СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории Отечества 7-9 классы VIII вид 1 вариант

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История  для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка  с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе  для детей с недостатками в интеллектуальном развитии. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Отечества 7-9 классы VIII вид 1 вариант»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Любинского муниципального района Омской области

"Мокшинская средняя общеобразовательная школа"






Рабочая программа по истории Отечества

на 2018-2019 учебный год

7 - 9 классы

компенсирующего обучения






Учитель-составитель:

Чебакова Ольга Николаевна,

учитель I квалификационной категории









2018 - 2019 учебный год

Пояснительная записка

История для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе для детей с недостатками в интеллектуальном развитии. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой поход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый поход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

Весь исторический материал курса «История Отечества» предоставлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа. Важной составной частью курса является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей.

При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению следующих принципов:

• цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;

• экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;

• объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.

Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кольцовок, отдельных фрагментов кино, видеороликов, мултимединых презентаций.

Завершается курс «история моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Это материал предоставлен уроками обобщающего характера.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 класс: В 2 сб. под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7, 8, 9 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Учебники:

История России: учеб. для учащихся 7, 8, 9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.- М. Владос, 2004.

Количество часов в каждом классе – 70 (из расчета 2 часа в неделю)

Планируемые результаты.

Указаны предполагаемые результаты изучения курса история отечества. Они направлены на реализацию деятельностного, практико – и личностно ориентированного подходов освоения учащимися программы курса; овладение учебными компетенциями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны знать:

  • какие исторические даты называются точными, приблизительными;

  • когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

  • кто руководил основными сражениями;

  • когда началось и закончилось событие (по выбору);

  • как протекало конкретное событие;

  • великих русских поэтов, писателей, ученых;

  • основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;

  • основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

  • исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

  • пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

  • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

  • пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;

  • устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;

  • правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

  • пользоваться лентой времени;

  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

  • выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

  • оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником

  • пользоваться небольшим историческим текстом;

  • правильно и осознанно оценивать реальную обстановку;

  • выбрать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику, выделить личностные качества;

  • передать содержание конкретного исторического материала;

  • пользоваться современными числовыми взаимосвязями, «Лентой времени»

  • умение на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • использовать различные справочные издания (учебники, словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной ин формации,  ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Содержание программы учебного предмета.

7 класс.

Уроки рассчитаны на 70 часов

Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени».

Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

Введение

Что такое история. Что изучает история.

Как пользоваться книгой по истории.

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.

Наша Родина- Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. Россия - наша родина.

Как изучается родословная людей. Счет лет в истории. «Лента времени».

История нашей страны древнейшего периода

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Как жили наши предки -восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники. Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Киевская Русь

Образование государства восточных славян -Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга. Княжеская дружина укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Борьба Руси с иноземными завоевателями. Монгола-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана. Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом велико го князя. Сопротивление русских людей монгола-татарам. Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель. Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи. Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский. Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликавекой битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды. Иван 111 (1462-1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство. Государь всея Руси - Иван 111. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства- Судебника.

Повторение за год.

8 класс

Уроки рассчитаны на 70 часов

Повторение

Единая Россия (конец XV — начало XVII века)

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д. Влияние православной цер­кви на Великого князя и его окружение. Значение создания едино­го Российского государства.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на цар­ство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспече­ния свободного выхода России к Балтийскому морю.

Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ре­месленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и тра­диции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Пер­вопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозван­цы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народ­ные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.

Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России на­родов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.

Великие преобразования России в XVIII веке

Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, пре­тендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: раз­гром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российс­кий император. Личность Петра I Великого.

Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борь­ба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в об­ласти культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, вве­дение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.

Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российс­кий престол. Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве перво­го Российского университета, Академии художеств, первого русско­го театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.

Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молда­вии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екате-рины II в области культуры и просвещения: открытие школ и учи­лищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учеб­ное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление гу­бернского управления в стране.

Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и кре­стьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобре­татели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.

История нашей страны в период XIX века

Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александ­ра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на ми­ровое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий рус­ской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, ге­нерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Мос­ковский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель ар­мии Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота ад­миралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.

Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение те­лесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.

XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — ве­ликий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший рус­ский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живо­писи и архитектуры.

Краеведческая работа. Повторение за год.

9 класс.

Уроки рассчитаны на 70 часов

В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в. Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.

Кроме того, в каждую изучаемую тему включены региональные компоненты исторического образования – история Оренбургского края.

В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.

Россия в начале XX в.

Начало правление Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.

Русско-японская война 1904 – 1905 годов. Оборона Порт-Артура под руководством адмирала С.О.Макарова. Подвиг команды крейсера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне.

Первая русская революция. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Московское вооружённое восстание. Появление первых политических партий в России. Лидеры первых политических партий В.М.Чернов (эсеры), П.Н.Милюков (кадеты), В.И.Ульянов (Ленин) 9большевики), Ю.О.Мартов (меньшевики).

Реформы государственного управления. «Манифест 17 октября» 1905 года. Утверждение Конституции – Основного закона Российской империи.

Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А.Столыпина и их итоги.

«Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель XX в А.М.Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдающийся русский художник В.А.Серов. Знаменитая русская певица А.В.Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.

Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и само­отверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Подвиг лётчика Нестерова.  Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.

Россия в 1917 – 1920 годах.

Февральская революция и отречение  царя от престола. Временное правительство во главе с А.Ф.Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.

Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца. Образование большевистского правительства – Совета Народных Комиссаров. Принятие первых декретов советской власти. Установление советской власти в стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918 г. Учреждение новых символов государственной власти.

Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.

Начало гражданской войны и иностранной военной интервенции. Борьба между «красными» и «белыми».

«Белое» движение и его лидеры: А.И.Деникин, П.Н.Врангель, Н.Н.Юденич, А.В.Колчак, Л.Г.Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н.Тухачевский, М.В.Фрунзе, С.М.Буденный, В.И.Чапаев. Отношение к ним различных слоев населения. Крестьянская война против «белых». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.

Экономическая политика советской власти во время гражданской войны: «военный коммунизм».

Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод и разруха. Ликвидация неграмотности. Отношение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодёжных организаций. Комсомольцы и пионеры.

Советская Россия – СССР в 20 - 30-е годы XX в.

Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политики (нэп) в стране. Её сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.

Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьяне-единоличники. Появление новых владельцев предприятий, магазинов и ресторанов – нэпманов. Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа.

Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.

Смерть первого главы советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В.Сталина. Культ личности Сталина.

Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключённые на стройках пятилетки.

Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. Насильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Массовые репрессии. ГУЛаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР.

Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20-40 годов. Политическая жизнь страны в 30-е годы.

Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30 годы. Великие научные открытия (И.П.Павлов, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский, Н.И.Вавилов, С.В.Лебедев, И.В.Мичурин). знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советский писатель М.А.Шолохов.

Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е годы.

СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов (16 часов)

СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.

Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская война 1939 – 1940 годов, её итоги.

Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.

Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г.К.Жуков. Панфиловцы. Строительство оборонительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.

Героизм тружеников тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолёты Ил-4 и Ил-2, артиллерийская установка «Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны.

Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Советские генералы В.И.Чуйков и М.С.Шумилов. Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы – 9 мая 1945 года.

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.

Советский Союз в 1945 – 1991 годах (15 часов)

Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.

Смерть И.В.Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н.С.Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы Н.С.Хрущёва. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущёва.

Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский учёный И.В.Курчатов. Строительство атомного ледокола «Ленин» и атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт В.В.Терешкова.

Хрущёвская «оттепель». Творчество А.И.Солженицына. Международный фестиваль молодежи в Москве.

Экономическая и социальная политика Л.И.Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 году. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция.

Правозащитники А.Д.Сахаров. Выдающийся актёр и певец В.Высоцкий. Высылка из страны и отъезд представителей советской интеллигенции за границу: М.Ростропович, Г Вишневская, И.Бродский, Р.Нуриев, В.Аксёнов, В.Войнович, А.Галич, А.Тарковский и другие.

Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов XX века.

Борьба за власть после смерти Л.И.Брежнева. Приход к власти М.С.Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.

Избрание первого президента СССР – М.С.Горбачёва. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Образование суверенной России. Первый президент России – Б.Н.Ельцын. ГКЧП – попытка военного переворота в 1991 г.

