СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО, 3 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»





Аннотация

к рабочей программе по изобразительному искусству (ФГОС) 1-4 классов



Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство».

Главный смысловой стержень курса – связь искусства с жизнью человека. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. (34 учебные недели согласно базисному плану, 1 ч в неделю).

Рабочая учебная учебного предмета программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, структуру предмета, место предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.

УМК «Школа России».

Срок реализации программы - 1 год.
















Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство: Рабочие программы. 1-4 класс (из сборника рабочих программ «Школа России»). К учебнику Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: 3 класс. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2013 г.

Рабочая программа адресована обучающимся 3 класса МБОУ «Новозаганская средняя общеобразовательная школа».

Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство».

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становле­ния интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

  • формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и

безобразное в жизни и в искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьника;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством

формирования художественных знаний, умений и навыков.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),

  • рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

  • декоративная работа,

  • лепка,

  • аппликация с элементами дизайна,

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.


Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребёнок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребёнок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего на курс 34 часа в год (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребёнка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса – развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

В рабочей программе предусмотрено 3 часа на национально-региональный компонент (НРК).

Планируемые результаты освоения

учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны

и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого

отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,

наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении

с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением

сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе

выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных

учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с

поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение

организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более

высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-

творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,

скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе

выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать

несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о

содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных

музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей

жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные

художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,

эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный

образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ

цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками

изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы

различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,

способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры

разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся

предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства

и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,

сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества

для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным

и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту

мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.






Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»

Тема года «Искусство вокруг нас»

Учебная четверть

Тема четверти

Кол-во часов

№ урока

Тема урока

Содержание учебного материала

I четверть

Искусство в твоем доме

9

1

Вводное занятие.

«Твои игрушки»

Пояснение темы четверти и темы урока. Повторение основных задач образов братьев-Мастеров.

Знакомство с рабочими принадлежно­стями и правилами техники безопасно­сти на уроке. Цель и назначение игруш­ки. Разнообразие игрушек. Демонстрация поделок народных про­мыслов. Сравнение игрушки народной и современной. Определение роли ма­стеров

в создании игрушки. Изготовле­ние и рисование игрушек.

Новые понятия – «композиция», «ко­лорит».




2

«Посуда у тебя дома»

Формы и материал посуды, ее предна­значение, размеры, композиционные особенности, специфика оформления. Выбор поделки для воспроизведения. Аргументация ее декора. Выполнение основы и декоративных деталей.

Новые понятия — «сервиз», «гармония», «колорит».




3

«Обои и шторы

у тебя дома»

Роль художника в создании дизайна дома. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Повторяемость узора в обоях.

Этапы работы при создании обоев и штор. Изготовление клише, работа по трафарету. Новые понятия — «цветочный рисунок», «природные элемен­ты», «ритм», «периодичность». Психологический настрой на занятия.




4

«Мамин платок»

Искусство росписи тканей. Зависимость цветового узора от назначения платка. Разновидности платков. Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза

с конкретным предназначением. Новые понятия – «мотив», «акцент».




5-6

«Твои книжки»

Оформление книг. Знакомство с много­образием видов книг. Оформительские элементы книг. Своеобразие стилей художников-иллюстраторов. Игровые книжки. Создание проекта конструкции книги, ее обложки, выбор шрифтов, эскизов иллюстраций.

Новые понятия «искусство книги», «переплет», «супер­обложка», «титульный лист», «шмуцти­тул», «концовка».




7-8

«Открытки»

Возникновение открытки, ее назна­чение и тематика. Техника создания и оформление открытки. Новые понятия – «лаконизм», «избира­тельность». Понятие о проекте.




9

Обобщающий урок I четверти «Труд художника для твоего дома»

Закрепление и обобщение знаний, по­лученных в I четверти. Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр произве­дений искусства, которые оставили наи­большие положительные впечатления.

