СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории СОО ФК ГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории ФК ГОС для СОО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории СОО ФК ГОС»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Буньковская средняя общеобразовательная школа


Согласовано

заместитель директора по УВР

______________/Колосова Г.А. (подпись)

«__» ___________2014 г




«Согласовано»

Руководитель МО учителей


____________/Сорокина И.В.

ФИО

«27 » августа 2014 г.


Принято педагогическим советом

Протокол № _________

От ________________20___ г.



«Утверждаю»

Директор

МОУ Буньковская СОШ


_____________/_Власов С.А./

ФИО

«30 августа» 2014 г.









ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


история среднего (полного) общего образования

(базовый уровень)



Срок реализации программы 2 года













Составитель: Учитель истории

первой квалификационной категории

Колосова Г.А.



2014 г.



2. Пояснительная записка

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает три основных раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников. К программе предусмотрены приложения: поурочно-тематическое планирование и оценочные средства (критерии оценивания ответов)

Статус документа

Рабочая программа по курсу «ИСТОРИЯ » разработана на основе:

- Закона «Об образовании РФ»

- Федерального компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03. 2004 г.

- Примерной программы основного общего образования по истории (базовый уровень);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 39 «Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»

- Приказа Минобрнауки России от 24.01.2012 N 39 (о фальсификации новейшей истории России…)

- Историко-культурного стандарта

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, утверждённым Приказом Минобрнауки РФ от 27.12.2011 N 2885;

- Письма Минобразования России от 21.02.2012г №23290 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2012г.№ 6).

-Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

- Положение о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МОУ Буньковской СОШ

- Базисного учебного плана.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение истории 10-11 классе 136 часов. 68 часов (2 час в неделю) в каждом классе. Рабочая программа разработана на основе следующего УМК:

10 класс

1. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Просвещение.

2. История России конец XVII - XIX вв. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Просвещение.

3. Уколова В.И., Ревякин А.В./Под ред. Чубарьяна А.О. История. Всеобщая история. С древнейших времён до конца XIX века. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение.

4. Практикум по истории России/ под ред. А.П. Деревянко/ сост. Е.П.Володарская, А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова.- М.: Право и закон.

11 класс

1. Шестаков В.А. /под ред. Сахарова А.Н. История России XX - начало XXI вв. -М.: Просвещение.

2. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. /Под ред. Чубарьяна А.О. История. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран.- М.: Просвещение.


Программа формирует у учащихся целостное представление об историческом пути России, о судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Отобранный фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом из этапов.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует:

  • формированию систематизованных знаний об историческом прошлом,

  • обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия;

  • развитию способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем;

  • самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества;

  • возможности критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:


Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы программы

Часы итогового

повторения, обобщения и контроля


компонент)

История России

Всеобщая история


X класс

68 ч

История России

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 42 ч

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 24 ч

2 ч

XI класс

68 ч

История России

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 42 ч

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч

2 ч


Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков у учащихся, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).


3. Основное содержание учебного предмета (136 ч.)

10 класс (24 часа)

История как наука (2 ч)

История в системе гуманитарных наук. Концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации1.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Предцивилизационная стадия истории человечества ( 2 ч)

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья ( 10 ч)

Архаичные цивилизации Древности. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Складывание индо-буддийской, китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Формирование религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Складывание иудео-христианской духовной цивилизации, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Религиозно-культурные миры Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе: её региональные особенности и динамика развития. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Православие и католицизм. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное общество. Особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений традиционных обществ. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Характер международных отношений в Древнем мире и в эпоху Средневековья.

Новое время: эпоха модернизации (10 ч)

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Изменение роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение политических течений: либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Формирование в европейских странах различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Особенности духовной жизни Нового времени. Культурное наследие Нового времени.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Заключение. Основные итоги всеобщей истории к концу XIX В. Карта мира к концу XIX в.  Преодоление замкнутости отдельных регионов мира. Первые шаги на пути к мировой цивилизации. Сохранение своеобразия и различий в положении народов мира.
      Итоги политического и экономического развития стран Запада: формирование либеральной демократии и рыночной экономики.
      Колониальная зависимость стран Азии и Африки. Предпосылки их перехода к нормам и ценностям современного общества.

ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 класс (44 часа)

История России – часть всемирной истории. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний (2 ч)

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Народы и древнейшие государства на территории России (4 ч)

Этапы заселения территории нашей страны. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов. Праславяне. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племена и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Тенденции к раздробленности.

Русь в IX – начале XII вв. (4 ч)

Природно-климатический фактор и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (9 ч)

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь. Идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Великое княжение Владимирское и Орда. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины возвышения Москвы. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Католичество - государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (10 ч)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Социальная структуре общества. Формы феодального землевладения. Города и их роль в объединительном процессе. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование новой системы управления страной.

Установление самодержавной власти царя. Ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение территории России при Иване Грозном.

Смута. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Кризис традиционного российского общества в условиях внешней опасности. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Итоги Смуты. Восстановление независимости страны.

