Приложение №2
Содержание учебного предмета
Таблица тематического распределения часов на учебный год:
№ | Основные разделы: | Количество часов |
1 | «Мы рисуем осень» | 9 7час9о9часовв |
2 | «Мы рисуем сказку» | 8 часов |
3 | «Мои друзья» | 10 часов |
4 | «С чего начинается Родина» | 9 часов |
| ИТОГО: | 34 часов |
«Мы рисуем осень» - 7 часов
Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности. Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.
Обобщённые требования к ЗУН обучающихся
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:
• об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).
• доступные сведения о художественной росписи (Хохлома, Полхов-Майдан, Гжель)
• роль трудовой деятельности в жизни человека
уметь:
• верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
• определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
• выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
• лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе¬дневной жизни для:
- познания и видения красоты окружающего мира;
- развития своих художественных способностей;
- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.
2. «Мы рисуем сказку» - 8 часов
Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности. Лепка птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Обобщённые требования к ЗУН обучающихся
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:
• понятия «рисунок», «живопись», «картина», «иллюстрация», «узор», «палитра»;
• об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).
уметь:
• передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
• передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе¬дневной жизни для:
- познания и видения красоты окружающего мира;
- развития своих художественных способностей;
- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.
3.«Мои друзья» - 10 часов
Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.
Обобщённые требования к ЗУН обучающихся
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:
• понятия «рисунок», «живопись», «картина», «иллюстрация», «узор», «палитра»;
• об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).
уметь:
• передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
• передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
• основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
• лепить простейшие объекты действительности
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе¬дневной жизни для:
- познания и видения красоты окружающего мира;
- развития своих художественных способностей;
- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.
4. «С чего начинается Родина» - 9 часов
Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунках смысловой связи между предметами
Обобщённые требования к ЗУН обучающихся
В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
уметь:
• соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
• высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе¬дневной жизни для:
- познания и видения красоты окружающего мира;
- развития своих художественных способностей;
- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас :
Основные темы бесед:
прекрасное вокруг нас (натюрморты художника Ильи Машкова и других художников);
родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника-пейзажиста Николая Ромадина, звуки дождя в живописи);
городские и сельские пейзажи;
художественно-выразительные средства живописи — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
композиция в изобразительном искусстве;
художники-сказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин);
художники-анималисты (творчество Василия Ватагина, животные на картинах и в рисунках Валентина Серова и др.);
выдающиеся художники второй половины XIX века: Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан;
главные художественные музеи России;
- русское народное декоративно-прикладное искусство (Жостово, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка)
Основные виды учебной деятельности учащихся в процессе освоения курса «Изобразительное искусство»
Виды занятий:
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование на темы
Декоративная работа
Лепка
Аппликация
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Рисование на темы (8 ч)
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Декоративная работа (8 ч)
Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Лепка (3 ч)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Аппликация (3 ч)
Рисование узоров геометрических и раститель ных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вы резание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Приложение №3
Календарно-тематическое планирование
УМК ( Изобразительное искусство , 2 класс ,М.Просвещение, 201_)
| Тема урока Тип урока | Кол час | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата |
план | факт |
1 четверть 9 недель х 1 час = 9 часов |
1 | Теплые и холодные цвета в живописи. Творческая работа «Дорожные знаки» Введение новых знаний | 1 | Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. | | |
2 | Рисование на тему «Овощи и фрукты» Комбинированный | 1 | Изображать живописными средствами с натуры, по памяти и по представлению овощи и фрукты | | |
3 | Узоры в полосе из растительного орнамента Введение новых знаний | 1 | Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. | | |
4 | Бабочки. Рисунок с натуры и по памяти. Ось симметрии Введение новых знаний | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | | |
5 | Беседа «Осень в произведениях художников». Рисование на тему «Осенний волшебный дождь» Комбинированный | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция | | |
6 | И снова осень к нам пришла. Лепка на тему «Листья деревьев» Введение новых знаний | 1 | Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан, В. И. Суриков, А. К. Саврасов | | |
7 | Ваза с фруктами. Корзина с грибами, овощами Комбинированный | 1 | Изображать живописными средствами с натуры, по памяти и по представлению осенние цветы, листья, букеты, грибы. | | |
