СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по истории 9 класс ФГОС"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. УМК: История России - А.В. Торкунов: Всеобщая история. Новейшая история - О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по истории 9 класс ФГОС"»

Рабочая программа по истории

9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011). Сроки реализации программы: 2014-2019 год (5-9 классы).

Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;

  3. Примерной образовательной программы основного общего образования. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);

  4. Образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5» г.Курчатова

  5. Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы М.: Просвещение, 2011. - стр. 94– (Стандарты второго поколения);

  6. Всеобщая история. Рабочие программы 5—9 классы: пособие для учителей. общеобразоват. организаций/[А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. ‑ 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2014;

  7. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобраз. организаций/А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2016;

  8. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2018-2019 учебный год».

  9. Базисный учебный план МБОУ «СОШ №5» г. Курчатова Курской области на 2018-2019 учебный год.

  10. Положение о рабочей программе педагога.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобраз. организаций/А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2016.

2. Всеобщая история. Рабочие программы 5—9 классы: пособие для учителей. общеобразоват. организаций/[А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. ‑ 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2014.

3. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2018;

4. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая тетрадь. 9 класс/О.С.Сороко-Цюпа, А.О Сороко-Цюпа ‑ М.: Просвещение, 2018.

5. Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки. 9 класс/А.О. Сороко-Цюпа, М.Л. Несмелова – М.: Просвещение, 2018.

6. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. ФГОС/К.В. Волкова – М.:Вако, 2018.

7. Новейшая история. 1914 г. - начало XXI в. 10 класс. Атлас (Линейная структура курса)/ Н.А. Курбский – М.: Дрофа, 2018;

8. Новейшая история. 1914 г. - начало XXI в. 10 класс. Контурные карты (Линейная структура курса)/ Н.А. Курбский– М.: Дрофа, 2018.

9. История России. 10 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 3 ч./[А.А. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков]; под ред. А.В. Торкунова. ‑ М.: Просвещение, 2018.

10. История России. Рабочая тетрадь. 10 класс/А.А. Данилов, А.В. Лукутин, И.А. Артасов – М.: Просвещение, 2018;

11. История России. Поурочные рекомендации. 10 кл.: пособие для учителей общеобразовательных организаций/Т.П. Андреевская – М.: Просвещение, 2015.

12. Деятели культуры, науки, спорта. Россия XX в. в лицах/А.А. Данилов – М.: Просвещение, 2018.

13. Культура и общество. Россия XX – начала XXI века/И.С. Семененко – М.: Просвещение, 2018.

14. История России. Хрестоматия. 6-10 классы. В 2 ч./А.А. Данилов. М.: Просвещение, 2015.

15. История России 1914 – начало XXI века. 10 класс: атлас 2-е изд. испр./О.Д. Волобуев ‑ М.: Дрофа, 2018.

16. Контурные карты. История России. 10 класс/ А.В. Торкунов ‑ М.: Просвещение, 2018.


Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений Новейшей истории и истории России, теоретически осмыслить исторический материал. Методический материал учебника, фрагменты документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.

Рабочая программа курса «История» включает программы по курсу Всеобщей истории (с древнейших времен до начала XXI в.) и истории России (с древнейших времен до начала XXI в.), изучаемые в 5-9 классах.


Цели и задачи изучения предмета.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цели изучения предмета:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, для участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Задачи изучения истории:

  • познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;

  • вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;

  • развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;

  • развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;

  • воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов

  • сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;

  • сформировать у обучающихся понимание места и роли России во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества.


Формируемые универсальные учебные действия

Выпускник 9 класса научится:

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;

- использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;

- анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;

- представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

- раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;

- объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);

- сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ - начала XXIв.


Выпускник 9 класса получит возможность научиться:

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.;

- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

- осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.


Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. Объем учебного времени объясняется количеством учебных недель (34 недели) по базисному учебному плану МБОУ «СОШ №5» г. Курчатова.


Распределение учебного времени по курсам

Курс «История»

Класс

История России

Всеобщая история

5

-

68

6

36

32

7

36

32

8

36

32

9

70

32

Предполагается синхронно-параллельное изучение двух курсов истории с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.


Личностные, предметные и метапредметные

результаты освоения конкретного учебного предмета.


Личностные результаты изучения курсов «Всеобщая история. Новейшая история» и «Истории России» в 9 классе включают в себя:

  • осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;

  • понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;

  • уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;

  • способность к определению своей позиции и ответственному поведению;

  • понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;

  • готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.


