© 2018, Жаренова Марина Георгиевна 432 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
муниципальное образовательное учреждение
Ломовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждена:
на заседании научно - Приказ по школе
методического совета от ________ 2017 г.
протокол № 1 от _______2017 г. Директор школы
Председатель научно - Винокурова Е.А.
методического совета
Ларченко А.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по « истории»
для 6 общеобразовательного класса
основного общего образования
Составила:
Жаренова Марина Георгиевна,
учитель истории
первая квалификационная категория
п. Дюдьково
2017 год
Рабочая программа по истории для 6 класса
Раздел 1. Планируемые результаты
Предметные результаты:
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс)
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
4.Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
4.1Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет- ресурсов;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
4.3. Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;
овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;
приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности .
Планируемые результаты изучения предмета
Учащиеся должны:
получить целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времён до конца XV в.;
научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы;
уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества;
получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана I Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III Великого
уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России и мира до конца XV в.
В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
знаниями:
ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
основных информационных источников по историческим периодам;
наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
умениями:
извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);
сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории России;
применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде
Раздел 2. Содержание
2.1 Всеобщая история. История средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки.
Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
2.2 История России
От Древней Руси к Российскому государству
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии.Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Образование государства Русь
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в.
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Культурное пространство
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права.Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли в середине XIII - XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.
Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Региональный компонент
Наш регион в древности и средневековье.
Раздел 3. Планирование
Календарно-тематическое планирование составлено на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования на период 2015-2020 гг. Принята на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 1 от 28.08.2015 г. Утверждена Приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1.с учетом авторских - Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2015 и авторской программы курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. —М. : Просвещение, 2016.
-.учебного плана школы на 2017-2018 уч.год,
- Письма Департамента образования Ярославской области о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2017/2018 уч.г.
- Примерной программы основного общего образования по истории. ФК ГОС (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), которая обеспечена УМК, включённого в Федеральный перечень учебников 2017-2018 уч.года (Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;) с учётом характеристики 6 класса
Особенности обучения в данном классе
В классе обучаются 21 ребенок, из которых 12 мальчиков, 9 девочек. Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий ( Косточкин Д.., Горбунов Д., Соловьев А.). В классе можно выделить группу обучающихся (Румянцев К., Есин Д..), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания.
Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, дополнительный контроль.
Небольшая группа учеников (Яшин А., Мишенькин К.,Сухов М., Меркель А.) проявляет желание и возможность изучать историю углубленно. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
5уч-ся имеют справки ПМПК об обучении в СКК классе. Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся ОВЗ и построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Поскольку у обучающихся есть трудности в усвоении исторических и обществоведческих представлений, понятий, периодизации, хронологии, процессов, они плохо анализируют и обобщают факты, не всегда понимает закономерности развития, возникла необходимость включить в программу рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии:
Рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии: При планировании уроков внимание обращено на разбор особо значимых фактов, процессов, персоналий; на развитие, совершенствование и применении полученных знаний, умений и навыков. Уроки имеют практическую направленность, способствуют формированию знаний, умений и навыков: ориентироваться в хронологии, систематизировать материал, лучше усваивать понятия, развивают логическое мышление, память, речь, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ. Уроки предполагают использование наглядных пособий, карт, краеведческого материала, исторических источников, документов, произведений художественной литературы, живописи. На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущими контролем успеваемости и промежуточной аттестацией. Промежуточная аттестация осуществляется в форме интегрированного зачёта – это «суммирование» итогов текущего контроля успеваемости учащихся в течение учебного года. 1 четверть Административная контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по теме: «Раннее Средневековье» 2 четверть контрольная работа (тест)в рамках промежуточной аттестации по теме: «История средних веков VI- XV вв.». 3 четверть контрольная работа (тест) в рамках промежуточной аттестации по теме: «Русь в середине IХ — начале XIII в » 4 четверть контрольная работа(тест)в рамках промежуточной аттестации по теме: «История России. От древней Руси к Российскому государству. VIII – XV вв.» Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности.
|
|
|
Учебно–тематический план по курсу «История» 6класс. Всеобщая история. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI- XV вв. -28ч.
