Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по истории Курского края составлена на основе регионального учебного пособия«История и современность Курского края» под общей редакцией проф. Б.Н.Королева.
Курс «История Курского края» изучается за счет учебного времени из регионального компонента Учебного плана. Эта содержательная линия предусмотрена стандартом основного общего образования и ориентирована на обязательное изучение.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня их подготовки, интеллектуального развития, а также с учетом внутрипредметных и межпредметных связей .
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
3.«Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 1 1.1, 1 1.2; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1);
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ № 08-2655 от 07.12.2016 г. «Разъяснение Министерства образования и науки о переходе с концентрической системы преподавания на линейную».
Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ основного общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г, № 345»;
«Примерная основная образовательная программа основного общего образования» http://fgosreestr.ru/;
Приказ комитета образования и науки Курской области от 29.03.2019 г. №1331 «Об апробации федерального государственного образовательного стандарта средне
го общего образования на базе общеобразовательных организаций Курской области и муниципальных общеобразовательных организаций;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-
В связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по истории составлена в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15). В основу данной рабочей программы положены:
Цели и эадачи учебного курсва
Основной целью курса Истории Курского края является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село(его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии; формирование у обучающихся целостных представлений о судьбе Курского края и Большесолдатского района , начиная с древнейших времен до настоящего времени.
Образовательные задачи:
Ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, как опорного края России
Формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края, его населения , показ его сложной структуры;
Изучение проблем развития края;
Развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.
Воспитательные задачи :
Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
Укрепление семейных связей;
Заинтересованность содержанием предмета не только обучающимися, но их родителями;
Наличие богатых возможностей для большего количества обучающихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
Изучение жизни края ( населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр видеофильмов.
Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры.
Практическое участие в жизни ветеранов ВОВ и в благоустройстве памятников, расположенных на территории Большесолдатского района.
Развивающие задачи
Развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
Формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и региональным культурным традициям. В последнее время активизируется внимание на изучение краеведческого материала, усиливается внимание на гражданское воспитание учащихся, а без знания истории своей малой родины, без исследования и анализа своих исторических корней трудно привить чувство гражданской ответственности перед своей большой Родиной. В процессе изучения истории Курского края у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях- курянах, ключевых событиях прошлого Курского края.
Курс истории Курского края на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. При формировании системы внутрипредметных связей в основной школе особое внимание уделяется региональному компоненту. В соответствии с ФБУП в рамках регионального компонента в основной школе изучается особая содержательная линия «История Курского края»- Данный курс рассчитан на 34 часа в год из расчета один час в неделю..
Описание места учебного предмета история в учебном плане
Курс «История и современность Курского края» изучается за счет учебного времени из регионального компонента Учебного плана. Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Ржавская основная общеобразовательная школа». Данная программа рассчитана на 1 год – 7 класс, 1 год – 8 класс. В учебном плане МКОУ «Ржавская ООШ» общее число учебных часов в 7 классе – 34 (1 час в неделю), в 8 классе – 34. (1 час в неделю)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс по истории Курского края играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Историко-краеведческий учебный курс, ориентированный на приоритетное изучение современной истории родного края и предполагающий активное использование межпредметных связей с обществознанием, в высокой степени отвечает этим требованиям. На занятиях по историческому краеведению при его современной трактовке обучающиеся получают возможность активно использовать широкий круг доступных материалов, обращаться к проблемам, вызывающим у них личностный интерес и имеющим практическое социальное значение, выполнять учебные задания, способные составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»). Важнейшее значение имеет развитие коммуникативной культуры обучающихся в дискуссиях по краеведческим проблемам). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности уделяется особое внимание способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности . Большую значимость при изучении курса истории родного края сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тексты, таблицы, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд…) Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная , творческая, или игровая деятельность при изучении родного края, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, а не на получение объективного нового научного результата. Целью проектно-исследовательской деятельности является приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе. В то же время итогом курса должна быть подготовка общешкольных праздников на историко- краеведческие темы с использованием наработок проектно- исследовательской деятельности, проявлять свои творческие способности, воспитывать на своем примере других обучающихся. На уроках по истории Курского края используются коллективные, групповые и индивидуальные методы работы, позволяющие воспитывать патриотические и гражданские чувства.
Формы организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса: практикумы, беседы, дискуссии.
Формы контроля:
тестирование;
задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
моделирование жизненных ситуаций.
Основными формами организации учебных занятий являются:
- познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки
Учебно-методический комплект
Королев Б.Н. / История и современность Курского края/ региональное учебное пособие, Курск, 2013г.
Содержание учебного предмета
Глава I. Великая Отечественная война. (5 часов)
Куряне в боевом строю Оборонительные бои. .Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. района. Освобождение. Курская битва. Освобождение г. Курска. Освобождение сл. Белой в феврале 1943 года. Наши земляки – Герои Советского Союза.
Итоги участия курян в боевых действиях ВОВ. Говорят ветераны войны.
Глава II. Курская область в 1945-1965 гг.(2 часа)
Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села. Состояние и развитие культуры. Н.С.Хрущев.