Предметные результаты изучения курсов «Всеобщая история. Новейшая история» и «Истории России» в 9 классе включают в себя:

  • целостное представление об историческом развитии народов России и зарубежных стран XX – начала XXI века;

  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры России и зарубежных стран в период XX – начала XXI века;

  • способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников всемирной истории XX – начала XXI века анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

  • уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты, анализировать и обобщать данные карты;

  • уметь характеризовать важные факты всемирной истории XX – начала XXI века, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

  • уметь сравнивать исторические факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

  • умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры средневековой цивилизации, в том числе сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

  • умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века;

  • умения соотносить единичные события в отдельных странах в Новейшее время с общими явлениями и процессами;

  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми факт источниками и памятниками истории России и зарубежных стран в Новейшее время, способствовать их охране.

- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

- представление о социально-политическом устройстве России XX – начала XXI века;

- умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

- установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

- определение и использование основных исторических понятий периода;

- установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

- установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии XX – начала XXI в.;

- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

- поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

- анализ информации, содержащейся в исторических источниках XX – начала XXI в.;

- анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений, а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;

- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории России;

- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

- приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

- представление о культурном пространстве России XX – начала XXI в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.


Метапредметные результаты изучения курсов «Всеобщая история. Новейшая история» и «Истории России» в 9 классе включает в себя:

  • организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;

  • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

  • осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

  • использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

  • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

  • логически строить рассуждение, ясно и аргументировано излагать мысли;

  • владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;

  • представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;

  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации ин формации;

  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

  • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

  • оценивать собственные действия, учебные достижения.


Содержание тем учебного курса «История» в 9 классе.


история России (70 часов)


Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

Россия в годы революции и гражданской войны

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.

СССР в 1920-е – 1930-е гг.

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

СССР в 1953-1964 гг.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.


СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

Советское общество в 1985-1991 гг.

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.



ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (32 часа)


Введение. Новейшая история — период двух эпох: 1890—1960 гг. и 1970-е гг. — настоящее время. Модернизация.

РАЗДЕЛ I. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.

Индустриальное общество в начале XX в. Новая индустриальная эпоха. Вторая промышленно-технологическая революция. Бурный рост городов и городского населения. Массовое производство промышленных товаров. Концентрация производства и капитала. Концентрация банковского капитала. Формирование финансового капитала. Антимонопольная (антитрестовская) политика. Регулирование конкуренции. Усиление роли государства в экономической жизни. Социальный реформизм в начале века. Социальные реформы. Милитаризация.

Единство мира и экономика великих держав в начале ХХ в. Индустриализм и единство мира. Массовая миграция населения. Неравномерность экономического развития. Германия. Великобритания. Франция. Австро-Венгрия. Италия.

Политическое развитие в начале XX в. Демократизация. Республиканские партии. Парламентские монархии. Расширение избирательных прав граждан. Всеобщее избирательное право. Политические партии и политическая борьба в начале ХХ в. Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Религия и национализм. Социалистическое движение. Умеренное реформистское крыло. Леворадикальное крыло. Рабочее движение. Либералы у власти. США. Великобритания. Германия. Франция. Италия. Национализм.

«Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. «Новый империализм». Африка. Азия. Центральная Америка. Южная Америка. Протекционизм. Предпосылки Первой мировой войны. Смена военно-политических союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо-русская конвенция 1907 г. Окончательное формирование Антанты.

Первая мировая война. 1914—1918 гг. Версальско-Вашингтонская система. Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция. Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Провал плана Шлиффена. Битва на Марне. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская «мясорубка» и военные действия в 1916 г. Битва на Сомме. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Неограниченная подводная война. Внутреннее положение в воюющих странах. Военно-государ ственно-корпоративный капитализм. Революция 1917 г. в России. Брестский мир. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четверного союза. Революции. Сражение под Амьеном. Итоги Первой мировой войны.

Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор. Лига Наций. Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. Договор четырёх держав. Договор девяти держав. Договор пяти держав. Непрочность сложившейся системы.

Последствия войны: революции и распад империй. Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых государств. Революция в Германии в 1918—1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Австрийская революция. Венгерская революция. Образование Чехословакии. Образование Югославии.

Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик.

Особенности экономического восстановления 1920-х гг. План Дауэса. Экономическое восстановление. Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920-е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской республики. Период Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства. Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство. Всеобщая стачка 1926 г. Франция в 1920-е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Пути выхода. Особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Социальные последствия кризиса. Причины экономического кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы.

США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г. Гувера. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Сельскохозяйственная политика. Массовые социальные движения. Движения панацей. Рост профсоюзного движения. Социальные реформы «нового курса». Внешняя политика США.

Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция. Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, Народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта. Деятельность правительства Народного фронта.

Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания. Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика.

Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Пропаганда и теория национал-социализма. Установление тоталитарной диктатуры. Милитаризация экономики. Внешняя политика.

Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936—1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма.

Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой половине XX в. Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911—1912 гг. Национальная великая революция 1920-х гг. Гражданская война 1928—1937 гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления.

Латинская Америка: особенности общественного развития. Пути развития континента в ХХ в. Пути и методы борьбы. Мексика. Кубинская революция.

Культура и искусство первой половины XX в. Революция в естествознании. Особенности художественной культуры. Символизм. Литература.

Международные отношения в 1930-е гг. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин — Рим — Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности. Вторая мировая война. 1939—1945 гг. Наступление агрессоров. Канун войны. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Военные действия на других театрах войны. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления.

Завершающий период Второй мировой войны. Крымская конференция. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны.


РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX — НАЧАЛО XXI В.

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Мирное урегулирование. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. «Холодная война». Военно-политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Организация Варшавского договора.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945‑1970 гг. Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция. Соглашение о свободной торговле в Северной Африке. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния.

Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970—1980-х гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное (информационное) общество.

Политическое развитие. Экономическая политика 1970—2000-х гг. Идейно-политические течения и партии. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств.

Гражданское общество. Социальные движения. Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества. Бурные 1960-е годы. Новые левые движения молодёжи и студентов. Движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви.

Соединённые Штаты Америки. Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж. Буш-старший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш-младший. Внешняя политика. Президент Б. Обама.

Великобритания. Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Внешняя политика Великобритании. Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона.

Франция. Временный режим (1944—1946). Четвёртая республика (1946—1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика.

Италия. Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной системы. Правительство С. Берлускони.

Германия: раскол и объединение. Оккупационный режим в Германии (1945—1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ в 1949—1990 гг. Гельмут Коль. Социальное рыночное хозяйство. Экономическое и политическое развитие ГДР в 1949—1990 гг. Строительство основ социализма в ГДР. Кризис режима. «Бархатная революция» в ГДР. Объединённая Германия в 1990-е гг. Развитие объединённой Германии. Социал-демократы и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиция» и правительство А. Меркель.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2007 гг. Становление тоталитарного социализма и его кризис. Общие черты строительства социализма. Кризис тоталитарного социализма. Революции 1989—1991 гг. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия». Последствия «шоковой терапии». Аграрный сектор. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз.

Латинская Америка во второй половине XX — начале XXI в. Национал-реформизм и модернизация 1940—1950-х гг. Латинская Америка в 1970—2000 гг. Поворот к неоконсерватизму. Переход к демократизации в 1980-е гг.

Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. «Арабская весна». Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946—1949 гг. Выбор пути развития (1949—1957). Попытка реализации маоистской утопии (1957—1976). Культурная революция (1966—1976). Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия: преобразования и реформы. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии.

Международные отношения. Биполярный мир: от конфронтации к разрядке (1960—1970). Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Международные и региональные конфликты. Ирано-иракская война (1980—1988). Агрессия Ирака против Кувейта. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Североамериканская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.

Культура второй половины XX — начала XXI в. Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство. Гиперреализм. Концептуализм. Начало информационной эпохи. Изменение картины мира. Культура и искусство. Постмодернизм. 1970—2000 гг. Интернет и становление глобального информационного пространства. Последствия становления единого информационного пространства. На пути к новому объединению мира. На пути к формированию новых ценностей. Общая характеристика постмодернизма. Постмодернизм в архитектуре (1970—2000). Постмодернизм в кино (1960—2000). Постмодернизм в литературе (1960—2000).

Глобализация в конце XX — начале XXI в. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации.

Заключение. Глобальные проблемы современности. Проблемы сохранения мира. Проблема преодоления отсталости и модернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Разделы, темы

Количество часов


История России

70 часов

1.

Россия в годы «великих потрясений».

10 часов +1 час повторения

2.

Советский Союз в 1920-1930-х гг.

14 часов +1 час повторения

3.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

9 часов +1 час повторения

4.

Апогей и кризис советской системы 1945-1990-е гг.

23 часа +1 час повторения

5.

Российская Федерация.

9 часов +1 час повторения


Всеобщая история. История новейшего времени

32 часа

1.

Новейшая история. Первая половина ХХ в.»

16 часов

2.

Новейшая история. Вторая половина ХХ в.

16 часов


Всего

102 часа


ИСТОРИЯ РОССИИ. 9 класс (70 часов).

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

Глава I. Россия в годы «великих потрясений» (11 часов).

1.

Россия и мир в начале XX века.




2.

Россия и мир накануне Первой мировой войны.




3.

Российская империя в Первой мировой войне.




4.

Великая российская революция: Февраль 1917 г.




5.

Великая российская революция: Октябрь 1917 г.




6.

Первые революционные преобразования большевиков.




7.

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм.




8.

Гражданская война.




