СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории России для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России для 7 класса»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н. Веремьева/

«___» __________2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «___» ________2018г.

№ ___








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ИСТОРИИ РОССИИ


7 КЛАСС





 

Двораковской Анны Сергеевны



РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла

Протокол № _1_ «29» августа 2018г.

Руководитель ШМО _________/О.И. Трушина/


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № _1_ «30» августа 2018г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № _1_ «31» августа 2018г.







с. Пригорское,

2018/2019 учебный год

Данная рабочая программа по истории России ориентирована на учащихся 7 классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

  • федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

  • Устава МБОУ Пригорской СШ;

  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);

  • учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;

  • календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.


Рабочая программа по истории России для 7 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:

  • Концепция нового учебно – методического комплекта по отечественной истории и историко – культурного стандарт, подготовленный Российским историческим обществом

  • Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». – 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлёва, И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2016.

  • Рабочая программа по истории России. 7 класс / Сост. Е.Н. Сорокина. – М.: ВАКО, 2017.

  • Программой курса "ИСТОРИЯ СМОЛЕНЩИНЫ" (с древнейших времен до настоящего времени), составители: Ластовский Г.А., Ильюхов А.А – Смоленск Траст ИМАКОМ, 1995.

  • Обязательным минимумом содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году

  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 – х ч./ Под ред. Академика РАН А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

  • Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений Смоленской области. – Смоленск: Русич, 2012.

  • Артасов И.А., Данилов А.А. и др. Рабочая тетрадь. История России. 7 класс./ И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016.

  • Журавлёва О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М: Просвещение, 2015.

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 7 класс. – М.:ВАКО, 2017.

  • Терлецкая И.П. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века. Методическое пособие для учителя.- Смоленск. СОИУУ, 2007.

  • Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 7 класс / И.А. Артасов. - М.: Просвещение, 2016.

  • Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. Атлас. История России. 7 класс/ А.Ю. Мерзликин. – М.: Просвещение, 2016.

  • Тороп В.В. Контурные карты. История России. 7класс/ В.В. Тороп. - М.: Просвещение, 2016.

Учебный предмет «История России» входит в предметную область «Общественно-научных предметов.

История России изучается в 7 классе на уровне основного общего образования 2 часа за счет часов основной части и 0,5 часа за счёт часов формируемой участниками образовательных отношений учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.

Согласно рабочей программе по истории России предметной линии учебников под редакцией А. В. Торкунова на изучение истории России отводится 40 часов. В рабочую программу внесены изменения, в связи с интегрированием в курс истории России изучения курса истории Смоленщины, в количестве 17 часов. История России изучается в количестве 42 часов. Увеличение часов происходит из-за того, что по учебному плану школы в 7 классе 34 учебные недели. В результате на изучение истории России отводится в 7 классе – 59 часов (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год).

Срок реализации настоящей программы один год.




I. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение истории России по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;.

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Ученики научатся:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории России;

  • устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • последовательно строить рассказ об исторических событиях, их участниках;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий, взаимосвязь и особенности истории России и мира.

Ученики получат возможность:

  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • работать с исторической картой;

  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Оценка планируемых результатов

    Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь­ной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструмента­рию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле­нию и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образователь­ных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется дости­жение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индиви­дуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учеб­ных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следую­щей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о круго­зоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (от­метка «5»);

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения зада­ний базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учеб­ного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получе­ние 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Критерий оценки устного ответа:

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

 1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.



Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории России.

% выполнения

0-39

40-59


60-79

80-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»





II. Содержание учебного предмета

ИСТОРИЯ РОССИИ 7 класс (59 ч)

п/п

Наименование раздела

Количество часов всего

Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.)

1.

Введение

1

-

2.

Тема I. Россия в XVI в.

27

2

3.

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых

29

3

7.