Глава III. Социально-экономическое положение Курской области в 1966-1998 гг.(3 часа)
Промышленность Курской области. Транспортная система. Сельское хозяйство. Экономические районы . социальная структура. Глобальные проблемы. Экологические проблемы. Социальная сфера.
Глава IV Географический обзор (4 часа)
Географическое положение. Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области. Промышленность. Сельское хозяйство. Хозяйство в условиях перехода к рынку. Население.
Глава V Народное образование в Курской области ( 4 часа)
Образование в Киевской Руси. Становление светского образования. Народное образование в губернии середины XIX – начала XX веков. Народное образование в советский и постсоветский периоды. Нынешнее состояние образования в области.
Глава VI Историко-культурные памятники и культовые учреждения области ( 5 часов)
Монастыри. Крестный ход в Курской губернии. Коренная пустынь- духовный символ России. Марьино. Белый колодезь. Хомутовка. Моква. Воробьевка.
Глава VII Курский край на литературной карте России (3 часа)
Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Из Курского гнезда. В зеркале русской классической литературы.. Фетовская вселенная красоты.
Глава VIII Музыкальная жизнь Курского края. (3 часа)
Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы. Наш Курск соавтор…Исполняют куряне. Сочинено нашими современниками. Сеют доброе, вечное…Театральная сцена.
Глава IX Топонимика Курской области (2 часа)
Основные понятия. Названия рек. Названия населенных пунктов. Ландшафтные топонимы. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.
Глава X Символика Курского края. (3 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории Курского края обучающиеся должны
Знать/ понимать
Основные этапы и ключевые события связанные с историей Курского края
основные этапы жизни выдающихся деятелей науки и культуры Курской области, а также известных гостей Курского края.
Важнейшие достижения в области социально-экономического и культурного развития края и системы ценностей , сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Историко-культурные памятники края
Изученные виды исторических источников: документы, иллюстрации и т.д.
Уметь
Работать с историческим источником: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников; использовать факты, содержащиеся в исторических документах, в рассказе об исторических событиях;
Описывать исторические события и памятники культуры: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, эссе;
Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления: соотносить историю Курского края с общими историческими процессами и отдельными фактами, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий Курского края.
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории Курского края.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни Курского края;
Высказывания собственных суждений об историческом наследии курян;
Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
Высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте .
Перечень учебно – методического обеспечения программы.
Королев Б.Н. / История и современность Курского края/ региональное учебное пособие, Курск, 2010
Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. / Историческое краеведение/ М., Просвещение, 1989
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие / история Курской области/ учебное пособие для уч-ся 7-10-х классов, ЦЧКИ, Воронеж, 1975 г
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие /Из истории Курского края/ сборник документов и материалов, ЦЧКИ, Воронеж,1965
Болотов И.А., Белянский Ю.В. и др, под редакцией Королева Б.Н. / Курский край: история и современность/ Курск, 1995
Медведская Л.А. / Вопросы истории и краеведения/ Курск, 1999
Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. / География Курской области/ учебное пособие, Курск, 1997
Познанский В.В. / Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР, Курская область/ М., 1979
Прохоров В.А. / Надпись на карте/ географические названия Центрального Черноземья, ЦЧКИ, Воронеж, 1977
Сборник/ Отблеск высокого огня/ Курск, 2006
Тюрина Е.В./ Уроки краеведения как средство патриотического воспитания учащихся/ Курск,2002
Чертова А.А., Шевердина Л.В. /Путешествия по Курскому краю/ Курск, 2004
Шитиков Л.Ф. /Душа земли/ сборник стихов, ЦЧКИ, Воронеж, 1992
Мошенский А.И. / По памятным местам на Курской дуге/ путеводитель, Курск, 1973
Буклет /Памятные места на Курской дуге/
Буклет / Гербы Курского края/
Статьи из газет: «Курск», «Друг для друга», «Знамя Победы»
Календарно—тематическое планирование
по Истории Курского края для 7 класса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
| Введение | | | |
1 | Вводный урок. С чего начинается Родина? Моя родословная. | 1 | | |
2 | Символы Курского края. | 1 | | |
| Глава 1. Славяне и Русь. | | | |
3 | Обретение Родины. | 1 | | |
4 | Начало гражданского общества. | 1 | | |
5 | Каменный век. | 1 | | |