II четверть

Искусство на улицах твоего города

7

10

«Памятники архитектуры»

Пояснение темы четверти и темы урока. Понятие о малой родине. Художест­венные атрибуты современной жизни города. Эстетическая оценка современ­ных и старинных построек. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Создание плоского или объемного изо­бражения проекта здания или архитек­турного ансамбля.

Новые понятия – «памятник архитекту­ры», «зодчество».





11

«Парки, скверы, бульвары»

Назначение «зелёных зон» в городах. Традиции парковой архитектуры в на­шей стране.

Варианты современной архитектуры для садов и парков. Создание проекта детского парка развлечений.

Новое понятие – «садово-парковое искусство».




12

«Ажурные ограды»

Роль ограждений в оформлении города. Кружевные детали в истории искусства

России. Эстетическая оценка ажурных металлических оград. Поиски природ­ных аналогов

рисунка. Создание оригинальных вариантов ажурных ограждений.

Новое понятие «ажур».





13

«Волшебные фонари»

Назначение фонарей в человеческой жизни. Образцы фонарей в качестве цветового украшения города. Размеры и формы. Изучение разных приемов ра­боты с бумагой (складывание, сгибание, скручивание, склеивание, сжимание).

Новые понятия – «миниатюрность», «колоссальность».




14

«Витрины»

Назначение витрин, сочетание оформ­ления с профилем магазина. Рекламная и художественная составляющие в со­держании витрин. Композиционные и оформительские навыки в создании витрин.

Новые понятия – «эклектика», «коллаж».




15

«Удивительный транспорт»

История эволюции облика автомобиля. Назначение автомобилей, связь конструкции

с дизайном. Автомобиль­ный декор. Связь автоконструкции с природными формами. Собственный вариант автомобиля будущего. Подел­ка – елочная игрушка.
Новое понятие – «конструктор».




16

Обобщающий урок II четверти «Искусство на улицах твоего города»

Обобщение и закрепление знаний, по­лученных во II четверти. Обмен учащихся мнениями

о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр художест­венных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. Коллективная творческая работа

в смешанной технике. Домашнее задание на каникулы.

III четверть

Художник и зрелище

10

17-18

«Художник

в цирке»

Пояснение темы четверти и темы уро­ка. Особенности циркового искусства. Виды цирковых номеров, их специфика. Роль художника в их оформлении. Осо­бая яркость, насыщенность циркового представления.

Новые понятия – «за­навес», «костюмы», «реквизит», «осве­щение».




19-20

«Художник

в театре»

Знакомство с работой художника – оформителя театральных постановок. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение.

Новые понятия – «макет», «декорация», «объемно-пространственная компози­ция».




21-22

«Театр кукол»

Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для её изготовления. Кук­ла-подарок.

Новые понятия – «пропор­ции», «утрированность».




23-24

«Театральные маски»

Использование масок в народном пред­ставлении и в театральном искусстве. Выразительность масок, способы их со­здания, материалы для изготовления.

Создание маски-подарка.

Новое поня­тие «карнавал».




25

«Праздник

в городе»

Разнообразие крупномасштабных праздников. Места их проведения. Ху­дожественное оформление населенных пунктов для проведения больших уличных праздников. Разнообразие декора­тивных деталей оформления.

Повторение понятий – «контраст», «со­четание». Защита творческих проектов.




26

«Школьный карнавал». Обобщающий урок III четверти «Художник и зрелище»

Обобщение и закрепление знаний, по­лученных в III четверти. Обмен учащих­ся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр художест­венных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатле­ния. Защита творческих проектов.


IV четверть

Художник и музей

8

27

«Музей в жизни города»

Пояснение темы четверти и темы урока. Крупнейшие художественные музеи России. Разнообразие домашних музеев. Новые понятия — «оригинал», «репро­дукция»

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.




28

«Картина – особый мир. Картина-пейзаж»

Закрепление умения словесно оформлять впечатления о картине. Знакомство с про­изведениями известных русских худож­ников-пейзажистов. Передача нужного настроения, выбор колорита. Повторение понятия «колорит», новые понятия – «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия».




