Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» Протокол № 1 от 24.08. 2022 г. Обсуждено на методическом объединении учителей начальных классов Протокол № 1 от 24. 08. 2022 г. | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР __________________ Вершинина Н.С. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» ________ Аюшеев Н.Д. Приказ № 86 от 24.08.2022 г. |
Рабочая программа
по ИЗО
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 4
Всего часов: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час в неделю
Составила учитель начальных классов
Баландина Н.А.
учебный год
Пояснительная записка
В 2022 – 2023 учебном году преподавание предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Устав МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»;
Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»;
Авторская программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2019г.)
Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Составной частью воспитания личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование школьника. Эмоционально-чувственное восприятие действительности, художественное творчество – самые благоприятные факторы в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним школьника являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- организация и систематическое развитие художественно-творческой деятельности школьников;
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
- развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
- повышение уровня художественной образованности школьников – расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
- воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать его как в словесной форме, так и художественными средства.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников, при обсуждении творческих работ одноклассников.
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности.
Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке.
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
Понимание особой культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
Сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру и т.д.), ценностей и чувств;
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой коллективной работы;
Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать свое рабочее место;
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовном развитии;
Сформированность основ художественной культуры, эстетическогог отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусств;
Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства)
Применение художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
Умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
Усвоение названий ведущих художественных музеев России и своего региона;
Умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассники научатся:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги маке
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
-называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать различные художественные материалы.
Четвероклассники получат возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Содержание учебного материала
Истоки родного искусства (8 ч)
Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Красота человека. Русская красавица. Образ русского человека в произведениях художников. Календарные праздники. Народные праздники.
Древние города нашей земли (7 ч)
Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины – защитники. Золотое кольцо России. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах.
Каждый народ — художник (11 ч)
Страна восходящего солнца. Искусство оригами. Народы гор степей. Города в пустыне. Древняя Эллада..Олимпийские игры. Средневековый город. Образ готического храма.
Искусство объединяет народы (8 ч)
Тема материнства в искусстве. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Мудрость старости. Сопереживание. Герои – защитники. Героическая тема в искусстве разных народов. Юность и надежда. Искусство народов мира.
Количество и распределение контрольных уроков по разделам/ темам
№ | Тема/ раздел | Кол-во часов | Количество контрольных уроков и форма проведения КР | Проектная деятельность |
1 | Истоки родного искусства | 8 | Выставка работ | |
2 | Древние города нашей земли | 7 | Выставка работ | Проект «Историческая архитектура городов России» |
3 | Каждый народ - художник | 11 | Выставка работ | Проект « Каждый народ – художник» |
4 | Искусство объединяет народы. | 8 | Итоговая выставка творческих работ | |
| | 34 | | |
V.Тематическое планирование
по ИЗО
4 класс
№ урока | Содержание (тема урока) | Количество часов |
1 | Пейзаж родной земли. | 1 |
2 | Красота природы в произведениях русской живописи ) | 1 |
3 | Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. | 1 |
4 | Деревня – деревянный мир | 1 |
5 | Красота человека. Русская красавица | 1 |
6 | Образ русского человека в произведениях художников | 1 |
7 | Календарные праздники | 1 |
8 | Народные праздники | 1 |
9 | Родной угол | 1 |
10 | Древние соборы. | 1 |
11 | Города Русской земли | 1 |
12 | Древнерусские воины- защитники | 1 |
13 | «Золотое кольцо России» | 1 |
14 | Узорочье теремов | 1 |
15 | Праздничный пир в теремных палатах | 1 |
17 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | 1 |
18 | Искусство оригами | 1 |
19 | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре | 1 |
20 | Народы гор и степей | 1 |
21 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры | 1 |
22 | Города в пустыне | 1 |
23 | Древняя Эллада | 1 |
24 | Олимпийские игры | 1 |
25 | Средневековый город | 1 |
26 | Образ готического храма в средневековом городе Многообразие художественных культур в мире. | 1 |
27 | Тема материнства в искусстве | 1 |
28 | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве | 1 |
29 | Мудрость старости | 1 |
30 | Сопереживание. Дорогою добра | 1 |
31 | Герои-защитники | 1 |
32 | Героическая тема в искусстве разных народов | 1 |
33 | Юность и надежда | 1 |
34 | Искусство народов мира | 1 |
Список УМЛ.
1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2020 г.
2.Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс. Рабочая тетрадь. М. Просвещение. 2020 г.
3.Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. под ред. Неменского Б.М., М. Просвещение, 2019 г.
4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Неменского Б.М., 1-4 классы, М. Просвещение, 2019 г.
5.Поурочное планирование. Изобразительное искусство, 4 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской, автор Н.В. Бабакова. Волгоград. Учитель. 2019 г.
6.В помощь преподавателю «Изобразительное искусство». Занимательные материалы. Волгоград. Учитель. 2018 г.