6 | Феодосий Печерский—родоначальник российской духовности. | 1 | | |
| Глава 2. Родная земля: далёкие были. | | | |
7 | Первое заселение Курской земли. | 1 | | |
8 | Борьба с кочевниками. | 1 | | |
9 | Куряне в «Слове о полку Игореве». | 1 | | |
10 | Нашествие монголо-татар. | 1 | | |
11 | Борьба с татарами. | 1 | | |
12 | Присоединение к Московскому государству. Второе заселение кшенской земли. | 1 | | |
13 | Курский край в конце XVI—начале XVII веков. | 1 | | |
| Глава 3. Курский край в XVII веке. | | | |
14 | Курский край в XVII веке. | 1 | | |
15 | Годы петровских реформ. | 1 | | |
16 | Протесты, бунты, восстания. | 1 | | |
17 | Российский Колумб из Курска. | 1 | | |
18 | Курские клады и кладоискатели. | 1 | | |
| Глава 4. Кризис крепостного строя. | | | |
19 | Уклад хозяйства и политической жизни края в XVII веке. | 1 | | |
20 | Вспышки народного гнева. | 1 | | |
| Глава 5. XIX век: развитие курской губернии. | | | |
21 | Социально—экономическое развитие. | 1 | | |
22 | Участие курян в Отечественной войне 1812 года. | 1 | | |
23 | Выдающиеся деятели науки и культуры I половины XIX века. | 1 | | |
24 | Пореформенный скачок. | 1 | | |
25 | Успехи в науке и технике, литературе и искусстве во II половине XIX века. | 1 | | |
26 | Из истории курской археологии (1828-1917 гг.). | 1 | | |
| Глава 6. Век XX: канун великих революций. | | | |
27 | Экономика и политика в начале столетия. | 1 | | |
28 | Советы на курской земле. | 1 | | |
| Глава 7. Курский край в годы интервенции и гражданской войны. | | | |
29 | Годы социальных потрясений. | 1 | | |
30 | И встал брат на брата. | 1 | | |
31 | Махно в курской губернии. | 1 | | |
| Заключение. | | | |
32 | Обобщающий урок. Что я узнал о жизни своих предков? | 1 | | |
33 | Контрольное тестирование. | 1 | | |
34 | Экскурсия в школьный музей: «Чем богат наш край?» | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование по истории Курского края 8 класс
№ п/п | Тема урока | Колич-во часов | Дом. задание | Дата проведения |
План | Факт |
| Глава I. Великая Отечественная война. | 5 часов | | | |
1 | Куряне в боевом строю | 1 | §1 гл.8 | | |
2 | Оборонительные бои | 1 | §2 | | |
3 | Оккупационный режим. Борьба в тылу врага | 1 | §3 | | |
4 | Освобождение. Курская битва | 1 | §4 | | |
5 | с. Ржава в годы Великой Отечественной войны | 1 | конспект | | |
| Глава II. Курская область в 1945-1965 гг. | 3 часа | | | |
6 | Послевоенное восстановление промышленности и сельского хозяйства | 1 | глава 9 §1-2 | | |
7 | Состояние и развитие культуры в послевоенные годы | 1 | §3 | | |
8 | Наш Никита Сергеевич | 1 | §4 | | |
| Глава III. Социально-экономическое положение Курской области в 1966-1998 гг. | 3 часа | | | |
9 | Достижения области в промышленности и сельском хозяйстве | 1 | §1-2 глава 10 | | |
10 | Социальная сфера | 1 | §3 | | |
| ГлаваIV Географический обзор | 4 часа | | | |
11 | Географическое положение области, агроклиматические и почвенные ресурсы . Полезные ископаемые. | 1 | §1 -§2 - §3 | | |
12 | Характеристика хозяйства области. | 1 | §4 | | |
13 | Промышленность и сельское хозяйство | 1 | §5 -§6 | | |
14 | Курская область в условиях перехода к рынку. | 1 | §7 - §8 | | |
| Глава V Народное образование в Курской области | 4 часа | | | |
15 | Из истории народного образования. | 1 | §1 -§2 | | |
16 | Народное образование в губернии середины XIX- начала XX века | 1 | §3 | | |
17 | Народное образование в советский и постсоветский период. | 1 | §4 -§5 | | |
18 | Развитие народного образования в Большесолдатском районе.. История Ржавской ООШ | 1 | | | |
| Глава VI Историко-культурные памятники и культовые учреждения области | 5 часов | | | |
19 | Монастыри. Крестный ход в Курской губернии | 1 | §1 | | |
20 | Коренная пустынь- духовный символ России | 1 | §2 | | |
21 | Марьино. Белый Колодезь | 1 | §3 - §4 | | |
22 | Хомутовка, Моква – старинные усадьбы, памятники культуры | 1 | §5 - §6 | | |
23. | Воробьевка- усадьба А.А. Фета | 1 | §7 | | |
| Глава VII Курский край на литературной карте России | 3 часа | | | |
24 | Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве» | 1 | §1 - §3 | | |
25 | В зеркале русской классической литературы | 1 | §4 | | |
26 | Фетовская вселенная красоты | 1 | §5 | | |
| Глава VIII Музыкальная жизнь Курского края. | 3 часа | | | |
27 | Народное музыкальное творчество | 1 | §1 | | |
28 | Из истории творчества Курских композиторов | 1 | §2 - §4 | | |
29 | Становление театра в Курске | 1 | §5 - §7 | | |
| Глава IX Топонимика Курской области | 2 часа | | | |
30 | Основные понятия Названия рек, населенных пунктов. Ландшафтные топонимы | 1 | §1 -§4 | | |
31 | Именные и фамильные топонимы | 1 | §5 - §6 | | |
| Глава X Символика Курского края | 4 часа | | | |
32 | История символики края в дореволюционный период | 1 | §1 - §2 | | |
33 | Современная символика области и городов. Символика Большесолдатского района. | 1 | §3 | | |
34 | Итоговое повторение | 1 | | | |
14