Новая Россия в 1991 – 2003 годах

Экономические реформы Б.Н.Ельцына. Реформы государственного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного управления Российской Федерации по Конституции 1993 года.

Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

Президентские выборы 2000 г. Второй президент России - В.В.Путин. Его экономическая и политическая деятельность.

Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Выдающийся учёный – физик Ж.И.Алфёров. Строительство Международной космической станции.

Русская православная церковь в новой России. Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране.

Краеведческий материал.

Повторение за год.

Требования к усвоению программного материала.

7 класс

Учащиеся должны знать:

- какие исторические даты называются точными, приблизительными;

- когда произошли события;

- кто руководил основными сражениями.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

8 класс

Учащиеся должны знать:

- когда началось и закончилось событие;

- как протекало конкретное событие;

- великих русских поэтов, писателей, ученых.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться «лентой времени»;

- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.

9 класс

Учащиеся должны знать:

- основные исторические события: революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; Вторая Мировая война; Великая Отечественная война;

- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

Календарно тематическое планирование 7 класс.



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды деятельности обучающихся

Примечания

1. Введение в историю.

1.

История – наука о прошлом.

1


Раскрытие значения терминов «история», «археолог», «историки», «предки»


2.

Исторические памятники.

1


Составление опорной схемы.


3.

Наша Родина - Россия

1


Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.


4.

Моя родословная.

1


Составление генеалогического дерева


5.

Счет лет в истории.

1


Выборочное объяснительное чтение текста учебника. Работа с «лентой времени».


6.

Историческая карта.

1


Чтение карты с опорой на «легенду»


7.

Повторительно-обобщающий урок «Введение в историю»

1


Выполнение тестовых заданий по группам.


II. История нашей страны древнейшего периода.

8.

Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов.

1


Указание на карте расселение древних славян.


9.

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

1


Составление схемы управления родовой общиной и племенем.


10.

Славянский поселок.

1


Описание поселка восточных славян по иллюстрации.


11.

Основные занятия восточных славян.

1


Описание условий жизни, основных занятий по схеме.


12.

Ремесла восточных славян.



Умение правильно употреблять исторические термины, понятия


13.

Обычаи восточных славян.

1


Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.


14.

Верования восточных славян


1



Описывать жизнь и быт, верования восточных славян.


15.

Соседи восточных славян.

1


Приведение примеров взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами


16.

Славянские воины и богатыри.

1


Выборочное объяснительное чтение текста учебника.


17.

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

1


Описание по картине исторического события.


18.

Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода»



Работа по карточкам.


19.

Тестирование по теме:«История нашей страны древнейшего периода»



Тестовые задания.


2. Киевская Русь.

20

Образование государства восточных славян Киевской Руси.

1


Выборочное объяснительное чтение текста учебника. Работа с «лентой времени»


21

Русские князья Игорь, Святослав, княжна Ольга.

1


Характеристика деятельности исторических личностей. Составление хронологической схемы.


22

Укрепление власти князя.

1


Работа с деформированным текстом


23

Оборона Руси от врагов.

1


Раскрытие значения терминов «каган», «дозорная служба»


24

Крещение Руси при князе Владимире.

1


Выборочное объяснительное чтение текста учебника


25

Былины – источник знаний о Киевской Руси.

1


Работа с письменным источником – былиной


26

Культура и искусство Киевской Руси.

1


Описание памятников древнерусского зодчества, живописи и прикладного искусства.


27

Княжеское и боярское подворье.

1


Выполнение заданий по разграничению понятий.


28

Жизнь и быт людей в Киевской Руси.

1


Рассказывать о положении отдельных групп населения, используя информацию из учебника


29

Правление Ярослава Мудрого.

1


Составление характеристики Ярослава Мудрого


30

Образование и грамотность на Руси.

1


Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.


31

Летопись и летописцы.

1


Выполнение заданий по разграничению понятий.


32

Киевский князь Владимир Мономах.

1


Анализ деятельности Владимира Мономаха


33

Контрольное тестирование «Киевская Русь»

1


Выполнение тестовых заданий.


34

Рост и укрепление древнерусских городов.

1


Умение правильно употреблять исторические термины, понятия


35

Причины распада Киевской Руси.

1


Раскрытие причин распада Киевской Руси


36

Образование самостоятельных княжеств.

1


Работа по карте (указание границ русских земель, княжеств)


37

Киевское княжество в XII веке.

1


Характеристика Киевского княжества в условиях раздробленности.


38

Владимиро-Суздальское княжество.

1


Характеристика Владимиро-Суздальского княжества в условиях раздробленности.


39

Господин Великий Новгород.


1


Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.


40

Торговля и ремесла Новгородской земли.



Выделение комментирование ремесел, освоенных новгородцами.


41

Новгородское вече.

1


Составление схемы правителей, управляющих политикой Новгорода


42

Русская культура в XII-XIII веках.

1


Раскрытие отличительных черт культуры 12-13 века.


43

Повторительно - обобщающий урок «Распад Киевской Руси»

1


Игра «Волшебный квадрат»


3. Борьба с иноземными завоевателями.

44

Монголо - татары.

1


Заполнение таблицы «Монголо-татары и русские»


45

Нашествие монголо-татар.

1


Работа с текстом по заданиям учителя


46

Героическая борьба русских людей против монголо-татар.

1


Использование карты при рассказе о сопротивлении русских городов


47

Русь под монголо-татарским игом.

1


Объяснение сущности ига монголо-татарских захватчиков, описание исторического события по иллюстрациям.


48

Рыцари-крестоносцы.

1


Сравнительный анализ вооружения рыцарей – крестоносцев и русской дружины


49

А. Невский и новгородская дружина.

1


Характеристика исторического деятеля – Александра Невского.


50

Невская битва.

1


Описание Невской битвы с опорой на схему и просмотренного видеофрагмента.


51

52

Ледовое побоище.

2


Описание битвы на основе схемы, мультимедиа ресурсы, другие источники информации.


53

Повторительно-обобщающий урок «Борьба Руси с иноземными завоевателями»

1


Обобщение исторических явлений и событий, умение делать выводы.


54

Контрольное тестирование «Распад и борьба Руси с иноземными захватчиками»

1


Выполнение тестовых заданий.


55

Возвышение Москвы.

1


Раскрытие причин объединение Русских земель вокруг Москвы.


56

Московский князь И. Калита.

1


Оценка деятельности И.Калиты.


57

Возрождение сельского хозяйства на Руси.

1


Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.


58

Возрождение городского хозяйства на Руси.

1


Выборочное объяснительное чтение текста учебника


59-60

Московско - Владимирская Русь при Д.Донском

2


Составление характеристики московского князя и его деятельности перед Куликовской битвой.


61

Сергей Радонежский.

1


Краткий пересказ с опорой на план.


62

Битва на Куликовом поле

1


Рассказ о Куликовской битве с опорой на просмотренный видеофрагмент и схему.


63

Значение Куликовской битвы для русского народа.

1


Раскрытие значения Куликовской битвы для развития Руси


64

Распад Золотой Орды.

1


Характеристика причин распада Золотой Орды.


65

Иван III.

1


Оценка деятельности Ивана III.


66

Освобождение от иноземного ига.

1


Установление причинно-следственных, связей, оценка события


67

Укрепление Московского государства.

1


Составление ответов на вопросы с помощью текста, дополнять ответ ученика.


68

Повторительно-обобщающий урок «Начало объединения русских земель».

1


Работа по карточкам.


69

Повторение по разделу «Киевская Русь»

1


Игра «Историческое лото»


70

Тестирование «Киевская Русь»

1


Выполнение тестовых заданий.



Календарно тематическое планирование 8 класс


п/п

Название раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Дата

Основные виды деятельности обучающихся

Примечания

1. Единая Россия (конец XV- начало XII века).

1.

Иван III – глава единого государства Российского.



Составление характеристики исторического деятеля Ивана III/


2.

Расширение государства Российского при Василии III.

1


Использование карты при рассказе о расширении государства Российского.


3.

Русская православная церковь в Российском государстве.

1


Раскрытие роли православной церкви в становлении российской государственности.


4.

Первый русский царь Иван IV – Грозный.

1


Составление характеристики исторического деятеля Ивана IV.


5.

