СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для 6 класса ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный курс Истории средних веков и Истории России с древнейших времен до 16 века

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 6 класса ФГОС»

Приложение к рабочей программе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИСТОРИЯ 6 КЛАСС (по программам А. А. Данилов -А. А. Вигасин)

Урока

темы

Тема урока

Дата

проведения

Примечание


По плану

6-В

По факту

Предметные

Метапредметные

Личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

6-А

6-Б

6-В

6-А

6-Б

6-В






1

1

Введение.

Живое средневековье.

Человек и история. Наша Родина — Россия.







Применяют термины: архивы, хроники, фрески;
работают с учебником.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения.

Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.


Тема1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)* 5 часов

2


1

Образование варварских королевств. Государство франков.

1






Используют термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.

Называют германские племена, определяют роль и значение переселения народов в формировании современной Европы.

Используют общие приемы решения поставленных задач, строят рассуждения от частных явлений к общим закономерностям, устанавливают аналогии.

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

3


2

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1






Объясняют особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры; выявляют значение христианской церкви в жизни людей средневековья.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения задач.

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

4



3

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1






Объясняют значение терминов: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.

Дают личностную характеристику Карлу Великому, анализируют причины распада империи Карла Великого.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения задач.

Ставят и формулируют проблему урока; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

5

4

Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI вв.

1






Используют термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги.

Анализируют причины слабости королевской власти во Франции.

Осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

Ставят и формулируют цели и проблему урока; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

6

5

Англия в раннее Средневековье.

1






Используют термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.

Сопоставляют правду и вымысел в легендах о короле Артуре.


Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Ставят и формулируют проблему урока; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.


Тема 2. Византийская империя и славяне в VI -IX вв. 2 часа

7

1

Византия при Юстиниане. Культура Византии.


1






Объясняют термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон.
Определяют специфику государственного устройства Византии и анализируют причины ослабления Византийской империи; называют важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру; определяют влияние христианства на развитие византийской культуры.

Используют знаково-символические средства, в том числе таблицы и схемы для решения познавательных задач.


Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

8

2

Образование славянских государств.


1






Используют термин: вече, объясняют причины возникновения славянских государств, составляют описание образа жизни славян.


Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач, строят рассуждения от частных явлений к общим закономерностям, устанавливают аналогии.


Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.


Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Проявляют доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Тема 3.Арабы в VI –XI вв. 1 час

9

1

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.


Культура стран Арабского халифата.



1






При составлении рассказа оперируют терминами: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.

Определяют влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объясняют причины их военных успехов; сравнивают образ жизни арабов и европейцев; называют различия между исламом и христианством; выделяют особенности образования и его роль в мусульманском обществе; объясняют связь между античным наследием и исламской культурой; рассказывают о развитии научных областей; составляют сообщение с презентацией в Power Point об арабских учёных и их достижениях.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач; выполняют самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

Определяют совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе; адекватно воспринимают предложение и оценку учителя.


Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.** 5 часов.

10

1

Древнейшие люди

и их стоянки на территории современной России.

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.




1






Применяют понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России; определяют исторические процессы, события во времени; устанавливают синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; осознают основные закономерности развития человеческого общества с древности; описывают условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; понимают взаимосвязь между природными и социальными явлениями, осознают их влияние на жизнь человека; используют картографические сведения для понимания процессов расселения первобытных людей.

Работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения; применяют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи.



Формулируют новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составляют план действий; соотносят свои действия с планируемыми результатами.




Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определяют свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулируют, аргументируют свое мнение.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; развивают творческие способности через активные формы деятельности.



11

2

Образование первых государств.

1






Применяют понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин распада первобытного строя и появления первых государств; определяют исторические процессы, события во времени; устанавливают синхронистические связи истории России и стран Европы; используют картографические сведения; устанавливают взаимосвязь между природными и социальными явлениями; описывают условия существования, основные занятия, образ жизни людей в раннем средневековье; раскрывают характерные черты средневекового общества.

Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; выделяют главную и второстепенную информацию; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщают факты; используют ранее изученный материал при решении познавательных задач; устанавливают аналогии; устанавливают причинно-следственные связи; применяют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план действий; овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определяют свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулируют свое мнение; формируют и развивают навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.


Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливают историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; развивают творческие способности через активные формы деятельности.

12

3

Восточные славяне и их соседи.

Крым в древности.

1






Применяют понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых государств.

