СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа


Рабочая программа по истории для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по истории и учебников «История России» авторского коллектива в составе:Ляшенко Л.М., Волобуев О.В. Симонова Е.В.; «История Нового времени» авторского коллектива в составе: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.


Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Старокривецкая СОШ» от 30.08.2019г. Протокол №1 «О внесении изменений, дополнений в   образовательные программы».   Приказ об утверждении учебного плана №101 от  2.09. 2019  г.


Структура документа


Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование, содержание учебного предмета.


Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Старокривецкая СОШ» отводит для обязательного


изучения истории в 9 классе не менее 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  • результате освоения предметного содержания по истории у учащихся, оканчивающих 9 класс, формируются:


Личностные результаты


    • российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности


  • долга перед Родиной;


    • ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;


    • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


    • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в

нем взаимопонимания;


  • освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;


  • моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к


собственным поступкам;


 коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе


образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД


    • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:


  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;


  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;


  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;


  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;


  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;


    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:


  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;


  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;


  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;


  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);


  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;


  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);


  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;


  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде

технологии решения практических задач определенного класса;


  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;


    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:


  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;


  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;


  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;


  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;


  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;


  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;


  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;


  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;


    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:


  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;


  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;


  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;


  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;


  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;


  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;


    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности:


  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;


  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить

способы выхода из ситуации неуспеха;


  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;


  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД


    • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:


  • выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство;


  • объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;


  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;


  • строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки;


  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;


  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;


  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.


    • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:


  • обозначать символом и знаком предмет;


  • определять логические связи между предметами, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета;


  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;


  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область;


  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;


  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;


  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;


  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки

продукта/результата;

    • смысловое чтение:


  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);


  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;


  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;

  • критически оценивать содержание и форму текста;


 основы экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:


  • определять своё отношение к природной среде;

  • выражать свое отношение к природе через модели, проектные работы;


  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;


  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;


    • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем:


  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;


  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;


  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;


  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД


    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;


  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;


  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;


  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;


  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);


  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;


  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;


  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;


  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);


  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;


    • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:


  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;


  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;


  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;


  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;


  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;


  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;


    • компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий:


  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;


  • соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты

Учащийся научится:


  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;


  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;


  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;


  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и

художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;


  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;


  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;


  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);


  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;


  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени;


получит возможность научиться:


- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

    • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с


историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);


    • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять,

  • чем заключались общие черты и особенности;


    • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы, раздела

Кол-во часов

п/п





Всеобщая история


1

Становление индустриального общества

5

2

Строительство новой Европы

4

3

Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв.Успехи и

5


проблемы индустриального общества.


4

Две Америки

2

5

Традиционные общества з XIX в.: новый этап колони-

2



ализма


6

Международные отношения в конце XIX — начале XX в.

2

История России






7


XIX век- особый этап в истории России

1





8


Социально-экономическое развитие России в первой

2



половине XIX в.


9

Российская империя в царствование Александра I. 1801

5


— 1825 гг.


10

Российская империя в царствование Николая I. 1825—

6


1855 гг.


11

Начало золотого века русской культуры

4

12

Эпоха Великих реформ в России. 1860—1870-е гг

6

13

Российская империя в царствование Александра I I I .

4


1881—1894 гг.


14

Социально-экономическое развитие России во второй

3


половине XI X в .


15

Продолжение золотого века русской культуры

3

16

Россия в конце XIX — начале XX в

8


Резерв .

6





Итого:

70


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Всеобщая история


Становление индустриального общества(5ч)


Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот. Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в.


Строительство новой Европы (4ч)


Интернационал. Великая французская революция. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз. Решения Венского конгресса.Европейские революции XIX века. Англия в первой половине XIX века. Германия в первой половине XIX века.Италия в первой половине XIX века.


Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв.Успехи и проблемы индустриального общества(5ч)


Франко-прусская война и Парижская коммуна.Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк.Социальный реформизм во второй половине XIX- начале XX в. Народы Юго - Восточной Европы в XIX веке.


Две Америки(2ч)


Гражданская война в США. А . Линкольн.Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX веке.


Традиционные общества з XIX в.: новый этап колониализма(2ч) Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX – начале XX века. Начало модернизации в Японии.


