СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 2,4 классы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 2,4 классы»

Календарно – тематическое планирование 2 класс



п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

Личностные результаты

УУД

Оборудование, материалы и зрительный ряд

1

2

3

4

5

6

7

8

9


ЧЕМ И КАК РАБОТАЕТ ХУДОЖНИК? (8 Ч)

1


«Цветочная поляна».

Три основных цвета - жёлтый, красный, синий.

УВвНТ

Что такое живопись? Как рассказать в рисунке о летнем отдыхе?

Композиция, центр композиции, главный герой, контраст тёплых и холодных тонов.

Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы.

Тетр. стр. 3-5.

Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, краски акварельные, гуашь, крупные кисти. Живые цветы, слайды.

Практическая работа смешения гуашевых красок.


2


«Берёза

солнечным днём».

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Урок - сказка

Как нарисовать берёзу? Смешивание синей, жёлтой и красной краски с белой краской.

Декоративная композиция: цвет, ритм, симметрия, цвет, нюансы.

Научатся наблюдать за природой, различать её характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел.

Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

создавать элементарные композиции на заданную тему, использую такие материалы, как мелки и пастель.

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения, оказывать взаимопомощь.

Альбом, пастель и цветные мелки, пастель, акварель.

Слайды деревьев, произведения художников по теме.

Тетр. стр. 6.

3


«Природная стихия».

Загадки чёрного и белого цветов. Изображение природных стихий крупными кистями: гроза, буря.

К

Какую картину можно нарисовать только чёрным и белым цветом?

Графика: линия, штрих, силуэт и симметрия.

Научатся выполнять наброски, используя графические материалы.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью.

Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, краски акварельные, гуашь, крупные кисти. Картины природы в произведениях И. Левитана,

А. Куинджи (гроза, буря).


Тетр. стр. 7.

4


Изображение разноцветного дождя и ночного праздничного города.

Обобщение по теме «Как и чем работает художник?» Для художников любой материал может стать выразительным. Изображение ночного праздничного города с помощью неожиданных материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы.

ОУ

Как определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий? Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Способы выразительности в художественных произведениях.

Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, цветные восковые мелки, «неожиданные материалы», фломастеры, краски акварельные. Фото ночного города. Слайды произведений архитектуры.

Научатся понимать красоту различных художественных материалов.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного отношения

к учению.

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

оценивать по заданным критериям, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог.

Тетр. стр. 8-9.

5


«Линия-выдумщица».

Изображение и фантазия.

УУ

Как изображать форму, пропорции,

соединять воедино образы

животных и птиц?

Рисование с натуры.

Научатся выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности

оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц.

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные

учителем ориентиры действия.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Рабочая тетрадь, карандаш, ластик,

гуашь,

акварельные краски, кисти.

Тетр. стр. 10.

6


«Птицы в лесу».

Выразительные возможности акварельных красок.

К

Как изображать форму, пропорции,

соединять воедино образы пятна в птиц?

Рабочая тетрадь, карандаш, ластик,

гуашь, акварельные краски, кисти.

Как красочное пятно превратить в птиц, зверей, в разные волшебные существа?

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Регулятивные:

принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания

объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания.

Тетр. стр.11.

7


«Звери в лесу».

Выразительность материалов для работы в объёме.

Урок - сказка

Как изображать форму, пропорции с помощью пластилина в объёме.

Пластилин,

стеки. Слайды животных,

картинки.

Фантазия, моделирование.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Регулятивные:

организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания.

Тетр. стр.12.

8


Игрушечный город.

Постройка и фантазия.

Создание макетов фантастических зданий. (Индивидуально - групповая работа.)

УФ

Как выполнять моделирование фантастических зданий? Техника безопасности при работе с ножницами.

Цветная бумага, ножницы, клей, картон. Слайды и фото построек. Работы архитекторов.

Научатся основным приёмам работы с бумагой.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

видеть и понимать многообразие видов и форм в природе, конструировать различные формы.

Коммуникативные:

давать эстетическую оценку выполненных работ.

Тетр. стр. 13.


РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 Ч)

9

(1)


«Автопортрет».

Изображение и реальность.

Урок - игра

Как соблюдать пропорции при изображении человека, передавать характерные черты изображаемого объекта?

Пропорция.

Научатся пользоваться правилами художника, соблюдать пропорции при изображении человека.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации с выделением существенных и несущественных признаков проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью.

Картины с изображением портретов людей, пошаговое рисование лица, гуашь, акварельные краски, кисти.

Тетр. стр. 14.

10(2)


«О чём я мечтаю»?

