Аннотация
Рабочая программа по истории Древнего мира в 10 классе разработана на основании следующих нормативных документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года №273- ФЗ (с изменениями и дополнениями)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 года № 1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
4.Авторская программа Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 10 класс. М., «Просвещение», 2017 г.
5. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №12».
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«История»
Личностными результатами освоения курса истории на базовом уровне являются: сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; • сформированность гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; • готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметными результами
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-проводить наблюдение под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
-оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
-определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
На предметном уровне Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
История Новейшего времени. Россия в XХвеке.
Выпускник получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.
давать сопоставительную характеристику политического устройства государства
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
Содержание учебного предмета «История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках.» (68 часов).Предметная линия учебников под редакцией академика РАН А.В.Торкунова.
Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права. Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.
Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В. ВильсонаМежвоенный период (1918-1939)
Образование новых национальных государствПланы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы.
Послевоенная стабилизация. Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии.
Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. «Великий поход» Красной армии Китая. Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии.
Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии.
Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти
Политика «Народного фронта». Революция в Испании. Победа «Народного фронта» в Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство
Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР.
Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие деятели культуры первой трети ХХ в. Олимпийское движение.
Вторая мировая война
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Пёрл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка.
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах.
Открытие Второго фронта и наступление союзниковНаступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.
Россия в годы великих потрясений
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значениеПропаганда патриотизма и восприятие войны обществом
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы.. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты кризис и конец «двоевластия».
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности.
«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви.
. Первая Конституция России 1918 г.
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи
Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Советский Союз в 1920-1930-х гг.
Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян.
. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране».
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. «Зимняя война» с Финляндией.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР.
. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортация «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Тематическое планирование
№пп | Тема раздела | Количество часов | Количество конт. работ |
1 | Повторение Россия в начале 20 века | 6 | 1 |
2 | Мир накануне и в годы Первой мировой войны | 1 | |
3 | Россия в годы великих потрясений | 14 | |
4 | Межвоенный период (1918–1939 гг.) | 9 | |
5 | Советский Союз в 1920-1930-х годах | 18 | |
6 | Вторая мировая война | 1 | |
7 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг | 15 | 1 |
8 | Итоговое повторение | 4 | |
9 | Итого | 68 | 2 |
Тематическое планирование
№пп | Тема | Дата по плану | Дата факт |
| Повторение (6) | | |
1 | Россия в начале 20 века | | |
2 | Политическое развитие России в начале 20 века | | |
3 | Экономическое развитие России в начале 20 века | | |
4 | Участие России в международных союзах | | |
5 | Культура России в начале 20 века | | |
6 | Контрольная работа по теме: Россия в начале 20 века | | |
| Мир накануне и в годы Первой мировой войны (1 ч.) | | |
7 | Мир накануне и в годы Первой мировой войны | | |
| Россия в годы великих потрясения (14часов) | | |
8-9 | Россия и мир накануне первой мировой войны | | |
10-11 | Российская империя в Первой мировой войне | | |
12-13 | Великая российская революция. Февраль 1917 г. | | |
14-15 | Великая российская революция. Октябрь 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков | | |
16-17 | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм | | |
18-19 | Гражданская война. Идеология и культура периода Гражданской войны | | |
20-21 | Наш край в Первой мировой войне | | |
| Межвоенный период (1918–1939 гг.) (9 ч.) | | |
22 | Революционная волна после Первой мировой войны. | | |
23 | Версальско-вашингтонская система | | |
24 | Индустриальное общество в начале 20 в. | | |
25 | Страны Европы и США в 20-е годы | | |
26 | Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии | | |
27 | Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США | | |
28 | Нарастание агрессии. Германский нацизм | | |
29 | Политика «умиротворения» агрессора | | |
30 | «Народный фронт» и Гражданская война в Испании | | |
| Советский Союз в 1920-1930-х годах (18часов) | | |
31-32 | Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к НЭПу. Экономика НЭПа | | |
33-34 | Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах | | |
35-36 | Политическое развитие в 1920-е годы. | | |
37-38 | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы | | |
39-40 | Культурное пространство советского общества в 1920-е годы | | |
41-42 | Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства | | |
43-44 | Политическая система СССР в 1930-е годы | | |
45-46 | Культурное пространство советского общества в 1930-е годы | | |
47-48 | Наш край в 1920-1930-х гг. ХХ в. | | |
| Вторая мировая война (1ч.) | | |
49 | Вторая мировая война 1939-1945гг. | | |
| Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (15 часов) | | |
50-51 | СССР накануне Великой Отечественной войны | | |
52-53 | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) | | |
54-55 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома | | |
56-57 | Человек и война: единство фронта и тыла | | |
58-59 | Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 – 1943 г.) | | |
60-61 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны | | |
62-63 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | | |
64 | Итоговая контрольная работа по теме: Россия в 1917-1945 годах | | |
| Повторение (4 часов) | | |
65 | Россия в первой Мировой войне | | |
66 | Российские революции | | |
67 | Становление СССР | | |
68 | Экономика СССР в довоенный период | | |
.