СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 5 класс 2019-2020

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неменский

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 класс 2019-2020»

1. Пояснительная записка

    1. Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 5 класса разработана на основе Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ №16 с учётом примерной программы по изобразительному искусству.


    1. Цели изучения предмета «Изобразительное искусство» в системе основного общего образования.

Основными целями обучения изобразительному искусству являются:

- духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира;

-формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Задачи обучения:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобра-зительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружаю-щему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декора-тивно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окру-жении ребенка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельно-сти;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений про-фессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, ге-роическому прошлому, многонациональной культуре.


1.3 Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения курса «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования из расчёта 1 час в неделю. При этом примерная программа предусматривает резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, внедрения современных методов обучения, а так же для компенсирования потерянного время, во избежание невыполнения учебного плана по причине временного приостановления учебного процесса.



1.4 Сведения об учебно-методическом комплексе


Данная программа обеспечена учебно – методическим комплектом для 5 класса. В комплект входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.

Учебно – методический комплект для учителя:

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под. редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителя образовательных учреждений \ Б.М. Неменского, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских.- М.: Просвещение, 2014.

- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.5кл. учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева. О.В. Островская; под. ред. Б.М. Неменского. -10-е изд.-М.: Просвещение.,2014.

Цифровые образовательные ресурсы:

- История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

- Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

- Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

- Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год. Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Интернет-ресурсы.

- Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа :http://ru.wikipedia.org/wiki

- Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

- Педагогическое сообщество. – Режим доступа :http://www.pedsovet.su



Учебно – методический комплект для учащихся:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.5кл. учеб. для общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева. О.В. Островская; под. ред. Б.М. Неменского. -10-е изд.-М.: Просвещение.,2014.

Дополнительных пособий для учащихся:

Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 2010,

Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 2010,

Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2010.



1.5 Формы промежуточной аттестации


Программа предназначена для учащихся общеобразовательных классов и предусматривает выполнение двух тематических и итоговой контрольных работ.


2. Планируемые предметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство» в средней школе в 5 классе.

Обучающийся научится понимать и применять полученные знания:

- истоки и специфику образного языка декоративно – прикладного искусства;

- семантические значения традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных промыслов;

- понимать место и значения современного декоратив­ного искусства в жизни человека и общества;

- знать разно­образные виды современного декоративного творчества, ма­териалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.);


Обучающийся овладеет компонентами предметной компетенции:

-  умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;

- выстраивать декоративные композиции;

- создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства;

- владеть навыками работы в конкретном материале





3. Содержание учебного предмета


п\п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Древние корни народного искусства

8

2

Связь времён в народном искусстве

8

3

Декор – человек, общество, время

10

4

Декоративное искусство в современном мире

8

5

Резерв

1

Итого

35


ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 8ч.

Истоки языка декоративного искусства идут от народного кре­стьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусст­ва — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображаю­щего конкретную реальность.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образ­ном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искус­ства.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.


Темы уроков

«Древние образы в народном искусстве»

«Убранство русской избы»

«Внутренний мир русской избы»

«Конструкция и декор предметов народного быта»

«Русская народная вышивка»

«Народный праздничный костюм»

«Народные праздничные обряды»

СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ 8ч.

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крес­тьянских традиций в современной жизни, а также дать представ­ление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современ­ных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Из истории развития городецкой росписи. Промыслы как искусство художественного сувенира.

Темы уроков

«Древние образы в современных народных игрушках»

«Искусство Гжели»

«Городецкая роспись»

«Хохлома»

«Жостово. Роспись по металлу»

«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

«Связь времён в народном искусстве».

ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ 10ч.

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоратив­ного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могу­щества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­го искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. От­личие одежд высших и низших сословий общества.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обще­стве и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается рас­крыть на материале декоративного искусства Древнего Китая

Темы уроков

«Зачем людям украшения»

«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»

«Одежда говорит о человеке»

«О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»

«Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»

«Декор и положение человека в обществе»

«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 8ч.

Знакомство с современным выставочным декоративно-при­кладным искусством и создание коллективной работы в материа­ле для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или па­раллелью классов, работающих по данной теме. Многообразие материалов и техник современного декоратив­но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, ме­талл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.).

Темы уроков

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

«Современное выставочное искусство»

«Ты сам мастер»

Экскурсия





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

План

Факт

Факт

Кол-во часов

Тема

урока

«Древние корни народного искусства» (8 ч)

1





1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

2




1

Убранство русской избы Подготовка к к/р.

3




1

Входящая контрольная работа по теме: Внутренний мир русской избы.

4




1

Анализ к/р Древние образы в народном искусстве.

5




1

Древние образы в народном искусстве.

6




1

Древние образы в народном искусстве.

7




1

Народные праздничные обряды

8




1

Народные праздничные обряды

9




1

Народные праздничные обряды

«Связь времён в народном искусстве» (8 ч)

10




1

Древние образы в современных народных игрушках.

11




1

Искусство Гжели

12




1

Городетская роспись

13




1

Хохлома

14




1

Промыслы нашего края. Жостово. Роспись по металлу.

15





1

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

16




1

Связь времён в народном искусстве.

17




1

Зачем людям украшения.

«Декор – человек, общество, время» (10 ч)

1819




2

Декор и положение человека в обществе.




Подг.к к/р

2021




2

Одежда «говорит» о человеке. К/р.




Одежда «говорит» о человеке. Анализ к/р.

22

23

24




3

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте




Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте




Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

25-26




2

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.




О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

27




1

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)

28




1

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

29-30




2

Современное выставочное искусство.




Современное выставочное искусство

31




1

Ты сам мастер. Декоративно - прикладного искусства.(панно)

32




1

Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства.(игрушка-из мочала)Подготовка к к/р.

33




1

Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства(витраж).Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.

34




1

Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (ваза)Анализ к/р.

35




1

Резерв

Итого: 35 часа.


Лист корректировки календарно-тематического планирования

2019-2020 учебный год

Предмет изобразительное искусство

Класс

Дата проведения по плану

Название раздела, темы урока

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия
































10