Выразительные возможности графических материалов. Изображение леса на листах бумаги по памяти.

Урок-сказка

Как рисовать, используя графические материалы?

Графическая композиция: линии разные по виду и ритму.

Кривые, ломаные, сетки, параллельные штрихи. Пятно, силуэт.

Научатся использовать графические материалы (тушь, палочка, кисть).

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, строить понятные для партнёра высказывания.

Тетр. стр. 15.

Альбом, карандаши. Тушь, перо, палочка. Тонкая кисть, уголь.

Слайды деревьев зимнего леса.


11

(3)


Изображение сказочных, несуществующих животных: драконы, кентавры.

Украшение и фантазия.

УСТ

Как создать собственный рисунок несуществующих животных: драконов, кентавров?

Форма, величина.

Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

выполнять действия с учетом заданных алгоритмов

Познавательные:

анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия.

Коммуникативные:

сотрудничать с товарищами в ходе работы.

Рабочая тетрадь, карандаш, ластик, гуашь, акварельные краски, кисти. Слайды животных реальных и фантастических.

Тетр. стр. 16-17.

12

(4)


«Узоры на стекле».

Украшение и реальность.

К

Как нарисовать характерные особенности, снежинки и разнообразные узоры на стекле?

Форма, величина.

Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем.

Познавательные:

осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Карандаш, альбом, уголь, мелки, тушь, гуашь.

Слайды природы.

Тетр. стр. 18.

13

(5)


Кокошник.

Человек и его украшения. (Сумочка, сарафан, воротничок, – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения.

К

Как выражать характер человека через украшения?

Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Научатся выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника. Знать понятие «украшение»; правила выражения человека через украшение.

Уметь рисовать с натуры, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Изображение украшений, карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Кружева, бижутерия, вышивка. Слайды кружев.

Тетр. стр. 19.

14

(6)


Праздничная новогодняя ёлка.

К

Как нарисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности?

Форма, величина.

Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Регулятивные:

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.

Карандаш, альбом, акварельные краски, гуашь.

Тетр. стр. 20-21.

15

(7)


Новогодние игрушки.

Братья-мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.

ОУ

Как использовать художественные материалы, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства? Техника безопасности при работе с ножницами.

Основные составные, тёплые и холодные цвета.

Научатся конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание.

Цветная бумага, ножницы, клей, картон, фольга, вата, нитки.

Тетр. стр. 21.


О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО? (9 Ч)

16

(1)


Мне грустно.

Мне радостно.

Изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы.

К

Как изображать природу в разных состояниях, правильно разводить и смешивать гуашевые краски?

Художник - маринист. Изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное).

Научатся самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Регулятивные:

принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений.

Коммуникативные:

контролировать действия

партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Тетр. стр. 22-23.

Гуашь, кисти, альбом. Слайды

картин художников.

17

(2)


Добрый волшебник.

Изображение характера человека: изображение доброго сказочного мужского образа.

К

Как нарисовать мужскую одежду, создавая добрый образ?

«Внутренняя красота».

Научатся изображать мужской образ.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью.

Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Слайды произведений Васнецова.

Тетр. стр. 24.


18

(3)


Злой волшебник.

Изображение характера человека: изображение злого сказочного мужского образа.

К

Как нарисовать мужскую одежду, создавая злой образ?

Отрицательные черты характера.

Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Слайды произведений Васнецова.

Научатся изображать мужской образ.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью.

Тетр. стр. 25.

19

(4)


Богатырские доспехи.

Воин и его доспехи. Выражение характера человека через узоры и цвет.

К

Как выражать характер человека через узоры и цвет?

Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов.

Уметь рисовать с натуры; сравнивать различные виды и жанры изобразительного

искусства; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Изображение украшений, карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Слайды старинного оружия.

Тетр. стр. 26-27.

20

(5)


Портрет в зеркале.

Изображение характера человека: Злая мачеха (баба Бабариха, злая волшебница).

К

Как нарисовать народную женскую одежду, как изобразить образ людей?

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой.

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая



Тетр. стр. 28.



тетрадь. Слайды произведений Васнецова.



Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью.

21

(6)


Портрет в зеркале.

Изображение характера человека: изображение сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Добрая волшебница).

К

Как нарисовать народную женскую одежду, как изобразить образ людей?

Русский народный костюм. Основные элементы народного костюма: рубаха, сарафан, душегрея, венец, «внутренняя красота».

Научатся изображать русскую женщину в народном костюме, передавать выразительность силуэта.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью.

Тетр. стр. 29.

Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Слайды произведений Васнецова.

22

(7)


Портрет сказочных героинь русских сказок.