Международные отношения в конце XIX — начале XX в(2ч) Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало


борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества.


История России


XIX век- особый этап в истории России (1ч)


Первая половина XIX столетия. Россия многонациональная и разноконфессио-нальная страна. Александр I и Николай I: попытки ответить на вызовы времени. Консерваторы, либералы, революционеры. Начало золотого века русской культуры. Вторая половина XIX в. Завершение промышленного переворота. Великие реформы Александра II. Оформление новых общественно-политических течений. Теория «русского (общинного) социализма». Реформаторская деятельность Александра III: контрреформы. Усиление противоречий в стране в годы царствования Николая II. Начало нового столетия. Россия — страна с развивающейся экономикой. Постепенное формирование многопартийности. Первая российская революция 1905—1907 гг. Ее итоги. Государственная дума. Деятельность П. А. Столыпина. Серебряный век российской культуры.


Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.(2ч)


Новые веяния в сельском хозяйстве. Россия — аграрная страна.Основа экономики страны — крепостнические отношения. Процессы, подрывавшие традиционную систему хозяйствования. «Капиталистые» крестьяне. Влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства. Отходничество. Расслоение деревни.Влияние крепостного права на развитие промышленности.Начало промышленного переворота. Создание крупной промышленности на основе мелкого крестьянского производства.Российская буржуазия. Переход от мануфактуры к фабрике. Внутренняя и внешняя торговля, финансовая система. Внутренний рынок страны. Внешнеторговые связи России. Деятельность министра финансов Е. Ф. Канкрина.


Российская империя в царствование Александра I. 1801 — 1825 гг. (5ч)


Император Александр I как личность и государственный деятель. Первые мероприятия молодого императора. Негласный комитет и план его преобразований. Указ о «вольных хлебопашцах»(1803). Образование министерств (1802). М. М. Сперанский. Государственный совет — законосовещательный орган при императоре. Указы правительства, запрещавшие продавать крестьян.


Внешняя политика России в начале XIX в., участие в антинаполеоновской коалиции. Принятие Грузии в подданство России. Война с Ираном и Турцией. Присоединение России к антифранцузской коалиции. Поражение под Аустерлицем. Тильзитский мирный договор. Континентальная блокада Англии. Недовольство российского общества политикой императора. Война со Швецией; территориальные приобретения России. Подготовка к войне с Францией.


Начало войны с Наполеоном. Отступление российской армии. Сражение при Бородино. Оставление Москвы. Народная война. Тарутинский маневр. Отступление «Великой армии». Освобождение страны от французов. Заграничный поход 1813— 1814 гг. Битва народов. Вступление российских войск в Париж.


Священный союз и Венская система. Внутренняя политика. Александра I после Отечественной войны 1812 г. А. А. Аракчеев. Военные поселения. Дарование конституции Польше. Проект Уставной грамоты Российской империи Н. Н. Новосильцева. Реакционный курс власти. Восстание в Семеновском полку.


Русский консерватизм. Становление в России организованного общественного движения. Н. М. Карамзин, А. С. Шишков,М. П. Погодин — представители консервативного направления. Возникновение революционной идеологии в России. Первые тайные организации: Союз спасения (1816), Союз благоденствия

(1818). Северное и Южное тайные общества. «Конституция» Н. М. Муравьева.

«Русская правда» П. И. Пестеля. Восстание декабристов. С. П. Трубецкой и К. Ф.


Рылеев. Восстание 14 декабря 1825 г. Итоги и последствия движения декабристов.


34

Российская империя в царствование Николая I. 1825—1855 гг.(6ч)


«Николаевский режим». Идеологическое обоснование внутренней политики

Николая I. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Создание и


деятельность III отделения императорской канцелярии. А. А. Бенкендорф. Усиление

цензуры. Кодификация законов. Новый цензурный устав 1826 г. Деятельность

М. М. Сперанского по кодификации законов. Борьба с вольнодумством среди

молодежи.Изменения в социальном положении дворянства. Постепенное

растворение старого родовитого дворянства в массе выходцев из других слоев,

выслуживших для себя и своих потомков звание потомственных дворян.


Учреждение майоратов. Закон 1832 г. о введении звания почетных граждан.

Попытки власти урегулировать взаимоотношения помещиков и крестьян.


