СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории России 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории России 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оконешниковская средняя школа»



Согласовано

Руководитель МО

__________ Ф.М. Ибрагимова

(ФИО)


Протокол № ___________

От «___ » ________________2015 г.

Согласовано

Заместитель руководителя по УВР


МБОУ «Оконешниковская СШ»


_____________ Е.А. Гармс

(ФИО)

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

МБОУ «Оконешниковская СШ»


Протокол № ___________

От «___ » _____________2015 г.

Утверждено

Руководитель

МБОУ «Оконешниковская СШ»

_____________ В.Р. Захаров


Приказ № _______

От«___»______________2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории России

8 класс

по программе А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и А.Ю. Морозова




Подготовила:

Бережная Ирина Алексеевна

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

МБОУ «Оконешниковская СШ»








2015-2016 учебный го

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
― формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
― воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
― развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
― формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
Задачи изучения истории России в 7 классе:
продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
— овладение учащимися основными знаниями по истории России ХVII—ХVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства ХУII в. и Российской империи ХУIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;
— воспитание учащихся в духе уважения к истории России ХVII—ХУIII вв. и гордости за героические свершения предков;
— развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России ХVII—ХVIII вв.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6—9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
В программе реализуются следующие принципиальные установки:
компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (навыки самоорганизации);
системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; среди различных аспектов системного подхода главное внимание уделяется системно-историческому, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, этапы развития, а также (в случае необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития;
многофакторный (поли факторный) подход к изучению причинно-следственных связей, в рамках которого наряду с экономическими и политическими факторами рассматриваются демографический, этнонациональной, религиозный, личностно-деятельный. природно-климатический, географический и прочие факторы;
деятельностный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач (с учителем в роли консультанта), формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;
государственнический подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уважение к своему Отечеству, правам и свободам человека, социальная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям; при изучении позитивных. и особенно негативных событий прошлого выполняется функция «врачевания» (М. Ферро), или «клиотерапии» (Б. Н. Миронов).
Главная (сквозная) содержательная линия курса — человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям, деятельность людей развёртывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:
экономическая история России: развитие материального производства, эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, изменение характера экономических отношений;
социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;
политическая история России: зарождение и эволюция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены власти, взаимодействия власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории;
история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов;
социокультурная история России: развитие и важнейшие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования; принятие, усвоение и творческое развитие традиционных религии народов России; вклад народов России в мировую культуру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоёв российского общества; эволюция их ценностных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.
Курс сочетает историю государства и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении всех разделов курса предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории.
В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной исторической науке различных подходов и не используются идеологически окрашенные суждения и эпитеты.


МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ

Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6—9 классах в общем объёме 194 ч. Из них: 8 класс — 42 учебных часа. В 6-8 классах на изучение истории отводится 2 часа в неделю. Курс «История России» рекомендуется изучать параллельно с курсом «всеобщая история».
В программе предусмотрены вводные в повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, тестового контроля

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории

% выполнения

0-27

28-52


53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

Отметка Содержание

2

3

4

5

1.Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2.Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3.Применение и проблемы


Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

  • Титульный слайд с заголовком

5



  • Минимальное количество – 10 слайдов

10



  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



СОДЕРЖАНИЕ
  • Использование эффектов анимации

15



  • Вставка графиков и таблиц

10



  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10



  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



ОРГАНИЗАЦИЯ
  • Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10



  • Слайды представлены в логической последовательности

5



  • Красивое оформление презентации

10



  • Слайды распечатаны в формате заметок.

5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90




ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
— воспитание Российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и Родовидовых связей и др.);
— использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
— владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение. корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
— формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
— формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира в взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;
— овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
— формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
— развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;
— приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
— создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Предполагается, что в результате изучения истории России в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знаниями:
1) ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
2) периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
З) основных информационных источников по историческим периодам;
4) наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
Умениями:
1) извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);
2) сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
3) различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
4) давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
5) на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
6) определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории России;
7) применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ИСТОРИЯ РОССИИ В XIX в. (40ч.)

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (18ч.)