Определяют исторические процессы, события во времени; устанавливают синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; используют картографические сведения; описывают условия существования, основные занятия, образ жизни людей; дают характеристику археологических культур Крыма в древности: Ямной, Кеми-Обинской, Катакомбной, Белозерской; составляют описания памятников культуры

киммерийцев, тавров, скифов, сарматов; определяют местоположение античных поселений в Крыму.

Используют таблицы, схемы для получения информации; анализируют материал учебника и дополнительный материал; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; ставят репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливают аналогии; решают творческие задачи;

соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; используют приемы исторического анализа.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план действий; овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Определяют свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулируют свое мнение; формируют и развивают навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливают историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; развивают творческие способности через активные формы деятельности.

13

4

Урок обобщения и систематизации знаний по темам: «Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)»,

«Византийская империя и славяне в VI -IX вв.»,

«Арабы в VI -XI вв.»,

«Народы и государства на территории нашей страны в древности».

1






Соотносят события истории Руси и других государств по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывают, что история России является частью мировой истории.

Овладевают способами обобщения и систематизации знаний; обобщают и систематизируют знания по изученной теме; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находят и обрабатывают дополнительную информацию об изучаемом периоде истории.

Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий, овладевают основами самоконтроля, самооценки.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определяют свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулируют и аргументируют свое мнение.

Формируют и развивают устойчивую мотивацию учения.

14

5

Урок контроля знаний по темам: «Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)»,

«Византийская империя и славяне в VI -IX вв.»,

«Арабы в VI -XI вв.»,

«Народы и государства на территории нашей страны в древности».

1






Соотносят события истории Руси и других государств по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; определяют причины и последствия исторических событий данного периода.

Определяют степень усвоения изученного материала; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников.

Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий: осуществляют контроль своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Формируют и развивают патриотические чувства, уважение к истории своей страны, гордость за свой народ; осмысливают историческую обусловленность поведения и мотивацию людей предшествующих эпох; развивают российскую гражданскую идентичность.


Тема 4. Феодалы и крестьяне. 2 часа.

15

1

Средневековая деревня и ее обитатели.

1






Применяют термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

Выявляют характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; анализируют фрагмент исторического источника.

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и алгоритм действий;

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

16

2

В рыцарском замке.


1






Применяют термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Описывают снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объясняют смысл рыцарских девизов;

доказывают, что с XI по XIII вв. в Европе наблюдался расцвет культуры; объясняют смысл феодальных отношений; анализируют роль замка в культуре Средневековья;

рассказывают о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; выполняют самостоятельно работу, опираясь на содержание изученной главы ученик; используют общие приемы решения задач.


Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий;

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.


Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Проявляют устойчивый учебно- интерес к новым общим способам решения задач; выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.


Тема5. Средневековый город в Западной и центральной Европе. 2 часа

17

1

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

1






Применяют термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.

Составляют план рассказа «Путешествие по средневековому городу»; называют функции и правила цехо;, сравнивают понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство.

Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; выделяют главную и второстепенную информацию; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию.

Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

18

2

Торговля в Средние века.


1






С помощью исторической карты определяют центры ремесла и торговли.

Осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; выполняют самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

Формируют целевые установки учебной деятельности; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.


Тема 2. Русь в IX-первой половине XII вв. 11 часов.

19

1

Первые известия о Руси.

1






Применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений пришлого.

Овладевают целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования летописных сведений и археологических данных; выявляют закономерность процесса превращения поселков восточных славян в города; характеризуют особенности развития Новгорода и Киева как двух центров формирования Древнерусского государства; обсуждают версии происхождения слова русь \ различают достоверную и вымышленную информацию в источниках и комментируют ее.

Анализируют материал учебника и дополнительный материал; находят и фиксируют информацию, выделяя главное и второстепенное, критически оценивают ее достоверность; применяют начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решают творческие задачи и представляют результаты своей деятельности.

Формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают алгоритм действий; соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, оценивают правильность решения учебной задачи.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определяют свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулируют и аргументируют свое мнение.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; формируют российскую гражданскую идентичность; осмысливают историческую обусловленность поведения и мотивацию людей предшествующих эпох; осмысливают роль и значение истории в жизни человека, определяют собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого.

20-21

2

3

Становление Древнерусского государства.

1






Овладевают целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; устанавливают причины активной внешней политики первых русских князей.