История России. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII – XV вв. - 42ч. Итого-70 ч.
№ | Раздел, тема | Всего часов | Комбинированные | Практические | Формы контроля |
| ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. | 28 |
|
| Работа с исторической картой, решение логических задач, подготовка мини-проектов, эссе, презентация проектов работа с документом тестовая работа составление схем, таблиц, логических цепочек
|
| Введение | 1 | 1 |
| |
1. | Раннее Средневековье | 9 | 6 | 3 | |
2. | Зрелое Средневековье
| 16 | 13 | 3 | |
3. | Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки.
| 1 | 1 |
| |
5 | Итоговое повторение | 1 |
|
| |
| ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв.
| 42 |
|
| |
1. | Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
| 5 | 3 | 2 | |
2. | Образование государства Русь. Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство | 10 | 5 | 5 | |
3. | Русь в середине XII – начале XIII в.
| 6 | 4 | 2 | |
4. | Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв Культурное пространство
| 9 | 6 | 3 | |
5. | Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство | 7 | 5 | 2 | |
6. | Региональный компонент | 4 |
|
| |
7. | Защита проектов | 2 |
|
| |
| Итого | 70 |
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема и тип урока | Домашнее задание
| Характеристика основных видов деятельности ученика | Виды и формы контроля | Для уч-ся с ОВЗ | | | |||||||||||||||||||||
|
| | |||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
| Введение. История Средних веков Средние века: понятие и хронологические рамки. (изучение нового материала) | Введение с. 5-11 | Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники» Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков Изучить историческую карту мира Средневековья | решение логических задач | Составление плана | | | ||||||||||||||||||||
Раннее Средневековье
| | Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов) | |
| | ||||||||||||||||||||||||
2 |
|
| Древние германцы и Римская империя Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. (изучение нового материала) | § 1; р т., задания
| Показывать перемещения племен времени Великого переселения. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен. Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв. Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король» Называть последовательно причины падения Западной Римской империи | Работа с исторической картой | Составление плана
| | | ||||||||||||||||||||
3 |
|
| Королевство франков и христианская церковь Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда» (комбинированный)
| § 2 (кроме пп. 4-5 р. т., задания
| Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа». Разъяснять причины и распространение христианства в Европе. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры | Работа с исторической картой | § 2, проч. рассказ о Суассонской чаше и отв. на вопрос «О чем свидетельствует случай с чашей» | | | ||||||||||||||||||||
4 |
|
| Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. (комбинированный) | Работа со словарем | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим. Комментировать последствия Верденского раздела. | Работа с исторической картой | § 3, с. 18, вопрос №4, подготовить сообщение «как возникло скотоводство» | | | ||||||||||||||||||||
5 |
|
| Западная Европа в IX-XI вв. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. (комбинированный) |
| Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. | работа с документом | Работа по алгоритму § 4, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «как жили норманны в 8-11 веках » | | | ||||||||||||||||||||
6 |
|
| Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. (комбинированный) |
| Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого. Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья. Выделять особенности складывания европейского образования. Доказывать, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | решение логических задач | § 5, составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья | | | ||||||||||||||||||||
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа) |
|
| | | |||||||||||||||||||||||||
7 |
|
| Византия при Юстиниане. Борьба с внешними врагами. Культура Византии. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. (комбинированный) | § 6,,7 подг. разв. ответ на вопрос «чем отличалась власть императора Византии в период раннего средневековья?», составить презентацию | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. | Работа с исторической картой | § 6,,7 подг. разв. ответ на вопрос «чем отличалась власть императора Византии в период раннего средневековья?», составить презентацию | | | ||||||||||||||||||||
8 |
|
| Образование славянских государств Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. (изучение нового материала) | § 8,р/т | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | работа с документом | Работа со словарем | | | ||||||||||||||||||||
Глава III. АРАБЫ В VI-XI вв. (2 часа) | |
| |
| | ||||||||||||||||||||||||
9 |
|
| Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. (комбинированный) | §9; р. т., задание | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством.
