Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по истории России с древнейших времен
до начала XVI века
6 класс
учитель истории
Шодонова Елена Николаевна
Хоронхой
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «История России с древнейших времён до начала XVI века» 6 класс составлена в соответствии:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования по истории (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020).
Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт),
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115.
Рабочая программа к учебнику Е.В. Пчелов, П.В. Лукин / под редакцией профессора, доктора исторических наук, директора Института российской истории РАН Ю.А. Петрова История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 класс – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2018. – (ФГОС.Инновационная школа).
Цель - формирование целостного представления об историческом развитии России и мира с древнейших времён до начала XVI века, объединение различных фактов и понятий данного периода истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Задачи:
1. формирование исторического мышления учащихся;
2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
3. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
2. Содержание учебного предмета
Ознакомление с историей нашей страны осуществляется путем относительно развернутого изложения фактов, характеризующих важнейшие этапы развития России.
В содержании курса значительное место отводится вопросам, раскрывающим влияние географического и природного фактора, условиям жизни, основным занятиям, социальной организации. Главное внимание предлагается уделить особенностям хозяйственной жизни, представлениям людей об окружающем мире, своеобразию обществ, складывающихся в эпоху Средневековья.
Значительное место в курсе отводится освещению вопросов, связанных с культурой и бытом народов нашей страны в различные периоды их существования. Так, при изучении культуры Древней Руси даются характеристики наиболее распространенных ремесел, произведений устного народного творчества, письменности и архитектуры. При изучении культуры XII – XV вв. – особенностям развития отдельных русских земель (зодчество, иконопись, декоративно-прикладное искусство).
Курс истории России в 6-ом классе разделяется на сравнительно крупные периоды, четко отличающиеся по своим признакам один от другого:
- восточные славяне и их соседи: занятия, быт и верования;
- формирование Древнерусского государства в IX – X вв. Новгород и Киев. Население. Княжеская власть. Крещение Руси. «Русская Правда». Культура и быт Древней Руси;
- политическая раздробленность Руси в XII – XIII вв. Южная Русь, Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская Русь, Русь и Степь;
- нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Русь и Орда. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Руси против экспансии Запада;
- Москва – центр собирания русских земель. Московские князья и их политика. Княжеская власть и Русская православная Церковь. Куликовская битва;
- Московское государство в XV веке. Завершение объединения русских земель. Конец зависимости Руси от Орды. Управление государством. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Становление централизованного государства. Русская Церковь. Культура России.
Содержание исторического материала курса вносит определенный вклад в решение задачи духовно-нравственного воспитания, развития учащихся. Это достигается не только посредством изучения фактов, событий, личностей и формой их освоения, но и внесением эмоционально-ценностного отношения к действиям исторической личности. На примере выдающихся исторических деятелей прошлого воспитываются лучшие человеческие качества, нравственные ориентиры (Я. Мудрый, Владимир II Мономах, А. Невский, Д. Донской, С. Радонежский, А.Рублев, А. Никитин и др.).
Для организация эффективного и качественного учебного процесса при проектировании учебного занятия используются следующие организационные формы и виды деятельности:
Формы:
фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала
работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе
работа в парах (группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме
индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока
Основные виды учебной деятельности учащихся: самостоятельная работа детей на уроке исследовательского, творческого, продуктивного характера; учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своих действий; самоконтроль и самооценка; решение практико-ориентированных заданий.
3. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, основных тем | Количество часов |
1 | Введение. История России | 1 час |
2 | Раздел I. Древние жители нашей страны | 5 часов |
3 | Раздел II. Русь в IX – XII веках | 12 часов |
4 | Раздел III. Русские земли в середине XII – начале XIII века | 5 часов |
5 | Раздел IV. Русь между Востоком и Западом | 7 часов |
6 | Раздел V. Русские земли в середине XIII – XV веке | 10 часов |
| Итого | 38 часов |
Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) | 1 |
2 | ВР. 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 1 |
3 | Единый урок «Россия и Крым - общая судьба» | 1 |
Приложение
Календарно-тематический план
№ урока | Наименование раздела, темы урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1 | Введение. История России | 1 час | 20.12 | |
Раздел I. Древние жители нашей страны | 5 часов | | |
2 | Первобытная эпоха | 1 час | 21.12 | |
3 | Народы и государства нашей страны в древности. НРК | 1 час | 26.12 | |
4 | Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э. | 1 час | 28.12 | |
5-6 | Восточные славяне в VI – VIII веках | 2 часа | 11.01 17.01 | |
Раздел II. Русь в IX – XII веках | 12 часов | | |
7-8 | Образование государства Русь ОДКНР. Образование государства Русь Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. | 2 часа | 18.01 24.01 | |
9-10 | Первые русские князья ВР. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) | 2 час | 25.01 31.01 | |
11 | Князь Владимир и Крещение Руси | 1 час | 01.02 | |
12 | Русь при Ярославе Мудром | 1 час | 07.02 | |
13 | Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол | 1 час | 08.02 | |
14 | Древняя Русь: общество и государство | 1 час | 14.02 | |
15 | Развитие городов и быт жителей Руси ВР. 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | | 15.02 | |
16 | Православная церковь в Древней Руси ОДКНР. Русь в конце X – начале XII вв. Русская церковь. Духовенство. | 1 час | 21.02 | |
17 | Литература древней Руси ОДКНР. Культурное пространство | 1 час | 22.02 | |
18 | Искусство древней Руси ОДКНР. Русь в середине XII – начале XIII вв. Формирование региональных центров культуры. | 1 час | 28.02 | |
Раздел III. Русские земли в середине XII – начале XIII века | 5 часов | | |
19 | Образование самостоятельных русских земель | 1 час | 07.03 | |
20 | Земли Южной Руси | 1 час | 14.03 | |
21 | Юго-Западная Русь ВР. Единый урок «Россия и Крым - общая судьба» | 1 час | 15.03 | |
22 | Новгородская земля | 1 час | 21.03 | |
23 | Северо-Восточная Русь | 1 час | 22.03 | |
Раздел IV. Русь между Востоком и Западом | 7 часов | | |
24-25 | Монгольское нашествие на Русь. НРК | 2 часа | 23.03 04.04 | |
26 | Натиск с Запада ОДКНР. Русские земли в середине XIII–XIV вв. | 1 час | 05.04 | |
27-28 | Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII-XV вв. | 2 часа | 11.04 12.04 | |
29 | Русские земли под властью Золотой Орды | 1 час | 18.04 | |
30 | Великое княжество Литовские и русские земли | 1 час | 19.04 | |
Раздел V. Русские земли в середине XIII – XV веке | 10 часов | | |
31-32 | Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия | 1 час | 25.04 26.04 | |
33-34 | Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой ОДКНР. Русские земли в середине XIII–XIV вв. | 2 часа | 26.04 03.05 | |
35 | Русские земли в конце XIV – первой половине XV века ОДКНР. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв. | 1 час | 10.05 | |
36 | Русская литература во второй половине XIII – середине XV века. Искусство во второй половине XIII - середине XV века ОДКНР. Культурное пространство | 1 час | 16.05 | |
37 | Конец эпохи раздробленности | 1 час | 17.05 | |
38 | От великого княжества – к царству ОДКНР. Формирование единого Русского государства в XV веке | 1 час | 23.05 | |
39 | Русская Православная Церковь во второй половине XIII - середине XV века ОДКНР. Культурное пространство | 1 час | 24.05 | |
40 | Контрольно-обобщающий урок | 1 час | 30.05 | |