С помощью учителя выбирают основания и критерии для классификации и обобщения; применяют начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решают творческие задачи; предъявляют результаты своей деятельности в форме устного сообщения; используют текст исторического источника при ответе на вопросы.

Формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают алгоритм действий; соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, оценивают правильность решения учебной задачи.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определяют свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулируют и аргументируют свое мнение.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; формируют российскую гражданскую идентичность.


22

4

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1






Характеризуют основные направления деятельности князя Владимира Святославича; оценивают значение проводимых им реформ, его внутреннюю и внешнюю политику; объясняют причины принятия христианства; оценивают действия и поступки личностей на примере деятельности князя Владимира Святославича.




Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют текст исторического источника при ответе на вопросы; применяют понятийный аппарат исторического знания; устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения; используют таблицы, схемы для получения информации; устанавливают аналогии, самостоятельно выбирают критерии для классификации,

работают с различными источниками информации.

Формируют целевые установки учебной деятельности; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; разрешают спорные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулируют и отстаивают свое мнение; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

23

5

Русское государство при Ярославе Мудром.

1






Определяют исторические процессы и события во времени, применяют основные хронологические понятия и термины.

Оценивают роль личности Ярослава Мудрого в истории; характеризуют систему управления государством, сложившуюся в годы правления Ярослава Мудрого; выявляют предпосылки расцвета Древнерусского государства; овладевают целостными представлениями о политическом строе Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей в конце X— первой половине XIIвв.; объясняют социальную сущность «Русской правды»; устанавливают синхронистические связи истории Руси и стран Европы.

Применяют и преобразовывают знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; применяют начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решают творческие задачи; представляют результаты своей деятельности;

прослеживают причинно- следственные связи; используют текст исторического источника при ответе на вопросы; соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников.

Составляют план действий; соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют рефлексию своей деятельности; осознают уровень и качество усвоения изучаемого материала.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; разрешают спорные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов сторон; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, планирования и регуляции своей деятельности.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивают исторические события и роли личности в истории с нравственных позиций; осмысливают социально нравственный опыт предшествующих поколений.

24

6

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.


1






Объясняют причины княжеских междоусобиц; оценивают решения Любечского съезда; характеризуют внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха; опираясь на текст исторического документа, анализируют «Поучение» Владимира Мономаха; оценивают развитие древнерусского законодательства от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха; применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия роли личности в истории.

Привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; ставят репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливают аналогии; классифицируют явления по критериям, определенным учителем.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план действий; овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планируют и регулируют свою деятельность; овладевают приемами краткой устной и письменной речи.


Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивают исторические события и роли личности в истории с нравственных позиций.


25

7

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1






Характеризуют основные слои населения Древней Руси; определяют сущность земельных отношений в Древней Руси; оценивают духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси; применяют понятийный аппарат исторического знания, основные хронологические понятия и термины.

Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; используют приемы исторического анализа: сопоставляют и обобщают факты, раскрывают причинно- следственные связи; овладевают общими приемами решения учебных задач; используют таблицы, схемы для получения информации; анализируют материал учебника и дополнительный материал; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают алгоритм действий; осознают уровень и качество усвоения изучаемого материала.

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивают исторические события и роли личности в истории с нравственных позиций; осмысливают социально нравственный опыт предшествующих поколений, гуманистические традиции и ценности русского народа.

26

8

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

Таврика в VIII-XI вв.


1






Оценивают значение исторического и культурного наследия наших предков; выделяют особенности древнерусской культуры; оценивают уровень развития письменной культуры Древней Руси, грамотности и образованности населения; характеризуют уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси; описывают памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи, характерные предметы декоративно прикладного искусства; высказывают суждения о значении исторического наследия славян; применяют исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны;

характеризуют хазарское проникновение в Крым, положение в Крыму в эпоху иконоборчества; описывают пещерные города и византийские владения в Крыму.

Создают и применяют знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию;

осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставят репродуктивные вопросы по изученному материалу; дают определения понятий; решают творческие задачи; представляют результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации;

систематизируют информацию в ходе проектной деятельности.

Самостоятельно планируют пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознают уровень и качество усвоения изучаемого материала; соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют рефлексию своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи.

Осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; овладевают приемами устной и письменной речи, монологической контекстной речью.