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801 – 1806 гг. Переворот 11 марта 1801г. и первые преобразования Александра I и его окружение. Проект Ф.Лагарпа. Создание министерств. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.

Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Причины свёртывания либеральных реформ. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.

Россия в международных отношениях начала XIX в. Внешняя политика в 1801 – 1812гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Патриотический подъём народа. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И, Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов). Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Причины победы России в Отечественной войне. Влияние войны 1812 года на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 года.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812 – 1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные общества. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825г. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.


Российская империя в 1825—1855 гг.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. По пытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные 19 дороги. Но вые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва. Рост городов.

Общественное движение 1830 – 1850 гг. Особенности общественного движения 1830 – 1850 гг. Консервативное движение. Теория официальной народности С.С. Уварова. Оппозиционная общественная мысль. Либеральное движение. Западники Западники (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин). Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин). Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский). Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Внешняя политика во второй четверти XIX в. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско- турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Крымская война 1853 – 1856гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов. В.А. Корнилов. В.И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856г. Итоги войны.

Культура и быт в первой половине XIX в. Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Белинсгаузена и М.П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Далневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина. Русское географическое общество.


Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.

Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А. Д. Захаров. А. Н. Воронихин. К. И. Росси. О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата).

Культура народов Российской империи и её вклад в мировую культуру. Взаимное обогащение культур

Повторение и обобщение (1ч.).


Тема II. Россия во второй половине XIX в. (20ч.)

Великие реформы 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.

Отмена крепостного права. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание системы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Новые цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 1870-1880-х гг. Конституция М.Т. Лорис-Меликова. Итоги и последствия реформ 1860-1870х гг.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 1850 -1860 гг. Тверской адрес 1862г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н. Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-х-1870-х гг. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II и его последствия.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860-х-1870-х гг. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877-1878гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало царствования. К.П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 1880-1890 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие российской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества.

Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение 1880-1890 гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Расцвет российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов). Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Расширение издательского дела.

Критический реализм в литературе (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Развитие российской жуналистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге ХХ в. (2ч.)



























Календарно - тематическое планирование курса «История России»

8 класс

(40 часов)


Класс

Программа

Учебник

УМК

8 класс

История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.Ю.Морозов. – М.: Просвещение, 2011.128 с.

История России. XIX в. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 303 с.

Для учителя:

1. Соловьёв К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI -XVIII век. 8 класс. – ВАКО, 2010. – 208 с.

2. Сборник тематических тестов по истории России. Для учащихся 6-8-х классов.

/Кишенкова О.В. – М.:«Интеллект-Центр». 20011. – 128 с.

3. История России. Конец XVI-XVIII век. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт.- сост. Н.Ю.Колесниченко, - 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013, - 447 с.







Форма

промежуточной аттестации


График прохождения промежуточной аттестации


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

Контрольный тест



1

1

2









Тематическое планирование



п/п



Тема урока

(тип урока)



Планируемые результаты


Характеристика деятельности обучаюшихся

Система оценки

Дата проведения

Личностные

Метапредметные


Р - регулятивные

П - познавательные

К - коммуникативные

Предметные



План

Факт

научится

получит возможность научиться





ТЕМА 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (18 ч.)

1/1

Внутренняя политика Александра I

в 1801 – 1806 гг. (урок изучения нового материала)

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

(П): умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач;
(К):
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

(Р): умение ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и алгоритм действий

Объяснять значение понятий: «Негласный комитет», министерство, принцип разделения властей, «вольные хлебопашцы»

Анализировать исторические документы, давать оценку внутренней и внешней политики

Александра I

Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в

Объяснять значение понятий: «Негласный комитет», министерство, принцип разделения властей, «вольные хлебопашцы».

Начать составление характеристики личности и деятельности Александра I

Текущий -обобщающая беседа. Самопроверка



2/2

Россия в системе международных отношений начала XIX века (комбинированный урок)

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

П): умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
(К):
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию;

(Р): учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль

Называть основ­ные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней

политики страны; оценивать ее ре­зультатив-ность

Анализировать, выделять главное, сравнивать, развивать навыки работы с картой

Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Приводить и обосновы-вать оценку роли России в европейской политике в начале XIX в.

Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях.

Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн со Швецией, с Турцией и Ираном

Текущий -фронтальный опрос, тест для закрепления.

Самопроверка



3/3

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского (комбинированный)

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

П): используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач;

(К): аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

(Р): принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответст-вии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Определять пред­посылки и содер­жание реформа­торских проектов

М. М. Сперанского; причины их непол­ной реализации и последствия при­нятых решений

Анализировать исторические документы, давать оценку

деятельности

М. М.

Сперанского

Объяснять значение понятий: Государственный совет, либеральные проекты.

Приводить и обосновывать оценку деятельности

М. М. Сперанского.

Продолжить составление характеристики личности и деятельности Александра I

Текущий - опрос по вопросам.

Самопроверка



4/4

Отечественная война 1812г.

(урок изучения нового материала)


Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление.

(К): осуществление взаимного контроля.

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им

Называть хронологи­чес-кие рамки

Оте­чественной войны 1812 г.; планы сто­рон, характер вой­ны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; называть и пока­зывать по карте основные сражения

Делать сравнительный анализ, давать оценку событи-ям, высказывать свое мнение и аргументировать его

Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г.

Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу, ресурсы интернет-проекта «1812 год» (http://www.museum.ru/ museum/1812/index.html)

Объяснять, в чём заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества




5/5

Заграничные походы русской армии.

Внешняя политика в 1813-1825 гг.

(комбинированный)

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых ус­ловиях

Анализировать исторические документы, давать оценку внешней политики

Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в 1813—1825 гг. Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса.

Характеризовать деятельность Священного союза, роль и место России в этой организации. Использовать материалы интернет- сайта «Северная Америка. Век девятнадцатый» (http://america-xix.org.ru/) для характеристики деятельности русских в Северной Америке в первой половине XIX в.




6/6

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг. (комбинированный)

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им


(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

Объяснять причи­ны и последствия изменения внутриполити-ческого кур­са Александра I

в 1815-1820 гг.


Анализировать исторические документы, давать оценку внутренней политики Александра I

Объяснять значение терминов: мистицизм, ценз. Называть либеральные и консервативные меры Александра I, возможные причины изменения внутриполитического курса. Завершить составление характеристики личности и деятельности Александра I

Текущий -предъявление результатов в виде таблицы.

Самопроверка



7/7
















Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г. (комбинированный)






Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе


П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

(Р): умение самостоятельно контролировать свое

Называть харак­терные черты социально-экономическо-го развития после Отечествен­ной войны 1812 г.; объяснять причины экономическо-го кри­зиса

1812-1815 гг.









.

Устанавливать

причинно-следственные связи




Объяснять значение терминов: военные поселения, аракчеевщина. Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами).

Использовать историческую карту для характеристики социально-экономического развития России

Текущий - опрос по вопросам домашнего задания,

индивидуальные задания.

Самопроверка




8/8


Общественное движение при Александре I

(комбинированный)

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач



(П): умение давать определение понятиям;

(К): устанавливает сотрудничество;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия

Называть причины возникновения об­щественного движе­ния; основы идео­логии, этапы развития общественного движения

Анализировать исторические документы, давать оценку общественному движению при Александре I


Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия.

Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору), привлекая научно - популярную литературу, материалы интернет-проекта «Виртуальный музей декабристов» (http://decemb.hobby.ru/)




9/9

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов (урок-деловая игра)

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям;

(К): умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

(Р): умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально

Называть цели и результат деятель­ности декабристов; оценивать истори­ческое значение восстания декабристов

Высказывать свою точку зрения и аргументировать ее

Характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу».

Раскрывать причины неудачи выступления декабристов. Излагать оценки движения декабри- стов.

Определять и аргументи-ровать своё отношение к декабристам; оценивать их деятельность

Текущий -дискуссия по проблеме урока «Мог ли конфликт между властью и церковью разгореться при М. Романове»?

