СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изо 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа + ктп по изо 1 класс УМК Перспектива

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изо 1 класс»

Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству для 1 класса УМК Перспектива

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения на основе программы Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Москва, Просвещение, 2011 г.

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство», соответствует Государственному образовательному стандарту начального общего образования и учебному плану ОУ. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с использованием нормативно-правовой базы:

1. Закона 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

2. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 года № 1897.

3. На основании разработанного Положения «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Юхтинская средняя общеобразовательная школа» реализующая программы общего образования, утвержденного приказом директора от 29. 09. 2016 г. №1

В соответствии с учебным планом на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю - 33 часа за учебный год.





1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.1Личностные результаты

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.


1.2Метапредметные результаты

Познавательные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

1.3 Предметные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной


2.Содержание учебного предмета


Виды художественной деятельности (2 часа)

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ., Русский музей, Эрмитаж - и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.


Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? (9 часов)

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура - средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы человека в живописи.

Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов.

Объём — основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.


Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? (11 часов)

Земля наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний, Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и за рубежного искусства, изображающих природу (например: А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.

Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.


Опыт художественно-творческой деятельности (11 часов)

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала..

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

3.Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Проекты

1.

Виды художественной деятельности

1

2.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

9 ч.


3.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

11ч.

1

4.

Опыт художественно-творческой деятельности.

11ч.

1

ИТОГО


33 часов

3



Календарно-тематическое планирование.


№№ п/п


Тема урока




Кол-во часов


Основные виды деятельности

учащихся


УУД

Дата проведения

План

Факт

Виды художественной деятельности

1.

Какого цвета осень?

Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи.


1

Изображение золотой осени.




Личностные УУД

  • самоопределение

  • смыслообразование

  • нравственно-этическое оценивание


Общеучебные УУД

  • поиск информации

  • моделирование

  • создание алгоритма деятельности


Логические УУД

  • анализ

  • синтез


Постановка и решение проблемы

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

1.09


2.

Твой осенний букет.

Декоративная композиция.


1

Композиция «Осенний букет»

8.09


Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?


3.

Осенние перемены в природе.

Пейзаж: композиция, пространство, планы.


1

Изображение природы с помощью раздельного мазка – удлинённого и точкой.


15.09


4.

В сентябре у рябины именины.

Декоративная композиция.


1

Рисование осенней ветки рябины раздельным мазком – удлинённым и точкой с помощью печатки (тычка).


22.09


5.

Щедрая осень.

Живая природа: форма и цвет. Натюрморт: композиция.


1

Изображение натюрморта «Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары земли» (по выбору).


29.09


6.

В гостях у народного мастера С. Веселова.

Орнамент народов России.


1

Рисование кистью элементов травного узора хохломы.

6.10


7.

Золотые травы России.

Ритмы травного хохломского узора.


1

Композиция узора на основе волнистого стебля.

13.10


8.

Изовикторина «Осень».

1



20.10


9.

Наши достижения.

Я знаю. Я могу.

Наш проект «Щедрый осенний лес и его жители».


1

Проект «Щедрый осенний лес и его жители».


27.10


10.

О чем поведал Каргопольский узор.

Орнамент народов России.


1

Рисование элементов каргопольского узора.




Регулятивные УУД

  • контроль

  • коррекция

  • оценка


Коммуникативные

УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  • умение точно выражать свои мысли











10.11



11.

В гостях у народной мастерицы

У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка.


1

Рисование игрушки Полкана-богатыря.

17.10


Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?


12.

Зимнее дерево.

Живая природа. Пейзаж в графике.


1

Рисование с помощью приемов замкнутого контура, штриха, дугообразных линий или спиралей деревья в заснеженном лесу.


24.10


13.

Зимний пейзаж: день и ночь.

Зимний пейзаж в графике.


1

Рисование черной и белой линией зимнего пейзажа «День и ночь».

1.12


14.

Белоснежные узоры.



1

Рисование на цветной бумаге белоснежный узор: цветы, ёлочку, дерево жизни, Снегурочку, Снежную королеву, птицу, зверя (по выбору).


8.12


15.

Цвета радуги в новогодних игрушках.

Декоративная композиция.


1

Композиция из новогодних игрушек.

15.12


16.

Изовикторина «Красавица-зима».

1




22.12


17.

Наши достижения.

Я знаю. Я могу. Наш проекты «Зимние фантазии» и «Конкурс новогодних украшений»


1

Проекты «Зимние фантазии» и «Конкурс новогодних украшений»

12.01


18.

По следам зимней сказки.

Декоративная композиция.


1

Рисование дома для героев зимней сказки (Волшебница Зима, Морозко, Снегурочка, Метелица, Дед Мороз)



Личностные УУД

  • самоопределение

  • смыслообразование

  • нравственно-этическое оценивание


Общеучебные УУД

  • поиск информации

  • моделирование

  • создание алгоритма деятельности


Логические УУД

  • анализ

  • синтез


Постановка и решение

проблемы

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера


Коммуникативные

УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

19.01


19.

Зимние забавы.

Сюжетная композиция.

1

Рисование картины «Зимние забавы».


26.01


20.

Защитники земли.

Образ богатыря

1

Украшение снаряжения русского богатыря. Портрет русского богатыря.


2.02


21.

Открой секреты дымки.

Русская глиняная игрушка.

1

Рисование дымковской игрушки.


9.02


22.

Дымковская игрушка.

Русская глиняная игрушка.

1

Лепка своей дымковской игрушки.


16.02


Опыт художественно-творческой деятельности.



23.

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм

1

Рисование наряда для девицы-красавицы по-своему.

2.03


24.

Вешние воды.

Весенний пейзаж: цвет

1

Рисование бегущего ручья по представлении.


9.03


25.

Птицы – вестники весны.

Весенний пейзаж: декоративная композиция

1

Декоративная композиция на тему: «Поющее дерево», или «Птичка и весенняя веточка».


16.03


26.

У лукоморья дуб зелёный.

Образ дерева в искусстве

1

Изображение сказочного дерева.


23.03


27.

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя

1

Композиция «Конь-огонь».

6.04


28.

Красуйся, красота, по цветам лазоревым.Цвет и оттенки

1

Композиция из весенних цветов.

13.04


29-30.

В царстве радуги-дуги. Узнай, как все цвета дружат. Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки

2




Рисование линиями, точками с натуры нежных весенних цветов.

20.04

27.04


31.

Какого цвета страна родная?

1

Рисование родной природы по представлению.



4.05


32.

Изовикторина «Сокровища России»

1


11.05


33.

Наши достижения.Я знаю. Я могу. Наши проекты «Весенняя ярмарка» и «Город мастеров»


1

Проекты «Весенняя ярмарка» и «Город мастеров»

18.05





















9