Восстановление самодержавия. Земской собор 1613 г. Первые Романовы. Ликвидация последствий Смуты. Рост территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка. Мануфактуры. Ортодоксальная церковь. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Вызревание предпосылок преобразования страны.

Культура народов Российского государства в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Россия в XVIII – середине XIX вв. (10 ч)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Создание сословного общества.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Рост оппозиционных настроений в обществе. Зарождение политической идеологии во второй половине XVIII в.

Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Консерваторы. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в: крепостное право и зарождение буржуазных отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение традиционных порядков и крепостничества в условиях модернизации.

Превращение России в мировую державу в XVIII – середине XIX вв. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика России. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война и её последствия для страны.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. (3 ч)

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Буржуазные отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение пережитков крепостничества. Самодержавие и сословный строй и модернизационные процессы. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Роль государства в экономической жизни страны.

Итоговое обобщение и повторение (2 часа).


ИСТОРИЯ

11 класс (24 часа)

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (16 ч)

Научно-технический прогресс в конце XIX в. середине ХХ в. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX- середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства.. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.

Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация и фашизация общества. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях авторитарных и тоталитарных диктатур.

Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970-х гг. Антивоенное, экологическое и феминистское движение. Проблема политического терроризма. Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Общественное сознание и духовная культура в период новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 ч)

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и информационное общество. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга». Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире. Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии. Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. «Неоконсервативная революция». Современная идеология "третьего пути". Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Духовная жизнь современного общества. Формирование постнеклассической научной картине мира. Постмодерн. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

ИСТОРИЯ РОССИИ.

11 класс (44 часа)

Вводный урок . Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний (1 час)

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. ( 5 ч)

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. и аграрная реформа П.А. Столыпина, их результаты. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Нарастание экономических и социальных противоречий. Социал-демократы. Большевизм как политическая идеология и практика. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Обострение социально-экономических и политических противоречий в условиях военного времени. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX- начале XX веков. Развитие системы образования. Наука. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России (5 ч)

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Тактика политических партий. Большевики и провозглашение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция. Причины поражения белого движения.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Советское общество в 1922-1941 гг. (5 ч)

Образование СССР. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. НЭП: успехи, противоречия и кризисы. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Проблема выбора внешнеполитической стратегии СССР между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. СССР накануне войны. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (7 ч)

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге. Коренной перелом в ходе военных действий. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Советское военное искусство.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм советских людей в годы войны. Тыл в годы войны.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

СССР в первые послевоенные десятилетия (4 ч)

Социально-экономическое положение СССР после войны. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.- начала 50-х гг.. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС. Борьба с последствиями культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Причины неудач.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Складывание мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. ( 4 ч)

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов экономического роста. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки модернизации советского общества в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура в условиях кризиса социалистической общественной системы. Наука и образование в СССР. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

Советское общество в 1985-1991 гг. (5 ч)

Эпоха перестройки. Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

«Гласность». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Межнациональные конфликты. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Российская Федерация (1991-2012 гг.) (8 ч)

Становление новой российской государственности. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Выборы Президента России в 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Союз России и Белоруси. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Современная Российская культура. Россия в условиях становления информационного общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

Реформы 2000-х гг. и усиление роли государства. Проблемы формирования гражданского общества. Новые векторы внешней политики.

Повседневная жизнь россиян в 1991-2012 гг. Новые технологии и их влияние на быт (мобильная связь, компьютеризация и проч.) Образование, наука и культура в условиях реформ. Бедные и богатые. Кризис науки и образования. Падение престижа интеллектуальных профессий. Тенденции деиндустриализации и зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Проблемы внедрения наукоемких технологий и попытки их решения.

Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны


4. Тематический план.


Тема

Кол-во часов

10 класс

Всеобщая история

24 часа

История как наука

2

Предцивилизационная стадия истории человечества

2

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

10

Новое время: эпоха модернизации

10

ИСТОРИЯ РОССИИ

44 часа

История России – часть всемирной истории

2

Народы и древнейшие государства на территории России

4

Русь в IX – начале XII вв.

4

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

9

Российское государство во второй половине XV – XVII вв.

10

Россия в XVIII – середине XIX вв.

10

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв

3

11 класс

Всеобщая история

24 часа

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества

16

Человечество на этапе перехода к информационному обществу

8

ИСТОРИЯ РОССИИ

44 часа

Вводный урок

1

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв

5

Революция 1917 г. и Гражданская война в России

5

Советское общество в 1922-1941 гг.

5

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

7

СССР в первые послевоенные десятилетия

4

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.

4

Советское общество в 1985-1991 гг.

5

Российская Федерация в 1991-2012 гг.

8


5. Требования к уровню подготовки выпускника


В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


6. Критерии и нормы оценки результатов освоения ООП обучающимися

Контролирующие элементы, заложенные в программе по истории 10-11 классы.

I. Хронологические знания и умения:

1 Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

2 Составлять хронологические и синхронистические таблицы;

3 Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;

II. Знание фактов:

1 Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

III. Работа с источниками:

1. Читать историческую карту с опорой на легенду;

2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.