| Работа с исторической картой | Работа по алгоритму
| | | ||||||||||||||||||||
10 |
|
| Культура стран халифата Арабская культура Работа над созданием проекта. Культура стран халифата (использование ИКТ-ресурсов) | §10; р. т., задания | Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях. Составлять развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | решение логических задач | § 9, 10 сост. Рассказ от имени путешественника, и написать сочинение «самое важное достижение арабов»§10; р. т., задания | | | ||||||||||||||||||||
Зрелое Средневековье Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа) | | Зрелое Средневековье Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа) | |
| |||||||||||||||||||||||||
11 |
|
| В рыцарском замке Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. (комбинированный) | §12; р. т., задания | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. | решение логических задач | План ответа | | | ||||||||||||||||||||
12 |
|
| Средневековая деревня и ее обитатели Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. (комбинированный) | §11;р-т., задания | Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | составление схем, таблиц, логических цепочек | § 11 придумать девиз и изобразить герб феодала | | | ||||||||||||||||||||
Глава V. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 часа) | |
| |
| | ||||||||||||||||||||||||
13 |
|
| Формирование средневековых городов. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Работа над созданием проекта о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). Запуск проекта (комбинированный) | § 13,14; р. т., задание
| Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. | работа с документом | схема | | | ||||||||||||||||||||
14 |
|
| Горожане и их образ жизни Облик средневековых городов. Быт горожан. (комбинированный) В.М.№1 | §15; р. т., задания | Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Составлять загадки о городской жизни для одноклассников. Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | решение логических задач | §13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе» | | | ||||||||||||||||||||
Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа) | |
| |
| | ||||||||||||||||||||||||
15 |
|
| Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. (комбинированный) | §16; р. т., задания | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.
| составление схем, таблиц, логических цепочек | §15, составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками» | | | ||||||||||||||||||||
16 |
|
| Крестовые походы: цели, участники, результаты. (изучение нового материала) | §17; р. т., задания
| Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | Работа с исторической картой | таблица | | | ||||||||||||||||||||
Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов) | |
| |
| | ||||||||||||||||||||||||
17 |
|
| Как происходило объединение Франции. Государства Европы в ХП—XV вв. Сословно-представительная монархия (комбинированный) | §18; р. т., задания | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.
| работа с документом | §17, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы трудности образования центрального гос-ва | | | ||||||||||||||||||||
18 |
|
| Что англичане считают началом своих свобод. Сословно-представительная монархия. (комбинированный) | § 19; р. т., задания | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.
| решение логических задач | §18 инсценировка « проведения парламента в Англии?» | | | ||||||||||||||||||||
19 |
|
| Столетняя война; Жанна д’Арк (изучение нового материала) | §20; р. т., задания | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. | Работа с исторической картой | §19, ответить на вопрос « в чем состоял подвиг Жанны д' Арк? | | | ||||||||||||||||||||
20 | | | Крестьянские восстания во Франции и Англии Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера) (комбинированный) | § 20; р. т., задание | Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний.
|
| §20, ответить на вопрос «что общего было в последствиях восстаний крестьян в Англии и во Франции» | | | ||||||||||||||||||||
21 |
|
| Усиление королевской власти в конце VI в. во Франции и Англии Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Образование централизованных государств в Англии, Франции.. (изучение нового материала) | §21;р.т задания | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции. | решение логических задач | 21-22, сочините речь от имени Людовика 11 или Карла Смелого. | | | ||||||||||||||||||||
22 |
|
| Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Экономическое и социальное развитие европейских стран. (комбинированный) | §22; р. т., задания | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.
| Работа с исторической картой | §22; р. т., задания | | | ||||||||||||||||||||
Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (2 часа) | | | |||||||||||||||||||||||||||
23 |
|
| Усиление власти князей в Германии Германские государства в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. (комбинированный) | §23; р. т., задания | Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти.
| составление схем, таблиц, логических цепочек | §23, закончить заполнять сравнительную таблицу «Германия и Италия в XII - XV вв.» | | | ||||||||||||||||||||
24 |
|
| Расцвет итальянских городов Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. (комбинированный) Защита проектов о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). | §23; p. т., задания
| Показывать на карте городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику династии Медичи.