Формируют и развивают устойчивую мотивацию учения, уважительное отношение к культурному наследию предков; осваивают гуманистические традиции и ценности Древней Руси; осмысливают социально нравственный опыт предшествующих поколений; формируют уважение к культурному многообразию, понимание роли взаимодействия народов в процессе формирования

древнерусской

народности;

осмысливают социальный, духовный и нравственный опыт предков; проявляют уважение к древнерусской культуре и культуре других народов.


27

9

Повседневная жизнь населения.


1






Характеризуют образ жизни различных слоев населения; исследуют культурный путь русского народа; применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания жизни и быта различных слоев населения Древней Руси; называют особенности древнерусской одежды; сопоставляют жизнь и быт горожан и жителей сел.

Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; овладевают приемами решения проблемных задач; решают творческие задачи; представляют результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации.

Формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают алгоритм действий.

Осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; овладевают приемами устной и письменной речи, монологической контекстной речью; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой

работы.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, патриотизм, осознание своей этнической принадлежности.

28

10

Урок обобщения и систематизации знаний по темам:

" Феодалы и крестьяне",

"Средневековый город",

«Русь в IX— первой половине XII вв.»

1






Соотносят события истории Древней Руси по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывают, что история России является частью мировой истории.

Обобщают и систематизируют знания по изученной теме; определяют степень усвоения изученного материала; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находят и обрабатывают дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников.

Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий; осуществляют контроль своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение.


Формируют и развивают устойчивую мотивацию учения, уважительное отношение к культурному наследию предков; осваивают гуманистические традиции и ценности средневековой Руси; осмысливают социально нравственный опыт предшествующих поколений, уважение к культурным достижениям своего народа.

29

11

Урок контроля знаний по темам:

" Феодалы и крестьяне",

"Средневековый город",

«Русь в IX— первой половине XII вв.».

1






Соотносят события истории Руси и других государств по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; определяют причины и последствия исторических событий данного периода.

Используют общие приемы решения поставленных задач, строят рассуждения от частных явлений к общим закономерностям, устанавливают аналогии.


Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий; осуществляют контроль своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.


Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. 2 часа.


30

1

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.


1






Применяют термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена. Излагают подготовленную информацию, называют основные различия между православной и католической церковью.

Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.


Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.


Осмысливают роль и значение церкви и религии в жизни человека.


31

2

Крестовые походы.

1






Оперируют терминами: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.

Называют причины и последствия крестовых походов, дают им характеристику; используют историческую карту как источник информации.

Используют

знаково-символические средства, в том числе схемы для решения познавательных задач.


Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.



Тема 3. Русь в середине XII-начале XIII вв. 6 часов.


32

1

Политическая раздробленность в Европе и на Руси.

1






Характеризуют причины и последствия политической раздробленности в Европе и на Руси; овладевают целостным представлением об историческом пути Руси в середине XII— начале XIII вв.; объясняют причины княжеских междоусобиц; применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия роли личности в истории; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывают, что история России является частью мировой истории; используют историческую карту как источник информации.

Анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; устанавливают аналогии; классифицируют явления; устанавливают причинно-следственные связи.

Самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют новые задачи в учебной и познавательной деятельности; выстраивают алгоритм действий.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; разрешают спорные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов сторон; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, планирования и регуляции своей деятельности.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливают историческую обусловленность поведения и мотивацию людей предшествующих эпох.


33

2

Владимиро-

Суздальское

княжество.


1






Объясняют социально-экономические причины раздробленности Руси; называют хронологические рамки периода раздробленности Руси; определяют характер княжеской власти в северо-восточных землях Руси; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выделяют последствия раздробленности; описывают особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Владимиро-Суздальского княжества.

Создают и применяют знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию;

осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставят репродуктивные вопросы по изученному материалу; комплексно характеризуют исторические события и явления.

Ставят и формулируют новые задачи в учебной и познавательной деятельности; формируют целевые установки учебной деятельности; осуществляют самоконтроль.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; разрешают спорные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливают историческую обусловленность поведения и мотивацию людей предшествующих эпох.


34

3

Новгородская

республика.


1






Характеризуют социально- экономическое положение Новгородской республики; применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выделяют последствия политической раздробленности Руси; описывают особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Новгородской земли.

Устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения; используют таблицы, схемы для получения информации; анализируют материал учебника и дополнительный материал; овладевают общими приемами решения учебных задач.

Самостоятельно определяют цели обучения; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач: формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; формируют российскую гражданскую идентичность.