9.

Революция и гражданская война на национальных окраинах.




10.

Идеология и культура периода Гражданской войны.




11.

Повторительно-обобщающий урок «Россия в годы «великих потрясений».




Глава II. Советский Союз в 1920-1930-х гг. (15 часов).

12.

Переход к НЭПу.




13.

Экономика НЭПа.




14.

Образование СССР.




15.

Национальная политика в 1920-е годы.




16.

Политическое развитие в 1920-е гг.




17.

Внешняя политика СССР в 1920-е гг.




18.

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.




19.

«Великий перелом». Индустриализация.




20.

«Великий перелом». Индустриализация.




21.

Коллективизация сельского хозяйства.




22.

Политическая система СССР в 1930-е гг.




23.

Советская национальная политика в 1930-е гг.




24.

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.




25.

СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг.




26.

Повторительно-обобщающий урок «Мир и СССР в 1920-1930-х гг.»




Глава III. Великая Отечественная война (10 часов).

27.

СССР накануне Великой Отечественной войны.




28.

Начало Великой Отечественной войны. Первый период.




29.

Поражения и победы 1942 г.




30.

Человек и война: единство фронта и тыла.




31.

Второй период войны. Коренной перелом.




32.

Второй период войны. Коренной перелом.




33.

Народы СССР в борьбе с фашизмом.




34.

Третий период войны. Победа.




35.

Окончание Второй мировой войны.




36.

Повторительно-обобщающий урок «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»




Глава IV. Апогей и кризис советской системы 1945-1990-е гг. (24 часа).

37.

Место и роль СССР в послевоенном мире.




38.

Восстановление и развитие экономики.




39.

Изменения в политической системе в послевоенные годы.




40.

Наука и культура в послевоенные годы.




41.

Национальная политика в послевоенном СССР.




42.

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны».




43.

Послевоенная повседневность.




44.

Смена политического курса.




45.

Социально-экономическое развитие в середине 1950-х ‑ середине 1960-х гг.




46.

Культурное пространство советского общества в середине 1950-х ‑ середине 1960-х гг.




47.

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг.




48.

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг.




49.

Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг.




50.

Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг.




51.

Культурное пространство и повседневная жизнь в 1960-х – середине 1980-х гг.




52.

Политика разрядки международной напряженности.




53.

Политика разрядки международной напряженности.




54.

СССР и мир в начале 1980-х гг.




55.

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991гг.




56.

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки.




57.

Реформы политической системы.




58.

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.




59.

Распад СССР.




60.

Повторительно-обобщающий урок «Апогей и кризис советской системы 1945-1990-е гг.»




Глава V. Российская Федерация (10 часов).

61.

Российская экономика на пути к рынку.




62.

Политическое развитие РФ в 1990-е гг.




63.

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.




64.

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.




65.

Политическая жизнь России в начале XXI века.




66.

Экономика России в начале XXI века.




67.

Повседневная и духовная жизнь.




68.

Внешняя политика России в начале XXI века.




69.

Россия в 2008-2014 гг.




70.

Повторительно-обобщающий урок «Современная Россия»





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГОГО ВРЕМЕНИ 9 КЛАСС

32 часа


п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

Глава I. Новейшая история. Первая половина ХХ в. (19 часов.)

1.

Индустриальное общество в начале ХХ в.




2.

Политическое развитие в начале ХХ в.




3.

Первая мировая война 1914-1918 гг.




4.

Первая мировая война 1914-1918 гг.




5.

Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система.




6.

Последствия войны: революции и распад империй.




7.

Страны Европы и США в 20 е годы.




8.

Капиталистический мир в 20-е годы.




9.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.




10.

США: «новый курс» Ф. Рузвельта.




11.

Великобритания, Франция в 30-е годы.




12.

Италия, Германия, Испания в 30-е годы.




13.

Восток в первой половине ХХ в.




14.

Латинская Америка в первой половине ХХ в.




15.

Культура и искусство в первой половине ХХ в.




16.

Международные отношения в 30-е годы.




17.

Вторая мировая война 1939-1945 гг.




18.

Вторая мировая война 1939-1945 гг.




19

Война, изменившая карту Европы.




Глава II.Новейшая история. Вторая половина ХХ в. (13 часов.)

20.

Послевоенное мирное урегулирование.




21.

«Холодная война».




22.

Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970 гг.




23.

Становление информационного общества.




24.

Политическое развитие стран Запада.




25.

Гражданское общество. Социальные движения.




26.

США.




27.

Великобритания.




28.

Франция.




29.

Германия: раскол и объединение.




30.

Революции в странах Восточной Европы 1945-1999 гг.




31.

Страны Азии и Африки в современном мире.




32.

Международные отношения 60-90-е годы.







16