СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 9 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение истории Отечества в 9  классе направлено на достижение следующих целей:  изучения данного курса состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути Луганщины и России в XX веке, ее социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 9 класса»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад

№ 31»





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________/Осипенко Е. М./

«31» августа 2018 г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории Отечества

(базовый уровень)

9 класс










Составитель рабочей программы:

Огиенко Яна Викторовна






2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 9 классов составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

        1. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).

        2. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».

        3. Закон от 24.09.2014 г. № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике»;

        4. Закон от 28.10.2014 г. № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики».

        5. Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

        6. Закон от 30.06. 2015 г. № 51-II «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики».

        7. Закон от 29.04.2016 г. № 90-II «О государственном гимне Луганской Народной Республики».

        8. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 04.10.2016 г. № 532 «Об утверждении Программы духовно-нравственного воспитания учащихся и молодежи на 2016-2020 годы».

        9. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».

        10. Указ Главы Луганской Народной Республики от 27.10.2016 г. № 706/01/10/16 «Об утверждении Концепции государственной политики в сфере правового просвещения и повышения уровня правовой культуры граждан».

        11. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.11.2016 № 420 «Об утверждении Порядка организации индивидуальной формы обучения в общеобразовательных организациях и учреждениях, организациях и учреждениях интернатного типа Луганской Народной Республики».

        12. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

13. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2018г. №495-ОД «Об утверждении государственных стандартов Луганской Народной Республики»

14. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

15. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

16. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.05.2018 № 445-од «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2018-2019 учебный год».

17. Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15.05.2018 № 138-ОД «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2018-2019 учебный год».

18. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 29.06.2018г. №652-ОД «Об организованном начале 2018-2019 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

19. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.08.2018г. № 772-ОД «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2018-201 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

20. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.07.2017г. №505 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению рабочих программ в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики.

21. Государственного образовательного стандарта основного общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, за регистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 202/1846.

22. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 14.2.2018г. №139-ОД «Об утверждении Методических рекомендаций по оцениванию учащихся общеобразовательных организаций (учреждений) в системе общего образования Луганской Народной Республики».

  1. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16.07.2018г. «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы»

  2. ГСанПиНа 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса».

  3. Учебного плана ГОУ ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа-детский сад № 31».


Рабочая программа предмета «история Отечества» разработана на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программы курса «История Отечества» для общеобразовательных учреждений ЛНР. 6-11 классы / Анпилоговой Т.Ю., Благушиной Л.В., Пробейголовы С.В., Чуяс Е.А., Федорова С.П., Кулиевой-Ткачук Я.Ф., 2016.

Рабочая программа ориентирована на учебники: История Луганского края: Учебное пособие/Ефременков А.С.,Курило В.С.,Бровченко И.Ю.,Климов А.А.,Красильников К.И.,Семистяга В.Ф.,Подов В.И. - Луганск: Альма-матер, 2003. – 432 с., 16 цв. ил.

Место предмета в базисном учебном плане школы:

Базисный учебный план ООО для образовательных учреждений ЛНР отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «история Отечества» на этапе основного общего образования, в том числе: VI, VII, VIII, IX - классах по 34 часа в неделю.

Учебный предмет

Количество часов в неделю (в год)

VI

VII

VIII

IX

Всего

История Отечества

1(34)

1(34)

1(34)

1(34)

4(136)

Общая характеристика учебного предмета:

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» - как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

изучения курса «История Отечества» является формирование развитой личности, способной к самоидентификации, определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта «малой родины», своей страны и человечества в целом, осознающей себя субъектом исторического развития, гражданином-патриотом, владеющей способностью активно и творчески применять исторические знания в учебной и практической деятельности.

Приоритетная функция курса «Истории Отечества» состоит в создании оптимальных психолого-педагогических условий для формирования ключевой и предметной компетентностей учащихся, их социализации.

Обозначенные цели изучения курса в основной школе обуславливают постановку следующих задач:

  • воспитание гражданственности, этнорегиональной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися базовыми знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, прогнозировать возможные последствия исторических событий и явлений;

  • развитие умений и навыков анализа различных источников информации, систематизации и классификации основных исторических понятий, выявления причинно-следственных связей.