Сказочные персонажи: Царевна - Лебедь, баба-Яга и др.

Образ сказочного героя, выраженный в портрете.

УП

Как выполнить работу гуашью, передать образ человека и его характер?

Портрет.

Научатся передавать образ человека и его характер, выполнять творческую работу.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные:

воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:

находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания

Гуашь, простой карандаш, ластик.

Тетр. стр. 30-31.

23

(8)

24

(9)


«Дворец доброй феи и злой колдуньи».

Образ здания.

К

Как создать образ сказочных построек?

Архитектура.

Научатся видеть художественный образ в архитектуре.

Адекватная мотивация учебной деятельности (познавательные мотивы).

Регулятивные:

воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:

Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая



Тетр. стр. 32-33.



тетрадь.



осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания.


КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО? (10 Ч)

25

(1)


Перо

Жар- птицы.

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. (Перо-жар птицы, угасающий костёр).

УВвНТ

Как наблюдать за цветом в картинах художников?

Цвет, тёплые и холодные цвета.

Научатся наблюдать за цветом в картинах художников, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить гуашевые краски.

Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной

литературе и иллюстрациях.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Слайды угасающего костра, пособие по цветоведению.

Тетр. стр. 34-35.

26

(2)


«Тихий спокойный сон и яркий звонкий праздник».

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

К

Какие цвета нужно использовать для передачи настроения?

Композиция. Цветовая гамма. Колорит. Приём рисования акварелью по сырому.

Научатся при рисовании пейзажа составлять цвета весеннего колорита, работать кистью по сырому.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Карандаш, гуашь или акварельные



Тетр. стр. 36-37.



краски, рабочая тетрадь.



Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

27

(3)


«Ветка берёзы и дуба».

Линия как средство выражения: характер линий.

К

Как различать основные и составные цвета, использовать художественные материалы, использовать линии для изображения характера работы?

Основные и составные цвета.

Научатся различать основные и составные цвета, изображать ветку берёзы и дуба.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства работами мастеров.

Регулятивные:

воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:

анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь. Крупные, большие весенние ветки.

Тетр. стр. 38-39.

28

(4)


«Полёт мыльных пузырей».

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

К

Как применять средства выразительности, использовать художественные материалы?

Ритм линий, пятен, цвет, пропорция.

Научатся создавать коллективное панно.

Ценность искусства в соответствии гармонии человека в окружающим миром.

Регулятивные:

воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера.

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

Карандаш, пастель, рабочая тетрадь.

Тетр. стр. 40.

29

(5)


«Подводный мир».

Линия как средство выражения: ритм линий.

К

Как изображать формы и жителей подводного мира?

Ритм, пейзаж, художник - пейзажист.

Научатся изображать формы подводного мира, планировать свою работу и следовать

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с подводным миром.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

применять правила и

Карандаш, пастель,



Тетр. стр. 41.



рабочая тетрадь.

инструкциям.


пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение, вести устный диалог.

30

(6)


«Дом-небоскрёб».

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.

УОиС

Как проектировать сказочный город?

Украшение.

Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы.

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Карандаш, гуашь или акварельные краски, рабочая тетрадь.

Тетр. стр. 42.

31

(7)


«Спящий великан».

Пропорции выражают характер.

К

Как соотносить части тела по размеру, выполнять изделия из пластичных

материалов?

Пропорция.

Научатся выбирать материал для работы, выражать характер изделия через

отношение между величинами (пропорцию).

Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные:

принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

анализировать образец,

определять материалы.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания, формулировать собственное мнение и позицию.

Акварель, палитра.

Тетр. стр. 43.

32

(8)


Четвероногий герой.

Изображение характера животных. Выражение животного с ярко выраженным характером.

К

Как рисовать силуэты животных, передавать в тематических рисунках пространственные отношения?

Знать понятие «художник-анималист»; творчество художников В. Серова, М. Кукунова. Уметь рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

Научатся рисовать силуэты животных, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой.

Регулятивные:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкциями; наблюдать за настроением животных, передавать наблюдения и переживания в рисунке.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Тетр. стр. 12.

Карандаш, гуашь, рабочая тетрадь.

33

(9)


Оригами «Птички».

(Коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения.

УО

Как составлять композицию и последовательно её выполнять? Техника безопасности при работе с ножницами.

Ритм, движения пятна, аппликация, панно.

Научатся выполнять задание в технике аппликации. Знать понятие «пропорция»; технику выполнения оригами.

Уметь работать в технике оригами и бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Регулятивные:

воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

моделировать коллективное панно.

Коммуникативные:

задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах.

34

(10)


Обобщающий урок года.