Создание и деятельность секретных комитетов по аграрному вопросу. Указ 1842 г. об обязанных крестьянах. Реформа (1837—1841) управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина. Укрепление финансовой системы страны.


Восточный вопрос во внешней политике России. Война с Ираном и Турцией. Туркманчайский, Адрианопольский, Ункяр-Искелесийский договоры. Лондонская конвенция. Война на Кавказе, ее итоги. Борьба с революциями и международный авторитет России в середине XIX в. Революционные события в Европе, их влияние на политику Николая I. Подавление восстания в Польше. Отправка российских войск в восставшую Венгрию. Николай I — «жандарм Европы».


Крымская война 1853—1856 гг.: причины, результаты. Российское военное искусство. Оборона Севастополя. Унизительный Парижский мир (1856). Смерть императора. Итоги царствования Николая I.


Общественное движение после декабристов. Влияние идей французского Просвещения на российское общество. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Появление либерального течения в общественном движении. Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) и славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин): два взгляда на развитие России.


Развитие революционного направления в общественном движении: кружки братьев Критских, Н. П. Сунгурова. А. И. Герцен. Фаланстеры М. В. Буташевича-Петрашевского, «народная» революция Н. А. Спешнева. Теория «русского (общинного) социализма» А. И. Герцена. Журнал «Полярная звезда», газета «Коло-кол» — издания, пропагандировавшие идеи социализма.


Начало золотого века русской культуры (4ч)

Изменения в системе российского образования. Учреждение Министерства

народного просвещения (1802). Создание учебных округов во главе с

университетами как центрами образования. Гимназии, училища, лицеи.

Университетский устав 1835 г. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. Н.

Зинин, Н. И. Пирогов и др.). Организация географических экспедиций. Первое

российское кругосветное плавание. Просветительская деятельность Вольного

экономического общества


Изучение быта и фольклора. Новое в культуре народов России. Формирование

национальной интеллигенции. Создание национальной письменности и литературы.

Литература первой половины XIX в. Сентиментализм (Н. М. Карамзин), романтизм (В. А. Жуковский) и ранние произведения А. С. Пушкина, реализм (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин,Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев и др.).




Русская журналистика: «Вестник Европы», «Современник», «Отечественные записки». Демократизация культуры.


Классицизм — господствующее направление в архитектуре первой половины XIX в.: А. Д. Захаров, О. И. Бове, Д. И. Жилярди, О. Монферран, А. Н. Воронихин, К. Росси. Эклектика и русско-византийский стиль. К. А. Тон.


Живопись (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов) и скульптура (И. П. Мартос, С. С. Пименов, П. К. Клодт). Творчество П. А. Федотова — рождение нового реалистического искусства.


Музыка и театр. Первые национальные оперы М. И. Глинки. Шедевры драматургии на сцене Малого театра в Москве и Александринского театра в Петербурге.36 Литература и художественная культура народов России.И. Чавчавадзе, Е. Валиханов, М. Ахундов, Т. Шевченко, П. Захаров и др.


Эпоха Великих реформ в России. 1860—1870-е гг(6ч)


Предпосылки отмены крепостного права. Александр II — деятельность по отмене крепостного права «сверху». Секретный комитет. Редакционные комиссии. Проекты реформ освобождения крестьян от крепостной зависимости.


Крестьянская реформа. «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Манифест 1861 г. Противоречивость крестьянской реформы. Условия


освобождения крестьян. Уставные грамоты. Мировые посредники.

Временнообязанные крестьяне.

Судебная реформа 1864 г. Бессословный, равный для всех суд. Суд присяжных.


Отмена большинства телесных наказаний.

Реформа земского и городского самоуправления. Учреждение земств и их функции.

Городские Думы.

Реформы в сфере образования и цензуры. Экстерриториальность университетов.

Положение о начальных народных училищах, гимназиях и прогимназиях (1864).

Открытие Высших женских курсов. «Временные правила о печати» (1865).


Военная реформа. Изменение системы управления армией.Устав о всеобщей воинской повинности (1874).


Реформаторские планы Александра II. Проект М. Т. Лорис-Меликова об изменении государственного управления. Смерть Александра II от руки народника-террориста. Политика России на Балканах. Деятельность А. М. Горчакова по отмене ограничительных статей Парижского мира. «Союз трех императоров». Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: ход, итоги. Берлинский договор — ослабление влияния России на Балканах. Россия в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Увеличение территории Российской империи. Причины продажи Аляски (1867) США. Основание Владивостока — форпоста России на Дальнем Востоке.