Изучение истории Отечества в 9 классе направлено на достижение следующих целей: изучения данного курса состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути Луганщины и России в XX веке, ее социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Задачи изучения истории :

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых  знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях  истории Родного края и России в XX веке;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки,  совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления отечественной истории уважительного отношения к предшествующим поколениям, их вкладу в развитие страны, готовности к конструктивному восприятию иных, отличных от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- гражданское самоопределение учащихся через осознание их принадлежности к стране, ее истории, к обществу и государству,  восприятие ими ценностей демократии, патриотизма, социальной ответственности, формирование  активного отношения к социальной реальности.

Общая характеристика учебного курса «История Отечества»

  • Содержание курса построено на основе синтеза историко-культурологического, цивилизационного, социоантропологического и многофакторного подходов. Учебный исторический материал подается в контексте всеобщей и европейской истории как их неотъемлемая часть, что определяет тесную взаимосвязь курса «Истории Отечества» и курса всеобщей истории, а также обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о ходе исторических событий. Содержание курса демонстрирует тесную взаимосвязь всех сфер общественной жизни; интегрирует политическую, экономическую, социальную, духовную составляющие истории. Особый акцент делается на изучение истории «малой родины» – Луганщины. При планировании учебного процесса учитель самостоятельно определяет последовательность подачи регионального и локального компонентов, руководствуясь исторической целесообразностью и логикой изложения.

  • Методология отбора содержательного компонента курса основывается на базовых общечеловеческих ценностях и ценностях отечественного общества – гуманизме, государственности, гражданственности, уважении к своему Отечеству, патриотизме, соблюдении прав и свобод человека, законности, духовности, самоопределении личности.

  • С психолого-дидактических позиций программа создана на основе объединения принципов личностно ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного обучения.

  • Личностно ориентированный подход к обучению призван гуманизировать учебно воспитательный процесс, сориентировать его на интересы, потребности и возможности ребенка; наполнить содержание исторического образования морально-духовными смыслами; сформировать у учащихся принципы справедливости, уважения и толерантности; содействовать самореализации школьника, превращению его в зрелую личность. Использование данного подхода на уроках истории Отечества позволит стимулировать самопознание ученика, развитие его индивидуальности.

  • Сущностью системно-деятельностного подхода является включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, их подготовка к деятельности, профессиональному будущему. Применение деятельностного подхода на уроках истории начинается с этапа целеполагания, планирования учебной деятельности, что позволяет проводить изучение исторического материала последовательно, всесторонне, системно. Учитель должен не просто освещать отдельные исторические сюжеты, а ставить перед учащимися конкретные задачи по изучению исторической событийности, ее интерпретаций и оценок, формированию и развитию учебных умений и навыков.

  • Применение компетентностного подхода нацелено на формирование у учащихся практикоориентированной способности действовать в различных ситуациях, самостоятельно разрешать проблемы во всех сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является личностный, что представляется возможным при условии развития у учащихся ключевой и предметной компетентностей. Изучение исторического материала в контексте компетентностного подхода способствует ускорению интериоризации опыта решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

  • Процесс изучения программного материала предусматривает соблюдение таких принципов организации учебного процесса как: гуманизация, доминирование диалогического взаимодействия между учителем и учениками, стимуляция активности и саморегуляции учеников, научность учебной информации, соблюдение принципов историзма, культуросоответствия, выработка у учащихся сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям.

Требования к результатам освоения образовательной программы по истории Отечества

  1. Личностные результаты:

− идентификация каждым из учащихся себя как личности, члена семьи, гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

− постижение гуманистических норм, демократических ценностей современного общества, признание прав и свобод личности и человека как общественной ценности;

− осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие способности вырабатывать и демонстрировать ответственное поведение в обществе;

− сформированность политкорректности, этнической и религиозной толерантности, общего понимания культурного многообразия мира и уважения к культурам мира.

  1. Метапредметные результаты:

− умение организовать и сознательно регулировать свою учебную, общественную и иную деятельность;

− умение получать, постигать и преобразовывать информацию (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, систематизировать знания, классифицировать понятия и т. д.), использовать разнообразные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

− сформированная способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, проект и т.д.);

− готовность быть представителем команды, работать в коллективе, постигать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

  1. Предметные результаты:

− овладение знаниями об исторической судьбе отдельных личностей, этносов и этнических групп, проживавших и проживающих ныне на территории Отечества как необходимой основы для миропонимания и познания специфики существования современного общества;

− сформированная способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для выявления сущности и значения событий, явлений прошлого и современности;

− развитое умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность (умение работать с историческим атласом и картой, документальными и вещественными источниками, фотоснимками, видеоматериалами, графическими изображениями, данными статистики и т.д.);

− расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и исторической деятельности личностей и народов в истории своего Отечества и человечества в целом;

− готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников «малой родины», своей страны и мира.


Требования к уровню подготовки учащихся

Программа курса «История Отечества» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Учащиеся в результате изучения курса «История Отечества» должны овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками:

− соотносить хронологические показатели (год с веком, столетие с тысячелетием);

− указывать хронологические рамки и периоды основных процессов, даты важнейших событий отечественной истории;

− устанавливать последовательность и синхронность исторических событий отечественной истории;

− выделять существенные признаки и особенности исторических периодов отечественной истории;

− соотносить события отечественной и всемирной истории;

− использовать периодизацию как способ познания исторического процесса;

− пользоваться линией времени;

− составлять хронологические таблицы;

− характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

− группировать и классифицировать факты по различным признакам;

− строить критическую оценку факта, опираясь на собственную систему ценностей;

− читать историческую карту с опорой на легенду;

− выполнять задания на контурной карте;

− проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

− сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия;

− самостоятельно интерпретировать содержание исторических источников;

− критически анализировать и оценивать исторические источники;

− строить рассказ (устный или письменный) об исторических событиях и их участниках;

− характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические периоды;

− на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;

− распознавать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

− соотносить единичные исторические факты и общие явления;

− называть характерные, существенные признаки исторических событий, явлений и процессов;

− раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

− анализировать, синтезировать усвоенную информацию;

− давать сравнительную и обобщающую характеристику явлений и процессов;

− излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;

− оценивать исторические события, делать критические выводы;

− оценивать события и деятельность исторических личностей в историческом процессе;

− определять роль личности в истории, выявлять мотивы деятельности исторических деятелей;

− определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, давать им оценку, формулировать эмоционально-ценностную оценку исторических событий и деятельности

исторических личностей ;

− применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

− способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

− использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в

поликультурной среде;

− участвовать в дискуссиях, аргументируя и отстаивая в них собственную позицию.

В результате изучения истории Отечества в 9 классе учащиеся должны:

- получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в конце ХIХ — начале ХХ вв.; I j. | |;;

- научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения исторических событий и явлений.;

- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам.;

- приобрести опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно-политических де­ятелей отечественной истории в конце ХIХ — начале ХХ вв.;

- уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории отечества в конце ХIХ — начале ХХ вв.;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   (136 ч)

Содердание программного материала

Количество часов отведённых на изучение разделов темы

всего

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Введение

4

1

1

1

1

2.

Древние народы и государства в истории Отечества

6

4




3.

Русь в IX– первой половине XII века: становление и расцвет
государства восточных славян

8

8




4.

Русь в середине XII – начале XIII вв.: политическая раздробленность и удельные княжества

5

6




5.

Борьба Руси против внешней агрессии

6

7




6.

Усиление Москвы и формирование единого
Русского государства в XV веке

9

8




7.

История Отечества в XVI – первой половине XVII века

16


19



8.

История Отечества во второй половине XVII века

18


13



9.

История Отечества в конце XVII – первой половине XVIII века

15



16


11.

Российская империя во второй половине XVIII века

19



16


12.

Кризис феодально-крепостнических порядков

(первая половина XIX века)

11




11

13.

Эпоха утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX века)

10




11

14.

Культура народов Российской империи XIX века

6




5

15.

Российская империя в конце ХIХ – начале ХХ вв.

10




5

16.

Итоговый урок

4

1

1

1

1


Всего

34

34

34

34

34



9 класс

История Отечества в ХІХ – начале ХХ века (1801-1914 гг.)