Высказывать суждения о назначении, ценности источника, давать характеристику источника;

4. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

5. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

IV. Работа с терминами и понятиями:

1 Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;

V. Работа с персоналиями:

  1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;

  2. Аргументировать, опираясь на фактический материал, своё отношение к наиболее значительным личностям в истории. Выделять основные направления деятельности исторической личности. Давать характеристику деятельности по выявленным направлениям.



  1. Устный, письменный ответ:

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

  • осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

  • соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

  • анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

  • давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

  • сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

  • применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

  • толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

  • демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

  • составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

  • оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

  • читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

  • преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла:

  • демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

  • дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

  • не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • демонстрирует общие представления об историческом процессе, но путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

  • показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

  • отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

  • не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

  • не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

  1. Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

  • установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

  • дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

  • аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • определил тип источника и историческую эпоху его появления;

  • извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

  • сопоставил факты нескольких исторических источников;

  • применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

  • прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

  • привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

  • на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

  • попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

  • не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

  • не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

  • пересказал текст источника без его комментирования, или дал ответ не в контексте задания.

  1. Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

  • читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

  • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

  • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

  • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

  • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

  • не соотносит историческую информацию с картой;

  • не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

  • не умеет читать легенду карты;

  • не распознает историческую информацию, представленную на карте;

  • отказался работать с контурной картой.

Критерии оценки тестовых работ:

Правильный ответ - 1 балл

Общее количество баллов за тестовую работу (в %):

0-32% - «2»

33-49%% - «3»

56-65%% - «4»

Более 66% - «5»

Контроль уровня обучения

Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков на данном этапе обучения являются:

  • Устный опрос (собеседование);

  • Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);

  • Исторические диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.

  • Различные виды работ с исторической картой;

  • Анализ исторических источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),

  • Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

  • Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

  • Тесты (однотипные, комплексные);

  • Тексты с лакунами (пропусками);

  • Историческое сочинение, эссе, исторический портрет и т.п.

  • Рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

  • Защита рефератов, презентаций

По итогам изучения курса в 10-11 классах предусмотрена входная и итоговая контрольная работа в виде комплексного разноуровневого теста, адаптированного к требованиям ЕГЭ. Итоговая годовая оценка за 10-11 классы выставляется как среднее арифметическое оценок за полугодие с учетом результатов за контрольные работы.


7. Перечень учебно-методическое и материально – технического обеспечения:

1. Материально-техническое обеспечение:

- Интерактивная доска;

- Ноутбук;

-многофункциональное устройство;

- Набор исторических карт, в т.ч. электронные карты;

- Набор иллюстративного материала.

- Комплекс "Дидактика"

2. Учебно- методический комплекс:

10 класс

1. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Просвещение.

2. История России конец XVII - XIX вв. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Просвещение.

3. Уколова В.И., Ревякин А.В./Под ред. Чубарьяна А.О. История. Всеобщая история. С древнейших времён до конца XIX века. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение.

4. Практикум по истории России/ под ред. А.П. Деревянко/ сост. Е.П.Володарская, А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова.- М.: Право и закон.

11 класс

1. Шестаков В.А. /под ред. Сахарова А.Н. История России XX - начало XXI вв. -М.: Просвещение.

2. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. /Под ред. Чубарьяна А.О. История. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран.- М.: Просвещение.

УМК для учителя:

  • Методические рекомендации к изучению истории в 10, 11 кл. Н.В. Зайцев, в 2-х книгах/ М.: ВЛАДОС

  • Методические рекомендации по использованию учебников Н.В. Загладина «Всемирная история» для 10,11 кл. при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и программа курса. Н.В Загладин, С.И Козленко, Х.Т. Загладина - М. - Русское слово

  • «История России. Методическое обеспечение уроков 10 классов. Тесты, Контрольные работы» Н.С. Кочетков - М.: Волгоград.

8. СПИСОК литературы

Дополнительная литература

  1. Агафонов С.В. Использование учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово»/ http://www.russkoe-slovo.ru/ Сайт издательства «Русское слово».

  2. Данилов А.А. История России: пособие для подготовка к ЕГЭ и устным экзаменам по истории/ А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2006. - 319с.

  3. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.

  4. История России. 10 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы) Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003.. – 144с.

  5. История. 10 класс: поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века./ Авт.-сост. Н.В.Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2009, 190с.

  6. Лобанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.

  7. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Эксмо, 2006. – 624с.

  8. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории: Всеобщая история. 10-11 класс: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  9. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.

  10. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  11. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с.

Электронные пособия:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.

  2. Учебное электронное издание «Всеобщая история». «1С» Образовательная коллекция (Кордис&Медиа).

  3. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.

Ресурсы Интернет

    1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

    2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

    3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».


9. Приложения:

Поурочно-тематическое планирование

Оценочные средства (входная и итоговая контрольные работы за 10-11 классы)

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.