотов В. О. Ключев- ский назвал этапом, когда «Россия отдыхала от Петра»

Систематизировать материал о дворцовых переворотах

(в форме таблицы)

Объяснять причины и последствия первых дворцовых переворотов

16. Экономическое развитие Смоленщины во второй половине XVIII века

Развитие промышленности. Отхожие промыслы крес­тьян. Новые явления в сельском хозяйстве. Торговля. Эконо­мическое развитие западного региона Смоленщины в XVIII веке.


Выяснить новые явления в сельском хозяйстве, роль речных пристань Смоленской губернии в экономическом развитии края, занятия жителей; доказывать, что смоленская промышленность во второй половине XVIIIв. развивалась по капиталистическому пути

17. Царствование Анны Иоанновны

«Затейка “верховников”» и ричины

ее неудачи. «Бироновщина». Внутренняя политика.

Внешняя политика. Император Иван Антонович

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты

и участников

Составлять характеристику (исторический портрет) Анны Иоанновны

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Анны Иоанновны, давать ей оценку Давать определения понятий: Кондиции, фаворит

18—19. Правление Елизаветы Петровны

Дворцовый пе реворот 1741 г. Характер новой императрицы. Внутренняя по литика. Социальная политика. Деятельность М. В. Ломоносова

Характеризовать внутреннюю политику Елизаветы Петровны Составлять характеристики (исто- рические портреты) Елизаветы Петровны, М. В. Ломоносова; объяснять значение деятельности Ломоносова для русской науки

и культуры

Описывать изменения в положении отдельных сословий в период правления Елизаветы Петровны

20. Внешняя политика России в 1741— 1762 гг.

Россия среди европейских государств. Семилетняя война

Характеризовать геополитическое положение России в середине XVIII в.

Объяснять причины участия России в Семилетней войне

Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших

сражениях и итогах войны (исполь- зуя материалы интернет-сайта

«Семилетняя война»: http:// syw-cwg.narod.ru/ и другие источники информации)

21. Социально-политическое развитие Смоленщины во второй по­ловине XVIII века

Изменение в административно-территориальном деле­нии по указу 1775 года. Генеральное межевание земель края (1776 - 1779 гг.). Города губернии в последней четверти XVIII века. Характеристика сельских населенных пунктов.

Деятельность смоленских дворян в Комиссии по выра­ботке нового Уложения. Участие смолян в восстании Пугаче­ва. Крестьянские выступления на территории края. Кружок А.М.Каховского. Изменения в административно-социальном устройстве западных территорий Смоленщины.


Выяснить административное устройство губернии, причины крестьянских выступлений и появление тайных кружков на Смоленщине; выступление с сообщениями

22. Повторение

и контроль

Итоги уроков 15—21

Систематизировать исторический материал по изученному периоду Участвовать в дискуссии о значе- нии «эпохи дворцовых переворо- тов» для российской истории Выполнять контрольные тестовые задания по периоду дворцовых переворотов (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности

Правление Екатерины II и Павла I (18 часов)

23—24. Вос-

шествие на престол

Екатерины II

Происхождение Екатерины II, приезд в Россию. Царствование Петра III.

Дворцовый переворот 1762 г. Опасности первых лет царствования. Политика «просвещенного абсолютизма». «Философ на троне».

Экономические преобразования.

Уложенная комиссия. «Наказ»

Екатерины II

Давать определение понятия «просвещенный абсолютизм», соотносить его с понятиями абсолютизм и Просвещение.

Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещенного абсолютизма»

в России

Составлять характеристику (исторический портрет) Петра III

Начать составление характеристики (исторического портрета) Екатерины II

Объяснять причины созыва и роспуска Уложенной комиссии

25. Пугачев-

ское

восстание

Причины восстания и его начало. Личность Е. И. Пугачева.

Ход восстания. Поражение восстания и причины поражения

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева

Раскрывать причины восстания, его значение и особенности, причины поражения

Давать характеристику личности Е. Пугачева (используя учебник, материалы интернет-сайта «Еме-

льян Пугачев»: http://emelyan.ru/ и другие источники информации)

26—27. Рос-

сийская импе-

рия в 1775—

1796 гг.

Местные реформы. Жалованные

грамоты дворянству и городам.

Распространение прогрессивных идей. М. М. Щербатов, Н. И. Нови-

ков, А. Н. Радищев

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием

материалов по истории края)

Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в.

Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачевского восстания

Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II

Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий

дворянства и высших слоев городского населения

Продолжить составление характеристики (исторического портрета) Екатерины II

28—29. Внеш-

няя политика

Екатерины II

Основные направления внешней политики. Русско-турецкие

войны и их итоги. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Участие России в разделах Речи Посполитой.

Борьба с революционной

Францией

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в.

Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в русско-турецких войнах

Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск

Оценивать деятельность А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова; составлять их исторические портреты

Давать характеристику деятельности А. В. Суворова (используя материалы интернет-сайтов

«Адъютант»: http://adjudant.ru/ suvorov/suvorov00.htm и «Александр Васильевич Суворов»:

http://knsuvorov.ru/)

Завершить составление характеристики (исторического портрета) Екатерины II

30. «Усердней-ший сын Отечества»

Просвещение.Развитие градостроительства. Архитекту­ра и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине. Здравоохране­ние. Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов. Смоленское дворянство и крестьянский вопрос. «Усерднейший сын Отечества» – Г.А. Потемкин.


Характеризовать Г.А.Потемкина как важного государственного деятеля, соратника ЕкатериныII, талантливого военачальника; показать его роль и значение его деятельности для российского государства

31—32. Вну-

тренняя

и внешняя

политика

Павла I

Кончина Екатерины II. Личность и взгляды Павла I. Внутренняя и внеш-

няя политика. Участие России

в антифранцузской коалиции.

Заговор против Павла I. Убийство

императора

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I

Составлять характеристику (исторический портрет) Павла I (используя учебник и дополнительные

источники)

Объяснять причины заговора против Павла I и свержения царя

Дополнить исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова новой информацией

33—34. Куль-

тура России

второй поло-

вины XVIII в.

Идеи Просвещения и русская культура.

Образование. Наука и технические изобретения. Живопись, скульптура,

архитектура, их особенности.

Развитие литературы. Рождение русского театра

Характеризовать основные тенденции развития образования и науки

Проводить поиск информации для подготовки сообщений о деятелях культуры XVIII в.

Систематизировать материал о достижениях российской науки

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в.

(используя иллюстрации в учебнике, художественные альбомы, ма- териалы интернет-сайтов, а также непосредственное наблюдение) Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.»

Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблицы)

Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в.

35. Культура второй половины XVIII века на Смоленщине.


Просвещение. Развитие градостроительства. Архитекту­ра и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине. Здравоохране­ние. Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов. Смоленское дворянство и крестьянский вопрос. «Усерднейший сын Отечества» – Г.А. Потемкин.


Характеризовать развитие просвещения, градостроительства, искусства на основе материала учебника и дополнительных источников; уметь представить наработанный материал в виде сообщения, презентации и т.д.

36—37. Быт

россиян в XVIII в.

Особенности жизни российских крестьян в XVIII в. Роль и значение

общины в жизни крестьян. Новые традиции в жизни горожан.

Образ жизни дворянства, его ценностные установки

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVIII в.

Готовить сообщение / презентацию о жизни и быте отдельных сословий (используя учебник

и дополнительную информацию, в том числе по истории края) Использовать для характеристики жизни отдельных слоев русского

общества XVIII в. материалы интернет-сайтов «Российский мемуарий» (http://elcocheingles.com/), «Рус- ские мемуары» (http://memoirs. ru/), Общества изучения русской усадьбы (http://oiru.org/) Приводить примеры западного влияния на быт и нравы населения России в XVIII в.

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу конца XVIII в.» (вариант: «Путешествие в дворянскую усадьбу XVIII в.»)

38. Россия в конце XVIII в.

Территория и население. Мно- гонациональный характер Россий- ской империи.

Сословия и классы. Экономическое и политическое развитие

Характеризовать геополитическое положение Российской империи

в конце XVIII в.

Объяснять особенности Российской империи как многонациональ- ного государства Систематизировать и обобщать информацию о социально- экономическом и политическом развитии России в XVIII в.

Высказывать суждения о причинах успехов России в XVIII столетии

39. Повто- рение

и контроль


Итоги уроков 23—38

Систематизировать исторический материал по изученному периоду Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XVIII в.

Высказывать суждения о значении исторического наследия второй половины XVIII в. для современного общества

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России второй половины XVIII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности

40. Итоговое повторение и обобщение

Промежуточная аттестация=итоговое собеседование


Заключительный урок

Систематизировать исторический материал по истории России XVIII в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVIII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Учебник «История России.Конец XVII-XVIII век» 8 класс ,ИКС. Авторы: И.А.Андреев, Л.М.Ляшенко, И.В.Амосова и др. , Изд-во: М. «Дрофа», 2016г.

2. Рабочая программа по истории России, 6-10 кл. ФГОС Авторы: И.А.Андреев, О.В.Волобуев,Л.М.Ляшенко и др. с учетом ФГОС, соответствует новому ИКС и примерной общей образовательной программе.М.: Дрофа, 2016год.

3. КИМы: «История России» 8класс. Изд-во: М. ВАКО, 2014г.

4. КИМы: «Истории России» 8 класс. Автор-составитель Г.А.Борознина. Изд-во: «Учитель» Волгоград, 2009г.

5.Интернет-ресурсы