Наши достижения. Я умею. Я могу.

Выставка детских работ.

УВ

Показать, чему мы научились?

Мастерская, выставка, вернисаж.

Научатся демонстрировать свои достижения на выставке и комментировать их. Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России. Уметь высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства.

Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

осуществлять поиск и анализ необходимой информации.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.













Календарно – тематическое планирование 4 класс


№ п/п



Дата

Урока


план


Дата

урока факт


Тема урока


Тип урока


Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Вид и форма
контроля


Дом.

задание

предметные

личностные

метапредметные



I четверть(9ч)

Р а з д е л  1. Истоки родного искусства (9часов)

1\1



Пейзаж родной земли.

Изучение и первичное закрепление

знаний

Участвовать в беседе о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками

Знать характерные черты родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу.

Умение нарисовать пейзаж по памяти

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решений различных художественно-творческих задач.

Выставка работ

Штриховка

2\2



Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир.

Урок « открытия нового знания»

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы

Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги  конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование навыков коллективной деятельности

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

Выставка работ

Найти изображение русской деревни.

3\3



Образ традиционного русского дома.

Комбинированный

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы.

Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги  модели избы. Создавать кол-лективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

Выставка работ

Найти изображение русской избы.

4\4



Украшение деревянных построек и их значение.

Комбинированный

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы.

Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы в пейзаже.  Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач.

Выставка работ

Сообщение «Чем украшали дома славяне»

5\5



Образ красоты человека. Женский портрет.

Комбинированный

Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

Знание традиционной национальной одежды, роль головного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа.

Уметь осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

Выставка работ

Найти иллюстрации крестьянских образов.

6\6



Образ красоты человека. Мужской портрет.

Изучение и первичное закрепление

знаний

Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма

Знать характер сельского труда. Иметь представление

о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда. Умение изобразить сцены труда из крестьянской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Уметь осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

Выставка работ

Найти иллюстрации крестьянских образов.

7\7



Народные праздники.

Коллективное панно.

Комбинированный

Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников.

Знать несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными  основами композиции. Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.

Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Выставка работ

Найти иллюстрации, изображающие труд людей

8\8






Народные праздники.

Коллективное панно.

Комбинированный

Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников

Знать несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Овладение элементарными  основами композиции. Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно.

Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Выставка работ

Подготовить сообщение о народном празднике

9\9



Обобщение темы четверти.

Закрепление

знаний

Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно.

Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы.

Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.

Текущий

Раскрашивание цветными карандашами

10/1



Родной угол.

Урок « открытия нового знания»

Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа  по картинам художников, изображающих  древнерусские города. Конструирование  башен-бойниц из бумаги.

Знание понятия «макет»,

 как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот.  Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города.

Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать  и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре.

Фронтальный

Найти изображения древних городов.

11/2



Древние соборы.

Закрепление

знаний

Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм.

Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма.

Умение выполнять групповую работу по постройке древнего города.

 Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа

Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать  и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре.

Текущий

Найти изображения древних церквей и соборов.

12/3



Города русской земли

Комбинированный

Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью.

Знать организацию внутреннего пространства кремля.

Уметь написать пейзаж с церковью, передавать настроение композиции, составлять композицию,  последовательно её выполнять.

Испытывать чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Уметь осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи.

Фронтальный

Найти изображения древних городов.

13/4



Древнерусские воины-защитники. 

Комбинированный

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину)

Знание, как жили князь и его люди, как одевались. 

Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками  изображения фигуры человека.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Уметь создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами, использовать правила рисования фигуры человека.

Фронтальный

Найти изображения витязей.

14/5



Города земли русской

Комбинированный

Участвовать в беседе  о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры. Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города

Знать основные структурные части города. Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.

Уметь отличать эти города.

Участвовать в коллективной работе по созданию макета древнего города с его жителями.

Испытывать эстетические чувства, развивать в себе художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазию.

Искать нужную информацию, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Текущий

Найти изображения древних городов.

15/6



Узорочье теремов.

Урок « открытия нового знания»

Познакомиться с декором  городских архитектурных построек и  декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат.

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.

Формировать уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом

Уметь создавать элементарные композиции на заданную тему, использовать правила передачи пространства на плоскости в изображении внутреннего убранства палат.

Фронтальный

Найти изображения русского терема.

16/7



Пир в теремных палатах. (Обобщение темы).

Закрепление

знаний

Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат.  Создавать изображения на тему праздничного пира.


Знать  картины русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Уметь создавать многофигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. 