8 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство». Орнамент из цветов, листьев, бабочек для украшения коврика «Узор в полосе» Комбинированный | 1 | Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Освоение основ декоративно-прикладного искусства | | |
9 | Красота гжель-ских узоров. Творческая работа «Волшебная тарелка» Комбинированный | 1 | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | | |
| Тема урока Тип урока | Кол час | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата |
план | факт |
2 четверть 7 недель х 1 час = 7 часов |
1 | Жостовская роспись. Творческая работа «Букеты цветов на подносе» Комбинированный | 1 | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выражение своего отношения к произведению | | |
2 | Орнамент из геометрических фигур Творческая работа «Украшаем варежки» (аппликация) Введение новых знаний | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция | | |
3 | Орнамент из геометрических фигур Творческая работа «Украшаем варежки» Комбинированный | 1 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисовании. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция | | |
4 | Полхов-майданские мастера. Русская матрешка. Комбинированный | 1 | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров | | |
5 | Творческая работа «Игрушечные машины» Комбинированный | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. Рисование на основе наблюдений или по представлению. | | |
6 | Выполнение графических и живописных упражнений. Рисунок «Любимая книга» Комбинированный | 1 | Изображение с натуры. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма | | |
7 | Ёлочные игрушки. Комбинированный | | Изображение с натуры. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма | | |
| Тема урока Тип урока | Кол час | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата |
план | факт |
3 четверть 10 недель х 1 час = 10 часов |
1 | Рисование с натуры ветки ели или сосны с шишками Комбинированный | 1 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция | | |
2 | Дымковская игрушка. Творческая работа «Барыня» (лепка) Комбинированный | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Использование различных материалов: пластилин. Лепка дымковской барыни по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки | | |
3 | Беседа «Художники-сказочники.» Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди» Комбинированный | 1 | Передавать характерные черты внешнего облика сказочного героя, его одежды, украшений. Освоить элементарные приемы иллюстрирования литературного произведения: передавать сюжет, композиционно правильно располагать элементы рисунка | | |
4 | Архангельские и тульские печатные пряники. Рисование тульского пряника. Комбинированный | 1 | Составлять тематические композиции. Понимать замысел художника. Накапливать зрительные впечатления, и использовать их в композиции. | | |
5 | Беседа «Выдающиеся русские художники. Илья Репин. Иван Шишкин». Рисунок на тему «С чего начинается Родина» Комбинированный | 1 | Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности | | |
6 | Рисование по представлению на тему «Зимние развлечения с друзьями» Комбинированный | 1 | Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы зимней природы, детей. | | |
7 | Выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц Комбинированный | 1 | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция | | |
8 | Выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц Комбинированный | 1 | Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе | | |
9 | Беседа «Городские и сельские пейзажи». Иллюстрирование произведений литературы. «Береза» С. Есенина Комбинированный | 1 | Иллюстрирование произведений литературы. Родная природа в творчестве русских художников. | | |
10 | Беседа «Главные художественные музеи России» Комбинированный | 1 | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Называть ведущие художественные музеи России и своего региона. | | |
| Тема урока Тип урока | Кол час | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата |
план | факт |
4 четверть 8 недель х 1 час = 8 часов |
1 | Лепка по мотивам народных игрушек несложной формы. Филимоновские глиняные игрушки Комбинированный | 1 | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Лепка птиц, зверей по памяти и по представлению | | |
2 | Беседа «Художники-анималисты». Рисование на тему «Силуэты животных». Комбинированный | 1 | Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы зверей, птиц, лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры | | |
3 | Рисование на тему «Силуэты животных». Силуэты в изобразительном искусстве. Контрасты Комбинированный | 1 | Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы зверей, птиц, лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры | | |
4 | Творческая работа «Праздничный салют» Комбинированный | 1 | Передача настроения в творческой работе | | |
5 | Творческая работа «Мои любимые животные» Комбинированный | 1 | Выполнение набросков по памяти и представлению животных | | |
6 | Рисование с натуры простых по форме цветов. Творческая работа «Красота вокруг нас» Комбинированный | 1 | Выделять цветом главные объекты композиции. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы весенней природы, детей, зверей, птиц. | | |
7 | Объёмная аппликация «Поле маков» Комбинированный | 1 | Использование различных художественных техник и материалов: аппликация. Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги | | |
8 | Путешествие в страну «Волшебный мир красок» Урок-викторина | 1 | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе | | |
Приложение №4
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.
Лист корректировки
Тема, раздел | Актированные дни | Укрупнение дидактических единиц | Выполнение программного материала |
| | | план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |