СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории для 9 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории для 9 класса»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черемисиновская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза И.Ф. Алтухова»




Рассмотрена на заседании ШМО Согласована на Методическом Утверждена на заседании

Учителей истории и географии совете педагогического совета школы

Протокол № - ___________ Протокол № ______ Протокол № _____________

От « _ _» июня 2019 г от «____» июня 2019 г. От «____» __________

Руководитель ШМО: Зам. директора по УВР Председатель педагогического совета

____________/Е.А. Кухтинова/ _____________/В.С.Фирсова/ ___________ /Т.Н. Черняева/










Рабочая программа

по истории

учителя истории и обществознания

Миненковой Евгении Вениаминовны

для 9 «А» и «Б» классов

2019/2020 учебный год








Введена в действие приказом № __

«___»____________ 2019года

Директор школы

___________Черняева Т. Н.






Черемисиново

2019г.





  1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «История. Всеобщая история » для учащихся 9 класса составлена на основе:

1.Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- Ф3;

2. Приказ Министерства образования РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) образования»;


3. Учебного плана МКОУ «Черемисиновская СОШ имени Героя Советского Союза И.Ф. Алтухова» на 2019-2020 учебный год.

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам, курсам учебного плана.

4. УМК: История России. XIX –начало XX века. 9 класс Л.М. Ляшенко, – М.: Дрофа, УМК История Нового времени. 8 класс. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.

5. Примерная учебная программа для общеобразовательных учреждений: «История России.6-9 классы  / авт.-сост. И.Л. Андреев, О.В. Волобуева, И.Н. Федоров – М.: «Дрофа», 2016», реализуется по УМК  И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова

6. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом от 31 марта 2014 года № 253, с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.)

7. Письма Минобрнауки России от 07.08.2015 N 08-1228 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").


8. Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт);


Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

задачи изученияистории в школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

  • идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

  • познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.


















































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.


2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки обучающихся 5—8 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.




























  1. Содержание учебного предмета

9 КЛАСС. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (24 ч.)


Введение (1 ч.) Новое время: XIX век в истории человечества.


РАЗДЕЛ I. РЕАКЦИЯ И РЕВОЛЮЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ И МИРОВОМ РАЗВИТИИ (5 ч.)


Империя Наполеона. Народы против Французской империи. Поход в Россию и крушение Французской империи. Священный союз и революционное движение в Европе в 1820-1830-х гг. Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX века. Перемены в общественно-политической жизни Европы и Латинской Америки под влиянием революционных войн Франции и крушения империи Наполеона.


РАЗДЕЛ II. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ В ЕВРОПЕ (4 ч.)


Незавершенные революции 1848 – 1849 гг. в Европе. Начало воссоединения Италии и объединения Германии. Франко-прусская война (1870 – 1871 гг.) и Парижская коммуна. Роль революций и войн в создании национальных государств и развитии международных отношений в Европе и мире.


РАЗДЕЛ III. ЕВРОПА НА ПУТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ (3 ч.)


Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века. Индустриальные страны во второй половине XIX – начале XX века. Основные направления общественно-политической мысли XIX в.


РАЗДЕЛ IV. ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА В СЕРЕДИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА (5 ч.)


Великобритания и ее доминионы. Гражданская война в США (1861 – 1865 гг.) Страны Западной и Центральной Европы. Государства Южной и Юго-Восточной Европы. Япония на пути модернизации. Страны Европы, Япония и США на политической карте мира в начале ХХ века.


РАЗДЕЛ V. ВОСТОК В ОРБИТЕ ВЛИЯНИЯ ЗАПАДА.

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА (4 ч.)


Индия под властью Великобритании. «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами. Османская империя и Персия в XIX – начале XX века. Завершение колониального раздела мира. Колониализм: последствия для метрополий и колоний. Латинская Америка во второй половине XIX – начале XX века. Восток в орбите влияния Запада: характер и результаты их взаимодействия в XIX – начале ХХ вв.


РАЗДЕЛ VI. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА. (2 ч.)


Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX – XX веков.


РАЗДЕЛ VI. НАУКА, КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА (1 ч.)


Технический прогресс и развитие научной картины мира. Культурное наследие XIX - начала XX века. Достижения и противоречия культурного развития человечества в XIX – начале XX века.


Заключение (1 ч.) Историческое и культурное наследие Нового времени.



9 КЛАСС. ИСТОРИЯ РОССИИ (44 ЧАСА)


РАЗДЕЛ I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (19 ч)

Введение. Россия на рубеже веков (1 ч). Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Тема 1. Внутренняя и внешняя политика в первой половине XIX в. (7 ч)

Внутренняя политика в 1801—1811 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. М.М. Сперанский. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные пели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Россия и образование Священного Союза. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Тема 2. Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов. (2 ч.)

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Движение декабристов. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 ч.)

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III-е отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.

Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в (2 ч.)

Особенности общественного движения 1830—50-х гг. Консервативное движение. Официальная государственная идеология: Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники (Т.Н. Грановский С.М. Соловьев) и славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские). Революционное движение. А.И. Герцен и Н.П. Огарев Петрашевцы. Утопический социализм: теория «общинного социализма».

Тема 5. Внешняя политика Николая I. (2 ч.)

Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 —1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Присоединение Кавказа. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. (3 ч.)

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского. Н.И.Лобачевский. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зимин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский. Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.