Айгунский договор. Итоги царствования императора-освободителя.


Либеральный лагерь в общественном движении второй половины XIX в.: от отказа требования введения в России представительного правления и принятия конституции (1860-е гг.) до перехода в оппозицию правительству (1870-е гг.).


Идеологи революционного лагеря: А. И. Герцен, Н. П. Огарев,Н. Г. Чернышевский. Революционные кружки и организации. «Земля и воля». Экстремизм — новое течение в революционном лагере. П. Г. Заичневский, Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев.

Разногласия между либеральным и революционным лагерями относительно цели будущих преобразований.


Пропагандистское направление в идеологии народничества (П. Л. Лавров), «бунтарское» направление (М. А. Бакунин), заговорщическое направление (П. Н. Ткачев). «Хождение в народ»: цели, результаты. Новая «Земля и воля» и ее распад. Цели организации. Разделение «Земли и воли» на две организации — «Черный передел» и «Народная воля». Террор как средство борьбы. Убийство императора Александра II.


Российская империя в царствование Александра III . 1881—1894гг. (4ч)


Александр III: между либералами и консерваторами. К. П. Победоносцев — проводник охранительной, патриархальной политики власти. Деятельность министров внутренних дел Н. П. Игнатьева и Д. А. Толстого. Укрепление самодержавной власти.Учреждение Дворянского банка. Упорядочение отношений между рабочими и предпринимателями. Пересмотр некоторых реформ предыдущего царствования. Учреждение института земских начальников (1889). Положение о земских учреждениях(1890).


Внешнеполитический курс Александра III. Н. К. Гирс на посту министра иностранных дел. Россия на Балканах. Россия и европейские страны. Охлаждение отношений с Германией. Сближение с Францией: подписание русско-французской военной конвенции (1892). Александр Миротворец.


Консерваторы: за сохранность самодержавия. Либералы: между консерваторами и революционерами. Теория «малых дел». Либеральное и революционное


народничество. «Террористическая фракция» «Народной воли». Программа представителя либерального народничества Н. К. Михайловского.


Первые рабочие организации: «Южнороссийский союз рабочих» (1875), «Северный союз русских рабочих» (1878). Стачки и забастовки — обычное явление российской жизни. Морозовская стачка (1885) на Никольской мануфактуре. Распространение марксизма в России. Первая марксистская группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов, В. И. Засулич. Вовлечение рабочих в марксистские кружки. Марксизм — идеология пролетариата.


Многообразие религий в России. Политика правительства в отношении раскольников. Черта оседлости. Церковь в системе государственного управления. Черное и белое духовенство. Вмешательство светской власти в дела Церкви. Политика по укреплению положения Церкви в государстве. Основание Библейского общества. Старчество, его влияние на образованную часть российского общества. Церковь во второй половине XIX в. Д. А. Толстой и К. П. Победоносцев. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев.


Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.(3ч)


Два пути развития капитализма в сельском хозяйстве: «американский» и «прусский». Аграрная проблема после отмены крепостного права. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Социальное расслоение деревни. Расширение рынка рабочей силы.


Испольщина и издольщина — виды аренды земли. Закон 1886 г. Втягивание крестьянских и помещичьих хозяйств в товарно-денежные отношения. Сдерживание правительством развития капиталистических отношений в деревне.


Завершение промышленного переворота. Железнодорожное строительство. Высокие темпы развития промышленного производства. Приток иностранных капиталов в российскую промышленность. Политика протекционизма. Развитие торговли и банков.

Увеличение объемов торговли. Учреждение коммерческих и акционерных банков. Деятельность С. Ю. Витте на посту министра финансов. Введение золотого червонца.


39


Быт крестьян. Быт привилегированных сословий. Новшества в жизни городских обывателей.


Продолжение золотого века русской культуры (3ч)


Влияние реформ Александра II на развитие образования. Совершенствование образовательной системы, отмена сословных ограничений. Начальные народные училища, мужские и женские гимназии. Реальные училища. Усиление государственного контроля за системой образования. Циркуляр «о кухаркиных детях». Рост уровня грамотности населения. Книгоиздательская деятельность.


