1. Пояснительная записка
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 5 класса разработана на основе Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ №16 с учётом примерной программы по изобразительному искусству.
Цели изучения предмета «Изобразительное искусство» в системе основного общего образования.
Основными целями обучения изобразительному искусству являются:
- духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира;
-формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Задачи обучения:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобра-зительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю-щему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декора-тивно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окру-жении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельно-сти;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений про-фессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, ге-роическому прошлому, многонациональной культуре.
1.3 Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения курса «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования из расчёта 1 час в неделю. При этом примерная программа предусматривает резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, внедрения современных методов обучения, а так же для компенсирования потерянного время, во избежание невыполнения учебного плана по причине временного приостановления учебного процесса.
1.4 Сведения об учебно-методическом комплексе
Данная программа обеспечена учебно – методическим комплектом для 5 класса. В комплект входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
Учебно – методический комплект для учителя:
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под. редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителя образовательных учреждений \ Б.М. Неменского, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских.- М.: Просвещение, 2014.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.5кл. учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева. О.В. Островская; под. ред. Б.М. Неменского. -10-е изд.-М.: Просвещение.,2014.
Цифровые образовательные ресурсы:
- История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
- Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
- Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
- Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год. Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Интернет-ресурсы.
- Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа :http://ru.wikipedia.org/wiki
- Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
- Педагогическое сообщество. – Режим доступа :http://www.pedsovet.su
Учебно – методический комплект для учащихся:
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.5кл. учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева. О.В. Островская; под. ред. Б.М. Неменского. -10-е изд.-М.: Просвещение.,2014.
Дополнительных пособий для учащихся:
Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 2010,
Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 2010,
Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2010.
1.5 Формы промежуточной аттестации
Программа предназначена для учащихся общеобразовательных классов и предусматривает выполнение двух тематических и итоговой контрольных работ.
2. Планируемые предметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство» в средней школе в 5 классе.
Обучающийся научится понимать и применять полученные знания:
- истоки и специфику образного языка декоративно – прикладного искусства;
- семантические значения традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных промыслов;
- понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества;
- знать разнообразные виды современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.);
Обучающийся овладеет компонентами предметной компетенции:
- умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;
- выстраивать декоративные композиции;
- создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства;
- владеть навыками работы в конкретном материале
3. Содержание учебного предмета
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Древние корни народного искусства | 8 |
2 | Связь времён в народном искусстве | 8 |
3 | Декор – человек, общество, время | 10 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 8 |
5 | Резерв | 1 |
Итого | 35 |
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 8ч.
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Темы уроков
«Древние образы в народном искусстве»
«Убранство русской избы»
«Внутренний мир русской избы»
«Конструкция и декор предметов народного быта»
«Русская народная вышивка»
«Народный праздничный костюм»
«Народные праздничные обряды»
СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ 8ч.
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Из истории развития городецкой росписи. Промыслы как искусство художественного сувенира.
Темы уроков
«Древние образы в современных народных игрушках»
«Искусство Гжели»
«Городецкая роспись»
«Хохлома»
«Жостово. Роспись по металлу»
«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
«Связь времён в народном искусстве».
ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ 10ч.
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая
Темы уроков
«Зачем людям украшения»
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
«Одежда говорит о человеке»
«О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»
«Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»
«Декор и положение человека в обществе»
«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 8ч.
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов, работающих по данной теме. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.).
Темы уроков
«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
«Современное выставочное искусство»
«Ты сам мастер»
Экскурсия
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | План | Факт 5а | Факт 5б | Кол-во часов | Тема урока |
«Древние корни народного искусства» (8 ч) |
1 | | | | 1 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. |
2 | | | | 1 | Убранство русской избы Подготовка к к/р. |
3 | | | | 1 | Входящая контрольная работа по теме: Внутренний мир русской избы. |
4 | | | | 1 | Анализ к/р Древние образы в народном искусстве. |
5 | | | | 1 | Древние образы в народном искусстве. |
6 | | | | 1 | Древние образы в народном искусстве. |
7 | | | | 1 | Народные праздничные обряды |
8 | | | | 1 | Народные праздничные обряды |
9 | | | | 1 | Народные праздничные обряды |
«Связь времён в народном искусстве» (8 ч) |
10 | | | | 1 | Древние образы в современных народных игрушках. |
11 | | | | 1 | Искусство Гжели |
12 | | | | 1 | Городетская роспись |
13 | | | | 1 | Хохлома |
14 | | | | 1 | Промыслы нашего края. Жостово. Роспись по металлу. |
15 | | | | 1 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
16 | | | | 1 | Связь времён в народном искусстве. |
17 | | | | 1 | Зачем людям украшения. |
«Декор – человек, общество, время» (10 ч) |
1819 | | | | 2 | Декор и положение человека в обществе. |
| | | Подг.к к/р |
2021 | | | | 2 | Одежда «говорит» о человеке. К/р. |
| | | Одежда «говорит» о человеке. Анализ к/р. |
22 23 24 | | | | 3 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте |
| | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте |
| | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте |
25-26 | | | | 2 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. |
| | | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы |
27 | | | | 1 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. |
«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч) |
28 | | | | 1 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. |
29-30 | | | | 2 | Современное выставочное искусство. |
| | | Современное выставочное искусство |
31 | | | | 1 | Ты сам мастер. Декоративно - прикладного искусства.(панно) |
32 | | | | 1 | Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства.(игрушка-из мочала)Подготовка к к/р. |
33 | | | | 1 | Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства(витраж).Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. |
34 | | | | 1 | Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (ваза)Анализ к/р. |
35 | | | | 1 | Резерв |
Итого: 35 часа. |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2019-2020 учебный год
Предмет изобразительное искусство
Класс | Дата проведения по плану | Название раздела, темы урока | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
10