Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новотырышкинская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Будницкая И.Б. /__________/ Протокол № 1 от 19 августа 2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Климцева Н.В. /__________/ 20 августа 2021г | «Утверждено» Директор МБОУ « Новотырышкинская СОШ» Горяева Л.В. /_______________/ Приказ № 121-р от 21 августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«изобразительное искусство»
(34 часа)
2 класс
Составитель: Жукова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе рабочей программы под редакцией Б.Н. Неменского. (УМК «Школа России»)
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
1.2. место учебного предмета
Учебный предмет « Изобразительное искусство» представлен в предметной области «Искусство». Во 2 классе количество часов на изучение предмета составляет 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
содержание учебного предмета
ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник?
Три основных цвета — желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Домашнее задание |
Раздел1 | Как и чем работает художник? (8 ч) | | |
1 | Три основных цвета- жёлтый , красный, синий. « Цветочная поляна» | 1 | Понаблюдать красоту окр. мира и постараться увидеть основные и составные цвета, а также их оттенки. |
2 | Белая и черная краски. « Радуга на грозовом небе» . | 1 | Наблюдать природу; подумать, какой ее хотелось бы изобразить и какими цветовыми сочетаниями. |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. « Осенний лес» . | 1 | Рассмотреть работы, выполненные пастелью, акварелью, восковыми мелками. |
4 | Выразительные возможности аппликации. « Осенний листопад» | 1 | Найти репродукции работ художников на тему осени; рассказать, какие произведения понравились больше и почему. |
5 | Выразительные возможности графических материалов. « Графика зимнего леса» | 1 | Наблюдать за красотой деревьев, пластикой их стволов, ветвей. Найти книги, иллюстрированные линейными рисунками. |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Животные родного края. | 1 | Понаблюдать за животными. |
7 | Выразительные возможности бумаги. « Игровая площадка»» | 1 | Подумать, посмотреть, какие материалы используются для строительства в родной местности. |
8 | Неожиданные материалы. «Праздничный город» . | 1 | Понаблюдать в окружающей жизни, какими еще материалами, могут работать художники. |
Раздел2 | Реальность и фантазия (7 ч) | | |
9 | Изображение и реальность. Моё любимое животное. | 1 | Понаблюдать за поведением домашних животных; найти в книгах рисунки животных. |
10 | Изображение и фантазия. « Сказочная птица» | 1 | Придумать историю об изображенном фантастическом образе. |
11 | Украшение и реальность. « Узоры паутины» | 1 | Посмотреть, какие природные мотивы и как использовал художник в кружевах, тканях, украшениях. |
12 | Украшение и фантазия. « Кокошники» | 1 | Вспомнить, что Мастер Постройки может сделать для человека и чему он учится у природы. |
13 | Постройка и реальность. « Морской аквариум» | 1 | Постараться увидеть в окружающем мире объемные конструкции и найти в них природные аналоги. |
14 | Постройка и фантазия. Фантастические здания. | 1 | Вспомнить все, о чем говорили, что делали в четверти. |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Конструирование ёлочных игрушек. | 1 | Подумать, зачем люди изображают, украшают и строят. |
Раздел3 | О чем говорит искусство (11 ч) | | |
16 | Изображение природы в разных состояниях ( море). | 1 | Найти стихотворение, в котором описан пейзаж в определенном состоянии. Посмотреть иллюстрации к детским книгам, как изображены разные состояния природы. |
17 | Изображение характера животных « Четвероногий герой» . | 1 | Сходить в зоопарк. Понаблюдать за пластикой животных. Найти в книгах изображения животных и подумать, какой характер у зверя и какое его настроение изобразил художник. |
18 | Изображение характера человека: женский образ ( Царевна Лебедь и сватья Бабариха, Золушка и мачеха) | 1 | Понаблюдать в окружающей жизни за людьми, соотнести их внешность и характер. |
19 | Изображение характера человека: мужской образ ( добрый и злой воин) . | 1 | Найти в книгах и в альбомах по искусству мужские образы и подумать над их характером. |
20-21 | Образ человека в скульптуре. Сказочные герои противоположные по характеру . | 2 | Найти в книгах, журналах, альбомах скульптуры с ярко выраженной характеристикой образа. |
22 | Человек и его украшения. Богатырские доспехи. | 1 | Обратить внимание на то, как украшают себя люди в праздники, в будни, в дни грусти. |
23-24 | О чем говорят украшения . « Морской бой флота царя Салтана и пиратов» . | 1 | Рассмотреть дома различного рода украшения и подумать, что они выражают. |
25 | Образ здания. Дворцы Доброй феи и Снежной королевы. | 1 | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру | 1 | Воспроизвести в памяти это занятие и подумать, с каким Мастером было интереснее работать. |
| Как говорит искусство (8 ч) | | |
27 | Теплые и холодные цвета.Борьба теплого и холодного.« Огонь в ночи» ( перо жар-птицы) | 1 | Сходить в зоопарк. Понаблюдать за пластикой животных. Найти в книгах изображения животных и подумать, какой характер у зверя и какое его настроение изобразил художник. |
28 | Тихие и звонкие цвета « Весенняя земля» . | 1 | Понаблюдать в окружающей жизни за людьми, соотнести их внешность и характер. |
29 | Что такое ритм линий. « Весенние ручьи» . | 1 | Найти в книгах и в альбомах по искусству мужские образы и подумать над их характером. |
30 | Характер линий. Ветки деревьев. | 1 | Найти в книгах, журналах, альбомах скульптуры с ярко выраженной характеристикой образа. |
31 | Ритм пятен. Птицы. | 1 | Обратить внимание на то, как украшают себя люди в праздники, в будни, в дни грусти. |
32 | Пропорции выражают характер. Лепка птиц с разными пропорциями . | 1 | Рассмотреть дома различного рода украшения и подумать, что они выражают. |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. «Весна. Шум птиц» | 1 | Воспроизвести в памяти это занятие и подумать, с каким Мастером было интереснее работать. |
34 | Обобщающий урок года | 1 | |