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. Уметь находить справочно- информационный материал по теме 

Текущий


Р а з д е л  3. Каждый народ – художник (11 часов)

17/8



Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Урок « открытия нового знания»

Беседа о многообразии  представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка

Обрести знания о необычной художественной культуре Японии, особенности легких конструкций, построек в Японии. Уметь изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Текущий

Рисование японской национальной одежды.


III четверть (12ч)

18/

1

17.01


Изображение японок в национальной одежде.

Урок « открытия нового знания»

Познакомиться с традиционными представлениями о красоте японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме.

Уметь создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Приобрести новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные и композиционные навыки .

Воспринимать уважительно культуру и искусство других народов. Формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности.

Приобрести новые конструктивные и композиционные навыки. Освоить новые эстетические представления о поэтической красоте мира

Текущий

Найти иллюстрации японской приоды

19/2



Народы гор и степей.

Урок « открытия нового знания»

Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение  жизни людей в степи и горах.

Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы. 

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Фронтальный

Найти иллюстрации японских образов

20/3



Города в степи, в пустыне.

Закрепление

знаний

Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации.

Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города Умение выполнить объёмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Фронтальный

Найти иллюстрации ДПИ Востока

21/4



Древняя Эллада.

Комбинированный

Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов.

Знание искусства Древней Греции, архитектуры Акрополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма.

Умение моделировать из  бумаги  конструкции греческих храмов

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

Умение рационально строить свою творческую деятельность, стремиться к освоению новых знаний и умений.

Текущий

Найти иллюстрации крестьянских образов

22/5

23/6

13.02.






Древнегреческие праздники.

Комбинированный

Беседа о конструктивности в греческом пони-мании красоты мира. Красота построения человеческого тела «архитектура» тела, воспетая греками.

Знание искусства древнегреческой вазописи, знание скульпторов, изображающих богов. Уметь изобразить олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия,(фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов.

Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников; овладение умением вести диалог при составлении плана работы над панно.

Фронтальный

Найти иллюстрации образов греков

24/7



Европейские города Средневековья.

Комбинированный

Беседа об образе готических городов средневековой Европы: величие и устремлённость вверх готического храма, готические витражи и впечатление от них, портал храма, ратуша, центральная площадь. Создавать коллективное панно.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. Умение рационально организовывать рабочее место.

Текущий

Найти изображения зданий Др Греции

25/8



Портрет средневекового жителя.

Комбинированный

Беседа о средневековых готических костюмах, их вертикальных линиях, удлиненных пропорциях, о единстве форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Знание сословий разделения людей, средневековых готических костюмов (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Иметь представление о традиционной европейской одежде средневековья. Развитие навыков изображения человека.

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно.

Текущий

Найти изображения древних олимпийцев

26/9



Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Комбинированный

Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти.

Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого от-дельного человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.

Текущий

Узор коврика

Р а з д е л  4. Искусство объединяет народы (8 часов)

27/10



Все народы воспевают материнство.

Комбинированный

Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту  материнства. Наблюдать и анализировать выразительные средства произ-ведений. Изобразить образ матери и дитя.

Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать 

и дитя. Развивать навыки композиционного  изображения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Умение давать оценку своей работе по заданным критериям.

Выставка работ

Принести фото мамы

28/1



Все народы воспевают мудрость старости.

Комбинированный

Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека

Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание,  что красота – это эстетическая и духовная категория. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников

Выставка работ

Принести фото бабушки

29/2



Сопереживание великая тема искусства.

Комбинированный

Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Знание, художников и полотен Раскрывающих тему сопереживания.

Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников



IV четверть (5ч)

30/3

31/4



Герои борцы и защитники.

Комбинированный

Беседовать о героях защитниках. Анализировать памятники героям защитникам. Приобретать собственный опыт в со-здании героического об-раза. Выполнение памятника героям войны в графике.

Знание памятников героям Отечества.

Умение выполнить памятник в графике.

Формирование чувства гордости  за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства.

Фронтальный

Найти изображения воинов

32/5



Юность и надежды.

Урок « открытия нового знания»

Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии.

Знание  основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников.

Умение изобразить радость детства  с помощью графических материалов.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение осуществлять поиск информации, используя  материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами владения графическими материалами.

Текущий

Найти изображения детей

33/6



Искусство народов мира.

Комбинированный

Обобщить знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов.

Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. Уметь выполнить коллективный коллаж,

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром.

Выставка работ

Штриховка

34/7



Итоговая выставка работ.

Закрепление и обобщение

знаний

Творческие отчёты. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

Создавать отчёт или сообщение по выбранной теме.

Уважительно относиться к другому мнению. Высказыванию.

Умение давать оценку своей работе и работам одноклассников по заданным критериям.

Фронтальный