ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом 17.12.2010 № 1897), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.», Примерной образовательной программы начального общего и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1\15) и УМК «Вертикаль» по предмету «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» (ФГОС) /С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ «Программа для общеобразовательных учреждений УМК «Вертикаль» ФГОС Изобразительное искусство 5-8 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2017 г.
УМК «ВЕРТИКАЛЬ» ФГОС. «Изобразительное искусство» 5 класс.
-Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. (ФГОС) 5-8 кл. / С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др./ - Москва, «Дрофа» 2017 г
-Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта.
Учебно-методический комплекс:
1. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений 5 кл. 1 ч. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2017
2. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений 5 кл. 2 ч. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2017
3. Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 5 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2017
4. Изобразительное искусство. (ФГОС) 5 класс: поурочные планы по учебнику. Авт.- сост. О.В. Павлова - Волгоград: «Учитель», 2014 г.
5. Развернутое тематическое планирование. Изобразительное искусство. (ФГОС) 1-8 классы. По программе В.С. Кузина/ Ломов С.П., Игнатьев С.Е./ Авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Волгоград: «Учитель», 2017г.
6. Ломов С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 5 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2017.
Цель программы курса: Приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи изучения курса:
1. Формировать духовную культуру личности, приобщить к человеческим ценностям. Воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды.
2. Способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности; знаниями элементарных основ реалистического искусства, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, и по представлению, ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества и аппликации.
3. Развивать у детей изобразительные способности, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
4. Способствовать освоению знаний о видах и жанрах искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении; ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. В учебном плане основного общего образования на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 34 ч.(1 час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения программы курса.
Личностные результаты в 5 классе:
Обучающиеся научаться:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
Предметные результаты:
Обучающиеся научаться:
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
--приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках ИЗО;
— рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;
- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);
— самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.
Обучающиеся получат возможность научиться:
— основным закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научаться:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные УУД
Обучающиеся научаться:
• Уметь работать по предложенному учителем плану.
• Определять последовательность действий на уроке.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Обучающиеся научаться:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- соблюдать последовательность выполнения изображения;
- выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научаться:
-умение предвидеть возможные результаты своей деятельности;
-самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
-оценка собственного продвижения;
-умение использовать полученную информацию;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-планирование учебного сотрудничества: работа в группе, в паре;
-умение вести диалог;
-принимать мнение партнера;
-аргументация своей позиции;
-умение представить результат практической работы в группе;
3. Основное содержание учебного предмета.
1. Рисунок и виды графического искусства. (1 час)
Знакомство с видами графики и гравюры; с выразительными средствами графики (линия, пятно). Учебное копирование - повторить рисунок или гравюру художника по образцу графическими материалами.
2. Линейная перспектива. Мы изображаем пространство улицы. (1 час)
Зарисовка по памяти и представлению улицы, перспективное изображение дороги, объёмное изображение домика, деревьев в разных позициях (графика).
3. Линейная перспектива. Мы рисуем автомобиль. (1 час)
Рисунок легкового автомобиля с учетом конструктивного построения ,перспективы и угла зрения (графика).
4. Линейная перспектива. Мы сочиняем интерьер комнаты. (1 час) э
Рисования интерьера в угловой перспективе. Сделать зарисовки своей комнаты с обстановкой и мебелью.
5. Пропорции фигуры человека. Этапы построения. (1 час)
Пропорции фигуры взрослого человека. Особенности выполнения набросков и зарисовок. Выполнить карандашом зарисовку фигуры человека.
6. Рисуем наброски и зарисовки людей по теме «Мир вокруг моими глазами» (1 час)
Наброски по представлению по жизненным наблюдениям или по мотивам прочитанных книг.
7. Рисуем по памяти и представлению животных. (1 час)
Зарисовки 2-х домашних животных по памяти и представлению. Графическое изображение в цвете или тоне.
8. Живописные материалы. Особенности и приемы живописи акварелью и гуашью. (1 час)
Приемы работы акварелью, гуашью. Этюд нескольких предметов (цветы, овощи, фрукты) в 2-х разных техниках.
9. Натюрморт. Мы сочиняем натюрморт (1 час) Живописное изображение натюрморта по самостоятельно задуманной тематике. Изображение объема предметов. Понятия собственного и локального цвета предмета.
10. Рисуем природу. Мы пишем пейзаж. (1 час)
Приёмы передачи времени года и настроения в пейзаже. Научиться передавать в пейзажном этюде выбранное время года (гуашь, акварель)
11. Основы композиции. Законы, правила и средства тематической композиции. (1 час) Композиция на историческую тему.
12. Деревянное зодчество. Русская изба. (1 час)
Рисунок деревянной русской избы или презентация по теме.
13. Лепка животных (1 час)
Этапы выполнения лепки. Приемы упрощения формы. Лепка из пластилина животного по выбору.
14. Основные виды дизайна. (1 час)
Эскиз дизайна одежды (костюм для театра, школьная форма, наряд для дискотеки, одежда для похода).
15. Сюжетная композиция. Образ праздника. (1 час)
Композиция «Мой любимый праздник» (гуашь)
16. Архитектура Древнего мира (1 час)
Зарисовка греческой архитектурной ордерной системы, Древнегреческого храма или презентация по теме.
17. Декоративная композиция. Стилизация. (1 час)
Создать декоративное изображение на основе стилизованного природного образа (растения, цветов, птиц, животных, рыб и проч.)
18. Художественный язык декоративно-прикладного искусства (1 час)
Эскиз ленточного орнамента по мотивам стилизованных народных узоров в цвете.