Самопроверка



10/10

Внутренняя политика

Николая I

(урок изучения нового материала)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий


(П): умение давать определение понятиям;

(К): устанавливает сотрудничество;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия


Называть

основные события;

давать характеристику личности по алгоритму

Давать общую оценку внутренней политики

Николая I


Рассказывать о преобразованиях в области государственно управления, осуществлённых во второй четверти XIX в.; оценивать их последствия.

Давать характеристику (составить исторический портрет) Николая I. Объяснять смысл понятий и терминов: кодификация законов, жандармерия. Давать оценку деятельно-сти М. М. Сперанского,

П. Д. Киселёва,

А. Х. Бенкендорфа

Текущий - диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений.

Самопроверка



11/11

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в. (урок-исследование)

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познаватель-ных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

(П): умение давать определение понятиям;

(К): устанавливает сотрудничество;

(Р): умеет ставить цель и планировать свои учебные действия


Называть харак­терные черты социально-экономического развития страны и финансовую

политику

Е. Ф. Канкрина

Давать оценку

деятельности

Е. Ф. Канкрина

Характеризовать социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западно-европейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту.

Давать оценку деятельности

Е. Ф. Канкрина

Текущий – карточки, предъявление результатов деятельности на контурной карте.

Самопроверка



12/12




















Внешняя политика

Николая I во второй четверти XIX в.

(урок изучения нового материала)
















Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

(П): ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы

(К): проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

(Р): принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Называть основ­ные направления внешней политики страны и называть причины кризиса в международных отношениях со странами Запада

Давать общую оценку внутренней политики

Николая I


Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне. Объяснять смысл понятий и терминов: мюридизм, имамат






Текущий - проверка таблиц, заполненных по результатам обсуждения и заслушивания сообщений.

Самопроверка



13/13

Общественное движение в годы правления Николая I

(урок-исследование)


Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им


(П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(К): осуществление взаимного контроля;

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им


Определять существенные черты идеологии и прак­тики общественных движений; сравни­вать позиции западников и славянофилов

Анализировать исторические документы, давать оценку общественному движению

в годы правления Николая I



Объяснять смысл понятий и терминов: западники, славянофилы, теория официальной народности, общинный социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять в них различия и общие черты




14/14

Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя

(урок изучения нового материала)



Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе


(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Определять дату войны, ее причины и ха­рактер; показывать на карте места во­енных действий; объяс­нять значение и итоги Парижского мирного договора

Называть основные задачи внешней политики; анализировать причины кризиса в международных отношениях

Рассказывать, используя историческую карту, о Крымской войне, характе- ризовать её итоги. Составлять характеристику защитников Севастополя. Объяснять причины поражения России в Крымской войне




15/15

Образование и наука.

Русские первооткрыватели

и путешественники (урок-исследование)

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач


(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Определять выдаю­щихся представи­телей и достиже­ния российской науки

Систематизировать полученные знания, оценивать вклад различных ученых в развитие науки

Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода.

Подготовить сообщение о представителе российской науки первой половины XIX в. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы.

Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках рассмат-риваемого периода. Подготовить сообщение о русском первооткрывателе и путешественнике

(по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы

Текущий – шкатулка с вопросами.

Самопроверка




16/16














Художественная культура

(урок-экскурсия)











Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

(П): умение находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

(К): умение преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

(Р): умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально.

Определять термины: классицизм, сентимен­тализм, романтизм, реа­лизм, русский ампир, русско-византийский стиль







Сравнивать европейскую и российскую культуру, ориентироваться в жанрах русской литературы, отличать архитектурные стили изучаемой эпохи






Характеризовать достижения отечественной художественной культуры рассматриваемого периода.

Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в своём городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору), привлекая научно-популяр-ную литературу и интернет-ресурсы.

Проводить поиск информации о культуре своего края в рассматрива-емый период, представлять её в устном сообщении


Текущий – опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц.

Самопроверка



17/17











Быт и обычаи (комбинированный)














Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

П): умение

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям;

(К): умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

(Р): умение

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально

Рассказывать о жилище, одежде, питании, досуге и обычаях жителей России первой половины

XIX века

Определять отличия в быту различных социальных слоев

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации первой половины XIX в.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории своего края

Текущий –

Работа по карточкам.

Самопроверка




18/18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в перовой половине XIX в.»

