СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории России 6 класс в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
















Рабочая программа

по истории России с древнейших времен

до начала XVI века

6 класс



учитель истории

Шодонова Елена Николаевна





















Хоронхой

2021 г.




Пояснительная записка

Рабочая программа «История России с древнейших времён до начала XVI века» 6 класс составлена в соответствии:

  1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577).

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).

  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования по истории (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020).

  6. Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

  7. Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт),

  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115.

  10. Рабочая программа к учебнику Е.В. Пчелов, П.В. Лукин / под редакцией профессора, доктора исторических наук, директора Института российской истории РАН Ю.А. Петрова История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 класс – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2018. – (ФГОС.Инновационная школа).


Цель - формирование целостного представления об историческом развитии России и мира с древнейших времён до начала XVI века, объединение различных фактов и понятий данного периода истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

Задачи:

1. формирование исторического мышления учащихся;

2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

3. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.


2. Содержание учебного предмета

Ознакомление с историей нашей страны осуществляется путем относительно развернутого изложения фактов, характеризующих важнейшие этапы развития России.

В содержании курса значительное место отводится вопросам, раскрывающим влияние географического и природного фактора, условиям жизни, основным занятиям, социальной организации. Главное внимание предлагается уделить особенностям хозяйственной жизни, представлениям людей об окружающем мире, своеобразию обществ, складывающихся в эпоху Средневековья.

Значительное место в курсе отводится освещению вопросов, связанных с культурой и бытом народов нашей страны в различные периоды их существования. Так, при изучении культуры Древней Руси даются характеристики наиболее распространенных ремесел, произведений устного народного творчества, письменности и архитектуры. При изучении культуры XII – XV вв. – особенностям развития отдельных русских земель (зодчество, иконопись, декоративно-прикладное искусство).

Курс истории России в 6-ом классе разделяется на сравнительно крупные периоды, четко отличающиеся по своим признакам один от другого:

- восточные славяне и их соседи: занятия, быт и верования;

- формирование Древнерусского государства в IX – X вв. Новгород и Киев. Население. Княжеская власть. Крещение Руси. «Русская Правда». Культура и быт Древней Руси;

- политическая раздробленность Руси в XII – XIII вв. Южная Русь, Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская Русь, Русь и Степь;

- нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Русь и Орда. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Руси против экспансии Запада;

- Москва – центр собирания русских земель. Московские князья и их политика. Княжеская власть и Русская православная Церковь. Куликовская битва;

- Московское государство в XV веке. Завершение объединения русских земель. Конец зависимости Руси от Орды. Управление государством. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Становление централизованного государства. Русская Церковь. Культура России.

Содержание исторического материала курса вносит определенный вклад в решение задачи духовно-нравственного воспитания, развития учащихся. Это достигается не только посредством изучения фактов, событий, личностей и формой их освоения, но и внесением эмоционально-ценностного отношения к действиям исторической личности. На примере выдающихся исторических деятелей прошлого воспитываются лучшие человеческие качества, нравственные ориентиры (Я. Мудрый, Владимир II Мономах, А. Невский, Д. Донской, С. Радонежский, А.Рублев, А. Никитин и др.).

Для организация эффективного и качественного учебного процесса при проектировании учебного занятия используются следующие организационные формы и виды деятельности:

Формы:

  • фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала

  • работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе

  • работа в парах (группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме

  • индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока


Основные виды учебной деятельности учащихся: самостоятельная работа детей на уроке исследовательского, творческого, продуктивного характера; учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своих действий; самоконтроль и самооценка; решение практико-ориентированных заданий.


3. Тематическое планирование


Наименование разделов, основных тем

Количество часов

1

Введение. История России

1 час

2

Раздел I. Древние жители нашей страны

5 часов

3

Раздел II. Русь в IX – XII веках

12 часов

4

Раздел III. Русские земли в середине XII – начале XIII века

5 часов

5

Раздел IV. Русь между Востоком и Западом

7 часов

6

Раздел V. Русские земли в середине XIII – XV веке

10 часов


Итого

38 часов






Мероприятия воспитывающего и познавательного характера


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)

1

2

ВР. 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества


1

3

Единый урок «Россия и Крым - общая судьба»

1




Приложение

Календарно-тематический план


урока

Наименование раздела, темы урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Введение. История России

1 час

20.12


Раздел I. Древние жители нашей страны

5 часов



2

Первобытная эпоха

1 час

21.12


3

Народы и государства нашей страны в древности. НРК

1 час

26.12


4

Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э.

1 час

28.12


5-6

Восточные славяне в VI – VIII веках

2 часа

11.01

17.01


Раздел II. Русь в IX – XII веках

12 часов



7-8

Образование государства Русь

ОДКНР. Образование государства Русь

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.


2 часа

18.01

24.01


9-10

Первые русские князья

ВР. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)

2 час

25.01

31.01


11

Князь Владимир и Крещение Руси

1 час

01.02


12

Русь при Ярославе Мудром

1 час

07.02


13

Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол

1 час

08.02


14

Древняя Русь: общество и государство

1 час

14.02


15

Развитие городов и быт жителей Руси

ВР. 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества


15.02


16

Православная церковь в Древней Руси

ОДКНР. Русь в конце X – начале XII вв.

Русская церковь. Духовенство.

1 час

21.02


17

Литература древней Руси

ОДКНР. Культурное пространство

1 час

22.02


18

Искусство древней Руси

ОДКНР. Русь в середине XII – начале XIII вв. Формирование региональных центров культуры.

1 час

28.02


Раздел III. Русские земли в середине XII – начале XIII века

5 часов



19

Образование самостоятельных русских земель

1 час

07.03


20

Земли Южной Руси

1 час

14.03


21

Юго-Западная Русь

ВР. Единый урок «Россия и Крым - общая судьба»

1 час

15.03


22

Новгородская земля

1 час

21.03


23

Северо-Восточная Русь

1 час

22.03


Раздел IV. Русь между Востоком и Западом

7 часов



24-25

Монгольское нашествие на Русь. НРК

2 часа

23.03

04.04


26

Натиск с Запада

ОДКНР. Русские земли в середине XIII–XIV вв.


1 час

05.04


27-28

Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII-XV вв.

2 часа

11.04

12.04


29

Русские земли под властью Золотой Орды

1 час

18.04


30

Великое княжество Литовские и русские земли

1 час

19.04


Раздел V. Русские земли в середине XIII – XV веке

10 часов



31-32

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия

1 час

25.04

26.04


33-34

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой

ОДКНР. Русские земли в середине XIII–XIV вв.

2 часа

26.04

03.05


35

Русские земли в конце XIV – первой половине XV века

ОДКНР. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв.


1 час

10.05


36

Русская литература во второй половине XIII – середине XV века. Искусство во второй половине XIII - середине XV века

ОДКНР. Культурное пространство

1 час

16.05


37

Конец эпохи раздробленности

1 час

17.05


38

От великого княжества – к царству

ОДКНР. Формирование единого Русского государства в XV веке

1 час

23.05


39

Русская Православная Церковь во второй половине XIII - середине XV века

ОДКНР. Культурное пространство

1 час

24.05


40

Контрольно-обобщающий урок

1 час

30.05