Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству для 1 класса УМК Перспектива
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения на основе программы Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Москва, Просвещение, 2011 г.
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство», соответствует Государственному образовательному стандарту начального общего образования и учебному плану ОУ. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с использованием нормативно-правовой базы:
1. Закона 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
2. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 года № 1897.
3. На основании разработанного Положения «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Юхтинская средняя общеобразовательная школа» реализующая программы общего образования, утвержденного приказом директора от 29. 09. 2016 г. №1
В соответствии с учебным планом на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю - 33 часа за учебный год.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
1.2Метапредметные результаты
Познавательные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
1.3 Предметные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
2.Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности (2 часа)
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ., Русский музей, Эрмитаж - и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? (9 часов)
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура - средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы человека в живописи.
Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов.
Объём — основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? (11 часов)
Земля наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний, Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и за рубежного искусства, изображающих природу (например: А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности (11 часов)
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала..
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3.Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Проекты |
1. | Виды художественной деятельности | 2ч | 1 |
2. | Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? | 9 ч. | |
3. | Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? | 11ч. | 1 |
4. | Опыт художественно-творческой деятельности. | 11ч. | 1 |
ИТОГО | | 33 часов | 3 |
Календарно-тематическое планирование.
№№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | УУД | Дата проведения |
План | Факт |
Виды художественной деятельности |
1. | Какого цвета осень? Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи. | 1 | Изображение золотой осени. | Личностные УУД Общеучебные УУД Логические УУД Постановка и решение проблемы | 1.09 | |
2. | Твой осенний букет. Декоративная композиция. | 1 | Композиция «Осенний букет» | 8.09 | |
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? | |
3. | Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы. | 1 | Изображение природы с помощью раздельного мазка – удлинённого и точкой. | 15.09 | |
4. | В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция. | 1 | Рисование осенней ветки рябины раздельным мазком – удлинённым и точкой с помощью печатки (тычка). | 22.09 | |
5. | Щедрая осень. Живая природа: форма и цвет. Натюрморт: композиция. | 1 | Изображение натюрморта «Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары земли» (по выбору). | 29.09 | |
6. | В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России. | 1 | Рисование кистью элементов травного узора хохломы. | 6.10 | |
7. | Золотые травы России. Ритмы травного хохломского узора. | 1 | Композиция узора на основе волнистого стебля. | 13.10 | |
8. | Изовикторина «Осень». | 1 | | 20.10 | |
9. | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект «Щедрый осенний лес и его жители». | 1 | Проект «Щедрый осенний лес и его жители». | 27.10 | |
10. | О чем поведал Каргопольский узор. Орнамент народов России. | 1 | Рисование элементов каргопольского узора. | Регулятивные УУД контроль коррекция оценка Коммуникативные УУД | 10.11 | |
11. | В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка. | 1 | Рисование игрушки Полкана-богатыря. | 17.10 | |
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? | |
12. | Зимнее дерево. Живая природа. Пейзаж в графике. | 1 | Рисование с помощью приемов замкнутого контура, штриха, дугообразных линий или спиралей деревья в заснеженном лесу. | 24.10 | |
13. | Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. | 1 | Рисование черной и белой линией зимнего пейзажа «День и ночь». | 1.12 | |
14. | Белоснежные узоры. | 1 | Рисование на цветной бумаге белоснежный узор: цветы, ёлочку, дерево жизни, Снегурочку, Снежную королеву, птицу, зверя (по выбору). | 8.12 | |
15. | Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция. | 1 | Композиция из новогодних игрушек. | 15.12 | |
16. | Изовикторина «Красавица-зима». | 1 | | 22.12 | |
17. | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проекты «Зимние фантазии» и «Конкурс новогодних украшений» | 1 | Проекты «Зимние фантазии» и «Конкурс новогодних украшений» | 12.01 | |
18. | По следам зимней сказки. Декоративная композиция. | 1 | Рисование дома для героев зимней сказки (Волшебница Зима, Морозко, Снегурочка, Метелица, Дед Мороз) | Личностные УУД Общеучебные УУД Логические УУД Постановка и решение проблемы Коммуникативные УУД | 19.01 | |
19. | Зимние забавы. Сюжетная композиция. | 1 | Рисование картины «Зимние забавы». | 26.01 | |
20. | Защитники земли. Образ богатыря | 1 | Украшение снаряжения русского богатыря. Портрет русского богатыря. | 2.02 | |
21. | Открой секреты дымки. Русская глиняная игрушка. | 1 | Рисование дымковской игрушки. | 9.02 | |
22. | Дымковская игрушка. Русская глиняная игрушка. | 1 | Лепка своей дымковской игрушки. | 16.02 | |
Опыт художественно-творческой деятельности. | |
23. | Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм | 1 | Рисование наряда для девицы-красавицы по-своему. | 2.03 | |
24. | Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет | 1 | Рисование бегущего ручья по представлении. | 9.03 | |
25. | Птицы – вестники весны. Весенний пейзаж: декоративная композиция | 1 | Декоративная композиция на тему: «Поющее дерево», или «Птичка и весенняя веточка». | 16.03 | |
26. | У лукоморья дуб зелёный. Образ дерева в искусстве | 1 | Изображение сказочного дерева. | 23.03 | |
27. | О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя | 1 | Композиция «Конь-огонь». | 6.04 | |
28. | Красуйся, красота, по цветам лазоревым.Цвет и оттенки | 1 | Композиция из весенних цветов. | 13.04 | |
29-30. | В царстве радуги-дуги. Узнай, как все цвета дружат. Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки | 2 | Рисование линиями, точками с натуры нежных весенних цветов. | 20.04 27.04 | |
31. | Какого цвета страна родная? | 1 | Рисование родной природы по представлению. | | 4.05 | |
32. | Изовикторина «Сокровища России» | 1 | | 11.05 | |
33. | Наши достижения.Я знаю. Я могу. Наши проекты «Весенняя ярмарка» и «Город мастеров» | 1 | Проекты «Весенняя ярмарка» и «Город мастеров» | 18.05 | |
9