(урок повторения)

Обобщают и систематизируют знания.

Соотносят исторические процессы и отдельные факты

(П): самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

(К): формулируют собственное мнение и позицию.

Р): учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Объяснять смысл основных понятий и терминов

Определить уровень своих знаний

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX в.

Высказывать суждения о значении наследия первой половины XIX в. для совре- менного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России первой половины XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Итоговый -контрольный тест



ТЕМА 2. РОССИЯ ВО ВТОРЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (20 ч.)

19/1


Анализ контрольного теста.

Накануне отмены крепостного права. Начало царствования Александра II

(урок изучения нового материала)


Определяют свою позицию и ответственное поведение в обществе


(П): умение находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

(К): умение преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

(Р): умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально

Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права

Объяснять факты на основе изученного материала, устанавливать причинно-следственные связи

Характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра II

Текущий –проверка сочинений.

Обсуждение вопроса о пользе и вреде изменений в культуре при Петре I. Самопроверка




20/2

Крестьянская реформа 1861г.

(комбинированный)

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

(К): осуществление взаимного контроля

Называть альтернативные варианты отмены крепостного права

Объяснять факты на основе изученного материала, устанавливать причинно-следственные связи

Называть основные положения крестьянской реформы.

Объяснять значение понятий: редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, миро вые посредники.

Приводить оценки характера и значения реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку




21/3

22/4


Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

(урок изучения нового материала)


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

(П): строит логически обосно­ванные рассуждения - на простом и сложном уровне;

(К): корректирует своё мнение под воздействием контраргументов;

(Р): планирует учебную деятельность

Называть основ­ные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просве­щения; приводить оценки характера и значения соц. ре­форм.

Анализировать исторические документы, давать оценку либеральным реформам

60-70-х гг.

XIX века


Называть основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения.

Объяснять значение понятий: земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.

Приводить оценки характера и значения реформ 1860—1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку. Характеризовать политическую деятельность М. Т. Лорис-Меликова

Текущий –решение проблемных

заданий.

Самопроверка



23/5

Национальная политика Александра II

(урок изучения нового материала)


Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явления;

(К): осуществление взаимного контроля;

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;


Называть основ­ные направления экономической политики государства; объ­яснять причины замедления темпов роста промышлен­ного производства

Характеризовать особенности национальной политики Александра II

Характеризовать особенности национальной политики Александра II. Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти (с использованием материалов по истории своего края). Объяснять значение понятий: сепаратизм, антисемитизм

Текущий – игра «Колесо истории».

Самопроверка



24/6

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права (комбинированный)


Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцирован-ную самооценку своих успехов в учебе

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(К): умение высказывать свое мнение;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия;


Называть харак­терные черты социально-экономического развития страны после отмены крепостного права

Сравнивать социально-экономическое развитие России до отмены крепостного права и после отмены крепостного права

Характеризовать экономическое развитие России в поре форменные десятилетия, привлекая информацию исторической карты.

Объяснять причины промышленного подъёма и трудностей в развитии сельского хозяйства

Текущий –фронтальный опрос.

Самопроверка



25/7


Общественное движение: либералы и консерваторы (комбинированный)


Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

(П): самостоятельно выделяют и формули-руют познавательную цель, используют общие приемы использования задач;

(К): допускают возможность различных точек зрения;

(Р): ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

Называть существенные черты идеологии и прак­тики консерватиз­ма и либерализма

Сравнивать либеральное и консервативное движения

Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма и либерализма.

Характеризовать особенности российского либерализма

Текущий –

Игра «Крестики-нолики».

Самопроверка




26/8

Зарождение революционного народничества и его идеология (комбинированный)



Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

П): умение давать определение понятиям, сравнивают явление,

(К): осуществление взаимного контроля;

(Р): умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им


Называть существенные черты революцион-ного народничества

Давать характеристику участников народнического движения

Раскрывать существенные черты идеологии народничества.

Объяснять, в чём заключалась эволюция революционного движения в конце 1850-х—1860-е гг. Характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве

Текущий –беседа.

