ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке рабочей программы по «Изобразительному искусству» для третьего класса использованы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12.2009) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями Приказы Минобрнауки России: от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 года № 2357, от 18.12.2012 года № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Электронный ресурс. Режим доступа http://standart.edu.ru/
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, Москва, Просвещение,2015г.;
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа, 1-4 классы, Учебно-методический комплект «Планета знаний», М. АСТ: Астрель, 2015г.
Основная образовательная программа начального общего образования МКОО Большекандалинская СШ
Учебный план МКОО Большекандалинскя СШ.
Рабочая программа обеспечена учебно - методическим комплектом:
Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство», 3 класс. Учебник – М.: АСТ: Астрель, 2014г.
Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство», 3 класс. Рабочая тетрадь– М.: АСТ: Астрель, 2018г.
Методические рекомендации «Обучение в 3 классе по учебнику
«Изобразительное искусство». Н.М. Сокольникова – М.: АСТ: Астрель, 2015г.
Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство». Объём учебного времени, отводимый на изучение изобразительного искусства в 3 классе, составляет 1 час в неделю. Общий объём учебного времени 35 часа в год.
Основные цели изучения программы:
приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. - продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
Основные задачи изучения курса «Изобразительное искусство»:
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству к концу 3 класса.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
Понимание к сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественных промыслов, сохраняющим народные традиции;
Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
Положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
Интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
Представления о роли искусства в жизни человека;
Восприятия изобразительного искусства как части народной культуры;
Положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
Основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Называть и различать основные виды изобразительного искусства;
Называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
Узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоновао, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.);
Применять основные средства выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациям к произведениям литературы;
Выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
Лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;
Изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
Передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
Составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.
Учащиеся получат возможность научиться:
Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка, В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А Матисс «Танец» и др.);
Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
Применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;
Правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
Моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;
Выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
Подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
Объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
Продумывать план действий при работе в паре;
Различать и соотносить замысел и результат работы;
Включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
Анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
Самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
Определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные
Учащиеся научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
Группировать сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
Анализировать, из каких деталей состоит объект;
Различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
Сравнивать персонажей в картинах разных художников;
Характеризовать персонажей произведения искусства;
Различать многообразие форм предметного мира;
Конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
Находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и вызываемое ими эмоциональное состояние;
Использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
Устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
Классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
Конструировать по свободному замыслу;
Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
Группировать и соотносить произведения разных видов искусства по характеру и эмоциональному состоянию;
Моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
Задавать вопросы утоняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
Учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
Задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
Владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.(35ч.)
Изобразительное искусство (13 ч.)
Путешествие в мир искусства (1 ч.). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).
Жанры изобразительного искусства (12 ч.). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
Народное искусство (6 ч.)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павлопосадские платки. Скопинская керамика.
Декоративное искусство (9 ч.)
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
Мир дизайна и архитектуры (7 ч.)
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата урока | Тема урока | Количество часов |
План | Факт. |
1 | | | Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. | 1 |
2 | | | Натюрморт. Композиция в натюрморте. Учимся у мастеров. | 1 |
3 | | | Светотень. Школа графики. Рисование шара или крынки (карандаш). Последовательность рисования куба. | 1 |
4 | | | Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель). | 1 |
5 | | | Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже. Учимся у мастеров. | 1 |
6 | | | Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива. | 1 |
7 | | | Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель). | 1 |
8 | | | Портрет как жанр. Автопортрет. | 1 |
9 | | | Школа графики. Рисование портрета девочки (карандаш). | 1 |
10 | | | Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин или глина). | 1 |
11 | | | Портреты сказочных героев. Силуэт. | 1 |
12 | | | Необычные портреты. Школа коллажа. | 1 |
13 | | | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 1 |
14 | | | Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда | 1 |
15 | | | Богородские игрушки. Школа народного искусства. | 1 |
16 | | | Жостовские подносы. Школа народного искусства. | 1 |
17 | | | Павлопосадские платки. | 1 |
18 | | | Скопинская керамика. Школа народного искусства. | 1 |
19 | | | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 1 |
20 | | | Декоративная композиция. Стилизация. | 1 |
21 | | | Замкнутый орнамент. | 1 |
22 | | | Декоративный натюрморт. | 1 |
23 | | | Декоративный пейзаж. | 1 |
24 | | | Декоративный портрет. Школа декора. | 1 |
25 | | | Маски из папье-маше (картона). Школа декора. | 1 |
26 | | | Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками. | 1 |
27 | | | Праздничный декор. Писанки. | 1 |
28 | | | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 1 |
29 | | | Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца. | 1 |
30 | | | Школа дизайна. Форма яйца. Мобиль. Декоративная свеча. | 1 |
31 | | | Форма спирали. Архитектура и дизайн. | 1 |
32 | | | Школа дизайна. Форма спирали. Бумажная роза. Бусы. Колье «Спирали». | 1 |
33 | | | Форма волны. Коробочка для печенья. | 1 |
34 35 | | | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 2 |