| работа с документом | Защита проектов о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). | | | ||||||||||||||||||||
Глава IX. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (1 час) | |
| |
| | ||||||||||||||||||||||||
25 |
|
| Гуситское движение в Чехии (комбинированный) | §24; p. т., задания
| Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.
|
| §24; p. т., задания
| | | ||||||||||||||||||||
|
|
| Завоевание турками- османами Балканского полуострова Византийская империя и славянские государства в ХП—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. (изучение нового материала) | §25; р. т., задания | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | Работа с исторической картой | §25; р. т., задания | | | ||||||||||||||||||||
Глава X. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (1 час) | |
| |
| | ||||||||||||||||||||||||
26 | | | Образование и философия. Средневековая литература и искусство Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. (изучение нового материала) | § 26,27 (пп. 1,2,3); §28; р. т., задания | Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. | составление схем, таблиц, логических цепочек | §27, заполнить таблицу | | | ||||||||||||||||||||
|
|
| Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. (комбинированный)
| § 29 (п 3, 4), § 30; Р- т., задания | Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | работа с документом | §29 – 30 составить викторину | | | ||||||||||||||||||||
Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки (1 ч) | |
| |
| | ||||||||||||||||||||||||
27 |
|
| Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. (изучение нового материала)
| §31,32; р. т., задания | Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление. Характеризовать религию индийцев — индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. | Работа с исторической картой | §31,32; р. т., задания | | | ||||||||||||||||||||
28 |
|
| В.М.№2Итоговое повторение «Историческое и культурное наследие Средневековья» (применение знаний и умений, урок-турнир) | Подготовка к контрольному тестированию | Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. | В.М.№2Итоговое повторение «Историческое и культурное наследие Средневековья».Тестовая работа
| Подготовка к контрольному тестированию | | | ||||||||||||||||||||
ИСТОРИЯ РОССИИ | |
| |
| | ||||||||||||||||||||||||
Древняя и средневековая Русь. | | | | | | ||||||||||||||||||||||||
1.29 |
|
| Урок 1. Введение Что изучает история Отечества История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона - часть истории России. Источники по российской истории.
| таблица | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
| решение логических задач | Составление плана | | | ||||||||||||||||||||
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древнейшие народы на территории России (5 часов) | | ||||||||||||||||||||||||||||
2.30 |
|
| Урок 2. Древние люди и их стоянки на территории современной России Древнейшие народы на территории России Появление и расселение человека на территории России. Верования древних людей. (изучение нового материала) | § 1 р/т §1 | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
| Работа с исторической картой | § 1 р/т §1 | |
| ||||||||||||||||||||
3.31 | | | Урок 3. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Работа над созданием проекта « Образование первых государств» | Материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
| Материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся | Работа по алгоритму | | | ||||||||||||||||||||
4.32 | | | Урок 4. Образование первых государств. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. | § 2 | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
| Работа с исторической картой | | | | ||||||||||||||||||||
5.33 |
|
| Урок 5. Восточные славяне и их соседи. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. (комбинированный) | § 3 | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань | составление схем, таблиц, логических цепочек | §2 р/т §2 | |
| ||||||||||||||||||||
6.34 | | | Урок 6. История заселения территории Ярославского края в древности или повторительно-обобщающий урок по теме I Работа над созданием проекта «. История заселения территории Ярославского края в древности» ( запуск проекта) | |
| проект | | | | ||||||||||||||||||||
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч) | | | | | | ||||||||||||||||||||||||
7.35 |
|
| Урок 7. Первые известия о Руси Формирование Древнерусского государства Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). (изучение нового материала) | § 4 | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье | работа с документом | §3 р/т §3 | |
| ||||||||||||||||||||
8-9. 36-37 | | | Уроки 8—9. Становление Древнерусского государства. Защита проекта «Образование первых государств» | § 5 | Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи (http://radzivil.chat.ru/) и другие изображения | составление схем, таблиц, логических цепочек | Презентация по теме» Первые киевские князья | | | ||||||||||||||||||||
10. 38 |
|
| Урок 10. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Владимир Святославович. Принятие христианства Крещение Руси: причины и значение. Христианство и язычество. Запуск проекта «Место и роль Руси в Европе». (изучение нового материала)
| § 6 | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ
| Запуск проекта «Место и роль Руси в Европе». | §6 Составление таблицы | |
| ||||||||||||||||||||
11. 39 |
|
| Урок 11. Русское государство при Ярославе Мудром. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого. Древняя Русь и её соседи. (комбинированный)
| § 7 | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.