35

4

Южные и юго- западные русские княжества.

1






Характеризуют социально-экономическую и политическую жизнь Черниговского, Смоленского и Галицко- Волынского княжеств; определяют факторы, повлиявшие на упадок Киевского княжества; применяют основные понятия и термины, определяют исторические процессы, события во времени; используют картографические сведения; устанавливают взаимосвязь между природными и социальными явлениями.

Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; используют приемы исторического анализа: сопоставляют и обобщают факты, раскрывают причинно- следственные связи; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщают факты; используют ранее изученный материал при решении познавательных задач.

Самостоятельно планируют пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознают уровень и качество усвоения изучаемого материала; соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют рефлексию своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определяют свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; формируют российскую гражданскую идентичность; развивают творческие способности через активные формы деятельности.


36

5


Урок обобщения и систематизации знаний по темам:

«Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы»,

«Русь в середине

XII— начале XIII вв.»

1






Сопоставляют события истории Руси по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выявляют причины и следствия исторических событий данного периода отечественной и всеобщей истории.

Развивают познавательную активность; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находят и обрабатывают дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; овладевают общими приемами решения учебных задач.

Формируют целевые установки учебной деятельности, самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют новые задачи в учебной и познавательной деятельности; выстраивают алгоритм действий; осуществляют контроль своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи; определяют степень усвоения изученного материала.

Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество);

развивают коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.


Формируют и развивают устойчивую мотивацию учения, уважительное отношение к культурному наследию предков; осваивают гуманистические традиции и ценности средневековой Руси; осмысливают социально нравственный опыт предшествующих поколений, уважение к культурным достижениям своего и других народов.


37

6

Урок контроля знаний по темам:

«Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы»,

«Русь в середине

XII— начале XIII вв.»

1






Соотносят события истории Руси по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; характеризуют существенные признаки культуры Руси; доказывают, что история России является частью мировой истории.

Используют общие приемы решения поставленных задач, строят рассуждения от частных явлений к общим закономерностям, устанавливают аналогии; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач и контроль своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.



Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе. 6 часов.


38

1

Как происходило объединение Франции.




1






Применяют термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия.

Называют группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объясняют причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов.


Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения; используют таблицы, схемы для получения информации; анализируют материал учебника и дополнительный материал; овладевают общими приемами решения учебных задач.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.


39

2

Что англичане считают началом своих свобод.

1





Оперируют терминами: суд присяжных, хартия, реформы.

Извлекают полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объясняют, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач, выбирают наиболее эффективные способы решения задач;

сопоставляют и обобщают факты; используют текст исторического источника при ответе на вопросы.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.


40

3

Столетняя война.


1






Применяют термин: партизанская война.

Формулируют причины, показывают на исторической карте важнейшие битвы и называют итоги Столетней войны; дают личностную характеристику Жанны д’Арк.


Используют общие приемы решения поставленных задач, выбирают наиболее эффективные способы решения задач;

сопоставляют и обобщают факты.

Ставят учебные задачи, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.


Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; оценивают исторические события и роль личности в истории с нравственных позиций.


41

4

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

1






Применяют термины: централизованное государство, диалект.

Определяют цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, дают их личностную характеристику.


Устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения; используют таблицы, схемы для получения информации.

Принимают и сохраняют учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и алгоритм действий; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; оценивают исторические события и роль личности в истории с нравственных позиций.


42

5

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1






Формулируют термины: Реконкиста, аутодафе.

Называют слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; дают оценку политике испанских королей.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.


Самостоятельно ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблемы; осуществляют контроль своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи.

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.


43

6

Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII– XV вв.

1






Применяют термин: булла.

Объясняют причины раздробленности Германии и Италии и анализируют обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров.

Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.


Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и алгоритм действий.


Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.



Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV-XV вв. 2 часа.


44

1

Гуситское движение в Чехии.



1






Применяют термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.

Называют причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализируют причины побед гуситов, определяют причины их поражения и итоги гуситского движения, дают оценку деятельности Яна Гуса.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; используют приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщают факты; используют ранее изученный материал при решении познавательных задач.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивают правильность выполнения действий.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; оценивают исторические события и роль личности в истории с нравственных позиций.


45

2

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1






Применяют термин: турки-османы.

Формулируют причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания.

Устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения; используют таблицы, схемы, историческую карту для получения информации.