Опричнина Ивана Грозного.

1


Объяснение причин, сущности и последствия опричнины


6.

Присоединение к Российскому государству Поволжья.

1


Выборочное объяснительное чтение текста учебника.


7.

Быт простых и знатных людей.

1


Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.


8.

Москва – столица Российского государства.

1


Пересказ исторического материала с опорой на наглядность, по заранее составленному плану.


9.

Путешествие А. Никитина в Индию. «Хождение за три моря».

1


Рассказ о путешествии А.Никитина на основе материала учебника и видеофрагмента.


10.

Великий иконописец А.Рублев.



1


Рассказ о деятельности исторического деятеля.


11.

Первопечатник И.Федоров. Первое издание книг в России.



Соотношение иллюстративного материала с текстом учебника.

12.

Правление Б.Годунова.

1


Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова.


13.

Смутное время.

1


Объяснение смысла понятий: смута, самозванец, интервенция


14.

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.

1


Описание по картине исторического события.


15.

Начало правления династии Романовых.

1


Рассказ о деятельности первых царей Романовых по укреплению власти царя. Раскрытие причин народных движений в России 17 в.


16.

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством С.Разина

1


Заполнение таблицы «Крепостные крестьяне и помещики»


17.

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством С.Разина



Раскрытие причин крестьянской войны. Показ на карте территории охваченной крестьянской войной.


18.

Контрольное тестирование «Единая Россия (конец XV – начало XVII века)»

1


Определение на «ленте времени» исторических событий, правильное расположение их в хронологическом порядке.


19

Раскол в русской православной церкви.

1


Заполнение таблицы «Раскол в русской православной церкви».


20

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

1


Работа по карте «Карта России 17 века с присоединенными территориями в результате географических открытий»


21

Повторительно-обобщающий урок «Начало XV – конец XVII век – важнейший этап развития России.

1


Работа по тестовым и индивидуальным заданиям.


2. Великие преобразования России в XIII веке.

22

Начало правления Петра I.

1


Рассказ о детстве и юношестве Петра I


23

Начало северной войны и строительство Санкт-Петербурга

1


Объяснение причин Северной войны. Рассказ о строительстве С.-Петербурга


24

Полтавская битва.

1


Рассказ о Полтавской на основе плана с использование схемы битвы, материалов кинофрагментов.


25

Победа русского флота. Окончание Северной войны.

1


Рассказ об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.


26

Петр I – первый российский император.

1


Участие в обсуждении видео и киноматериалов, воссоздающих образ Петра I, а также в обмене мнениями о нем как правителе и человеке.


27

Преобразования Петра I.

1


Раскрытие  содержания и значения преобразований Петра I.


28

Контрольное тестирование «правление Петра I».

1


Работа с тестовыми заданиями


29

Эпоха дворцовых переворотов.

1


Систематизация  материалов о дворцовых переворотах в форме плана.


30

Российская Академия наук и деятельность великого М.В. Ломоносова.

1


Описание жизни и деятельности М.В. Ломоносова с опорой на план, кинофрагмент.


31

Основание в Москве Первого Российского Университета и Академии художеств

1


Умение соотносить иллюстративный материал с текстом учебника.


32

Правление Екатерины II

1


.Составление  характеристики (исторического портрета) Екатерины II и ее деятельности.


33

«Золотой век» дворянства.

1


Составление рассказа «Один день из жизни дворян»


34

Положение крепостных крестьян.



Характеристика условий жизни крепостных крестьян.  Разграничение понятий.


35

Восстание под предводительством Е. Пугачева

1


Показ на исторической карте территории и хода восстания под предводительством Пугачева. Рассказ о восстании по плану-вопроснику.


36

Русско-турецкие войны.

1


Работа по карте, показать места сражений в русско - турецких войнах. Заполнение таблицы «Русско-турецкие войны».


37

Знаменитый полководец Александр Суворов.

1


Составление исторического портрета А. Суворова.


38

Русские умельцы и изобретатели.

1


Заполнение таблицы «Русские умельцы и изобретатели».


39

Развитие литературы и искусства XVIII веке.

1


Описание отдельных памятников культуры России XVIII на основе иллюстраций, текста учебника, видеофрагментов.