Итоговое повторение

2

1

ИТОГО

59

6


Введение (1ч)

Введение. Чем мы будем заниматься в новом учебном году (1ч). Знакомство с новым учебником по истории России.

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий (1ч). Великие географические открытия: предпосылки и периодизация. Начало русских географических открытий и их специфика. Последствия Великих географических открытий.

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. (1ч). Основы хозяйственной жизни России в начале XVI века. Основные изменения в экономике. Главные занятия населения.

Формирование единых государств в Европе и России. (1ч). Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России. «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России. Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия. Роль сословий в европейских странах и России. Военная революция в Европе.

Российское государство в первой трети XVI в. (1ч). Государи всея Руси. Завершение объединения русских земель. Как управлялось государство.

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. (1ч). Внешнеполитические задачи России в первой трети XVI в. Отношения с Литвой и Балтикой.

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. (1ч). Политика Ивана III и Василия III по отношению к Казанскому ханству. Защита юго-восточных окраин страны от набегов крымских и казанских татар.

Начало правления Ивана IV. (1ч). Боярское правление. Елена Глинская. Личность Ивана IV. Приятие Иваном IV царского титула. Московское восстание 1547 г.

Реформы Избранной рады (1ч). Избранная рада, Появление Земских соборов. Военная реформа. Реформы местного управления и налогообложения.

Государства Поволжья в середине XVI в. (1ч). Казанское ханство. Крымское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Сибирское ханство.

Государства Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. (1ч). Ногайская Орда. Сибирское ханство.

Социально-государственное устройство ВКЛР в XV-начале XVI веков (1ч). Социальные отношения. Государственное устройство ВКЛР.

Присоединение Смоленского княжества к Московскому государству (1ч). Хозяйство края в XV в. Лихолетье.

Культура Смоленского края в XIV-XV веках (1ч). Архитектура. Образование. Письменность. Летописание.

В составе Московского государства. (1ч). Изменения в экономике Смоленщины после вхождения в состав Московского государства. Привлечение Смоленщины на сторону Москвы.

Внешняя политика России во второй половине XVI в. (1ч). Присоединение Астраханского и Казанского ханств. Основные направления внешней политики второй половины XVI в.

Начало освоения Урала и Сибири. (1ч). Освоение Урала и Сибири. Создание условий для хозяйственного и культурного развития народов Урала и Сибири.

Ливонская война. Люблинская уния. (1ч). Причины и начало Ливонской войны. Ход событий Ливонской войны. Окончание войны.

Тест по теме «Внешняя политика России во второй половине XVI в.» Российское общество XVI в.: «служилые». (1ч). Формирование сословного общества в России. Характеристика сословия «служилые».

Российское общество XVI в.: «тяглые». (1ч). Формирование сословного общества в России. Характеристика сословия «тяглые».

Народы России во второй половине XVI в. (1ч). Развитие народов, вошедших в состав России. Этапы освоения русским населением новых территорий. Распространение православия среди присоединенных народов.

Опричнина. (2ч.) Понятие «опричнина» и «опричник». Разрыв царя Ивана IV со своими сподвижниками, падение Избранной рады. Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом. Итоги опричнины. Итоги царствования Ивана IV.

Россия в конце XVI в. (1ч). Воцарение Федора Ивановича. Учреждение патриаршества. Внешняя политика Федора Ивановича. Царь Борис Годунов. Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

Церковь и государство в XVI в. (1ч). Православие как основа государственной идеологии. Суть спора между иосифлянами и нестяжателями. Важность поддержки церкви для светской власти.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. (1ч). Особенности развития культуры России в XVI в. Просвещение. Начало книгопечатания. Летописание. Исторические произведения. Публицистика. Светская литература.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.». Контрольная работа. (1ч).

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. (1ч). Архитектура. Изобразительное искусство. Музыкальная культура. Религиозные праздники и повседневный быт.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII в. (1ч). Главные внешнеполитические задачи России в конце XVI-начале XVII в. Активное взаимодействие с европейскими государствами.