19. Декоративная композиция «Древо жизни» (1 час)
Стилизованная декоративная композиция «Древо жизни». Самостоятельная разработка идеи, выбор художественных материалов и техники выполнения работы.
20. Народные художественные промыслы Хохломская роспись и ее виды. (1 час)
Зарисовка элементов растительного орнамента в цвете (ягоды, листья).
21. Хохломская роспись. Эскиз росписи предмета быта. (1 час)
Роспись предмета быта (гуашь)
22. Городецкая роспись. Птицы и животные. (1 час)
Выполнение этюда элемента городецкой росписи «Конь»или «Индюк» (гуашь)
23. Городецкая роспись. Цветы и их виды. (1 час)
Роспись по мотивам городецких цветов (розан, бутон, купава, листики) «Цветочный букет». Составить набросок букета и выполнить этюд гуашью
24. Городецкая роспись. Эскиз росписи кухонной доски или любого деревянного предмета быта. (1 час)
Зарисовка росписи кухонной доски. Выполнение в цвете гуашью (домашнее задание)
25. Росписи Северной Двины и Мезени. Эскиз прялки. (1 час)
Этюд росписи прялки по мотивам народных промыслов русского Севера.
26. Беседы об изобразительном искусстве. «Музеи Санкт-Петербурга». (1 час)
Ознакомится с первым музеем Санкт-Петербурга – Кунсткамерой, Эрмитажем. Государственным русским музеем. Написать реферат об истории создании музея, или одного из направлений коллекции, о художниках и их картинах х в собрании музея т.п.
27. Беседы об изобразительном искусстве. «Музеи Москвы» (1 час)
Познакомится с музеями Москвы: Оружейной палатой, Третьяковской галереей, музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Составить презентацию по теме.
28 . Сюжетная композиция «Великая Победа 1941-1945г.». Тема подвига, труда людей во время войны. (1 час)
Эскиз творческой композиции по теме (карандаш). Замысел по литературному произведению, биографии конкретного человека на войне, художественного или документального фильма.
29. Сюжетная композиция «Великая Победа 1941-1945г.». (1 час)
Выполнение композиции в цвете. Передача эмоционального состояния колоритом, техникой выполнения. Применение различных художественных техник и материалов.
30. Искусство матрешки. Сергиево-посадская матрешка. (1 час)
31. Семёновская и полхов-майданская матрёшки. (1 час)
32. Керамика. Скопинская керамика. (1 час)
Этюд сосуда по мотивам скопинской керамики (экварель)
33. Филимоновская и каргопольская глиняная игрушка. (1 час) Нарисовать или слепить из пластилина фигурку по мотивам глиняной игрушки народных промыслов
34. Беседа «Художественные музеи мира». (1 час) Художественные музеи Лувр и Метрополитен. Научатся ориентироваться в коллекциях находить необходимую информацию о музеях, художниках.
Календарно-тематическое планирование уроков «Изобразительное искусство» в 5 классе.
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Дата по факту | Корректирующие мероприятия, причина коррекции |
1 | Рисунок и виды графического искусства. | | | |
2 | Линейная перспектива. Мы изображаем пространство улицы. | | | |
3 | Линейная перспектива. Мы рисуем автомобиль. | | | |
4 | Линейная перспектива. Мы сочиняем интерьер комнаты. | | | |
5 | Пропорции фигуры человека. Этапы построения. | | | |
6 | Рисуем наброски и зарисовки людей по теме «Мир вокруг моими глазами» | | | |
7 | Рисуем по памяти и представлению животных. | | | |
8 | Живописные материалы. Особенности и приемы живописи акварелью и гуашью. | | | |
9 | Натюрморт. Мы сочиняем натюрморт. | | | |
10 | Рисуем природу. Мы пишем пейзаж. | | | |
11 | Основы композиции. Законы, правила и средства тематической композиции. | | | |
12 | Деревянное зодчество. Русская изба. | | | |
13 | Лепка животных | | | |
14 | Основные виды дизайна. | | | |
15 | Сюжетная композиция. Образ праздника. | | | |
16 | Архитектура Древнего мира | | | |
17 | Декоративная композиция. Стилизация. | | | |
18 | Художественный язык декоративно-прикладного искусства | | | |
19 | Декоративная композиция «Древо жизни» | | | |
20 | Народные художественные промыслы. Хохломская роспись и ее виды. | | | |
21 | Хохломская роспись. Эскиз росписи предмета быта. | | | |
22 | Городецкая роспись. Птицы и животные. | | | |
23 | Городецкая роспись. Цветы и их виды. | | | |
24 | Городецкая роспись. Эскиз росписи кухонной доски или любого деревянного предмета быта. | | | |
25 | Росписи Северной Двины и Мезени. Эскиз прялки. | | | |
26 | Беседы об изобразительном искусстве. «Музеи Санкт-Петербурга». | | | |
27 | Беседы об изобразительном Искусстве. «Музеи Москвы» | | | |
28 | Сюжетная композиция «Великая Победа 1941-1945г.». Тема подвига, труда людей во время войны. | | | |
29 | Сюжетная композиция «Великая Победа 1941-1945г.». | | | |
30 | Искусство матрешки. Сергиево-посадская матрешка. | | | |
31 | Семеновская и полхов-майданская матрёшки. | | | |
32 | Керамика. Скопинская керамика. | | | |
33 | Филимоновская и каргопольская глиняная игрушка. | | | |
34 | Беседа «Художественные музеи мира». | | | |
8