(34 ч)

Введение (1 ч).

Ознакомление учащихся с задачами и структурой курса, с учебными пособиями, дополнительными источниками информации, Интернет-ресурсами. Формы и методы организации учебной деятельности на занятиях. Принципы и критерии оценивания учебных достижений учащихся.

Разделение украинских земель между Российской и Австрийской империями. Украинские земли в составе Российской империи. Развитие общества в условиях кризиса аграрно-ремесленной цивилизации и утверждения индустриального общества. Кризис империи в начале ХХ века. Отечественное общество начала ХХ века.

Тема 1. Кризис феодально-крепостнических порядков

(первая половина XIX века) (11 ч)

Российская империя в начале XIX века. Территория и население. Экономическое и политическое развитие империи. Внутренняя политика Александра I (1801–1825 гг.): попытка либеральных реформ (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Основные цели и направления внешней политики России в начале XIX века.

Украинские земли в составе Российской империи. Административно-территориальное устройство. Численность, социальная структура и этнический состав населения. Повседневная жизнь крестьян и мещан.

Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века. Крепостнический характер экономики, увеличение оброка и барщины. Военные поселения. Зарождение буржуазных отношений. Начало промышленного переворота. Формирование фабрично-заводской промышленности. Развитие внутренней торговли.

Луганщина в конце XVIII – первой половине ХIХ века. Административно-территориальное устройство края. Военные поселения. Экономика края. Города и население Луганщины.

Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Донбассе. Первые угледобывающие предприятия. Освоение месторождений железной руды. Жизнь и быт местного населения.

Отечественная война 1812 года. Причины, основные события Отечественной войны. Бородинское сражение. Результаты и значение войны. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.

Луганский край и Отечественная война 1812 года. Жители Луганщины – герои войны 1812 года. Вклад казаков в победу российской армии над Наполеоном. Луганчане в составе Мариупольского гусарского полка.

Декабристское движение. Общественная оппозиция царизму. Тайные антиправительственные организации в армии: цели, планы, средства борьбы с царизмом. Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Восстание Черниговского полка в Украине. Судьба декабристов.

Реформы Николая I. Внутренняя политика Николая I (1825–1855 гг.). Укрепление абсолютной монархии.

Общественные движения первой половины ХIХ века. «Теория официальной народности». Кружки 1820-1830-х гг. Польское восстание 1830–1831 гг. Общественное движение 1840-х гг. Западники и славянофилы. Петрашевцы. Кирилло-Мефодиевское братство. Влияние «весны народов» 1848–1849 гг. на оппозиционное движение в Российской империи.

Крымская война. Крымская (Восточная) война (1853–1856 гг.): причины, участники, основные события. Оборона Севастополя. Героизм русских воинов. Парижский мирный договор. Причины поражения России.

Тема 2. Эпоха утверждения и развития капитализма

(вторая половина XIX века) (11 ч)

Предпосылки государственных преобразований второй половины XIX века. Массовые крестьянские восстания против крепостничества. Вступление на престол Александра II (1855–1881 гг.). Подготовка реформ.

Крестьянские восстания на Луганщине в дореформенный период. Крестьянские восстания 1820–1850-х гг. на территории Луганского края. Выступление крестьян села Красный Кут в 1853 г. И. Нежальский. Результаты и последствия крестьянских восстаний.

Отмена крепостного права в Российской империи. Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г. и ее условия: выкуп, временнообязанный статус крестьян, земельные отрезки.

Буржуазные реформы 1860–1870-х годов. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.). Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформа образования. Реформа цензуры. Значение реформ.

Проведение реформ в украинских губерниях. Особенности проведения крестьянской и других реформ в украинских землях. Влияние реформ 1860–1870-х гг. на социально-экономическое развитие и политическое положение украинских губерний.

Промышленность, торговля и транспорт в пореформенный период развития Российской империи. Завершение промышленного переворота в 1890-е гг. Новые отрасли промышленности. Развитие торговли и транспортной системы. Новые промышленные районы. Промышленный подъем на рубеже XIX–XX вв. и формирование монополий.

Сельское хозяйство во второй половине ХIХ века. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Пережитки крепостничества: отработки и издольщина. Расслоение крестьянства. Появление сельскохозяйственного пролетариата. Аграрный кризис 1870–1880-х гг. Переселенческое движение.