Смута в Российском государстве (2ч). Причины экономических трудностей начала XVII в. Начало Смуты. Появление самозванства. Лжедмитрий I. Боярский заговор. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинское правительство. Перелом в настроении народа. Вторжение Речи Посполитой и Швеции в Россию.

Окончание Смутного времени (1ч). Распад тушинского лагеря. Семибоярщина. Первое ополчение. Второе ополчение. Освобождение Москвы. Воцарение династии Романовых.

Тест по теме «Смутное время». Экономическое развитие России в XVII в. (1ч). Последствия Смуты. Сельское хозяйство и землевладение. Развитие ремесла. Первые мануфактуры.

Начало формирования всероссийского рынка. (1ч). Развитие торговли. Деньги и денежная реформа. Россия и Европа.

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. (1ч). Первые Романовы. Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. Восстановление экономики.

Система государственного управления. Соборное уложение 1649 г. (1ч). Система государственного управления: развитие приказного строя. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Изменения в социальной структуре российского общества. (1ч). Изменение положения дворянства в XVII. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

Народные движения в XVII в. (1ч). Социальные движения второй половины XVII в. Соляной бунт. Восстания в Пскове и Новгороде. Медный бунт.

Восстание под предводительством Степана Разина. (1ч). Причины восстания. Основные этапы восстания Степана Разина. Итоги восстания.

Россия в системе международных отношений. (2ч). «Посольский обычай». От войны – к «Вечному миру». Борьба со Швецией. Россия и страны исламского мира. Отношения с Китаем.

«Ожерелье земли Русской» (1ч). Строительство Смоленской крепостной стены. Особенности архитектуры Смоленской крепости. Личность Ф. Коня.

Смоленщина в начале XVII века. (1ч). Начало гражданской войны.

Оборона Смоленска 1609-1611 годов (1ч). Основные события обороны Смоленска 1609-1611 годов. Историческое значение обороны.

Смоленское воеводство Речи Посполитой. (1ч). Развитие хозяйства в 1611-1654 годах. Города. Магдебургское право.

Религия и культура Смоленщины в составе Речи Посполитой (1ч). Религия и культура.

Борьба за Смоленск. (1ч). Смоленская война 1632-1634 годов.

Присоединение Смоленских земель к России (1ч). Процесс присоединения Смоленщины к России.

Смоленский край во второй половине XVII века. (1ч). Развитие Смоленского края во второй половине XVII века.

Повторительно-обобщающий урок «Смоленщина в XVI-XVII вв.» Тест. (1ч).

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. (1ч). Западнорусские земли в составе Речи Посполитой. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России.

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. (1ч). Церковь после Смуты. Реформа патриарха Никона. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666-1667 г. Протопоп Аввакум. Протесты старообрядцев.

Русские путешественники и первопроходцы XVII в. (1ч). Кто и как шел в Сибирь. Семен Дежнев. Походы на Дальний Восток. Освоение Сибири.

Культура народов России в XVII в. (1ч). Влияние европейской культуры. Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Живопись. Театр. Культурное взаимодействие народов России.

Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека XVII в. (1ч). Изменения в восприятии картины мира русским человеком в XVII в. Общинные традиции. Православие в повседневной жизни русского народа. Образ царя в народном сознании. Домашний быт российских царей. Повседневный быт первого сословия. Повседневная жизнь посадского населения. Быт и обычаи крестьян.

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. (1ч). Украинцы, народы Повольжья, народы Сибири, народы Северного Кавказа.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия при первых Романовых». Контрольная работа. (1ч).

Промежуточная аттестация. Тест. (1ч).

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в XVI в. Россия при первых Романовых». (1ч).

Календарно - тематическое планирование

по истории России в 7 классе


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 59 час.

По 2,5 часа в неделю (совместно с курсом по всеобщей истории).

Всего учебных недель 34.