| работа с документом | Составление плана §6, табл | | | ||||||||||||||||||||
12. 40 | | | Урок 12. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Начало раздробленности Древнерусского государства Политика Владимира Мономаха. Политическая раздробленность: причины и последствия. (изучение нового материала) | § 8 | Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности | решение логических задач | Работа со словарем §8, п.2-3 | | | ||||||||||||||||||||
13. 41 | | | Урок 13. Общественный строй и церковная организация на Руси Хозяйственный и общественный строй. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. | § 9 | Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп
| работа с документом | | | | ||||||||||||||||||||
14. 42 |
|
| Урок 14. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. (комбинированный) | § 10 | . Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие
| составление схем, таблиц, логических цепочек | Составление плана Работа по алгоритму нарисовать рисунки древнерусской одежды и оружия | | | ||||||||||||||||||||
15. 43 |
|
| Урок 15. Повседневная жизнь населения. Быт и нравы Древней Руси Быт и образ жизни разных слоёв населения. (комбинированный) | § 11 | Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося)
| работа с документом | § 10-11 п. 5-7 р/т §10-11 | | | ||||||||||||||||||||
16. 44 | | | Урок 16. Место и роль Руси в Европе. Защита проекта «Место и роль Руси в Европе». Повторительно-обобщающий урок по теме II « Русь в IX — первой половине XII в." | проект | Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте) | Защита проекта «Место и роль Руси в Европе». | Презентация по теме» Культура Древней Руси.» | | | ||||||||||||||||||||
17. 45 | | | Урок 17. Урок истории и культуры Ярославского края в древности | проект |
|
| | | | ||||||||||||||||||||
Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч) | | | | | | ||||||||||||||||||||||||
18. 46 | | | Урок 18. Политическая раздробленность в Европе и на Руси Главные политические центры Руси. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. | § 12 |
| Работа с исторической картой | §12, составить сравнительную таблицу | | | ||||||||||||||||||||
19. 47 | | | Урок 19. Владимиро-Суздальское княжество | § 13 | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо |
| Составление плана §13, п.2 ,карта | | | ||||||||||||||||||||
20. 48 | | | Урок 20. Новгородская республика. Новгородская земля | § 14 | Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/Defa- ult. aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: http.V/gramo- tv.ru/.
| работа с документом | | | | ||||||||||||||||||||
21. 49 | | | Урок 21. Южные и юго-западные русские княжества. Галицко- Волынское княжество | | Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества.
| Материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся | | | | ||||||||||||||||||||
22. 50 | | | Урок 22 В.М.№3.Повторительно-обобщающий урок по теме III « Русь в середине ХII — начале XIII в.» | |
| В.М.№3 | | | | ||||||||||||||||||||
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч) | | ||||||||||||||||||||||||||||
23. 51 | | | Урок 23. Монгольская империя и изменение политической картины мира | § 15 | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов
| Работа с исторической картой | Работа с картой §15 | | | ||||||||||||||||||||
24. 52 |
|
| Урок 24. Батыево нашествие на Русь. Нашествие с Востока Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. (изучение нового материала)
| § 16 | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов
| Работа с исторической картой работа с документом | Работа с картой §16,, составить рассказ битвы по схеме | | | ||||||||||||||||||||
25. 53 | | | Урок 25. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом Борьба Руси с западными завоевателями Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище | § 17 | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Начать составление характеристики Александра Невского, используя материалы сайта http://a-nevskiy.narod.ru/ и другие источники
| Работа с исторической картой | Работа с картой §17 , план ответа | | | ||||||||||||||||||||
26. 54 | | | Урок 26. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. | § 18 | Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход»
| работа с документом | Работа по алгоритму §18, п.1 | | | ||||||||||||||||||||
27. 55 | | | Урок 27. Литовское государство и Русь. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского | § 19 | Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому | Работа с исторической картой | Повт. понятия., хронолог. | | | ||||||||||||||||||||
28. 56 | | | Урок 28. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | § 20 | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты
| работа с документом | Презентация по теме Причины возвышения Москвы | | | ||||||||||||||||||||
29. 57 |
|