Ставят учебные задачи, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и алгоритм действий; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.


Договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности; организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.



Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. 4 часа.


46

1

Образование, философия.

Средневековая литература. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.


1






Применяют термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, готика.

Называют выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры; характеризуют памятники культуры.

Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; используют приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщают факты; используют изученный материал при решении творческих задач.

Ставят учебные задачи, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и алгоритм действий.


Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.


47

2

Научные открытия и изобретения.


1






Применяют термины: Возрождение, гуманисты.

Называют различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов, фамилии выдающихся гуманистов.

Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения задач; осуществляют пошаговый контроль.

Учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.


48


3

Урок обобщения и систематизации знаний по темам:

«Образование централизованных государств в Западной Европе»,

«Славянские государства в Византии в XIV-XV вв.»,

«Культура Западной Европы в Средние века».


1






Соотносят события истории европейских государств по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывают, что в мировой истории имеются закономерности; характеризуют памятники культуры.


Осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находят и обрабатывают дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; овладевают общими приемами решения учебных задач, способами обобщения и систематизации знаний;

соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; обобщают и систематизируют знания по изученной теме; определяют степень усвоения изученного материала.

Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий; осуществляют самоконтроль.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивают коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.


Формируют

и развивают

устойчивую мотивацию учения; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; формируют уважение к достижениям культуры.


49

4

Урок контроля знаний по темам:

«Образование централизованных государств в Западной Европе»,

«Славянские государства в Византии в XIV-XV вв.»,

«Культура Западной Европы в Средние века».

1






Соотносят события истории европейских государств по хронологическому признаку; применяют понятийный аппарат исторического знания; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выявляют закономерности исторических явлений данного периода истории, характеризуют памятники культуры.

Овладевают общими приемами решения учебных задач; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; систематизируют знания по изученной теме; определяют степень усвоения изученного материала.


Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Формируют

и развивают

устойчивую мотивацию учения; осмысливают социально нравственный опыт предшествующих поколений; формируют уважение к достижениям культуры.



Тема 4. Русские земли в середине XIII- XIV вв. 8 часов.


50

1

Монгольская империя и изменение политической картины мира.


1






Называют причины складывания государства у монголов,

возникновения

Монгольской империи, характеризуют законодательство монголов, причины побед монгольского войска и поражения русских войск, показывают на карте территорию завоеваний монголов.





Используют таблицы, схемы для получения информации; анализируют материал учебника и дополнительный материал; воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи; находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; устанавливают аналоги.

Ставят учебные задачи, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивают коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач» формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; оценивают исторические события и роль личности в истории с нравственных позиций.


51

2

Батыево нашествие на Русь.

1






Применяют термины: орда, курултай, улус.

Используют историческую карту как источник информации; определяют по исторической карте направления походов монгольских войск Батыя, выявляют причины и последствия завоевания Руси монголами; характеризуют историческую личность Батыя; выявляют роль русских княжеств в ослаблении монголов и прекращении продвижения монгольских войск в

Центральную Европу.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют

знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения познавательных задач.

Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Формулируют собственное мнение и позицию; учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве со сверстниками.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности.


52

3

Северо - Западная Русь между Востоком и

Западом.

1






Описывают внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси; характеризуют личность Александра Невского, его внешнюю и внутреннюю политику; оценивают роль личности Александра Невского в истории; овладевают целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII— XIV вв.; объясняют историческое значение побед русского народа над немецкими и шведскими рыцарями; описывают основные этапы Невской битвы и Ледового побоища; выявляют закономерности в развитии Руси.

Работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения; применяют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи.

Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий; осознают уровень и качество усвоения учебного материала.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивают коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; формируют российскую гражданскую идентичность; развивают творческие способности через активные формы деятельности.


53

4

Золотая

Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Крымский улус Золотой Орды.


1






Применяют термины: Золотая Орда, баскак, ярлык.

Оценивают последствия ордынского владычества на Руси; описывают политическое и экономическое устройство Золотой Орды; характеризуют состав этого государства, его культуру; объясняют особенности ордынского владычества на Руси, оценивают его последствия;

характеризуют первое появление Чингисхана в Северном Причерноморье и в Крыму, дают описание процесса завоевания Крыма и создания Крымского Юрта; объясняют роль Солхата как центра Улуса.

