Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 Б класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования;
- основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 7 г. Черняховска»;
- примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. и учебников
(утвержденных Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 );
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
В содержание программы могут быть внесены изменения и /или дополнения в связи с изменением внутреннего распорядка или образовательной деятельности Лицея на основании локально нормативных актов.
Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу первого года обучения входит осознание того, что Мастера работают разными материалами, а также первичное освоение этих материалов.
Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер Изображения, затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе.
Ты учишься изображать (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Ты украшаешь (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь (8 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности.Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 8 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 8 |
Календарно-тематическое планирование 1 час в неделю, 33 часа в год,
из них на внутрипредметный модуль «Акварелька» отводится 7 часов
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
планир | Проведен |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения Образовательный модуль «Акварелька» №1Введение в предмет | 1 | | |
2 | Изображения вокруг нас.Урок – игра. Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». | 1 | | |
3 | Образовательный модуль «Акварелька» №2Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы.Знакомство с понятием «форма». | 1 | | |
4 | Изображать можно пятном. Урок – импровизация. Пятно как способ изображения на плоскости. | 1 | | |
5 | Изображать можно в объеме. Урок – сказка. Объемные изображения.Выразительные, объемные объекты в природе. | 1 | | |
6 | Изображать можно линией. Урок – игра.Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. | 1 | | |
7 | Разноцветные краски. Урок – игра. Знакомство с цветом. Краски гуашь. | 1 | | |
8 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Урок– фантазия. Выражение настроения в изображении. | 1 | | |
9 | Образовательный модуль «Акварелька»№3 Художники и зрители (обобщение темы). Урок – путешествие.Восприятие детской изобразительной деятельности. | 1 | | |
10 | Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). | 1 | | |
11 | Образовательный модуль «Акварелька» №4Красоту надо уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. | 1 | | |
12 | Узоры на крыльях Графические материалы, фантазийный графический узор | 1 | | |
13 | Красивые рыбы. Урок – путешествие. Украшение рыбки, выполненное цветным пятном в технике монотопия. | 1 | | |
14 | Украшение птиц. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. | 1 | | |
15 | Узоры, которые создали люди. Рубежный контроль Урок – фантазия. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. | 1 | | |
16 | Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. | 1 | | |
17 | Образовательный модуль «Акварелька» №5Экскурсия в худ.школу. Без праздничных украшений нет праздника | 1 | | |
18 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. | 1 | | |
19 | Рисуем домики, для сказочных героев. Урок – фантазия. Природные постройки и конструкции. | 1 | | |
20 | Домики, которые построила природа. Многообразие архитектурных построек и их назначение. | 1 | | |
21 | Дом снаружи и внутри.Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. | 1 | | |
22 | Строим город. Урок – игра. Конструирование игрового города. | 1 | | |
23 | Все имеет свое строение. Конструкция предмета. | 1 | | |
24 | Постройка предметов.Конструирование предметов быта. | 1 | | |
25 | Образ. Модуль №6 Урок- экскурсия.(обобщение темы) Создание образа города. | 1 | | |
26 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу Совместная работа трёх братьев мастеров. | 1 | | |
27 | «Сказочная страна»- коллективная работа. Создание панно. | 1 | | |
28 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги объектов природы. | 1 | | |
29 | Разноцветные жуки. Восприятие красоты природы. | 1 | | |
30 31 | Здравствуй, лето! Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. | 2 | | |
32 | Рисование на тему «Праздничный салют» | 1 | | |
33 | Образовательный модуль «Акварелька» №7 Урок – выставка. | 1 | | |