Достижения российской науки. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Создание Российского исторического общества. Деятельность Географического общества.


Либеральная и консервативная журналистика. Государственная политика в отношении печати. Цензурный устав 1863 г. «Временные правила о печати». Произведения русских писателей второй половины XIX в.(И. С. Тургенев, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов) как отражение общественных процессов. Реализм, социальная проблематика в литератур ных произведениях. Нравственные искания писателей. Новые явления в литературе народов России.


Реалистическое направление в живописи. Бунт в Академии художеств. Творчество

передвижников. Поиск новых форм в скульптуре (М. М. Антокольский,

М. О. Микешин, А. М. Опекушин) и архитектуре: от русско-византийского стиля к

модерну.

Подъем музыкальной культуры. Новаторство композиторов — членов «Могучей


кучки». Развитие театрального искусства.

Рождение Московского Художественного театра.

Художественная культура народов России.


4

Россия в конце XIX — начале XX в(8ч) (999((((


Экономическое развитие России на фоне общемировых процессов. Индустриализация страны. Промышленный подъем в 1890-х гг. и накануне Первой мировой воины. Новая география экономики. Рост сети железных дорог. Научно-техническая мысль и новации в промышленности. Процесс возникновения монополий. Крупнейшие российские синдикаты. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Финансирование промышленности. Казенные и частные предприятия.Аграрный вопрос. Рост товарности сельского хозяйства. Развитие агротехники. Россия — мировой экспортер хлеба. Формирование территории Российской империи. Имперский


центр и регионы. Результаты первой всероссийской переписи населения 1897 г. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Проблема крестьянской общины. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои.


Николай II и самодержавная государственность. Административный аппарат империи. Нарастание оппозиционных настроений в стране. Демократические тенденции в общественном сознании. Либеральная оппозиция. П. Н. Милюков.

«Союз освобождения», «Союз земцев-конституционалистов».Социалистическое движение. Неонароднические организации. Формирование Партии социалистов-революционеров. В. М. Чернов. Террористическая тактика эсеров. Создание РСДРП. Раскол партии на большевиков и меньшевиков. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Подвиг крейсера «Варяг». С. О. Макаров. Оборона Порт-Артура. Крупнейшие сухопутные сражения. Цусимское сражение. Портсмутский мир.


41Власть и общество накануне Первой российской революции.Влияние русско-японской войны на обстановку в стране. «Банкетная кампания». Обострение социальных противоречий.


Предпосылки и основные периоды Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Г. А. Гапон. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. Возникновение рабочего Совета в Иваново-Вознесенске. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест


17 октября 1905 г. Продолжение революционных выступлений. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Особенности Первой российской революции в контексте мировой истории.


Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения


  • их лидеры. Социалисты-революционеры и социал-демократы в условиях Первой российской революции. Особенности большевизма и меньшевизма. Создание либеральных партий — кадетов, октябристов. А. И. Гучков.


Тактика либералов. Правомонархические партии в борьбе с революцией. «Союз русского народа». В. М. Пуришкевич. Национальные партии и организации. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Новая система органов государственной власти. Права и обязанности граждан. Особенности революционных выступлений 1906—1907 гг. Назначение министром внутренних дел и председателем Совета министров П. А. Столыпина. Указ о выходе из общины. Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.


Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А.


Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Третьеиюньский политический режим. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий в стране. Новый подъем общественного движения.


42Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.Открытия российских ученых. К. Э. Циолковский. И. П. Павлов. Полярные экспедиции. Достижения гуманитарных наук В. О. Ключевский.


Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в. Живопись. «Мир искусства». Достижения реалистической школы. Исторические сюжеты в живописи.


Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Понятие «серебряный век». Вклад России начала XX в. в мировую культуру.


Тамбовский край в XIXвеке.




Тема урока

Кол

Дата проведения

п/п



-во

план

факт




час.





История России






XIX век- особый этап в истории России.(1ч)


1

Введение. 19 столетие- особый этап в истории России.

1



Социально- экономическое развитие России в первой половине 19 века(2ч)


2

Сельское хозяйство.

1








3

Развитие промышленности, транспорта и торговли.

1








Российская империя в царствование Александра 1. 1801-1825 гг.(5ч+1ч)


4

Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 гг.

1








5

Героический 1812 год.