40

Быт русских людей в XVIII веке

1


Рассказ о положении отдельных сословий российского общества в том числе с использование дополнительного материала.


41

Обобщающий урок по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке.

1


Называние и характеристика основных событий истории России в XVIII веке.


42

Россия в начале XIX века.

1


Работа с деформированным текстом.


3. История нашей страны в XIX веке.

43

Начало Отечественной войны 1812 года

1


Составление сравнительной характеристики военных планов, характеристик войны России и Франции.


44

Бородинская битва.

1


Описание битвы на основе различных источников информации (учебник, кинофрагмент) с опорой на схему.


45

Оставление Москвы.

1


Рассказ об историческом событии по иллюстрации.


46

Народная война против армии Наполеона.

1


Использование карты, мультимедиа ресурсов, для формирования устойчивых представлений о народной войне против армии Наполеона.


47

Отступление и гибель французской армии.

1


Используя карту и ее легенду, рассказывать об отступлении и гибели французкой армии


48

Обобщающий урок по великой Отечественной войне 1812 года.

1


Называние и характеристика основных периодов Великой Отечественной войны 1812 г.


49

Правление Александра I.

1


Раскрытие значения терминов «военные полселения», «аркачеевщина», «реакция», «произвол»


50

Создание тайных обществ.

1


Работа с таблицей «Тайные общества»


51

Восстание декабристов.

1


Объяснение причины неудачи декабристов.


52

Контрольное тестирование по истории нашей страны конец XVIII – начало XIX века.

1


Выполнение тестовых заданий.


53

Император Николай I.

1


Составление портрета Император Николай I с опорой на план


54

«Золотой век русской культуры».

1


Описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять в чем состояло их значение, оценивать их достоинства.


55

Великий русский поэт А.С. Пушкин.

1


Составление развернутых ответов с опорой на текст учебника.


56

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века.

1


Работа с таблицами « Научные открытия», «Экспедиции».


57

Крымская война (1853 – 1856 года)

1


Описание Крымской войны, используя историческую карту. Составление рассказа о героической обороне Севастополя, о деятельности Н.И. Пирогова.


58

Отмена крепостного права.

1


Указание предпосылок и причин отмены крепостного права.


59

Реформы Александра II.

1


Составление полных и развернутых ответов о содержании реформ.


60

Правление Александра III.

1


Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова.


61

Развитие Российской промышленности.

1


Составление схемы «Реформы С.Ю. Витте» на основе текста учебника, презентации.


62

Появление революционных кружков в России.

1


Выделение причин появления революционных кружков на основе текста учебника, дополнительного материала.


63

Наука и культура во второй половине XIX века.

1


Описание памятников материальной и художественной культуры, используя, мультимедиа ресурсы, другие источники.


64

Жизнь и быт русских купцов

1


Описание особенностей жизни и быта отдельных слоев русского общества (купцов), традиции


65

Быт простых россиян в XIX веке.

1


Описание особенностей жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции


Краеведение

66

Жизнь и быт дворян, купцов, мещан в нашем городе.

1


Рассказывать о положении отдельных групп города, используя мультимедиа ресурсы, другие источники информации. для формирования устойчивых


67

Быт простых людей в нашем городе.

1


Описание быта простых людей в нашем городе по заранее составленному плану.


68

Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны в XIX веке»

1


Систематизация и обобщение исторического материала по истории России в XIX веке.


69-70

Повторение (резерв)

2






















Календарно тематическое планирование 9 класс


п/п

Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды деятельности обучающихся

Примечания

1. Повторение

1.

Россия в конце XV в начале XVI века.

1


Определение на «ленте времени» исторических событий, правильное расположение их в хронологическом порядке.


2.Россия в начале 20 века.

2.

История России в период XVIII - XIX века.

1


Работа с деформированным текстом.


3.

Начало правления Николая II.

1


Составление характеристики Николая II с опорой на план.


4.

Русско-японская война.

1


Работа с опорными таблицами, планом.


5.

Первая русская революция.

1


Раскрытие понятий «демократия», «социализм», «петиция», «баррикады», «агитировать».


6.

Появление первых политических партий в России.

1


Составление развернутых ответов с опорой на текст учебника.


