СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует для 5 классов требованиям ФГОС ООО.Учебно-методический комплект рекомендован Министерством образования РФ (авторы Е.А.Ермоленская,Е.С.Медкова,Л.Г.Савенкова).

Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа для 5 классов соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Составлена на основании ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,ФГОС ООО,Положении о рабочей программе школы,Интегрированной программы по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой.


В соответствии с учебным планом для основного общего образования данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 34 учебные недели) для каждого класса.










Планируемые результаты


Личностные результаты:

  • социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

  • мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;

  • развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;

  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;

  • развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.


Метапредметными результатами является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД

1. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

4. формирование духовных и эстетических потребностей;

5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы;

8. обеспечивает формирование у учащихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

Регулятивные УУД

1. Проговаривать последовательность действий на уроке.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ.


Коммуникативные УУД

1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

5. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).


Предметные результаты:

  • формирование представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;

  • развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству;

  • способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

  • индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

  • развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях поли художественного воспитания;

  • проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;

  • развитие фантазии и воображения детей;

  • использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;

  • овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

  • умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;

  • использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;

  • нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.


Человек, природа, культура как единое целое

Учащийся научится:

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.

Учащийся получит возможность научиться:

Выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.

Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

Учащийся научится:

Наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение.Передавать линию горизонта и перспективу улицы. Передавать воздушную перспективу в рисунке.

Учащийся получит возможность научиться:

Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.

Путешествие в мир искусства Древней Греции

Учащийся научится:

Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.

Учащийся получит возможность научиться:

Использовать древнегреческие каноны в изображении человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры.

Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

Учащийся научится:

Передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.

Учащийся получит возможность научиться:

Передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма.

Народное декоративно-прикладное искусство

Учащийся научится:

Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.




Содержание учебного предмета


Тема 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4 ч.

Природа и человек. Природа и художник. Человек — природа — культура. Пространство и время.

Деятельность учащихся:

Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления.

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).

Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.

Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами.

Тема2.Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве-7ч

Зодчество. Образы старинной архитектуры. Конструктивные особенности архитектуры. Объёмные формы в изобразительном искусстве. Штрих в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). Перспектива в открытом пространстве.

Деятельность учащихся:

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.

Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.

Создавать эскизы (образ здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.

Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве).

Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.

Тема 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции- 5 ч.

Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Мифы Древней Греции. Скульптура Древней Греции. Рисуем человека по древнегреческим канонам. Чернофигурные вазы Древней Греции.

Деятельность учащихся:

Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём.

Знакомиться с греческими канонами изображения человека.

Передавать характерные позы и динамику фигуры.

Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.

Тема 4.Былинная Русь и следы язычества в русской культуре- 8 ч

Славянские мифы о сотворении мира. Мифологическая картина Русской земли. Былинный образ Русской земли. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Народный костюм; головной убор. Народный костюм; одежда. Народные праздники. Святки. Масленица.

Деятельность учащихся:

Уметьпередавать в композиции характерные черты героев русских былин.

Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.

Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.

Уметьпредставлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма.

Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.).

Тема 5. Народное декоративно-прикладное искусство- 10 ч.

Этнографический музей. Печные изразцы. Расписывание изразцов. Прядение — вид народного ремесла. Прялка. Кукла как часть народной культуры. Делаем куклу-«закрутку». Ткачество как вид народного искусства. Вышивка. Лоскутное шитьё.

Деятельность учащихся:

Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона.

Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.

Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода.

Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.

Уметьнаблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.

Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.

Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.

Самостоятельносоставлять рисунок для вышивки крестом.

Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.



Календарно-тематическое планирование

тема урока

кол-во часов

дата по плану

дата фактически

1

Природа и человек

1



2

Природа и художник

1



3

Человек-природа-культура

1



4

Пространство и время.Многомерность мира

1



5

Зодчество

1



6

Образцы старинной архитектуры

1



7

Конструктивные особенности архитектуры

1



8

Объемные формы в изобразительном искусстве

1



9

Штрих в изобразительном искусстве

1



10

Рисуем натюрморт

1



11

Перспектива в открытом пространстве

1



12

Идем в музей

1



13

Мифы Древней Греции

1



14

Скульптура Древней греции

1



15

Изображаем человека по древнегреческим канонам

1



16

Чернофигурные вазы Древней Греции

1



17

Славянские мифы о сотворении мира

1








Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  • Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова;Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2012.-208с.:ил.

Для учителя:

  • Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8 (9)классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М.: «Вентана-Граф», 2013. – 200с.