Луганщина во второй половине ХIХ века. Развитие сельского хозяйства после реформы 1861 г., основные изменения. Развитие предпринимательства в крае. Города и новые промышленные центры. Железнодорожное строительство в регионе.

Общественные движения 1860–1870-х годов. Возникновение народничества. «Хождение в народ». Общество «Земля и воля». Революционно-террористическое крыло народничества. «Народная воля». Громадовское движение в украинских губерниях.

Внешняя политика Российской империи во второй половине ХIХ века. Расширение территориальных владений России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. «Союз трех императоров».

Александр III и его контрреформы. Правительственный кризис на рубеже 1870–1880-х гг. Контрреформы Александра. Усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинных землях.

Крестьянство Российской империи в конце ХIХ века. Вовлечение помещиков и крестьян в рыночные отношения. Развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Пережитки крепостничества. Специализация районов сельскохозяйственного производства. Расширение вольнонаемного труда.

Рабочее движение и распространение марксизма в Российской империи. Рост численности пролетариата. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие организации. Марксистские кружки. В. И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Тема 3. Культура народов Российской империи XIX века (5 ч)

Русская наука и образование. Достижения в сфере математики, физики, астрономии. Развитие географии. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена– М.П. Лазарева. Развитие биологии и медицины. Историческая наука и языкознание. Н. Карамзин, В. Соловьев, В. Ключевский и их вклад в развитие исторической науки. Философская мысль. Развитие образования: учебные заведения Российской империи до и после реформ 1860–1870-х гг.

«Золотой век» русской литературы и искусства. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Русская литература. Значение творчества А.С. Пушкина. Вклад в национальную и мировую культуру Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого, художников-передвижников. Архитектура и скульптура. Русская живопись. Театр и музыка.

Украинская культура ХIХ века. Украинское национально-культурное возрождение. Формирование украинского литературного языка в конце XVIII – начале XIX вв. «Энеида» И. Котляревского. «История Русов» и литературное возрождение. Развитие историко-этнографической науки. Творчество Т. Шевченко. Открытие высших учебных заведений. Харьковский университет как образовательный и научный центр. Валуевский циркуляр 1763 г. и Эмский указ 1876 г., их влияние на развитие украинской культуры. Философская мысль в украинских землях во второй половине XIX века: П. Юркевич, С. Гогоцкий, О. Потебня. Образовательный процесс в послереформенный период. Музыкальное искусство. Н. Лысенко. Украинский профессиональный театр. Изобразительное искусство. Архитектура.

Культурное развитие Луганского края в ХIХ веке. Предпосылки развития науки и образования на Луганщине в ХIХ веке. Основные направления научных исследований: металлургия, горнозаводское дело. Е. Ковалевский. А. Мевиус. Л. Лутугин. Штейгерская школа в Лисичанске. Роль земств в развитии образования и библиотечного дела. Выдающиеся педагоги Луганщины: С. Рыжков, Х. Алчевская, Б. Гринченко. Классические гимназии и реальные училища в крае. Развитие литературы. Н. Чернявский – писатель, педагог, общественный деятель. Зарождение театрального и циркового искусств. Архитектурные памятники Луганщины ХIХ века: усадьба К. Мсциховского, дом Н. Стефановича, усадьба Ф. Булацеля и другие. Церковная архитектура.

Выдающиеся деятели родного края ХIХ века. В. Даль. И. Бутков. А. Алчевский. А. Пастухов. В. Гаршин. Н. Холодилин. Г. Гартман. В. Шафрановский. Я. Бутков. С. Ильенко.

Тема 4. Российская империя в конце ХIХ – начале ХХ вв. (5 ч)

Общественно-политическое развитие Российской империи в конце ХIХ–начале ХХ века. Территория и административное устройство. Формирование общероссийских и украинских партий.

Социально-экономическое развитие Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ века. Политика модернизации «сверху». Концентрация производства. Монополизация. Влияние мирового экономического кризиса 1900–1903 гг. на экономику Российской империи. Трудовая миграция. Изменения в социальной сфере.