Создают и применяют знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию;

осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставят репродуктивные вопросы по изученному материалу; комплексно характеризуют исторические события и явления; используют текст исторического источника при ответе на вопросы.

Ставят учебные задачи, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивают коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; формируют российскую гражданскую идентичность; развивают творческие способности через активные формы деятельности.



54

5

Усиление Московского княжества в Северо - Восточной Руси.

1






Показывают на исторической карте

территорию Северо-Восточной

Руси, основные центры собирания

русских земель, территориальный

рост Московского княжества;

раскрывают причины победы

Москвы в соперничестве с Тверью;

составляют характеристику (исторический портрет) Ивана Калиты.

Осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находят и обрабатывают дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; овладевают общими приемами решения учебных задач, способами обобщения и систематизации знаний;

соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план действий; овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивают коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; оценивают исторические события и роль личности в истории с нравственных позиций.


55

6

Литовское государство и Русь.

1






Объясняют процесс возникновения Литовского государства и включения в его состав части русских земель; показывают на исторической карте

территорию Великого княжества

Литовского; характеризуют государственный

строй Литовского государства, политику Гедимина, Ольгерда, Ягайло; называют причины сближения с Польшей; описывают деятельность Витовта; объясняют, как строились

отношения с Ордой и Москвой; оценивают значение и последствия

польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для народов

Центральной Европы.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения; применяют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи.

Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулируют собственное мнение и позицию.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.


56

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1






Называют причины возвышения Москвы; описывают удельно-вотчинную систему; раскрывают основные итоги деятельности наследников Ивана Калиты; определяют роль православной церкви в борьбе с Ордой,

историческое значение Куликовской

битвы; дают характеристику исторических личностей: митрополита Алексия, Дмитрия Донского,

Сергия Радонежского.

Работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, умозаключения; применяют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи.

Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Формулируют собственное мнение и позицию; учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве со сверстниками.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; оценивают исторические события и роль личности в истории с нравственных позиций.


57

8

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII- XIV вв.

1






Применяют термины: крестово-купольный храм, плинфа, фреска, мозаика, летопись, жития.

Называют выдающихся деятелей культуры XIII-XIV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры; характеризуют памятники культуры.

Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; используют приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщают факты; используют изученный материал при решении творческих задач.

Ставят учебные задачи, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и алгоритм действий.


Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.



Тема 5. Формирование единого Русского государства. 7 часов


58

1

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.


1






Выявляют предпосылки образования централизованного государства; оценивают роль Московского княжества в объединении русских земель; применяют понятийный аппарат; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.

Устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения; создают и применяют знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач; работают с различными источниками информации; выделяют главную и второстепенную информацию;

привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; используют текст исторического источника при ответе на вопросы.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план действий; овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивают коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.



59

2

Московское княжество в первой половине XV в.

1






Применяют термины и понятия:

Государев двор, местничество,

поместье, Юрьев день

Показывают на исторической

карте расширение территории

Московского государства; характеризуют политику

Василия I, объясняют причины и последствия

феодальной войны, причины

победы Василия II Темного;

анализируют отрывки из Судебника

1497 г., используют содержащиеся в них сведения в рассказе

о положении крестьян.

Устанавливают причинно-следственные связи; с помощью учителя выбирают основания и критерии для классификации; строят логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делают выводы; оценивают исторические события и роль личности в истории; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Формируют целевые установки учебной деятельности; составляют план действий; соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивают правильность решения учебной задачи; корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.


Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Формируют и развивают патриотические чувства, уважение к истории своей страны, гордость за свой народ; осмысливают историческую обусловленность поведения и мотивацию людей предшествующих эпох; развивают российскую гражданскую идентичность.


60

3

Распад Золотой Орды и его последствия. Крымское ханство.

1






Объясняют причины и последствия распада Золотой Орды; дают описание процесса образования Крымского ханства; характеризуют политику первых Гиреев; называют причины вассальной зависимости Крымского ханства от империи Османов.

Устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения и делают выводы; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставят репродуктивные вопросы по изученному материалу.

Самостоятельно планируют пути достижения цели, в том числе альтернативные; осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осознают уровень и качество усвоения изучаемого материала; соотносят свои действия с планируемыми результатами; осуществляют рефлексию своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи.

Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.


61

4

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1






Используют историческую карту как источник информации; характеризуют внешнюю и внутреннюю политику Ивана III; описывают систему управления Московским государством, сложившуюся в годы правления Ивана III; определяют причины, которые предопределили неизбежность падения ордынского владычества; применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения объединения русских земель.