7.

Реформы государственного управления.

1


Составление полных и развернутых ответов о содержании реформ.


8.

Реформы П.А.Столыпина.

1


Составление схемы «Реформы П.А. Столыпина» на основе текста учебника, презентации.


9.

«Серебряный век» русской культуры.

1


Описание памятников материальной и художественной культуры, используя, мультимедиа ресурсы, другие источники.


10.

Россия в первой мировой войне.

1


Использование карты, мультимедиа ресурсов, для формирования устойчивых представлений о роли России в Первой мировой войне.


11.

Обобщающий урок по теме «Россия в начале XX века»

1


Использование при выполнении заданий приемов анализа, сравнения, обобщения.


12.

Февральская революция и отречение царя от престола.

1


Разъяснение причины Февральской революции, установление двоевластия.


13.

Захват власти большевиками в Петрограде.

1


Рассказ по карте схеме «Вооруженное восстание в Петрограде»


14.

Установление советской власти.

1


Работа по плану «Основные мероприятия по установлению советской власти.


15.

Начало Гражданской войны. Интервенция.

1


Работа по карте «Гражданская война и интервенция», игра «Оденьте бойцов»


16.

Борьба между белыми и красными.

1


Самостоятельное заполнение таблицы « Борьба между «белыми» и «красными» по тексту учебника.


17.

Крестьянская война против «белых» и «красных»

1


Составление характеристики Н.И. Махно с использованием различных источников информации.


18.

Контрольное тестирование «Россия в начале XX века».

1


Выполнение тестовых заданий


19

Экономическая политика советской власти.

1


Работа с учебником (в парах) по выявлению основных черт экономической политики советской власти.


20

Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны.

1


Описание жизни и быта людей в данный период с опорой на план и мультимедийную презентацию.


21

Повторительно -обобщающий урок «Россия в 1917-1920 годах».

1


Обобщение исторических явлений и событий, умение делать выводы. Работа с тестовыми заданиями.


4.Советская Россия – СССР в 20-30 –е гг.

22

Новая экономическая политика.

1


Объяснение сущности Нэп. Сравнение мероприятий политики военного коммунизма и нэпа


23

Образование СССР.

1


Выявление причин образования СССР. Работа по карте «СССР»


24

Изменения в системе государственного управления. Культ личности Сталина.



Составление характеристики личности и деятельности И.В. Сталина.


25

Индустриализация СССР.

1


Объяснение причин, характера и итогов индустриализации в СССР.


26

Коллективизация крестьянских хозяйств.

1


Составление рассказа о ходе проведения коллективизации крестьянских хозяйств.


27

Конституция страны 1936 года. Политическая жизнь страны в 30-е годы.

1


Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.


28

Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы.

1


Описание памятников материальной и художественной культуры, используя, мультимедиа ресурсы, другие источники.


29

Жизнь и быт советских людей.

1


Описание особенностей жизни и быта советских людей, используя, мультимедиа ресурсы, другие источники


30

Повторительно-обобщающий урок «Историческое развитие СССР в 20-30-е годы XX».

1


Обобщение исторических явлений и событий, умение делать выводы.


5. СССР во второй Мировой и Великой Отечественной войне.

31

СССР на кануне Второй мировой войны.

1


Раскрытие понятий «фашизм», «фашисты», «нацисты», «конфликт». Характеристика советско -германских отношений накануне Великой Отечественной войны


32

Советский Союз в начале Второй мировой войны.

1


Описание территориального расширения СССР с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. на основе исторической карты. Описание причин и итогов Советско-финляндской войны.


33

Начало Великой Отечественной войны.

1


Объяснение причины поражения Красной Армии в начальный период войны.


34

Битва за Москву.

1


Работа с таблицей «Главные битвы войны»


35

Все для фронта! Все для победы! Наш город фронту.

1


Описание героического труда людей в тылу с использованием учебника, других источников информации.


36

Блокада Ленинграда.

1


Описание исторического события по различным источникам (видеофильм, презентация). Работа с таблицей «Главные битвы войны»


37

Сталинградская битва.

1


Описание битвы с опорой на план, по различным источникам (видеофильм, презентация). Работа с таблицей «Главные битвы войны»


38

Борьба советских людей на оккупированной территории.