РАЗДЕЛ II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21 ч.)


Тема 1. Великие реформы 1860-70 гг.(5 ч)

Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Александр II . Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Отмена крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60— 70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. (2 ч)

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.

Рост революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Революционное народничество (М. А. Бакунин, П.Л.Лавров, П. Н.Ткачев). Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.

Тема 3. Внешняя политика Александра II. (3 ч)

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (5 ч)

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III.. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Контрреформы 1880-х гг. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование классов индустриального общества Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Деятельность Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Внешняя политика Александра. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Россия в военно-политических блоках. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Тема 5. Общественное движение в 8090-х гг. (3 ч)

Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.


Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (3 ч)

Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Д.И.Менделеев. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.

Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.


Итоговое повторение (2 ч.) Обобщение по курсу «История России в XIX в.»

Региональный компонент. Курский край в XIX веке. Быт и культура Курского края в XIX. (2 ч).



Тематическое планирование курсу «Новая история XIX века» (22 часа)


п\п

Тема

урока

Кол- во часов

Календарные сроки

Примечания

план

факт

История Нового времени в 19 – начале 20 века

1


Введение. Мир на рубеже 18-19вв.

1




Становление индустриального общества

4







2

Индустриальное общество. Новые явления процессы

1







3

Человек и зарождение индустриальной эпохи

1







4

Культура индустриальной эпохи

1







5

Политические идеологии 19в. Каким должно быть общество и государство

1







Строительство новой Европы

6







6

Образование наполеоновской империи и ее крах. Венский конгресс

1







7

Франция 1815-1852гг.

1






8

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

1






9

Германия на пути к единству


1




10

Италия: от раздробленности к объединению


1






11

Франко-прусская война

1







Страны Западной Европы в конце 19 века

5






12

Германская империя

1







13

Великобритания в конце 19 века

1







14

Франция: Третья республика

1







15

Италия в конце 19 века

1







16

От Австрийской империи к Австро-Венгрии

1







Две Америки

3





17

США в 19 веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

1







18

США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в 19 веке


1







Традиционные общества в 19 веке

2







19

Страны Азии в 19 веке. Война за независимость. Народы Африки в Новое время



1







Международные отношения в 19 веке. Мир в 1900-1914гг.

2






20

Обострение колониальных противоречий

1







21

Складывание военно-политических блоков

1







22

Повторительно- обобщающий урок по курсу «История Нового времени»

1








Российская империя в 19 - начале 20 века (44 часа)



Введение

2







25-26

XIX столетие особый этап в истории России

2







Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века

1







27

Сельское хозяйство

1










28

Развитие промышленности, транспорта и торговли

1







Российская империя в царствование Александра I 1801-1825гг.

5





29

Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811гг.

1







30

Героический 1812

1








31

Внутренняя и внешняя политика Александра I 1816-1825гг.

1







32

Общественная жизнь в России

1







33

Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов

1








Российская империя в царствование Николая I 1825-1855

1








34

Охранительный курс Николая I во внутренней

политике

1








35

Политика правительства в социально- экономической сфере

1








36

Россия в «европейском оркестре» в 1826—1856 гг.

Крымская война

1







37

Общественно-политическая жизнь России

1830—1840-х гг.

1








Начало золотого века русской культуры

3








38

Просвещение и наука в 1801—1850-е гг.

1








39

Литература как главное действующее лицо

российской культуры. Живопись, театр, музыка, архитектура

1








40

Повторительно – обобщающий урок «Россия в первой половине 19 века»

1




Эпоха Великих реформ в России. 1860—1870-е гг.

1







41

«Распалась цепь великая...»: подготовка и содержание

Крестьянской реформы1861 г.

1







42

Последующие реформы

1








43

Внешняя политика России в 1850-е — начале1880-х гг.

1







44

Либеральный и революционный общественно-политические лагери в 1860—1870-х гг.


1







45

Основные направления в народничестве

1870-х —начала 1880-х гг.

1







Российская империя в царствование Александра III.

1881—1894 гг.

5





46

Внутренняя политика правительства Александра III: контрреформы

1







47

Внешняя политика России в 1880-е — начале

1890-х гг.

1








48

Общественное и рабочее движение в 1880-е —

начале1890-х гг.

1







49

Религиозная политика в России в XIX в.

1







Социально-экономическое развитие России

во второй половине XIX в.

3





50

Развитие сельского хозяйства

1







51

Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт

1







52

Повседневная жизнь основных слоев населения России

в XIX в.




1




Продолжение золотого века русской культуры

2




53

Просвещение и наука


1




54

Периодическая печать и литература. Новые течения

в архитектуре, живописи, театральном искусстве,

музыке

1




55

Повторительно – обобщающий урок «Россия во второй половине 19 века»


1




Россия в конце XIX — начале ХХ в.



9




56

Экономическое развитие России: город и деревня


1




57

Социальные, религиозные и национальные отношения

в империи


1




58

Государство и общество на рубеже XIX—XX вв.



1




59

1905 год: революция и самодержавие



1




60

Начало многопартийности



1




61

Завершающий период революции 1905—1907гг.



1




62

Общество и власть после Первой российской революции


1




63

Серебряный век русской культуры



1




64

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия на рубеже веков»


1




Курский край в 19- начале 20 века



2




65

Основные события в истории края 19 века



1




66

Основные события края в начале 20 века


1




67-68


Итоговое повторение


2