Развитие Луганского края в конце ХIХ – начале ХХ века. Промышленный бум конца ХIХ начала ХХ вв. в регионе. Развитие угольной промышленности. Развитие черной металлургии. Луганщина – центр развития машиностроения. Химическая промышленность. Развитие акционерных обществ. Участие жителей края в представительских организациях и союзах. Кредитные организации. Создание кооперативов.

Революция 1905–1907 годов в Российской империи. Причины, движущие силы революции. Русско-японская война 1904–1905 гг., ее влияние на общество. Массовые выступления рабочих. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Возникновение Советов рабочих депутатов. Восстание матросов на броненосце «Потемкин», восстание моряков в Севастополе под руководством П. Шмидта. Восстание в Киеве под руководством Б. Жадановского. «Манифест 17 октября 1905 г.». Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. I и II Государственная дума. Избирательный закон 1907 г.

Луганщина в годы российской революции 1905–1907 годов. Луганский комитет РСДРП в годы революции. Забастовки рабочих. Крестьянские выступления. Формирование Советов народных депутатов. Я. Моргенштейн. А. Пархоменко. Н. Волошин. К. Ворошилов. Д. Паранич. В. Радаков.

Период реакции и столыпинская аграрная реформа 1906–1911 годов. Политический курс П. Столыпина. III и IV Государственная Дума. Цель, содержание, результаты аграрной реформы. Ликвидация общины. Развитие кооперации. Переселенческая политика. Особенности проведения реформы на украинских землях.

Повторительно-обобщающие уроки (3 ч).

Урок резерва (1 ч).

Планируемые результаты обучения учащихся

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «История Отечества»

Знание хронологии; работа с хронологией

Сформированность умений и навыков: − соотносить хронологические показатели (год с веком, столетие с тысячелетием);

− указывать хронологические рамки и периоды основных процессов, даты важнейших событий отечественной истории; − устанавливать последовательность и синхронность исторических событий отечественной истории; − выделять существенные признаки и особенности исторических периодов отечественной истории; − соотносить события отечественной и всемирной истории; − использовать периодизацию как способ познания исторического процесса; − пользоваться линией времени;

− составлять хронологические таблицы.

Знание исторических фактов; работа с фактами

Сформированность умений и навыков: − характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; − группировать и классифицировать факты по различным признакам; − строить критическую оценку факта, опираясь на собственную систему ценностей

Работа с историческими источниками

Сформированность умений и навыков: − читать историческую карту с опорой на легенду; − выполнять задания на контурной карте; − проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

− сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия; − самостоятельно интерпретировать содержание исторических источников; − критически анализировать и оценивать исторические источники.

Описание (реконструкция). Сформированность умений и навыков:

− строить рассказ (устный или письменный)

Анализ, объяснение. Сформированность умений и навыков:

− распознавать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); − соотносить единичные исторические факты и общие явления;

− называть характерные, существенные признаки исторических событий, явлений и процессов; − раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; − анализировать, синтезировать усвоенную информацию; − давать сравнительную и обобщающую характеристику явлений и процессов; − излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; − оценивать исторические события, делать критические выводы.

Работа с версиями, оценками. Сформированность умений и навыков:

− оценивать события и деятельность исторических личностей в историческом процессе; − определять роль личности в истории, выявлять мотивы деятельности исторических деятелей; − выявлять тенденциозную информацию и объяснять ее необъективность; − определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, давать им оценку, формулировать эмоционально-ценностную оценку исторических событий и деятельности исторических личностей

Применение знаний и умений в общении и социальной среде

Сформированность умений и навыков: − применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

− использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

− способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

− участвовать в дискуссиях, аргументируя и отстаивая в них собственную позицию.























































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 9 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

№ п\п

№ урока в те-ме

Раздел/Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту


1

1

Введение.

06.09



История Отечества в ХІХ – начале ХХ века (1801-1914 гг.)

Тема 1. Кризис феодально-крепостнических порядков

(первая половина XIX века) (11 ч)

2

1

Общественно-политическое развитие Российской империи в конце ХVIII – начале ХIХ веков.

13.09



3

2

Социально-экономическое развитие Российской империи в конце ХVIII – начале ХХ веков.