1


Использование карты, мультимедиа ресурсов, для формирования устойчивых представлений о борьбе советских людей на оккупированной территории.


39

Битва на Курской дуге.

1


Описание исторического события по различным источникам (видеофильм, презентация). Работа с таблицей «Главные битвы войны»


40

Героизм тружеников тыла. Жители нашего края в годы войны.

1


Составить рассказ о тружениках тыла нашего города.


41

Окончание Великой Отечественной войны.

1


Раскрытие понятий «капитуляцию», «Нюрнбергский процесс»


42

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны.

1


Составление развернутых ответов с опорой на текст учебника.


43

Повторительно-обобщающий урок «СССР во второй Мировой и Великой отечественной войне»

1


Игра «Историческое лото».


44

Возрождение Советской страны после войны.

1


Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.


6. Советский союз в 1945-1991 годах.

45

Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти И.В. Сталина.

1


Пересказ содержания изучаемого материала близко к тексту. Самостоятельная работа с текстом учебника по готовому плану.


46

Реформы Н.С.Хрущева.

1


Составление полных и развернутых ответов о содержании реформ.


47

Достижение в науке и технике в 50-60-е годы.

1


Рассказ о достижениях советской науки и техники в 1950-х – 1960-е

48

Освоение космоса.

1


Установление последовательности событий подготовки и полета в космос.


49

Хрущевская оттепель.

1


Приведение примеров из текста учебника по каким направлениям шел процесс «хрущевской оттепели»


50

Экономика и политика в эпоху «застоя». Жизнь и быт людей в эпоху «застоя»

1


Описание экономического и политического развития страны в «эпоху застоя».


51

Контрольное тестирование « СССР в период с 1945 -1960 гг».

1


Выполнение тестовых заданий.


52

Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война.

1


Составление полных и развернутых ответов о внешней политики СССР.


53

Советская культура и интеллигенция в эпоху «застоя»

1


Описание советской культуры используя, мультимедиа ресурсы, другие источники.


54

Жизнь и быт советских людей в 70-е начало 80-х годов 20 века.

1


Описание жизни и быта людей в данный период с опорой на план и мультимедийную презентацию.


7. Новая Россия в 1991-2015 гг.

55

Реформы М.С.Горбачева

1


Составление схемы «Реформы М.С. Горбачева»


56

Распад СССР.

1


Охарактеризовать основные причины распада СССР. Разъяснение понятий «ГКЧП», «СНГ».


57

Повторительно-обобщающий урок «Историческое развитие СССР в 1945-1991 гг»

1


Обобщение исторических явлений и событий, умение делать выводы. Выполнение тестовых заданий.


58

Экономические реформы Б.Н.Ельцина. Реформы государственного управления.

1


Составление схемы об основных реформах, проводимых Б.Н. Ельциным.


59

Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века.

1


Краткий пересказ текста по плану.


60

Продолжение реформ в России. Президентские выборы. Второй президент России – В.В. Путин

1


Составление полных и развернутых ответов о содержании реформ.


61

Военно-политический кризис в Чечне. Межнациональные отношения в нашем городе, селе.

1


Раскрытие основных этапов военно-политического кризиса в Чечне.


62

Международный терроризм. Борьба с террором. Дети Беслана.

1


Раскрытие значения терминов «терроризм», «международный терроризм», «боевик»


63

Президентские выборы 2008 г. Президент России – Д.М. Медведев.

1


Характеристика личности и деятельности Д.М. Медведева.


64

Президентские выборы 2012 г. Президент России – В.В. Путин.

1


Характеристика личности и деятельности В.В. Путина


Сегодняшний день России

65

Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г.

1


Обсуждение события на основе просмотра видеоматериалов, слайдовой презентации.


66

Воссоединение Крыма с Россией.

1


Описание исторического события на основе различных источников информации.


67

Празднование 70-летия Победы в Вов.

1


Описание исторического события на основе различных источников информации.


68

Повторительно-обобщающий урок «Россия в начале XX века по сегодняшний день.

1


Систематизация знаний за данный период времени. Выполнение индивидуальных заданий.


69-70

Повторение (резерв)

2