Используют

знаково-символические средства, в том числе схемы для решения познавательных задач; применяют

начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решают творческие задачи; представляют результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации.

Формируют целевые установки учебной деятельности; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план действий; овладевают основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; овладевают приемами устной и письменной речи, монологической контекстной речью; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливают историческую обусловленность поведения и мотивацию людей предшествующих эпох; развивают творческие способности через активные формы деятельности.


62

5

Русская православная церковь в XV- начале XVI вв.

Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства.

1






Определяют особенности развития русской культуры в XV— начале XVI вв.» выявляют изменения восприятия мира, произошедшие у жителей русских земель в этот период; овладевают целостным представлением об историческом пути единого Российского государства; применяют понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей русской культуры в XV- начале XVI вв; соотносят историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывают, что история России является частью мировой истории.

Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; используют приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; используют изученный материал при решении творческих задач.

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.


Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.


63

6

Повторение, обобщение и систематизация знаний по темам

«Русские земли в середине XIII — XIVвв.»,

«Формирование единого Русского государства».

1






Используют историческую карту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах русского государства и других государств в Средние века;

рассказывают о значительных событиях данного периода истории;

раскрывают характерные, существенные черты экономических и социальных отношений, политического строя в Русском и в других государствах; объясняют причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

сопоставляют развитие Русского государства и других стран в период Средневековья; дают оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков; доказывают, что история России является частью мировой истории.

Обобщают и систематизируют знания по изученной теме; определяют степень усвоения изученного материала; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находят и обрабатывают дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников.

Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий; осуществляют контроль своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи.

Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивают навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулируют и аргументируют свое мнение.


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, уважение к культурным достижениям своего и других народов.


64

7

Урок контроля знаний. Итоговая контрольная работа.

1






Характеризуют значительные события данного периода истории;

раскрывают характерные, существенные черты экономических и социальных отношений, политического строя в Русском и в других государствах; анализируют причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

сопоставляют развитие Русского государства и других стран в период Средневековья; дают оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков; доказывают, что история России является частью мировой истории. Выполняют тестовые задания по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте.

Определяют степень усвоения изученного материала; осуществляют анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников.

Формируют целевые установки учебной деятельности; выстраивают алгоритм действий; осуществляют контроль своей деятельности; оценивают правильность решения учебной задачи; осуществляют рефлексию своей деятельности.


Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Формируют и развивают патриотические чувства, уважение к истории своей страны, гордость за свой народ; осмысливают историческую обусловленность поведения и мотивацию людей предшествующих эпох; развивают российскую гражданскую идентичность.



Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 2 часа.


65

1

Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония.

1






Применяют термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.

Называют народы Азии, особенности их цивилизаций.

Устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения и делают выводы; привлекают ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставят репродуктивные вопросы по изученному материалу;

формируют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи.

Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество); достигают взаимопонимания в ходе индивидуальной и групповой работы.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; развивают творческие способности через активные формы деятельности.


66

2

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1






Показывают на исторической

карте территории государств народов майя, инков, ацтеков; называют народы Африки и Америки, особенности их цивилизации; дают характеристику образа жизни и занятий.


Соотносят и систематизируют информацию из различных исторических источников; выделяют главную и второстепенную информацию; анализируют графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщают факты; используют ранее изученный материал при решении познавательных задач; устанавливают аналогии; формируют начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решают творческие задачи.

Ставят и формулируют проблему урока, создают алгоритм деятельности при решении проблем; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками.


Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество);

осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, планирования и регуляции своей деятельности; достигают взаимопонимания в ходе индивидуальной и групповой работы.

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

развивают творческие способности через активные формы деятельности.


67-68

1


2

Итоговое повторение. Историческое и культурное наследие Средневековья. Защита проекта.







Применяют термины, изученные в курсе «Средние века».

Называют главные события средневековой истории; характеризуют основные достижения культуры; дают характеристику выдающихся деятелей средневековья; формулируют значение средневековых цивилизаций в мировой истории.

Осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

применяют

начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решают творческие задачи; представляют результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации.

Ставят и формулируют проблему и цели урока; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.


Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.




резерв













* Названия разделов, тем и уроков по всеобщей истории - курсив.

**Названия разделов, тем и уроков по истории России - печатный шрифт.