| Урок 29. Объединение русских земель вокруг Москвы. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Куликовская битва Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский Куликовская битва, её значение. (комбинирванный) | § 21 | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»: http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID= 8122&CollID=58&NStart=51 Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея | Работа с исторической картой | Работа по алгоритму §21, схема | | | ||||||||||||||||||||
30. 58 | | | Урок 30. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Культура Руси в XII-XIII вв. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Культура Руси в 30-е гг. XII—XIII вв. Летописание. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля | § 22 | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации), проект об иконах и храмах XII—XIII вв., используя Интернет и другие источники информации |
| Работа со словарем § 22, план ответа | | | ||||||||||||||||||||
31. 59 | | | Урок 31. Ярославский край в истории и культуре Руси. Запуск проекта «Ярославский край в истории и культуре Руси» | проект«Ярославский край в истории и культуре Руси» |
| Запуск проекта «Ярославский край в истории и культуре Руси» | | | | ||||||||||||||||||||
32. 60 | | | Урок 32. Повторительно-обобщающий урок по теме IV В.М.№4 | | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте | В.М.№4 | | | | ||||||||||||||||||||
Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч) | | | | Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч) | | ||||||||||||||||||||||||
33. 61 |
|
| Урок 33. Русские земли на политической карте Европы и мира в на- чале XV в. Московское княжество в конце XIV- середине XV в. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., её итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. (комбинированный)
| § 23 | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы | составление схем, таблиц, логических цепочек | § 23, таблица | | | ||||||||||||||||||||
34. 62 | | | Урок 34. Московское княжество в первой половине XV в. | § 24 | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы |
| § 24. карта | | | ||||||||||||||||||||
35. 63 | | | Урок 35. Распад Золотой Орды и его последствия Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. (комбинированный) | § 25 | Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства
| составление схем, таблиц, логических цепочек | § 25. Хар-ка Ивана III. | | | ||||||||||||||||||||
36. 64 | | | Урок 36. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | § 26 | Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье | составление схем, таблиц, логических цепочек | § 26,понятия | | | ||||||||||||||||||||
37. 65 | | | Урок 37. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | Материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся | Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси | Материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся | | | | ||||||||||||||||||||
38. 66 | | | Урок 38. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Работа над созданием проекта « Иконы и храмы XIV—XV вв.» | Материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся |
| Работа над созданием проекта « Иконы и храмы XIV—XV вв.» ( запуск проекта) | | | | ||||||||||||||||||||
39. 67 | | | Урок 39. Формирование культурного пространства единого Российского государства Архитектура и живопись в XIV-XV вв Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв). Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XV вв. Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения) (комбинированный) Защита проекта « Иконы и храмы XIV—XV вв.»
| | Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XV вв. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV—XV вв., используя Интернет и другие источники информации. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства.
| Защита проекта « Иконы и храмы XIV—XV вв.»
| | | | ||||||||||||||||||||
40-42. 68-70 | | | Урок 40. Урок истории и культуры Ярославского края или повторительно-обобщающий урок по теме V. Защита проектов «Ярославский край в истории и культуре Руси» | § 27 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития XIV—XVI вв. в России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XIV—XVвв. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV—XVI вв. по образцу ОГЭ (в упрощённом варианте) | Защита проектов «Ярославский край в истории и культуре Руси» | § 27, повт. понятия, хронолог. | | |
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
% выполнения | 0-27 | 28-52
| 53-77 | 78-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
| Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы
| Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 |
|
|
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 |
|
|
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ | |||
Использование эффектов анимации | 15 |
|
|
Вставка графиков и таблиц | 10 |
|
|
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 |
|
|
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 |
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 |
|
|
Слайды представлены в логической последовательности | 5 |
|
|
Красивое оформление презентации | 10 |
|
|
Слайды распечатаны в формате заметок. | 5 |
|
|
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 |
|
|