Мининская СОШ филиал
муниципальногоавтономногообщеобразовательного
учрежденияИсетской средней общеобразовательной школы №1 Исетского района, Тюменской области
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от «___»_______2020 г. Протокол № _____ | СОГЛАСОВАНО старший методист /_______/Иргалинова Б.К «____» ________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ зав.филеаломМининской СОШ /___________ / А.Н.Андреева Приказ № ______от «____» __________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 1 класса
Учитель: Рыбакова Марина Владимировна
Высшей квалификационной категории
с. Минино, 2020 год
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству предназначена для обучающихся 1 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного( начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области.
- Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетскогорайона Тюменской области на 20120-2021 учебный год.
- Рабочей программы по изобразительному искусству, разработанной на основе программы «Изобразительное искусство», Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс авторы Неменская Л.А. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2018
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Предмет «Изобразительное искусство»», изучается 33 ч (1 раз в неделю).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работыв команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
проговаривать последовательность действий на уроке;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
пользоваться языком изобразительного искусства;
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
слушать и понимать высказывания собеседников;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
верно держать лист бумаги, карандаш; правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
применять элементы декоративного рисования;
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнавать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
использовать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
использовать способы и приёмы обработки различных материалов;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
3. Содержание учебного курса
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч)
Ты учишься изображать (8 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Ты украшаешь (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь (9 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
5. Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел 1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 8 ч. |
Раздел 2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 ч. |
Раздел 3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 9 ч. |
Раздел 4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 8 ч. |
| | Итого: 33 часа |
4. Календарно-тематическое планирование
N п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
| Ты учишься изображать (8 ч) | | | |
1 | Изображения всюду вокруг нас. | 1 | | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. | 1 | | |
3 | Изображать можно пятном. | 1 | | |
4 | Изображать можно в объеме. | 1 | | |
5 | Изображать можно линией. | 1 | | |
6 | Разноцветные краски. | 1 | | |
7 | Изображать можно и то, что невидимо. | 1 | | |
8 | Художники и зрители. Обобщение темы. | 1 | | |
| Ты украшаешь (8 ч) | | | |
9 | Мир полон украшений. Цветы. ИКТ презентация | 1 | | |
10 | Красоту надо уметь замечать. | 1 | | |
11 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 | | |
12 | Красивые рыбы. Монотипия. ИКТ презентация | 1 | | |
13 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | 1 | | |
14 | Узоры, которые создали люди. | 1 | | |
15 | Как украшает себя человек. | 1 | | |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. Обобщение. | 1 | | |
| Ты строишь (9 ч) | | | |
17 | Постройки в нашей жизни. | 1 | | |
18 | Дома бывают разными. ИКТ презентация ИКТ презентация | 1 | | |
19 | Домики, которые построила природа. | 1 | | |
20 | Дом снаружи и внутри. | 1 | | |
21 | Строим город. | 1 | | |
22 | Все имеет свое строение. | 1 | | |
23 | Строим вещи. | 1 | | |
24 | Город, в котором мы живем. Экскурсия. | 1 | | |
25 | Город, в котором мы живем. Обобщение темы. | 1 | | |
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч) | | | |
26 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | | |
27 | Праздник весны. | 1 | | |
28 | Сказочная страна. Создание панно. | 1 | | |
29 | Разноцветные жуки. | 1 | | |
30 | Времена года. Экскурсия | 1 | | |
31 | Времена года. Весенний пейзаж. | 1 | | |
32 | Создание композиции «Здравствуй, лето!» | 1 | | |
33 | Здравствуй, лето! Урок любования. Обобщение темы. | 1 | | |