г. о. Орехово - Зуево
______________Кузнецова И.С.
«___» _________ 2017г.
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
- развитие высших психических функций.
На уроки ИЗО во 2 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю в течение учебного года.
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами- мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях и репродукциях картин изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
-Передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
-Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
-Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
-Рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
№ | Тема | Дата | Вид урока | Основные знания | Формируемые умения и навыки | Форма проверки | Кол-во час. |
план | факт |
1. | Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Рисование с натуры овощей. | 04. 09 | 04.09 | Изучение нового материала. | Предмет изобразительное искусство. Организация рабочего места: правильное размещение на парте необходимые для работы художественные материалы, принадлежности. Умение правильно пользоваться карандашом, красками, кистью Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра. Узнавание и называние локального цвета предметов. | Знать основные цвета солнечного спектра, ахроматического ряда (чёрный, серый, белый) Уметь рисовать по подражанию действиям учителя. | Самостоятельная работа | 1 |
2. | Рисование с натуры разных видов грибов (мухомор, подосиновик, белый) | 11. 09 | 11.09 | Комбинированный урок. | Формирование умения учитывать горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета. Использование трафарета или шаблона при рисовании. | Уметь организовать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать бумагу карандаш. | Текущий | 1 |
3. | Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу) | 18. 09 | 18. 09 | Комбинированный урок. | Элементарные основы рисунка: линия, форма, цвет. Рисование кистью линий прямых и волнистых. | Знать название основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький). Уметь правильно держать карандаш; кисть. | Текущий. | 1 |
4. | Самостоятельное составление узора учащимися в полосе. | 25. 09 | 25. 09 | Комбинированный урок. | Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов. Соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, слева, справа. | Знать названия основных цветов, форму и размер предметов Уметь ориентироваться на листе бумаги; - правильно раскрашивать предметы красками. | Текущий | 1 |
5. | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 02. 10 | 02.10 | Комбинированный урок. | Рисование геометрических фигур, несложные орнаменты. Раскрашивание акварельными красками. | Знать названия основных цветов. Уметь правильно держать карандаш. | Текущий. | 1 |
6. | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях) | 16. 10 | 16.10 | Комбинированный урок. | Рисование несложного орнамента. Раскрашивание акварельными красками. Умение смешивать краски. | Знать названия всех изображаемых предметов. Уметь рисовать по трафарету и раскрашивать; - пользоваться карандашом и ручкой. | Фронтальный опрос. | 1 |
7. | Рисование на тему « Деревья осенью» | 23. 10 | 23.10 | Комбинированный | Рисование по образцу элементов. Пространственная ориентация на альбомном листе. Упражнения для развития слухового восприятия. | Знать названия предметов их ближайшего окружения; -названия основных цветов, форму и размер предметов ( большой, маленький) | Индивидуальный опрос. | 1 |
8. | Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (папка, линейка, треугольник чертёжный) | 30. 10 | 30. 10 | Комбинированный | Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать формы квадратных и прямоугольных предметов. | Знать выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет». Уметь узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображённые предметы и действия. Сравнивать их между собой по форме, цвету, величине ( под руководством учителя). | Текущий. | 1 |
9. | Декоративное рисование - узор из цветов для коврика прямоугольной формы. | 13. 11 | 13.11 | Комбинированный. | Развитие умения пользоваться красками и кисточкой. Использование основных цветов, получение нового цвета путём смешивания красок. | Уметь свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги. | Текущий. | 1 |
10. | Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике ( по образцу). | 27. 11 | 27.11 | Комбинированный. | Составление узора в полосе из геометрических фигур. Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у учащихся чувство ритма при составлении узора). | Знать правила работы с акварелью. Уметь выполнять декоративные узоры. | Текущий. | 1 |
11. | Декоративное рисование - орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью. | 04. 12 | 04.12 | Комбинированный урок. | Расширить знания о городецкой росписи. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Основные элементы городецкой росписи. Рисование орнамента в квадрате, используя элементы городецкой росписи. | Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. | Самостоятельная работа. | 1 |
12. | Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях). | 11.12 | 11.12 | Комбинированный урок. | Развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предмета. | Знать правила работы с акварелью. Уметь работать кистью и акварельными красками. | Текущий. | 1 |
13. | Рисование с натуры веточки ели. | 18. 12 | 18. 12 | Комбинированный. | Развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предмета. Изображение предмета сходного с натурой или образцом. | Знать правила работы с акварелью. Уметь работать кистью и акварельными красками. | Текущий. | 1 |