Количество часов по четвертям:

I четверть ____ часов;

II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов;

IV четверть ____ часов.

Контрольные работы, тестирование __6__ часов.


№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока

План

Факт

Введение (1 ч)

1.

Введение. Чем мы будем заниматься в новом учебном году.



Тема I. Россия в XVI в. (27 ч).

2.

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий



3.

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.



4.

Формирование единых государств в Европе и России



5.

Российское государство в первой трети XVI в.



6.

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.



7.

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.



8.

Начало правления Ивана IV.



9.

Реформы Избранной рады



10.

Государства Поволжья в середине XVI в.



11.

Государства Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.



12.

Социально-государственное устройство ВКЛР в XV-начале XVI веков



13.

Присоединение Смоленского княжества к Московскому государству



14.

Культура Смоленского края в XIV-XV веках



15.

В составе Московского государства.



16.

Внешняя политика России во второй половине XVI в.



17.

Начало освоения Урала и Сибири.



18.

Ливонская война. Люблинская уния.



19.

Тест по теме «Внешняя политика России во второй половине XVI в.» Российское общество XVI в.: «служилые»



20.

Российское общество XVI в.: «тяглые»



21.

Народы России во второй половине XVI в.



22.

Опричнина



23.

Опричнина



24.

Россия в конце XVI в.



25.

Церковь и государство в XVI в.



26.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.



27.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.». Контрольная работа



28.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.



Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (29 ч)

29.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII в.



30.

Смута в Российском государстве



31.

Смута в Российском государстве



32.

Окончание Смутного времени



33.

Тест по теме «Смутное время». Экономическое развитие России в XVII в.



34.

Начало формирования всероссийского рынка



35.

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве



36.

Система государственного управления. Соборное уложение 1649 г.



37.

Изменения в социальной структуре российского общества



38.

Народные движения в XVII в.



39.

Восстание под предводительством Степана Разина



40.

Россия в системе международных отношений



41.

Россия в системе международных отношений



42.

«Ожерелье земли Русской»



43.

Смоленщина в начале XVII века



44.

Оборона Смоленска 1609-1611 годов



45.

Смоленское воеводство Речи Посполитой



46.

Религия и культура Смоленщины в составе Речи Посполитой



47.

Борьба за Смоленск



48.

Присоединение Смоленских земель к России



49.

Смоленский край во второй половине XVII века.



50.

Повторительно-обобщающий урок «Смоленщина в XVI-XVII вв.» Тест



51.

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России



52.

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол



53.

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.



54.

Культура народов России в XVII в.



55.

Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека XVII в.



56.

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.



57.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия при первых Романовых». Контрольная работа



Итоговое повторение (2 ч).

58.

Промежуточная аттестация. Тест



59.

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в XVI в. Россия при первых Романовых»
















ЛИТЕРАТУРА


  • Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». – 6-9 классы (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлёва, И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2016.

  • Рабочая программа по истории России. 7 класс / Сост. Е.Н. Сорокина. – М.: ВАКО, 2017.

  • Программой курса "ИСТОРИЯ СМОЛЕНЩИНЫ" (с древнейших времен до настоящего времени), составители: Ластовский Г.А., Ильюхов А.А – Смоленск Траст ИМАКОМ, 1995.

  • Обязательным минимумом содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году

  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 – х ч./ Под ред. Академика РАН А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

  • Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений Смоленской области. – Смоленск: Русич, 2012.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • История России в схемах: учебное пособие/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2014.

  • Соловьев, В. М. История Отечества Новая популярная энциклопедия / В. М. Соловьев, - М., 2000

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

Сайты для учащихся:

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.hist.msu.ru/ER/ сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://krugosvet.ru/ — онлайн-энциклопедия «Кругосвет».

http://temples.ru/ — проект «Храмы России».

http://histrf.ru/lectorium/videocoursebook история России - главный исторический портал


Сайты для учителя:

http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты".

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе»

http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»