Самопроверка



27/9

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX в. (комбинированный)


Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Называть существенные черты революцион-ного народничества

Давать характеристику участников народнического движения

Давать характеристику участников народнического движения, используя мате- риалы учебника, дополнительную литера- туру, ресурсы интернет-проекта «Народная воля» (http://www.narovol.narod.ru/ и др.

Излагать оценки значения революционного народничества, высказывать своё отношение к нему. Систематизировать информацию о революционных организациях (в форме таблицы)

Текущий –

взаимопроверка сравнительной таблицы.

Самопроверка



28/10

Внешняя политика Александра II (комбинированный)


Определяют свою позицию и ответственное поведение в обществе


(П): умение находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

(К): умение преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

(Р): умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально

Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг.

Давать оценку внешней политики Александра II

Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать о наиболее значительных военных кампаниях.

Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX в.

Текущий –

взаимопроверка таблицы.

Самопроверка



29/11

Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

(урок изучения нового материала)


Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

(П): умение устанавливать причинно-следственные связи, строит логические рассуждения;

(К): умение высказывать свое мнение;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Называть дату русско-турецкой войны, ее причины и харак­тер; показывать на карте места воен­ных действий; называть полководцев и участников; объ­яснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного

дого­вора

Рассказывать о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., характеризовать её итоги


Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг.

Рассказывать о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., характеризовать её итоги.

Объяснять причины победы России в войне

Текущий –диктант дат.

Самопроверка



30/12

Внутренняя политика Александра III (урок-исследование)



Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

П): умение

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям;

(К): умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

(Р): умение

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально

Называть основные черты внутренней поли­тики Александра III

Давать оценку личности Алексан­дра III

Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра III. Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на неё решающее воздей- ствие.

Излагать различные оценки деятельности императора Александра III, высказывать и аргументировать свою оценку.

Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III

Текущий –обсуждение

сообщений.

Самопроверка



31/13


Экономическое развитие в годы правления Александра III (комбинированный)

Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Называть основные черты экономичес­кой политики Алек­сандра III; сравнивать экономические про­граммы Н. X. Бунге и И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте.

Объяснять в чем со­стояли цели и ре­зультаты деятельности Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте

Давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период

Давать общую характеристику экономической политики Александра III.

Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Сравнивать экономические программы Н. Х. Бунге,

И. А. Вышнеградского и

С. Ю. Витте, деятельность правительств Александра II и Александра III в области экономики и внутренней политики

Текущий –викторина.

Самопроверка



32/14


Положение основных сословий

(комбинированный)


Определяют свою позицию и ответственное поведение в обществе


П): Умение

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям;

(К): умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

(Р): умение

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально

Описывать положение основных сословий в России в XVII веке










.

Сравнивать положение разных слоев одного сословия; систематизиро-вать исторический материал

в таблице







Раскрывать, в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать о положении основных слоёв населения поре форменной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.)

Текущий –

карточки с вопросами.

Самопроверка



33/15

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.

(комбинированный)


Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

(П ): самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

(К): вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия;

(Р): осуществляет индивидуальную образовательную траекторию


Называть органи­зации и участников общественного движения; назы­вать существенные черты идеологии и практики общест­венных движений (консервативных, либеральных, радикальных)

Сравнивать народничество и марксизм, выявлять общие черты и различия

Сравнивать народничество и марксизм, выявлять общие черты и различия. Объяснять причины распространения марксизма в России.

Давать характеристику (составлять исторический портрет) Г. В. Плеханова, используя материалы «Фонда Плеханова» (http://www.plekhanovfound.ru/library/) и другие ресурсы

Текущий –

игра «Самый умный».

Самопроверка



34/16

Внешняя политика Александра III

(урок изучения нового материала)

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

П): умение

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям;

(К): умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

(Р): умение

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально

Называть цели и основные направле­ния внешней поли­тики Александра III

Давать оценку внешней политики Александра III

Характеризовать основные направления внешней политики Александра III. Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III.

Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза

Текущий –беседа.

Самопроверка



35/17

Просвещение и наука.

Литература и изобразительное искусство

(урок-исследование)

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Называть выдающихся представителей российской науки и их достижения

Готовить презентацию о представителе российской науки или о творчестве известного писателя, художника

Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в. Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода и достижения российских писателей и художников второй половины XIX в.