29-30

«Картина-портрет»

Получение представления о жанре портрета и автопортрета. Знакомство с известными русскими художниками-портретистами и их картинами. Выбор выразительных средств для создания рисунка. Со­здание телесного колорита.

Повторение понятия «композиция».




31

«Картина-натюрморт»

Знакомство с жанром натюрморта. Средства художественной выразитель­ности натюрморта.

Расположение предметов в композиции. Творчество художников в жанре натюр­морта.




32

«Картины исторические

и бытовые»

Принципы создания картин на истори­ческие и бытовые темы. Наблюдения и рассуждения

о сюжетах, композиции и деталях картин разных жанров. Закрепление понятия о жанрах изобра­зительного искусства.

Защита творческих проектов.




33

«Скульптура

в музее и на улице»

Знакомство с известными скульптурны­ми памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях. Знакомство с ма­териалом уличной скульптуры.

Повторение понятия «уличный дизайн» и «парковая скульптура».




34

Обобщающий урок IV четверти «Художник

и музей»

Обобщение и закрепление знаний, полученных в IV четверти. Обмен уча­щихся мнениями о видах работ, про­водимых в течение четверти. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления.

Всего


34




Требования к уровню подготовки учащихся

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через по­знание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к по­ниманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

  • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание

художест­венного смысла окружающего предметного мира;

  • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются

носи­телями духовной культуры;

  • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей

жизни и нашего общения;

  • понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми

кра­соты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

  • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

  • использовать элементарные приемы изображения пространства;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

  • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство

книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

  • называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,

деко­ративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

  • называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие,

богородские);

  • называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома,

Гжель);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши,

восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повсе­дневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных

смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художест­венной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в

процес­се совместной художественной деятельности;

  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художествен­но-творческого замысла;

  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных

произве­дениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать худо­жественные термины и понятия;

  • осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятель­

ности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • технику работы акварелью, гуашью, карандашом, флома­стерами;

  • приемы работы с некоторыми видами материалов (бумага, бумажные трафареты,

пластилин);

  • назначение художника на разных этапах его работы;

  • роль цвета, композиции, фактуры материала при создании художественной работы;

  • ряд произведений изобразительного искусства и фамилии их создателей;

  • назначение музеев в жизни людей;

  • названия и суть средств художественной выразительности в изобразительном

искусстве;

  • технику безопасности при работе на уроках изобразитель­ного искусства.

уметь:

  • представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании братьев-

Мастеров;

  • различать предметы народного творчества по их специфи­ческим особенностям

и материалу;

  • характеризовать и эстетически оценивать разные образцы художественного

творчества, представленные на уроках;

  • владеть специальной искусствоведческой терминологией;

  • пользоваться приемами анализа в оценке художественных произведений;

  • моделировать роль экскурсовода при показе школьной вы­ставки.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное ис­кусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе теку­щего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценива­ния, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результа­та. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструк­тивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оце­ниваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изу­чаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, уме­нию работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (ори­гинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника вы­полнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изобра­жения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка за­данной теме, название рисунка).

Характеристика цифровой оценки (отметки):

«5» («отлично») – учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практи­ке; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все ком­поненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» («хорошо») – учащийся полностью овладел программным материалом, но при из­ложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» («удовлетворительно») – учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») – учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с по­ставленной целью урока.























№ п\п

Тема

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Форма контроля

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

П

Ф

Искусство в твоем доме (9 часов)

1

Вводное занятие.

«Твои игрушки»

Формирование чувства гордости за культуру

и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства

в жизни общества и каждого отдельного человека.


Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД:

ориентироваться

в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного;

с помощью учителя

делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться

в учебнике (на развороте,

в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД:

уметь  пользоваться языком изобразительного искусства;

уметь  слушать

и понимать высказывания собеседников.