14. | Рисование с натуры праздничных флажков. | 25. 12 | 25. 12 | комбинированный | Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. | Уметь рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски. | Самостоятельная работа | 1 |
15. | Рисование с натуры ёлочных украшений. | 15. 01 | 15. 01 | Комбинированный урок. | Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. Изображать форму, общее пространственное положение, пропорции, цвет. | Текущий. | 1 |
16. | Рисование на тему « Веточка с ёлочными игрушками» | 22. 01 | 22. 01 | Комбинированный. | Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Уметь рисовать с натуры объекты прямоугольной и овальной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски. | Работа по образцу. | 1 |
17. | Рисование узора снежинок (украшение шарфа или свитера) | 29. 01 | 29.01 | Комбинированный. | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции. Пространства, линии, пятна. | Знать о линии и пятне как художественно- выразительных средствах живописи. Уметь изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги. | Самостоятельная работа. | 1 |
18. | Рисование на тему «Снеговик». | 05. 02 | 05. 02 | Комбинированный. | Ознакомить с красками колодной гаммы. Находить дополнительные цвета, формировать умение составлять композицию. | Уметь узнавать называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. | Текущий. | 1 |
19. | Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины. | 12. 02 | 12.02 | Комбинированный | Виды и жанры изобразительного искусства, их связь с жизнью. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства. | Текущий. | 1 |
20. . | Рисование с натуры игрушки - рыбки. | 26.02 | 26.02 | Комбинированный урок. | Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Работа по образцу. | 1 |
21. | Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей». | 05.03 | 05.03 | Комбинированный урок. | Расширить знания о рыбах. Ознакомить со способом последовательного изображения рыбы. | Уметь рисовать кистью волнистые линии. Последовательно проводить работу над рисунком. | Работа по образцу. | 1 |
22. | Рисование с натуры предметов прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка) | 12.03 | 12.03 | Комбинированный урок. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии. Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. | Уметь высказывать простейшие суждения о картинах. Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. Правильно разводить и смешивать краски. | Текущий. | 1 |
23. | Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов- майданскими изделиями. Рисование узора в полосе. | 19.03 | 19.03 | Урок-презентация | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. | Уметь наблюдать и делать выводы. Передавать прекрасное словами. Используя словарный запас. | Текущий. | 1 |
24. | Декоративное рисование: узор в полосе для косынки треугольной формы. | 26.03 | 26.03 | Изучение нового материала. | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. | Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. | Самостоятельная работа. | 1 |
25. | Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность». | 14.05 | | Комбинированный урок. | Правила дорожного движения. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорция. творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Знать правила работы с гуашевыми красками. Уметь выполнять кистью простейшие элементы рисунка. Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Текущий по образцу. | 1 |
26. | Рисование узора в круге - расписная тарелка. | 16.04 | | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, объёма. Передача в рисунках смысловой связи между предметами. | Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Текущий. | 1 |
27. | Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур. | 23.04 | | Комбинированный урок. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Уметь выполнять рисование по памяти и представлению. | Текущий. | 1 |
28. | Декоративное оформление открытки «Ракета летит». | 09.04 | | Комбинированный урок. | Рисование с натуры или по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна. | Уметь составлять композиции, последовательно её выполнять. | Текущий. | 1 |
29. | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 21.05 | | Изучение нового материала. | Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности. Ознакомить с законом симметрии. | Уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать симметрии в построении рисунка. | Текущий. | 1 |
30. | Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. | 07.05 | | Изучение нового материала. | Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. | Знать понятия «ритм линий», «пятно». Знать правила рисования с натуры. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. | Самостоятельная работа | 1 |
31. 32. | Рисование в полосе из цветов и листочков. | 21.05 21.05 | | Комбинированный урок. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Текущий. | 2 |
33. | Узор цветов в круге. | 28.05 | | Комбинированный. | Выразительные средства в аппликации. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, объёма. | Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы. | Самостоятельная работа.. | .1 |
34. | Беседа по картинам художников тема «Весна». Рисование с натуры весенних цветов. | 28.05 | | Комбинированный. | Знакомство с произведениями выдающихся художников: А.Саврасов, К.Юон. Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании. | Знать о творчестве русских и мировых художников. Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Текущий. Самостоятельная работа. | 1 |
2.Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1994.
3.Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2011.
4.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1992.
____________________Чугунова И.К.
___________ Шуршикова И.А.