Подготовить сообщение о представителе российской науки и о творчестве известного писателя, художника или скульптора второй половины XIX в. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы.

Давать оценку вкладу российских учёных, писате-лей и художников XIX в. в мировую науку и культуру

Текущий –

работа с иллюстрациями.Самопроверка



36/18

Архитектура, музыка, театр, народное творчество

(комбинированный)


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

П): Умение

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям;

(К): умение создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;

(Р): умение

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально

Называть выдающихся представителей культуры и их достижения

Давать оценку вкладу российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX в. в мировую культуру.

Готовить со о творчестве известного зодчего, композитора, актёра второй половины XIX в.

Характеризовать достижения российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей второй поло вины XIX в. Подготовить сообще ние о творчестве известного зодчего, композитора, актёра второй половины XIX в. (по выбору). Объяснять причины возрождения народных промыслов, рассказывать о каком-либо промысле (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы.

Давать оценку вкладу российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX в. в мировую культуру

Текущий –работа по карточкам.

Самопроверка



37/19

Быт: новые черты в жизни города и деревни

(комбинированный)


Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

(П): самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач;

(К): участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

(Р): умение ставить цель и планировать учебные действия

Рассказывать о жилище, одежде, питании, досуге и обычаях жителей России первой половины

XIX века

Определять отличия в быту различных социальных слоев

Рассказывать об условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Сравнивать условия жизни различных слоёв населения

Текущий – защита

мини - проектов.

Самопроверка



38/20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX в.»

(урок повторения)

Обобщают и систематизируют знания.

Соотносят исторические процессы и отдельные факты

(П): самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

(Р): учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

(К): формулируют собственное мнение и позицию

Объяснять смысл основных понятий и терминов

Определить уровень своих знаний

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XIX в.

Высказывать суждения о значении наследия второй половины XIX в. для совре- менного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России второй половины XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Итоговый -контрольный тест



ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч.)

39/1

Анализ контрольного теста.

Повторение.

Россия и мир на пороге ХХ века

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

(П): самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

(К): формулируют собственное мнение и позицию;

(Р): учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль

Определять термины, события и персоналии за курс истории России

Определить уровень своих знаний

Систематизировать и обобщать исторический материал по истории России XIX в.

Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки её деятелей.

Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Текущий –работа по карточкам.

Самопроверка



40/2

Повторение.

Россия и мир на пороге ХХ века

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

П): самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

(К): формулируют собственное мнение и позицию;

(Р): учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль

Определять термины, события и персоналии за курс истории России

Определить уровень своих знаний

Систематизировать и обобщать исторический материал по истории России XIX в.

Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки её деятелей.

Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

Текущий –

блиц-опрос.

Самопроверка





Форма

промежуточной аттестации


График прохождения промежуточной аттестации


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

Контрольный тест



1

1

2

В результате изучения истории России учащиеся должны:


— получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XIX в.;

— научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений:

реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм,

либерализм, революционная демократия, народничество;

— уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и

по отдельным тематическим блокам (времени правления Александра I, Николая I, Александра II, Александра III); — приобрести опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний общественно-политических деятелей отечественной истории XIX в — уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XIX в.

-



Интернет-ресурсы по истории России



http://www.arts-museum.ru/ — официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

http://rusmuseum.ru/museum/ — официальный сайт Государственного Русского музея.

http://www.tretyakovgallery.ru/ — официальный сайт Государственной Третьяковской галереи.

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html — официальный сайт Государственного Эрмитажа.

http://www.gumer.info/ — сайт электронной гуманитарной библиотеки «Гумер».

http://militera.lib.ru/ — интернет-проект «Военная литература» (собрание исторических документов, научных исследований, мемуаров, имеющих отношение к военной истории).

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html — сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

http://www.istrodina.com/ — официальный сайт российского исторического иллюстрированного журнала «Родина». http://www.museum.ru/museum/1812/index.html — интернет-проект «1812 год» (мемуары, карты, иллюстрации, посвящённые Отечественной войне 1812г