Повторение специфики урока изобразительного искусства, знаний о технике безопасности, многообразии используемых материалов.

Повторение правил работы на уроке, приемы работы с различными материалами, навыки выполнения творческого задания.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформ­ления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения

и Изображения, рассказывать

о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки

и украшать ее, добиваясь целостности цветового реше­ния.

Понимать роль цвета и декора

в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника

и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Выставка работ



2

«Посуда у тебя дома»

Сам. работа



3

«Обои и шторы у себя дома»

Сам. работа



4

«Мамин платок»

Сам. работа



5-6

«Твои книжки»

Сам. работа



7-8

«Открытки»

Сам. работа



9

«Труд художника для твоего дома» (обобще­ние темы)


Выставка

работ



Искусство на улицах твоего города (7 часов)

10

«Памятники архитекту­ры»

(НРК)

Формирование

эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

формирование эстетических потребностей –

потребностей в общении

с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.


Регулятивные УУД:

учиться отличать верно  выполненное задание от неверного;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

учиться согласованно работать в группе.

Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.

Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона.

Учиться видеть архитектурный

об­раз, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и совре­менных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, кото­рое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповтори­мое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Сравнивать и анализировать пар­ки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).


Сам. работа



11

«Парки, скверы, бульва­ры»

(НРК)

Сам. работа



12

«Ажурные ограды»

Сам. работа



13

«Волшебные фонари»

Сам. работа



14

«Витрины»

Сам. работа



15

«Удивительный транс­порт»

Сам. работа



16

«Труд художника на ули­цах твоего города (се­ла)»

(обобщение темы)

(НРК)


Выставка работ



Художник и зрелище (10 часов)

17-18

«Художник

в цирке»

Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Познавательные УУД:

добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

учиться согласованно работать в группе.

Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание кра­сочных декораций, костюмов, цирково­го реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красоч­ные выразительные рисунки или аппли­кации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, весе­лое, подвижное.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные реше­ния, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» – картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумаж­ными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладевать навыками создания объемно-пространственной компози­ции.

Сам. работа



19-20

«Художник

в театре»

Сам. работа



21-22

«Театр кукол»

Сам. работа



23-24

«Театральные маски»

Сам. работа



25

«Праздник

в городе»

Сам. работа



26

«Школьный карнавал» (обобщение темы)

Выставка работ



Художник и музей (8 часов)

27

«Музей в жизни города»

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.


Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.


освоение умений применять в художественно –

творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях.


Сам. работа




28

«Картина –

особый мир.

Картина-пейзаж»

Сам. работа




29-30

«Картина-портрет»

Сам. работа



31

«Картина-натюрморт»

Сам. работа



32

«Картины исторические и бытовые»

Сам. работа




33

«Скульптура в музее и на улице»

Сам. работа




34

«Художественная выстав­ка» (обобщение темы)


Выставка работ





Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса


Технические средства обучения:

  • компьютер с программным обеспечением;

  • магнитная доска;

  • проектор;

  • экран навесной.

Список литературы:

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Неменский Б.М.,

Горяев В.Г., Неменская Л.А.

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы

2011

Москва «Просвещение»

2

Неменская Л.А,

Неменский Б.М.

Уроки изобразительного искусства.

Поурочные разработки. 1-4 классы

2013

Москва «Просвещение»

3

Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского

2013

Москва «Просвещение»

4

Неменский Б.М.

Методическое пособие для учителя к учебникам

по изобразительному искусству. 1-4 классы

2008

Москва «Просвещение»

5

Давыдова М.А.

Поурочные разработки по изобразительному искусству.

3 класс под редакцией Б.М. Неменского

2014

Москва «ВАКО»

6

Щеблыкин И.К. и др.

Аппликационные работы в начальных классах.

Книга для учителя

1990

Москва «Просвещение»

Информационно-образовательные ресурсы:

http:// www.proskolu.ru.

http:// www.4stupeni.ru

http:// www.pedsovet.org

http:// www.nsportal.ru

http:// red@1september.ru