20.09



4

3

Развитие Луганского края в конце ХVIII – начале ХIХ веков.

27.09



5

4

Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Донбассе.

04.10



6

5

Отечественная война 1812 года.

11.10



7

6

Луганский край и Отечественная война 1812 года.

18.10



8

7

Декабристское движение.

25.10



9

8

Реформы Николая I.

08.11



10

9

Общественные движения первой половины ХIХ века.

15.11



11

10

Крымская война.

22.11



12

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Кризис феодально-крепостнических порядков ».

29.11


тема

Тема 2. Эпоха утверждения и развития капитализма

(вторая половина XIX века) (11 ч)

13

1

Предпосылки государственных преобразований второй половины XIX века. Крестьянские восстания на Луганщине в дореформенный период

06.12



14

2

Отмена крепостного права в Российской империи.

13.12



15

3

Буржуазные реформы 1860–1870-х годов. Проведение реформ в украинских губерниях.

20.12



16

4

Промышленность, торговля и транспорт в пореформенный период развития Российской империи.

27.12


тема

17

5

Сельское хозяйство во второй половине ХIХ века.

17.01



18

6

Луганщина во второй половине ХIХ века.

24.01



19

7

Общественные движения 1860–1870-х годов.

31.01



20

8

Внешняя политика Российской империи во второй половине ХIХ века. Александр III и его контрреформы.

07.02



21

9

Крестьянство Российской империи в конце ХIХ века.

14.02



22

10

Рабочее движение и распространение марксизма в Российской империи.

21.02



23

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха утверждения и развития капитализма».

28.02


тема

Тема 3. Культура народов Российской империи XIX века (5 ч)

24

1

Русская наука и образование.

07.03



25

2

«Золотой век» русской литературы и искусства.

14.03



26

3

Украинская культура ХIХ века.

21.03



27

4

Культурное развитие Луганского края в ХIХ веке.

04.04



28

5

Выдающиеся деятели родного края ХIХ в.

11.04



Тема 4. Российская империя в конце ХIХ – начале ХХ вв. (5 ч)

29

1

Общественно-политическое развитие Российской империи в конце ХIХ–начале ХХ века.

18.04



30

2

Социально-экономическое развитие Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ века. Развитие Луганского края в конце ХIХ – начале ХХ века.

25.04



31

3

Революция 1905–1907 годов в Российской империи. Луганщина в годы российской революции 1905–1907 годов.

02.05



32

4

Период реакции и столыпинская аграрная реформа 1906–1911 годов.

16.05



33

5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя в конце ХIХ – начале ХХ вв.».

23.05


тема

34

1

Итоговый урок «История Отечества в ХІХ – начале ХХ века (1801-1914 гг.)».




Учебно-методическое обеспечение

Учебно – методи-ческое обеспечение


Программы

Программа курса «История Отечества» для общеобразовательных учебных учреждений ЛНР. 6-11 классы / Анпилоговой Т.Ю., Благушиной Л.В., Пробейголовы С.В., Чуяс Е.А., Федорова С.П., Кулиевой-Ткачук Я.Ф., 2015.

Программа курса «История Отечества» для общеобразовательных учреждений ЛНР. 6-11 классы / Анпилоговой Т.Ю., Благушиной Л.В., Пробейголовы С.В., Чуяс Е.А., Федорова С.П., Кулиевой-Ткачук Я.Ф., 2016.

Учебная литература

История Луганского края:Учебное пособие/Ефременков А.С.,Курило В.С.,Бровченко И.Ю.,Климов А.А.,Красильников К.И.,Семистяга В.Ф.,Подов В.И. - Луганск: Альма-матер, 2003. – 432 с., 16 цв. ил.

Дополни-тельная литература

История России. 6 класс.Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях./ Н.М.Арсентьев,А.А.Данилов,П.С. Стефанович и др.; под ред. А.В.Торкунова.-М.: Просвещение, 2016.

История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин и др.; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2016.

История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин и др.; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2016.

История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях / Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов,А.А. Левандовский и др.; под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016.



РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания № 1 31. 08. 2018 г.

МО учителей гуманитарного цикла


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР 31.08. 2018 г.

_________ / Я. В. Огиенко/