1



6

Внутренняя и внешняя политика Александра 1 в 1816-

1




1825 гг.




7


Общественная жизнь в России.

1



8


Восстание на Сенатской площади.

1



9


Контрольная по теме : «Российская империя в

1





царствование Александра 1. 1801-1825 гг.






Российская империя в царствование Николая 1. 1825-1855 гг.(6ч)

10


Охранительный курс Николая 1 во внутренней политике

1









11


Политика правительства в социально-экономической

1





сфере.




12


Общественное движение в годы правления Николая I.

1



13


Россия в «европейском оркестре» в 1826-1856 гг.

1





Крымская война.




14-15


Общественно-политическая жизнь России 1830- 1840гг.

2











Начало золотого века русской культуры(4ч+1ч)

16-17


Просвещение и наука в 1801-1850-е гг.

2









18


Литература как главное действующее лицо российской

1





культуры.




19


Живопись, театр, музыка, архитектура.

1



20


Контрольная по теме : «Начало золотого века русской

1





культуры».






Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг.(6ч+1ч)

21


« Распалась цепь великая..» подготовка и содержание

1





крестьянской реформы 1861.




22


Последующие реформы

1



23


Внешняя политика России в 1950-е- начале 1880-х гг.

1



24-25


Либеральный и революционно-политические лагери в

2





России 1860-1870-х гг.




26


Основные направления в народничестве 1870-х-

1





ач.1880-х гг.




27


Контрольная по теме: «Эпоха Великих реформ в России.

1





1860-1870-е гг.».






Российская империя в царствование Александра III(4ч)

28


Внутренняя политика правительства Александра III:

1





контрреформы.




29


Внешняя политика России в 1880-е-нач.1890-х гг.

1



30


Общественное и рабочее движение в 1880-е- нач. 1890-х

1





гг.




31


Религиозная политика в России в 19 веке.

1










Социально-экономическое развитие России во второй половине 19



века.(3ч)




32


Развитие сельского хозяйства.

1



33


Промышленность, банковское дело, торговля,

1





транспорт.




34


Повседневная жизнь основных слоёв населения России в

1





19 веке.






Продолжение золотого века русской культуры(3ч+1ч)

35


Просвещение и наука

1



36


Периодическая печать и литература

1



37


Новое течения в архитектуре, живописи, театральом

1





искусстве, музыке.




38


Контрольная по теме : «Золотой век русской культуры».

1





Россия в конце 19-нач.20 века.(8ч+1ч)

39


Экономическое развитие России: город и деревня.

1



40


Социальные, религиозные национальные отношения в

1





империи.




41


Государство и общество на рубеже 19-20 вв.

1



42


Итоговая контрольная работа






Всеобщая история

Становление индустриального общества(5ч)


1

Индустриальная революция: достижения и проблемы

1



2

Индустриальное общество.

1



3

Наука в XIX веке.

1



4

Искусство XIX века.

1



5

Либералы, консерваторы, социалисты

1





Строительство новой Европы(4ч)



6

Образование наполеоновской империи .

1








7

Падение империи Наполеона.




8

Англия в первой половине XIX века.


1







9

Франция в первойполовине XIX века.




10

Франция в 1848 - 1870 гг. Германия в первой половине

1








11

XIX века. Франко -прусская война. Парижская коммуна




12

Италия в первой половине XIX века.

1




Страны Западной Европы на рубеже 19-20 вв. Успехи и проблемы



индустриального общества.(5ч)




13

Германия во второй половине XIX века.

1








14

Великобритания конца Викторианской эпохи

1



15

Третья республика во Франции

1



16

Италия во второй половине XIX века.

1



17

Формирование австро-венгерского государства.

1





Две Америки(2ч)




18

США в XIX веке

1



19

Латинская Америка в XIX веке

1





Глава 5 .Традиционные общества в 19 в: новый этап колониализма(2ч)

20

Страны Востока XIX в.: Индия и Африка.

1








21

Страны Востока XIX в.: Япония и Китай

1





Глава 6. Международные отношения в конце 19-нач.20 в.(3ч)


22

Международные отношения в конце XIX - XX веков.

1



23

Повторение по курсу Всеобщей истории

1



24

Контрольная работа по теме: «Строительство новой

1




Европы»




25-26

Защита творческих работ

2