Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Поляковка муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено и принято» на заседании ШМО _________________________ (Подпись, ФИО руководителя ШМО) Протокол №___ от «___» ___________ 2020 г. | «Согласовано» ______/Мухамедьянова А.А./ Зам. директора по УВР «___» ___________2020 г | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с. Поляковка __________/Р.С. Рахимова/ Приказ №______ от «___» ____________2020 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для_______1_____класса
на 2020/2021 учебный год
Всего часов в неделю по учебному плану: 1
Количество часов за год по плану___32
Разработала:
Абрамова С.Г.,
учитель начальных классов
с. Поляковка
2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе требований к результатам освоения ФГОС НОО, авторской программы «Школа России» (Б.М. Неменский), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Поляковка, с учетом планируемых к использованию учебно-методических материалов (рабочая тетрадь по предмету Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций / Л.А. Неменская. – 8-е изд; дораб. – М.: Просвещение, 2017.) и ориентирована на использование учебника Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Неменская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Содержание учебного предмета
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Основное содержание |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 8 часов | Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами. Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Изображать можно пятном Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.) Изображать можно в объеме Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке). Изображать можно линией Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков. Наши краски Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика. Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес. Художники и зрители (обобщение темы) Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. |
2 | Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения. | 7 часов | Мир природы полон украшений Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры. Красоту надо уметь замечать Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Как, когда, для чего украшает себя человек Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений. Мастер Украшения помогает сделать праздник Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка». |
3 | Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки. | 10 часов | Дом для себя «Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения. Какие можно придумать дома Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы. Мастер Постройки помогает придумать город «Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов. Все, что мы видим, имеет конструкцию Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных. Все предметы можно построить Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек. Дом снаружи и внутри Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна? Город, где мы живем Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии. Обобщение темы Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва». |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 7 часов | Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться. Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе Обобщением здесь является первый урок. Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке. Уроки любования. Умение видеть Наблюдение живой природы. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. |
| Итого: | 32 часа | |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 8 |
2 | Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения | 7 |
3 | Ты украшаешь — знакомство с Мастером Постройки | 10 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 7 |
| Итого | 32 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Все дети любят рисовать. (адаптационный) | 08.09 | |
2 | Изображения всюду вокруг нас. (адаптационный) | 15.09 | |
3 | Мастер изображения учит видеть. (адаптационный) | 22.09 | |
4 | Изображать можно пятном. (адаптационный) | 29.09 | |
5 | Изображать можно в объёме. (адаптационный) | 06.10 | |
6 | Изображать можно линией. (адаптационный) | 13.10 | |
7 | Разноцветные краски. (адаптационный) | 20.10 | |
8 | Художники и зрители. | 10.11 | |
9 | Мир полон украшений. | 17.11 | |
10 | Красоту надо уметь замечать. | 24.11 | |
11 | Узоры на крыльях. | 01.12 | |
12 | Красивые рыбы. | 08.12 | |
13 | Украшения птиц. | 15.12 | |
14 | Узоры, которые создали люди. | 22.12 | |
15 | Мастер украшения может сделать праздник. Обобщение темы. | 29.12 | |
16 | Инструктаж по ТБ. Постройки в нашей жизни. | 19.01 | |
17 | Дома бывают разными. | 26.01 | |
18 | Домики, которые построила природа. | 02.02 | |
19 | Дом снаружи и внутри. | 09.02 | |
20 | Строим город. | 16.02 | |
21 | Сказочный город. | 02.03 | |
22 | Всё имеет своё строение. | 09.03 | |
23 | Строим вещи. | 16.03 | |
24 | Посёлок, в котором мы живём. | 23.03 | |
25 | Посёлок, в котором мы живём. Обобщение темы. | 06.04 | |
26 | Три брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 13.04 | |
27 | Праздник птиц. | 20.04 | |
28 | Разноцветные жуки. | 27.04 | |
29 | Сказочная страна. | 04.05 | |
30 | Времена года. | 11.05 | |
31 | Праздник весны. | 18.05 | |
32 | Урок любования. Умение видеть. | 25.05 | |
7