СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России 9 кл.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России 9 кл.»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);

  • Примерной программы по истории для 5-11 кл., авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н.М. Арсеньева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова в основной образовательной школе (6-9 кл.) изд. « Просвещение» 2016г.;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • Основой образовательной программы основного общего образования МКОУ «СШ № 16» и отражает идеи и положения:

концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • программы формирования универсальных учебных действий.



На изучение истории в 9 классе учебным планом МКОУ «СШ № 16» предусматривается 70 часов – из расчета 2 часа в неделю.

На курс «История Нового времени» отводится – 30 часов.

На курс «История России  XIX в. — начало XX в. » - отводится 40 часов.





























Учебно – тематический план

№ П.п

Тема

Количество часов

1

Введение.

1

2

Россия и мир в эпоху правления Александра I

9


Правление Николая I

6

4

 Россия в правление Александра II

7

5

Россия в правление Александра III. Социально- экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в.

7

6

Кризис империи в начале XIXв.

8

7

Итоговое повторение

2

8

Итого

40































Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Обучающийся научится:

  • объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения; использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);



  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.



  • понимать основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • понимать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

обучающийся получит возможность научиться:

  • развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);















Содержание учебного предмета (40 ч.)



Введение. Российская империя на рубеже XVIII- XIX в. Вводный инструктаж ИОТ № 7.(1ч)

Тема №1 Александровская эпоха: государственный либерализм (9ч.)

Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.

Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.

Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.

Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.

Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.


Тема № 2. Николаевская эпоха: государственный консерватизм (6ч.)

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.

Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.

Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.

Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений. 

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.


Тема № 3. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация (7ч.)

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.

Император Александр II и основные направления его внутренней политики.

Отмена крепостного права, историческое значение реформы.

Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.

Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи.

Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.

Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.


Тема №4. Россия в правление Александра III (7ч.)

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.

Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.

Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.

Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.

Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Культурное пространство империи во второй половине XIX века

Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.


Тема №5. Россия в начале ХХ в.: кризис империи(8 ч.)

     Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.

Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.

Политическая система Российской империи начала XXв. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.

Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Великое княжество Финляндское. Государства - вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Иноверие» и традиционные верования.

Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Общество и власть после революции 1905—1907 гг.

Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.

Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.

Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.

Серебряный век русской культуры

Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.



Систематизация и коррекция знаний за 9 класс - 1 час

Итоговое повторение – 1 ч.





























Тематическое планирование

№ П.п

Тема

Дата

Примечание

1.1

Введение. Вводный инструктаж ИОТ №7. (1 ч.)




Александровская эпоха: государственный либерализм (9 ч.)



2.1

(2)

Россия и мир на рубеже 18-19 веков



2.2

(3)

Александр 1: начало правления. Реформы М.М. Сперанского



2.3

(4)

Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812гг.



2.4

(5)

Отечественная война 1812г.



2.5

(6)

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813- 1815 гг.



2.6

(7)

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825гг.



2.7

(8)

Национальная политика Александра 1. Проектная деятельность.



2.8

(9)

Социально- экономическое развитие страны в первой четверти 19 в.



2.9

(10)

Общественное движение при Александре1. Выступление декабристов.




Правление Николая 1 (6 ч.)



3.1

(11)

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1.



3.2

(12)

Социально – экономическое развитие страны во второй четверти 19в.



3.3

(13)

Общественное движение при Николае 1



3.4

(14)

Национальная и религиозная политика Николая 1. Этнокультурный облик страны. Проектная деятельность.



3.5

(15)

Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 1817-1864гг. Крымская война 1853-1856гг.



3.6

(16)

Культурное пространство России в первой половине 19 в.: наука и образование, художественная культура народов России.




Россия в правление Александра2. (7ч.)



4.1

(17)

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России



4.2

(18)

Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861г.



4.3

(19)

Реформы 1860-1870гг.: социальная и правовая модернизация.



4.4

(20)

Социально - экономическое развитие страны в пореформенный период.



4.5

(21)

Общественное движение при Александре 2 и политика правительства.



4.6

(22)

Национальная и религиозная политика Александра 2. Национальный вопрос в Европе и в России.



4.7

(23)

Внешняя политика Александра 2. Русско- турецкая война 1877-1878гг.




Россия в правление Александра 3. Социально- экономическое развитие страны в конце 19- начале 20в. (7ч.)



5.1

(24)

Александр 3: особенности внутренней политики.



5.2

(25)

Перемены в экономике и социальном строе.



5.3

(26)

Общественное движение в 1880-первой половине 1890гг.



5.4

(27)

Национальная и религиозная политика Александра 3.



5.5

(28)

Внешняя политика Александра 3.



5.6

(29)

Культурное пространство империи во второй половине 19 в.: достижения российской науки и образования, русская литература, художественная культура народов России.



5.7

(30)

Повседневная жизнь разных слоёв населения в 19 веке. Проектная деятельность.




Кризис империи в начале 20в.(8ч.)



6.1

(31)

Россия и мир на рубеже 19-20в.: динамика и противоречия развития.



6.2

(32)

Социально – экономическое развитие страны на рубеже 19-20в.



6.3

(33)

Николай 2: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904гг.



6.4

(34)

Внешняя политика Николая 2. Русско – японская война 1904- 1905гг.



6.5

(35)

Первая российская революция и политические реформы 1905-1907гг.



6.6

(36)

Социально – экономические реформы П. А. Столыпина.



6.7

(37)

Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.



6.8

(38)

Серебряный век российской культуры.



7.1

(39)

Систематизация и коррекция знаний за 9 класс.




7.2

(40)

Итоговое повторение.